Заседание № 185

13.09.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 157700-3 "О внесении изменения в статью 101 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка изъятия земель, занятых лесами первой группы, для государственных и муниципальных нужд).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3338 по 4091 из 5890
Переходим к пункту 14: о проекте федерального закона "О внесении изменения в    
статью 101 Земельного кодекса Российской Федерации". Слово для доклада -        
Анатолию Николаевичу Грешневикову. Содокладчик у нас Плескачевский.             
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых         
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, государственная политика в отношении лесов первой группы в   
настоящее время вызывает у экологов, ученых и общественности всё более          
растущую тревогу. Связано это с теми действиями и решениями Правительства       
Российской Федерации, которые не учитывают особую экологическую ценность        
лесов первой группы, и потому они подвергаются массовой вырубке. Во-первых,     
Правительство России ликвидировало Рослесхоз и Госкомэкологию России,           
осуществлявшие независимый и должный контроль за сохранностью лесов первой      
группы. Во-вторых, Правительство увеличивает количество принимаемых             
постановлений о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы. И      
в-третьих, Правительство с принятием Земельного кодекса сняло ограничение на    
перевод земель, занятых лесами первой группы, в нелесные.                       
                                                                                
Представленный сегодня проект закона направлен на защиту и сохранение лесов     
первой группы, основным назначением которых является выполнение защитных,       
водоохранных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций. Учитывая       
особое природоохранное значение лесов первой группы в ранее действующем         
Земельном кодексе РСФСР (это статьи 24 и 25), было установлено, что изъятие     
земель, занятых лесами первой группы, осуществляется для государственных нужд   
и только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных        
обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых,             
строительством объектов здравоохранения и образования, магистральных            
трубопроводов и линий связи при отсутствии других вариантов возможного          
размещения объектов.                                                            
                                                                                
Однако принятый новый Земельный кодекс снимает существовавшие ограничения на    
изъятие земель, занятых лесами первой группы. Теперь лес вырубается не только   
в исключительных случаях, но и в связи с размещением на землях лесов первой     
группы любых объектов, не только государственного и муниципального значения     
(подпункты 1, 2 статьи 49), и в первую очередь свалок и коттеджей для           
должностных лиц всех уровней власти и так далее.                                
                                                                                
Безусловно, такая общая норма дает органам власти неограниченные возможности    
для вырубок лесов первой группы под размещение свалок, строительство            
административных зданий. Тем более, что и в статье 63 Лесного кодекса хоть и    
установлен порядок перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы,     
но в ней отсутствует ссылка, что указанный перевод осуществляется только в      
исключительных случаях, предусмотренных Земельным кодексом.                     
                                                                                
Выходит, что судьба лесов первой группы в перспективе становится еще более      
трагичной. Свидетельством тому может служить ответ заместителя Генерального     
прокурора Колмогорова, данный мне на запрос о правомочности и необходимости     
увеличения Правительством случаев принятия постановлений о переводе лесных      
земель в нелесные в лесах первой группы. В нем, в частности, говорится:         
информация об увеличении количества фактов перевода лесных земель в нелесные    
в ходе проверки подтвердилась. По данным МПР России, в 2000 году переведено 8   
000 гектаров таких земель, то есть почти в два раза больше, чем в 1998 году.    
                                                                                
Конечно, Правительство будет настаивать на том, что перевод лесов первой        
группы в категорию нелесных осуществляется по закону. Однако совместное         
изучение Комитетом Государственной Думы по экологии и Генеральной               
прокуратурой проблемы нарушения законодательства при переводе лесов первой      
группы в категорию нелесных свидетельствует о растущем беззаконии. Прокуроры    
сухо излагают примеры проявления беззакония в отношении лесов, но между тем     
эти примеры свидетельствуют о преступной тенденции в лесной политике,           
набирающей обороты и оставляющей огромные пространства российской земли         
безлесными.                                                                     
                                                                                
В Тюменской области недавно "Сибнефтьпродстрой" допустил самовольную рубку      
деревьев в лесах первой группы без принятия Правительством решения о переводе   
лесных земель в нелесные, вследствие чего государству причинен материальный     
ущерб на сумму более миллиона рублей. В Сахалинской области осуществлена        
незаконная рубка деревьев в лесах первой группы на территории Рыбновского       
лесничества Охинского лесхоза, чем причинен ущерб на сумму 506 тысяч рублей.    
                                                                                
С каждым годом увеличивается число случаев незаконной рубки леса в              
Новгородской области. Если в 1998 году было зарегистрировано 429 случаев        
незаконной вырубки на 18 тысяч кубометров, то в 1999 году - 1 200 случаев на    
55 тысяч кубометров.                                                            
                                                                                
По этим и другим аналогичным фактам органами прокуратуры приняты меры по        
привлечению виновных должностных лиц к ответственности и взысканию              
материального ущерба. Но вернешь ли вырубленный экологически ценный лес         
наказанием должностных лиц?! Нет, конечно. Леса, берегущие реки и озера,        
дающие приют птицам и зверью, обеспечивающие планете должный климат,            
вырублены уже подчистую. И цена им, естественно, не та, которую заплатили       
нарушители в качестве штрафа. Общеизвестно, что в цену уничтоженного леса       
входит лишь цена древесины, но не цена чистого воздуха, производимого           
деревьями, не цена ягод, грибов, животных и уж тем более не цена                
эстетического влияния на человека. Однако сегодня никого не интересует то,      
что цена лесов первой группы в сотни и тысячи раз выше, чем цена обычного       
леса.                                                                           
                                                                                
