Заседание № 81

20.03.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 157126-5 "О ратификации Соглашения о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1195 по 1551 из 7304
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 6. О     
проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о льготных условиях       
поставок специальной техники и специальных средств для оснащения                
правоохранительных органов и специальных служб государств - членов              
Организации Договора о коллективной безопасности". Доклад официального          
представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя     
министра внутренних дел Российской Федерации Николая Александровича             
Овчинникова.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОВЧИННИКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Соглашение о льготных         
условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения       
правоохранительных органов и специальных служб государств - членов              
Организации Договора о коллективной безопасности, подписанное Президентом       
Российской Федерации 6 октября 2007 года в городе Душанбе, относится к числу    
международных договоров ОДКБ, регулирующих сотрудничество правоохранительных    
органов и специальных служб. Соглашение направлено на расширение правовых       
основ сотрудничества правоохранительных органов и специальных служб             
государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности.           
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1        
статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской             
Федерации", так как устанавливает правила иные, чем предусмотрены               
законодательством Российской Федерации. В частности, статья 6 соглашения        
предусматривает запрет передачи полученных на льготных условиях специальной     
техники и специальных средств иностранным государствам, физическим и            
юридическим лицам или международным организациям без предварительного           
письменного согласия поставляющей стороны. При этом пункт 2 статьи 209 части    
первой Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что             
собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего    
ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам    
и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.                 
                                                                                
Целесообразность ратификации данного соглашения обусловлена необходимостью      
укрепления союзнических отношений государств - членов ОДКБ, повышения           
эффективности действий правоохранительных органов и специальных служб в сфере   
противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности. Ратификация   
данного Соглашения позволит распространить механизм поставок продукции          
военного назначения на льготных условиях, реализуемый в рамках                  
военно-технического сотрудничества государств - членов ОДКБ, на поставки        
специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных      
органов и специальных служб государств - членов ОДКБ, а также осуществлять      
поставки специальной техники и специальных средств по ценам, формируемым в      
государстве-экспортёре на основе цен на специальную технику и специальные       
средства, закупаемые правоохранительными органами и специальными службами для   
собственных нужд, с учётом затрат, связанных с таможенных оформлением,          
банковскими и прочими расходами.                                                
                                                                                
Оснащение правоохранительных органов и специальных служб государств - членов    
ОДКБ отечественными образцами специальной техники и специальных средств         
отвечает как интересам российских правоохранительных органов и специальных      
служб, так и интересам отечественной промышленности, что особенно важно в       
условиях экономического кризиса. Практическая реализация соглашения будет       
способствовать расширению рынка сбыта специальной техники и специальных         
средств, производимых отечественными предприятиями.                             
                                                                                
Ратификация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из          
федерального бюджета, поскольку его реализация будет осуществляться за счёт и   
в пределах ассигнований, выделяемых соответствующим федеральным органам         
исполнительной власти из федерального бюджета.                                  
                                                                                
Проект федерального закона согласован с заинтересованными федеральными          
органами государственной власти. На законопроект имеются положительные          
заключения Министерства юстиции и Государственно-правового управления           
Президента Российской Федерации. Проект был поддержан Комитетом Совета          
Федерации по делам СНГ, а также комитетами Государственной Думы Федерального    
Собрания Российской Федерации - Комитетом по делам СНГ и связям с               
соотечественниками и Комитетом по безопасности.                                 
                                                                                
Ещё раз подчёркивая актуальность вступления в силу соглашения для Российской    
Федерации, прошу поддержать совместное предложение Министерства иностранных     
дел и Министерства внутренних дел о ратификации соглашения.                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь.           
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и    
связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста.      
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены президиума, коллеги! В            
дополнение к докладу официального представителя Президента Российской           
Федерации добавлю следующее. Сегодня нам, депутатам Государственной Думы,       
предстоит обсудить три законопроекта о ратификации международных договоров,     
связанных с обеспечением деятельности Организации Договора о коллективной       
безопасности, дальнейшим повышением роли и эффективности работы ОДКБ,           
которая, безусловно, становится одной из самых востребованных региональных      
структур на пространстве Содружества Независимых Государств.                    
                                                                                
Что касается конкретно данного соглашения о льготных условиях поставок          
спецтехники и спецсредств для оснащения правоохранительных органов и            
специальных служб государств - членов ОДКБ, необходимо подчеркнуть, что оно     
предполагает углубление военно-технического сотрудничества, оснащение           
правоохранительных органов и спецслужб последними новейшими спецсредствами. И   
на наш взгляд, ратификация данного соглашения будет способствовать              
дальнейшему укреплению союзнических отношений между государствами - членами     
данной организации, повышению эффективности действий их правоохранительных      
органов и спецслужб в сфере противодействия таким угрозам нашего времени, как   
терроризм, распространение наркотрафика, и решению других проблем. Кроме        
того, реализация этого документа даст новый импульс расширению рынков сбыта     
продукции военного назначения, производимой на наших российских,                
отечественных предприятиях.                                                     
                                                                                
