Заседание № 81
20.03.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 157379-5 "О ратификации Соглашения о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1552 по 2163 из 7304
Пункт 7. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Егоровича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ Н. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Руководствуясь положениями Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 года, Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств - участников ДКБ, 23 июня 2006 года в городе Минске главами государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности подписано Соглашение о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Данным соглашением устанавливаются международно-правовые основы оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Соглашением определяются статус военнослужащих состава национальных контингентов, вопросы юрисдикции сторон, порядок пересечения воинскими контингентами государственных границ, порядок ввоза и вывоза вооружений, военной техники и материальных средств, порядок использования воздушного пространства, пользования объектами инфраструктуры, порядок обеспечения материальными средствами и возмещения причинённого ущерба, порядок налогообложения. Соглашение направлено на поддержание уровня боеготовности вооружённых сил сторон, адекватное и своевременное реагирование на новые угрозы национальной и региональной безопасности, что отвечает интересам Российской Федерации. Содержание соглашения соответствует Конституции России, общепризнанным нормам международного права, законодательству и договорной практике Российской Федерации. Реализация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Так как положения соглашения затрагивают вопросы, касающиеся обороноспособности Российской Федерации, на основании подпункта "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах..." оно подлежит ратификации. Все замечания и предложения, полученные в ходе согласования, учтены в редакции закона. Уважаемые депутаты, прошу вас принять федеральный закон "О ратификации Соглашения о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Егорович. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены президиума, коллеги! Позвольте в развитие доклада официального представителя президента дополнить следующее. Комитет на своём заседании всесторонне рассмотрел данный законопроект и подчёркивает его исключительную важность для военного строительства Организации Договора о коллективной безопасности. Нельзя не отметить, безусловно, что в последнее время военно-политическая обстановка в Среднеазиатском регионе осложняется, увеличивается конфликтный потенциал в районах, непосредственно примыкающих к территориям государств Среднеазиатского региона. Возрастание напряжённости и характер современных вызовов и угроз требуют консолидации усилий государств Средней Азии и адекватных действий. Мы уверены, что положения настоящего соглашения, которые направлены на совершенствование системы коллективной безопасности ОДКБ, устанавливают международно-правовые основы регулирования управления объединённой группировкой войск Среднеазиатского региона, способной обеспечить поддержание высокого уровня боевой готовности вооружённых сил сторон, закладывают военно-политическую основу для поддержания мира и безопасности в Среднеазиатском регионе, столь значимом для обороноспособности нашего государства. Уважаемые коллеги, Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать данное соглашение. Наши соисполнители - Комитет Государственной Думы по обороне и Комитет Государственной Думы по безопасности - также поддерживают данное решение. Просим вас поддержать нас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Три... четыре вопроса. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику. В этом соглашении ничего нет об ответственности принимающей стороны в тех случаях, когда будут какие-либо акты насилия в отношении военнослужащих, особенно из России, или оскорбительные какие-то действия. Вот пример Грузии, когда они захватывали имущество, заставляли наших солдат ложиться на землю, издевались, а мы потихонечку оттуда уходили. Когда заключают такое соглашение, надо иметь в виду даже и в том числе возможность убийств. Какая ответственность? Ничего об этом здесь не говорится. Хотелось бы услышать ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Егорович. МАКАРОВ Н. Е. Правовые нормы прописаны в данном законе. В то же время сейчас идёт дальнейшая разработка, и мы выходим на заключение договорных обязательств со всеми странами Организации Договора о коллективной безопасности, где будет прописано, что все военнослужащие Российской Федерации подчиняются только законам Российской Федерации, только законам Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Николай Егорович, из договора не очень понятно, что такое угрожаемый период, в который предполагается разворачивание вооружённых сил, войск, и кто определяет, что наступил именно угрожаемый период? Исходя из чего это определяется? То есть это внешняя угроза Российской Федерации, либо это внешняя угроза другим участникам договора, или это, допустим, какие-то другие угрозы, внутренние угрозы? Если можно, пожалуйста, ответьте. МАКАРОВ Н. Е. У нас коллективный орган - это Объединённый штаб Договора о коллективной безопасности, по представлению которого президенты стран, входящих в этот договор, принимают решения о применении сил и средств. По их решению они будут применяться. А угрозы, или так называемый угрожаемый период, могут возникнуть из ряда обстоятельств, тогда ситуация анализируется и меры своевременно предлагаются именно штабом, президентом и Советом министров обороны. Пока такой механизм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Егорович, насколько синхронизируется это соглашение с действующим межправительственным соглашением о транзите войск и средств сил НАТО через нашу территорию? Это потенциальный наш противник. И второе. Будет ли кому развёртываться, если сегодня под разговоры о приведении к новому облику, так сказать, ликвидируются самые подготовленные спецподразделения ГРУ, в том числе имеющие горнострелковую подготовку? Спасибо. МАКАРОВ Н. Е. Что касается транзита через территорию Российской Федерации войск стран НАТО, вы знаете, у нас с НАТО нет договора. У нас есть пока двусторонние договора, в том числе с Германией, о транзите грузов невоенного характера, только невоенного характера, то есть продовольственных, вещевых грузов, не грузов военного характера, ещё раз повторяю. Что касается подразделений спецназа, мы здесь этот вопрос уже обсуждали, вопрос идёт в большей степени о бригаде, которая находится в городе Бердске Новосибирской области. Я могу ещё раз дать пояснения и сказать о том, что в Новосибирском округе находятся две бригады спецназа: одна - в Улан-Удэ, другая в - Бердске. Эти бригады укомплектованы на сегодняшний день на 50 процентов по штату, это первое. Они сейчас переходят на численность более двухсот пятидесяти человек, каждая бригада. В Бердске, я вам как бывший командующий этого округа объясняю, имеется всего одно помещение, и это для проживания трёхсот семидесяти человек. Это второе. И вот эти 50-процентные по штатной укомплектованности бригады мы сливаем в одну, делаем стопроцентную укомплектованность. Ещё раз говорю: ни одного офицера мы не теряем, они все входят в состав новой бригады, которая будет размещаться теперь в городе Иркутске на базе военного училища, где всё обустроено и готово к их приёму. Это что касается спецназа. Ни один военнослужащий сил спецназа, как элиты Вооружённых Сил, не уходит из рядов Вооружённых Сил. Я могу ещё раз объяснить индивидуально порядок реорганизации этой бригады. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А. У меня три вопроса к начальнику Генерального штаба. Первый. Так как речь идёт о конкретном театре военных действий, скажите, пожалуйста, кто вероятный противник? Второй. В статье 3 говорится, что это соглашение может вступить в действие, если обратится одна или несколько стран. Допустим, одна из стран обратилась к нам за помощью, но агрессия идёт с территории другой страны, входящей в Договор о коллективной безопасности. Как мы будем в этом случае поступать? И третий вопрос. Почти три года прошло после подписания этого соглашения. За это время, естественно, в Генштабе, я думаю, многие вещи обдумывались. Скажите, будет ли учитываться опыт ведения боевых действий в конце 80-х - 90-х годах в этом регионе, а также опыт гражданской войны 20-30-х годов, это очень серьёзный опыт, при подготовке войск? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. МАКАРОВ Н. Е. Что касается того, какого противника мы видим, в договоре прописано, для чего предназначены Коллективные силы быстрого развёртывания. В случае возникновения угрозы они будут являться той базой, которая будет обеспечивать развёртывание основных группировок, предназначенных для действия в этом регионе. Противник может быть различный. Вы знаете, этот регион имеет как внешние проблемы, так и внутри региона не всё в порядке. И судить сейчас о конкретном противнике крайне сложно. Тем более, что вы знаете, какая сейчас обстановка в Афганистане, там тоже не всё в порядке. Если этот вопрос необходимо обсудить более чётко и тонко, то это, наверное, необходимо делать в закрытом режиме. Что касается сроков. Прошло три года, да, договор практически три года проходил проработку. В большей степени это связано с тем, что Узбекистан сначала входил в ОДКБ, затем вышел, затем, уже после принятого соглашения, он опять вошёл. И нормативно-правовая база требовала довольно серьёзной проработки, чтобы привести эти договорные обязательства в соответствие со всеми документами, прежде всего правовой направленности. Что касается опыта, который был получен в годы Гражданской войны и при последних конфликтах, то да, мы учитываем. Состав, силы и средства в большей степени носят аэромобильный характер, они будут вооружены лёгким и средним вооружением, все они авиатранспортабельны, чтобы можно было быстро их задействовать в любом из районов Центральноазиатского региона. По-моему, все вопросы? Или ещё какой-то я пропустил? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо. Есть ли желающие выступить? Три человека: Коломейцев, Жириновский и Багдасаров. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! При безусловной поддержке самой идеи заключения такого соглашения хотелось бы обратить ваше внимание на несколько фактов, которые, с нашей точки зрения, подтверждают совершенно противоположный вектор строительства наших Вооружённых Сил и вообще действий Российской Федерации внутри самой Российской Федерации. Под председательством Бориса Вячеславовича буквально три недели назад состоялось полузакрытое заседание трёх комитетов по очень важному вопросу, я постараюсь оперировать только цифрами, прозвучавшими в открытой части этого заседания. А проблема в чём? ОДКБ прежде всего нужна для того, чтобы обеспечить безопасность так называемого мягкого подбрюшья России, то есть со стороны Средней Азии. Что происходит? Даже натовские генералы в отставке не понимают наше руководство, и особенно руководство Министерства обороны Российской Федерации, по поводу так называемого соглашения о транзите войск и средств НАТО, а ещё больше не понимают ситацию, когда четыре российские авиакомпании осуществляют переброску грузов и сил НАТО, в том числе внутри Афганистана, в том числе, возможно, и наркотрафик. Это при том, что на момент вывода советских войск в Афганистане производилось всего 50 тонн опия. Сегодня в Афганистане, по данным ООН, производится 7700 тонн опия, или примерно 1600 тонн героина. За время присутствия войск НАТО в Афганистане (а их численность сегодня уже примерно равна составу и численности войск Советского Союза на момент выхода) там было оборудовано и действует четыреста лабораторий по переработке сырого опия в героин и производится примерно 1600 тонн (это данные ООН) героина, 90 процентов которого идёт на территорию Российской Федерации. Если посмотрите глубже, то увидите - опять же из открытой информации, прозвучавшей на этих слушаниях, - все организации среднеазиатских государств и республик, борющиеся с наркотиками, финансируются из США и де-факто даже не подчиняются своему руководству. То есть вот эти все вопросы о чём говорят? О том, что по ОДКБ можно принимать любые соглашения, можно рассуждать о наших возможностях, но если мы приводим к такому облику свои Вооружённые Силы и более двухсот тысяч офицеров выбрасываем на улицу, если мы сокращаем армию, в которой сегодня один миллион семьдесят тысяч, и без того не могущую обеспечить охрану 61 тысячи километров наших границ, если мы сокращаем военные училища и из шестидесяти пяти делаем десять учебных центров, то о какой ОДКБ речь, вы мне поясните? Второй момент. Во всех