Достаточно вспомнить ту нашумевшую историю с незаконным отводом земель в        
Одинцовском районе Подмосковья, которые известны в округе под названием         
"Подушкинский лес" и значительная часть которых относится к водоохранной зоне   
московского водопровода. Чиновники одинцовской администрации решили, что леса   
у них и так много, а вот построить загородный клуб отдыха для администрации     
негде и нет места для прочего индивидуального жилищного строительства, и        
оформили тут же, не раздумывая долго, документы об отводе 31 гектара земель     
Гослесфонда, Подушкинского лесопарка. Одна из целей отвода вызвала сразу же     
протест у лесников и экспертов Государственной экологической экспертизы, ибо    
она предусматривала включение земель Гослесфонда в районный фонд при            
распределении земли, то есть превращение федеральной собственности в            
районную. Уникальные лесные заповедные участки, стоящие десятки миллионов       
долларов, отданы были под топор. Впрочем, эти участки леса защитного            
значения, обладающие высокими защитными и долговременными природоохранными      
свойствами, стоят не миллионы, а миллиарды долларов. Но экологию не продашь,    
а вот на продаже лесной земли в живописном месте хорошо заработаешь.            
                                                                                
Вначале заповедный лес защитила от вырубки Государственная экологическая        
экспертиза, отказавшая одинцовской администрации в передаче Подушкинского       
леса, но Министерство природных ресурсов не стало жалеть и защищать             
Подушкинский лес. Правительство, видимо, так и рассчитывало, втискивая в МПР    
разные функциональные ведомства - Госкомэкологию и Рослесхоз, - что ради        
прибыли оно ничего жалеть не станет. Министерство природных ресурсов пошло на   
нарушение закона, запрещающего отменять решения госэкспертизы, оно пошло на     
отказ от принятого прежде решения, и только протест экологов вынудил            
Правительство возвратить материалы с переписанным новым заключением в МПР.      
Однако теперь, после принятия Земельного кодекса, в котором отсутствует         
механизм защиты лесов первой группы, судьба Подушкинского леса остается         
трагичной.                                                                      
                                                                                
Я вчера поинтересовался, какие происходят дела в Подушкинском лесу. Там идет    
массовая вырубка не только под коттеджное строительство, но и под лыжную        
трассу. А это самый лучший парк в Подмосковье!                                  
                                                                                
Сегодня рубка деревьев всё чаще ведется самовольно. Недавно прокуратура         
возбудила уголовное дело по факту самоуправного захвата 26 гектаров земель      
особо охраняемой природной территории заказника - "Леса окрестности             
агробиологической станции "Павловская слобода" в Истринском районе,             
сопровождающегося массовым уничтожением лесной растительности.                  
                                                                                
Лесозахватчики преднамеренно игнорировали экологическую экспертизу, ибо никто   
по закону не отвел бы им в лесах первой группы территорию под строительство     
элитного коттеджного поселка "Балтия" ЗАО "Гудвин-3". И они пошли на            
беззаконный шаг. Результат - окружающей природной среде нанесен ущерб, по       
сведениям прокуратуры, на сумму около 3,5 миллиона рублей.                      
                                                                                
Лес первой группы не ценит и глава Одинцовского района, ибо он уже тоже         
утвердил постановлением № 1554 отвод земельного участка площадью 5 гектаров,    
покрытого чудным лесом, индивидуальному частному предприятию "Тавр" для         
данного строительства из земель Звенигородского лесничества.                    
                                                                                
Больше, чем в Москве, лес рубят в Сибири. У экологов есть официальные данные    
о масштабах незаконного бизнеса в тайге. Но сами лесники считают, что любые     
цифры объема рубок необходимо умножать по крайней мере на два. Если в первом    
полугодии 2000 года зарегистрировано 503 случая незаконных порубок общим        
объемом украденного таежного товара в 44 тысячи кубометров, то, по сути,        
глаза государевого лесника не заметили еще 40-50 тысяч кубометров украденной    
древесины. Если к масштабам незаконных рубок тайги добавить разрешенные рубки   
согласно порубочным билетам - в области каждый год заготавливается около 15     
миллионов кубометров древесины, - то тогда картина облесения Сибири покажется   
достаточно ужасающей.                                                           
                                                                                
