Заседание № 189

01.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 157405-5 "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой" (внесён депутатами Государственной Думы Г. В. Куликом, В. М. Резником, А. В. Скочем, О. В. Лебедевым, а также А. П. Ковалем в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1694 по 2193 из 4640
Теперь вопрос 18, он включает в себя два альтернативных проекта федеральных     
законов: пункт 18.1 - "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с     
государственной поддержкой" и пункт 18.2 - "О сельскохозяйственном              
страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой".           
Докладчик по обоим законопроектам - Геннадий Васильевич Кулик.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, засуха текущего года - а я работаю в сельском    
хозяйстве с 57-го года - действительно по своему размаху, продолжительности и   
отрицательным последствиям для урожая является самой рекордной, самой           
жестокой. Мы получили данные на 1 октября, я могу сказать, что валовой сбор     
зерна сейчас пока, точная цифра, - 59 миллионов тонн, это 66 процентов от       
уровня прошлого года. Осталось не убрано два с небольшим миллиона гектаров      
площадей, то есть цифры будут порядка 63-64 миллионов тонн, это максимум, что   
будет получено в текущем году.                                                  
                                                                                
Чтобы вы имели объективное представление, хочу сказать, что даже те             
территории, которые признаны в нынешних условиях наиболее успешно работающими   
в сельском хозяйстве, территории, применяющие передовые технологии, сильно      
пострадали от засухи. Скажем, Татария. Все знают об успехах этой республики в   
последние годы, они собирали 5-6 миллионов тонн зерна - в этом году они         
получат около 1 миллиона тонн. Башкирия получит 29 процентов от среднего        
сбора урожая за прошлый год. Ну, я могу назвать буквально любую из областей     
Поволжья, где валовые сборы в большинстве своём составляют 29-32 процента от    
уровня прошлого года. Это говорит о том, что действительно засуха оказалась     
настолько жестокой, что требуется принятие самых срочных, неотложных мер по     
созданию системы защиты крестьян, защиты их финансовой устойчивости при таких   
явлениях, которые, к сожалению, не редкость на территории России, если          
учесть, что 75 процентов пашни у нас расположено в зонах так называемого        
рискованного земледелия, где в период вегетации выпадает меньше 250             
миллиметров осадков.                                                            
                                                                                
В чём проблема? Она состоит в том, что в России нет сегодня законодательства,   
которое формировало бы страховую базу, определяло бы условия страхования        
производителей сельскохозяйственной продукции в период таких жестоких           
природных явлений. Причина этого кроется в том, что действующая система         
страхования - а достаточно много, более трёхсот, страховых организаций так      
или иначе работают в сельском хозяйстве - привела в отсутствие                  
законодательной базы к тому, что возврат средств в период, когда крестьянин     
попадает в такие условия, составляет менее 70 процентов, а в последние годы -   
60-62 процента от того, что сам крестьянин заплатил этой страховой              
организации. Понятно, что в этих условиях интерес к страхованию сильно упал.    
И в прошлом году, когда, конечно, никто не ожидал, что будут такие условия,     
застраховали свои посевы всего-навсего около 5-7,9 процента всех                
сельскохозяйственных организаций. Поэтому необходимо разработать и срочно       
принять закон по сельскохозяйственному страхованию, я бы так сказал, это        
должно стать серьёзным добавлением к той аграрной политике, которую             
выработало и проводит руководство страны в плане приоритетного развития села.   
И если мы не сможем подготовить и принять закон - а он должен вступить в силу   
с 1 января следующего года, - который гарантировал бы в таких условиях          
возмещение хозяйствам значительной части понесённого ущерба, тогда развитие     
сельского хозяйства у нас будет идти... Это будет напоминать состояние          
аритмии у человека, тот, кто болеет этой болезнью, знает, что это такое.        
Тогда нам потребуется определённое время на то, чтобы восстановить              
достигнутое, и восстанавливать это мы будем с большим трудом. Я сразу могу      
сказать: я буду докладывать по первому закону. Прошу вас второй законопроект    
не поддерживать. Это те же авторы, которые стоят на трибуне и сидят в зале,     
авторы и первого, и второго законопроекта, просто первый законопроект           
является результатом переработки той версии, которая предлагается во втором.    
И скажу откровенно, доработка этого законопроекта шла с очень активным          
участием всех заинтересованных ведомств - экономических, финансовых,            
Министерства сельского хозяйства и страхового сообщества.                       
                                                                                
