Заседание № 279
18.02.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 157827-7 "О внесении изменения в статью 78 Уголовного кодекса Российской Федерации в части неприменения сроков давности к лицам, совершившим коррупционные преступления".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5788 по 5986 из 6349
35-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовного кодекса Российской Федерации в части неприменения сроков давности к лицам, совершившим коррупционные преступления". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляется очередной законопроект из пакета проектов, направленных на ужесточение наказания преступников, совершивших тяжкие преступления - коррупционные преступления, преступления по присвоению, растрате казённых средств в огромных размерах, преступления, которые совершаются с использованием служебного положения для фальсификации уголовных дел с целью освобождения уголовников из-под суда, следствия, - и скрывающихся, когда по ним возбуждаются дела, за статьёй 78 Уголовного кодекса, в которой говорится о применении сроков давности в том числе в отношении таких преступников - коррупционеров, взяточников, "оборотней" разного рода. Ну, например, какие статьи? Вот я уже сказал, это статья 290 "Получение взятки"; 292-я - "Служебный подлог"; статья 299 "Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности..."; статья 300 "Незаконное освобождение от уголовной ответственности"; статья 301 "Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей" - да, заведомо незаконные; статья 303 "Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности"; статья 305 "Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта". К сожалению, уважаемые коллеги, мы зачастую слышим о том, что вот подобные преступники (там ещё есть ряд статей) используют различные уловки - долгие болезни, уловки адвокатов, - которые позволяют затягивать следствие. Понятно, что это и сговор с теми самыми "оборотнями", о которых я говорю, в том числе и по перечисленным статьям. То есть затягивается следствие, затягивается рассмотрение в суде, это идёт годами, и в результате - вот бывают такие вопиющие случаи - суд, даже признавая виновным, приговаривая к ответственности, иногда прямо в зале суда освобождает за истечением срока давности. Несколько примеров на этот счёт. Ну, такой известнейший всем деятель, предприниматель, политик, друг господина Чубайса Леонид Меламед - вместе с сотоварищами Малышевым и Понуровым, ну, вот так умыкнули 220 миллионов рублей. Это было давно, деньги были большие. В результате судебных разбирательств были привлечены как раз по статье 160 "Присвоение или растрата ", но кто-то сбежал в Лондон, а кто-то как раз по статье 78 избежал уголовного наказания за истечением срока давности. Пресненский районный суд Москвы прекратил уголовное преследование бывшего председателя комитета рекламы, информации и оформления столицы Владимира Макарова: ему тоже вменялось в вину причинение ущерба на сумму 252 миллиона рублей, и дело было прекращено на основании истечения срока давности. Много и других таких жуликов. Например, тот же Пресненский районный суд освободил в зале суда небезызвестного господина Полонского за истечением срока давности - миллиардные хищения у дольщиков, правда, здесь не чиновник, не представитель власти, но вот такие случаи бывают. Я считаю, что в отношении людей, облеченных властью, сроков давности по преступлениям по перечисленным статьям не должно быть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Коллеги, я напоминаю, что у нас особый порядок рассмотрения законопроектов, которые комитет рекомендует отклонить и которые не относятся к числу приоритетных у фракций. На содоклад три минуты. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно нам рассказал о сути предлагаемых изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Вносятся изменения в часть пятую статьи 78 "Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности". Комитет рассмотрел данный законопроект и отмечает следующие моменты. Сроки давности уголовного преследования в действующем законодательстве дифференцируются по категории преступления: чем более тяжкое преступление, тем дольше срок давности. Такой подход к исчислению сроков давности уголовного преследования в полной мере соответствует уголовно-правовому принципу справедливости, который установлен частью первой статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации и на необходимость соблюдения которого неоднократно обращал внимание в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации. Комитет обращает внимание также на то, что предлагаемые изменения не учитывают, что сроки давности не применяются только в отношении