Китай недавно запретил рубку собственных лесов, до этого подобное решение       
приняли Англия, Голландия. Эти страны ввозят 100 процентов древесины,           
сохраняя свои природные запасы. Китайские коммерсанты моментально проторили     
свои тропки в Сибирь и на Дальний Восток. До недавнего времени потребности      
Китая ограничивались 4 миллионами кубометров древесины. После введения          
запрета спрос на импортную древесину сразу возрос до 250 процентов. К 2025      
году прожорливый богатеющий сосед предполагает использовать на свои нужды       
около 200 миллионов кубометров в год. При таком аппетите Китай может все        
древесные запасы Приморья выбрать за пять лет. И судя по нынешним темпам        
хождения китайских коммерсантов по Уссурийской тайге, судя по тесному           
сотрудничеству с местной властью, дело к тому и движется. Сегодня 80            
процентов древесины, поваленной вокруг города Владивостока, - товар             
незаконного теневого промысла. Конечно, весь товар предназначен для вывоза за   
границу. Масштабы вырубки в Приморье столь велики, что за 1999 год здесь было   
заготовлено 1,5 миллиона кубометров, из них, по мнению экологов, треть          
продукции принадлежит браконьерам, а остальные две трети -                      
административно-мафиозным корпорациям.                                          
                                                                                
В связи с моим письмом в защиту таежных лесов первый заместитель министра       
природных ресурсов Кукуев, бывший уже, сообщил мне: "МПР России разделяет       
вашу обеспокоенность хищническим уничтожением лесных богатств Дальнего          
Востока. В 2000 году государственной лесной охраной в Дальневосточном регионе   
выявлены 1573 случая незаконной порубки леса, объем незаконно заготовленной     
древесины по этому региону - 70 тысяч кубометров, общая сумма ущерба лесному    
хозяйству составила 96 миллионов рублей".                                       
                                                                                
Еще более строг в своих выводах специалист в лесном деле подполковник           
иркутской областной милиции Бархатов. Цитирую: "По нашим данным, Приангарье     
отправляет в Китай и Японию около 1,5 миллиона кубометров древесины в год. По   
официальным же данным, проходит чуть больше половины названной цифры.           
Невозврат валютной выручки по лесным контрактам исчисляется сотнями миллионов   
долларов. В регионе действует отлаженная система бесконтрольного вывоза         
древесины за границу".                                                          
                                                                                
Сегодня Россия ежегодно продает по 5 миллионов кубометров леса в Японию.        
Теперь появляется задача такое же количество поставлять и в Китай. По           
прогнозам специалистов, на данный объем продаж крупного леса Россия уже вышла   
в 2000 году, увеличив в 1999 году объем экспорта в Китай в тридцать раз.        
                                                                                
По мнению МПР России, одной из причин незаконных лесозаготовок является         
несовершенство действующего законодательства Российской Федерации. В этой       
связи депутаты Комитета по экологии вносят поправки в новый Земельный кодекс,   
вернув ранее имевшийся в Земельном кодексе РСФСР конкретный перечень            
исключительных случаев, допускающих перевод лесных земель в нелесные в лесах    
первой группы. Это позволит предотвратить имеющиеся в настоящее время           
многочисленные злоупотребления при переводе лесных земель в нелесные в лесах    
первой группы, даст возможность для осуществления оптимального сочетания        
экономических и экологических интересов общества, его                           
социально-экономического развития без ухудшения качества окружающей природной   
среды, а также повысит роль лесов первой группы в регулировании и               
стабилизации окружающей среды, в сохранении лесных ресурсов России.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада - Виктору Семёновичу Плескачевскому.                        
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Конечно, очень трудно комментировать столь горячее          
выступление. Слова "запрет на вырубку лесов", "самовольная вырубка",            
"незаконная вырубка" - мне кажется, что всё это не имеет отношения к закону.    
Если уже кем-то установлено, что это незаконно, если даже, как говорил          
коллега, есть решение прокуратуры, значит, наверное, где-то там, в другом       
месте, поправить надо.                                                          
                                                                                
Хотя проблема действительно существует, но эта проблема, наверное, требует      
описания, скорее, в Лесном кодексе, которым нам еще предстоит заниматься,       
возможно, в следующей Думе, возможно, в какой-то очередной, потому что          
сегодня решены две части проблемы, базовой проблемы, касающейся двух видов      
земель: земель промышленности, поселений, земель сельхозназначений... И вот,    
наверное, следующим пунктом будет решение вопроса о землях лесного фонда.       
                                                                                
Комитет Государственной Думы по собственности, разделяя в целом озабоченность   
авторов законопроекта устранением самой возможности принятия необоснованных     
решений по переводу лесов первой группы в иные категории, отмечает, что в       
представленной редакции законопроект не может обеспечить достижения задач,      
поставленных авторами. Законопроект, по мнению комитета, необоснованно          
расширяет перечень возможных случаев изъятия земель, занятых лесами первой      
группы, а именно: изъятие для разработки месторождений ценных полезных          
ископаемых, строительства объектов культуры и истории, здравоохранения,         
образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач    
и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного         
размещения указанных объектов.                                                  
                                                                                
В соответствии со статьей 56 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам       
первой группы относятся леса, основным назначением которых является             
выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и   
иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий, которые       
разделяются на двадцать видов, категорий, защитности, - двадцать видов! -       
порядок отнесения к которым устанавливает Правительство Российской Федерации    
на основании материалов лесоустройства. И это прописано в статье 60 Лесного     
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации изъятие земель из        
состава лесного фонда осуществляется в порядке, установленном лесным и          
земельным законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия земель        
лесного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации с             
обязательным проведением государственной экологической экспертизы, статьи 63    
и 64 Лесного кодекса Российской Федерации.                                      
                                                                                
