Заседание № 106
О проекте федерального закона № 157561-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (о расширении перечня признаваемых в Российской Федерации документов об образовании (для соотечественников), выданных иностранными государствами, и приведении норм закона в соответствие с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Доклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста, Алексей Владимирович. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками предлагает вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", внесённый депутатами Яровой, Скочем, Лебедевым и Хайруллиным. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, замечаний нет. И в связи с этим комитет рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам Жириновский Владимир Вольфович записался, больше нет желающих. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По 7-му вопросу по мотивам выступает Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сперва по самому тексту закона. Конечно, его принимали десять лет назад, и вот сейчас вносим поправки... Я не вижу здесь особой необходимости "принадлежность к гражданству" менять на "документ, удостоверяющий гражданство". Это всё политические синонимы, это всё одно и то же, или "законодательство Российской Федерации" на "федеральный закон". Какой-то зуд у наших чиновников... Вот в статье 17 диплом нельзя было, конечно, указывать, потому что существуют самые разные документы об образовании в разных странах. И сейчас наконец правильно написали: "документы об образовании", убрав слова "о высшем", так как образование может быть разное - и среднее, и низшее и так далее. А так у нас сегодня есть и дипломы, и аттестаты, и сертификаты, и не надо позволять чиновнику говорить, что документ ненадлежащий, что в законе такого нет, просто документ об образовании любом. Но самое главное, что нам нужно вносить в этот закон поправки, которые касались бы непосредственно получения нашего гражданства. Ведь сегодня сотни тысяч русских приезжают с Украины, из Казахстана, из других регионов и годами обивают пороги Федеральной миграционной службы. Это же чудовищно! Мы, так сказать, уже поиздевались над ними: они оказались на территориях, которые потом вдруг стали иностранными государствами. Но это была чудовищная ошибка, даже преступление, но тем не менее они приезжают домой, на этническую родину, и всё равно мы над ними издеваемся! Поэтому комитету по делам СНГ надо этому больше внимания уделять, помогать председателю этого комитета (есть в комитете люди, которые мешают ему работать), сосредоточиться именно на этом. Мы не раз уже предлагали выдавать паспорта русским в ближайшем зарубежье (имеются в виду страны Прибалтики и СНГ - наши соседи), прямо в посольстве, в любом консульстве выдавать документ, который подтверждал бы гражданство. У него был советский паспорт (там ещё была графа "национальность"), по фамилии его, по имени, по внешнему виду любой консульский сотрудник увидит, что это действительно русский. Да если даже это будет не русский, но захотевший быть русским, тоже не должно быть ограничения. То есть надо обязательно это делать. Ну это же чудовищно: это единственная в мире страна, которая не пускает домой своих граждан. Вот по аттестатам, по дипломам мы сейчас поправки вносим, но самое главное, чтобы он имел право сюда приехать и жить здесь. Мы пока занимаемся веточками, цветочками, вершками занимаемся, а по корешкам у нас до сих пор масса препятствий. Вы можете зайти в любое отделение миграционной службы, и там вам дадут кипу документов: на восемь лет растяжка... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Сокол Святослав Михайлович. СОКОЛ С. М., фракция КПРФ. Спасибо. Для стенограммы: по 3-му вопросу я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Для стенограммы: Ширшов и Алфёров голосовали против принятия законопроекта "Об охоте...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 48 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.
