Заседание № 20
16.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 396478-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи контрафактной продукции" (внесён депутатом Государственной Думы четвёртого созыва А. В. Митрофановым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5305 по 5476 из 6928
Переходим к пункту 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной
продажи контрафактной продукции". Докладывает Андрей Геннадьевич Назаров.
НАЗАРОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроектом "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконной
продажи контрафактной продукции", внесённым 17 февраля 2007 года депутатом
Государственной Думы четвёртого созыва Митрофановым, предлагалось в статье
146 Уголовного кодекса Российской Федерации установить санкции не только за
незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, но и
приобретение, хранение и перевозку контрафактной продукции. При этом
предлагалось установить отдельное наказание за незаконную продажу
аудиовизуальной контрафактной продукции в виде лишения свободы на срок до
двух лет. Одновременно с внесением изменений в Уголовный кодекс предлагалось
исключить из статьи 7.12 "Нарушение авторских и смежных прав,
изобретательских и патентных прав" Кодекса об административных
правонарушениях слово "продажа".
Указанный законопроект имеет следующие недостатки. Во-первых, с 1 января 2008
года вступили в силу положения части четвёртой Гражданского кодекса
Российской Федерации, регулирующие отношения в области интеллектуальной
собственности, включая авторское право и смежные права. С этой же даты
утратил силу Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных
правах", на который ссылается автор законопроекта. В статье 1259 части
четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации "Объекты авторских прав"
приводится перечень объектов авторских прав, включающий аудиовизуальное
произведение.
Во-вторых, нарушение авторских прав в целях получения дохода влечёт
административную ответственность согласно статье 7.12 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях. Понятие получения дохода
включает в себя в том числе и понятие "продажа", именно поэтому
представляется сомнительным решение исключить слово "продажа" из диспозиции
этой статьи. Это не повлечёт ровно никаких правовых последствий.
В-третьих, незаконное использование объектов авторского права в крупных
размерах, то есть стоимостью более 50 тысяч рублей, образует состав
преступления, указанный в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации,
которая предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Кроме того, предложенный законопроект не разграничивает уголовную и
административную ответственность, переводя в разряд преступлений любой случай
продажи аудиовизуальной контрафактной продукции.
Предложение об отклонении законопроекта содержится в официальных отзывах
правительства, Верховного Суда. Из регионов также получены отзывы:
четырнадцать регионов высказались за, против высказались сорок шесть
регионов. Также против высказался Комитет Совета Федерации по правовым и
судебным вопросам.
На основании изложенного комитетом предлагается вышеназванный законопроект
отклонить.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Есть ли вопросы у депутатов? Вопросов нет. Желающие выступить? Владимир
Вольфович Жириновский.
Включите, пожалуйста, микрофон.
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Во-первых, надо информировать, депутатом какой фракции был
внесён законопроект. Слово "депутат" нельзя просто употреблять, у нас все
фракции партийные, нет у нас самостоятельных депутатов, как раньше были
одномандатники. Это должно находить отражение в стенограмме заседания, чтобы
потом была правильная статистика. Если не имеем правильной статистики, нам
трудно определить вклад каждой фракции. В первом созыве Государственной Думы
фракция ЛДПР осуществила 44 процента всей законодательной работы Думы, всей,
а остальные семь фракций - 56 процентов. Легко понять, каков трудовой вклад.
Вот здесь сейчас спокойненько докладывают чужой закон и даже не говорят, что
этот закон внесён депутатом фракции ЛДПР. У нас нет просто депутата, нет
просто человека, есть гражданин России, подданный Японии и так далее, а
просто всемирного человека, так сказать, нет.
Почему этот закон был внесён? Потому что мы теряем, ущерб экономике-то не
уменьшается. Как вот с убийством священников: не хотим менять
законодательство - рост числа убийств продолжается. Так и здесь: 5 миллиардов
долларов США - такой ущерб ежегодно наносится экономике России именно из-за
того, что слишком слабая ответственность за контрафактную продукцию. Нам
навязали этот термин, лучше бы по-русски: "поддельная", потому что дети
растут и не понимают, какая там контрафактная, даже ещё начинают искать её,
слово-то такое красивое - "контрафакт". Как в известной песне про путану - не
понимают, что это означает, "путана". Тоже думают, что это хорошо, может
быть, звучит: "Путана, путана, путана, огни отелей так заманчиво горят".
Слушает девочка и думает: "Ну раз песню поют и заманчиво огни горят..."
Понимаете, мы провоцируем.