странах Западной Европы, в Турции, в других странах, сегодня двадцать шесть оперативных штабов НАТО прорабатывают, имеют глубоко проработанные операции против кого? Вокруг всей территории Российской Федерации не сокращена ни одна американская база, а существует программа окружения Российской Федерации примерно ста тысячами крылатых ракет, которые накроют все стратегические и оперативные объекты Российской Федерации без возможности быть отслеженными и без наличия средств для их противодействия, потому что ПВО у нас уничтожена. Поэтому, поддерживая ратификацию этого соглашения, мы ещё раз обращаемся к вам, коллеги: давайте остановим бездумное разрушение наших Вооружённых Сил, бессмысленное и вредное для России уничтожение её специальных служб, как то: ГРУ, СВР, в руководство которых проталкиваются некомпетентные люди, а я даже возьму на себя смелость назвать их вредителями, потому что эта ситуация очень больно скажется на безопасности Российской Федерации. И призываю руководство Генерального штаба всё же отказаться от неправильной, по мнению специалистов, идеи о ликвидации армейского дивизионного звена, вам некого будет выводить за пределы Российской Федерации, потому что двести пятьдесят спецназовцев, даже очень хорошо подготовленных, не смогут решить ни одной серьёзной оперативной задачи. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Когда я первый выступаю, мне некого критиковать, а когда второй, я уже вынужден отметить некоторые моменты, связанные с первым выступлением, например с прозвучавшей фразой "система ПВО уничтожена". Если бы она была уничтожена, нас бы давно уже уничтожили. Как раз система ПВО такая, что американцы не в состоянии нанести нам никакого удара. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, а вы, конечно, в курсе, вы там стоите около всех русских систем ПВО каждый день и смотрите их боевую мощь. Я имею в виду систему ПВО на территории России, и она пока обеспечивает защиту, это наш ракетный щит. И давать врагу повод лишний раз думать, что у нас всё плохо, всё уничтожено, - вот как раз это и есть игра на противника. Потому что сегодня всё решится по принципу "кто кого психологически переиграет". Оружия полно у всех, важен психологический момент - кто испугается первый. Вот вы провоцируете, говоря, что мы должны чего-то бояться. Нам нечего бояться. Это американцы боятся, они в Ираке проиграли и в Афганистане проигрывают. Теперь что касается развёртывания наших сил. Ведь всё красиво сказано словами "соглашение о порядке развёртывания, применения..." и так далее. А если на бытовой язык перевести, чтобы простому народу было понятно, то это означает: о ведении войны в Центральноазиатском регионе, ибо развёртывание боевых частей, их применение - это и есть война. Какие здесь угрозы? Конечно, мы и первое соглашение ратифицируем, и второе, и ещё сто соглашений ратифицируем, это не проблема - ратифицировать, мы исходим здесь из принципов "с паршивой овцы хоть шерсти клок" и "из двух зол надо выбирать меньшее". Но каковы угрозы, которые не в состоянии, может быть, правильно определить в Генеральном штабе? Здесь вот раздаются голоса: зачем ликвидировали какие-то воинские подразделения на территории России? А одна из главных ошибок - это ликвидация 7-го управления Генерального штаба. Вот там офицеры занимались как раз тем, о чём я вам здесь говорю. У вас нет таких офицеров. Я это говорю потому, что вы меня призвали, направили в Тбилиси, на два года меня лишили нормальной юности, лишили возможности находиться в кругу друзей. А там у вас тоже были подготовленные специалисты. И, приехав туда, я спросил: "А почему вот этот грузин работает в Доме пионеров не про профилю, хотя у него моя специальность, а я рядом, в штабе, приехал из Москвы работать?" Вы мне тогда (теперь это можно говорить) правду сказали: что вы им не доверяете. Это была правильная позиция, и мы теперь видим, что такое Грузия при режиме Саакашвили. А тогда был разгар советской власти, нам говорили, что это прекрасный режим, замечательный брежневский режим. Тотальная коррупция была в этой Грузии, тотальная! Там никакой советской власти не было! Поэтому я вместо Москвы служил там два года. Вот то же самое касается и Средней Азии. Когда советская власть вместо Бухарского эмирата, Хивинского ханства, Ургенча (это национальные регионы, география) создала Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению - это война. И эту войну устроил Ленин. А теперь мы будем выделять деньги, чтобы снова там проливал кровь русский солдат. Потому что границы установили не там, где проживают народы, а как захотели начальники. На Юге Киргизии живут узбеки и таджики. Что будет делать Киргизия, с кем бороться? Полстраны - это не киргизы. То же самое в Таджикистане: есть узбеки, они есть и в Афганистане, и на юге Казахстана. То есть спровоцировала будущую войну вот та самая ленинская национальная политика, политика создания национальных государств. Это и ведёт к войне. А веками там были многонациональные территории, которые географически назывались так: город Бухара (Бухарский эмират), город Хива, город Ургенч. И вот развернуть там боевые действия нам будет очень тяжело. Что самое мерзопакостное в этом деле? Когда в будущей войне в Средней Азии, если она случится (такие планы есть у США, а не у нас), с тем чтобы осуществить какие-то, возможно, провокации с юга... Вот в Китае уже безработные штурмуют российское посольство: дайте бесплатно визы. Это только начало! А потом они пойдут через границу, которая, так сказать, пустая граница. Это тоже создала советская власть - великое китайское государство. Построила там промышленность, дала ядерное оружие - самое страшное. Хрущёв такой умный был руководитель, что дал ядерное оружие такому соседу. А вот теперь проблема будет. Так вот в Средней Азии в этом как бы суть. Вот видите уже поведение Узбекистана? То он входит в ОДКБ, то не входит. Вот так же и военнослужащие Узбекистана: если они войдут в состав коллективных сил, они будут перебегать то на ту, то на другую сторону. И в конечном итоге окажется, что русские солдаты (в Средней Азии проживает ещё много русских) со стороны армии какого-то среднеазиатского государства будут биться с русскими солдатами в составе Вооружённых Сил Российской Федерации, которые будут развёрнуты там. Вот что самое страшное! Как это уже произошло в Грузии, когда из Украины приехали русские или украинские офицеры, славяне всё равно, и сбивали наши самолёты, в которых сидели русские лётчики. Вот так нужно вести войны (так делает Америка, так делает НАТО): чужими руками, стравить, чтобы русские с русскими бились на Кавказе и в Средней Азии, а потом с китайскими братьями на Дальнем Востоке, которые с красным флагом и с нашими заводами и фабриками. Поэтому здесь проблема большая, такая опасность будет, поскольку там нет ни одного государства, где были бы чёткие границы, везде наряду с государственными границами... Очень много этнических группировок. В своё время казахи и узбеки бились за столицу. Об этом не говорили советскому народу. Но добрый Сталин сказал: ладно, узбекам - Ташкент, а казахам давайте отдадим город Верный. Я там родился. Мой родной город отдали казахам, и потом меня оттуда вышвырнули, через двадцать - тридцать лет. Вы, добрые коммунисты, и ваши диктаторы - вы всё раздаёте, границы чертите. Я-то живой стою перед вами, а сколько русских погибло там от басмачей, сколько погибло их в Закавказье! Сегодня паспорта отбирают у русских. Они приехали сюда уже, их выгнали отовсюду, и здесь русская миграционная служба у них отбирает паспорта, потому что коррупционеры в миграционной службе лет пять назад выдали неправильно паспорт. Да, ошибка, да, неправильно оформили документы - при чём здесь они, русские? Сперва их вбросили в Среднюю Азию. Они приехали сюда, и теперь у них паспорта отбирают, вы, говорят, не граждане России. Кто они теперь, эти русские? Кто они? Вот продолжается (видно, советская власть не ушла) такое же издевательство над русским народом. Опять виноваты русские, потому что русские чиновники в миграционной службе за взятки неправильно оформляют документы. Вот эти все проблемы Генштаб должен учитывать. И воссоздайте хотя бы в малом формате 7-е управление. Это всё правильно, все реформы направлены на то, чтобы сделать более эффективным... Депутат Коломейцев говорит: мы поставим сотни дивизий по 20 тысяч солдат и офицеров и будем их содержать. Вы экономику армии, пограничных войск, знаете? Если всё сделать, что сказал депутат Коломейцев, мы все должны сидеть в трусах сейчас и голодные. Чтобы все границы закрыть