лиц, совершивших преступления террористической направленности, против мира и безопасности человечества, - это обусловлено требованием Конвенции Организации Объединённых Наций о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Кроме того, мотивом ряда преступлений, включённых в проектную редакцию части пятой статьи 78 Уголовного кодекса, не всегда является корыстная или иная личная заинтересованность, и, соответственно, принятие законопроекта нарушит принцип справедливости и гуманизма. На законопроект получены отзыв Правительства Российской Федерации, отзыв Верховного Суда Российской Федерации. Они высказали замечания по законопроекту, не поддерживают законопроект. В связи со сказанным Комитет по государственному строительству и законодательству также не поддерживает данный законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Олег Анатольевич, в целях усиления превенции вы предлагаете отменить сроки исковой давности для коррупционных преступлений, при этом на свой манер: для получателей взятки отменить, а для тех, кто даёт взятку, оставить как есть - шесть, десять, пятнадцать лет. Но ведь известно, что коррупция - это всегда дорога с двусторонним движением, где одни дают, а другие берут. Вы же предлагаете, получается, для одних коррупционеров одни правила, а для других - другие. Чем вызвано такое разделение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Ну, я обращусь к словам содокладчика. Аргументы о принципах справедливости и гуманизма я хоть в какой-то мере готов воспринимать, если это не касается денег, уплачиваемых из бюджета, из казны. Взяткодатель, как правило, бизнесмен, да, он коррупционер, но он поставлен в такую ситуацию, что деньги, которые он заработал, он вынужден отдавать взяткополучателю. Конечно, я их разделяю, и, с моей точки зрения, для одного из них нет никаких смягчающих обстоятельств, он пожизненно будет нести ответственность, если есть доказательства. Второй тоже будет нести ответственность, но в соответствии с действующим законодательством, в соответствии с установленными сроками. Я считаю, что абсолютно нормально всё-таки разделять ответственность: более жёсткая - для взяткополучателя и жёсткая, просто жёсткая - для взяткодателя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня, уважаемый Иван Иванович, к Олегу Анатольевичу вопрос. Абсолютно ясно, что за данный законопроект надо бы проголосовать, и у меня к вам, Олег Анатольевич, вопрос: вот те люди, которые проголосуют против в связи с различными юридическими подходами, как вы думаете, какими мотивами будут в данном случае руководствоваться? Нормальный человек понимает, что это надо делать, а те, кто скажет, что этого не надо делать, нормальные, что ли, или не совсем? Вот такой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сложный вопрос, Олег Анатольевич, но я не могу снимать вопросы. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Самый сложный вопрос, но, я уверен, никто в этом зале не проголосует против. Видите ли, вы спросили про тех, кто проголосует против: против, я уверен, никого не будет. Некоторые воздержатся, не примут участия, они колеблющиеся такие... По каким причинам люди колеблются? Да, они на моей стороне относительно представленного законопроекта, но есть какая-то высшая воля - правительства ли, партии ли, - которой они вынуждены подчиняться, как дисциплинированные члены партии, члены команды. Корпоративная этика иногда людям не позволяет полностью проявить свою позицию, хотя, я считаю, главным судьёй в любом голосовании должен быть, и есть, и останется народ: он каждого по итогам работы спросит по каждому голосованию, ну а вы можете ему помочь, растолковав ваше видение. Я думаю, абсолютное большинство граждан считает, что колоссальные размеры коррупции в нашей стране действительно не позволяют нам развиваться, осуществлять прорыв, лечить детей и стариков, спасать их от смерти. Поэтому те, кто этому мешает, вот эти коррупционеры и казнокрады, - у меня позиция, как у злого следователя, - не должны иметь никаких возможностей прятаться за принципы справедливости и гуманизма, о которых сказал коллега-содокладчик. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рафаэль Мирхатимович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу желающих выступить. Олег Анатольевич, заключительное слово? Нет. Рафаэль Мирхатимович, заключительное слово? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 78 Уголовного кодекса Российской Федерации в части неприменения сроков давности к лицам, совершившим коррупционные преступления". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 50 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % Результат: не принято Не принимается законопроект.