Заседание № 87
16.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 157652-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении" (в части определения финансовых механизмов стимулирования энергосбережения и внедрения быстроокупаемых отечественных энергосберегающих проектов; внесен депутатом Государственной Думы В. С. Романовым и депутатами Государственной Думы третьего созыва Я. М. Швыряевым, Ю. Ю. Петровым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2760 по 3058 из 4129
Пункт 14, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении". Доклад депутата Государственной Думы Валентина Степановича Романова. Пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, базовый закон "Об энергосбережении" был принят 3 апреля 1996 года. Прошло около девяти лет. Закон сыграл позитивную роль, но практика его применения показала, что в нем отсутствует достаточный стимул к энергосбережению, не проработан механизм финансирования программы энергосбережения, не учтены особенности работы в бюджетной сфере и так далее. Поэтому не случайно в 2001 году группа специалистов разных министерств и группа депутатов Государственной Думы начали работать над проектом предлагаемого вам закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении". Концепция проекта закона была поддержана более чем пятьюдесятью субъектами Российской Федерации, в том числе такими индустриальными областями, как Свердловская, Тюменская, Саратовская, Ханты-Мансийским автономным округом и другими. Законопроект поддержало межфракционное объединение "Энергия России", которое 4 декабря 2001 года специально обратилось к председателю правительства. Он был поддержан на парламентских слушаниях по энергетической стратегии России в октябре 2000 года. И наконец, еще раз хочу подчеркнуть, что на протяжении многих месяцев активное участие в работе над концепцией закона принимали специалисты Минэнерго, Минэкономразвития, Минфина, Минпромнауки, Госстроя и так далее. Совет Государственной Думы рассмотрел проект закона 25 декабря 2001 года, направил в правительство, а дальше начались сложные перипетии. В течение трех лет мы, авторы, не могли сдвинуть эту проблему с мертвой точки, хотя комитет по энергетике многократно и довольно плотно занимался этим вопросом, я это хотел бы подчеркнуть. За эти годы многое было принято в сфере законодательства, но проблема эффективных стимулов к энергосбережению не была решена. Но прежде чем говорить о содержании проекта закона, я хотел бы несколько слов, коллеги, сказать о масштабном взгляде на эту проблему. ХХI век, безусловно, можно определить как век усиленной конкуренции за выживание в условиях ограниченности ресурсов на планете. Маленькая деталь: по данным Организации Объединенных Наций, к 2050 году из девяти миллиардов населения планеты не будут иметь качественной воды три миллиарда. Весной 2004 года "Бритиш Петролеум" сделала заявление, что в России запасов нефти осталось на двадцать два года. Министерство природных ресурсов считает, что эта цифра занижена. Но что бы мы ни говорили, речь идет о практических контурах ситуации, когда в стране может сказаться острейший дефицит ресурсов, и это при том, что Россия сегодня является богатейшей страной мира по ресурсам, в частности, есть научная оценка, что объем разведанных ресурсов у нас - 10 триллионов долларов, а неразведанных - до 200, в четыре раза больше, чем в Соединенных Штатах! Должен сказать, пользуясь случаем, что огромную тревогу вызывает поставленная задача увеличения ВВП в два раза, она требует примерно такого же рывка в объеме энергопроизводства, однако, к сожалению, темпы ввода мощностей в энергетике резко отстают от этой задачи, а если говорить о состоянии основных фондов, то они в немалой мере изношены. Наконец, напомню, что Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная правительством в сентябре 2003 года, определяет, что на ближайшие двадцать лет требуется до 800 миллиардов долларов капиталовложений. Эта цифра пока ничем не подкрепляется. Сегодня коллега Драганов правильно отмечает, что за прошлый год иностранные инвестиции в России составили только 7-8 миллиардов, собственные - 50, но это ведь на всю экономику страны! Вот под этим углом зрения решение проблем ресурсосбережения, проблем энергосбережения становится абсолютно неотложным. К великому сожалению, правительство по мотивам, которые только ему ясны, повторяю, три года не помогало нам сдвинуться с мертвой точки. Сегодня законопроект предлагается к отклонению. Как проголосует большинство, посмотрим, скорее всего, поддержит позицию правительства. Правительство нас заверяет, что к ноябрю - декабрю внесет новый вариант законопроекта. Мы не отказываемся активно работать над ним, но сегодня я еще раз от имени тех депутатов, которые в свое время работали над этим проектом, прошу поддержки. Во-первых, потому, что, мы считаем, явно необходимы методы регулирования в этой сфере, речь идет, в частности, об энергетических обследованиях, проводимых соответствующими уполномоченными органами власти. Во-вторых, должны разрабатываться энергетические паспорта организациями-потребителями. В-третьих, необходима разработка топливно-энергетических балансов как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципалитетов и организаций. Наконец, мы полагаем, что обязательный характер должна носить энергетическая экспертиза при проектировании и строительстве новых, расширении или реконструкции действующих предприятий. Мы полагаем, что должны быть введены в систему разработки и реализации федеральной программы энергосбережения аналогичные программы энергосбережения на региональном, муниципальном уровнях. Мы считаем, что нам надо быть готовыми к