Заседание № 101
О проекте федерального закона № 158684-5 "О внесении изменений в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу о порядке возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" предлагается повысить уровень руководителей следственных органов, уполномоченных возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов. Текст законопроекта полностью подготовлен к процедуре третьего чтения, и Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать указанный законопроект, принять в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 56 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.
Заседание № 99
О проекте федерального закона № 158684-5 "О внесении изменений в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу о порядке возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов; принят в первом чтении 8 апреля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Возвращаемся к пункту 8 (я вижу, депутат Груздев появился). Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект "О внесении изменений в статьи 24 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" был принят в первом чтении 8 апреля этого года. Проектом предлагается повысить уровень руководителей следственных органов, уполномоченных возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов. Также законопроект приводит статью 24 Уголовно-процессуального кодекса в соответствие со статьёй 448 УПК, согласно которой порядок возбуждения уголовных дел на основании судебного заключения сохраняется только в отношении Генерального прокурора Российской Федерации и председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В комитет поступило пять поправок, они распределены в две таблицы: четыре поправки включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, одна - к отклонению. Поправками предлагается изменить наименование законопроекта, также вносятся поправки юридико-технического характера. Кроме того, уточняется, что уголовные дела в отношении адвокатов должны будут возбуждать руководители следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Передача полномочий по возбуждению уголовного дела в отношении адвокатов на более высокий должностной уровень позволит снизить количество возможных злоупотреблений со стороны следственных органов. Предложенные изменения существенно увеличат степень независимости института адвокатуры. Законопроект подготовлен к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении с учётом поступивших поправок. Комитет рекомендует Государственной Думе поддержать указанный законопроект во втором чтении, и я предложил бы перейти к таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - четыре поправки, поддержанные комитетом. Будем обсуждать? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 20 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Таблица принята. Таблица 2 - одна поправка, которую комитет рекомендует отклонить. Есть замечания по этой поправке? Есть. Депутат Куликов Александр Дмитриевич, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д. Я полагаю, это как раз та поправка, автором которой я являюсь. Я просил бы коллег внимательно отнестись к этой поправке. Дело в том, что складывающаяся нормотворческая... вернее, практика применения действующего законодательства, Уголовно-процессуального кодекса, особенно после того, как в декабре 2008 года при принятии пакета антикоррупционных законов мы с вами поспешно из Уголовно-процессуального кодекса изъяли нормы, защищающие адвокатов от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, в эти месяцы показала - собственно, как и ранее, - что в отношении адвокатов органами следствия принимались самые серьёзные меры, во многих случаях не соответствующие действующему законодательству. Возбуждались без согласия суда уголовные дела для того, чтобы заставить не выполнять свои прямые функциональные обязанности - защищать подозреваемого, человека, находящегося под следствием. Причём эта практика во многих регионах сложилась достаточно основательно. И эти месяцы как раз и показали, что наше решение об изъятии нормы о согласии судей на привлечение к уголовной ответственности адвокатов было ошибочным. Моя поправка восстанавливает эту норму. И я просил бы сейчас с учётом, повторяю, сложившейся практики восстановить хоть и слабый, но иммунитет адвокатов. Я не знаю, как у наших коллег, но во всяком случае у меня имеется достаточно много материалов, свидетельствующих о том, что и при прежней, кстати, редакции УПК против адвокатов возбуждались уголовные дела, когда они действовали не в интересах следствия, коррупционно заинтересованного в каких-то конкретных заказных уголовных делах, в привлечении к уголовной ответственности тех или иных невиновных людей. И вот адвокаты даже тогда привлекались к уголовной ответственности, против них возбуждались дела без обращения в суд, несмотря на то что они защищались правом суда на дачу согласия на привлечение к уголовной ответственности. И никто, подчёркиваю, никто не видел этих нарушений УПК со стороны руководителей следственных органов вышестоящего уровня. Если сегодня мы исключаем полностью возможность защищать адвокатов, то практически гарантированно обеспечен произвол в отношении тех, кто в свою очередь обязан защищать подозреваемых, людей, находящихся под следствием. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, комментарий комитета, и будем голосовать. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, хочу сказать, что Александр Дмитриевич несколько лукавит. Мы с вами приняли системное решение, в соответствии с которым полностью исключили институт суда из дачи каких-либо предварительных заключений. И на взгляд комитета и мой лично, это правильное решение. Давая предварительное заключение о наличии состава преступления в действиях того или иного должностного лица, мы фактически без судебного разбирательства уже приговаривали человека к наказанию. На сегодняшний день та процедура, которая действует, скажем так, действительно может повлечь злоупотребления со стороны следственных органов в отношении адвокатов. Именно поэтому мы даём возможность возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов только руководителям следственного органа Следственного комитета при прокуратуре по субъекту Федерации. Ведь у нас с вами следственные органы есть и в Федеральной службе безопасности, и в Министерстве внутренних дел, и в Госнаркоконтроле. Руководители этих следственных подразделений будут лишены возможности возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов, то есть фактически мы оставляем право возбуждения уголовного дела в отношении адвоката руководителю следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. На наш взгляд, этого достаточно, это позволит поставить надёжный заслон возможным коррупционным действиям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование единственная поправка из таблицы отклонённых. Депутат Куликов просит её принять, комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 07 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1% Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование законопроект из пункта 8 во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 38 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 85