Что нового мы предлагаем в этом проекте закона? Первое. Мы предлагаем ввести    
понятие "гибель посевов". Не "недобор посевов", как принято сейчас в            
различных документах, а "гибель посевов". Что мы понимаем под гибелью посевов   
и какие последуют гарантии, какие меры должны быть осуществлены, чтобы          
возместить убытки, которые понёс сельхозтоваропроизводитель? Вдумайтесь,        
пожалуйста, непростое решение мы предлагаем. Мы предлагаем под гибелью          
посевов понимать ситуацию, когда сельхозтоваропроизводитель недобирает до       
средних сборов за предыдущие пять лет 50 процентов яровых зерновых культур и    
35 процентов озимых зерновых культур. Вот это считается гибелью.                
                                                                                
Какие последствия? Последствия, меры по оказанию поддержки таким                
товаропроизводителям очень серьёзные. Мы в законопроекте предлагаем             
возместить 80 процентов от застрахованной массы планового урожая. Это           
покроет, по расчётам самых разных специалистов, потери от гибели посевов и      
даст ещё какое-то, ну, будем говорить, маленькое превышение, с тем чтобы        
хозяйство могло принять меры к восстановлению в ближайшее время того, что оно   
потеряло. Это первое.                                                           
                                                                                
Второе. В текущем году, когда погибло 30 процентов посевов в областях,          
пострадавших от засухи, а недобор, как я вам сказал, составляет больше 50       
процентов, общая сумма убытка оценивается в 42 миллиарда рублей. Мы с вами      
выделили крестьянству пока 35 миллиардов, в том числе 10 миллиардов в форме     
безвозмездных субвенций и 25 миллиардов в форме кредита. Но, уважаемые          
коллеги, в связи с тем что нет этих законов, пока поступило в хозяйства около   
20 миллиардов тех и других средств. Поскольку, ещё раз повторяю, они идут из    
бюджета, пока это всё раскрутится, мы теряем время, а это отрицательно          
сказывается на ситуации. Переход к тому, что предлагается законопроектом,       
конечно, упростит систему получения возмещения от страховой организации.        
                                                                                
Законопроект предлагает ещё целый ряд других подходов. Так, мы считаем, что     
должно быть ограничено расходование средств страховыми организациями на свою    
хозяйственную деятельность, необходимо создание резервов. Вся эта часть         
потребует серьёзной доработки ко второму чтению, о чём здесь говорили и         
представители КПРФ. Мы принимаем сегодня законопроект в первом чтении, а вот    
формирование страховых фондов, которые давали бы возможность страховым          
организациям и в таких условиях, которые были в этом году, выполнять свои       
обязательства по выплате, - это чрезвычайно важно и потребует ещё серьёзной     
доработки.                                                                      
                                                                                
Наконец, следующее. Мы понимаем, что в бюджете на эти цели, на цели поддержки   
сельского страхования, есть 6 миллиардов и 6 миллиардов должны внести сами      
сельхозтоваропроизводители, то есть итого - 12 миллиардов, а сегодня, как я     
вам сказал, требуется 31... 41 миллиард. Эта проблема остаётся, и она тоже      
требует своего по крайней мере обозначения в законопроекте, подготовленном ко   
второму чтению. Поэтому, поверьте, ситуация такова, что законопроект требует,   
на мой взгляд, доработки, это верно, но он обязательно должен быть принят, с    
тем чтобы мы начали работать с хозяйствами по заключению договоров              
страхования уже с 1 января следующего года.                                     
                                                                                
И ещё одна новация предлагается. Сегодня, когда страховая организация пришла    
в хозяйства, страхует, сельхозпроизводитель должен заплатить 100 процентов      
премии, которая причитается исходя из установленных правительством нормативов   
страховых премий. При этом ему будет возмещено 50 процентов этой страховой      
премии. Но пока проходит эта ниточка от хозяйства до профильного                
министерства, от этого министерства до Министерства финансов и потом проходит   
весь путь назад, он получает это возмещение в первом квартале следующего        
года. Это совершенно недопустимо. Причём, когда он выплачивает страховую        
премию, у него нет денег, и он иногда вынужден использовать кредитные           
ресурсы, которые ему выдаются без компенсации кредитной ставки.                 
                                                                                