Ратификация настоящего соглашения отвечает как интересам российских             
правоохранительных органов и специальных служб, так и в целом национальным      
интересам Российской Федерации.                                                 
                                                                                
В этой связи наш комитет, а также комитеты-соисполнители просят вас             
поддержать наше решение и ратифицировать данное соглашение.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу,          
Апарина Алевтина Викторовна, Багдасаров и Питкевич. Хорошо.                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Апариной Алевтине Викторовне.                     
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопрос к Николаю Александровичу.                                         
                                                                                
Николай Александрович, будьте добры, скажите, а в каких странах - членах        
Организации Договора о коллективной безопасности (кроме нашей, разумеется, у    
нас лучше всех должно быть) наиболее эффективна эта техника? Будем иметь в      
виду, чтобы решить, поддерживать ли те меры, которые вы будете предлагать для   
того, чтобы эта техника поступала из этих стран.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович.                        
                                                                                
ОВЧИННИКОВ Н. А. В каких ещё странах производится? В Белоруссии ещё             
производится, в Белоруссии.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
Николай Александрович, скажите, пожалуйста, приблизительно, естественно,        
какова пропорция, сколько сейчас на вооружении спецслужб и МВД таких            
государств, как, например, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, находится нашей   
техники (под нашей я подразумеваю не только российскую, но и устаревшую         
советскую) и сколько уже там находится западной техники?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ОВЧИННИКОВ Н. А. Точно сказать трудно, но подавляющее большинство нашей         
техники - процентов 70, ну, где-то вот так примерно.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Питкевич Михаил Юрьевич.                                  
                                                                                
ПИТКЕВИЧ М. Ю., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
К Николаю Александровичу вопрос.                                                
                                                                                
Скажите, пожалуйста, делался ли какой-то финансовый расчёт, насколько вот эта   
ратификация выгодна России? Потому что, насколько мы знаем, в основном это      
будет российская техника.                                                       
                                                                                
И вторая часть вопроса. Мы видели, что, когда наступает какой-то час икс,       
страны - наши партнёры нас не поддерживают. Вот так было в Абхазии. Не          
получится ли так, что мы будем на очень льготных условиях всех вооружать, а     
когда речь зайдёт о минимальной какой-то поддержке, даже устной, её не будет?   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ОВЧИННИКОВ Н. А. Насчёт того, насколько выгодно, сказать трудно. Какой будет    
заказ, так мы и сделаем. И будем продавать по ценам, по которым покупаем        
сами, по тем ценам, которые назначают производители, по ценам                   
гособоронзаказа. Поэтому это зависит от того, насколько выгодно предприятия     
будут работать. Цена нормальная совершенно.                                     
                                                                                
Да, кстати говоря, немаловажно - я об этом говорил в своём выступлении - то,    
что чем больше нам заказывают, тем больше у нас развивается производство вот    
этой специальной техники и этих спецсредств.                                    
                                                                                
Что же касается вопросов поддержки или неподдержки, мы союзники, и у нас не     
должно быть сомнения в том, что мы должны способствовать борьбе с               
преступностью и противодействию вызовам и угрозам, которым подвергаются наши    
союзники.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Жириновский Владимир Вольфович и Багдасаров Семён   
Аркадьевич.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы много лет поставляли нашу технику в различные страны, но   
эффективность предельно низкая. Сегодня по всему миру гуляет наш автомат        
Калашникова, однако над этими странами уже развеваются другие знамёна, и        
ездят в другие столицы. Здесь есть определённый минус, поскольку нередко из     
поставляемой нами техники впоследствии убивают наших солдат. Мы вооружаем, а    
потом режим рушится в данной стране, и техника используется против тех          
представителей Вооружённых Сил России, которые оказываются в данной стране.     
                                                                                
Понятие "на льготных условиях", наверное, нужно перевести на бытовой язык как   
"бесплатная поставка", просто прикрытие - "льготные условия". Мы прекрасно      
знаем, что такое льгота. Если у них нет денег сегодня на гражданскую            
экономику и они встали в очередь получать кредиты из России или одновременно    
ездят в Брюссель, чтобы там попросить что-то, - кто подаст, - то,               
естественно, никаких денег на оплату поставки техники у них нет. Значит,        
будет поставка опять под доброе слово, под обещания, которые они никогда не     
выполнят.                                                                       
                                                                                