О проекте федерального закона № 158684-5 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о порядке возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Девять минут у нас осталось. Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Есть просьба комитета: поскольку Владимир Сергеевич Груздев выступает и как один из авторов, и как представитель комитета, дать ему возможность высказать свою позицию в двух качествах. Нет возражений? Нет. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается пункт 6 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации привести в соответствие с действующей редакцией части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме порядок возбуждения уголовных дел на основании судебного заключения сохраняется лишь в отношении Генерального прокурора Российской Федерации и председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Кроме того, пунктом 10 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации повышается уровень руководителей следственных органов, уполномоченных возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов. Согласно предлагаемой редакции такого рода дела должны будут возбуждаться не руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по району, городу (как это предусмотрено в действующей статье 448 УПК), а вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Данное изменение приведёт к значительному повышению процессуального статуса адвокатов. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы к докладчику? Есть. Депутат Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Спасибо, Олег Викторович. Ну, во-первых, мне думается, всё-таки здесь речь идёт не только об адвокатах, но и о работниках прокуратуры - о прокурорах, о следователях, чей порог защищённости мы понижаем этим законопроектом, так же как защищённость адвокатов. Это первое. И второе. Хотел бы задать вам вопрос: а какова всё-таки правоприменительная практика, которая даёт основание вам и тем, кто инициировал этот законопроект, ставить вопрос о дальнейшем снижении в России гарантий неприкосновенности адвокатского корпуса? Имею в виду, что сегодня следствие у нас носит сугубо обвинительный характер и массовые беззакония в России, о которых нам, депутатам, пишут практически каждый день, становятся явлением, о котором должно думать всё руководство государства, включая Государственную Думу. Какова практика? Сколько представлений было направлено в отношении адвокатов? Сколько раз и по каким основаниям суды отклонили представления о привлечении к ответственности? ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо за вопрос, Александр Дмитриевич. Как раз законопроектом предполагается повысить защищённость адвокатов. Когда мы принимали блок антикоррупционных законов, мы с вами по спецсубъектам приняли новое решение, в том числе и по адвокатам. Сегодня в отношении адвоката уголовное дело возбуждается руководителем следственного органа по району либо городу. Как происходит на практике? Когда адвокат, который выступает в интересах подозреваемого (обвиняемого), начинает работать со следствием, следователь ему говорит: ну, если ты будешь как-то не так работать, мы против тебя тоже уголовное дело возбудим. Таких обращений очень много сегодня от адвокатского сообщества. Именно на то и направлен законопроект, чтобы воспрепятствовать подобным явлениям. Он как раз говорит о том, чтобы решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката принималось вышестоящим руководством, то есть это соответственно руководитель следственного органа по субъекту Российской Федерации как минимум. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов, присаживайтесь. Сейчас я дам возможность выступить. Коллеги, выступления - Куликов и Иванов. Нет других желающих? Коллеги, осталось три с половиной минуты. Ну, если выйдем за рамки... Пожалуйста, Александр Дмитриевич, с учётом времени. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. Я сугубо фрагментарно. Думается, что всё-таки немножко слукавил наш коллега, когда сказал о том, что в отношении адвокатов повышается уровень их неприкосновенности. На самом деле если по действующему закону необходимо заключение суда в отношении привлечения к ответственности адвоката, то по представляемому законопроекту достаточно решения следственного комитета вышестоящего уровня. Это первое. Второе. Практика показала как раз, к сожалению, уважаемые коллеги, что если мы пойдём по тому пути, который предлагает законопроект, то тем самым в России практически некому будет объективно и честно защищать наших людей, которые проходят в качестве обвиняемых или подозреваемых в органах следствия Российской Федерации. Я не защищаю сегодня адвокатский корпус, там достаточно много лиц, которые, может быть, не должны быть адвокатами. Но вся штука в том, что и хорошие адвокаты после введения этого закона в действие точно у нас исчезнут. Поэтому полагаю, что было бы целесообразно сегодня в первом чтении принять законопроект, а во втором чтении адвокатов отсюда убрать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я тоже коротко и фрагментарно, как предыдущий выступающий. Удивляет тот факт, что судейское сообщество не выразило своего мнения по законопроекту. Это первое. Ну а то, что правительство не выразило своего мнения, это вообще вызывает определённые подозрения. Оно у нас по каждому практически законопроекту выражает своё мнение, то есть либо отзыв, либо заключение даёт. Это второе. И вообще-то, Владимир Сергеевич, вопрос был вам задан довольно прямой, и он требует точного ответа: какое количество обращений было по поводу адвокатов? Вот вы сказали, что адвокат работает со следователем, а следователь ему говорит: если ты будешь не так работать, то мы на тебя заведём уголовное дело. Ваша логика, ну, не совсем правильная. Во-первых, если на него есть за что завести уголовное дело, то не стоит ему быть адвокатом. А во-вторых, что мешает, допустим, вышестоящему руководителю ту же самую фразу сказать адвокату, который, как вы сказали, неправильно работает со следствием. В связи с этим ещё раз говорю, что у нас здесь получается абсолютная чехарда. И фракция ЛДПР воздержится от принятия данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на... А, извините. Представитель президента? Правительства? Нет, не настаивают. Докладчик? Настаивает. Пожалуйста, Груздев. С места. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, действующее законодательство не требует судебного решения при привлечении к ответственности спецсубъектов, на сегодняшний день это требуется только в отношении Генерального прокурора Российской Федерации и Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В отношении остальных спецсубъектов судебное заключение исключено, в том числе оно исключено на сегодняшний день и в отношении адвокатов. В связи с этим о количестве таких обращений, Сергей Владимирович, вы можете запросить органы следствия, они вам дадут более чёткую справку. Когда мы рассматривали данный законопроект, были уже десятки, за два месяца действия закона в отношении адвокатов были десятки обращений по поводу возбуждения уголовных дел теми следователями, которые ведут уголовные дела по их подзащитным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 51 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Принято.