Заседание № 273
О проекте федерального закона № 157785-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очередная инициатива фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по ужесточению контроля за чиновниками, государственными служащими, всеми лицами, которые сегодня подают декларации. Эти отчёты и это имущество не всегда совпадают с тем, что иногда обнаруживается в ходе следственных действий, обысков: обнаруживается совсем другое имущество, ценности, деньги, золото в миллиардных масштабах. В пакете несколько законопроектов. Есть законопроект, в соответствии с которым предлагается за несоответствие задекларированного представителями власти имущества и имеющегося в действительности, - есть такой законопроект - ещё и привлекать к уголовной ответственности. Мы его не раз предлагали здесь, но пока вы не поддерживаете такое ужесточение борьбы с коррупцией. Сегодня мы предлагаем такой лёгкий вариант, который является уже, в общем-то, действующим де-факто. Например, могу напомнить вам, что у всем известного господина Захарченко, как его называют, милициардер, было обнаружено 9 миллиардов рублей - только денег! - плюс имущество - десятки квартир на сотни миллионов долларов, - разбросанное по всему миру, зарегистрированное на разных родственников, родителей, сестёр, жён, детей и так далее и так далее. Он, кстати, до сих пор, вернее, его адвокаты до сих пор борются и говорят: а на каком основании вот эти 9 миллиардов изъяты в доход государства? Обращаются во все суды, дошли до Конституционного Суда эти наглецы, вот его родственники многочисленные, обладатели несметных богатств. С каким требованием они обращаются во все суды, вплоть до Конституционного? А, мол, это прокуратура должна доказать, что вот эти ценности, эти богатства нажиты на незаконно добытые средства, ну, получены в результате взятки или украдены где-то. Понимаете, в чём дело? Сегодня Следственный комитет и прокуратура по каждому вот такому представителю, по каждому такому оборотню в погонах якобы должны доказывать, что каждый украденный миллион, миллиард где-то когда-то, там, десять лет назад конкретным взяткодателем был дан - вот свидетельские показания, - и, по их версии, только в таком случае это должно изыматься. Нет, считаем мы, нет, считают сегодня Следственный комитет и Генпрокуратура, и Конституционный Суд тоже дал ответ вот этим вот родственникам: ничего подобного, господа хорошие, доказывайте вы в рамках административного судопроизводства законность вот этих вот нажитых баснословных ценностей! Наша позиция такая же, уважаемые коллеги, но только в законодательстве существует пока такая лакуна, не очень прописано... Мы считаем, должно быть так, и в этом законопроекте мы расширяем круг лиц, на которых налагаем обязанность доказывать законность происхождения каких-то действительно несметных, огромных богатств, ценностей, имущества. Речь не идёт о простом жигулёнке, квартире двухкомнатной или садовом участке, речь идёт о том, что если у прокуратуры и у следствия есть подозрения, что именно там припрятано, что называется, нажитое непосильным трудом, то, будьте любезны, докажите законность, не доказали - изымается в доход государства. Так что круг лиц мы расширяем. Кстати, сегодня идёт дискуссия о том... и наша фракция, лично я предлагаю расширить этот круг лиц в поправках, которые сейчас обсуждаются, к Конституции. Мы услышали пока предложение запретить двойное гражданство и возможность получения вида на жительство для чиновников, депутатов, губернаторов и далее по списку - а почему для жён, детей мы это не устанавливаем? То есть получается логика какая? Чиновника, губернатора, депутата, имеющего двойное гражданство, могут взять за одно место и, таким образом, воздействовать на него, а вот якобы на семью это воздействие не может быть оказано. Мы считаем, что круг родственников, ближайших родственников, в законе мы их всех перечисляем, ну, так скажем, наследников первой очереди, если коротко сказать, - вот этот круг родственников также должен быть включён в список тех, кто подаёт декларации вместе с главой семейства, вместе с супругой главы семейства, и затем, естественно, они должны отвечать за несоответствие. Пока, ещё раз говорю, предлагается не уголовная ответственность (хотя и такой законопроект у нас есть), а материальная ответственность: не доказал законность - потерял. Мы расширяем список структур, которые сегодня могут вносить предложения о проверке соответствия задекларированного имущества реальному: в него входят не только органы прокуратуры, но и постоянно действующие органы политических партий, Общественная палата Российской Федерации, общественные общероссийские средства массовой информации. И конечно, мы расширяем список декларируемого имущества. Вот сейчас, коллеги, кто-то из вас, наверное, уже подал декларации, кто-то готовится, и опять я задаю вопрос: а почему там только такой узкий список декларируемого имущества? Почему там нет бриллиантов, колье, антиквариата, вот этих часов, которые стоят сотни тысяч долларов иногда и которые обнаруживаются у многочисленных?.. (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Борисовича Выборного. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как мы видим, данным проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", и в этой связи предлагается расширить субъектный состав лиц, отнести к ним родственников должностного лица по прямой восходящей и нисходящей линиям, бабушек и дедушек, детей и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестёр. Также предлагается расширить и предмет проверки: осуществлять контроль не только сделок, стоимость которых превышает общий доход за три года, но и сделок по приобретению любого недвижимого имущества. Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона отклонить. Во-первых, проект федерального закона предусматривает обязанность представлять только сведения о расходах. Что же касается доходов, а также всех вопросов, которые связаны с проверкой полноты и достоверности, то эти вопросы выпали из обоймы проектируемых новелл. И в этой ситуации, даже в случае если мы примем данный проект федерального закона, возможности осуществлять контроль соответствия расходов доходам не представится. Соответственно, цель данного проекта федерального закона не будет достигнута. Во-вторых, авторы законодательной инициативы не приняли во внимание, что связи между родственниками могут быть утрачены. Родственники могут проживать не только в ближайшем зарубежье, но и в дальнем зарубежье. А самое главное, родственники могут отказаться представлять сведения или представить неполные сведения по тем или иным обстоятельствам. А между тем, как вы знаете, представление чиновником недостоверных сведений, как правило, влечёт отрешение от занимаемой должности в связи с утратой доверия, то есть, как это называют в народе, с волчьим билетом. К тому же предлагаемые новеллы не согласуются с положениями других федеральных законов, например Федерального закона "О противодействии коррупции" или Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Напомню, что согласно данным законам сведения об имуществе представляются только в отношении соответствующих должностных лиц, а также их супругов и несовершеннолетних детей. А поскольку внесение корреспондирующих изменений в другие законы не предусматривается, то, даже если мы примем данный проект федерального закона, мы опять же создадим конфликт норм права и дадим правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения. На практике будет так: одни правоприменители применяют нормы одних законов, а другие правоприменители применяют нормы других законов. Другими словами, мы создадим мощную коррупционную платформу данным проектом федерального закона, который по сути должен быть антикоррупционным. И последнее. Проект федерального закона не может быть поддержан ещё и потому, что предлагаемые новеллы о расширении субъектного состава лиц, на которых будут распространяться антикоррупционные ограничения, направлены на необоснованное ограничение конституционных прав наших граждан, а именно в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, сбора и использования информации о частной жизни лица. Такие права, уважаемые коллеги, как вы знаете, согласно основному закону государства могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также защиты нравственности, прав и свобод других лиц. Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона не поддерживает. Таким образом, учитывая, что предлагаемые новеллы не реализуемы на практике, не достигают заявленной цели, не согласуются с положениями других федеральных законов и создают благоприятную почву для совершения коррупционных правонарушений, а самое главное - направлены на необоснованное ограничение конституционных прав граждан, Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Анатолий Борисович, а не кажется ли вам, что мы дискредитируем послание президента, в котором вам уже были анонсированы поправки в Конституцию, предполагающие, что не могут быть государственными служащими, муниципальными служащими как раз те, у кого есть, так сказать, ПМЖ, ВНЖ и так далее? Не кажется ли вам, что эта инициатива как раз идёт в продолжение, чтобы ни родственников, ни друзей, ни знакомых у тех, кто управляет государством, за кордоном не было? Это первое. И второе. Не могли бы вы сказать - вот здесь с шумом принималась инициатива о реквизировании доходов коррупционеров в Пенсионный фонд, - сколько же мы получили? Вроде, вот смотрите, у таможенника, у начальника изъяли 18 тонн золота, ещё больше, чем у Захарченко, денег, у полковника ФСБ - уже 12 миллиардов. Вот сколько всё-таки в Пенсионный фонд попало из этих изъятых сумм? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос, Николай Васильевич, хороший вопрос. Но прежде всего хотел бы обратить ваше внимание на то, что в данном проекте федерального закона речь идёт о двух вещах: о расширении субъектного состава лиц - о родственниках должностного лица по прямой восходящей и нисходящей линии, двоюродных... детях, внуках и так далее, а также о расширении предмета проверки - об осуществлении контроля не только за сделками, которые по суммам превышают трёхлетний доход, предшествующий периоду контроля, но и за всеми сделками и нажитым имуществом. Это никак не связано с тезисами послания президента на этот счёт. Что касается изъятого имущества, то, вы знаете, действующего законодательства, действующих мер на этот счёт вполне достаточно. И официальная статистика Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел прямо говорит о том, что действующие нормы достаточно эффективны и антикоррупционный маховик правоприменения набирает обороты. Вот у меня официальная статистика, и я её приведу. Вот смотрите, в коррупционных преступлениях самое коррупционное преступление - это взяточничество. Получение взяток в 2016 году было зафиксировано в количестве 5344, в 2018 году - 3499, за прошлый год мы ещё полную информацию не получили. Дачи взятки в 2016 году было 4660 случаев, в 2018 году - 2612. А теперь по поводу ущерба. Ущерб от преступлений коррупционной направленности причинён в размере 78,4 миллиарда рублей в 2016 году, а в 2018 году - уже 65,7 миллиарда. Добровольно возмещено и взыскано в 2016 году 33,6 миллиарда, в 2018 году - 42 миллиарда. Кстати, важно обратить внимание на то, что достаточно мощно работает такой механизм превенции, как отрешение от занимаемой должности в связи с утратой доверия. Если в 2016 году было 383 таких случая, то в 2018-м - 1303. О чём мы говорим? Мы говорим о том, что действующие правовые механизмы достаточно эффективны и способствуют развитию качества правоприменения в этой части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Олег Анатольевич, я, конечно, прекрасно понимаю бессмысленность и бесполезность существующего закона, обязывающего декларировать все эти вещи, и могу записать и колье, и бриллианты, которых у меня нет, за это мне ничего не будет, но меня интересует другой вопрос. Вот смотрите: вы говорите, что если у дальнего родственника есть что-то, происхождение чего он не может подтвердить, то либо он это украл, либо получил взятку вот в такой форме, а это уже уголовное преступление. В соответствии с нашим законодательством есть презумпция невиновности в отношении уголовных преступлений, то есть не гражданин должен доказывать, что он невиновен, а следствие должно доказать, что именно он виноват в совершении преступления. Вы что, хотите отменить презумпцию невиновности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Дело в том, что вот эта новелла не предполагает уголовного преследования. И вы, может быть, не услышали, я ещё раз повторю: уважаемые коллеги, за хранение, может быть, краденого, может быть, незаконно полученного имущества, никакой уголовной ответственности не наступит, наступит просто расставание с той собственностью, имуществом, в отношении которого его собственником не будет доказано, что оно законно приобретённое. Какая здесь презумпция нарушается? Да, есть презумпция невиновности, и она действует в рамках уголовного преследования, а вот в отношении гражданских споров - здесь сколько юристов, столько разных мнений. И я считаю, не знаю, вы с этим можете не соглашаться, что здесь презумпция невиновности точно не действует, не действует, может быть, и презумпция виновности, но во многих странах, в большинстве стран, доказывание законности обладания имуществом полностью ложится на владельца этого имущества. Во многих странах наступает ответственность в случае, если законность не доказана, и любой налоговый орган в тех же Соединённых Штатах за такое несоответствие не просто лишит вас имущества, а привлечёт именно к уголовной ответственности. Наше предложение очень лёгкое, и оно полностью укладывается в рамки конституционных прав граждан: уголовную ответственность никто на этих лиц не возлагает, а доказывать законность приобретения имущества уже де-факто - де-факто! - было предложено различными судами, и за недоказанностью они лишались этого имущества. Больше никакой ответственности не наступает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 18 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8 % Результат: не принято Не принимается.