Заседание № 101

24.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 158156-5 "О внесении изменений в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" (о предоставлении супругам умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, не вступившим в повторный брак, проживающим одиноко, или с несовершеннолетними детьми, или с детьми в возрасте до двадцати трёх лет, обучающимися в образовательных учреждениях, или с детьми старше восемнадцати лет - инвалидами с детства, права на соответствующие меры социальной поддержки, установленные статьёй 21 закона; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым и депутатами Государственной Думы Н. Д. Ковалёвым, Н. В. Левичевым, Е. А. Самойловым, А. В. Терентьевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8665 по 9025 из 9901
Мы с вами договорились следующими рассматривать два альтернативных              
законопроекта - пункты 28.1 и 28.2. О проекте федерального закона "О внесении   
изменений в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах". Доклад         
Николая Дмитриева Ковалёва.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Николай Дмитриевич.                                                 
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я напомню,    
что мы с вами договорились в начале пленарного заседания о том, что будет       
сделан доклад и сразу содоклад. Придерживаясь этой логики, я и построю своё     
выступление.                                                                    
                                                                                
На ваше рассмотрение выносится...                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, тогда, Николай Дмитриевич, давайте поступим так:     
поменяем местами доклады, а потом вы доложите свой законопроект и сделаете      
содоклад от комитета.                                                           
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Это абсолютно логично.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте тогда сейчас пункт 28.2 рассмотрим. Нет           
возражений, коллеги? Нет.                                                       
                                                                                
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 21            
Федерального закона "О ветеранах". Депутат Левичев доверил представить          
законопроект Оксане Генриховне Дмитриевой.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Оксана Генриховна.                                                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект посвящён вопросу, как определить в       
отношении вдов погибших участников Великой Отечественной войны, не вступивших   
в повторный брак, право на дополнительные льготы в зависимости от того,         
проживают они одиноко или не проживают.                                         
                                                                                
Данный законопроект вносит изменения, поскольку для вдов участников Великой     
Отечественной войны, не вступивших в повторный брак, сейчас практически         
невозможно проживание отдельно и они вынуждены проживать со своими,             
естественно, совершеннолетними детьми или совершеннолетними внуками. Тем        
самым дискриминируются те вдовы участников Великой Отечественной войны, не      
вступившие в повторный брак, которые вынуждены опираться на чью-то              
постороннюю помощь. Это один из пунктов законопроекта.                          
                                                                                
Следующий пункт законопроекта касается супругов погибших ветеранов боевых       
действий, не вступивших в повторный брак и проживающих одиноко. И здесь         
сделано дополнение: либо с несовершеннолетними детьми, либо с детьми, которые   
обучаются в образовательных учреждениях, в возрасте до двадцати трёх лет,       
либо с детьми-инвалидами старше восемнадцати лет, ставшими инвалидами до        
достижения ими возраста восемнадцати лет. Здесь тоже есть уточнение,            
поскольку очень часто вдовы участников боевых действий, естественно,            
проживают со своими несовершеннолетними детьми. Когда есть ограничение, что     
они проживают одиноко, это существенно ограничивает их возможности получения    
льгот, тем более они и так находятся в более уязвимом положении, если они       
вдовы, а на их попечении находятся ещё и несовершеннолетние дети.               
                                                                                
Я изложила суть законопроекта. Теперь мне хотелось бы сказать несколько слов    
о том, как этот законопроект проходил и какая ситуация складывалась в           
Комитете по делам ветеранов.                                                    
                                                                                
Законопроект, который я докладываю, был внесён 3 февраля 2009 года членом       
Совета Федерации Мироновым и депутатом Левичевым. Официальный отзыв,            
положительный, Правительства Российской Федерации на данный законопроект был    
получен 22 апреля 2009 года. Через два дня после того, как на данный            
законопроект был получен положительный отзыв Правительства Российской           
Федерации и стало очевидно, что данный законопроект будет принят, коллектив     
авторов 24 апреля, то есть через два дня после получения положительного         
заключения правительства, вносит законопроект аналогичного содержания, на       
который первоначально, насколько я понимаю, был получен отрицательный отзыв     
правительства. В отзыве было сказано, что уже есть положительный отзыв          
правительства на другой законопроект аналогичного содержания.                   
                                                                                