лимитированию потребления энергетических ресурсов. Повторяю: нас балуют история, природа, но это не будет век длиться. Мы ставим вопрос о создании механизма финансирования программ в области энергосбережения, в частности хотели бы, чтобы закон утвердил, во-первых, участие бюджетов всех уровней, во-вторых, создание целевых консолидируемых средств энергосбережения, применение на эти цели части средств экологических фондов субъектов Федерации, привлечение средств российских, иностранных инвесторов и, естественно, в огромной мере привлечение средств самих хозяйствующих субъектов. Мы полагаем, что бюджет должен выделять существенную долю на финансирование программ энергосбережения для объектов, которые находятся на бюджетном попечении, и что какая-то часть бюджетных средств могла бы выделяться хозяйствующим субъектам на возвратной основе, в случае когда их объекты включены в федеральную, региональную или муниципальную программы энергосбережения. Мы считаем, что сегодня в стране катастрофически недооценивается вся эта проблема, поэтому думаем, что закон должен отрегулировать направление средств из бюджетов не только на реализацию самих технологий, но и на научно-исследовательские работы и на разработку нормативной базы. В законе предусматривается, что ежегодно доля в 5 процентов от установленных на планируемый год лимитов потребления энергоресурсов в стоимостном выражении должна была бы направляться на финансирование именно этих целей - энергосбережения. Аналогичная цифра - 5 процентов - закладывается и для субъектов Российской Федерации. Мы считаем, что создание четкого финансового механизма, и финансирования, и стимулирования, чрезвычайно важно. В частности, предусматривается в проекте закона то, что субъекты могли бы устанавливать льготный порядок налогообложения по налогу на прибыль для организаций, которые осуществляют монтаж приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов. Наконец, в проекте закона предусматривается четкий механизм административных санкций в случаях, когда нарушаются правила или допускаются непроизводительные расходы энергетических ресурсов: для должностных лиц организаций административный штраф - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а для юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров. Право юридических лиц оспаривать такого рода решения в арбитражном суде также предусматривается законом. И общий вывод. Только сочетание объективных и субъективных причин привело к тому, что Россия сегодня имеет катастрофическую картину вот в такой сфере. Мы считаем, что у нас много энергоресурсов, но вот что с нами происходит. Если взять десятилетие, с 81-го по 91-й годы, то в то время экономическая политика государства обеспечила следующее: прирост запасов нефти, который превышал добычу в 1,9 раза, прирост по газу - в 4,6. Наоборот, в последнее десятилетие наблюдается хроническое съедание запасов, в частности нефтедобыча на 20 процентов превышает прирост запасов. Возьмем два крупнейших промышленно-финансовых комплекса: "Газпром" в 2003 году направил на геолого-разведочные работы менее 1 процента своей выручки, добыл 520 миллиардов кубометров газа, а на баланс поставил 427; "ЛУКойл" добыл 82 миллиона тонн, а открыл месторождений и поставил на баланс 60. Если в таком направлении идти, то очень скоро Россия столкнется с острейшим дефицитом нефти и газа и для внутренних нужд. А мы говорим об удвоении ВВП, о том, что энергетика должна динамично развиваться. Повторяю: есть вот эта сторона - развитие, наращение, увеличение, есть одновременно более злободневная, трудная, масштабная задача энергосбережения, которое должно охватить всю систему народного хозяйства. Я прошу депутатов о поддержке проекта закона. Если же он будет отклонен, мы продолжим работу над тем вариантом, хотя повторяю: у меня большие сомнения, что правительство сдержит слово и к ноябрю внесет некий новый вариант. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович. Содоклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Юрия Александровича Липатова? Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Довожу до вашего сведения, что проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении" (в части определения финансовых механизмов стимулирования и внедрения быстроокупаемых отечественных энергосберегающих проектов), внесенный депутатами Липатовым, Романовым и депутатами Государственной Думы третьего созыва Петровым и Швыряевым, был инициирован мною. Решение о разработке и внесении указанного проекта было вызвано результатами практической работы в области энергосбережения в условиях действия принятого 3 апреля 1996 года Федерального закона "Об энергосбережении". Этот закон носит общий характер, что существенно отражается на результатах всей работы по повышению энергоэффективности, он не содержит необходимых требований к мерам стимулирования энергоэффективности, не определяет механизмов финансирования программ энергосбережения и не учитывает особенностей энергосбережения в организациях бюджетной сферы, не устанавливает мер административного и экономического воздействия по отношению к юридическим и физическим лицам за непроизводительное и безучетное потребление энергетических ресурсов. На протяжении трех лет шли переговоры с правительством о судьбе данного проекта закона. В 2002 году была просьба отложить рассмотрение из-за большой перегрузки, тогда Государственная Дума рассматривала глобальные законы о реформировании отраслей электроэнергетики, связи и железнодорожного транспорта. Далее последовали обещания, что правительство самостоятельно внесет законопроект об энергосбережении, учитывая, что данный документ содержит серьезные недостатки, носящие