Заседание № 18
10.04.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 15944-6 "О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя (Конвенции № 173)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2290 по 2338 из 6354
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя...". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра здравоохранения и социального развития Александра Львовича Сафонова. Пожалуйста, Александр Львович. У вас три минуты для доклада. САФОНОВ А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя (Конвенции № 173)" подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Данный законопроект предполагает ратификацию конвенции, которая присоединяет Россию к международным нормам защиты прав работников на получение заработной платы в случае неплатёжеспособности предприятий по причине банкротства. Данный законопроект прошёл необходимые согласования со всеми министерствами и ведомствами, был обсуждён и поддержан в рабочих группах и на заседании российской трёхсторонней комиссии, проведены все необходимые правовые экспертизы, и есть заключения. В своём выступлении я также хотел отметить то обстоятельство, что законодательство Российской Федерации в полном объёме соответствует данной конвенции. У нас в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусмотрен такой порядок: год на удовлетворение требований работников, в случае банкротства предприятия они являются должниками второй очереди, их требования удовлетворяются после взыскания задолженности в отношении платежей, связанных с обязательствами предприятий по выплате пособий по временной нетрудоспособности или за причинение вреда, наступившего в результате несчастных случаев на производстве. Таким образом, действующее законодательство позволяет нам в полной мере реализовывать положения этой конвенции. Более того, сейчас правительством рассматриваются дополнительные меры по усилению возможностей работников взыскивать средства с работодателей, в частности право коллективов или работников самостоятельно заявлять такие иски в арбитражный суд и начинать процедуру банкротства. Таким образом, ещё раз подчеркну, данный законопроект в значительной степени усилит социальную защищённость российских работников. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уложились.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2358 по 2651 из 6354
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаилу Васильевичу Тарасенко. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как до перерыва доложил официальный представитель правительства Александр Львович Сафонов, законопроект внесён Правительством Российской Федерации и предусматривает ратификацию 173-й Конвенции Международной организации труда о защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя. Конвенция была принята в 1992 году в развитие 95-й Конвенции МОТ относительно защиты заработной платы, которая была ратифицирована ещё Советским Союзом и действует в отношении Российской Федерации. Я хотел бы сразу особо подчеркнуть, что конвенция предусматривает два механизма защиты требований трудящихся в случае несостоятельности работодателя: первый способ - это предоставление привилегий в отношении требований работников к работодателю и второй способ - это создание гарантийных учреждений, обеспечивающих такие требования. В соответствии со статьёй 3 настоящей конвенции при ратификации государство принимает на себя обязательства, вытекающие либо из раздела II, где доминируют привилегии, либо из раздела III, предусматривающего обеспечение гарантий. Каждое государство может принять отдельно и раздел II, и раздел III данной конвенции и может затем заявить о расширении сферы своего участия в данной конвенции. Законопроект также содержит заявление о том, что Российская Федерация принимает на себя только обязательства, вытекающие из раздела II конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в действующем законодательстве уже содержатся нормы, реализующие эти требования раздела II конвенции. Это отражено в законе о банкротстве, в Гражданском кодексе Российской Федерации, Александр Львович об этом говорил, и я не буду на этом останавливаться. Хотел бы сказать о том, что, несмотря на привилегированное положение работников перед другими кредиторами, действующее законодательство не гарантирует безусловной защиты прав работников на заработную плату. Права работников на заработную плату в случае несостоятельности (банкротства) работодателя неоднократно в реальной жизни нарушаются, как об этом свидетельствует практика. Более подробно об этом рассказано в заключении комитета. В связи с этим в своё время Комитетом по труду и социальной политике был инициирован парламентский запрос в Правительство Российской Федерации "О необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению государственных гарантий по оплате труда работников в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатёжеспособности". В ответе правительство признаёт, что, как показала правоприменительная практика, привилегированное положение не всегда является эффективным механизмом защиты конституционных прав работников на заработную плату. В связи с этим Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает, что необходимость совершенствования законодательства, несмотря на ратификацию конвенции, продолжает оставаться актуальной. Необходимо также дальнейшее рассмотрение вопроса о возможности ратификации Российской Федерацией в среднесрочной перспективе положений раздела III конвенции, о гарантиях. Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует ратифицировать эту конвенцию. Комитет Совета Федерации по социальной политике в целом также считает возможным поддержать концепцию законопроекта. Он высказал ряд замечаний по качеству перевода конвенции, но в настоящее время недочёты уже устранены. Стороны российской трёхсторонней комиссии согласны с законопроектом. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона "О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемый представитель правительства, у меня вопрос к вам. Ну, в этом зале мы очень часто слышим заумные речи. Обязательно мы должны придерживаться правил всевозможных международных договоров, а на самом деле абсолютно ничего для своего населения и для рабочих в данном случае мы не решаем. К нам поступают тысячи разных жалоб о том, что в случае банкротства сначала уплачиваются налоги, а потом то, что останется, - на зарплату. И вот скажите, пожалуйста, кроме вот этих умных слов - "предоставление привилегий", "создание гарантийных учреждений", "обращение в суд", как вы посоветовали всем сделать в случае чего, - можно ли, вообще-то, решить вопрос чётко и понятно, чтобы вначале выплачивалась зарплата рабочим, а потом всё остальное? Что вам мешает это сделать уже в данной конвенции, не рассматривая другие законопроекты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я так понял, вопрос к представителю правительства. Александр Львович, пожалуйста. САФОНОВ А. Л. Спасибо за вопрос. Я хотел бы ещё раз акцентировать внимание на том обстоятельстве, что у нас уже сейчас действующим законодательством предусмотрено привилегированное положение работников. Что это означает? В первую очередь рассматриваются обязательства по отношению к работникам, которые получили травму, увечье и в отношении которых работодатель должен произвести платежи, компенсирующие им потерянный заработок, а во вторую очередь - до налогов, подчёркиваю, до налогов - начинают погашаться долги по заработной плате. Таким образом, не на словах, а на практике реализуется политика государства по обеспечению выплаты заработной платы. Но мы бы мало делали, если бы не работали в этой системе на упреждение, поэтому я к этой череде законов добавлю ещё и ответственность работодателя в соответствии с Уголовным кодексом, там нормы более жёсткие - до пяти лет может работодатель получить за намеренную задолженность по заработной плате. Приведу цифры, характеризующие динамику. У нас в 2004 году, отнюдь не кризисном, с достаточно хорошим развитием экономики, было долгов по заработной плате на 26 миллиардов, сейчас у нас, на 1 марта, на 1 миллиард 805 миллионов долгов, из них только 809 миллионов - это долги предприятий-банкротов. Правительство решает эту проблему именно с точки зрения управления рисками, то есть оно пытается создать систему, которая вообще бы не допускала возникновения таких проблем. Я уже вам говорил о том, что сейчас готовятся поправки в закон о банкротстве предприятий, которые в ещё большей степени усилят права работника в оперативном порядке обращаться в суд с иском о взыскании долгов до момента начала конкурсного производства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Афанасьева Елена Владимировна, пожалуйста. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает ратификацию данной конвенции. Полагаю, что практически к каждому депутату - и Тамара Васильевна об этом говорила - обращались работники, чьи предприятия были обанкрочены, с жалобами на то, что нарушаются их права в отношении выплаты им заработной платы при банкротстве предприятия. Действительно, в Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация в законодательстве. Александр Львович говорил о том, что у нас есть привилегированная категория работников, которые получают зарплату при банкротстве сразу же, в первую очередь. Но согласно Конституции Российской Федерации и Трудовому кодексу каждый имеет право на вознаграждение за свой труд. Вот 127-й федеральный закон защищает право работника по выплате ему заработной платы в случае ликвидации предприятия, и этот же федеральный закон устанавливает очерёдность удовлетворения требований кредиторов. Согласно закону работник по оплате труда является привилегированным в ряду других кредиторов, но одновременно этот же федеральный закон определяет порядок погашения требований кредиторов по текущим платежам, которые идут вне очереди. Таким образом, получается, что всё-таки федеральный закон не гарантирует полной защиты прав работников на выплату им заработной платы. То есть если человек не получил увечье на предприятии, если он не является инвалидом, то он получит свою заработную плату только после того, как будут удовлетворены требования по текущим платежам, которые идут вне очереди. Ратификация Конвенции № 173, наверное, всё-таки позволит устранить часть вот этих проблем, которые возникают при применении 127-го федерального закона, но, безусловно, не решит эти проблемы полностью. Одновременно фракция ЛДПР всё-таки поддерживает мнение комитета, что необходимо скорейшее формирование системы государственного гарантирования материальных требований трудящихся и создание специализированных гарантийных учреждений. В случае если такие учреждения будут созданы, фракция ЛДПР поддержит ратификацию конвенции и в отношении раздела III. Но на сегодняшний день фракция ЛДПР будет поддерживать ратификацию конвенции и принятие заявления о том, что Российская Федерация берёт на себя обязательства, вытекающие из раздела II конвенции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, я думаю, что большинство присутствующих сегодня в зале депутатов в принципе поддержат ратификацию конвенции о защите требований трудящихся. Но всё-таки следует сказать, что реальная жизнь гораздо сложнее, чем, так сказать, мы воспринимаем её. Да, практически все политики за то, чтобы