Далее. Комитет рассмотрел данный законопроект и принял по нему 8 июня 2009      
года положительное решение, тем самым рекомендовав его к принятию. Это тот      
законопроект, который был внесён Левичевым и Мироновым, и затем к нему          
присоединились господин Ковалёв и господин Самойлов. Но после этого             
руководство комитета, который возглавляется "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", решило, что       
нельзя допускать принятие законопроекта, внесённого представителями             
"Справедливой России", и изменило своё решение. При этом 17 июня законопроект   
представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ", судя по базе, был отозван, а 22 июня он вдруг   
снова появился в базе.                                                          
                                                                                
Таким образом, мы сталкиваемся с уже постоянно повторяющимися попытками         
заимствования законопроектов, внесённых представителями оппозиционных           
фракций, с долгим торпедированием принятия законопроектов, которые вносятся     
представителями оппозиционных фракций. Если вдруг есть какие-то шансы на        
принятие тех законопроектов, которые вносят депутаты оппозиционных фракций и    
на которые есть положительное заключение правительства, то всеми силами         
делается попытка изменить коллектив авторов или поменять законопроекты. Тем     
более здесь просто вопиющий случай, когда после получения положительного        
заключения правительства на законопроект через два дня вносится аналогичный     
законопроект и дальше меняется заключение комитета, потому что один раз уже     
было дано заключение положительное.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы, конечно, будем голосовать и за этот законопроект, и за   
второй, который точно такой же, но такая практика вредна, вредна не только с    
точки зрения политической, ведь не случайно под законопроектами есть            
персональные подписи субъектов права законодательной инициативы, значит,        
важно, кто внёс, представитель какой фракции. И это приводит к                  
безнаказанности, во-первых, к торпедированию законопроектов, то есть их можно   
мурыжить очень долго и не рассматривать. Во-вторых, когда происходит            
заимствование (но к этому случаю это не относится), очень часто идёт            
ухудшение текста законопроекта. Поэтому в целом наносится вред                  
законотворческой деятельности и результативности с точки зрения решения         
проблем.                                                                        
                                                                                
Мы по этому поводу так подробно говорим, потому что совсем недавно мы           
сталкивались с практикой заимствования поправок представителя КПРФ по закону    
об отчёте правительства об антикризисных мерах. В целом ряде случаев            
налоговые законы торпедируются правительством по девять месяцев, потом          
переписываются дословно, с точностью до последнего знака, до запятой в          
финансово-экономическом обосновании. И вся эта практика... Ну, можно разные     
слова применять, вот есть рейдерство в экономике, так вот здесь рейдерство в    
законотворческой деятельности.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Доклад по пункту 28.1 и содоклад от комитета сделает Николай Дмитриевич         
Ковалёв.                                                                        
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я,            
во-первых, хочу вас поблагодарить за терпение, потому что мы сегодня            
рассматриваем законопроект, который Комитет по делам ветеранов готовил в        
течение десяти лет. Вдумайтесь только в эту цифру: десять лет было затрачено    
на то, чтобы сегодня рассмотреть этот закон.                                    
                                                                                
На ваше рассмотрение выносятся проект федерального закона № 192740-5 "О         
внесении изменений в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах",       
внесённый депутатами Государственной Думы - членами Комитета по делам           
ветеранов, а также Герасимовой и Самойловым, и проект федерального закона №     
158156-5, внесённый членом Совета Федерации Мироновым, депутатами               
Государственной Думы Левичевым и Терентьевым.                                   
                                                                                
