Заседание № 57

19.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 156692-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения оснований отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и о присяге лица, приобретающего гражданство Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1777 по 2142 из 12371
2-й вопрос повестки дня - блок законопроектов, рассматриваемых в третьем        
чтении, - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14 Федерального         
закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".       
Доклад Павла Владимировича Крашенинникова.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как       
говорил философ и юрист Серебряного века Владимир Соловьёв, право служит не     
для того, чтобы создать рай на земле, а для того, чтобы на этой самой земле     
не было ада. Мы, конечно, работаем над тем, чтобы создавать законы, чтобы       
создавать правила игры, и совершенно очевидно, что любой законодательный акт    
- это плод компромисса, это искусство возможного, и предлагаемый законопроект   
как раз, на мой взгляд, пример того, что все фракции могут работать вместе:     
ключевые поправки к данному проекту законодательного акта были внесены всеми    
фракциями вместе.                                                               
                                                                                
Этот законопроект состоит из трёх блоков: первый блок связан с отменой          
решений по вопросам о гражданстве, второй блок связан с присягой, третий блок   
связан с получением российского гражданства гражданами, которые приехали с      
Украины. Все ключевые поправки были, подчёркиваю уже который раз, внесены       
руководителями фракций, и на них базируется данный законопроект.                
                                                                                
Как я уже сказал, первый блок связан с отменой решений: если лица представили   
подложные документы либо ложную информацию, в соответствии с решением суда,     
подчёркиваю, возможна отмена решения о принятии в гражданство. Решение об       
отмене базируется на приговоре суда по уголовным делам экстремистского либо     
террористического характера, такая процедура и такие нормы предусмотрены в      
этом законопроекте, который мы рассматриваем в третьем чтении.                  
                                                                                
Вторая часть связана с присягой. Присягу мы обсуждали, я вам докладывал         
текст, и на мониторе текст был. Присяга лаконичная. Также предложена            
процедура принесения присяги: на мой взгляд, очень важно, чтобы это была        
процедура торжественная, публичная, и после этой процедуры человек получит      
паспорт гражданина Российской Федерации.                                        
                                                                                
И третья часть связана, как я уже сказал, с ситуацией на Украине. Мы видим,     
что гражданам не выдаются соответствующие документы: не только о гражданстве    
Российской Федерации, но даже на вид на жительство им документы не выдают.      
Процедура, на мой взгляд... В данной ситуации лучше мы не придумали, но мне     
кажется, что опять же в данной ситуации процедура очень хорошая: человек        
нотариально оформляет отказ от гражданства Украины, один документ отправляет    
в наши миграционные органы, второй направляет в Украину.                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, текст отработан, предлагаем принять законопроект в третьем   
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Пожалуйста, выступить по мотивам от фракций есть желающие? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Могу уже объявить Жириновского Владимира Вольфовича - в соответствии с нашим    
Регламентом руководитель фракции имеет приоритетное право на выступление.       
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
И записались первым, Владимир Вольфович, техника на вашей стороне. Это          
говорит о том, что она работает эффективно.                                     
                                                                                
Так, ещё Коломейцев Николай Васильевич, от фракции.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что вы говорите?                                          
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Положительная аура идёт на диспетчера...                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, и крыша не протекает, Владимир Вольфович.             
(Оживление в зале, смех.)                                                       
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Она протекла там, где "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сидит, в ЛДПР сухо      
всё. (Оживление в зале.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но для чистоты отношений: это было, когда вас не было в   
зале.                                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, они поняли, что меня нет, не надо беспокоить.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я о другом. Все поняли. (Оживление в зале,           
аплодисменты.) Вы же юрист, алиби - это...                                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, но я последний ушёл из Думы, я был до упора, я смотрел:   
все вышли, тогда и я вышел.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это так, но когда вы зашли, уже закончило капать.         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.                   
                                                                                
Добавьте время потом - почти две минуты я проговорил здесь.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время. Мы действительно забрали     
время у Владимира Вольфовича.                                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сразу пять минут пускай будет.                                
                                                                                
Я остановлюсь на 2-м вопросе. Вот мы утвердили текст присяги. Это самый         
торжественный акт в жизни человека: человек может менять семью, к сожалению,    
может быть, два-три раза, работу, но поменять Родину его могут только           
вынудить обстоятельства, ну, например, как сейчас в Донбассе.                   
                                                                                
Вот наш текст присяги: "Вступая в гражданство России, я испытываю неописуемый   
восторг, что с сегодняшнего дня я - гражданин самой великой страны на этой      
земле! Я никогда не предам тебя, Россия, никогда не пойду на поводу у твоих     
врагов и всегда буду гордиться, что я твой сын, и эти шесть букв - РОССИЯ -     
всегда будут жечь моё сердце самой пылкой любовью к моей великой Родине! Я      
никогда не смогу изменить тебе, моя любовь к тебе сильнее, чем любовь к         
самому дорогому человеку, более святая, чем любовь к родителям. Я вечный твой   
сын, я всегда с тобой, моя Родина! И пусть будут прокляты все твои недруги и    
враги, Россия, мы никогда не отдадим никому ни пяди нашей земли! Пусть          
задохнутся от злобы все, кто питает ненависть к России, а мы всегда будем       
гордиться и любить нашу великую страну! И пусть отсохнут мои руки и ноги,       
если я когда-либо перейду на сторону врага, и пусть мёртвым будет мой язык,     
если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России!                        
                                                                                
Мне не нужны грязные деньги и посулы - я никогда ни на йоту не отступлю от      
интересов моего государства. Главное для меня в моей жизни и для всей моей      
семьи - это территория России, это великая русская земля. Я никогда никому не   
позволю сдвинуть ни на миллиметр пограничные столбы моей страны! Авантюристы    
и аферисты всех мастей, все ваши потуги напрасны: русские не сдаются, никого    
не боятся и не продаются! И никогда никому не удастся нас свернуть с верного    
пути к величию Родины. Никто не посмеет одурманить и подкупить нас, никакие     
горлопаны-агитаторы не смогут погасить в нас любовь к России, и мы всегда с     
дрожью в голосе будем говорить: Россия, любимая Родина-мать, я твой верный      
сын до конца моих дней!" (Аплодисменты.)                                        
                                                                                
Вы приняли другой текст, хороший текст, но его лучше произносить при приёме в   
колхоз, например, а приём в гражданство - это должно быть торжественное         
событие для человека, это должно его мобилизовать: не просто пришёл, произнёс   
присягу - и ему документ, паспорт дали, это событие огромнейшей важности! Вот   
он потерял родину, может быть, ему и та родина дорога, но мы должны его         
вдохновить! Я об этом говорю - мы мало вдохновляем людей. Текст может быть      
бюрократически выверенный, правильный - вот написано: я вступаю... соблюдать,   
исполнять, защищать, быть верным... - но не берёт это за душу, не трогает       
человека, понимаете?! Некоторые до сих пор помнят те обещания, которые          
давали, когда вступали в пионеры: вступая в ряды пионерской организации...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте три минуты.                                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, Дума приняла текст, мы не оспариваем это, мы              
проголосуем за закон в том виде, как есть, но хотелось бы, чтобы быстрее        
начали исполнять закон, быстрее начали выдавать паспорта тем, кто стоит в       
очереди уже восемь лет, семь лет, шесть, пять... Зачем мы над людьми            
издеваемся?! Ведь мы над русскими издеваемся! Мы быстрее выдаём паспорта        
африканцам, любому гражданину выдаём быстрее, чем русскому: он приехал, у       
него нет другой родины, он вернулся туда, откуда когда-то его предки уехали     
по призыву, так сказать, по направлению и так далее, а мы из-за какой-то        
справки о выходе из другого гражданства тормозим!                               
                                                                                