Мы хорошо вооружали Африку, Латинскую Америку и некоторые азиатские страны.     
Даже вот само название - Центрально-Азиатский регион - это уже унижение         
России. В российской географической лексике было название "Средняя Азия".       
Если есть Центральная Азия, скажите мне, что такое нецентральная Азия, какая    
Азия является нецентральной? Есть понятия Юго-Восточной Азии, Передней Азии,    
Малой Азии. Это мы давали названия, это к нам примыкают, к нашим границам,      
эти территории, а американские генералы решили это называть так, как им         
выгодно. И мы используем это. С какой стати мы должны этот регион называть      
"Центрально-Азиатский"? Это Средняя Азия. Подобная терминология ущемляет наши   
права на использование русского языка, право давать русские названия            
географическим объектам.                                                        
                                                                                
Мы поставляем технику, и что толку? Наши пограничники стояли на границе         
Таджикистана с Афганистаном - меньше было переброски наркотиков. Сейчас мы      
дадим им технику, и что это даст? Улучшит безопасность? Я не уверен. Скорее     
всего будет перепродажа этой техники в Афганистан или какие-то другие           
регионы, где она требуется, в том числе и в Сомали. И потом с этой техникой     
будут захватывать наши суда или где-то устраивать провокации против             
физических или юридических лиц. Мы очень добрые. Русский царь никому не         
поставлял оружие, и отношения со всеми странами были куда здоровее, а при       
советской власти всем всё дарили и сейчас продолжаем: кредиты раздаём и         
бесплатно технику поставляем.                                                   
                                                                                
Конечно, можно ратифицировать соглашение, но каковы последствия ратификации,    
а вернее, поставок? Я уже сказал, что никто ни за что не заплатит. А потом      
оборонные предприятия будут у нас просить деньги, и мы им дадим. Вот такая      
внешняя политика - самая дорогая, и она именно у России. Сегодня во всём мире   
десятки, а может быть, сотни миллионов автоматов Калашникова, и автору          
изобретения дали генеральские погоны после сержантских, но денег ему никто не   
дал. Если бы он жил в Америке, он был бы богаче, чем Билл Гейтс.                
                                                                                
Эта неправильная политика в международных отношениях, и в частности с нашими    
соседями, связанная с поставками оружия, длится уже много лет. Мы простили      
всем долги, около 100 миллиардов долларов, свои все заплатили, а тем, кто нам   
должен, - простили. Главная составляющая всех долгов, которые мы простили,      
это те самые поставки спецтехники. Также всё хитро называлось, а это всё        
вооружение, оружие. Там есть, конечно, и бронежилеты, и средства связи, но      
всё это связано с ведением войны. И никто с нами не рассчитался за все          
последние пятьдесят лет. Сейчас мы снова поставляем эту технику нашим ближним   
соседям, которые не в состоянии её правильно использовать. Мы её поставляли     
арабам, арабы её бросали на поле боя, а Израиль спокойненько забирал наши       
танки, различные системы.                                                       
                                                                                
Это неправильный подход. Надо всё продавать, и продавать тем, кто может         
заплатить. А кто не может заплатить, пусть остаётся при своих интересах. И      
каждый раз бояться, что наше место займут американцы... Вот не надо было        
бояться во Вьетнаме! Если бы мы не помогали Северному Вьетнаму, американцы      
там до сих пор ещё истекали бы кровью. Мы помогли Северному Вьетнаму - и        
вышибли американцев из Южного. Что мы получили? Прощаем долги Вьетнаму, он      
нам ни за что не заплатил. У них есть повидло, варенье из каких-то подводных    
растений, а рассчитаться с нами не могут. Также помогали Монголии, и снова      
приехал премьер-министр Монголии, снова помогаем. Такая внешняя политика        
хороших результатов не даст нам. Мы с этим сталкиваемся уже девяносто лет. И    
сейчас опять мы берём на содержание все правоохранительные органы в Средней     
Азии. Я вас уверяю: с помощью наших средств спецсвязи будут разговаривать       
наркобароны, как быстрее и куда поставить. И через все контрольно-пропускные    
пункты благодаря коррупции они будут спокойно везти тонны героина, и всё это    
- в нашу сторону.                                                               
                                                                                