В этой связи предложенная законопроектом норма противоречит статьям 95 и 96     
Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно запрещающим на         
землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, к которым   
согласно статье 56 Лесного кодекса относятся и земли лесов первой группы,       
строительство трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций, а      
также строительство и эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых          
объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых территорий. Кроме   
того, законопроект также противоречит статье 97 Земельного кодекса,             
определяющей особый правовой режим использования земель, ограничивающий или     
запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением      
земель природоохранного назначения (статья 56 Лесного кодекса), статьям 98 и    
99 Земельного кодекса, запрещающим деятельность, не соответствующую целевому    
назначению земель рекреационного и историко-культурного назначения (статья 56   
Лесного кодекса Российской Федерации), и так далее.                             
                                                                                
С учетом вышеизложенного и отрицательного заключения Правительства Российской   
Федерации, Комитет Государственной Думы по собственности рекомендует            
Государственной Думе отклонить в первом чтении указанный законопроект. И        
одновременно мы предлагали авторам этого законопроекта создать вместе рабочую   
группу, изучить действующие сегодня Лесной кодекс и Земельный кодекс и внести   
необходимые изменения, которые соответствовали бы целям, поставленным перед     
собой авторами указанного законопроекта. Комитет по собственности просит        
отклонить указанный законопроект. Спасибо.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Лукьянов Анатолий Иванович. Еще есть? У вас вопрос       
именно, Валентин Степанович? Выступление?                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Лукьянову.                               
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А. И. Я благодарю.                                                     
                                                                                
Я могу задать только один вопрос и Плескачевскому, и докладчику. У меня         
довольно большая почта по этому вопросу - из Псковской, Нижегородской,          
Тверской, Калужской, Смоленской областей и из Красноярского края. Возникает     
вот какой вопрос. Здесь правильно говорилось: передается из федерального        
фонда в местный и потом растранжиривается и продается в собственность лес на    
корню. Изучался ли вопрос: что мы вывозим - кругляк или обработанную            
древесину? Одна треть того, чем можно было бы пополнять бюджет дополнительно,   
как раз наши лесные богатства.                                                  
                                                                                
Поэтому у меня такой вопрос: не надо ли все-таки - и это вопрос и Комитету по   
экологии - до принятия Лесного кодекса принять вот эти нормы, которые           
ограничат произвол?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы поняли вопрос?                                         
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Вопрос понятен, спасибо. Анатолий Иванович совершенно прав.   
Действительно, проблема вывоза кругляка за границу есть, это где-то процентов   
80-90. Мы непереработанную древесину вывозим. Мы не торгуем ни мебелью, ни      
фанерой, ни облицовочной плиткой. Всё это, в том числе даже бани, срубы и       
даже веники, мы завозим из Финляндии. Поэтому эта проблема, естественно,        
существует, но это уже проблема лесопромышленного комплекса страны. Мой закон   
направлен как раз на другое - ограничить вырубку лесов первой группы. Это       
парки национальные, это места отдыха людей, это водоохранные леса, то есть      
леса вокруг рек, водохранилищ. В этом смысле новый Земельный кодекс снимает     
все ограничения на вырубку этих особо охраняемых, особо экологически ценных     
лесов. Поэтому я бы просил обратить на эту сторону внимание.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Плескачевский Виктор Семёнович.                                     
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Действительно, коллеги, при всех обстоятельствах вывоза     
кругляка Земельный кодекс точно ни при чем и Лесной ни при чем. Это вопрос      
совершенно другого порядка. Меня удивляет коллега Грешневиков, который          
говорит, что Земельный кодекс снимает категорически все запреты. Он как раз и   
устанавливает запреты. Возможно, их недостаточно относительно именно лесов      
первой категории, которые, как я сказал, имеют уже двадцать градаций, что       
описано в другом законе. Поэтому комитет и предлагал группе депутатов           
проработать эту тему, с тем чтобы внести соответствующие изменения, разделяя    
озабоченность, которая выражается, наверное, в технической возможности, - как   
говорят, вода дырочку найдет, да? - и техническая возможность существует        
всегда. Поэтому надо проработать нормы и Лесного кодекса, и Земельного          
кодекса и разработать соответствующую норму, которая была бы дополнительным     
препятствием на этом пути - свободного толкования чиновниками норм закона. Но   
большая часть того, о чем говорил депутат Грешневиков в своем докладе, и то,    
о чем говорил сегодня Анатолий Иванович, сейчас, в вопросе своем, не имеют      
никакого отношения к Земельному кодексу и не имеют отношения даже к Лесному     
кодексу. Поэтому... Как смог, ответил.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, вопросы мы закончили. Переходим к выступлениям. Запишитесь, пожалуйста,    
на выступления.                                                                 
                                                                                
Список покажите.                                                                
                                                                                