У нас перепись назначена на 2020 год, так давайте возьмём под контроль          
миграционную службу, чтобы принять в гражданство такое количество               
соотечественников, чтобы в 2020 году объявить, что нас 150 миллионов. Вот       
разные авторы всё время по-разному говорят: то нас 140, то 142, то 146          
миллионов - ну дайте точную цифру! Что, посчитать не можете? Это же не          
пылинки какие-то! Вон посчитали комаров, переносчиков малярии, - нашли          
приборы и просветили все водоёмы: вот здесь сидят, вот здесь... А людей         
посчитать не хватает, так сказать, сил и возможностей. Очень хотелось бы,       
чтобы действительно выдавали паспорта!                                          
                                                                                
Ну вот Ромодановского убрали (где он сейчас работает?) - сколько я его          
критиковал! Ну убрали его, службу загнали в МВД - пожалуйста, можно и так,      
всё равно все остальные документы проходят, - но сколько они тормозили! И       
тормозили в основном из-за коррупционных схем: задают такие вопросы при сдаче   
русского языка - я не знаю ответов, по истории страны - даже я не могу          
ответить! Специально так вопросы формулируют, чтобы завалить человека, хуже,    
чем при поступлении в МГУ, в МГИМО, в какие-то известные вузы! Зачем мы это     
сделали, зачем вообще ввели экзамен по русскому языку? Вот эмиграция первой     
волны - они уже не знают русского языка, они говорят по-французски,             
по-английски, но хотят вернуться. Староверы уже сто лет живут где-нибудь в      
Аргентине, в Турции, в Азербайджане - они тоже плохо знают русский язык. С      
какой стати это спрашивать?! Русский язык они выучат потом, главное - у них     
есть желание стать гражданами и есть доказательство, что они от нас когда-то    
уехали. Может, вообще человек просто хочет стать гражданином нашей страны, а    
мы тормозим. Единственная в мире страна, которая тормозит, - и при этом         
плачутся с этой трибуны: демографическая проблема! Это искусственная            
проблема: миллионы хотят приехать, но мы не пускаем! И поэтому, естественно,    
сколько приехало к нам, столько и возвращается обратно, и они говорят там: а    
чего ехать - таскают по инстанциям, поджигают хозяйства... Приехал русский      
крестьянин, крепкий русский крестьянин, а местные, так сказать, опустившиеся    
типы, которые не хотят работать, поджигают его коровник, свинарник.             
                                                                                
Я хотел бы, чтобы здесь комитет проявил волю и заставил быстрее принять в       
российское гражданство тех, у кого комплект документов готов, чтобы в 2020      
году объявить, что нас 150 миллионов! (Аплодисменты.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Слово предоставляется Нилову Олегу Анатольевичу, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ          
РОССИЯ". Подготовиться Исаеву, а затем Коломейцеву.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. За три минуты справлюсь.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, это ваше право.                               
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, принимаемый законопроект я предложил бы          
назвать законом года - действительно, мы много раз говорили здесь об этом,      
много инициатив было внесено и отвергнуто. Я сразу коснусь третьего блока       
изменений - тех, которые связаны с отменой крепостного права пана Порошенко     
на граждан Украины. Об этом я говорил с этой трибуны два года назад,            
предлагал принять соответствующий законопроект, но, к сожалению, я тогда не     
был вами услышан.                                                               
                                                                                
Вячеслав Викторович, я попрошу вас иногда пользоваться таким приёмом: вот       
примем мы сегодня закон года, как я его предложил назвать, а потом, я думаю,    
можно было бы послушать запись выступлений с этой трибуны, аргументацию и       
контраргументацию одних и тех же депутатов по аналогичному законопроекту,       
чтобы впредь неповадно было вот так отвергать всё, что предлагается от          
оппозиции.                                                                      
                                                                                
Конечно, нет возможности учесть все поступившие предложения по поводу           
присяги, по поводу перечня преступлений, за совершение которых нужно лишать     
гражданства. Я, например, предлагал наряду с терроризмом, экстремизмом          
считать таким преступлением наркоторговлю, но пока это предложение не было      
поддержано. Давайте подумаем, может быть, мы сделаем это позже. Было            
предложение Владимира Вольфовича о том, чтобы после принесения присяги ещё и    
исполнять гимн Российской Федерации, - это тоже интересное предложение,         
особенно в отношении тех граждан, которые не знают гимн и, наверное, вряд ли    
скоро его выучат. Давайте оставим это предложение для последующего              
обсуждения.                                                                     
                                                                                
Сегодня же, я действительно так считаю, должно произойти очень важное событие   
и для России, и для Украины. И наша фракция, конечно же, поддерживает этот      
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
Подготовиться Коломейцеву.                                                      
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предыдущие выступающие        
взяли достаточно высокую, пафосную ноту, постараюсь от них не отстать.          
                                                                                
Я тоже считаю, что данный законопроект чрезвычайно важен, и, наверное, сама     
процедура его принятия войдёт в историю парламентаризма.                        
                                                                                
Во-первых, это депутатский законопроект, внесённый лидерами всех                
представленных в Думе фракций. У нас есть большие разногласия, мы часто         
спорим, особенно по социальным и экономическим вопросам, но в данном случае     
мы продемонстрировали, что все представленные в парламенте фракции -            
патриотические, что в вопросах защиты национально-государственных интересов     
России мы едины и будем едины, что мы умеем договариваться и действовать        
сообща. Данный закон, безусловно, защищает национальные, государственные        
интересы нашей страны.                                                          
                                                                                
Во-вторых, интересна сама история создания этого законопроекта. Он был внесён   
в связи с одним очень важным вопросом, но решал только одну проблему,           
связанную с отменой предоставления гражданства лицам, осуждённым за             
терроризм. Это крайне важное решение: не все из них получают пожизненные        
сроки, и, выйдя на свободу, они могли бы пользоваться пенсионными,              
социальными правами, свободно въезжать и выезжать из нашей страны. Но в ходе    
обсуждения родились ещё два очень важных предложения, по которым было           
проведено обсуждение с гражданским обществом, с активистами и по которым        
фракции опять-таки пришли к консенсусу. Речь идёт о принятии присяги, то есть   
о публичных обязательствах, человеком, вступающим в гражданство Российской      
Федерации, и о решении проблем наших соотечественников на Украине.              
                                                                                
Что касается присяги, вы знаете, что огромное количество текстов поступило в    
Государственную Думу, в рабочую группу. Мне кажется, сегодня мы должны          
поблагодарить всех, кто представил эти тексты, все они безусловно интересные,   
многие чрезвычайно поэтичные и яркие, как тот текст, который прочитал здесь     
Владимир Вольфович Жириновский. На мой взгляд, рабочая группа правильно         
сделала, что остановилась на том варианте текста, который был принят, - он      
немногословный, но очень ёмкий, в нём названы все основные обязательства,       
которые должен принять на себя человек, вступая в гражданство Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
Безусловно, очень важная тема - это решение проблем наших соотечественников с   
Украины, которые получают возможность без справки оттуда, по облегчённому       
пути, вступить в российское гражданство.                                        
                                                                                
Далеко не все вопросы решены. Вы помните, что при рассмотрении во втором        
чтении обсуждались и другие поправки, но один закон и не может решить всех      
вопросов. Наша работа, безусловно, будет продолжена, а за этот законопроект,    
я уверен, Дума проголосует единогласно. Этим законом мы с вами будем            
гордиться перед своими детьми и внуками.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я всех вас поздравляю с единой, слаженной, дружной работой   
на благо России, эта работа войдёт в историю! (Аплодисменты.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, фракция КПРФ.                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!              
Безусловно, принесение присяги как один из инструментов принятия в              
гражданство существует во многих странах, но мне кажется, это недостаточное     
условие для принятия в гражданство.                                             
                                                                                
Конечно же, этот закон для многих жителей ДНР и ЛНР будет хорошей, скажем       
так, отдушиной. У нас в Ростовской области их достаточно много, и, к            
сожалению, в условиях безработицы не все сегодня тепло принимают приехавших.    
                                                                                
Но я хотел бы расширить тему. Мне кажется, что если уж мы следуем примеру       
других стран, то надо брать не только присягу... Кстати, Владимир Вольфович     
читал серьёзно, а я на многих лицах видел улыбки - с моей точки зрения, этот    
текст не вызывает улыбки, если к нему подходить серьёзно. Видимо, не все        
депутаты настроились на серьёзное восприятие этого закона, несмотря на пафос.   
                                                                                
Сегодня во многих ведущих странах, таких как Австралия, Канада, США, если вы    
попытаетесь получить вид на жительство, вам дадут анкеты, там будет где-то по   
двести вопросов, на которые вы должны будете ответить, и вы обязаны будете      
пройти полную медицинскую комиссию, освидетельствование. Вот мне кажется, что   
у нас этого не хватает. Посмотрите, совсем недавно мы приняли закон... Ведь в   
ряде республик, которые поставляют нам много рабочей силы, сегодня, как и в     
России, эпидемия СПИДа, эпидемия туберкулёза, и мне кажется, что, вообще-то,    
нам надо в развитие этого закона дать поручение МВД, которое сегодня этим       
занимается, может, пограничникам, может быть, в международных аэропортах        
действительно надо установить лаборатории, чтобы хотя бы на ВИЧ-инфекцию, на    
туберкулёз проверять, это не требует серьёзных анализов, но всё-таки мы         
проверим - у нас и своих проблем достаточно, чтобы мы ещё усугубляли ситуацию   
чужими.                                                                         
                                                                                
Кроме того, в той же Канаде, в Австралии есть ограничения по возрасту: если     
вы старше 40 лет, то ваше обращение будут рассматривать, только если вы         
внесёте большую сумму, а так - до 40 лет и обязательно наличие минимум          
среднего специального образования. Мне кажется, что нам тоже надо вводить       
такие ограничения, потому что у нас, к сожалению, падает квалификация           
работающих граждан, и, скажем так, простые мигранты, даже при плохой            
демографической ситуации, нас вряд ли усилят, а вот ослабить могут.             
                                                                                
Ну и конечно же, учитывая проблемы терроризма и множество законов, которые мы   
в связи с этим приняли, мы, наверное, должны и здесь более внимательно          
смотреть, потому что, к сожалению, даже многократно осуждённые (в том числе и   
у нас) через какое-то время опять приезжают к нам и совершают такие же          
преступления.                                                                   
                                                                                
Мы поддержим этот закон.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, дискуссия завершена, по мотивам        
выступления состоялись.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14          
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской      
Федерации", вопрос 2 нашей повестки дня.                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - четыреста девять, против - ноль, воздержалось - ноль.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, федеральный закон принят единогласно - поздравляю!           
                                                                                

Заседание № 55

12.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 156692-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части уточнения оснований отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации; принят в первом чтении 19 мая 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 22 и 38 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3051 по 3445 из 10217
34-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14          
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской      
Федерации". Доклад председателя Комитета по государственному строительству и    
законодательству Павла Владимировича Крашенинникова.                            
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему    
вниманию предлагаются поправки в названный законопроект. Я сразу хочу           
сказать, что эти поправки достаточно бурно, я бы сказал, и серьёзно             
обсуждаются на разных уровнях. Здесь присутствуют коллеги, которые занимаются   
миграционной политикой, в том числе коллеги из МВД, Александр Владимирович      
Горовой, мы с ними в очень тесном режиме работаем. Работаем в тесном режиме     
также с правительством, с администрацией президента.                            
                                                                                
На ваш суд выносится три блока поправок. Первый блок поправок связан с          
отменой решения о приобретении гражданства. Речь идёт о тех случаях, когда      
гражданин, который приобрёл гражданство, представил подложные документы либо    
ложную информацию, и, подчёркиваю, на основании решения суда происходит         
отмена соответствующего решения. Что касается ложной информации, то здесь       
указан достаточно большой блок статей в отношении преступлений                  
экстремистского и террористического характера, и в случае совершения таких      
преступлений и признания виновным по этим статьям конкретного гражданина этот   
гражданин теряет гражданство. Ко второму чтению у нас предложены поправки по    
данному блоку, которые не только носят юридико-технический характер, но также   
говорят о том, что те родители или дети, или супруга, которые получили          
гражданство после принятия этим гражданином соответствующих прав, не лишаются   
гражданства.                                                                    
                                                                                
Второй блок поправок у нас посвящён присяге. Вы знаете, что во многих странах   
мира существует присяга, которую дают граждане, вступая в гражданство           
соответствующей страны; мы считаем, что и у нас в стране это обязательно        
нужно делать, когда человек вступает в российское гражданство. Что касается     
присяги, у нас тоже была достаточно большая процедура, большая работа.          
Коллеги, вы знаете, что 6 июня этого года президент Владимир Владимирович       
Путин в ходе встречи с нашим председателем предложил ввести соответствующую     
присягу и соответствующую церемонию. Мы провели большое количество заседаний    
рабочих групп, в том числе расширенное заседание, выработали принципы, о        
которых я здесь вам докладывал, касающиеся того, как и в каком виде должна      
быть присяга: она должна быть лаконичная, она должна проходить в                
торжественной форме. Надо сказать, что на сайт комитета поступило более         
девяноста проектов присяги от разных граждан, от разных вузов, в том числе от   
коллег наших, после этого мы отобрали десять вариантов, и на заседании          
рабочей группы был утверждён тот текст присяги, который сегодня выносится.      
Ещё раз подчёркиваю, были многократные обсуждения и тот вариант, который        
сегодня у вас на столе, был внесён всеми лидерами фракций, которые              
присутствуют в Государственной Думе.                                            
                                                                                
Коллеги, текст у нас вывешен вот здесь, кто ещё не посмотрел, можете            
посмотреть.                                                                     
                                                                                
Хочу сказать, что все тексты присяги, которые были внесены, в общем-то,         
концептуально достаточно похожи, потому что во всех предлагается соблюдать      
нашу Конституцию и чтить наши традиции, историю и так далее. Текст я не буду    
озвучивать, у вас он есть. Кроме того, в поправках у нас есть то, что           
касается процедуры принесения присяги. На мой взгляд, мы пришли к очень         
хорошему варианту. Обсуждались разные варианты, но мы пришли к тому, что        
должна приноситься присяга и именно после принесения присяги должен             
выдаваться документ - паспорт российского гражданина, и именно с этого          
момента соответствующий гражданин приобретает все права и обязанности           
гражданина Российской Федерации.                                                
                                                                                
Следующий блок поправок, коллеги, связан с теми лицами, которые хотят           
получить гражданство и которые проживают на территории Украины. К сожалению,    
за последнее время, за последние несколько лет получить какие-либо справки,     
которые предусмотрены законом, по поводу того, что человек является             
гражданином соответствующей страны, в данном случае Украины, с Украины          
невозможно. Это касается как приобретения гражданства Российской Федерации,     
так и вида на жительство. Соответственно был предложен вариант, на мой          
взгляд, очень правильный, который предлагает выход из данной ситуации, -        
когда гражданин отказывается от гражданства Украины, при этом он этот отказ     
оформляет нотариально. Один экземпляр направляется в миграционные органы, а     
второй, соответственно, в государство Украина. Таким образом, в общем-то,       
сотни тысяч граждан, которые ждут как получения гражданства, так и вида на      
жительство, смогут вот эту проблему решить с точки зрения статуса, с точки      
зрения передвижения, с точки зрения работы.                                     
                                                                                
Также, коллеги, следует сказать, что с учётом того, что должны быть             
подготовлены подзаконные акты, в том числе ведомственные акты Министерства      
внутренних дел, и, что особенно важно, порядок должен утвердить Президент       
Российской Федерации, в поправке указано, что данный закон вступит в силу с 1   
сентября этого года.                                                            
                                                                                
У нас имеются две таблицы поправок: в таблице № 1 десять поправок,              
рекомендованных к принятию, в таблице № 2 одна поправка - о ней, я думаю, мы    
отдельно поговорим.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли замечания и вопросы по таблице поправок № 1,         
предложенных ответственным комитетом к принятию? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным        
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы, замечания по таблице поправок № 2, предложенных       
ответственным комитетом к отклонению? Есть.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Коллеги, ещё раз довожу до вас информацию - об этом сказал Павел                
Владимирович, - что здесь присутствует довольно большая группа наших коллег     
из Министерства внутренних дел во главе с временно исполняющим обязанности      
министра. Если будут вопросы по обсуждаемым поправкам, вы можете адресовать     
их работникам, руководителям Министерства внутренних дел.                       
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Затулин Константин Фёдорович.                                                   
                                                                                
Включите Затулину микрофон.                                                     
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Поправку, которую вчера на    
своём заседании комитет предложил отклонить, внёс я. Хочу подтвердить, что мы   
предлагаем в данном случае принять особый порядок рассмотрения вопросов о       
получении вида на жительство и гражданства России для сегодняшних граждан       
Украины, которые не имеют возможности на самом деле получить справку на         
Украине о выходе из гражданства. Три года интенсивного диалога по этому         
поводу ни к чему не привели, за всё это время у нас единицы смогли получить     
упрощённое гражданство как носители русского языка - всего 24 человека с        
Украины.                                                                        
                                                                                
Так вот принятая поправка не в полной мере снимет проблему. Ибо в законе        
"О гражданстве...", где даётся определение, кто же те люди, которые получают    
право сдать экзамен как носители русского языка и в дальнейшем претендовать     
на упрощённый порядок получения вида на жительство и гражданства Российской     
Федерации, есть оговорка, в соответствии с которой люди, не родившиеся и не     
проживавшие в Российской Федерации, не имеющие родственников по прямой          
восходящей линии на территории бывшей Российской Империи или Советского         
Союза, но в пределах современной государственной границы Российской             
Федерации, по сути, не могут воспользоваться этой процедурой. И моя поправка    
преследует своей целью снять эту проблему, с тем чтобы все, кто имеет такое     
желание и относится к числу наших соотечественников - а это будет               
удостоверено лишний раз проведением экзамена по русскому языку, - получили      
такую возможность. При этом я предлагаю, чтобы перечень стран, которые          
исключаются из числа постсоветских территорий, чьих граждан мы имеем право      
рассматривать как носителей русского языка, составлялся правительством, то      
есть применяется метод вычитания. Если правительство не считает нужным внести   
в перечень какую-то страну, включить её граждан в число тех, кто получает       
право на сдачу экзамена как носитель русского языка, то оно соответственно в    
перечне это укажет.                                                             
                                                                                
Вот, собственно, моё предложение. И только в этом случае, как я понимаю,        
сотни тысяч тех, кто уже приехал в Россию и сегодня обивает пороги наших        
учреждений, получат безусловное право натурализоваться в России и приносить     
пользу себе и нашей стране.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крашенинников Павел Владимирович - мнение комитета.       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, мы эту тему довольно давно обсуждаем, и эту поправку    
мы обсуждали, в том числе на заседании комитета, довольно трудное было          
обсуждение. Очевидно, что нужно как-то двигаться дальше, очевидно, что надо     
расширять круг таких возможностей. При этом я считаю, что если нам идти         
дальше, то, безусловно, нужно согласовывать эту поправку, во-первых, с          
Правительством Российской Федерации, потому что мы наделяем его                 
дополнительной компетенцией, притом что внешнеполитическая компетенция у        
министерства всё-таки довольно минимизированная, мягко говоря, а во-вторых, с   
Министерством иностранных дел. Ну и конечно, мне кажется, что то, что мы        
примем на данный момент, вот этот третий блок из всего сегодняшнего             
законопроекта, это огромный шаг вперёд. Над этой темой, я считаю, нам нужно     
продолжать работу, нужно продолжать двигаться дальше.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, а от Министерства внутренних дел      
нам могут прокомментировать то, о чём сказал коллега Затулин? Принимаемая       
норма, как вы сами сказали, это движение вперёд, и Затулин с этим тоже          
согласен, но вместе с тем будут не решены вопросы у тех, кто, являясь           
носителем русского языка, проживал на территории Российской Империи или         
Советского Союза, а сегодня она не входит в границы Российской Федерации,       
потому что те, кто проживает за пределами России, в любом случае не подпадают   
под эту норму.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, кто мог бы это прокомментировать?                                   
                                                                                