в первую очередь удовлетворять требования трудящихся в случае неплатёжеспособности. И они не могут по-другому действовать, поскольку избиратели требуют этого, а политик должен учитывать мнения избирателей, безусловно. Но за реальными процессами, с которыми мы сталкиваемся сейчас и в российской экономике, и в мировой, кстати, экономике тоже, стоят порой более сложные процессы. Более сложные процессы - это когда предприятие намеренно банкротят, это когда предпринимаются меры монополиями, допустим, по сознательному, последовательному экономическому уничтожению предприятий, или ещё подключают административные рычаги, это когда налоговая, допустим, арестовывает активы и прочее. А тут ещё возникает безусловное требование по расчёту с работниками. Вот как в этом отношении быть? Как быть в ситуации, когда, допустим, предприниматель на свой страх и риск неудачно ведёт дело, поэтому хочет банкротить предприятие, желает это сделать, так как не может дальше вести бизнес, это теряет всякий смысл, и опять возникает требование трудящихся в случае неплатёжеспособности? И МОТ, как абсолютно левая организация, - а мы знаем, что европейское законодательство под влиянием левых партий формировалось, в Соединённых Штатах в меньшей степени, но там тоже давление определённое существует, - требует: рассчитайтесь, рассчитайтесь с работниками. Но мы понимаем, что полная зарегулированность приведёт к другой проблеме - к тому, что экономика рушится. Экономика будет переходить к талонной системе, если не будет инициативы предпринимательской. Я фигурально, конечно, говорю о талонной системе, имея в виду, что всё будет решаться с помощью государства, всякими предписаниями и так далее, и так далее. Мы, конечно же, пойдём на ратификацию конвенции, потому что нератификация её - это скандал. Но мы должны хорошо понимать, что строить экономику точно по левым лекалам, только исходя из требований работников, только исходя из требований профсоюзов, - это путь в никуда. И мы увидели этот путь в никуда в ряде европейских стран и ещё не понимаем, куда всё это приведёт. Все европейские страны в долгах, кроме Германии. Немцы сейчас всех построят по росту, шеренгами, как они умеют это делать, будут учить жить по средствам всю Европу, и тогда мы увидим, что все левые темы - когда регулируется предпринимательство: нельзя то, нельзя это, работник должен до шести, допустим, работать, не больше, дальше его надо отпускать, он должен отдыхать, он должен ещё что-то делать, нельзя его увольнять по соображениям этики, если он представляет какие-то меньшинства, его из-за этого тоже нельзя увольнять и так далее, - всё это закончится печально для экономики. То есть нужно, чтобы мы, конечно, шли вперёд, но с поправкой на здравый смысл. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Конвенция № 173, вне всякого сомнения, прогрессивный документ, который необходимо ратифицировать. Но одновременно фракция ЛДПР считает, что нам нужно более внимательно изучить закон о банкротстве, 127-ФЗ, и сделать его более ориентированным на человека труда, предоставив ему реальную, а не декларированную привилегию на погашение долгов по зарплате. И ещё момент, на котором хотелось бы остановиться. Вот смотрите: в 92-м году конвенция была принята в Европе, а сколько времени у нас ушло на присоединение к конвенции, положения которой уже и без того в достаточной мере прописаны в российском законодательстве? Вместе с тем остаются без рассмотрения не менее насущные конвенции МОТ, такие как Конвенция № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца, Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, по которой пенсия должна составлять не менее 40 процентов утраченного заработка, - эти конвенции были приняты Европой полвека назад, а мы всё топчемся на месте, решая, присоединиться к ним или нет. Фракция ЛДПР надеется, что в самое ближайшее время в этом зале мы будем обсуждать эти актуальнейшие документы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителя президента? Правительства? Комитета? Пожалуйста, от комитета - Тарасенко. Включите микрофон, пожалуйста, на рабочем месте. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Честно говоря, я был несколько удивлён, когда представитель фракции, которая называет себя социал-демократической, говорил об очень опасных левых тенденциях в трудовом законодательстве. Как-то это противоречит всему тому, что мы слышим от этой фракции. Мне представляется, что неважно, левые, правые либо центристские партии: если человек работал и заработал средства, он должен их получить, и в этом задача любого государства. Мир ничего другого не придумал, и это отражено в Конвенции № 173: либо привилегированное положение по выплатам из того, что осталось после капитализации, либо какие-то гарантии, и гарантии эти, как правило, осуществляются через страховые принципы. Правительство работало над реализацией подходов к страховым принципам. На сегодняшний день анализ показывает, что введение дополнительного обязательного страхования на случай невыплаты заработной платы приведёт к 1 проценту от фонда заработной платы. Это тема для серьёзнейших дискуссий, не случайно комитет предлагает вернуться к вопросу о гарантиях, которые заложены в разделе III данной конвенции. Мне представляется, что, голосуя за ратификацию данной конвенции, мы, безусловно, не должны останавливаться на достигнутом, должны идти вперёд, и в этом, по-моему, все фракции едины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4898 по 4915 из 6354
Также в третьем чтении голосуется проект федерального закона "О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 40 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.