Перед тем как мы начнем выступления, пожалуйста, включите микрофон депутату     
Грешневикову. По ведению.                                                       
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Я бы хотел поправить депутата Плескачевского. Достаточно      
просто прочитать статью 101, где написано: на все государственные и             
муниципальные нужды. Поэтому речь идет как раз не об ограничении, о чем         
говорит мой закон, а о расширении. То есть вы настаиваете на расширении:        
вырубать леса первой группы без всяких ограничений. Прочитайте статью 101.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Ирина Муцуовна, уважаемые коллеги! Все мы              
внимательно слушали эмоциональное выступление депутата Грешневикова. И          
по-моему, нет в зале сидящего, который бы не был согласен с тем, что всё, что   
он говорил, - это абсолютная правда. А затем мы слушали выступление             
председателя комитета Плескачевского. Сколько противоречий им было названо      
относительно того, что предлагал депутат Грешневиков! И я вот, например,        
пришла к выводу, всё думаю: какую же мы все-таки законодательную базу создали   
для разворовывания страны! Как только какая-то хорошая тема, которая что-то     
исправляет, - у нас обязательно тысячи всяких препятствий, и всё это опять      
законодательным путем! Почему же комитет, в который поступило хорошее           
предложение, хороший закон, не нашел возможности проработать его вместе с       
депутатами и внести сегодня, для того чтобы хоть дело сделать? А то, что        
сегодня предлагает комитет под руководством Плескачевского, - я считаю, это     
просто замотать дело, не принять это и ничего не принять.                       
                                                                                
Вы посмотрите, действительно, сколько к нам писем поступает. У нас есть такие   
области, как, например, наша, где леса вообще на вес золота, и там всё то же    
самое происходит. А началось всё с чего? А началось всё с передачи из           
федеральной собственности в муниципальную. Сколько раз наша фракция выступала   
и говорила, что надо быть осторожным с этим со всем. Это ведь очень важное      
дело. Вот предлагали передать в муниципальную собственность также объекты и     
образования, и здравоохранения. Как только это сделаем - там всё то же самое    
начнется.                                                                       
                                                                                
Поэтому мое предложение сегодня заключается в следующем. То, что предлагается   
в законе, изменения в статью 101 Земельного кодекса, - это надо принимать. Во   
втором чтении противоречия, какие есть, надо поправлять. А с тем, что, как      
говорит депутат Плескачевский, это тема Лесного кодекса, я не согласна - у      
нас леса на земле прежде всего стоят. И начинать надо с земли, а затем          
возвратиться специалистам - у нас специальный комитет есть - и к Лесному        
кодексу. И все эти вопросы нужно поправить.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Митрохин Сергей Сергеевич.                                          
                                                                                
МИТРОХИН С. С., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Во-первых, я хочу отметить такой отрадный факт, что у нас редко бывают          
случаи, когда экологический комитет консолидированно выступает именно с         
экологической инициативой, а не наоборот.                                       
                                                                                
Теперь по существу дела. Фракция "ЯБЛОКО" поддерживает этот законопроект, мы    
считаем его исключительно важным. Надо исправить ту ошибку, которая была        
допущена при принятии Земельного кодекса. Мы все помним, как он принимался -    
в достаточно большой спешке, - и поэтому принят был, конечно же, в              
несовершенном виде. Сегодня перед нами стоит задача, это просто моральный       
долг - как можно быстрее исправить все недостатки, изъяны Земельного кодекса.   
                                                                                
То, что речь идет в данном случае о проблеме, которая должна регулироваться в   
том числе Земельным кодексом, может быть, не только Земельным, но в том         
числе, - это очевидно, потому что леса находятся на землях. И именно поэтому    
в прошлом земельном законодательстве существовало соответствующее               
ограничение. Теперь это ограничение снято. Ну, и докладчик, депутат             
Грешневиков, очень ярко рассказал о том, к чему это привело. Конечно же, все    
те факты, которые он перечислил, имели место и раньше, но раньше все-таки       
существовала возможность хоть как-то привлекать к ответственности               
соответствующих должностных лиц, которые принимали такие решения. Сегодня эта   
ответственность полностью исчезла. А речь идет о ситуации, в которой такие      
ограничения, конечно же, должны существовать. Мы знаем, с какой скоростью у     
нас деградируют леса. Мне кажется, что в Правительстве есть такая идея, что у   
нас леса очень много и мы можем его вот так разбазаривать, но это, конечно      
же, не совсем так. Леса, вообще-то, выполняют самые разнообразные функции, и    
не только функции, так сказать, общеэкологические, общепланетарные. Есть        
конкретные функции, связанные с защитой соответствующих объектов, связанные,    
например, с защитой тех же самых крупных городов.                               
                                                                                
Вот я, как москвич, житель крупного города, могу сказать, что я крайне          
заинтересован, лично заинтересован в принятии этого закона, потому что я        
знаю, что происходит с лесозащитной зоной Москвы и других городов, которая      
вырубается, а тем самым обрекаются на крайне неблагоприятную экологическую      
обстановку жители этих самых крупных городов, что связано, несомненно связано   
с ростом заболеваемости, в том числе и детской.                                 
                                                                                
