Заседание № 87
О проекте федерального закона № 159484-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У меня три предложения. Первое предложение - исключить пункты 4, 2 и 14 из нынешней повестки дня. Обоснование я дам позже.
Коломейцев Николай Васильевич предложила не рассматривать сегодня пункты 2, 4 и 14, да? Пожалуйста, на минуту включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! У нас Конституция запрещает цензуру. По нашему мнению, пункт 2, изменение, предлагаемое в статью 94 Регламента, вообще-то, противоречит Конституции и вводит незаконную цензуру. Более того, в розданном депутатам вот таком сборничке, Борис Вячеславович, - раньше, кстати, раз в полгода Регламент меняли - статьи 94 вообще нет, здесь есть ссылка, что она в редакции такой-то. При условии нераздачи на бумажных носителях люди даже не могли ознакомиться, куда же и какая поправка вносится. По второй части, по пункту 14. Почему мы предлагаем его снять? Как вы знаете, Регламент предполагает определённую процедуру внесения и обсуждения документов. В постановлении многократно идут ссылки на какую-то программу, которая, кстати, правительством не утверждена и официально в Думу не внесена, но в постановлении рекомендуется рассмотреть и законодательным, и представительным... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость у кого-то прокомментировать пункты 2, 4 и 14? Нет. Ставится на голосование предложение депутата Коломейцева не рассматривать пункт 2 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 17 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7% Результат: не принято Не принято. Кто за то, чтобы не рассматривать пункт 4 порядка работы? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отмените, пожалуйста, голосование. Кто за то, чтобы не рассматривать пункт 14 порядка работы? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 03 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Не принято.
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". Доклад члена Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Андрея Юрьевича Воробьёва. Пожалуйста. ВОРОБЬЁВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня в окончательном чтении предлагается принять законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". Все материалы розданы, находятся на руках. В заключении Правового управления замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Жириновский Владимир Вольфович хочет записаться по мотивам, да? Записан. Нет других замечаний и предложений. Выносим проект федерального закона на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тоже по мотивам - Коломейцев Николай Васильевич.
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". По мотивам - Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это второй закон, связанный с политическими партиями. Мы согласны и готовы его поддержать. Но когда представитель комитета ответил, что... как бы ушёл от ответа на вопрос, почему до сих пор мы не можем принять закон о голосовании по партийным спискам при выборах органов местного самоуправления, это удивляет. Один и тот же набор законов, инициатива президента - оппозиционные партии поддерживают, а пропрезидентская партия, которая выдвигала президента, не выносит на второе чтение очень важный закон. Это сокращение подписей, сокращение численности реально парламентским партиям вообще ничего не даёт, а тем, которые находятся вне парламента, тоже мало что даёт, ибо они или уже зарегистрированы, имеют пятьдесят тысяч, или подписи за деньги соберут - и сто пятьдесят, и двести, и двести пятьдесят. А вот главный закон голосовать - говорят, бесполезно. Почему-то комитет... Я прошу комитет вынести на второе чтение и на третье. Это всё из послания президента. В данном случае, конечно, сокращать надо. Есть страны в Европе, где достаточно двух человек, чтобы это была партия. У нас самый высокий порог - пятьдесят тысяч. Начинали с пяти тысяч - дошли до пятидесяти. Сейчас будем постепенно снижать, потому что ясно, что ни одна новая партия пятьдесят тысяч не может набрать. Вот партия "Правое дело": они приглашали граждан на свои первичные собрания - никто не приходил. Тогда им помогла администрация от "ЕДИНОЙ РОССИИ": нагнали граждан и кто-то там записался в эту партию "Новые правые". Старые правые прогорели у нас. Во всём мире эти правые прогорели уже, мировой финансовый кризис из-за этих правых, а в России всё ещё формируют какие-то правые, и под них меняют законы, чтобы они смогли собрать какое-то количество минимальное членов партии. Обязательно нужно выполнять: это было послание Федеральному Собранию. Никакой комитет не имеет права саботировать принятие законов, которые даже оппозиция поддерживает. А партия большинства не поддерживает. Почему? Ей невыгодно. Потому что обычным партиям тяжело найти людей, их запугивают. Мы находим людей для выборов в органы местного самоуправления, а представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" их заставляют сниматься с выборов, не участвовать в выборах, угрожают им арестами, не знаю, увольнением - вот ведь в чём проблема! Не мешайте нам, мы найдём людей, которые будут участвовать в органах самоуправления. Но партию не запугать, партийные списки будут зарегистрированы для парламентских партий. А здесь мешают нам. Ну вы проведёте - у вас сто процентов есть в местном самоуправлении, а экономику-то вы можете обеспечить? Вы сами себя губите: вся же ответственность на вас ляжет, люди будут вас ненавидеть, а не нас! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам по данному законопроекту Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вы слышали название закона. Я вам предлагаю открыть законопроект и прочитать пункт 5 статьи 24, и вы сразу увидите, что он вообще противоречит не только названию, но и концепции, и пункту 1 статьи 10 закона "О политических партиях", в котором написано, что запрещается исполнительной власти вмешиваться в деятельность политических партий. Он также противоречит и нескольким статьям Конституции, в том числе статье 30, в которой говорится о том, что общественные организации и партии должны строиться по добровольному и свободному принципу. Но страшно другое - страшно то, что, с нашей точки зрения, фактически идёт диктат одной партии, которая функционирует в нарушение закона. Почему? У нас Конституция запрещает государственным служащим, Закон "Об образовании" запрещает работникам образования, закон "Об обороне" запрещает военнослужащим заниматься политической деятельностью. Но вот такие календарики на незаконных пикетах, на незаявленных митингах и пикетах раздавали за классных руководителей старшеклассники. Если вы посмотрите, у нас, с одной стороны, ведущая политическая партия в стране инициирует закон о противодействии политическому экстремизму, но, убеждён, не без её участия происходят акты взрывов памятников в центре, что является прямым экстремизмом. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Происходят, причём это происходит очень скоординированно, в определённые даты. Кроме того, идёт скоординированная травля лидера оппозиционной партии и целого ряда депутатов наиболее известных. Причём идёт показ бесконечный сюжетов, которые оспорены в суде, и, что самое главное, показывающий уже публично извинился - и опять шкодит. Почему? Потому, что ваша партия провоцирует политический экстремизм. Почему? Потому, что не в состоянии заявить пикет, не в состоянии провести его по закону. Мы не будем поддерживать этот закон, потому что вмешательство в дело партии - это самое непотребное в строительстве общества и политических партий дело. Мы призываем всех тех, кто думает и говорит о строительстве гражданского общества, вообще-то, задуматься над этой статьёй и над тем, куда мы придём, приняв этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Медведев Юрий Германович. МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, я не могу промолчать, когда нашу партию и в лице партии нашу фракцию обвиняют в политическом экстремизме прямо здесь, с трибуны Государственной Думы, в парламенте Российской Федерации, и при этом обвиняют ещё в фактах организации взрывов памятников. Я не знаю, готов или нет Николай Васильевич нести ответственность за свои слова и подкрепить это фактами, но в принципе это подсудное дело. Если вы бросаетесь такими репликами, я, так сказать, не знаю, возможно или невозможно вас вызвать на какую-то дуэль, но по крайней мере с точки зрения политической несостоятельности вы здесь далеко шагаете. Нельзя так, Николай Васильевич, бросаться словами, даже если эти слова вам очень нравятся. И поэтому я имею право, так сказать, подать определённые... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Это не политический экстремизм, это нарушение, может быть, закона. Не путай пресное с солёным, Николай Васильевич, и не маши там какими-то бумажками! Я считаю, что у нас, у фракции, есть право обратиться в мандатную комиссию, с тем чтобы разобрать выступление Николая Васильевича, нашего коллеги. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Назаров. НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Любовь Константиновна, я хотел сказать, что у меня не сработала кнопка при голосовании по пункту 18, я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". Кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 28 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 159484-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". Доклад члена Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Андрея Юрьевича Воробьёва. ВОРОБЬЁВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций ко второму чтению. Как мы отмечали ранее, он направлен на совершенствование и укрепление партийно-политической системы страны и повышение политической активности граждан. Кроме того, принятие данного законопроекта будет способствовать более полной реализации прав граждан на объединения в политические партии для защиты своих интересов. Кратко напомню, уважаемые коллеги, в чём суть данного законопроекта, внесённого президентом. Президентской инициативой предусмотрено поэтапное снижение минимальной численности членов политической партии. Это значит, что с 2010 года этот показатель будет снижен с пятидесяти до сорока пяти тысяч человек. А что касается региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов, - до четырёхсот пятидесяти. С 2012 года эта цифра уменьшается до сорока тысяч и до четырёхсот человек в региональном отделении соответственно. Таким образом, эти требования будут распространяться не только на те партии, которые вновь создаются, но и на существующие, действующие. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению мы не получили ни одной поправки. Это достаточно символично. Вместе с тем вот сейчас, в 10 часов 40 минут, в зале была роздана поправка, которая предполагает исключение пункта 5, о ротации. Во-первых, это не обсуждалось в комитете, вразрез с Регламентом идёт, а во-вторых, на наш взгляд, противоречит самой концепции законопроекта, за который мы голосовали в первом чтении. Мы уверены, что принятие президентского законопроекта будет способствовать широкому участию граждан и институтов гражданского общества в политических процессах, обеспечит динамичное и устойчивое развитие политической системы. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет предлагает принять во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но тем не менее надо предоставить, наверное, слово по поправке. В комитет не были переданы поправки, и поэтому никаких обсуждений поправок не было, но в зале была роздана поправка. Кто выступит по поправке? Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович. Дело в том, что мы много раз заявляли в этом зале о том, что палата всё-таки определяет, как нам поступать, поэтому наличие поправки никак нашему Регламенту не противоречит. Теперь по сути поправки. Мы не голосовали за этот законопроект именно из-за этой нормы - о ротации в партии, о ротации руководителей партии. Именно поэтому мы предлагаем сегодня изъять вот эту норму из данного законопроекта. Сам законопроект на самом деле симпатичный и действительно способствует демократизации, но вот эта норма как раз никакой демократизации не способствует. Какая же это демократизация, когда на партии накладываются дополнительные какие-то требования, ограничения? Это сужает самостоятельность, суверенность партии. Это во-первых. Во-вторых, на наш взгляд, эта поправка, которую вы пытаетесь сейчас провести в данном законопроекте, она антиконституционна. И конечно, будут обращения в Конституционный Суд по поводу этого закона, если он будет принят в таком виде. И по сути этой новеллы. Она противоречит, она никак не соответствует самому названию данного законопроекта. В законопроекте идёт речь о том, что численность партий будет поэтапно уменьшаться, а данная новелла выбивается, совершенно никак этому не соответствует. Мы полагаем, что данная новелла вмешивается во внутренние дела партии, она противоречит здравому смыслу, потому что партия сама должна разобраться во внутрипартийной своей жизни, без всякого вмешательства, а если мы предполагаем, что государство будет вмешиваться в партийное строительство, давайте так и скажем, только к демократии это никакого отношения не имеет. Мы предлагаем проголосовать за данную поправку, и тогда закон в целом примет тот законченный вид, о котором и говорил Президент Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хотел бы добавить ещё одно в дополнение к тому, что сказал Анатолий Евгеньевич. Вопрос заключается в том, что странность нашей политической системы, когда некоторые партии возглавляют беспартийные люди, ставит партии в неравные условия. Беспартийный - как вы его можете сместить? Никак. А если партия функционирует нормально, вы берёте и вводите ограничения в отношении внутрипартийной деятельности. Вы сделайте партийными своих лидеров, и тогда будем разговаривать, а так это несерьёзно, это попытка вмешательства доминирующей партии в дела других партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание прокомментировать? Пожалуйста, Попов Сергей Александрович, председатель комитета. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Не могу согласиться с нашими коллегами. Всю жизнедеятельность партии определяет закон "О политических партиях". Этот закон предписывает, что партии должны регулярно проводить свои съезды, регулярно избирать руководящие органы, поэтому внесение изменений в этот закон как раз и направлено на то, чтобы эти вопросы определялись на уровне федерального закона. Поправка, которую предложил президент, на самом деле именно самая демократическая. Она не предписывает сроки, этапность, она указывает партиям: для того чтобы внутрипартийная демократия действительно развивалась, необходимо, чтобы была периодическая ротация руководящих кадров на федеральном и региональном уровнях. Ни о каком вмешательстве конкретно речи не идёт. Партия сама будет в уставе определять этапы и порядок ротации. С нашей точки зрения, поддерживать данную поправку нельзя, тем более что она, по большому счёту, нарушает концепцию закона, которую мы приняли в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. У докладчика есть необходимость прокомментировать? Нет. Ставится на голосование поправка депутатов Локотя, Коломейцева, Шурчанова, Обухова и ряда других депутатов от КПРФ. Кто за эту поправку? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 43 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 66 чел. Не голосовало 384 чел.85,3% Результат: не принято Не принято. Других поправок нет, и я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 26 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 52 чел.11,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принято.
ЧУХРАЁВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По вопросу 6 Гайнуллина голосовала за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По вопросу 6 депутат Гайнуллина голосовала за. Спасибо.
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, коллеги! Для протокола: по вопросу 6 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"..." Комиссаров, Морозов, Шуба и Чилингаров голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я точно голосовал за, правильно. Так, депутат Квитка, по ведению. КВИТКА И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, тоже для протокола: прошу считать мой голос по проекту федерального закона "О политических партиях", пункт 6 порядка работы Государственной Думы, за.
Заседание № 79
О проекте федерального закона № 159484-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По пункту 8 готовы докладчики у нас? Готовы. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Минха Гарри Владимировича. Законопроект первого чтения. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий", внесённый Президентом Российской Федерации. Этот проект федерального закона направлен на реализацию тех политических идей, которые были высказаны Президентом Российской Федерации в его прошлогоднем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Хочу вам напомнить, что в послании Дмитрий Анатольевич Медведев сформулировал задачу следующим образом: поэтапно снизить те требования, те барьеры, которые препятствуют тому, чтобы в политический процесс включалось большее количество игроков на политической арене и чтобы представительство граждан Российской Федерации в политической жизни было наиболее обширным. Для реализации этих идей предлагаются следующие новеллы. Во-первых, с 1 января 2010 года предлагается снизить минимальную численность членов политической партии до сорока пяти тысяч, а с 1 января 2012 года - эту цифру довести до сорока тысяч. В отношении региональных отделений также предлагается снизить минимальную численность. Прежде всего предлагается с 1 января 2010 года снизить минимальную численность членов в более чем половине региональных отделений до четырёхсот пятидесяти человек, а с 1 января 2012 года - до четырёхсот человек. В других региональных отделениях (условно назовём их факультативными, или дополнительными), также предлагается снизить минимальную численность: с 1 января 2010 года довести её до двухсот членов, а с 1 января 2012 года - до ста пятидесяти человек. Таким образом, эти требования будут распространяться не только на те партии, которые будут вновь создаваться в рамках этих правовых норм, но точно таким же образом и на те политические партии, которые уже сейчас действуют на политической арене, являются активными участниками политической системы. И подобное снижение минимальной численности политических партий позволит и действующим политическим партиям определённым образом провести в случае необходимости какие-то мероприятия, которые будут направлены на совершенствование и улучшение качества их деятельности. Это первый круг проблем, которые решает данный законопроект. И кроме того, предлагается также ещё одна новелла, которая связана с совершенствованием уже внутрипартийной демократии. Законопроектом предлагается предусмотреть в уставах политических партий обязательную ротацию постоянно действующих руководящих органов политических партий. И как я уже сказал, это элементы внутрипартийной демократии, здесь никакие жёсткие рамки и параметры не предлагаются, это отдаётся на усмотрение самих политических партий. Как мы полагаем, подобная новелла позволит улучшить качество внутрипартийной демократии и более оптимально совершенствовать деятельность политических партий. Вот, если кратко говорить, основное содержание предлагаемых новелл. И прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать эту инициативу Президента Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. С содокладом от Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций выступит член комитета Воробьёв Андрей Юрьевич. Пожалуйста. ВОРОБЬЁВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий", внесённого Президентом Российской Федерации. Данный законопроект направлен на дальнейшее совершенствование партийной системы страны и повышение политической активности граждан. Гарри Владимирович подробно изложил логику законопроекта: это поэтапное снижение минимальной численности партий с пятидесяти до сорока тысяч человек, и, соответственно, минимальная численность региональных отделений партий в сорока двух субъектах с 2010 года может составлять четыреста человек, а в сорока одном субъекте - не менее двухсот. С 2012 года - второй этап снижения: соответственно сорок тысяч, четыреста и сто пятьдесят человек. Принятие президентской законодательной инициативы, безусловно, будет стимулировать малые политические партии развивать свою деятельность, но вместе с тем остаётся стимул для дальнейшей консолидации и создания мощных, авторитетных политических структур. Дополнительной новацией в представленном законопроекте является внесение пункта 5 в статью 24 закона. В нём предусмотрена политическая ротация руководства. Здесь речь идёт о руководителях коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и её региональных отделений. Предлагаемый механизм ротации, безусловно, будет способствовать обновлению кадрового состава внутри партий, а также предоставит возможность продвижения новым, молодым профессионалам, тем, кто хочет реализовать себя в политической деятельности. Президентская законодательная инициатива не требует расходов из федерального бюджета. Имеются положительные заключения на законопроект от Правительства Российской Федерации и от Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. Мы уверены, что президентский законопроект будет способствовать широкому участию граждан и институтов гражданского общества в политических процессах, обеспечит динамичное и устойчивое развитие политической системы в России. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, рассмотрев на своём заседании данный законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, поддерживает его и предлагает принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы к докладчикам? Коллеги, прошу записаться. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Девять. Есть предложение Фариды Исмагиловны Гайнуллиной: по одному от фракции. Есть другое предложение. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемая Любовь Константиновна, ну, проблема-то очень важная, по одному вопросу - это неправильно будет. Мы и так идём с опережением графика, мы выполняем свою программу быстрее срока. Ну давайте, если уж и хотите, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ограничить, хотя бы по два вопроса от фракции, но никак не по одному. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович. Фарида Исмагиловна снимает своё предложение, поэтому мы будем работать в соответствии с предложенным списком записавшихся. Депутат Новикова, пожалуйста, ваш вопрос. Снимает вопрос. Депутат Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопросы к обоим докладчикам, поскольку единая позиция. Скажите, пожалуйста, это первый шаг или последний шаг по пути снятия искусственных ограничений в развитии партий? Потому что только мы и Мексика регулируем численность. Это первый вопрос. Второй вопрос. Насколько мы готовы отменить подписи? Поскольку партий у нас осталось меньше, чем пальцев на руках. И третий вопрос. Будут ли когда-нибудь партии по замыслу, может быть, администрации президента участвовать всё-таки в формировании правительства или мы избираем их в парламент просто для того, чтобы они были? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос Гарри Владимировичу? Да, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Геннадий Владимирович, что касается того законопроекта, обсуждение которого сегодня идёт, как вы видите, ну, как минимум два шага в самом законопроекте. Первый шаг - это 1 января 2010 года, а второй шаг - это ещё через два года, 1 января 2012 года. Вот исходя из этой логики законопроекта и из того, что речь идёт о достаточно серьёзных временных параметрах - это ближайшие три года, по сути дела, - я бы сказал, что эти шаги, первый и второй, пока последние в этом направлении, по крайней мере в рамках данной законодательной инициативы. По второму вопросу, в отношении сбора подписей. Как вы знаете, тоже предполагается - и соответствующая законодательная инициатива уже внесена в Государственную Думу Президентом Российской Федерации - довольно серьёзное уменьшение количества подписей. Сейчас, как вы помните, это двести тысяч. Там тоже предполагается двухшаговая конструкция, первым шагом количество этих подписей будет снижено до ста пятидесяти тысяч, а вторым шагом - до ста двадцати тысяч. Таким образом, почти в два раза будут уменьшены требования к количеству, минимальному количеству подписей, которые необходимо будет собрать в поддержку того или иного списка политической партии. Ну и по поводу третьего вопроса. Я думаю, что как минимум уже можно говорить о том, что в настоящее время политические партии участвуют - пусть и не в жёстко формализованных правовых режимах - в тех дискуссиях, которые связаны с формированием Правительства Российской Федерации. Я хотел бы напомнить всё-таки о норме, содержащейся в Конституции Российской Федерации, которая описывает порядок формирования Правительства Российской Федерации. Здесь из таких точных, строгих юридических конструкций, конечно же, не вытекает обязательность участия политических партий в формировании, в жёстком формировании Правительства Российской Федерации. Но вопросы консультаций, вопросы учёта мнений политических партий, тем более представленных в парламенте, в том числе и через процедуру дачи согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации указом президента, это всё уже присутствует. В той или иной степени, я думаю, эта проблема решается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лебедев Игорь Владимирович, фракция ЛДПР, первый вопрос. ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо. Два коротких вопроса представителю президента. Уважаемый Гарри Владимирович, вы в своём выступлении сказали, что в предлагаемом законопроекте вопросы ротации кадров отдаются на откуп политической партии, но должность Генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза тоже подлежала ротации, а уходили с неё в 99 процентах случаев, к сожалению, только после смерти. Это тоже ротация, но ротация фиктивная. Не считаете ли вы, что, может быть, необходимо каким-то образом пояснить смысл этого слова уже в данном законопроекте? Это первое. И второе. Вы начали своё выступление с того, что сказали, что идёт дальнейший процесс демократизации нашего общества и развития политических партий. В связи с этим вопрос: готовы вы поддержать предложение о поэтапном снижении проходного барьера при выборах в Государственную Думу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Игорь Владимирович, отвечая на первый вопрос, скажу, что вряд ли нужно столь уважаемым и авторитетным людям, которые представлены в Государственной Думе, дополнительно разъяснять смысл слова "ротация". Конечно, можно вспоминать об исторических параллелях, но всё-таки современная политическая система Российской Федерации коренным образом, существенным образом отличается от политической системы Союза Советских Социалистических Республик. Как минимум предлагаю вспомнить знаменитую статью конституции и Союза ССР, и РСФСР, в которой говорилось о руководящей и направляющей роли. Как вы понимаете, нынешнее правовое регулирование, конституционно-правовое регулирование построено совершенно на иных принципах - на принципах идеологического многообразия. И я тоже это здесь специально отметил: мы рассчитываем на тот уровень политической зрелости, который имеется в нашем обществе, на тот уровень политической зрелости, который присутствует в политических партиях, действующих на нашем политическом поприще, и, естественно, мы надеемся, что каждая политическая партия самостоятельно оценит свои кадровые, интеллектуальные и иные возможности, чтобы реализовать эту норму законопроекта в своих уставных документах. Второй вопрос - по снижению барьера. Я хотел бы тоже напомнить, что в настоящее время в Государственной Думе находится законодательная инициатива Президента Российской Федерации, определённым образом направленная на решение той задачи, которую вы обозначили. Речь идёт о так называемых малых партиях, то есть тех политических партиях, которые на выборах в Государственную Думу набирают более 5, но менее 7 процентов. Те партии, которые наберут от 5 до 6 процентов, будут иметь право на получение одного депутатского мандата, а партии, которые наберут более 6 процентов, но менее 7 процентов, гарантированно получат два депутатских мандата в Государственной Думе. Но общего снижения барьера семипроцентного не предусматривается по крайней мере в этом законопроекте, о котором я говорю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Справедливая Россия". Горячева Светлана Петровна. Второй вопрос. ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. У меня вопрос к Андрею Юрьевичу Воробьёву. Совсем недавно решениями "ЕДИНОЙ РОССИИ" был установлен в законе "О политических партиях" этот барьер - пятьдесят тысяч человек, чем, как уже было сказано, приблизились к Мексике. Прошло несколько лет - сейчас с такой же лёгкостью вы готовы снижать этот барьер, делать его намного ниже. Так вот, скажите, пожалуйста, когда вы были по-настоящему искренни - тогда, когда этот барьер устанавливали, или сейчас, когда готовы снижать его? А может быть, лучше признать свою ошибку и вообще отказаться от барьера, с тем чтобы мы были похожи в конце концов на более цивилизованную страну? ВОРОБЬЁВ А. Ю. Прежде всего, при этом не нужно терять самих себя. Я напомню, что в 90-е годы у нас в общественно-политических баталиях принимало участие порядка двухсот организаций, которые преимущественно исчезали сразу же, на следующий день после выборов, и избиратели очень часто не знали, к кому обратиться после того, как проголосовали за ту или иную псевдопартию. Сегодня сформирована политическая система. Мы идём вперёд и считаем актуальным, важным и необходимым приступить к поэтапному снижению - с пятидесяти до сорока тысяч. По-моему, эта норма своевременна и абсолютному большинству понятна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция КПРФ. Записались четыре человека. Локоть Анатолий Евгеньевич, после консультации с Иваном Ивановичем Мельниковым, ваш вопрос, первый вопрос от фракции. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Гарри Владимирович, в общем-то, симпатичный закон, он вызывает всяческие симпатии, можно было бы, наверное, его поддержать, понятно стремление к демократизации, но портится впечатление только из-за одной новеллы: зачем администрации требуется вот это управление внутрипартийных норм законодательством, зачем во внутрипартийные нормы залезать? Это то, что определяется, в общем-то, уставом, и партия сама вправе определиться. Может быть (действительно, партии по пальцам у нас сегодня можно пересчитать), имеется в виду какая-то конкретная партия? Тогда я прошу её назвать. И Андрею Юрьевичу вопрос. Если мы переходим к управлению внутрипартийными делами в российском законодательстве, может, имеет смысл определиться тогда, чтобы партии возглавляли члены данной конкретной партии? Я никого не имею в виду конкретно, я для ясности и чёткости понимания избирателей по крайней мере предлагаю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович, первая часть вопроса. МИНХ Г. В. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, как мне кажется, я уже отчасти отвечал на тот вопрос, который вы сейчас поставили передо мной. Специально предложено Президентом Российской Федерации, очень мягкая формулировка: не говорится ни о сроках, ни о периодичности. Естественно, никакая конкретная политическая партия в виду не имеется. Это не "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не КПРФ, не ЛДПР, не "Справедливая Россия", не какие-то другие политические партии, не представленные в парламенте. Я уже сказал о том, что здесь мы полностью полагаемся на политическую зрелость и уровень готовности самой политической партии к периодическому обновлению своих руководящих органов. И мы никоим образом не вмешиваемся во внутрипартийные дела и во внутрипартийные документы. Здесь, повторюсь, вопрос собственной самоидентификации как той политической силы, которая готова периодически обновлять свои руководящие органы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Юрьевич, пожалуйста. ВОРОБЬЁВ А. Ю. Анатолий Евгеньевич, я могу сказать, что здесь речь идёт исключительно о руководителях коллегиальных постоянно действующих руководящих органов. Вот мы у себя на партийном форуме такие нормы предусмотрели, поправки в устав внесли: на федеральном уровне - два срока по четыре года, на региональном и местном - два срока по три года. А что касается... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВОРОБЬЁВ А. Ю. Так вот я и говорю вам, что руководители коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии - именно о них идёт речь, и ни о ком другом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. Второй вопрос. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемый Гарри Владимирович, вопрос к вам. Немножко, конечно, странно слышать о расширении участия в политической жизни и в то же время о сокращении численности. Всё-таки речь идёт не о местных отделениях, а о всероссийской политической партии. Пятьдесят тысяч (это действующая сейчас норма) - поверьте, это очень небольшое количество. Вот у нас в 2002 году была перепись населения, согласно этой переписи у нас сто сорок два миллиона населения было, чуть больше. Я посчитал, вот пятьдесят тысяч от этих ста сорока двух миллионов - это 0,035 процента. Если мы сейчас снизим до сорока тысяч - это будет 0,028 процента. А учитывая, что у нас по миллиону в год примерно умирает населения, получится, что в принципе мы на ту же самую цифру к 2012 году и выйдем. В чём смысл? МИНХ Г. В. Я готов ещё раз сказать о том смысле, который мы закладываем в эту инициативу. Конечно же, когда речь идёт о минимальном количестве членов политической партии, наверное, не совсем корректно экстраполировать эту цифру на население, и даже, может быть, не на всё население, а на количество избирателей, которых тоже, условно говоря, около ста миллионов человек. Речь идёт об установленных законом, действующим законодательством формальных требованиях к участникам, субъектам политической системы. И исходя просто из формальной логики любые требования и критерии - количественные, качественные, их объём - это всё определённые барьеры для формирования политических партий. Следуя логике уменьшения минимального количества членов политических партий, мы постарались предложить в этом законопроекте модель, которая позволила бы увеличить количество политических партий, представленных сейчас в нашем политическом спектре. Как вы знаете, сейчас, условно говоря, пальцев двух рук почти хватает, для того чтобы посчитать количество имеющихся политических партий, и поэтому те цифры, те тысячные доли процентов, о которых вы говорите, - они абсолютно не укладываются в эту реальную логику политической жизни, учитывая, что у нас сейчас полтора десятка политических