НИКОНОВ Б. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, для протокола: по вопросу 7 Зырянов голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Губкин. Пожалуйста, Анатолий Алексеевич. ГУБКИН А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, также для протокола: по 7-му вопросу Гималов, Губкин, Саблин и Семёнов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 157561-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (о расширении перечня признаваемых в Российской Федерации документов об образовании (для соотечественников), выданных иностранными государствами, и приведении норм закона в соответствие с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к пункту 12. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Доклад от Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками сделает Козерадский Анатолий Александрович. Пожалуйста. КОЗЕРАДСКИЙ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект предусматривает расширение перечня признаваемых в Российской Федерации документов об образовании, выданных иностранными государствами, для лиц, относящихся согласно законодательству нашей страны к категории соотечественников. Предусматриваются также определённые изменения юридико-технического характера для приведения ряда норм действующего закона о соотечественниках в соответствие с нормами закона "О гражданстве Российской Федерации". В частности, термин "документ о принадлежности к гражданству" заменяется термином "документ, удостоверяющий гражданство". Следующее изменение касается лиц, имеющих двойное гражданство, в том числе российское. Законопроектом предусмотрено, что освобождение этих лиц от определённых обязанностей и установление отдельных ограничений их прав может осуществляться не всей совокупностью законодательства нашей страны, а федеральным законом. Это связано с тем, что термин "законодательство Российской Федерации" включает в себя также и законы субъектов Российской Федерации, то есть он шире термина "федеральный закон". В мае текущего года законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении. Комитетом проведена необходимая процедура подготовки его для рассмотрения во втором чтении. Очень важно, что к предлагаемому законопроекту не поступило ни одной поправки, нет и других каких-либо замечаний. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые направили свои отзывы в комитет, поддерживают предложение о принятии данного законопроекта без каких-либо изменений. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по тексту законопроекта не имеет. С учётом того что отсутствуют поправки, есть поддержка субъектов Российской Федерации, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками предлагает принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет поправок к законопроекту. Есть замечания? Нет. Ставлю на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 54 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6% Результат: принято Принято. Поскольку у нас нет документов к третьему чтению, переносим его рассмотрение в третьем чтении на пятницу.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 157561-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (о расширении перечня признаваемых в Российской Федерации документов об образовании (для соотечественников), выданных иностранными государствами, и приведении норм закона в соответствие с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прошу поддержать моё предложение о переносе рассмотрения пункта 40 повестки сегодняшнего заседания на следующее пленарное заседание, на 15 июля. Прошу поддержать.
Островский Алексей Владимирович предлагает 40-й вопрос рассмотреть на следующем пленарном заседании. Нет возражений? Алексей Владимирович является докладчиком. Значит, переносим на 15 июля.
Заседание № 95
О проекте федерального закона № 157561-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (о расширении перечня признаваемых в Российской Федерации документов об образовании (для соотечественников), выданных иностранными государствами, и приведении норм закона в соответствие с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 15. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, предлагаемый вашему вниманию законопроект, на мой взгляд, очень лаконично, очень чётко отражает своё целеполагание. Задачу этого законопроекта мы как раз видим в том, чтобы устранить, на наш взгляд, то недоразумение, которое сегодня существует в действующем законодательстве, которое вступает в противоречие с действующими международными соглашениями в части признания у нас, в Российской Федерации, не только дипломов о высшем профессиональном образовании, но и других документов об образовании. Технико-юридические уточнения, которые имеются в данном законопроекте, я полагаю, не нуждаются в серьёзном и подробном раскрытии. Если будут вопросы по существу концепции законопроекта, я готова на них ответить, хотя, на наш взгляд, концепция настолько очевидна, настолько проста и понятна... Она, безусловно, защищает интересы наших соотечественников, она устраняет те реальные пробелы, которые существуют в законодательстве, приводит действующий закон в соответствие с другими двумя федеральными законами - "О гражданстве..." и "Об образовании", кроме того, в полной мере позволяет нашим соотечественникам реализовать свои гражданские права на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад делает Островский Алексей Владимирович, председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел представленный группой депутатов проект закона. В представленном законопроекте, как уже говорила Ирина Анатольевна, предлагается закрепить нормы, предусматривающие признание в нашей стране не только дипломов о высшем профессиональном образовании, выданных российским соотечественникам в