Так и здесь вот неправильное применение. Когда "подделка", все понимают, что
это что-то плохое, как списывать на уроках. Поэтому это имеет большое
значение. Доходы уходят ежегодно, и в основном в страны СНГ - Грузию и
Азербайджан. Понимаете, что мы продолжаем их содержать? Здесь не только их
мигранты, которые деньги направляют туда, но они нам ещё и ежегодно
поставляют контрафактную продукцию, которую здесь приобретают наши граждане,
продукцию плохого качества. Во всех странах мира ужесточаются меры
ответственности. Руководство страны не раз просило, в том числе Госдуму, вот
нас с вами, усилить ответственность, и авторы просили усилить
ответственность, потому что, несмотря на то что в Кодексе об административных
правонарушениях есть какие-то нормы, никакого результата нет. Те, кто,
скажем, занимается изготовлением поддельной продукции, применяют более
изощрённые методы, и подделку очень трудно отличить от тех товаров, которые
производят имеющие на это право фирмы-изготовители. Но вопрос остаётся
нерешённым. И вот делаем попытку навести порядок в этом деле, и опять
комитет, правительство говорят: не надо, не поддерживаем. А потом здесь при
отчётах представители правительства нас будут уверять: вот есть ущерб
экономике, видите, миллиарды долларов теряем, оттого что до сих пор на рынке
поддельная продукция.
Поэтому считаю, что это неправильная позиция комитета. Придёт время - и будет
им неприятно это осознавать, ибо придётся ужесточать уголовные нормы. Во
Франции это уголовное наказание в виде лишения свободы и штраф до 1 миллиона
евро. И это действует, поэтому во Франции очень мало такой поддельной
продукции. А у нас здесь анархия: на любом рынке, в любом магазине, в том
числе и продовольственном, мы с вами покупаем поддельную продукцию. Это
наносит ущерб здоровью и физическому, и нравственному.
И Государственная Дума не хочет встать на защиту наших потребителей, на
защиту нашего здоровья, на защиту нашей с вами нравственности, на защиту
авторского права! А потом - Россия в списке тех стран, которые на последнем
месте. Мы вместе с Китаем - Китай и мы. Но Китай этим и добивается успехов,
тем, что производит контрафактную, поддельную продукцию. Иногда наши левые
фракции приводят в пример Китай, что он достиг больших успехов. Но эти успехи
за счёт того, что они в подвалах миллионами рук бесплатных китайских рабочих
изготавливают эту поддельную продукцию и заваливают ею весь мир, поскольку
она стоит копейки, ибо хорошая продукция всегда будет стоить дороже. Поэтому,
когда об успехах каких-то стран говорим, надо понимать, на чём эти успехи
основаны.
Как и поддельная водка. Она идёт к нам из Северной Осетии. Когда приезжают
депутаты фракции "Справедливая Россия" в Северную Осетию, улыбаются, но
почему-то не пьют эту поддельную водку, которую на столы им ставят. Этой
поддельной, плохой водкой спаивают русские этнические регионы. А там пили
хорошую водку, хорошо закусывали, и улыбались, и ничего не сказали
руководству Северной Осетии. Когда прекратится поставка этой
шестнадцатирублёвой водки, которая разрушает рынок?! Люди не покупают
нормальную, хорошую водку, которую невозможно продавать по 16 рублей. Это всё
связано с нами - мы с вами не можем обеспечить правовую базу для искоренения
вот таких подделок.
Но здесь больше касается аудио-, видеопродукции, фонограмм, и здесь, конечно,
творческая наша интеллигенция была бы заинтересована, но мы не хотим ни с
фальшивой водкой бороться, ни с подделками аудио-, видеопродукции и
фонограмм.
Ещё раз достойный вклад фракции ЛДПР. По всем отраслям права вносим поправки
в законы - Госдума не принимает. А потом очередной президент на очередном
вашем съезде будет ставить вам задачи, что же вам нужно делать, чтобы наконец
навести порядок в экономике и в правовой базе нашего государства. Вот пускай
историки потом оценят, какие депутаты помогали решать экономические проблемы,
а какие препятствовали решению этих вопросов. И соответственно избиратели
должны оценивать вклад всех фракций и партий в дело улучшения
законодательства в нашей стране.
Предлагаю поддержать данный проект закона.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители правительства, президента? Нет. Докладчик
хочет выступить с заключительным словом? Нет. Переходим к голосованию. Кто за
то, чтобы принять законопроект "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части незаконной продажи
контрафактной продукции"?
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 36 сек.)
Проголосовало за 38 чел.8,4%
Проголосовало против 2 чел.0,4%
Воздержалось 0 чел.0,0%
Голосовало 40 чел.
Не голосовало 410 чел.91,1%
Результат: не принято
Не принято. Законопроект в первом чтении отклонён.