принципиальный характер, на что указывается в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы и в официальном отзыве Правительства Российской Федерации. В декабре 2004 года Комитет по энергетике, транспорту и связи провел парламентские слушания об энергосбережении, где Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации представило концепцию проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении" и техническое задание, утвержденное Минюстом. Согласно плану законопроект должен быть внесен в Государственную Думу в декабре текущего года. В настоящее время создана рабочая группа, в которую от Государственной Думы включены депутаты Липатов и Романов. На основании вышеизложенного я, как член группы авторов законодательной инициативы, удовлетворен тем, что мы добились от правительства конкретных шагов по разработке очень важного для экономики страны закона, поэтому я отозвал подпись с обсуждаемого сегодня документа. На данный документ нет заключения Правительства Российской Федерации, отзыв отрицательный. Комитет по энергетике, транспорту и связи выходит с предложением отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос. Конев Юрий Михайлович, пожалуйста. КОНЕВ Ю. М., фракция "Единая Россия". К Юрию Александровичу вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда вам будет удобнее на трибуне. Пожалуйста, Конев Юрий Михайлович. КОНЕВ Ю. М. Юрий Александрович, а что, нельзя этот законопроект ко второму чтению поправить с точки зрения учета замечаний правительства? Потому что в заключении правительства в последней строчке говорится о том, что правительство работает... и вроде бы можно было в этот законопроект внести изменения, чтобы во втором чтении учесть. ЛИПАТОВ Ю. А. Ну, тогда я немножко обратился бы к истории. Вообще, отношение правительства к этому документу трехлетней давности было категорически отрицательное. Если говорить об истории, то вообще этот документ инициировало министерство энергетики правительства Касьянова и оно не в состоянии было внести этот законопроект в правительственный план рассмотрения федеральных законов. Поэтому, по сути дела, вот этот документ, разработанный и не Липатовым, и не Романовым, разработан специалистами из Министерства энергетики и был внесен. Долгие были разговоры на эту тему, Шаронов был категорически против. И то, что сейчас рассмотрение проекта закона сдвинулось, это только благодаря тому, что этот документ был внесен. Был определенный, я бы сказал, торг, и то, что сейчас правительство разрабатывает закон и он должен быть внесен в декабре, - это, по сути, была личная договоренность Христенко, и документ сейчас разрабатывается. Если говорить конкретно о том документе, который мы сейчас рассматриваем, то, к большому сожалению, - и я это понимал три года назад - правительство никогда на этот документ не даст заключения, потому что финансовое обоснование, или тех средств, которые должны быть выделены на реализацию этого закона из федерального бюджета, оставляет желать лучшего. Поэтому я думаю, что мы сейчас на правильном пути: в плане правительства закон есть, депутаты Госдумы в рабочую группу включены. И я обещаю, что мы с Валентином Степановичем будем держать этот вопрос под контролем. Кстати говоря, что касается выступления Валентина Степановича, я его полностью поддерживаю: абсолютно четкая постановка вопроса. И мы вам обещаем, что если правительство будет затягивать с этим документом, то мы вас проинформируем и, я думаю, попросим помощи, для того чтобы необходимый закон двинуть вперед. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Пожалуйста, депутат Осадчий. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я думаю, что сегодня, особенно при переходе к рыночной экономике, нам необходимо отклонить данный законопроект, так как частные лица и организации, которые предполагают работать на себя экономически выгодно, сами ведут этот контроль, и довольно-таки четко, а что касается контроля в рамках работы государственных организаций, то только они, никоим образом не подрядные организации, должны контролировать и обеспечивать экономию данного ресурса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Докладчику? Пожалуйста, включите микрофон Романову Валентину Степановичу. РОМАНОВ В. С. Я хотел Сергею Юрьевичу пояснить. Сегодня валовый внутренний продукт, удельная энергоемкость ВВП России примерно в три раза, к сожалению, хуже показателей индустриальных стран Запада. Частный сектор, к великому сожалению, не демонстрирует, что он осознает, что нас ждет при вступлении в ВТО, какова будет степень конкуренции, в том числе и в русле этой проблемы. И я понимаю, когда говорят: рынок в итоге заставит производителей и потребителей - всех считаться с тарифами, ценами и они будут поджиматься. Абсолютно убежден, что речь должна идти о гармоничном соединении рыночных структур и давления, роли государственных и соответствующих муниципальных структур. Мне кажется, что это более целесообразный вариант. Кстати говоря, практика Запада показывает, что там государство не наблюдатель в этой сфере. Вспомните, что творилось в Калифорнии, мы об этом когда-то в Думе говорили: Президент Соединенных Штатов немедленно объявил чрезвычайное положение, многие штаты отменили ранее принятые законы о свободе тарифного регулирования, когда рынок сам решает, и немедленно перешли к разработке поправок в законодательной сфере. Повторяю: даже такая крупнейшая экономическая структура, как Соединенные Штаты, не позволяет себе роскоши надеяться на авось, только на стихию частных производителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 58 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Не принято.