Законопроекты признаны альтернативными, необходимые регламентные процедуры      
перед вынесением их на ваше рассмотрение проведены. Авторские концепции обоих   
законопроектов содержат в себе решение вопроса о снятии жёсткого ограничения    
на предоставление мер социальной поддержки: только установленным в законе       
категориям граждан, проживающим одиноко, я это особо подчёркиваю.               
                                                                                
Предлагается с 1 июля 2009 года установить меры социальной поддержки не         
только супруге (супругу) умершего (погибшего) участника Великой Отечественной   
войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, а также супруге         
(супругу) умершего (погибшего) ветерана боевых действий, не вступившей (не      
вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, но и        
проживающим с несовершеннолетними детьми, или с детьми в возрасте до двадцати   
трёх лет, обучающимися в образовательных учреждениях по очной форме обучения,   
или с детьми старше восемнадцати лет, ставшими инвалидами до достижения ими     
возраста восемнадцати лет, имеющими ограничение способности к трудовой          
деятельности.                                                                   
                                                                                
Совершенно очевидно, что многие из супругов умерших (погибших) - и здесь я с    
Оксаной Генриховной абсолютно согласен - участников Великой Отечественной       
войны находятся в преклонном возрасте и не могут физически проживать            
самостоятельно, без посторонней помощи, в то же время супруги ветеранов         
боевых действий (а в основном это молодые люди) проживают с                     
несовершеннолетними детьми. Принятие законопроекта позволит этой категории      
граждан приобрести право на социальную поддержку, предусмотренную пунктом 1     
статьи 21 и статьёй 23-1 Федерального закона "О ветеранах". Это такие меры,     
как 50-процентная скидка на жилищные и коммунальные платежи, ежемесячные        
денежные выплаты в размере около 900 рублей, сохранение обслуживания в          
поликлиниках, преимущественное обеспечение санаторно-курортными путёвками.      
                                                                                
Надо подчеркнуть, что расходы на обеспечение этих законодательных инициатив     
не превысят запланированных средств, так как потребность в денежных             
средствах, предусмотренных на реализацию статьи 21 и статьи 23-1 Федерального   
закона "О ветеранах" по категориям граждан, имеющим пенсионный возраст, к       
сожалению, ежегодно снижается.                                                  
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие указанных              
законопроектов. Текстуальный постатейный анализ двух законопроектов показал     
преимущество законопроекта № 192740-5, в котором в пункте 2 написано:           
независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или        
заработка меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего         
(умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана     
боевых действий. Первая часть - это защита от возможного произвола              
чиновников, пытающихся по-своему трактовать те или иные положения               
законодательства, которое мы с вами принимаем. Здесь чётко написано:            
независимо от получения любого вида пенсии или заработка. Вторая же часть -     
это о родителях погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой          
Отечественной войны и, самое главное, ветеранов боевых действий. Это та самая   
категория, которая отдала самое дорогое, что у них было, - они воспитали        
детей, которые погибли при защите Отечества. Именно их, эту категорию,          
законопроект и защищает, чего, кстати, нет в законопроекте альтернативном,      
который предложила принять Оксана Генриховна.                                   
                                                                                
Кроме этого, в законопроекте № 192740-5 с учётом требований законодательной     
техники указаны источники и порядок исполнения расходных обязательств           
федерального бюджета, чего нет в аналогичном законопроекте, который защищала    
сегодня Оксана Генриховна. Вот почему на своём заседании Комитет                
Государственной Думы по делам ветеранов принял единогласное решение             
рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект               
федерального закона № 192740-5 "О внесении изменений в пункт 2 статьи 21        
Федерального закона "О ветеранах", отклонив при этом проект федерального        
закона № 158156-5 с одноимённым названием.                                      
                                                                                
На предлагаемый к принятию законопроект имеется заключение Правового            
управления Аппарата Государственной Думы. Замечаний нет.                        
                                                                                