Я заканчиваю. Мы хотим сделать систему более чёткой и упрощённой:               
сельхозпроизводитель оплатил 50 процентов причитающейся премии - с этого        
момента договор считается вступившим в силу, а страховая организация должна     
хлопотать, как ей получить остальные 50 процентов. Вот примерно, грубо          
говоря, схема, которая предлагается. Нелегко это даётся страховщикам, но это    
значительно облегчает положение сельхозтоваропроизводителей.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я очень надеюсь на поддержку этого законопроекта. Всех       
приглашаем активно участвовать в его доработке. Я надеюсь, что и Компартия      
понимает - тут не надо никаких, так сказать, обвинений друг другу               
предъявлять, - что без такого законодательного акта нам такую систему           
поддержки и финансовой устойчивости села не создать, это совершенно ясно.       
                                                                                
Скажу для справки: такие законы приняты на Украине, в Белоруссии, в             
Казахстане, мы изучили опыт многих стран Европы, поэтому этот документ не       
только не родился на пустом месте, но мы ещё и посмотрели вокруг себя.          
                                                                                
Доклад закончен, спасибо вам за внимание.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по финансовому рынку Ольги        
Владимировны Онищенко.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОНИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроектом "О              
сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой   
поддержкой" устанавливаются условия и порядок предоставления государственной    
финансовой поддержки при осуществлении сельскохозяйственного страхования.       
Однако механизм оказания государственной финансовой поддержки в форме           
предоставления из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской          
Федерации денежных средств в виде субсидий на компенсацию                       
сельскохозяйственным производителям части их затрат по выплате страховой        
премии в законопроекте прописан недостаточно чётко, что не позволит             
эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на оказание            
финансовой поддержки и не обеспечит реальную защиту сельскохозяйственных        
товаропроизводителей от страховых рисков. На данный законопроект имеется        
отрицательное заключение Правительства Российской Федерации.                    
                                                                                
Неоднократно собирались рабочие группы по доработке текста законопроекта, и     
доработанный текст содержится в законопроекте "О сельскохозяйственном           
страховании, осуществляемом с государственной поддержкой". Цель принятия        
данного законопроекта подробно изложена в предыдущем докладе Геннадия           
Васильевича, поэтому я только отмечу, что Комитет по финансовому рынку          
считает, что принятие указанного законопроекта будет способствовать созданию    
эффективной системы сельскохозяйственного страхования. К законопроекту          
имеется ряд замечаний, однако их возможно устранить ко второму чтению,          
поэтому Комитет Государственной Думы по финансовому рынку предлагает проект     
федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с       
государственной финансовой поддержкой", обозначенный в порядке работы           
Государственной Думы под пунктом 18.2, в первом чтении отклонить, а проект      
федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с       
государственной поддержкой", обозначенный в порядке работы Государственной      
Думы под пунктом 18.1, - принять.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы?                                                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, записалось девять человек. Из двух фракций, я так думаю.     
Есть предложение: по два вопроса от фракции. Ставить на голосование? Нет.       
                                                                                
Волчек Денис Геннадьевич от ЛДПР, пожалуйста.                                   
                                                                                
ВОЛЧЕК Д. Г., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос к докладчику. Проработана ли каким-нибудь образом ситуация, когда        
данный закон позволит руководителям хозяйств явно быть заинтересованными в      
завышении цифр своих убытков, и каким образом от этого застраховаться? Потому   
что закон явно открывает путь заплатить половину страховой премии и после       
этого при любых обстоятельствах глобально завышать свои убытки, что             
происходит, я уверен, и сейчас, и в этом году было. Вот над этим думали         
авторы данного законопроекта, когда работали над его написанием?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич. С места.           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Обязательно, тем более что страховщики в этом отношении имеют       
богатый опыт, страхуя и другие разделы нашей реальной экономики. Вводится       
экспертиза, порядок определения допуска экспертов, и в случае любых             
разногласий обязательно приглашается эксперт, который даёт своё заключение.     
Дальше, если стороны приходят к соглашению, этот вопрос решается на месте, а    
нет - пожалуйста, с обращением в судебные органы.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович, пожалуйста.                       
                                                                                