Мы знаем, конечно же, какие интересы стоят за такими действиями, как снятие     
ограничений по первой категории лесов. В общем, в первую очередь это, конечно   
же, криминальные интересы. Это интересы коррумпированных чиновников, которые    
строят себе коттеджи. И это интересы, может быть, очень крупного, но в то же    
время не очень честного бизнеса, потому что честный бизнес не может позволить   
себе такое вот хищническое истребление лесов, зная, с чем это связано. Этим     
обычно занимаются те люди, которые знают, что всегда на их защиту встанет       
чиновник соответствующего уровня. Именно поэтому, конечно же, необходимо        
поддержать этот закон, для того чтобы существовала какая-то, ну хотя бы         
призрачная защита у соответствующих категорий лесов.                            
                                                                                
Ну, я думаю, что люди, которые сейчас будут выступать против этого закона, в    
глубине души, наверное, придерживаются такой вот концепции, что капитализм в    
России должен пройти все свои стадии, которые он когда-то проходил в истории.   
Одна из этих стадий - хищническая. Дескать, от этого никуда не деться, без      
этого мы быстро не построим цивилизованную рыночную экономику. Так вот, к       
сожалению, мы живем в такое время, когда эта теория может обернуться против     
нашей страны, против нас всех, потому что мы живем в эпоху экологического       
кризиса, и в такую эпоху мы просто не имеем права на хищническую фазу           
развития капитализма. Мы обязаны - это наш долг перед нашими потомками -        
сразу перейти к цивилизованному капитализму и цивилизованному рынку. Именно     
поэтому фракция "ЯБЛОКО", я еще раз повторяю, поддерживает принятие этого       
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гамза Геннадий Ефимович.                                            
                                                                                
ГАМЗА Г. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, люди, охваченные жаждой наживы, ни перед чем не              
останавливаются, и бизнес, который сегодня делают люди на вырубке лесов, - то   
же самое. Нет ничего святого! И меня удивляет выступление Плескачевского,       
который подвел такую законодательную базу, чтобы приостановить принятие этого   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Леса - это наши легкие, это наша экология. И то, что сегодня стремятся внести   
поправку в этот Земельный кодекс, хоть немножко сохранить наши природные и      
людские ресурсы, - всё торпедируется у нас в Государственной Думе. Сложилась    
такая практика. Это вот второй пример после приватизации. Второй закон мы       
обсуждаем - и такая же практика. Обставляют всеми законами, законодательной     
базой, которая уже создана для того, чтобы препятствовать принятию этого        
закона.                                                                         
                                                                                
Я представляю Амурскую область. У нас богатейшие были леса. И сегодня, как      
сказал докладчик, Китай пожирает всё, так сказать, бездонная бочка, туда        
вывозятся леса. Ценные породы, кедровник у нас в Амурской области почти         
исчезли, потому что позволительно сегодня давать эти порубочные билеты, а       
там, где не дают, поджоги устраивают, чтобы черным покрылся ствол, вырубают и   
вывозят в Китай.                                                                
                                                                                
Если мы, как предлагает Плескачевский, будем рассматривать лесной закон, вот    
там это дело предусмотрим... Пока мы дойдем до этих законов, у нас станет       
лунным ландшафт. Поэтому я предлагаю незамедлительно принимать этот закон. И    
благодарен докладчику первому, что он выступил с такой инициативой.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Александр Семёнович Беляков.                                        
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. С. Уважаемые коллеги, я понимаю эмоциональный настрой всех и могу    
вам сказать, что в Российской Федерации действительно из 160 миллионов          
кубометров леса, который у нас заготавливается, где-то около 10 процентов       
заготавливается теневого, будем так называть, леса. Но я вам еще одну цифру     
назову. Прирастает у нас леса 850 миллионов кубометров. И, к великому           
сожалению, мы даже не можем освоить расчетную лесосеку сегодня, лес гниет у     
нас, пожары в лесу в 80 процентах случаев происходят из-за того, что лес не     
рубится вовремя. И нагнетать страсти здесь не надо.                             
                                                                                
Вот должен вам сказать, что если рубят кедровники незаконно сегодня, то, если   
мы даже примем эту поправку, их так же незаконно будут рубить и завтра, когда   
этот закон будет принят. Потому что рубят вне законодательного поля, которое    
сегодня существует в России.                                                    
                                                                                
Леса первой группы отводятся только по решению Правительства Российской         
Федерации в каждом случае конкретном. Что может быть еще выше? Я вам хочу       
сказать: на то, чтобы участок вывести из лесов первой группы, уходит не менее   
полутора-трех лет. Это вам скажет любой практик, который хоть раз выводил       
земли лесного фонда из этой группы лесов. Это очень сложная процедура           
сегодня. Сейчас есть попытка перевести из лесного законодательства в            
Гражданский кодекс, в Земельный кодекс. Этого делать не надо. Мы, наш           
комитет, выступаем за ужесточение как раз правил рубки леса. Но мы сегодня      
идем другим путем, мы сегодня готовим предложения в Лесной кодекс. Там всё      
это и было прописано, и будет прописано еще жестче. А если мы сегодня в         
Земельный кодекс вот в таком виде внесем, мы себе во многом свяжем руки.        
                                                                                