странах СНГ и Балтии, но также оформленных в этих государствах других документов об образовании и документов об учёных степенях и званиях. Законопроектом также предлагается использование в указанном действующем федеральном законе более точного определения документа, подтверждающего наличие у лица российского гражданства: предусматривается вместо термина "документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации" закрепить термин "документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации", то есть именно тот термин, который в настоящее время зафиксирован в статье 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками считает, что положения проекта федерального закона ни в коей мере не противоречат нормам Конституции нашей страны, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также международных договоров Российской Федерации, и полагает, что представленный проект федерального закона заслуживает вашей поддержки, уважаемые коллеги. При этом Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками информирует вас, уважаемые коллеги, что по поручению Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом межведомственная рабочая группа готовит комплексные предложения по изменению Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", поскольку этот закон, принятый в 1999 году, несомненно, нуждается в существенных изменениях, направленных на приведение его в соответствие с реалиями. Предлагаемые авторами законопроекта изменения в закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" могут быть учтены указанной межведомственной рабочей группой. Информирую вас также о том, что Правительство Российской Федерации представило положительное заключение на данный законопроект. Наше Правовое управление в основном поддержало положения законопроекта, вместе с тем полагая целесообразным провести дополнительную корректировку его отдельных пунктов. В связи с изложенным, уважаемые коллеги, просим вас поддержать решение комитета о принятии данного законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. Пожалуйста, депутаты Локоть, Федоткин... Что-то очень много вопросов, коллеги. Давайте тогда запишемся. Включите режим записи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, пять, а может быть, шесть. Только от вашей фракции три руки. Покажите результаты. Ну вот, даже шесть. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к председателю комитета. А вопрос такой: то есть у нас будет признаваться учёная степень, например, доктора исторических наук даже теме диссертации - ну, какой-то там из стран СНГ (вы знаете, сейчас там мода - музеи оккупации создаются и так далее), - например, о роли эстонского или литовского народа в победе во Второй мировой войне и борьбе с оккупантами - российскими войсками? То есть мы такую докторскую диссертацию тоже будем признавать и он у нас, этот товарищ, будет считаться доктором исторических наук? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому вопрос? ОСТРОВСКИЙ А. В. Ко мне, Олег Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Максим Станиславович, я благодарен вам за ваше замечание. Считаю, что в рамках созданной буквально на днях Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, комиссии по противодействию фальсификации истории могут быть учтены те замечания, которые только что вами озвучены. А вам, как субъекту права законодательной инициативы, предлагаю ко второму чтению представить необходимые поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Владимирович, безусловно, вы правы, и я думаю, что мы все дружно поддержим данный законопроект. Как я понимаю, всё-таки законопроект говорит о наших соотечественниках не только в странах СНГ - это, видимо, надо понимать расширительно, то есть во всех странах. И в связи с этим возникает логичный вопрос: а как наши документы об образовании, наши документы о научных степенях воспринимаются сегодня в научном мире за рубежом - в Европе, Соединённых Штатах прежде всего, ну, и в странах СНГ? Спасибо. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо большое за вопрос, Анатолий Евгеньевич. К сожалению, мы не можем похвастаться положительной практикой, при которой документы о высшем образовании или учёной степени, выданные в Российской Федерации, подтверждались бы и принимались во внимание в большинстве стран планеты. Вместе с тем существует тенденция... благодаря усилиям Правительства Российской Федерации, в частности министерства образования, в последние годы всё больше и больше государств с должным вниманием относятся к полученным в России степеням и званиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Питкевич. ПИТКЕВИЧ М. Ю. Скажите, пожалуйста, Ирина Анатольевна, вот у нас тут написано: о расширении перечня признаваемых в Российской Федерации документов об образовании (для соотечественников). А как мы будем отличать соотечественников от несоотечественников? Это первое. То есть хотелось бы понять механизм. И второе. Какой у нас всё-таки механизм будет, чтобы мы с вами могли определить, фальшивый диплом или нет, потому что, если вы знаете, здесь, в ста метрах от Думы, на станции метро "Площадь Революции" продают дипломы пачками, а мы ещё будем из других государств тащить такие же дипломы. Мы со своими-то не можем разобраться, а вы предлагаете ещё брать любые другие. Вот какой здесь механизм? Какой в первом случае механизм и какой во втором? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Михаил Юрьевич, уважаемый, я полагаю, что ответ на ваш вопрос содержится в тексте самого уже действующего закона, который определяет статус соотечественника. На мой взгляд, даже как-то неудобно раскрывать концепцию уже действующего и принятого Государственной Думой закона. Что же касается ваших сомнений в части того, что могут использоваться фальсифицированные документы, то, наверное, по этому поводу есть опасение и в отношении граждан Российской Федерации, так как эти документы не имеют персонифицированного характера. Наверное, общим рецептом для исправления данной ситуации является надлежащая деятельность правоохранительных органов. Что же касается вообще отношения к соотечественникам и предоставления им такой возможности, то это совершенно логично укладывается в общую концепцию всей государственной политики, направленной на всемерное содействие и защиту прав наших соотечественников на территории Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопрос депутата Лебедева. ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к авторам законопроекта. Вызывает определённые сомнения возможность признания других документов об образовании, в частности аттестата о среднем образовании, выдаваемого после окончания школы. Потому что, во-первых, для каждого государства этот аттестат имеет индивидуальный своеобразный характер и, во-вторых, обучение во многих школах ведётся по программам, которые с нашими российскими несовместимы. В частности, вот как уже спрашивал мой коллега Рохмистров, например, ситуация, связанная с ролью государства в победе в Великой Отечественной войне. Как мы знаем, во многих школах, в частности Украины и Грузии, сейчас уже роль Советского Союза сводится практически на нет и превозносится роль других государств. Вот как мы будем смотреть в глаза ветеранам Великой Отечественной войны, живущим в нашей стране, когда мы будем признавать аттестат о среднем образовании, выданный в грузинской школе, которая учит, что Советский Союз никакого участия в победе не принимал? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, говоря о признании либо непризнании тех или иных документов о получении образования... Я хочу обратить ваше внимание на те международные документы и те соглашения, которые уже действуют: в них очень чётко прописаны полномочия Российской Федерации и наша с вами обязанность признания этих документов. Собственно говоря, данный законопроект устраняет то противоречие, несоответствие, которое сегодня реально существует в правовом пространстве. Что же касается любых посягательств на историческую память, фальсификации истории, то нужно сказать о том, что депутатами от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уже подготовлена и внесена законодательная инициатива о внесении поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации. В том случае, если лица из стран СНГ, прибывающие на территорию Российской Федерации, будут совершать правонарушения, которые подпадают под признаки реабилитации нацизма, то в общем порядке они будут нести соответствующую ответственность. Поэтому никакой проблемы с точки зрения нашей с вами ответственности перед исторической памятью и перед нашими ветеранами нет. В то же время мы в полной мере реализуем свою ответственность перед нашими соотечественниками, чьи деды тоже защищали нашу страну, чтобы, прибывая на территорию России, они получали равные возможности в соответствии с действующими международными соглашениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, депутат Федоткин, последний вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. К Ирине Анатольевне и к Алексею Владимировичу два вопроса. Раз мы рассматриваем этот законопроект, значит, проблема уже настолько обострилась, что надо принимать закон. В связи с этим... Мы знаем, что за рубеж едут учиться в основном дети далеко не из бедных семей, а из довольно богатых. Так насколько этот законопроект вызван потребностями, сколько, скажем, в среднем в прошлом году к нам вернулось из-за рубежа молодёжи с дипломами западных стран? И второе, наверное, уже к вам, Алексей Владимирович. Те, кто вернётся с западными дипломами, могут поступать на любую работу? И даже туда, где у нас совершенно секретные ведутся работы, то есть без ограничений? Вот два вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? ОСТРОВСКИЙ А. В. Давайте, наверное, Олег Викторович, я сначала отвечу. Уважаемый Владимир Николаевич, как вы знаете, у нас в Российской Федерации существуют определённые нормы, установленные соответствующими специальными ведомствами, которые регулируют допуск тех или иных лиц к информации, составляющей государственную тайну, или секреты Российской Федерации. Поэтому любое лицо при приёме на работу будет проходить соответствующую проверку в первую очередь Федеральной службы безопасности, других ведомств, и по результатам проверки будет приниматься решение о допуске или недопуске данного лица к той или иной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Небольшое уточнение. Дело в том, что круг субъектов по данному законопроекту очерчен, и он очерчен кругом соотечественников, поэтому, я полагаю, заданный вопрос касается некоего другого субъектного состава, и это является предметом другого обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, состоялась процедура вопросов и ответов... (Шум в зале.) Настаивает депутат Федоткин на том, что на свой вопрос не получил ответа, он не расслышал. Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Я полагаю, что вы, видимо, не до конца уловили суть моего ответа. Вы ведёте речь о гражданах Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации и выезжают для обучения за рубеж. А данный законопроект регулирует правоотношения в отношении соотечественников, и речь идёт о международных соглашениях, которые охватывают именно этот субъектный состав. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Настаивают ли докладчик и содокладчик на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование обсуждаемый проект федерального закона, пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 56 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.