ИЛЮХИН В. И., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, я уже сейчас осознаю и чувствую, сколько         
технических неурядиц, сколько технических препятствий, неотработанностей        
появится при исполнении этого закона. Всё это, как говорится, преодолимо.       
Меня другое волнует.                                                            
                                                                                
Геннадий Васильевич, а нельзя ли создать вообще государственный фонд            
страхования, под эгидой государства? Он будет государственным, он будет         
страховать, он будет получать страховые взносы и в случае их накопления будет   
обращать эти страховые взносы опять на поддержку сельского хозяйства. То, что   
вы предлагаете сегодня, какая-то страховая компания, даже под крышей            
государства... Боюсь, опять мы не сработаем здесь, как вы считаете?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Кулику.                                 
                                                                                
КУЛИК Г. В. Ну, мы хотим всё-таки использовать тот опыт, который есть в         
странах, где аналогичная система работает, и ввести режим перестрахования, с    
тем чтобы гарантировать выполнение обязательств страховыми организациями за     
такой период, как, скажем, текущий год. И кроме этого, страховое сообщество     
будет создавать объединённый страховой фонд, пока примерно в размере 10         
процентов от суммы страховых премий. Этот вопрос обсуждается. Поэтому           
движение в этом направлении есть, и используются те реальные институты,         
которые и по другим видам страхования существуют, и существуют во всём мире.    
                                                                                
Кстати говоря, есть и мировая практика, когда можно перестраховываться в        
специально созданных крупных организациях, что не исключено и у нас, когда мы   
научимся работать в своей России.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич.                                    
                                                                                
КАШИН Б. С. Геннадий Васильевич, в соответствии с данными, которые вы нам       
представили, в 2009 году было собрано более 9 миллиардов рублей                 
страховщиками, а выплачена половина от этой суммы. При таких цифрах,            
очевидно, это просто кормушка для страховых компаний, и ваш законопроект        
никаких новаций в этом плане, то есть в плане защиты интересов государства,     
не предполагает. Какие вы, вообще, видите механизмы, которые государство        
должно обеспечить, чтобы свои интересы защитить? Сейчас, получается, можно и    
не сеять, и не сажать, а всё равно распилить руководителю сельхозпредприятия    
со страховой компанией эту премию - и все довольны.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Кулику.                     
                                                                                
КУЛИК Г. В. Мы вместе с вами по многим вопросам работали. Я прошу вас           
успокоиться. Мне надо бы тогда, если бы я это допустил, на трибуне              
застрелиться.                                                                   
                                                                                
Я ещё раз повторяю: впервые в законе записано, что такое гибель, впервые в      
законе установлено, - кстати говоря, это отличает наш закон от законов тех      
стран, которые я называл, - что 80 процентов будет выплачиваться                
сельхозтоваропроизводителю на возмещение понесённых убытков. Это прежде всего   
нас заботит, и мы это обязательно сделаем. Кроме того, я сказал, что            
собственные расходы страховой организации должны будут укладываться в           
определённый процент, пока он равняется 10 процентам. Есть разные               
предложения, посмотрим и доложим вам ко второму чтению.                         
                                                                                
Поэтому распиливать ничего не придётся, распиливать можно только 10             
процентов. Вот это распиливайте: вместе, раздельно - как хотите!                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Я так понимаю, Геннадий Васильевич всё-таки предполагает, что по этому          
законопроекту распиливать можно будет. Какая разница, сколько пилить - 5, 10    
или 15 процентов? Если вы законопроект делаете такой, по которому можно         
пилить, и вас не волнует, как будут пилить бюджетные деньги, то это странный    
законопроект. Кого он лоббирует всё-таки? Почему нельзя оказывать поддержку     
непосредственно сельхозпроизводителям, а необходимо осуществлять её через       
страховщиков? Тут очень много "почему". Почему законопроектом                   
сельхозстрахование, осуществляемое с господдержкой, устанавливается как         
добровольное страхование, однако в других статьях законопроекта говорится       
обратное, что господдержка по другим направлениям сельхозпроизводства           
осуществляется при условии заключения договора сельхозстрахования одного        
конкретного риска? И здесь куда ни плюнь, в любой статье вот такое есть...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич.                    
                                                                                