партий, чуть меньше, и поэтому здесь нет никакой прямой корреляции с количеством избирателей и количеством членов политических партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И второй вопрос от фракции КПРФ - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Гарри Владимирович, первая часть вопроса касается вашего предложения в статью 24. С нашей точки зрения, она вступает в прямое противоречие с действующей нормой, статьёй 8 закона "О политических партиях", где говорится о свободе в определении внутренней структуры. Не считаете ли вы нужным упразднить тогда эту статью в действующем законе, чтобы быть уже, так сказать, прямее с точки зрения навязывания своих предложений политическим партиям? И второе. Норма действующего закона, статья 10, говорит о том, что вмешательство органов госвласти и их должностных лиц в деятельность политических партий не допускается. В связи с этим вопрос такой персонифицированный. Лидер партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не являясь членом этой партии, одновременно её возглавляет. Не противоречит ли это статье 10 действующего закона "О политических партиях"? Далее, вмешательство политических партий в деятельность органов госвласти. Мы то и дело слышим: клуб консервативной политики, второй, третий выступают со своими предложениями. Не является ли это вмешательством политических структур в деятельность органов госвласти? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. На наш взгляд, никаких внутренних противоречий в законодательстве о политических партиях не появится в случае принятия тех новелл, которые предложены Президентом Российской Федерации. Почему? Во-первых, вы справедливо ссылаетесь на норму закона, речь идёт о свободе в определении внутренней структуры. В данном случае никаких предложений по тому, как эта структура будет строиться, мы не вносим. Речь идёт только о том, что в рамках тех структур постоянно действующих руководящих органов политических партий, которые предусмотрены уставом, в соответствии с уставом периодически, раз в четыре, восемь, десять, девяносто девять лет та или иная политическая партия, повторюсь, исходя из степени её собственной политической зрелости и готовности принимает решение в соответствии со своим уставом. Поэтому здесь абсолютно никаких противоречий нет. И второе. Если говорить о вмешательстве органов государственной власти в деятельность политических партий, тот конкретный пример по политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", который вы привели, думаю, не вписывается в логику вопроса, как вы его сформулировали. Применительно к своим политическим пристрастиям, по тому или иному варианту взаимоотношения с любой политической партией любое лицо, замещающее госдолжность в Российской Федерации, и любой государственный служащий Российской Федерации или субъекта Российской Федерации являются в то же время и гражданами Российской Федерации, и вопрос, как они будут реализовывать вот эти стороны своего правового статуса, - это их собственный, личный вопрос, он никак не связан с их государственной деятельностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Юрьевич, присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, есть ли желающие выступить? Прошу записаться. По одному выступлению от фракции предложим? Тогда прошу вас, Геннадий Владимирович, сейчас озвучить это предложение, чтобы всё было по Регламенту. Покажите, пожалуйста, список. Четыре человека. Предлагают от трёх до пяти минут. Всё-таки на чём остановимся? От фракции до пяти минут, согласны? Выступления по одному представителю от фракции до пяти минут, согласны? Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 50 сек.) Проголосовало за 332 чел.98,2% Проголосовало против 6 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Владимир Вольфович Жириновский - от фракции ЛДПР. Пожалуйста. Сейчас у нас есть время для одного выступления, а потом предложим продлить время работы до перерыва. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну вот, сразу ограничения: о самих себе принимаем закон - и мешаем выступить по этому закону! Это самое страшное, что может быть в парламенте, который сам о себе ничего не хочет... Скорее всё прекратить: по одному и пять минут! По минуте дайте ещё - смешно! Вот смешно! Так же и в Верховном Совете СССР о государстве думали: быстро, быстро давай, скорее комиссию... Всё - СССР нет, того нет, этого нет... Ведь политические партии всё решают, всё они сделали: они царя погубили, СССР погубили и сегодня губят Российскую Федерацию. Именно политические партии, опираясь на ваше голосование. Сегодня правительство проводит ту политику, которую проводит, а вы хотите спрятаться. ЛДПР двадцать лет, у нас самый большой опыт партстроительства. Сокращать численность партии - это ложная посылка. Делайте для своих! Нормальная партия - тысяч триста надо: только чтобы закрыть все участковые комиссии, надо сто тысяч членов; туда же сто тысяч наблюдателей; и чтобы идти на все выборы, вам ещё нужно сто тысяч активистов. Что это за партия - 50 тысяч человек?! Она ничего не сможет сделать! Делается для своих: надо ещё подтянуть на всякий случай партии, если эти будут слишком антиправительственные, их сбросить, а эти новенькие втянуть - вот и всё. А не потому, что хочется больше демократии. А надо будет, через полгода примут решение, что двести тысяч членов партии. Всё! И опять проверят некоторые оппозиционные партии: а у вас сто восемьдесят девять тысяч - и долой! Поэтому здесь подоплёка одна - определённые интересы определённых политических групп, а о России в этом смысле не думают. Что касается управления партиями. С одной стороны, да, это внутреннее дело партии. С другой стороны, нам нужен общий закон в гражданском ли праве, в трудовом ли, но чтобы один и тот же человек не мог более десяти лет находиться на любом руководящем посту. На любом! Опасно, когда один и тот же лидер много лет находится на руководящем посту. Вот большевики избрали Ленина - и пошло всё, до Горбачёва ничего нельзя было сделать. А если была бы ротация всё время, вместо Ленина пришёл бы Киров, а не Сталин, пришёл бы не Хрущёв там, а Романов из Петербурга... из Ленинграда. Ротация нужна обязательно, обязательно! Те, кто боятся ротации, - за культ личности, за то, чтобы всё застыло не только в партиях. Это губернаторы, архитекторы, мэры городов, главврачи больниц - все! Я уже сто раз приводил пример: ни один руководитель художественного театра не ушёл на