Я вам хочу сказать о том, что там написано. Разве можно перечислить в пяти      
пунктах, в каких случаях можно леса переводить? А если в шестом пункте          
возникнет завтра необходимость, а его нет в этом законе, закон надо             
принимать? Все-таки, я считаю, есть здравый смысл здесь. Есть Правительство,    
если оно плохо будет выполнять обязанности, значит, другое должно быть          
Правительство. Но оно имеет сегодня все возможности для регулирования этого     
процесса без принятия вот этой поправки в Земельный кодекс.                     
                                                                                
Я прошу вас не принимать, потому что мы вносим вразнобой, вместо того чтобы     
Лесной кодекс править, мы сегодня пытаемся в Земельном кодексе эту норму        
установить.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению включите микрофон депутату Коневу.                                   
                                                                                
КОНЕВ Ю. М., депутатская группа "Народный депутат".                             
                                                                                
Спасибо, Ирина Муцуовна.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, закон короткий, абсолютно понятный. Каждый имеет уже свою    
точку зрения. Я предлагаю просто прекратить прения и начать голосовать.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Косариков, по ведению.                                    
                                                                                
КОСАРИКОВ А. Н., фракция "Единство".                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я абсолютно понимаю беспокойство депутата Грешневикова и разделяю его. Но,      
дорогие коллеги, я думаю, что мы говорим совершенно о различных вещах. Одно     
дело незаконные порубки, они как были, так и останутся...                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, минуточку! Это не по ведению.                  
                                                                                
КОСАРИКОВ А. Н. Я по ведению и говорю. Я говорю по ведению.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы говорите не по ведению, а говорите по мотивам.         
                                                                                
КОСАРИКОВ А. Н. А что же мы будем сейчас голосовать?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда надо было записаться.                               
                                                                                
КОСАРИКОВ А. Н. Плескачевский прав, вопрос закона - это призрачная защита.      
Вот Митрохин об этом говорил... Всё.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, понятно.                                          
                                                                                
Поступило предложение депутата Конева прекратить прения и перейти к             
голосованию. Голосуйте. Кто за это предложение?                                 
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              257 чел.             83,4%                        
Проголосовало против           46 чел.             14,9%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,6%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Вначале закончим процедуру. У представителя Президента есть        
замечания? (Шум в зале.) По мотивам? Подождите, сейчас дам.                     
                                                                                
У Правительства есть замечания?                                                 
                                                                                
По мотивам, пожалуйста, депутат Кулик.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я согласен, что защита земли, леса - наша святая обязанность. Я     
возмущаюсь и всем вам рассказываю, что за годы реформ 22 миллиона гектаров      
пашни заросло лесом, на пашнях расположены коттеджи и черт знает что в          
результате того, что несвоевременно и некачественные приняли законы.            
                                                                                
Но, ей-Богу, я обращаюсь к вам, уважаемые коллеги: примете вы эту поправку -    
кроме разочарования, мы ничего не получим. Она не запретит вырубку кедра в      
тайге. Она не запретит эти незаконные порубки и так далее. Это не такой         
вопрос, когда можно одной поправкой в Земельный кодекс решить эту проблему. Я   
бы обратился к автору с предложением отложить, скажем, на две недели            
рассмотрение этого вопроса или на три недели. Пожалуйста, с подключением тех,   
кто заинтересован, дайте развернутую поправку, которая бы нам гарантировала     
действительно решение той проблемы, о которой с болью говорили депутаты.        
Поверьте мне, это пустой выстрел, он ничего никому не даст.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Валентин Степанович Романов. Пожалуйста.     
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел выступать, но поскольку прения        
прекратили, только несколько штрихов. Год назад в какой сложной обстановке мы   
обсуждали Земельный кодекс. Было 900 поправок. Я отчетливо помню, что           
серьезных приняли штук шесть-восемь. Вот оно и аукается. Конечно, я             
поддерживаю проект закона. (Шум в зале.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так чувствую, это по мотивам Чехоев, Оленьев, сейчас    
пойдем по списку.                                                               
                                                                                
У вас по мотивам или по ведению?                                                
                                                                                
ЧЕХОЕВ А. Г. По мотивам голосования.                                            
                                                                                
Я бы хотел сказать, что в принципе вот эта поправка, которую сейчас             
подготовили, - она ничего не решает, по большому счету, ничего не решает. А     
решить эту проблему можно только лишь тогда, когда у нас будет какая-то         
действительно государственная программа по управлению лесным хозяйством. Мы     
ликвидировали Министерство лесного хозяйства с его структурами, планами, со     
всем остальным, отдали всё на откуп регионам и теперь пытаемся отдельными       
поправками решить эту проблему. Мне думается, что мы поступили бы правильно,    
если бы все-таки вывели из состава госкомприроды Министерство лесного           
хозяйства - это бюджетообразующее министерство было, - создали опять это        
министерство и только после этого, не отдельными поправками... (Микрофон        
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые депутаты, у нас по мотивам возможно        
выступление только от депутатских объединений не более трех минут. Поэтому      
предоставляется заключительное слово автору законопроекта Анатолию              
Николаевичу Грешневикову.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Включите микрофон. С места.                                                     
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, друзья, я, конечно, удивляюсь позиции тех коллег, которые    
говорят, что наш законопроект, законопроект Комитета по экологии, не должен     
затрагивать Земельный кодекс, что это тема Лесного кодекса. Нет, именно         
Земельного кодекса, потому что именно в старом законе определялся перечень,     
возможность перевода земель лесных в нелесные в лесах первой группы.            
                                                                                
