Заседание № 170

23.05.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 158663-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 2-ФЗ" (в части изменения порядка передвижения без конвоя или сопровождения осужденных за совершение особо тяжких преступлений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5515 по 5738 из 6978
Пункт 12 - о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в   
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года..."   
(об изменении условий содержания в исправительных учреждениях осужденных за     
совершение особо тяжких преступлений). Доклад депутата Госдумы Ивана            
Андреевича Ждакаева. Пожалуйста.                                                
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А., Агропромышленная депутатская группа.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный закон явился инициативой... (Шум в зале.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу внимания, уважаемые коллеги.                        
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А. Я бы тоже попросил минуточку внимания.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я уже сказал. Пожалуйста.                             
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А. Данный закон появился не сам по себе, как вы понимаете, это       
результат прямой связи избирателей округа с депутатом. На территории моего      
округа находится несколько учреждений уголовно-исправительной системы, и один   
из руководителей, полковник внутренней службы Антонов, обратился с таким        
заявлением, с законодательной инициативой. Он видит нарушения здесь и           
считает, что можно исправить данное положение путем внесения дополнений и       
изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.                
                                                                                
На сегодняшний день... Я даже хотел бы зачитать письмо, показать, как с нами    
избиратели работают.                                                            
                                                                                
"Уважаемый Иван Андреевич! Наше учреждение является колонией строгого режима    
для осужденных мужчин. Основная специализация производственного объекта -       
деревообрабатывающая промышленность. У нас отбывают наказание лица,             
совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления и приговоренные к длительным     
срокам лишения свободы. Согласно статье 96 Уголовно-исполнительного кодекса     
Российской Федерации этим лицам предоставление права передвижения без конвоя    
запрещено. В то же время статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса дается    
право каждому осужденному освободиться досрочно. И здесь возникает парадокс:    
нельзя работать, но можно освободиться..."                                      
                                                                                
Мы на эту тему часто говорим и здесь, в зале Государственной Думы, и на         
встречах с избирателями. Действительно парадокс: освободиться можно, а          
работать нельзя. В Сахалинской области, вы знаете, кроме нефти и газа это и     
лес. Сегодня осужденные, находящиеся в колонии, кормятся за счет государства.   
Они не имеют права работать, хотя за этим учреждением закреплены                
лесозаготовительные участки, и они могли бы работать. Специалистов не           
хватает, но специалисты находятся целый день в этих местах осуждения, а         
работать нельзя якобы: не позволяют.                                            
                                                                                
Мы, конечно, прекрасно понимаем, что надо и разночтения в законодательстве      
устранить, и не допустить определенного вала нарушений, поэтому и я, как        
депутат, как законодатель, и он, как руководитель этого учреждения,             
предлагаем следующее: после слов "осужденных за совершение особо тяжких         
преступлений" дополнить словами "до отбытия ими не менее двух третей            
назначенного приговором наказания", то есть до времени наступления права на     
условно-досрочное освобождение. Когда 75 процентов срока он отсидел, чтобы он   
хотя бы тогда имел право выхода на работу, чтобы он зарабатывал себе на         
прокорм, на одежду и прочее, а не просто сидел на шее у государства и           
налогоплательщиков.                                                             
                                                                                
Конечно, данный закон в отличие от закона, который мы сегодня приняли по        
малочисленным народностям (у нас на Сахалине тоже много их проживает, более     
300 тысяч нивхов, нанайцев и других малых народностей), где требуются затраты   
более 1 миллионов 300 тысяч рублей из бюджета 2003 года, этот закон никаких     
финансовых затрат не несет. Дополнительных расходов из федерального бюджета     
данные изменения и дополнения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской       
Федерации не влекут. Данные изменения просто-напросто устраняют противоречия    
в толкованиях статьи 96 и статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В принципе я, как депутат, разговаривал лично с руководителями органов          
внутренних войск, которые несут службу в этой системе Министерства юстиции,     
они поддерживают, они прекрасно понимают, что эти изменения могут принести      
только пользу, если заключенные будут сами себе зарабатывать на хлеб, на еду    
и на жизнь.                                                                     
                                                                                
И прекрасно понимаю, какое сегодня заключение дал Комитет по безопасности.      
Данный законопроект был внесен давно, еще в декабре прошлого года. И он у нас   
в календаре раз восемь был, переносился из раза в раз. В один из моментов       
Комитет по безопасности - за подписью Гурова у меня документ имеется,           
заседание от 20 марта, вопрос под номером 39, - согласился принять данный       
законопроект в первом чтении и направить его в субъекты Российской Федерации,   
в депутатские объединения и Верховный Суд для того, чтобы были даны             
заключения. И Гуров подписал этот документ 20 марта этого года, чтобы эти       
дополнения и изменения были присланы до 20 апреля. Что потом произошло, мне     
не понятно. Сейчас комитет выносит обратное решение - что нельзя принимать      
данный законопроект.                                                            
                                                                                
И я все-таки хотел бы обратить внимание на то, что это не просто просьба        
одного из руководителей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.   
Мы действительно сегодня никакой финансовой нагрузки при принятии этого не      
несем, но заключенные будут зарабатывать, лица, имеющие право на                
условно-досрочное освобождение, будут иметь право работать, именно работать и   
зарабатывать на хлеб и на остальное.                                            
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Андреевич.                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по безопасности Михаила              
Игнатьевича Гришанкова. Пожалуйста.                                             
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И., депутатская группа "Народный депутат".                         
                                                                                
Спасибо, Артур Николаевич.                                                      
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении         
изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской              
Федерации..." предусматривает предоставление возможности передвижения без       
конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения лицам,         
осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений и          
отбывших не менее двух третей назначенного наказания. Предоставление            
подобного права лицам, совершившим преступления, относящиеся к категории        
особо тяжких, потенциально создает угрозу безопасности личности, общества и     
государства. Необходимо отметить, что категория особо тяжких преступлений       
указывает не только на степень их повышенной опасности, но и на то, что         
подобные преступления совершаются исключительно с умыслом.                      
                                                                                
Кроме того, необоснованна увязка срока, с которого у данной категории           
осужденных наступает право на передвижение без конвоя за пределами              
исправительного учреждения, со сроками, установленными статьей 79 Уголовного    
кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что осужденное лицо может    
быть освобождено условно-досрочно только в том случае, если судом будет         
признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании        
назначенного судом наказания. Необоснованно указание инициаторов                
законопроекта на существование противоречия в толкованиях норм статей 96 и      
175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поскольку данные     
статьи имеют разные предметы правового регулирования. Статья 96                 
Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает условия и порядок передвижения   
осужденных к лишению свободы без конвоя и сопровождения, статья же 175          
регламентирует порядок представления к досрочному освобождению, то есть         
совершенно разные предметы регулирования. Не соответствует действительности     
также ссылка на то, что право осужденного на труд не может быть реализовано в   
случае его передвижения под конвоем или с сопровождением. Согласно статье 103   
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к       
лишению свободы обязан трудиться на работах, определяемых администрацией        
исправительных учреждений. Каких-либо ограничений на труд для осужденных за     
совершение особо тяжких преступлений при этом не предусматривается.             
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет по безопасности рекомендует Государственной    
Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений    
в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997          
года...". Просим поддержать заключение комитета.                                
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не уходите, Михаил Игнатьевич.                            
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов.                                        
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                             
                                                                                
Представитель Правительства? Пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги!                 
Действительно, Правительство против принятия данного законопроекта. Упомяну     
только один аргумент. Категория особо тяжких преступлений указывает не только   
на высокую степень, повышенную степень опасности данных преступников, но        
также на то, что подобные преступления совершались с умыслом. И если мы после   
отбывания осужденным двух третей срока наказания предоставим ему право          
передвигаться без конвоя в местах, где проживают граждане, то мы создадим       
условия для повышенной опасности их жизни, угрозу безопасности им, а также      
угрозу безопасности принадлежащему им имуществу.                                
                                                                                
Правительство не поддерживает данный законопроект.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Андреевич, вы хотели выступить? И выступление от     
комитета, да?                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Ждакаев, заключительное слово.                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А я не вижу, Александр Алексеевич, по-моему, не           
собирается.                                                                     
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А. Я хотел бы просто второй раз подтвердить. Видимо, в комитете      
левая рука не знает, что делает правая. 20 марта они вынесли положительное      
решение по данному законопроекту: принять в первом чтении. Подпись Гурова       
стоит. Маленько времени проходит - другое, отрицательное заключение. Какая-то   
логика должна, наверное, быть, в конце концов! Это первый момент.               
                                                                                
Второй момент. Здесь ссылка идет на статью 103 Уголовно-исполнительного         
кодекса. Я могу согласиться: права на труд никто не лишает. Но как он будет     
трудиться, ведь лес-то, наверное, не рядом с тюрьмой растет? Лесные деляны      
находятся за 30-40 километров, и там надо работать. Его действительно никто     
права на труд не лишает. Но с другой стороны, у него есть право на              
условно-досрочное освобождение, повторяю, а ему не дают права работать, чтобы   
он мог своим трудом доказать, что он встал на путь исправления. Я не знаю,      
где у нас сегодня страшней ходить - по ночной Москве или среди людей, которые   
уже отбыли 75 процентов срока наказания. Любому вопрос задай - любой,           
наверное, скажет, что там спокойнее, чем по ночной Москве или по ночному        
Питеру, о чем сегодня говорили несколько раз.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Игнатьевич, заключительное слово от    
комитета.                                                                       
                                                                                
ГРИШАНКОВ М. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, еще раз хочу подчеркнуть: не     
надо смешивать понятия "условно-досрочное освобождение" и "труд без охраны".    
Комитет на своем заседании рассмотрел этот вопрос, и я, являясь сегодня         
официальным представителем комитета, заявляю: мы отклонили данный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, присаживайтесь.                                      
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом    
чтении? Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              110 чел.             24,4%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    117 чел.                                          
Не голосовало                 333 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.