пенсию, все умирают, и их хоронят коллектив и вся Москва. Ни один не ушёл! Что это вообще за руководители? Диктаторы! Это не театр, а диктатура: сидят до смерти. То же самое губернаторы - вот они трясутся: а вдруг уберут? А был бы срок - всё: прошло десять лет - с почётом ушёл на другую работу. В этом смысле полезно было бы всё-таки общую норму дать, не только для руководителей политических партий, а вообще для любого руководителя - от директора бани до президента. Мы бы президенту сделали уж двенадцать лет, хорошо, всем остальным тоже двенадцать, но не больше. Сидят по двадцать, по двадцать пять лет! С ними вместе губерния киснет, целый федеральный округ, политическая партия, театр, культура - всё вместе. Вуз: ректор вуза ни один не уходит. Ни один! Поэтому здесь надо это делать нам. А что касается численности, то надо, наоборот, увеличить численность партии. Потому что для такой огромной страны, как Россия, пятьдесят тысяч - это ничего не значит, она не сможет нормально функционировать. Значит, подоплёка одна - дать возможность для создания других нужных партий, а никакого момента, связанного с демократизацией, здесь нет. Порог прохождения самый высокий в мире - 7 процентов. В перспективе, конечно, надо снижать: 5 процентов, 3 процента и так далее. Это тоже было бы полезно. Но самый лучший закон (если бы его внёс президент, без него эта партия не проголосует) - это ограничить верхний предел. Я много раз говорил об этом и добьюсь этого: ни одна партия не может получать больше 40 процентов голосов на выборах. Вот тогда выборы будут свободными и честными, и не надо будет выкручивать руки и кидать людей на асфальт, доводить их до сотрясения мозга. Не больше 40 процентов - и тогда обязательно будет коалиция. И тогда, депутат Гудков, все вынуждены будут прислушиваться к коалиции, когда будут решать, кого назначать министрами. Когда их партия здесь, она за всё проголосует, а коалиция уже будет обсуждать, думать. Вот наша задача - добиться, чтобы никогда ни одна партия не имела преимущества, чтобы не было её монополии, не было её доминирования. 40 процентов - больше ни одна не может получать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. Владимир Вольфович сказал многие вещи, может быть, громко, но правильно. Наша фракция поддержит этот законопроект, я сразу говорю, потому что это хоть и робкий, может быть, даже где-то декларативный, но всё-таки шаг вперёд. Ну, мне в этом отношении вспоминается старый советский анекдот. Когда был изобретён первый советский компьютер, ему тут же задали вопрос: "Сколько нам идти до коммунизма?" И был ответ: "Полтора километра". Не поняли, обратились к компьютеру повторно, и он выдал расшифровку: "Каждая пятилетка - это шаг вперёд". Вот я специально обращаюсь к уважаемому представителю администрации президента: передайте президенту, что такими робкими шагами мы никогда не дойдем до цивилизованного государства с развитой партийной системой. Действительно, сегодня партии у нас в России существуют для того, чтобы просто быть: был бы парламент, была бы некая там оппозиция, была бы некая дискуссия. Но ни в одном цивилизованном государстве партии не могут быть отстранены от процесса формирования исполнительной власти, поскольку партийные программы всегда реализуются именно через этот механизм и партии, заявившие о тех или иных программных установках, формируя правительство, несут ответственность. На сегодняшний день у нас, к сожалению, ответственности за результаты проводимой политики фактически никто не несёт. Я хотел бы уважаемым коллегам из "ЕДИНОЙ РОССИИ" - потому что все мы с вами в одной лодке - да и, естественно, уважаемому Гарри Владимировичу сказать о том, что партии в Российской Федерации существуют, к сожалению, не благодаря системе, а вопреки, и поэтому когда мы говорим о совершенствовании нашей партийной системы, о движении к демократии... честно говоря, нужно быть очень большим оптимистом, чтобы говорить такие вещи. Если не знает уважаемый Гарри Владимирович, как работают партии, я просто приведу несколько примеров. Тем более, прошедшие выборы показали, в каких условиях развиваются политические партии. Ну, например, административный ресурс пресловутый. Когда наши коллеги приезжают и вместе с губернатором собирают всю администрацию (ну, например, так было в Брянской области), собирают управляемые СМИ и говорят, кто какой процент должен получить, - это партийная дискуссия, это партийная борьба, это демократия, это шаг вперёд? Может быть, нам не о численности в партиях думать, а о каких-то механизмах, чтобы административный фактор был тем фактором, за который можно было сесть как за вмешательство в воле изъявление народа? В ряде областей, например в той же Московской области, были указания прямые всем торговым центрам, офисам развесить плакаты одной партии. При этом было заявлено, что если кто-то это не выполнит, то он не любит эту партию и будет лишён лицензии, туда будут направлены комплексные проверки и прочее, и прочее. Это разве способствует развитию политической дискуссии, вообще развитию партий? Сбор подписей. Вот мы сейчас снижаем численность. Я недаром спрашивал, каковы будут шаги. К сожалению, мы видим первый и второй, последний шаг. А что касается подписей, то опять я не могу понять. Когда мы отменяли залог, мы говорили, что это плохо, оставили подписи, и сегодня подписи превратились в инструмент сведения счётов с неугодными кандидатами. Примеров целая туча. Сегодня огромное количество кандидатов неугодных были сняты из-за подписей, причём по надуманным основаниям. Ну, например, в Московской области идёт сбор подписей, написано: лист подписей такого-то района Московской области, а дальше идут фамилии подписавшихся и их адреса, предположим, Луховицкий район, какой-то там ещё район, село такое-то, но нет слов "Московской области". Суд снимает этого кандидата, потому что в адресе не было вот этих слов "Московской области", хотя на самом листе именно эта область указана. Это говорит о том, что на сегодняшний день у нас не партии управляют и не партии формируют правительство, у нас есть чиновники, номенклатура, которые определяют в том числе и партийную жизнь. И нам кажется, что нужно вот этот фактор убирать, для того чтобы действительно дать возможность партиям развиваться и стать основой формирования политики в государстве. Ведь нет иного механизма ни в одном цивилизованном государстве, кроме как политические партии, которые структурируют всё общество и позволяют государству цивилизованно двигаться вперёд. Я не могу не сказать несколько слов об использовании, широко распространяющемся использовании нашей доблестной милиции и судов, к сожалению, как инструмента сведения счётов в политической борьбе. Примеров куча, примеров просто масса, они не могут не вызывать возмущения. Совсем недавно в Брянской области пятнадцать сотрудников ОМОНа шесть часов обыскивали офис нашего местного отделения. Я не знаю, какую организованную преступную группировку, каких террористов они там искали. Ничего не нашли. В этих условиях сегодня существуют политические партии. Пять минут - к сожалению, это очень мало, чтобы рассказать, но я хотел бы сказать, что если мы вот этими косметическими шагами пойдём дальше, то мы угробим политическую систему Российской Федерации, мы не дадим возможности развиться партиям, у нас никогда не будет внутрипартийной дискуссии и борьбы, у нас никогда не будет реального отражения воли народа ни в парламенте, ни в правительстве, и это очень опасно. Это очень опасно, потому что не может двигаться вперед страна, которая перенасыщена сложными... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Аршба Отари Ионович. Микрофон включите Отари Ионовичу. АРШБА О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, для чистоты процедуры. Мы должны определиться: мы продолжим рассмотрение этого вопроса после перерыва или сейчас закончим его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, какие предложения? Продлим время или... Продлить время, да? Предложение продлить до окончания рассмотрения вопроса. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Комитет настаивает на том, чтобы мы продлили работу. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 30 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1% Результат: принято Принимается. Рашкин Валерий Фёдорович, фракция КПРФ. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, построение в Российской Федерации правового демократического государства в современных условиях невозможно без чёткого должного внимания к политическим партиям. Исходя из тенденции направленности нашего государства совершенно ясно, что лишь политические партии в скором будущем будут иметь исключительное право участвовать в выборах всех уровней. В этой связи совершенно очевидны необходимость принятия мер по расширению прав политических партий, а также возможность их создания, в том числе и сокращение минимальной численности партий. Казалось бы, предлагаемый законопроект и должен преследовать эти цели, но его анализ позволяет сделать вывод о том, что это всего лишь паллиатив. Почему? Отвечаем. Нам предлагается дополнить статью 24 пунктом 5, установив обязательную ротацию руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и её региональных отделений. Принятие подобной нормы станет вопиющим фактом вмешательства во внутренние дела партии. В мировой практике и действующем законодательстве всех стран мира нет подобных требований, но, видимо, в нашем государстве созрело осознание того, что мы имеем самую развитую политическую систему и уже необходимо указывать, как и кого избирать руководителем партии. Если идти по подобному пути, скоро партии обяжут согласовывать свои руководящие органы с администрацией президента, губернаторами, ФСБ, МВД вместо права партии самой решать, кто будет её возглавлять и сколько по времени. Несколько примеров на сегодняшний день, когда ещё нет прямого указания на вмешательство во внутрипартийные дела, вот несколько писем. К примеру, центр по противодействию экстремизму МВД России просит предоставить в электронном виде список всех членов партии, просит на основании закона о милиции, закона о персональных данных представить в их адрес заверенные копии учредительных документов, свидетельств о регистрации, о постановке на налоговый учёт, устава, учредительного договора с полными данными учредителей. Если посмотреть результаты проверки Росрегистрации, которая сейчас проводится, то они практически анекдотические. Несколько примеров. Вологда: разослали письма - прийти всем членам партии в Министерство юстиции и подтвердить своё членство. Всем, сто процентов! В Омске - представить флаги регионального отделения и удостоверения. В Астрахани предлагают представить планы работы партии на сегодня и на перспективу. В Перми - представить подлинники устава (у нас всего один, у Зюганова лежит, но в Перми надо представлять), также представить обращения и письма от Компартии в органы власти (вот всё, что писали, представьте), а также благодарности и грамоты, которыми награждены коммунисты за отчётный период. Можете себе представить, да? Это ещё прямого указания нет. Хотелось бы напомнить положение действующего закона "О политических партиях", где в статье 8 сказано, что деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. А статья 10 этого же закона устанавливает, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политической партии, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. А у нас сегодня партии подвергаются административному воздействию. Их мутузят, как Тузик грелку, что хотят, то и делают. В нашей ситуации Президент России вносит данный законопроект, и кроме как вмешательством должностного лица в деятельность политической партии это назвать невозможно. Пункт 2 этой статьи устанавливает, что вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними. Никакого согласования с партиями по данному законопроекту не было. Учитывая сказанное, концептуально мы принять данный законопроект сегодня не можем. Если он будет изменён ко второму чтению, может, мы ещё и проголосуем за него, а сейчас мы будем голосовать категорически против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Есть ли желание выступить с заключительным словом у представителя президента и представителя комитета? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 26 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято. Депутат Малашенко, по ведению. МАЛАШЕНКО В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хочу дать справку. Коллега Гудков ввёл в большое заблуждение нашу палату. Я сейчас ещё раз уточнил у руководства МВД: в офисе местного отделения "Справедливой России" практически проводился подкуп избирателей, никаких там омоновцев не было, и один из кандидатов в депутаты горсовета от "Справедливой России" находится с подпиской о невыезде в международном розыске. Утверждение, что там офис обшмонали, совершенно не соответствует действительности.