Заседание № 20
16.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 396478-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи контрафактной продукции" (внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. В. Митрофановым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5305 по 5476 из 6928
Переходим к пункту 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи контрафактной продукции". Докладывает Андрей Геннадьевич Назаров. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи контрафактной продукции", внесённым 17 февраля 2007 года депутатом Государственной Думы четвёртого созыва Митрофановым, предлагалось в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации установить санкции не только за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, но и приобретение, хранение и перевозку контрафактной продукции. При этом предлагалось установить отдельное наказание за незаконную продажу аудиовизуальной контрафактной продукции в виде лишения свободы на срок до двух лет. Одновременно с внесением изменений в Уголовный кодекс предлагалось исключить из статьи 7.12 "Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав" Кодекса об административных правонарушениях слово "продажа". Указанный законопроект имеет следующие недостатки. Во-первых, с 1 января 2008 года вступили в силу положения части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения в области интеллектуальной собственности, включая авторское право и смежные права. С этой же даты утратил силу Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", на который ссылается автор законопроекта. В статье 1259 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации "Объекты авторских прав" приводится перечень объектов авторских прав, включающий аудиовизуальное произведение. Во-вторых, нарушение авторских прав в целях получения дохода влечёт административную ответственность согласно статье 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Понятие получения дохода включает в себя в том числе и понятие "продажа", именно поэтому представляется сомнительным решение исключить слово "продажа" из диспозиции этой статьи. Это не повлечёт ровно никаких правовых последствий. В-третьих, незаконное использование объектов авторского права в крупных размерах, то есть стоимостью более 50 тысяч рублей, образует состав преступления, указанный в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок до двух лет. Кроме того, предложенный законопроект не разграничивает уголовную и административную ответственность, переводя в разряд преступлений любой случай продажи аудиовизуальной контрафактной продукции. Предложение об отклонении законопроекта содержится в официальных отзывах правительства, Верховного Суда. Из регионов также получены отзывы: четырнадцать регионов высказались за, против высказались сорок шесть регионов. Также против высказался Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. На основании изложенного комитетом предлагается вышеназванный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Вопросов нет. Желающие выступить? Владимир Вольфович Жириновский. Включите, пожалуйста, микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Во-первых, надо информировать, депутатом какой фракции был внесён законопроект. Слово "депутат" нельзя просто употреблять, у нас все фракции партийные, нет у нас самостоятельных депутатов, как раньше были одномандатники. Это должно находить отражение в стенограмме заседания, чтобы потом была правильная статистика. Если не имеем правильной статистики, нам трудно определить вклад каждой фракции. В первом созыве Государственной Думы фракция ЛДПР осуществила 44 процента всей законодательной работы Думы, всей, а остальные семь фракций - 56 процентов. Легко понять, каков трудовой вклад. Вот здесь сейчас спокойненько докладывают чужой закон и даже не говорят, что этот закон внесён депутатом фракции ЛДПР. У нас нет просто депутата, нет просто человека, есть гражданин России, подданный Японии и так далее, а просто всемирного человека, так сказать, нет. Почему этот закон был внесён? Потому что мы теряем, ущерб экономике-то не уменьшается. Как вот с убийством священников: не хотим менять законодательство - рост числа убийств продолжается. Так и здесь: 5 миллиардов долларов США - такой ущерб ежегодно наносится экономике России именно из-за того, что слишком слабая ответственность за контрафактную продукцию. Нам навязали этот термин, лучше бы по-русски: "поддельная", потому что дети растут и не понимают, какая там контрафактная, даже ещё начинают искать её, слово-то такое красивое - "контрафакт". Как в известной песне про путану - не понимают, что это означает, "путана". Тоже думают, что это хорошо, может