КУЛИК Г. В. Вы старайтесь не плевать в то, что делают ваши коллеги, не такие    
вы там сидите всезнающие, чтобы плевать в это дело. Так вот, ответ вам на это   
даётся совершенно чёткий, мы вам объяснили, что сегодня, да, добровольно, но    
мы в законе предусматриваем, что, если вы не подписали договор страхования      
сельскохозяйственных культур от гибели, вы не получите, будете лишены           
поддержки из бюджета по другим направлениям. Например, компенсации кредитной    
ставки, использования поддержки для развития молочного животноводства и так     
далее. Мы считаем, что эта мера заставит наших сельхозников - и это для нас     
очень острая запись! - страховать свои посевы зерновых, сахарной свёклы и       
подсолнечника. Будет план утверждаться на каждый год. Всё это продумано в       
законе, ещё раз повторяю. Нам остаётся продумать вопрос о том, как мы будем     
выходить из ситуации, если, не дай бог, повторится когда-нибудь ситуация 2010   
года. Этот вопрос требует того, чтобы ко второму чтению его внимательно         
посмотрели и расписали.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить? Кашин Владимир Иванович и Иванов Сергей        
Владимирович.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, один, наверное, представитель, уж по крайней мере один из    
Кашиных.                                                                        
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно, вопрос             
страхования в сельском хозяйстве является сегодня одним из обсуждаемых, одним   
из самых острых. Действительно, он требует сегодня законодательного             
усовершенствования. Почему? Потому что сегодня всё, что связано с финансовым    
рынком, всё, что связано со страхованием, к большому сожалению, направлено в    
пользу или банкира, или страхователя. Приведу пример. Геннадий Васильевич       
коротко об этом сказал, специалисты сразу почувствовали это. Действительно,     
сегодня получается так, что крестьянин должен заплатить сто процентов, потом    
дождаться пятидесяти процентов и так далее, и тому подобное, а потом что-то     
ему, может быть, отдадут, не в полной мере. Эта абсурдность точно такая же,     
уважаемый Борис Вячеславович, и в кредитовании. Во всём, что связано с          
льготным кредитованием, аналогичная ситуация: надо сначала всё заплатить, эти   
проценты, а потом дождаться того, что государство даст крестьянину. Проходит    
временной период, всё накладывается здесь - от инфляции до всех других бед и    
дел.                                                                            
                                                                                
И данный законопроект, по большому счёту, к сожалению, не пересматривает        
кардинально эту ситуацию, я даже сказал бы, что он слабо работает по            
изменению этой ситуации, очень слабо, очень робко. Всё равно эта заложенная     
модель, которая сегодня есть и в кредитовании, и в страховании, она будет       
работать снова на эти две структуры: банкира и страховщика. Нам надо в корне    
менять ситуацию.                                                                
                                                                                
Смотрите, о каких суммах идёт речь. Геннадий Васильевич, и вам пора перейти к   
поддержке крестьянина, раз с 57-го года работаете, раз крестьянство находится   
в таком положении, раз мы бюджет сократили в двадцать раз по отношению к тем    
годам, когда вы министром были, раз расцвёл махровым цветом диспаритет, раз     
эта реформа разорила, по большому счёту, всё, что называется деревней и         
агропромышленным сектором, и мы видим сегодня эти осколки, раз 40 миллиардов    
долларов везём сегодня именно тому зарубежному фермеру, который тащит           
зачастую некачественную продукцию. Вот в этом плане надо действовать! Ведь      
надо государству положить на это дело всего максимум 15 миллиардов рублей. И    
давайте сделаем в конце концов государственное страхование. Ведь для чего       
крестьяне сеют этот хлеб, это зерно, и выпекают хлебобулочные изделия, делают   
макароны? Для чего они содержат крупный рогатый скот? А кому идёт молоко? В     
первую очередь... все же знают, что ребёнка не вырастишь без молока.            
Пенсионер завтра сломает и руки, и ноги, если не будет в своём возрасте литр    
молока потреблять, поскольку тогда без кальция кости ломаются при малейшем      
движении. Ну почему государству не взять, как это было, в конце концов на       
себя разрешение этой ситуации? Ведь деньги-то копеечные! Из чего мы на этом     
деле экономим? Мы только лишь взращиваем очередных прилипал и даём ещё право    
трудоустраивать вот эту корпоративно-коррупционную завязку, развиваем и         
поддерживаем этого спрута. Ну кому непонятен этот механизм?! Разве большие      
деньги?! Мы каких-то 35 миллиардов рублей даём сегодня на поддержку             
непосредственно поля и фермы.                                                   
                                                                                