Благодарю вас, коллеги, за внимание к этому социально оправданному              
законопроекту, который позволит решить наболевшую проблему вдов погибших        
(умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий,    
проживающих с детьми. Прошу поддержать решение комитета. Доклад и содоклад      
окончены. Спасибо вам.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Два вопроса - Лебедев и Романов. Романов Валентин              
Степанович.                                                                     
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Николай Дмитриевич, моё ощущение: конечно, поддержать   
надо хоть тот, хоть другой, мы устраняем часть несправедливости, которую        
несколько лет назад допустили. Вот я и хотел спросить: признаёт ли в данном     
случае "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что федеральный закон номер 122 был люто                
несправедлив, в том числе по отношению к этим категориям, и теперь мы           
вынужденно возвращаемся частично к натуральным льготам? И молодцы, что сейчас   
возвращаемся, только где же были наши память и совесть несколько лет назад?     
Вот ваша точка зрения?                                                          
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Валентин Степанович, я вам скажу, что при всей абсолютно          
справедливой и объективной критике 122-го закона мы сделали самое главное: мы   
теперь знаем, сколько у нас ветеранов каких категорий. Не было вообще           
никакого учёта, регионы зачастую брали с потолка цифры, чтобы добиться          
дополнительного финансирования. Сейчас мы знаем, что у нас участников Великой   
Отечественной войны и инвалидов, стоящих на очереди на получение жилья, -       
пятьдесят две тысячи сто сорок один человек. Это цифры, которые мы с вами       
таким образом получили, можем предметно совершенно работать с каждой            
категорией ветеранов и помогать адресно. Этого мы добились.                     
                                                                                
Что касается ошибок в законодательстве, они всегда были, они есть и будут.      
Наша задача - оперативно реагировать и устранять те недостатки, недочёты,       
которые, безусловно, есть. Мы об этом говорим прямо и откровенно и              
постараемся эти недочёты устранить в кратчайшие сроки.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович.                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Николай Дмитриевич, вопрос к вам как к председателю     
комитета. Очень внимательно выслушал сейчас ваш доклад, но остаётся             
непонятным, остаётся вопрос: а в чём же всё-таки альтернативность данных        
законопроектов? Говоря об альтернативности, мы обычно подразумеваем, что речь   
идёт о разных способах решения одной проблемы. Здесь речь идёт об абсолютно     
одинаковых способах решения одной и той же проблемы, и разница заключается      
лишь в том, что в предлагаемом фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проекте содержится на   
один пункт больше, чем в противоположном. Но, на наш взгляд, это всего лишь     
поправка, которая могла бы быть принята во втором чтении. Неужели Оксана        
Генриховна действительно была права, говоря о том, что альтернативность         
единственно в том, что внесён не той фракцией?                                  
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Игорь Владимирович, вы вынуждаете меня ответить на тот вопрос,    
на который я, вообще-то, не хотел отвечать и не хотел заострять его.            
                                                                                
Впервые Комитет по делам ветеранов провёл парламентские слушания здесь, в       
этом здании, по этому вопросу в 2005 году. Потом был "круглый стол" в 2007      
году. Мы внесли наш законопроект, направили в правительство для получения       
заключения 21 апреля 2008 года. Подчеркиваю это: 2008 год. Правительство        
сделало замечания, мы учли эти замечания и вновь направили в правительство      
для получения заключения. Наконец, 21 апреля 2009 года мы получили              
положительное заключение на законопроект, который мы сейчас обсуждаем в         
качестве альтернативного, получили положительный отзыв правительства. Мы с      
вами в данном случае кроме всего прочего строго соблюдаем Регламент, который    
требует наличия заключения правительства. Вот эти требования соблюдены,         
выполнены.                                                                      
                                                                                