быть, звучит: "Путана, путана, путана, огни отелей так заманчиво горят". Слушает девочка и думает: "Ну раз песню поют и заманчиво огни горят..." Понимаете, мы провоцируем. Так и здесь вот неправильное применение. Когда "подделка", все понимают, что это что-то плохое, как списывать на уроках. Поэтому это имеет большое значение. Доходы уходят ежегодно, и в основном в страны СНГ - Грузию и Азербайджан. Понимаете, что мы продолжаем их содержать? Здесь не только их мигранты, которые деньги направляют туда, но они нам ещё и ежегодно поставляют контрафактную продукцию, которую здесь приобретают наши граждане, продукцию плохого качества. Во всех странах мира ужесточаются меры ответственности. Руководство страны не раз просило, в том числе Госдуму, вот нас с вами, усилить ответственность, и авторы просили усилить ответственность, потому что, несмотря на то что в Кодексе об административных правонарушениях есть какие-то нормы, никакого результата нет. Те, кто, скажем, занимается изготовлением поддельной продукции, применяют более изощрённые методы, и подделку очень трудно отличить от тех товаров, которые производят имеющие на это право фирмы-изготовители. Но вопрос остаётся нерешённым. И вот делаем попытку навести порядок в этом деле, и опять комитет, правительство говорят: не надо, не поддерживаем. А потом здесь при отчётах представители правительства нас будут уверять: вот есть ущерб экономике, видите, миллиарды долларов теряем, оттого что до сих пор на рынке поддельная продукция. Поэтому считаю, что это неправильная позиция комитета. Придёт время - и будет им неприятно это осознавать, ибо придётся ужесточать уголовные нормы. Во Франции это уголовное наказание в виде лишения свободы и штраф до 1 миллиона евро. И это действует, поэтому во Франции очень мало такой поддельной продукции. А у нас здесь анархия: на любом рынке, в любом магазине, в том числе и продовольственном, мы с вами покупаем поддельную продукцию. Это наносит ущерб здоровью и физическому, и нравственному. И Государственная Дума не хочет встать на защиту наших потребителей, на защиту нашего здоровья, на защиту нашей с вами нравственности, на защиту авторского права! А потом - Россия в списке тех стран, которые на последнем месте. Мы вместе с Китаем - Китай и мы. Но Китай этим и добивается успехов, тем, что производит контрафактную, поддельную продукцию. Иногда наши левые фракции приводят в пример Китай, что он достиг больших успехов. Но эти успехи за счёт того, что они в подвалах миллионами рук бесплатных китайских рабочих изготавливают эту поддельную продукцию и заваливают ею весь мир, поскольку она стоит копейки, ибо хорошая продукция всегда будет стоить дороже. Поэтому, когда об успехах каких-то стран говорим, надо понимать, на чём эти успехи основаны. Как и поддельная водка. Она идёт к нам из Северной Осетии. Когда приезжают депутаты фракции "Справедливая Россия" в Северную Осетию, улыбаются, но почему-то не пьют эту поддельную водку, которую на столы им ставят. Этой поддельной, плохой водкой спаивают русские этнические регионы. А там пили хорошую водку, хорошо закусывали, и улыбались, и ничего не сказали руководству Северной Осетии. Когда прекратится поставка этой шестнадцатирублёвой водки, которая разрушает рынок?! Люди не покупают нормальную, хорошую водку, которую невозможно продавать по 16 рублей. Это всё связано с нами - мы с вами не можем обеспечить правовую базу для искоренения вот таких подделок. Но здесь больше касается аудио-, видеопродукции, фонограмм, и здесь, конечно, творческая наша интеллигенция была бы заинтересована, но мы не хотим ни с фальшивой водкой бороться, ни с подделками аудио-, видеопродукции и фонограмм. Ещё раз достойный вклад фракции ЛДПР. По всем отраслям права вносим поправки в законы - Госдума не принимает. А потом очередной президент на очередном вашем съезде будет ставить вам задачи, что же вам нужно делать, чтобы наконец навести порядок в экономике и в правовой базе нашего государства. Вот пускай историки потом оценят, какие депутаты помогали решать экономические проблемы, а какие препятствовали решению этих вопросов. И соответственно избиратели должны оценивать вклад всех фракций и партий в дело улучшения законодательства в нашей стране. Предлагаю поддержать данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители правительства, президента? Нет. Докладчик хочет выступить с заключительным словом? Нет. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи контрафактной продукции"? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 36 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 40 чел. Не голосовало 410 чел.91,1% Результат: не принято Не принято. Законопроект в первом чтении отклонён.