нашими пограничниками... это абсолютно правильно, но экономически невозможно. Обеспечить страх для всего мира, чтобы стояла десятимиллионная кадровая Российская армия, - это можно, но тогда вся страна будет работать только на армию. И работать не сможете... Нам нечем будет кормить... В этом же проблема! У нас уже была десятимиллионная армия, в 91-м году была семимиллионная армия. Ведь в чём причина экономического кризиса? Америка надорвалась. У неё нет десятимиллионной армии, у неё всего-то, наверное, миллион солдат, и они все за границей, а они надорвались из-за этого. Вы нам предлагаете повторить американский вариант: снова всю армию бросить в разные регионы, начиная со Средней Азии, и содержать их там. А их там будут потихонечку отстреливать. Это ошибка! Американцы на этом как раз прокололись. В этом причина мирового экономического кризиса - что триллионы долларов бросили на войну! Вот во что она им обходится. И погибли сотни тысяч американских солдат. В этом потеря Буша, и американцы поэтому против него проголосовали, проголосовали за обещание Обамы вернуть американскую армию домой. А вы предлагаете русскую направить туда. Ни с кем не воевать! Делать, как завещал Александр III: не воевать ни с кем и не провоцировать нигде войны. Пускай другие гибнут. Тем более эта последняя модель рухнула. А защищаться у нас есть чем, достаточно, никто на нас никогда не нападёт. И в этом смысле у начальника Генштаба есть наработки. Какие есть новые истребители шестого поколения! Вы тут говорите, что четвёртого поколения нет, да уже есть такие истребители, каких ни у кого в мире нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Багдасаров, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые товарищи, мы сегодня на самом деле обсуждаем очень важный вопрос. Я считаю, что анализ ситуации показывает, что война в Центральной Азии неизбежна. Она возможна при... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАГДАСАРОВ С. А. Я вам не мешал, что же вы мне мешаете? Она возможна при развитии различных обстоятельств. Поэтому то, что мы сейчас делаем, это крайне важно, и крайне важно не допустить здесь ошибок. Я считаю, что такие соглашения должны обсуждаться в закрытом режиме, чтобы можно было более точно высказывать свои мысли, однако попытаюсь высказать их в условиях открытого режима. Я недаром задал вопрос: а кто вероятный противник? Дело в том, что ситуация на сегодняшний день хоть и запутанная, но достаточно понятная. Первое. Основным противником, с кем нам придётся столкнуться, является Исламская партия Туркестана, которая на сегодняшний день, несмотря на имеющиеся проблемы внутри этой структуры, является одной из самых мощных радикальных исламских группировок в мире. Её переименование из Исламского движения Узбекистана является немаловажным. (Кстати, в 2002 году её первым рабочим названием было - Исламская партия Центральной Азии.) Мы обычно ожидаем, что военный конфликт может начаться тогда, когда "Талибан" выйдет к границе. Нет, военный конфликт может начаться завтра, сегодня, когда угодно. Это подтверждает и опыт известных событий конца 1990-х - начала 2000-х годов, когда теоретически этого не должно было быть, потому что существовал буферный Северный альянс и были другие нюансы. Мало того, я вам скажу, что Исламская партия Туркестана присутствует на территории Российской Федерации, в Приволжском федеральном округе, в ряде других районов. Я не просто так задал этот вопрос. Кроме этой структуры имеется ещё добрый десяток различных организаций, которые активно действуют в Центральной Азии, в первую очередь на юге Киргизии, в Узбекистане и Таджикистане. И когда мы планируем все вот эти вещи, мы должны это учитывать. Второе. Я задал вопрос, к сожалению, начальник Генерального штаба не ответил. У нас статья 3 предусматривает, что обратиться за помощью может одна или несколько стран. Ну, допустим, обратится к нам Таджикистан в связи с агрессией, а агрессия осуществляется с территории другого государства, входящего в Организацию Договора о коллективной безопасности. Что мы будем делать? Это наиважнейший вопрос, на который, я так понимаю, сегодня у нас пока ответа нет. Следующий момент. Я не просто так сказал об опыте ведения боевых действий не только в конце 90-х годов, но и в 2000 году, в целом об