Александр Владимирович, вы? Пожалуйста.                                         
                                                                                
ГОРОВОЙ А. В., временно исполняющий обязанности министра внутренних дел         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! С господином Затулиным - и   
ему большое спасибо - мы работаем очень плотно. Я хотел бы, чтобы нас           
услышали в части необходимости принятия в первоочередном плане решения по       
вопросу, который вынесен сегодня на ваше рассмотрение.                          
                                                                                
Российская Федерация продолжает делать гуманитарные шаги по отношению к         
гражданам Украины, которые вынужденно покинули свои территории. Спасибо вам     
за взаимодействие при оперативном принятии пакета федеральных законов в 2014    
году, на основании которых мы оформили в качестве беженцев более полутора       
тысяч граждан Украины из юго-восточных её районов. Затем было принято решение   
о признании документов, которые выдаются на территории отдельных районов        
Донецкой и Луганской республик, на территории Российской Федерации. И вот это   
третий шаг, это шаг опять гуманитарного характера, который делает наша страна   
в отношении этих граждан.                                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, то, что обозначено господином Затулиным, безусловно,        
имеет место, нужно принимать это к рассмотрению, мы готовы работать в этом      
направлении, но сегодня необходимо решение вопроса, который стоит на повестке   
дня: этого от нас ждут, по нашим подсчётам, порядка шестисот тысяч украинцев,   
которые приехали на территорию Российской Федерации, уже интегрировались,       
нашли работу, перевезли детей, обустраивают быт, и нам необходимо оперативно    
принять это решение.                                                            
                                                                                
Мы крайне неудобно себя чувствуем, как последняя инстанция, когда, опираясь     
на существующие федеральные законы, отказываем этим людям в принятии            
гражданства. Я приведу две цифры: с 2014 года принято в гражданство 5,5         
тысячи граждан Таджикистана и 55 граждан Украины. Правительство Украины         
умышленно не отвечает и не принимает запросы и документы, которые граждане      
Украины направляют в компетентные органы. В соответствии с нашими               
регламентами и федеральными законами, которые мы не можем обойти, мы не можем   
принять это решение. Все списки есть, 476 тысяч человек имеют разрешение на     
временное проживание, 176 тысяч имеют вид на жительство, 777 тысяч граждан      
Украины ежегодно пролонгируют патенты на занятия трудовой деятельностью. За     
время функционирования федеральной программы... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте время...                             
                                                                                
ГОРОВОЙ А. В. За время функционирования федеральной программы 214 граждан       
Украины стали гражданами Российской Федерации. Но мы не можем их побудить       
останавливаться в тех или иных субъектах. И я буду благодарен депутатам         
Государственной Думы, которые услышат меня в части продолжения нашей работы     
после этого заседания с господином Затулиным и примут решение по                
существующему, предложенному в повестке дня вопросу, а мы оперативно            
подготовим все подзаконные акты, предусматриваемые и вытекающие из этого        
проекта закона.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович. Спасибо присутствующим   
с вами коллегам по министерству за вашу позицию.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом информации, которую довёл до нашего сведения        
временно исполняющий обязанности министра внутренних дел, может быть, мы        
поступим таким образом: в связи с тем что предложенная поправка Константина     
Фёдоровича Затулина требует дополнительной проработки, но вместе с тем она      
сама по себе правильная и развивает норму, которую мы сейчас будем              
рассматривать в плане принятия... Может быть, Константин Фёдорович, чтобы мы    
её не отклоняли - потому что, думаю, многие не хотели бы этого делать, - вы     
отзовёте её, чтобы в течение недели мы провели консультации и с Министерством   
внутренних дел, и с Главным правовым управлением, и с Правительством            
Российской Федерации? А с учётом того что на следующей неделе мы будем          
принимать законопроект в третьем чтении, если сейчас мы его примем во втором    
чтении, мы могли бы в случае достижения консенсуса вернуться ко второму         
чтению, принять поправку, которую вы предлагаете, и затем уже принимать         
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Затулину.                                         
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, я, конечно, согласен ради дела     
снять эту поправку с учётом всего того, что было сказано вами и                 
представителем Министерства внутренних дел.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом того что в таблице № 2 поправок, рекомендованных    
к отклонению, всего одна поправка, о которой докладывал Затулин, Константин     
Фёдорович, сняв данную поправку с рассмотрения, освобождает нас от              
необходимости её отклонять.                                                     
                                                                                
Вместе с тем, Павел Владимирович, мы можем взять на себя обязательство в        
течение недели максимально проработать со всеми участниками законотворческого   
процесса - мы не одни в этом процессе - вопрос о поправке Затулина. Павел       
Владимирович, вы сможете это сделать, да?                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все поправки рассмотрены.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14          
Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской      
Федерации", 34-й вопрос.                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят, уважаемые коллеги.                        
                                                                                
По ведению - Нилов Олег Анатольевич.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня был вопрос, как вы предложили, к представителям правительства, МВД,      
но, если можно, я его сейчас уже выскажу.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Вячеслав Викторович! Ровно два года назад законопроект       
нашей фракции на эту тему мною лично был доложен с этой трибуны, он был         
поддержан всеми тремя оппозиционными фракциями, но в результате отклонён. На    
этот законопроект, естественно, было дано отрицательное заключение, он опять    
не был замечен, когда лежал после отклонения. Затем мы вновь внесли этот        
законопроект, сейчас он находится в повестке дня. Я хочу задать вопрос          
представителям правительства: почему происходит так, что другие поправки на     
ту же самую тему правительством поддерживаются и теперь мы слышим те же самые   
аргументы, с которыми я выступал с трибуны, а если законопроекты вносятся не    
той фракцией, то их не замечают годами и отклоняют?                             
                                                                                
Я прошу провести, может быть, какой-то анализ: кто готовил заключение, на       
каком основании... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...на каком основании отказали, чтобы впредь не повторять таких,    
я считаю, ошибок. Два года назад мы могли принять такой закон и избавить        
шестьсот тысяч граждан Украины от тех мучений и страданий, которые они          
претерпели за эти два года.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР, по ведению.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, выступлю не совсем по ведению, но, по-моему, по теме. Вот    
подобных коллизий, Вячеслав Викторович, никогда бы не происходило, если бы мы   
чётко придерживались Регламента. По большому счёту, поправка Затулина,          
которую, кстати, мы в ЛДПР поддержали, требует значительных затрат из           
бюджета. И надо не согласительную комиссию создавать, а надо, чтобы он          
получил, допустим, заключение правительства, поскольку бешеные деньги           
требуются. Мы не против, но сейчас, когда в законопроект во втором чтении       
вносится много такого, что вообще к тому, что принято в первом чтении,          
никакого отношения не имеет, у нас действительно возникает масса вопросов, и    
мы второе чтение превращаем в первое.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, прежде всего, мы ни из второго       
чтения, ни из третьего во второе ничего не возвращаем, мы говорим лишь о том,   
что будем работать над поправкой, которая затрагивает интересы большого         
количества наших соотечественников в разных странах, и мы к этому подойдём      
ответственно. У нас есть время, чтобы до рассмотрения законопроекта в третьем   
чтении поработать.                                                              
                                                                                
Мы узнали позицию председателя комитета: он считает, что можно в этом           
направлении поработать. Вы слышали выступление временно исполняющего            
обязанности министра внутренних дел: он также считает, что нужно проработать    
этот вопрос. А дальше по итогам этой работы мы с вами будем принимать           
решение. Здесь речь идёт о принципах и подходах к работе, а не о каких-то       
вкусовых моментах, если бы вы внесли поправку - тем более ваша фракция данную   
поправку поддержала, - мы также стали бы обсуждать вашу поправку. Прав во       
многом наш коллега Нилов, сказав о том, что, если такая поправка была ранее,    
конечно, нам нужно, чтобы при определении авторства той поправки, которая       
сейчас рассматривается, учитывались инициативы, которые депутаты вносили        
ранее. Мы уже об этом говорили, это от нас зависит.                             
                                                                                
Но, коллеги, учитывая, что вопрос, который поднял Затулин, действительно        
затрагивает огромное количество людей, и вы слышали, что ту поправку, которую   
мы сейчас принимаем... Вы тоже правильно сейчас сказали, действительно есть     
вопрос к концепции, но, коллеги, это тот случай, когда решение затрагивает      
порядка шестисот тысяч наших соотечественников, которые приехали сюда и         
которые не могут оформить гражданство по той причине, что отсутствует норма,    
которую мы сегодня рассматриваем. Они не могут получить справки на Украине,     
потому что там делают всё, чтобы воспрепятствовать им в получении               
гражданства. Наверное, мы, как политики, должны это понимать и быть выше        
этого.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Герасименко Николай Фёдорович.                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, по таблице № 1 поправок, рекомендованных к       
принятию, я голосовал за, не сработала кнопка.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просьба к секретариату учесть позицию коллеги             
Герасименко.                                                                    
                                                                                
Коллеги, мы с вами приняли данный законопроект во втором чтении.                
                                                                                

Заседание № 43

19.05.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 156692-7 "О внесении изменений в статьи 22 и 38 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части уточнения оснований отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5751 по 6145 из 8619
Коллеги, на 16 часов, на фиксированное время, у нас поставлены два              
законопроекта, пункты 76 и 77: 76-й пункт, проект федерального закона "О        
внесении изменений в статьи 22 и 38 Федерального закона "О гражданстве          
Российской Федерации", и 77-й пункт, проект федерального закона "О внесении     
изменения в статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской              
Федерации". Рассматриваем законопроекты совместно. Докладывает Павел            
Владимирович Крашенинников.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, данные законопроекты нужно               
рассматривать в совокупности, в комплексе, и естественно, я хочу доложить       
сразу по двум.                                                                  
                                                                                
В первом проекте речь идёт о внесении поправок в статьи 22 и 38 Федерального    
закона "О гражданстве...", и в статье 22 устанавливаются основания отмены       
решения по вопросам гражданства Российской Федерации. Я хочу просто обратить    
внимание на то, что это не лишение гражданства, а уточнение основания отмены    
решения по вопросам гражданства, то есть того решения, которое состоялось и     
которое по существу является ничтожным, то есть решение, по которому возможна   
его отмена.                                                                     
                                                                                
Два случая основания для отмены: первое - это подложные документы, когда        
человек подаёт документы, которые не соответствуют действительности, как        
говорится, подтасовывает факты и на основании этого принимается решение,        
которое вот по этому закону предлагается отменить; и второе - это когда         
человек (я специально говорю "человек", а не "гражданин", потому что он ещё     
не получил гражданство) представляет заведомо ложные сведения, и под этими      
заведомо ложными сведениями в проекте как раз понимается совершение уголовно    
наказуемых деяний террористического или экстремистского характера. Перечень     
конкретных статей Уголовного кодекса здесь есть, это статьи 205, 205-1,         
205-2, 205-3 и так далее. Соответственно, сама процедура отмены этого решения   
в данном случае осуществляется исключительно в судебном порядке.                
                                                                                
В тех случаях, когда речь идёт о заведомо ложных сведениях, процедура           
следующая: должен быть приговор по соответствующим статьям, в соответствии со   
вторым проектом, который идёт под следующим пунктом повестки, это поправки в    
393-ю статью Уголовно-процессуального кодекса, этот приговор направляется в     
соответствующие органы управления, которые занимаются миграцией, и решение о    
предоставлении гражданства отменяется. Собственно говоря, вот чему посвящены    
эти поправки.                                                                   
                                                                                
Я не буду подробно говорить о том, для чего это нужно, - это нужно,             
во-первых, для поддержания правопорядка, ну и, во-вторых, также имеет очень     
большое значение для профилактики в отношении тех лиц, которые предполагают     
совершать те или иные преступления террористического или экстремистского        
характера.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, данные законопроекты поддержали представители и              
руководители всех фракций, комитет также поддержал. Я выступаю и от комитета,   
и от имени тех, кто внёс данные законопроекты, и предлагаю поддержать эти два   
законопроекта. Комитет также поддерживает.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Швыткин Юрий Николаевич.                                                        
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н. Павел Владимирович, у меня вопрос. Я так понимаю, по данному      
законопроекту будут ещё комментарии к Уголовному, Уголовно-процессуальному      
кодексу, потому что, на мой взгляд, может быть некое двойное трактование,       
например, в отношении захвата заложника. Я понимаю, что мы имеем в виду         
захват заложника в рамках террористической деятельности и так далее, а,         
например, захват заложника в бытовых условиях - это же не является поводом      
для лишения гражданства? Я правильно понимаю, Павел Владимирович?               
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну да, у нас статья 206 "Захват заложника" достаточно       
многослойная. Я думаю, что, конечно, если бытовые условия, это не должно        
подпадать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Павел Владимирович, конечно, вам не позавидуешь,         
поскольку законопроект, так скажем, идеальный с юридической точки зрения, но    
мне всё-таки не очень понятно: неужели вы считаете, что человек - я             
специально говорю "человек", - который идёт на совершение террористического     
акта... что будет легче от того, что после того, как он себя взорвёт и утащит   
вместе с собой в могилу ещё энное количество людей, его лишат гражданства?      
Как быть, допустим, с детьми, которые не обязаны принимать вот это              
обязательство - соблюдать Конституцию, российские законы, а вместе с тем они    
в 16 лет, допустим, ещё дети, а в 18 лет уже граждане и могут совершить это     
преступление, и мы не сможем их лишить гражданства, поскольку по нашему же      
этому закону мы не имеем права отменить основания приобретения гражданства,     
если человек потом останется лицом без гражданства? То есть я, честно говоря,   
не очень понимаю, почему у нас получается, что люди делятся на разные           
категории. То есть я понимаю, что... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович.                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вопрос не полностью прозвучал. Я просто обращаю ваше        
внимание на то, что здесь... Вы, наверное, хотели сказать о равенстве           
гражданства приобретённого и гражданства от рождения. Такое деление             
существует, оно существует достаточно давно. Этот законопроект полностью        
соответствует Конституции, здесь нет разделения с точки зрения того, когда      
человек получил гражданство, здесь лишь говорится о возможности и о             
необходимости отмены соответствующего решения, которое было принято на          
основании ничтожных данных, в первом случае - подложных документов, во втором   
случае - ложных сведений.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Павел Владимирович, что касается подложных документов, я         
думаю, здесь вопросов нет: если человек обманул, получая гражданство,           
соответственно, он должен быть его лишён. А вот что касается тех людей,         
которые приняли, точнее, получили гражданство в установленном порядке и в       
последующем, совершив ряд преступлений, о которых мы говорим, лишились его, -   
каков их статус в дальнейшем? Человек просто остаётся без гражданства после     
отбывания наказания?                                                            
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, после того как он отбыл срок, он остаётся без           
гражданства Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить, коллеги? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
От фракции, Олег Анатольевич?                                                   
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция поддерживает концепцию этого             
законопроекта, но я, может быть, предложил бы действовать ещё жёстче, более     
радикально в отношении тех преступников разных мастей, которые, вступив в       
гражданство России, совершают действительно самые тяжкие, тягчайшие             
преступления, которые обозначены в этом законопроекте. Я также считаю, что      
подобная мера - лишение гражданства - должна распространяться и на тех          
преступников, которые занимаются наркобизнесом, а их, к сожалению, огромное     
количество сегодня, этих мафиозных наркокартелей, которые используют вот этот   
трафик, внедряют сюда представителей разных народов, покупают, приобретают      
всякими обманными путями гражданство. Тут не надо скрывать, что институт        
получения гражданства через вступление в брак используется сплошь и рядом. И    
в перечень указанных тягчайших статей, преступлений - терроризм, экстремизм,    
- я считаю, надо добавить наркобизнес, торговлю оружием, людьми, бандитизм,     
ведь это не менее тяжкие и опасные преступления и по ним нужно создавать        
некий механизм.                                                                 
                                                                                
Сейчас, возможно, действительно сложно представить какие-то поправки и          
реализовать ту идею, которую я, специально выйдя сюда, излагаю, но как          
вариант, может быть, давайте подумаем над тем, чтобы каждый вступающий в        
гражданство иностранец произносил клятву, клятву России, по которой он          
обязуется вести себя как законопослушный гражданин, ну и подписывался под       
рядом других обязательств, в случае нарушения которых - сам лично даёт          
согласие - он должен быть наказан по уголовным статьям, вплоть до лишения       
гражданства, как субъект, не выполнивший обязательств, клятвы, которую он       
произнёс. Это сложно, я понимаю, но во многих странах такую клятву произносят   
люди, вступающие в гражданство. Ну и вот в качестве последствия за нарушения,   
а там не просто нарушения, а действительно серьёзные нарушения обязательств,    
которые он берёт на себя при получении паспорта гражданина России...            
                                                                                
Вот таким коротким предложением, коллеги, я призываю вас продолжить защиту      
самой главной ценности наших граждан - права на жизнь, безопасность, а          
значит, на то, чтобы объявить всех врагов таковыми, это раз, а во-вторых,       
призвать их в полной мере к ответственности.                                    
                                                                                
И считаю, что лишение гражданства в том случае, если будет доказано нарушение   
каких-то конкретных пунктов, а это не всегда может быть доказано... Я считаю,   
что по факту совершения вышеназванных тягчайших преступлений и тех, которые я   
предлагаю включить в перечень, нужно найти механизм лишения гражданства         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Исаев Андрей Константинович. Выступление от фракции.                            
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень важно, что эти    
законопроекты поддержаны всеми думскими фракциями. Я очень коротко хотел бы     
выступить, сказать в связи с теми спекуляциями, которые вокруг этих             
законопроектов, к сожалению, возникают.                                         
                                                                                
Прежде всего, данные законопроекты предусматривают возможность лишать           
гражданства не тех граждан Российской Федерации, которые приобрели его, что     
называется, от рождения. В соответствии с Конституцией таких граждан, какие     
бы тяжёлые преступления они ни совершили, - будь это хоть Чикатило! - лишить    
гражданства мы не можем, и в данном случае Конституция никак не нарушается.     
Гражданства могут быть лишены лишь те, кому это гражданство дало Российское     
государство, наши государственные органы. Уже сегодня существует процедура      
лишения гражданства тех, кто наше государство при приобретении гражданства      
обманул, то есть дал ложные документы или ложные сведения. Но ведь тот, кто,    
став гражданином России, занялся террористической деятельностью, тоже           
обманывает нас, обманывает наше государство и наше общество, потому что мы      
даём гражданство исходя из того, что это добросовестный человек, который        
готов работать и служить своей новой Родине. В случае, если человек приобрёл    
гражданство, но занялся террористической деятельностью, то есть встал на путь   
войны со страной, мы считаем, естественно, он гражданства должен быть лишён.    
                                                                                
Говорят о том, что бессмысленно запугивать террористов - смертников,            
организаторов терактов - лишением гражданства. Уважаемые коллеги, по            
законодательству, в том числе и по этому закону, террористическая               
деятельность, предполагает не только непосредственное участие в теракте, но и   
финансирование экстремистских организаций, и их создание, и поддержку           
создания подобных организаций. Далеко не все люди, которые осуждаются по        
данным статьям, получат пожизненное тюремное заключение, а это означает, что,   
выйдя на свободу, - если они не будут лишены гражданства - они будут            
оставаться гражданами Российской Федерации и пользоваться всеми правами, то     
есть правами свободного въезда и выезда, ещё и получат пенсионное обеспечение   
в соответствии с законодательством Российской Федерации.                        
                                                                                
Данный законопроект абсолютно обоснован. Я считаю, что граждане его             
поддержат, он абсолютно справедлив, и очень важно, чтобы за него                
проголосовали сегодня все думские фракции. Люди, обманувшие доверие             
государства, люди, фактически пренебрегшие своими обязательствами перед новой   
Родиной, должны быть лишены гражданства, никакими правами граждан России не     
должны пользоваться. Что с ними при этом станет - останутся ли они гражданами   
других государств или станут лицами без гражданства - это их дело, которое      
России касаться не должно.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
От фракции, Сергей Владимирович? Нет.                                           
                                                                                
Три минуты поставьте.                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, мне очень странно, что такой уважаемый,         
опытный депутат, как Андрей Константинович Исаев, говорит о том, что данный     
законопроект о лишении гражданства. Гарри Владимирович, как представитель       
гаранта Конституции, наверное, постоянно нервно реагирует на это. Этот          
законопроект не о лишении гражданства, согласно Конституции гражданин России    
не может быть лишён гражданства либо права его изменить. Этот законопроект о    
том, что основания приобретения гражданства человеком, получившим               
гражданство, могут быть отменены.                                               
                                                                                
Ещё раз говорю, я не за то, чтобы поощрять террористов, тех, кто занимается     
этим мерзким делом, - здесь вопросов нет, но в конце концов, мы -               
Государственная Дума, и основной наш принцип: суров закон, но это закон, и мы   
этот принцип должны соблюдать. Любой юрист вам сейчас скажет, что               
законопроект, написанный таким образом, очень далёк от того, что называется     
нормальным законопроектом, просто очень далёк.                                  
                                                                                
Приведу один простой пример: человек, который получает гражданство, в           
результате его приобретения даёт обязательство соблюдать Конституцию России и   
законы Российской Федерации, и если он вдруг совершает преступление             
(например, убивает несколько человек, как Чикатило), такой человек              
гражданства лишён не будет, вернее, основание, по которому он получил           
гражданство, отменено не будет - да, Андрей Константинович? А человек,          
который был признан участвовавшим в экстремистском сообществе, - а вы знаете,   
что экстремистским сообществом можно признать далеко не самую серьёзную         
организацию, - будет лишён гражданства.                                         
                                                                                
Опять же, по закону гражданство у всех одинаковое, вне зависимости от способа   
его приобретения - не важно, родился ты, приобрёл его, восстановил и так        
далее, поэтому и наказание у всех должно быть одинаковое. Если уж вы хотите     
наказывать этих людей, то давайте соблюдать нормальную юридическую практику,    
как, допустим, в отношении полицейских: полицейский несёт более высокую         
ответственность за то, что он совершает правонарушение, поскольку он облечён    
доверием общества, он вооружён, и, если он начинает из себя что-то там          
воображать и совершает преступление, он получает гораздо большее наказание,     
чем простой человек, - давайте сделаем так же, давайте наконец вернём           
смертную казнь, но этого вы почему-то не хотите! Хотите быть красивыми,         
соблюдать политес перед Европой и мировым сообществом - ну, перед Европой,      
грубо говоря, - и мораторий на смертную казнь соблюдаете в отношении лиц,       
которые убили много людей, всё равно они будут сидеть. Я не знаю, что там       
насчёт пенсии: выйдет такой преступник - не выйдет, тем не менее мы его         
содержим, он питается, хорошо живёт, режим дня у него, нормально себя           
чувствует - и вы не хотите вернуть смертную казнь! А то, что мы перед всем      
юридическим сообществом, приняв такой закон, будем выглядеть как... я уж не     
знаю, как это можно нормально назвать... Вот это - пожалуйста.                  
                                                                                
Ещё раз говорю: уважаемые коллеги, мы не за то, чтобы поощрять террористов,     
но в таком виде законопроект ни в какие ворота не лезет. И Павел Владимирович   
прекрасно знает, что это так, несмотря на то что он сейчас докладывал, что      
вроде как все поддержали и тому подобное. Ещё раз говорю: мы не против того,    
чтобы бороться с терроризмом, но законы из нашего зала должны выходить такие,   
чтобы над ними не смеялись. Вот так вот!                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая.                                                       
                                                                                
Три минуты поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, решение, которое мы принимаем, принципиально    
значимое и с точки зрения профилактических мер, и с точки зрения заявления      
нами, как государством и обществом, позиции: когда совершеннолетние             
дееспособные иностранные граждане, вступая в гражданство Российской             
Федерации, принимают на себя - кстати говоря, письменно - обязательства         
соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, мы     
рассматриваем это не только как обязательства, а как заявление неких позиций,   
которые являются целью вступления в гражданство Российской Федерации.           
Поэтому, строго следуя логике Конституции Российской Федерации, в данном        
законе мы устанавливаем процедуру отмены решения о вступлении в гражданство в   
отношении тех лиц, которые, заявляя эти правомерные намерения о приобретении    
гражданства, их нарушают. Принципиально важным является тот факт, что           
основанием для отмены решения является вступивший в силу приговор суда, в       
течение пяти дней именно такой приговор направляется в уполномоченные органы.   
                                                                                
Коллеги, давайте посмотрим диапазон тех норм права, нарушение которых, как      
предполагается, влечёт отмену решения о приобретении гражданства: речь идёт     
об обучении в лагерях, где готовят террористов, об обучении на профессию        
палача, речь идёт о тех, кто ещё не совершил убийство, но чьи интересы не       
могут совпадать с интересами граждан России, поэтому любые разговоры о том,     
насколько необходима эта мера... Она чрезвычайно необходима! Это уже не         
только преступления с наступившими необратимыми тяжкими последствиями,          
диапазон преступлений террористической направленности гораздо шире.             
                                                                                
Поэтому мы, как общество и государство, сегодня говорим, что проводим           
отсекающую линию обороны и защиты от тех иностранных субъектов, которые по      
всему миру, кстати говоря, въезжают на территории других государств именно с    
целью совершения террористических преступлений. И в данном случае мы            
действуем гораздо гуманнее и гораздо прозрачнее и понятнее, чем в других        
странах, потому что мы действуем, не нарушая Конституции, в которой не          
предусматривается возможность лишения гражданства, но если вы посмотрите        
Европейскую конвенцию о гражданстве, если вы посмотрите Конвенцию о правах      
человека, то вы увидите, что норма относительно лишения гражданства есть во     
всём цивилизованном мире. То есть Россия действует гораздо честнее: мы          
подтверждаем, что мы правовое демократическое государство, мы действуем в       
соответствии с логикой и духом норм права, международного и российского, но     
мы говорим "нет" терроризму, и мы говорим, что любой, кто приезжает к нам с     
этой целью, никогда не будет гражданином России. Вот о чём этот закон.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
Полномочный представитель президента? Нет. Полномочный представитель            
Правительства? Тоже нет.                                                        
                                                                                
Заключительное слово - Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста.            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.                                            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что статья 6        
Конституции - это, безусловно, наше завоевание, и в этой статье говорится,      
что гражданство является единым и равным независимо от оснований                
приобретения. Мы почему-то говорили, мол, по крови, по рождению - слушайте, в   
Конституции совершенно чётко написано, что от оснований приобретения            
гражданства не зависит статус конкретного гражданина!                           
                                                                                
И на самом деле это не игра слов - лишение гражданства или отмена решения.      
Коллеги, мы не говорим о лишении гражданства - мы говорим об отмене             
ничтожного решения, которое государственный орган принял и которое было         
неправильным, оно было ничтожным, и здесь как раз два случая, две процедуры     
предлагаются. Есть ли в нашей юрисдикции, есть ли в нашем законодательстве      
подобные случаи? Есть, например признание недействительным брака, или отмена    
дарения, или признание ненадлежащим наследником - похожие вещи существуют.      
                                                                                
Предлагаю поддержать и стараться всё-таки... Лишение и отмена - это не одно и   
то же, совершенно разные категории, у нас будут спрашивать избиратели,          
средства массовой информации - всё-таки надо стараться придерживаться того      
текста и той логики, которые есть в законопроекте.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование законопроект под пунктом 76 порядка работы.      
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается единогласно.                           
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект под пунктом 77 порядка работы.               
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.