Заседание № 25
15.05.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 15916-6 "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5227 по 5392 из 6301
Пункт 20, о проекте федерального закона "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве". Докладывает Сергей Алексеевич Аристов, заместитель министра транспорта Российской Федерации. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве". Данная конвенция была принята 23 февраля 2006 года на 94-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ). Делегация Российской Федерации, сформированная в соответствии с Уставом МОТ на трёхсторонней основе распоряжением правительства, проголосовала за принятие данной конвенции. Морское судоходство в силу характера своей деятельности давно превратилось в мировую глобальную отрасль. Это потребовало усиления международных норм регулирования, в том числе в отношении условий труда моряков. Международная организация труда приняла десятки конвенций и рекомендаций с целью гармонизации национальных трудовых норм в сфере морского судоходства по вопросам занятости, профессионального обучения, репатриации, оплаты труда, безопасности медицинского и бытового обслуживания, а также социального обеспечения. Особая значимость данной конвенции заключается в том, что это единый акт, который охватывает все современные нормы существующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также пересматривает тридцать шесть действующих в настоящее время конвенций МОТ. Конвенция включает три различных, но взаимосвязанных элемента: статьи, правила и кодекс. В статьях и правилах заложены основополагающие права и принципы и предусмотрены основные обязанности государств, ратифицировавших конвенцию, они могут изменяться только Генеральной конференцией Международной организации труда. Кодекс детализирует требования, касающиеся выполнения правил. Конвенция вступает в силу через двенадцать месяцев после даты регистрации документов о ратификации не менее чем тридцатью государствами - членами МОТ, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет не менее 33 процентов. В настоящее время конвенцию ратифицировали двадцать два государства с общей долей валовой вместимости торгового флота более 45 процентов. Активно готовится к ратификации Европейский союз. В конвенции предусмотрен механизм контроля за соблюдением и обеспечением её выполнения государством флага судна и государством порта в рамках процедур портового контроля. Скорейшая ратификация данной конвенции необходима, потому что, как только конвенция вступит в силу, российские торговые суда, независимо от того, ратифицировала Россия конвенцию или нет, будут подвергаться проверке теми государствами, которые уже ратифицировали данную конвенцию. Безусловно, это будет использоваться в борьбе за рынок в сфере торгового мореплавания. Данная конвенция прошла процедуру обсуждения с судовладельцами и профсоюзами - поддержана теми и другими, соответственно, рассмотрена российской трёхсторонней комиссией. На мероприятия по реализации данной конвенции в федеральном бюджете на 2012, 2013 и 2014 годы заложены соответствующие средства. Ратификация послужит развитию отечественных и международных торгово-экономических связей. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евгений Сергеевич Москвичёв. Покороче, пожалуйста, Евгений Сергеевич. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сергей Алексеевич Аристов подробно рассказал о конвенции, которая сегодня рассматривается и принимается. Комитет по транспорту, рассмотрев вопрос о конвенции на своём заседании, считает необходимым поддержать эту конвенцию, потому что она будет способствовать улучшению условий труда экипажей морских судов. Предлагаю Государственной Думе поддержать данный проект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы по докладу и содокладу? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Алексеевич, прошу сразу простить меня за то, что я не совсем по теме законопроекта, однако вопрос безопасности на транспорте в последнее время становится всё более актуальным. Уже сегодня Нерадько практически поддержал заявление руководителя компании "Аэрофлот" о необходимости введения чёрных списков не только пассажиров воздушных судов, но и пилотов. Фракция ЛДПР ещё в апреле внесла законопроект о введении чёрных списков самолётов, авиакомпаний. Прошу вас дать свою оценку относительно этого предложения. АРИСТОВ С. А. Я сразу хочу напомнить, что в соответствии с действующим Регламентом правительства официальную оценку может давать только правительство, а я могу высказать свою точку зрения, просто как специалист. Введение тех или иных чёрных списков обуславливается только одним - обеспечением безопасности на том или ином виде транспорта. Неофициально те или иные списки, конечно, существуют сегодня, а для того чтобы ввести их официально, необходимо тщательно проанализировать в том числе и права граждан, которые пользуются услугами публичного транспорта, это надо понимать, и трудовые права тех работников, которые работают на транспорте. Это очень непростой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Будьте добры, скажите, пожалуйста, как должна в соответствии с конвенцией осуществляться защита прав граждан Российской Федерации, выполняющих функции моряков на судах, принадлежащих иностранным судовладельцам, ходящих под флагами иностранных государств, особенно в случае, если не только трудовое законодательство в их отношении нарушается, но они захвачены третьими лицами, например сомалийскими пиратами, или их удерживают в качестве заложников в портах до получения полных платежей со стороны судовладельцев? Вот Российская Федерация будет применять прямые меры по вызволению своих граждан, в случае если они служат на чужих судах, по сути дела, или же мы будем апеллировать к международному сообществу и в рамках этой конвенции требовать от судовладельцев каких-то мер? АРИСТОВ С. А. Что касается лиц, захваченных пиратами, конвенция, конечно же, на эту ситуацию не распространяется, поскольку она говорит о трудовых правах, а не о преступной деятельности тех или иных лиц. Что касается вопросов невыплаты зарплаты, вопросов репатриации, то по большей части конвенция рассматривает вопрос репатриации. Кстати, я говорил о средствах, которые заложены в федеральный бюджет: впервые закладываются средства на то, что, если судовладелец не в состоянии, хотя он обязан по всем международным нормам, отправить на родину моряка - неважно, какой национальной принадлежности, в данном случае российского, - государство само приобретает все проездные документы и доставляет моряка на родину с правом регресса к данному судовладельцу. То есть часть вопросов по защите наших моряков, конечно, эта конвенция решает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Константин Владимирович Ширшов. ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, вопрос или к докладчику, или к содокладчику, кто из них ответит - непринципиально. В докладе прозвучало, что предусмотрены средства в федеральном бюджете. О каком количестве средств в данном случае идёт речь? Если не до копейки, то хотя бы порядок цифр, чтобы те, кто нас слышит, могли понимать, что на эти средства может сделать государство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, вы ответите? АРИСТОВ С. А. Да, я, конечно, отвечу. Виноват, наверное, я не озвучил эту цифру. Заложено 30 миллионов рублей. Это связано как раз с тем объёмом возможного репатриирования, который в течение последних десяти лет стандартно на год выпадает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Прошу записаться на выступление. Включите режим записи. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5403 по 5485 из 6301
Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Человек, плавающий в чужих морях, ещё более уязвим для всех бед, так сказать, чем человек, твёрдо стоящий на суше. Вспомните примеры из новейшей истории, когда наших моряков захватывали в плен пираты, когда за долги судовладельцев их задерживали в иностранных портах, и оцените, каких трудов нашей стране стоило выручить их из беды. России в любой непростой ситуации с нашими соотечественниками за рубежом надо действовать по принципу: русские своих не бросают. В этом отношении рассматриваемый нами закон очень прогрессивен. Не зря ведь Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве создана на основе целых тридцати шести конвенций Международной организации труда и унифицирует их нормы. Этот документ призван создать достойные условия труда морякам - людям, которые по много месяцев не видят родной земли, в ущерб своему здоровью пересекают различные климатические пояса и занимаются тяжёлым физическим трудом. Наша задача - обеспечить российским морякам надёжную защиту и полноценную жизнь во всех сферах мореходства. А предоставление России как государству - члену конвенции различных преференций и более выгодных условий в судоходстве пойдёт только на пользу нашей экономике. Согласитесь, что за двадцать лет, прошедших после распада Советского Союза, Россия очень сдала свои позиции в торговом судоходстве: самый большой торговый флот в мире принадлежит не нам, а российские моряки плавают сегодня под либерийским, греческим и иными флагами. Думаю, что присоединение к конвенции обеспечит большую привлекательность труда моряка для наших граждан, в конечном счёте сделает наш флот более конкурентоспособным, а в случае банкротства судовладельцев мы сможем в максимально сжатые сроки репатриировать наших моряков и не допустить того, чтобы они стали заложниками обстоятельств. Я надеюсь, что в самое ближайшее время Россия станет двадцать третьим государством, присоединившимся к конвенции, и полноценно встанет в один ряд с крупнейшими морскими торговыми державами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Старовойтов Александр Сергеевич. У него не сработала кнопка. На три минуты включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве, как вы знаете, была принята 23 февраля на 94-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ). Необходимо отметить, что рассмотрению вопроса предшествовал большой объём работы, проведённой межведомственной комиссией по подготовке конвенции к ратификации, в состав которой входили представители федеральных органов исполнительной власти, представители общероссийских отраслевых объединений работодателей (судовладельцев), а также - и это, на наш взгляд, самое важное - работники профсоюзных организаций, которые представляют интересы моряков. Комиссией была дана оценка о соответствии норм конвенции российскому законодательству, в результате чего был сделан вывод о целесообразности её ратификации. Фракция ЛДПР считает, что ратификация конвенции будет способствовать сохранению и расширению присутствия отечественного флота в секторе международного морского бизнеса и обеспечению необходимого уровня его конкурентоспособности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет выступать? Нет. Ставлю на голосование данный проект федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 51 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 23
27.04.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 15916-6 "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1112 по 1121 из 6408
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, мы просим рассмотрение 8, 9, 10-го пунктов - это три ратификации - в связи с необходимостью согласования ряда технических аспектов перенести на 15 мая. Предупреждены все официальные представители, с комитетами я также это согласовал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1316 по 1318 из 6408
Коллеги, Андрей Викторович Логинов предлагает снять пункты 8, 9 и 10. Нет возражений, голосовать не надо?