опыте гражданской войны в Центральной Азии в 20-30-е годы. Дело в том, что в эти годы был накоплен колоссальный опыт ведения боевых действий, а также, что особенно важно, работы с местным населением. Однако в последующие годы этот опыт был практически уничтожен, и на сегодняшний день, для того чтобы докопаться до сути, надо очень сильно поработать. Поэтому я считаю, что в Генеральном штабе должны изучить и этот вопрос, чтобы быть всесторонне готовыми к такому развитию событий. Надо понимать, что мы можем вести боевые действия не только где-то там, в Туркестане, мы завтра можем в Москве их вести. Извините меня за откровенность, я уже сказал, что у нас в России, в том числе, кстати, в Москве и московском регионе, присутствуют такие структуры, как Исламская партия Туркестана, как "Хизб ут-Тахрир аль Ислами". Я вот задаю элементарный вопрос нам всем. На сегодняшний день активно отрабатывается северный маршрут поставок военного и невоенного имущества. Военного тоже, товарищ начальник Генерального штаба. Наши авиакомпании, которые осуществляют туда полёты, доставляют военные грузы, в том числе авиакомпания "Волга - Днепр" за 2006-2007 годы до 60 процентов всех негабаритных грузов перевезла. То есть мы фактически участвуем в войне в Афганистане. Хорошо, сейчас южное направление перекрыто, так сказать, то есть трудно осуществлять поставки, они осуществляются с севера. Что будет делать вероятный противник, который видит, что юг перекрыт, а с севера грузы доставляются? Он нанесёт удар по северному направлению. Он нанесёт удар по нам, по нашим мегаполисам - Москве, Санкт-Петербургу и так далее. То есть этот вопрос выходит даже за рамки компетенции Генерального штаба. Нам уже давно пора создать не курсы какие-то и рабочие комиссии, а, возможно, объединённый штаб, куда входили бы Генеральный штаб, Госнаркоконтроль, Федеральная служба безопасности и МВД, и этот штаб рассматривал бы реализацию подобных соглашений не только в аспекте отражения ударов на дальних подступах, но и в аспекте решения вопросов внутри Российской Федерации. Теперь тут важный вопрос отметили - по поводу 7-го управления. 7-го управления в Генштабе, как известно, никогда не было, было 7-е управление Главного военно-политического управления, но оно там было на особом положении, потому что не очень вязалось... А в августе 91-го года его взяли и полностью ликвидировали, сделали из него маленький отдел в составе одного из главков Генерального штаба, где он удачно потух. То есть на сегодняшний день у нас аппарата психологической войны нет. Не имея аппарата психологической войны, невозможно вести боевые действия, невозможно что-то решать в Центральной Азии. Я тут абсолютно согласен с выступавшими, что в этом случае мы будем воевать с населением. Мы не только будем отражать наступление отрядов боевиков, но и воевать с населением, потому что значительная часть населения в южном Кыргызстане и в некоторых других местах, о которых я уже говорил, поддерживает исламский радикализм. По некоторым данным, только в одной Джелалабадской области от пятнадцати до двадцати тысяч человек поддерживают, являются сторонниками такой организации, как "Хизб ут-Тахрир аль Ислами". На порядок больше таких людей в Ошской области, ещё больше - в трёх областях Узбекистана, а также в Согдийской области, бывшей Ленинабадской... Как же мы там будем воевать? Мы что - бросим туда аэромобильные части? Да, аэромобильные части могут сработать по тому принципу, по которому работали в Баткене, но они никогда в жизни не сработают на густонаселённой территории, где, кстати, наблюдается консолидация людей всех национальностей, чего давно не было в Средней Азии, на идеологической базе. Бывали неоднократно случаи, когда пытались арестовать члена "Хизб ут-Тахрир аль Ислами" или Исламской партии, узбека, а за него заступались таджики, киргизы. Для Средней Азии это об очень многом говорит. И как же мы там будем воевать, с помощью этих аэромобильных частей, что ли? Да в тылу у нас разорвут всё! Возникает вопрос о создании аппарата психологической войны. Его нет сегодня в Министерстве обороны. Во многих странах он есть, во многих странах он даже не входит ни в разведку, ни куда-то ещё. Это самостоятельное по своей сути подразделение, замыкающееся, как правило, на одного из