И тема Лесного кодекса. Если кого-то интересует, вы должны вспомнить, что я     
вносил - еще, наверное, и полгода не прошло - данную поправку именно в Лесной   
кодекс, и тогда тоже Правительство мне говорило, что эта поправка не предмет    
рассмотрения Лесного кодекса, а предмет рассмотрения Земельного кодекса.        
Поэтому я эту процедуру уже прошел, я вносил поправку и в Лесной кодекс,        
сейчас вношу в Земельный кодекс и уверен, что эта проблема касается именно      
Земельного кодекса.                                                             
                                                                                
Что касается предложения Комитета по собственности. Да, депутат Плескачевский   
с коллегами, когда я выступал у них на заседании комитета, предлагали мне       
снять законопроект и внести совершенно другой, полностью снимающий все          
ограничения, то есть надо полностью запретить вырубку лесов первой группы. Я    
не знаю, я себя не отношу к тем экологам, которые считают, что надо всё         
запретить, ничего не вырубать, все заводы остановить и так далее. Нет, я        
просто считаю, что пусть будут леса первой группы - это экологически ценные     
леса, водоохранные леса, - но должен быть тот ограничительный порядок,          
который позволяет Правительству дать возможность регионам построить те          
объекты государственной важности, которые они считают нужными. И если депутат   
Беляков говорит, что данная поправка касается только пяти пунктов, после        
первого чтения, если вы считаете, что надо внести шестой пункт, седьмой, это    
можно сделать, но порядок ограничения должен быть.                              
                                                                                
Почему я внес этот законопроект? Потому, что, когда Правительство дает          
возможность вырубать леса первой группы для муниципальных нужд, как правило,    
вырубаются леса первой группы под свалки, под коттеджное строительство. А       
сегодня (я надеюсь, для вас это не секрет) появилась еще и другая возможность   
сводить леса под свалки, под коттеджное строительство: не путем законного       
получения лесных площадей, а просто сжигаются огнем - то пни сжигаются, то      
просто лесные участки сжигаются, чтобы их получить и замести следы. Поэтому в   
этой ситуации, я считаю, законопроект не призрачный, поправка имеет прямое      
экологическое назначение, она дает возможность сохранить леса первой группы.    
                                                                                
Поэтому просил бы вспомнить о том, что засуха, песчаные бури, наводнения -      
это как раз результат нашей негосударственной политики, необдуманной политики   
по отношению к лесу, это как раз природа мстит нам за хищническое истребление   
лесов, за изведение лесов первой группы.                                        
                                                                                
Поэтому очень прошу поддержать данный законопроект и благодарю всех депутатов   
за высказанные предложения. И ко второму чтению, если будут у депутатов         
какие-то предложения, я готов вместе с Комитетом по экологии их рассмотреть и   
принять.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Семёнович, вы будете выступать? Тогда ставится     
на голосование вопрос о продлении заседания.                                    
                                                                                
Чуев, пожалуйста, по ведению.                                                   
                                                                                
ЧУЕВ А. В., фракция "Единство".                                                 
                                                                                
Чтобы продлить время, надо нам проголосовать: уже 14 часов.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что вы кричите? Я, как председательствующий, говорю,   
что ставится вопрос о продлении заседания для голосования, а вы...              
                                                                                
Ставится на голосование вопрос о продлении заседания для завершения             
голосования. Пожалуйста, голосуйте.                                             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              255 чел.             56,7%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    260 чел.                                          
Не голосовало                 190 чел.             42,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Заключительное слово - Виктору Семёновичу Плескачевскому. Пожалуйста. С         
места.                                                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемые коллеги, я не отниму у вас слишком много          
времени. Конечно, приятно слышать, что во всех бедах лесного хозяйства,         
сельского хозяйства, промышленности и так далее виноват Земельный кодекс. Не    
думаю, что после принятия этой поправки количество, скажем, поджогов лесов      
уменьшится или количество незаконных вырубок уменьшится, как уже об этом        
справедливо говорил Геннадий Васильевич Кулик.                                  
                                                                                
Поэтому мы предлагали авторам, предлагаем сегодня создать рабочую группу,       
которая не запретит, как сказал Грешневиков, вырубку лесов первой категории,    
а урегулирует этот процесс в большей степени, нежели чем сегодня прописано в    
законодательстве. Потому что, возможно, действительно на сегодняшний день       
слишком много полномочий у Правительства или органов местной власти. Давайте    
эту часть, если она ясна, пропишем императивными нормами. И нет необходимости   
в декларативных абзацах, на основании которых можно рассуждать о всех           
проблемах лесной промышленности, которых действительно у нее много. Но только   
это при всех обстоятельствах не предмет Земельного кодекса, уважаемые           
коллеги. Прошу проголосовать против этого законопроекта.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо.                                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 101 Земельного кодекса Российской Федерации". Первое чтение.             
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Включите систему голосования.                                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              172 чел.             38,2%                        
Проголосовало против           19 чел.              4,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    192 чел.                                          
Не голосовало                 258 чел.             57,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклонен.