Заседание № 80
18.03.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 156898-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (о профессиональной подготовке и повышении квалификации судей; внесён Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4860 по 5032 из 6645
Пункты 10.1 и 10.2 - альтернативные законопроекты о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". В первом случае докладывает член Совета Федерации Анатолий Григорьевич Лысков. Он здесь. ЛЫСКОВ А. Г., член Совета Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в части профессиональной подготовки и повышения квалификации судей). Наш законопроект направлен на совершенствование судебной системы Российской Федерации в интересах обеспечения независимости судебной власти, постоянного поддержания необходимого уровня теоретической и профессиональной подготовки каждого представителя этой ветви государственной власти, предупреждения правовых ошибок конкретного судьи. Главная же цель при этом - обеспечить право каждого гражданина нашего государства на квалифицированную судебную защиту и восстановление нарушенных конституционных прав. Как представитель судебной ветви государственной власти, судья обязан обладать глубокими знаниями во всех отраслях права, уметь свободно ориентироваться в действующем, систематически меняющемся по нашей, коллеги, воле законодательстве и квалифицированно применять на практике тот или иной закон или нормативный правовой акт. В настоящее время суды Российской Федерации рассматривают более семнадцати с половиной миллионов административных, гражданских и уголовных дел, то есть минимально каждый четвёртый или пятый человек в стране один раз в год обращается в суд. Мы предлагаем изменить редакцию статьи 20-1 названного мною закона, изложить её в новой редакции. Суть основных предлагаемых изменений заключается в том, что судья федерального суда, впервые назначенный на должность, проходит специализированную профессиональную подготовку в Российской академии правосудия и стажировку в суде. В целях поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, судья один раз в три года проходит повышение квалификации посредством обучения в Российской академии правосудия и в форме стажировки в соответствующих судах. Профессиональная подготовка и повышение квалификации организуются соответственно Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета. У вас, коллеги, может возникнуть вопрос - и это звучало на заседании профильного комитета вашей палаты, - почему образовательным учреждением избрана только академия правосудия. Обязан пояснить, что академия учреждалась на заре судебной реформы как специализированное учебное заведение именно для главной цели, обозначенной в нашем законопроекте. Подобные специализированные учебные заведения по подготовке и переподготовке судей имеются во многих странах мира. Как нам представляется, в целях жёсткого контроля за расходованием бюджетных средств, отпущенных для целей закона, возможно было бы предусмотреть создание в структуре академии правосудия специализированного центра, тем самым провести разграничение процесса получения юридического образования с учебным процессом обучения судей. Законопроект направлялся на отзыв в Правительство, в Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, которые поддержали концепцию законопроекта. Правительство поддержало предложение по обеспечению финансирования затрат в случае принятия федерального закона. Уважаемые коллеги, выношу на ваше рассмотрение предложение о принятии проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в первом чтении. Что касается позиции Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту и выявившихся в ходе подготовки к первому чтению некоторых разногласий, то у нас будет возможность сделать необходимые уточнения путём внесения поправок при подготовке законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать наше предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Наверное, проведём такую процедуру: заслушаем доклад по второму вопросу и потом будем обсуждать. Не возражаете, коллеги, против того, чтобы задать вопросы одновременно по первому и второму вопросам? На трибуну приглашается Москалец Александр Петрович, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, он будет делать содоклад от комитета. У нас есть письменное обращение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с просьбой рассмотреть законопроект без участия их представителей. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Представляя на ваше рассмотрение данные законопроекты - я буду говорить сразу о двух, - мы рассчитываем на поддержку предложений, направленных на повышение профессионального уровня судейского корпуса, ведь вполне очевидно, что в настоящее время судья должен иметь глубокие теоретические знания, свободно ориентироваться как в российском, так и в международном праве, принимать и понимать тенденции развития юридической науки, знать судебную практику, владеть технологиями работы с правовой информацией. Действующий сегодня Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" содержит норму о поддержании уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи, однако объективно следует признать, что резко суженная её содержательная часть в явно недостаточной мере регулирует данные вопросы и не отвечает уровню поставленных задач. В то же время эффективность и качество отправления правосудия во многом зависят от профессионального уровня судьи и его квалификации. А вот внесённый нашими коллегами - членами Совета Федерации законопроект предлагает новую редакцию статьи 21 Закона "О статусе судей...", предусматривающую не только поддержание уровня квалификации, а и профессиональную их подготовку путём как стажировки в суде, так и обучения в академии правосудия. Мы считаем верным подход к сохранению системы повышения квалификации судей с периодичностью в три года. По сути дела, рассматриваемый законопроект направлен на формирование системы непрерывного повышения квалификации судей в самых различных формах, и это следует приветствовать. Так уж развивается общество, что если ранее, много лет назад, вся сумма знаний человечества умещалась, могла быть сосредоточена в одной науке, то сегодня и физика, и химия, и математика, и даже политика, да и многое другое - это разные, отдельные науки. Я уже не говорю о юриспруденции, тут даже юристов, в полном объёме владеющих знаниями по всему правовому полю, почти нет. Одновременно с указанным законопроектом мы рассматриваем и законопроект, внесённый Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, который также направлен на регулирование вопросов качества судейского корпуса. Однако мы отмечаем его излишнюю детализацию, да и за давностью времени его внесения он не учитывает целый ряд изменений, внесённых в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" за последнее время. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект, внесённый членами Совета Федерации, и отклонить законопроект, внесённый Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть ли желающие выступить? Нет. Итак, рейтинговое голосование. Ставлю на голосование сначала законопроект под пунктом 10.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставится на голосование законопроект под пунктом 10.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь покажите, пожалуйста, сначала результаты по пункту 10.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 32 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Четыреста пять. Пожалуйста, покажите результаты по пункту 10.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 06 сек.) Проголосовало за 26 чел.5,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 26 чел. Не голосовало 424 чел.94,2% Двадцать шесть. По результатам рейтингового голосования считается принятым в первом чтении законопроект под пунктом 10.1.