замминистров. Не имея таких подразделений, мы обречены на провал, на поражение. Я вам больше скажу: такие части могут использоваться не только в военное время, но и сейчас, сейчас уже идёт информационная война, в том числе и на этом направлении. А у нас что происходит? Вот создали хороший канал "Russia Today", на английском и арабском языке идёт. Вы знаете, кто там в основном работает? Работают иностранцы. Англичане на "Russia Today" должны нести, видать, информационную правду о нашей стране англичанам, что ли, а ливанцы - ливанцам? В Генеральном штабе сейчас сокращают офицеров со знанием английского, арабского языков. То, о чём я говорю, называется стратегической спецпропагандой, которая существовала во времена Советского Союза. Да, тогда не было телевидения, но было радио. Каждый офицер имел своё задание, он готовил, он выступал. Я обращаюсь к начальнику Генерального штаба. Увольняются люди. А зарплаты там нашим товарищам - от 3 до 5 тысяч долларов, иностранцам - до 10 тысяч долларов. Давайте своими полковниками пополним эту организацию - там же журналисты, они всё равно не понимают этих вещей, - и они будут вести стратегическую специальную пропаганду. Давайте сделаем специальную редакцию на государства СНГ, на Центральную Азию - со знанием узбекского языка, фарси, на Украину, на Армению и так далее. Не жалко будет тех денег, которые тратятся, которые сейчас выплачиваются всяким этим деятелям, проходимцам из Великобритании, из других стран. Давайте сделаем! Это и есть военная реформа - то, о чём я говорю. Это и есть военная реформа, которая обеспечивает безопасность нашей страны уже сейчас, на этом этапе. А на этапе ведения боевых действий туда войдут соответствующие подразделения, которые будут работать уже непосредственно в поле что называется. Но вопрос: а есть ли у нас специалисты по Центральной Азии? Я вам официально заявляю как человек, много лет занимающийся этим вопросом: у нас их нет. У нас есть политологи, которые обо всём говорят и ни о чём. Тем более, что ощущается их нехватка в Генеральном штабе Министерства обороны. Значит, нужно организовать обучение, надо обучение организовать в бывшем военном институте, который сейчас военным университетом обозвали. Надо учить людей языкам, особенно языкам тех территорий. Поймите, если мы это не создадим и ввяжемся в войну с населением... Средняя Азия - это вам не Закавказье. Моджахеды Средней Азии - это вам не грузинская опереточная армия, даже с подкреплением украинцев. Это намного серьёзнее. Разорвут! Опыт 99-го года и 2000 года показал, как две-три сотни бойцов могут терзать всю киргизскую армию, узбекскую армию и нашу авиацию игнорировать, потому что они умело прятались в горах. А теперь представьте, что будет вторжение полутора - двух тысяч, а их в тылу поддержат пятнадцать - двадцать тысяч человек, - что будем делать? Кстати, одной из самых распространённых... Мы пишем, что мы против террористической опасности. Вопросы терроризма в Средней Азии начинаются с мирных митингов, где, кстати, зачастую участвуют противоборствующие стороны, которые до этого не ладили между собой. А потом это перерастает в массовые беспорядки, захваты оружия, вооружённые восстания всех и вся, и все будут объединены против нас, и мы будем крайними. И многие руководители этих государств постараются сделать вид, что это Россия крайняя. Тут у нас не закрытое заседание, я привёл бы примеры по некоторым руководителям, по их разговорам со своими как бы оппозициями. Когда надо, всегда выставляется Россия: !Это они виноваты, давайте объединимся", - а потом, когда возникает горячая ситуация, к нам обращаются. Поэтому война в Средней Азии неизбежна, мы к ней должны готовиться очень серьёзно. Я считаю, подобные слушания надо провести отдельно, в закрытом режиме, с участием представителей всех силовых структур. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, состоялись выступления по данному вопросу. Представители президента и правительства на выступлении не настаивают? Нет. Николай Егорович, Алексей Владимирович, хотели бы вы с заключительным словом выступить? Нет. Коллеги, выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2739 по 2757 из 7304
Пункт 7, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 33 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.