Если у нас всё будет нормально, эти деньги будут у государства, их никто не     
заберёт. Ну что же мы ломимся в открытые двери?! Что же мы всё себе по лбу      
стучим дубиной и говорим, что мы рыночники? Ну какие же рыночники?! Ну как      
крестьянин может заплатить страховой взнос, если у него нет прибыли, если       
сегодня у крестьянства в селе хозяйство убыточное? Если сделать сейчас          
заработную плату, уважаемый Борис Вячеславович, на уровне средней по            
промышленности, то всё село будет убыточным, всё. Что же тогда с убытков        
можно взять, где средства для этого страхования? А оно же необходимо, оно       
действительно необходимо, пусть оно будет государственным.                      
                                                                                
Ну, а уж создание фонда, и 10 процентов ещё опять крестьянских денег,           
прилегающие к премии страховой, и ещё здесь, как говорится, покрутить плюс к    
тем 10 процентам, о которых Геннадий Васильевич говорил, а тут ещё 10           
процентов - ну, это уже, мне кажется, перебор большой. Аргументация коллеги     
Кулика с точки зрения проблемы правильная, но она опять ничего не даёт          
крестьянину для его более спокойной, уравновешенной, стабильной работы по       
производству зерна и всей сельскохозяйственной продукции, молока и мяса.        
Крестьянин должен знать, что в случае стихийных бедствий ему государство        
вернёт его затраты. Крестьянин должен знать, что, если он вырастил, получил     
урожай, у него будет возможность его реализовать, и его труд будет оценен в     
соответствии с истинными затратами, и общество будет к нему относиться как к    
своему кормильцу. Давайте разворачивать механизм!                               
                                                                                
Мы, фракция, не против того, чтобы определить понятийный аппарат, о чём         
говорил убедительно Геннадий Васильевич. Но мы против того, чтобы суть          
осталась прежней, но была несколько завуалирована. В итоге снова с              
крестьянина будут последние гроши собирать, чтобы он осуществлял это            
страхование и кормил многочисленные страховые компании. Новелла вторая, кроме   
фонда страхового, ещё одна: ещё саморегулируемым организациям и другим          
однодневным фирмам страховым зелёный свет включить. Мы не можем голосовать      
против идеи, но и за мы не можем голосовать, поскольку механизма не видим.      
Если мы поработаем активно ко второму чтению, если наши предложения, о чём      
говорили мои коллеги Виктор Иванович Илюхин, Борис Сергеевич Кашин...           
Контроля ведь тоже не предлагается. А мы же знаем, что сегодня миллиарды        
денег крестьянских уходят именно в страховые компании, которые жируют, как и    
отдельные крупные торговые и другие структуры, которые сегодня созданы как      
раз для того, чтобы на этом очень тяжёлом почётном труде, но оплачиваемом       
грошами, иметь миллиардные прибыли, но которые ничего не делают, только         
поддерживают эту корпоративно-коррупционную составляющую, вот тут они           
талантливы.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, тема страхования - очень интересная тема. Вы    
знаете, со времён приснопамятного страхового агента Юрия Деточкина у нас        
госстрах называют не иначе, как госужасом.                                      
                                                                                
Что можно сказать? Мы, конечно, с уважением относимся, Геннадий Васильевич, к   
специалистам, которые работали над данным законопроектом, но, как вы все        
знаете, практика проверяет любую теорию. Вы знаете, когда говорят, давайте      
застрахуем ваше жилище там от пожара и прочего, прочего, люди страхуют. Но      
когда случается несчастье, говорят: "Вы знаете, вот здесь в страховом           
договоре мелкими буквами написано, что мы вам возместим ущерб от пожара, но     
что у вас пропало всё остальное - мебель там, вещи и так далее, - это вам       
пожарники, извините, подгадили, они всё намочили, и всё пришло в негодность".   
И человек ничего не получает. Это первое.                                       
                                                                                
