Заседание № 20

16.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 396478-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи контрафактной продукции" (внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. В. Митрофановым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5305 по 5476 из 6928
Переходим к пункту 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в    
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной          
продажи контрафактной продукции". Докладывает Андрей Геннадьевич Назаров.       
                                                                                
НАЗАРОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроектом "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной          
продажи контрафактной продукции", внесённым 17 февраля 2007 года депутатом      
Государственной Думы четвёртого созыва Митрофановым, предлагалось в статье      
146 Уголовного кодекса Российской Федерации установить санкции не только за     
незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, но и       
приобретение, хранение и перевозку контрафактной продукции. При этом            
предлагалось установить отдельное наказание за незаконную продажу               
аудиовизуальной контрафактной продукции в виде лишения свободы на срок до       
двух лет. Одновременно с внесением изменений в Уголовный кодекс предлагалось    
исключить из статьи 7.12 "Нарушение авторских и смежных прав,                   
изобретательских и патентных прав" Кодекса об административных                  
правонарушениях слово "продажа".                                                
                                                                                
Указанный законопроект имеет следующие недостатки. Во-первых, с 1 января 2008   
года вступили в силу положения части четвёртой Гражданского кодекса             
Российской Федерации, регулирующие отношения в области интеллектуальной         
собственности, включая авторское право и смежные права. С этой же даты          
утратил силу Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных           
правах", на который ссылается автор законопроекта. В статье 1259 части          
четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации "Объекты авторских прав"    
приводится перечень объектов авторских прав, включающий аудиовизуальное         
произведение.                                                                   
                                                                                
Во-вторых, нарушение авторских прав в целях получения дохода влечёт             
административную ответственность согласно статье 7.12 Кодекса Российской        
Федерации об административных правонарушениях. Понятие получения дохода         
включает в себя в том числе и понятие "продажа", именно поэтому                 
представляется сомнительным решение исключить слово "продажа" из диспозиции     
этой статьи. Это не повлечёт ровно никаких правовых последствий.                
                                                                                
В-третьих, незаконное использование объектов авторского права в крупных         
размерах, то есть стоимостью более 50 тысяч рублей, образует состав             
преступления, указанный в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации,   
которая предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок до двух лет.     
Кроме того, предложенный законопроект не разграничивает уголовную и             
административную ответственность, переводя в разряд преступлений любой случай   
продажи аудиовизуальной контрафактной продукции.                                
                                                                                
Предложение об отклонении законопроекта содержится в официальных отзывах        
правительства, Верховного Суда. Из регионов также получены отзывы:              
четырнадцать регионов высказались за, против высказались сорок шесть            
регионов. Также против высказался Комитет Совета Федерации по правовым и        
судебным вопросам.                                                              
                                                                                
На основании изложенного комитетом предлагается вышеназванный законопроект      
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Вопросов нет. Желающие выступить? Владимир         
Вольфович Жириновский.                                                          
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Во-первых, надо информировать, депутатом какой фракции был    
внесён законопроект. Слово "депутат" нельзя просто употреблять, у нас все       
фракции партийные, нет у нас самостоятельных депутатов, как раньше были         
одномандатники. Это должно находить отражение в стенограмме заседания, чтобы    
потом была правильная статистика. Если не имеем правильной статистики, нам      
трудно определить вклад каждой фракции. В первом созыве Государственной Думы    
фракция ЛДПР осуществила 44 процента всей законодательной работы Думы, всей,    
а остальные семь фракций - 56 процентов. Легко понять, каков трудовой вклад.    
Вот здесь сейчас спокойненько докладывают чужой закон и даже не говорят, что    
этот закон внесён депутатом фракции ЛДПР. У нас нет просто депутата, нет        
просто человека, есть гражданин России, подданный Японии и так далее, а         
просто всемирного человека, так сказать, нет.                                   
                                                                                
Почему этот закон был внесён? Потому что мы теряем, ущерб экономике-то не       
уменьшается. Как вот с убийством священников: не хотим менять                   
законодательство - рост числа убийств продолжается. Так и здесь: 5 миллиардов   
долларов США - такой ущерб ежегодно наносится экономике России именно из-за     
того, что слишком слабая ответственность за контрафактную продукцию. Нам        
навязали этот термин, лучше бы по-русски: "поддельная", потому что дети         
растут и не понимают, какая там контрафактная, даже ещё начинают искать её,     
слово-то такое красивое - "контрафакт". Как в известной песне про путану - не   
понимают, что это означает, "путана". Тоже думают, что это хорошо, может        
быть, звучит: "Путана, путана, путана, огни отелей так заманчиво горят".        
Слушает девочка и думает: "Ну раз песню поют и заманчиво огни горят..."         
Понимаете, мы провоцируем.                                                      
                                                                                