Если мы хотим добиться успеха, то рядом с техникой должен стоять русский        
солдат. Наша техника без русского солдата будет работать против нас. Мы         
вооружаем потенциальных противников. У американцев нет иного выхода из          
экономического кризиса, как только очередные военные авантюры. Вот Средняя      
Азия входит в план создания нового очага напряжённости. И уходя из              
Афганистана, на плечах талибов ворвутся эти банды в Среднюю Азию и с            
удовольствием используют наши склады и нашу технику. Это произойдёт позже, я    
просто предупреждаю, чтобы у некоторых не было радужных заблуждений, что,       
когда мы ратифицируем соглашение, будем поставлять им технику, там усилится     
безопасность, нам будет лучше. Мы уже так сделали, когда помогли американцам    
ворваться в Афганистан. Кабул брали не американские солдаты, а солдаты,         
подготовленные нами. Вооружённые силы Афганистана на наших танках ворвались в   
Кабул. И что мы имеем? Когда наш солдат стоял, четырнадцать тысяч погибли за    
десять лет, сейчас - тридцать тысяч за год, значит, уже около трёхсот тысяч     
погибли. Какой был смысл помогать американцам, чтобы они свергли режим          
талибов? Нам было проще признать режим талибов и воспрепятствовать вторжению    
туда американцев.                                                               
                                                                                
Всё это была продуманная провокация для Буша. Буш знал, что будет кризис        
мировой, они всё просчитывают, и нужно было отвлечь внимание: вот Ирак есть,    
Афганистан есть, есть Иран. Да и Клинтон завершил своё правление на             
Югославии. Это всё нужно правильно воспринимать. Получается, что Россия сама    
снабжает техникой тех, кто будет убивать российских солдат. Мы же поставляли    
много оружия в Афганистан, и из этого оружия убивали солдат и офицеров          
Советской Армии. Это надо осознать. И сегодня пираты из Сомали тоже             
используют нашу технику, им никто другой эту технику не поставлял.              
                                                                                
Надо думать о будущем, о том, чтобы была другая внешняя политика. Та            
политика, которую сейчас проводим, она не в пользу России, она дорогая, мы      
теряем деньги, теряем солдат и теряем свой престиж. И вся эта ошибочная линия   
идёт с 17-го года. Независимо от 91-го года продолжается та же линия: и         
деньги даём, и оружие даём, а безопасности для нашей страны обеспечить таким    
образом не можем, потому что неправильный подход, неправильное лечение: не те   
врачи, не те лекарства. (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Следующим у нас записался Багдасаров Семён Аркадьевич. Он просит включить       
микрофон на рабочем месте.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Я считаю, что данное соглашение нам надо ратифицировать,       
потому что оно находится в общем русле концепции нашей политики на              
постсоветском пространстве. Я, вообще-то, сторонник изменения этой политики,    
потому что считаю, что она не совсем отвечает интересам Российской Федерации,   
но, с другой стороны, что касается этого вопроса... Я не просто так задал       
вопрос товарищу Овчинникову, скорее, ориентировочно. Он сказал: 70 процентов.   
Я думаю, на самом деле значительно меньше, потому что после распада             
Советского Союза огромный интерес к переоснащению спецслужб и МВД ряда          
государств проявили сразу несколько стран. Вот сейчас в Средней Азии очень      
активно работают американцы, немцы и турки. Много, кстати, поставляется         
безвозмездно. Для чего это делается? Там, куда поставляется техника,            
соответственно, имеются советники, там, соответственно, идёт обучение, там      
присутствуют представители спецслужб и правоохранительных органов, а это,       
естественно, влияние изнутри на эти страны.                                     
                                                                                
Поэтому что касается данного соглашения, я думаю, оно разумное. Сколько мы      
потеряем денег на этих заказах, трудно сказать. Дело в том, что да, мы много    
даём денег, зачастую совершенно необоснованно, и Белоруссии, и Киргизии, и      
Армении и так далее, но мы могли бы часть этих денег, которые мы даём в виде    
кредитов, выдать в виде связанных кредитов, которые использовались бы для       
размещения этих самых заказов на наших предприятиях. Нужно проработать этот     
вопрос.                                                                         
                                                                                
А так мы вынуждены это делать. Вот смотрите, мы следующим вопросом будем        
рассматривать соглашение о действиях сил быстрого развёртывания в Центральной   
Азии, на подходе у нас, я так понимаю, ратификация "большого" договора о        
силах быстрого развёртывания. Там предусматривается эшелонированное             
использование сил: первый эшелон - это войсковые операции, а вот второй         
эшелон - это действия спецслужб и правоохранительных органов в плане борьбы с   
международным терроризмом и наркомафией. Естественно, мы не можем эффективно    
проводить операции, если на вооружении спецслужб и МВД тех или иных             
государств будет находиться западное вооружение или ещё какое-то, а у нас       
наше. Да, в НАТО, в Варшавском договоре - везде был какой-то стандарт.          
Отсутствие стандарта ведёт к ухудшению управления, а ухудшение управления в     
бою означает поражение. Я считаю, надо ратифицировать это соглашение.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все желающие выступили. Выносим проект федерального закона   
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2720 по 2738 из 7304
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения о льготных условиях        
поставок специальной техники и специальных средств для оснащения                
правоохранительных органов и специальных служб государств - членов              
Организации Договора о коллективной безопасности".                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.