Второе. Нам говорили, давайте введём страховую ответственность по автомобилям   
- приснопамятное ОСАГО. Я уж не говорю про то, что нам обещали стоимость        
этого ОСАГО в виде заправки одного бака автомобиля... но ничего мы,             
разумеется, не получили. Нам говорили: "Как будет, ребята? Теперь вы не         
будете друг с другом урегулировать эти вопросы, приедут замечательные           
специалисты, обменяются визитками, и всё - и вы получите там за свой ущерб".    
Произошло так? Ничего подобного! Сейчас у нас пытаются застраховать всё что     
ни попадя, но практика показывает, что, к сожалению, простым людям от этого     
абсолютно не легче.                                                             
                                                                                
Вернёмся к сельскому хозяйству. Ну, вы знаете, наверное, ни для кого не         
секрет, что работники сельского хозяйства, они вообще в долгах, как в шелках,   
- у них денег ни на что нет, и они практически всё время живут в кредит: им     
надо брать кредит на покупку семян, молодняка, техники, горючего и так далее.   
Как сейчас вообще происходит страхование в сельском хозяйстве? Да очень         
просто! У него и так нет денег, у сельхозтоваропроизводителя, к нему приходит   
товарищ из страховой организации и говорит: "Бога ради, мы же люди добрые и     
войдём в твоё положение, вот тебе деньги - иди страхуйся. А если уж потом       
что-то с тобой случится, слушай, ну какое ты имеешь право с нас что-то          
требовать, вот получи 10 процентов от ущерба и будь доволен". И вот, к          
сожалению, сейчас такая обстановка повсеместно. Неужели вы думаете, что, если   
мы примем сейчас данный законопроект, нам в будущем, в ближайшем обозримом      
будущем не рисуются, как говорится, сплошные недороды, неурожаи, там, падёж     
скота и так далее? Да разумеется, там, где можно какую-то копейку урвать,       
урвут.                                                                          
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР в данном случае законопроект не хочет поддерживать, если   
только не будет исполнено одно условие - исключительно за госсчёт. Никаких      
перекрёстных схем делать не надо, у нас и так нищий крестьянин, и загонять      
его в долговую кабалу было бы вообще верхом бессовестности.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денисов Валентин Петрович. С места.                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ДЕНИСОВ В. П. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
Я высоко ценю решение депутатов о переносе времени рассмотрения этого           
законопроекта сегодня на более ранний срок, поэтому буду предельно краток. Я    
хочу лишь только своим коллегам напомнить о том, что этот законопроект должен   
рассматриваться в пакете с бюджетом на 2011 год и параметрами на 2012 и 2013    
годы, потому что он требует дополнительной финансовой нагрузки на федеральный   
бюджет и затягивание его рассмотрения и принятия играет на руку нашим           
оппонентам, которых было предостаточно и с которыми мы многие месяцы спорили.   
Поверьте, этот законопроект был написан намного раньше, нежели наступила        
засуха в России, ещё весной этого года. Я считаю, что Геннадий Васильевич       
высокопрофессионально доложил закон, и даже тот, кто не читал, сегодня смог     
понять, если он хотел этого, в чём суть этого закона.                           
                                                                                
Оппонентам из КПРФ, которые здесь выступали, уважаемому Владимиру Ивановичу     
Кашину хочу напомнить, что в 2006 году, когда мы принимали закон "О развитии    
сельского хозяйства", вы не только не голосовали за него, вы с Николаем         
Михайловичем подняли фракцию и ушли в знак протеста. Закон работает сегодня,    
программа господдержки работает.                                                
                                                                                
Поверьте, мы обсуждали этот проект закона в тех территориях, которые в этом     
году больше всего пострадали, непосредственно с сельхозтоваропроизводителями.   
Да, несомненно, есть темы, вопросы, которые ко второму чтению надо              
дорабатывать. Ну приходите, пожалуйста, по конкретной статье, по конкретной     
строке.                                                                         
                                                                                
А вообще, если бы государство сто процентов... Нереально сегодня, это           
вчерашнее.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный вопрос. Выносим     
пункты 18.1 и 18.2 на "час голосования".                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3038 по 3076 из 4640
Пункт 18 мы рассматриваем в режиме альтернативных законопроектов.               
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона в            
соответствии с пунктом 18.1. Кто за? Прошу голосовать.                          
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона в соответствии с пунктом     
18.2. Кто за?                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 18.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           37 чел.8,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8%                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 18.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за                3 чел.0,7%                                      
Проголосовало против           49 чел.10,9%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.88,0%                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, по пункту 18.1 проголосовали за триста пятнадцать            
депутатов, и этот проект федерального закона принят в первом чтении.