Но ещё одно хочу сказать. К разным составам правительства мы обращались с       
просьбой поддержать этот законопроект, и только правительство Владимира         
Путина откликнулось на эту инициативу и дало положительное заключение.          
Спасибо правительству. Я скажу: в 99-м году, когда я прошёл на выборах в        
одномандатном округе, мне был задан этот вопрос, матери погибших впрямую        
просили оказать помощь, и я тогда сказал, что это будет сделано, будет эта      
помощь оказана. Ну, слава богу, что мы всё-таки дожили до такого дня, и я в     
частности, и я своё слово сдержал. Это что касается политического рейдерства,   
если пользоваться терминологией оппонентов. Я, честно говоря, хотел избежать    
этих оценок, но они прозвучали, я вынужден отвечать.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Николай Дмитриевич. Два человека пытались задать...             
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Один выступающий. Иванов Сергей Владимирович.           
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, раз уж мы решили плодотворно поработать, что хотелось бы     
сказать? Вы не задумывались над вопросом, почему в Израиле сносят бульдозером   
не только дома террористов, но и их родственников? Потому, что этим шахидам     
платят большие деньги за то, что они взрывают себя и граждан Израиля,           
совершая, по их мнению, благородный поступок. Я не беру моральную сторону       
этого дела, но тем не менее эти ребята знают, что они своих родственников       
обеспечат до конца их дней. Огромные деньги получают за эти теракты они.        
                                                                                
Мы же, извините, через пять лет только, наконец-то, благодаря - ещё раз         
огромное спасибо - правительству, выделили небольшие, мизерные средства для     
того, чтобы родственникам людей, которые - не как шахиды - защищали свою        
родину, дать какие-никакие социальные льготы. И у меня просто волосы дыбом      
встают, когда, представляя законопроект, докладчики говорят: родители           
погибших в Великую Отечественную войну. Да вы что, коллеги! Самому молодому     
участнику Великой Отечественной войны восемьдесят пять лет! Вы что, всерьез     
думаете, что родители живы, что ли? Это же, извините, просто кощунство! И вся   
Дума на колени должна встать и просить прощения у всех тех, кого мы в такое     
положение загнали. Я уже приводил в пример своих бабушек, которые умерли, и у   
многих такие были. Ладно, слава богу, человек пришел с войны, раненый, не       
раненый, но он пришёл, и ему какие-то льготы давались, а у наших висела         
звезда на заборе: здесь живёт семья погибшего - и никаких гарантий. И мы        
теперь говорим: мы как-то позаботились... Здорово мы позаботились! Их по        
пальцам можно пересчитать.                                                      
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР, конечно, поддерживает оба законопроекта, но в данном      
случае мы так и не поняли, в чём альтернативность, кроме фракционной            
принадлежности. Всё-таки тогда, раз уж такая тема возникла, берите в соавторы   
и скопом вносите, это по крайней мере будет честно. Ещё раз говорю: мне очень   
стыдно, что только сейчас для мизерной категории граждан мы этот закон          
принимаем. Просто нет слов, одни эмоции.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желание у докладчика и содокладчика, представлявших данные     
законопроекты, выступить с заключительным словом? Нет. Представители            
правительства и президента? Не желают.                                          
                                                                                
В порядке обсуждения ставится на голосование. Пункт 28.1. Кто за то, чтобы      
принять данный законопроект в первом чтении? Голосование рейтинговое.           
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Пункт 28.2. Кто за принятие данного законопроекта? Доложила его Оксана          
Генриховна Дмитриева.                                                           
                                                                                
Прошу включить режим голосования. (Идёт голосование.)                           
                                                                                
Покажите результаты по пункту 28.1.                                             
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 46 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
                                                                                
Четыреста сорок семь.                                                           
                                                                                
По пункту 28.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 46 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              131 чел.29,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    131 чел.                                          
Не голосовало                 319 чел.70,9%                                     
                                                                                
Сто тридцать один.                                                              
                                                                                
Коллеги, я думаю, нет смысла ставить на переголосование - конституционное       
большинство, и, таким образом, принят законопроект из пункта 28.1.