Заседание № 189
31.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 159399-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2365 по 2575 из 4395
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Николай Владимирович Новичков. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Буду краток в целях экономии времени. Законопроект направлен на защиту наших граждан, которые получают образование в разных формах и разного уровня. Данный законопроект предусматривает регулирование на федеральном уровне использования дистанционного образования, широкое применение которого пришло в нашу жизнь, как вы знаете, вместе с ковидом. Так вот, законопроект определяет, что федеральный орган исполнительной власти будет наделён полномочиями регулировать этот процесс. Но мы говорим о том, что если используется очная форма обучения, то дистанционное образование, электронные форматы недопустимы, за исключением случаев, например, чрезвычайных ситуаций или карантина. Если мы говорим про очно-заочную форму, то дистанционное образование допустимо на уровне 50 процентов часов, предусмотренных на образование. Заочная форма - это отдельная тема, понятно, что здесь дистанционная форма может использоваться. Мы говорим о том, что с уровня общеобразовательного учреждения этот вопрос переносится на более высокий уровень и определяется регламент: не может очник, поступив в высшее учебное заведение, среднее специальное учреждение, обучаться дистанционно весь период обучения или большую часть периода обучения, это недопустимо, поскольку это ущемляет его права, снижает качество образования. Мы говорим о том, что если это очная форма, то, собственно, извольте обеспечить обучение, за исключением случаев, о которых я сказал, - чрезвычайная ситуация или карантин. Собственно, готов ответить на вопросы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Владимирович. С содокладом от Комитета по просвещению выступает Виктор Владимирович Смирнов. Пожалуйста. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по просвещению внимательно рассмотрел обсуждаемый законопроект и хотел бы обратить ваше внимание на некоторые нюансы. Ну, прежде всего, уважаемые коллеги, на наш взгляд, устанавливать законодательно требование о необходимости обязательного письменного согласия на применение дистанционных образовательных технологий и дистанционных образовательных технологий электронного образования в обучении по очной и заочной форме от родителей и законных представителей не совсем корректно, поскольку большинство получателей профессионального образования являются уже совершеннолетними. Но это малая частность, основная проблема состоит в том, что получение профессионального образования по разным специальностям осуществляется образовательной организацией в тех формах, которые наиболее эффективны для получения профессиональных компетенций. Согласитесь, что получение образования по специальности "программист", "специалист по информационной безопасности" отличается от получения профессионального образования по специальности "юрист". И в связи с этим, уважаемые коллеги, на наш взгляд, существующая формула, закреплённая в Федеральном законе "Об образовании..." и предоставляющая вузам самостоятельность в выборе форм реализации образовательных программ, представляется оптимальной. Второй момент, что касается очно-заочной и заочной форм обучения. Уважаемые коллеги, сегодня в законодательстве не определено - причём это сделано, на мой взгляд, вполне сознательно, - что, собственно говоря, представляет собой учебный график получения образования в очно-заочной форме. Опять-таки это сделано, на мой взгляд, умышленно, исключительно для того, чтобы колледжи и вузы могли выбрать такой подход к организации реализации образовательных программ, который наиболее эффективен с точки зрения получения профессиональных компетенций. Мы прекрасно понимаем авторов законопроекта, понимаем, почему они вносили этот законопроект: основная мотивация была, конечно, определена теми впечатлениями, которые сложились в российском обществе в пандемийный период, но, на наш взгляд, ситуация сегодня такова, что те предложения, которые в законопроекте присутствуют, представляются ненужными. Более того, на наш взгляд, основополагающий принцип автономности вузов и колледжей в реализации образовательных программ позволяет им оперативно откликаться на потребности рынка труда, меняя содержание образовательных программ. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Комитет Государственной Думы по просвещению рекомендует вам, уважаемые коллеги, отклонить указанный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Николай Владимирович, как вы считаете, в случае принятия вашей законодательной инициативы сможем ли мы содействовать достижению той цели, которая стоит перед образовательной организацией, с одной стороны, а с другой - обеспечить баланс интересов всех заинтересованных лиц как со стороны сферы образования, так и со стороны родительского сообщества, самих учащихся, а главным образом, со стороны органов власти, прежде всего тех органов, которые занимаются вопросами обеспечения безопасности? В пояснительной записке, в самом законопроекте, в вашем докладе звучали такие понятия, как чрезвычайная ситуация, режим повышенной опасности и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Новичкову включите микрофон. НОВИЧКОВ Н. В. Уважаемый Анатолий Борисович, вы, собственно, всё очень чётко и правильно сейчас сформулировали. Действительно, если вопросы безопасности первичны, мы понимаем, что дистанционная форма должна использоваться, и об этом в законопроекте напрямую сказано. Что касается баланса интересов, мы с вами прекрасно понимаем, что интересы обучающихся первичны и мы все вместе в этом зале, и в первую очередь наша фракция, защищаем эти интересы. Иногда, бывает, на местах образовательные учреждения чуть-чуть тащат эти интересы в свою сторону, так сказать, тянут одеяло на себя, такое бывает, все мы это прекрасно знаем, и, собственно, этот законопроект направлен на то, чтобы защитить права обучающихся, и я думаю, что я об этом рассказал очень подробно и досконально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Николай Владимирович, в пояснительной записке говорится про электронные устройства, которые зачастую не приспособлены для обучения. Можете немножко раскрыть, что вы имели в виду, есть ли у вас какая-то статистика, это какие-то единичные случаи или 80-90 процентов этих устройств не приспособлено? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Новичкову включите микрофон. НОВИЧКОВ Н. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, все мы прекрасно понимаем, что формат дистанционного образования снижает контакт между педагогом и обучающимися, с этим мы спорить не будем. Фраза моего коллеги о том, что в разных специальностях, в разных направлениях степень использования дистанционного обучения может быть различной... Я, как действующий, практикующий профессор, могу вам сказать, что и в гуманитарных дисциплинах дистанционное образование обеспечивает снижение качества обучения. Говорить о том, что какие-то устройства... Послушайте, у нас есть специальности, связанные с демонстрацией, не знаю, химических реагентов, - как это демонстрировать дистанционно? Ну и много других примеров можно привести. Ещё раз, я, как практикующий профессор, могу сказать, что, даже объясняя простейшие вещи... Я веду, например, занятия по основам стратегического менеджмента в одном из университетов - вот понятно, что, когда я нахожусь в аудитории, эффект совершенно другой, чем когда нахожусь перед экраном компьютера. При этом все мы прекрасно понимаем, что связь может барахлить, устройства могут барахлить, обучающиеся часто используют свои личные устройства, гаджеты, которые не всегда правильную картинку демонстрируют, не всегда можно правильно показать презентацию, раскрыть её. Вы спрашиваете о конкретных статистических данных - я сейчас, конечно, вам их не приведу, потому что к этому вопросу я не готовился, но, если есть необходимость, давайте вместе посмотрим. А в общем, отвечая на ваш вопрос, - качество образовательного процесса в дистанционном формате однозначно хуже, чем когда педагог и обучающийся находятся в одной аудитории, когда, что называется, глаза в глаза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Владимирович, я считаю, что ваш законопроект актуальный, правильный. У нас, к сожалению, сейчас наблюдается очень много таких фактов, всё шире и шире распространяется дистанционное обучение, более того, уже даже в школах, где проходит трёхдневное голосование, зачастую на два дня отменяют занятия и переводят целые школы на дистанционное обучение. А тем более если говорить о профессиональном образовании, высшем и так далее... Вопрос у меня следующий: почему вы выбрали норму не менее 50 процентов, а не 70, 80 процентов? На мой взгляд, исходя из концепции вашего законопроекта, ну, необходимо вообще ограничить дистанционное обучение, особенно в очных формах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Владимировичу Новичкову включите микрофон. НОВИЧКОВ Н. В. Уважаемый Ренат Исмаилович, мы, собственно, и говорим о том, что, если речь идёт об очке, то дистанционное образование, дистанционное обучение, электронные средства недопустимы, за исключением случаев обеспечения безопасности учащихся. Мы говорим про 50 процентов для очно-заочной формы. Но если вы считаете, что надо подумать и здесь о сокращении этой доли, ну, давайте, если мы сейчас поддержим этот законопроект в первом чтении, во втором чтении поработаем в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 04 сек.) Проголосовало за 32 чел.7,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 32 чел. Не голосовало 418 чел.92,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.