Так и здесь вот неправильное применение. Когда "подделка", все понимают, что    
это что-то плохое, как списывать на уроках. Поэтому это имеет большое           
значение. Доходы уходят ежегодно, и в основном в страны СНГ - Грузию и          
Азербайджан. Понимаете, что мы продолжаем их содержать? Здесь не только их      
мигранты, которые деньги направляют туда, но они нам ещё и ежегодно             
поставляют контрафактную продукцию, которую здесь приобретают наши граждане,    
продукцию плохого качества. Во всех странах мира ужесточаются меры              
ответственности. Руководство страны не раз просило, в том числе Госдуму, вот    
нас с вами, усилить ответственность, и авторы просили усилить                   
ответственность, потому что, несмотря на то что в Кодексе об административных   
правонарушениях есть какие-то нормы, никакого результата нет. Те, кто,          
скажем, занимается изготовлением поддельной продукции, применяют более          
изощрённые методы, и подделку очень трудно отличить от тех товаров, которые     
производят имеющие на это право фирмы-изготовители. Но вопрос остаётся          
нерешённым. И вот делаем попытку навести порядок в этом деле, и опять           
комитет, правительство говорят: не надо, не поддерживаем. А потом здесь при     
отчётах представители правительства нас будут уверять: вот есть ущерб           
экономике, видите, миллиарды долларов теряем, оттого что до сих пор на рынке    
поддельная продукция.                                                           
                                                                                
Поэтому считаю, что это неправильная позиция комитета. Придёт время - и будет   
им неприятно это осознавать, ибо придётся ужесточать уголовные нормы. Во        
Франции это уголовное наказание в виде лишения свободы и штраф до 1 миллиона    
евро. И это действует, поэтому во Франции очень мало такой поддельной           
продукции. А у нас здесь анархия: на любом рынке, в любом магазине, в том       
числе и продовольственном, мы с вами покупаем поддельную продукцию. Это         
наносит ущерб здоровью и физическому, и нравственному.                          
                                                                                
И Государственная Дума не хочет встать на защиту наших потребителей, на         
защиту нашего здоровья, на защиту нашей с вами нравственности, на защиту        
авторского права! А потом - Россия в списке тех стран, которые на последнем     
месте. Мы вместе с Китаем - Китай и мы. Но Китай этим и добивается успехов,     
тем, что производит контрафактную, поддельную продукцию. Иногда наши левые      
фракции приводят в пример Китай, что он достиг больших успехов. Но эти успехи   
за счёт того, что они в подвалах миллионами рук бесплатных китайских рабочих    
изготавливают эту поддельную продукцию и заваливают ею весь мир, поскольку      
она стоит копейки, ибо хорошая продукция всегда будет стоить дороже. Поэтому,   
когда об успехах каких-то стран говорим, надо понимать, на чём эти успехи       
основаны.                                                                       
                                                                                
Как и поддельная водка. Она идёт к нам из Северной Осетии. Когда приезжают      
депутаты фракции "Справедливая Россия" в Северную Осетию, улыбаются, но         
почему-то не пьют эту поддельную водку, которую на столы им ставят. Этой        
поддельной, плохой водкой спаивают русские этнические регионы. А там пили       
хорошую водку, хорошо закусывали, и улыбались, и ничего не сказали              
руководству Северной Осетии. Когда прекратится поставка этой                    
шестнадцатирублёвой водки, которая разрушает рынок?! Люди не покупают           
нормальную, хорошую водку, которую невозможно продавать по 16 рублей. Это всё   
связано с нами - мы с вами не можем обеспечить правовую базу для искоренения    
вот таких подделок.                                                             
                                                                                
Но здесь больше касается аудио-, видеопродукции, фонограмм, и здесь, конечно,   
творческая наша интеллигенция была бы заинтересована, но мы не хотим ни с       
фальшивой водкой бороться, ни с подделками аудио-, видеопродукции и             
фонограмм.                                                                      
                                                                                
Ещё раз достойный вклад фракции ЛДПР. По всем отраслям права вносим поправки    
в законы - Госдума не принимает. А потом очередной президент на очередном       
вашем съезде будет ставить вам задачи, что же вам нужно делать, чтобы наконец   
навести порядок в экономике и в правовой базе нашего государства. Вот пускай    
историки потом оценят, какие депутаты помогали решать экономические проблемы,   
а какие препятствовали решению этих вопросов. И соответственно избиратели       
должны оценивать вклад всех фракций и партий в дело улучшения                   
законодательства в нашей стране.                                                
                                                                                
Предлагаю поддержать данный проект закона.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители правительства, президента? Нет. Докладчик   
хочет выступить с заключительным словом? Нет. Переходим к голосованию. Кто за   
то, чтобы принять законопроект "О внесении изменений в отдельные                
законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи            
контрафактной продукции"?                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.8,4%                                      
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     40 чел.                                          
Не голосовало                 410 чел.91,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. Законопроект в первом чтении отклонён.