Заседание № 105

18.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 156255-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения" (в части, касающейся организации своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; принят в первом чтении 22 марта 2013 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2783 по 2885 из 7770
Следующий, 23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и     
информирования населения". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев.                 
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
принят в первом чтении 22 марта 2013 года. При подготовке законопроекта ко      
второму чтению поступило шестнадцать поправок. Пятнадцать поправок комитет      
предлагает принять, они носят юридико-технический характер и не противоречат    
концепции рассматриваемого законопроекта, а одну поправку предлагается          
отклонить, так как она носит дублирующий характер.                              
                                                                                
В связи с тем что законопроект дополнен новыми статьями, которые вносят         
изменения в федеральные законы "О средствах массовой информации", "О защите     
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного       
характера", "О гражданской обороне" и "О связи", предлагается изменить          
наименование законопроекта и принять его во втором чтении с новым               
наименованием - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты          
Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения".         
                                                                                
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется,          
замечаний нет.                                                                  
                                                                                
Комитет предлагает утвердить таблицы поправок и принять законопроект во         
втором чтении. Кроме того, законопроект подготовлен и к третьему чтению:        
замечаний нет, процедуры все выполнены.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Есть.                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список тех, кто записался.                                             
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Одна поправка к отклонению, поэтому один и записался, Сергей    
Евгеньевич.                                                                     
                                                                                
Мы много обсуждали в первом чтении, на самом деле проблемы актуальные и очень   
важные. Необходимость создания этой системы оповещения сомнений не вызывает,    
мы спорили в основном о том, как это реализовать в отсутствие средств и         
возможностей сегодня на местах. Но основная проблема сегодня у наших            
муниципалитетов, а в основном то, что мы видим, - это, скажем так,              
региональные точки, муниципальные точки, там зона ответственности               
муниципалитетов, так вот если это не будет прописано у них в полномочиях        
131-м законом, ничего они делать не будут, и не потому, что они не переживают   
за население, а потому, что прокуратура чётко отслеживает и в случае любых      
затрат, которые не прописаны 131-м законом, они сразу же их вызывают. И         
сегодня они у нас так оттренировали, скажем так, глав муниципальных районов и   
городов, что те категорически не хотят ничего делать, потому что это сразу же   
очень легко отслеживается и их призывают к ответу. Поэтому мне непонятно,       
почему в обосновании отклонения моей поправки вы пишете, что аналогичные        
нормы поддержания этой системы в рабочем состоянии находятся в законах о ГО,    
ЧС и в других, - речь-то идёт не о дублировании этих норм, а о том, что это     
надо прописать в их полномочиях, и тогда у нас всё будет как раз так, как и     
планировалось по закону.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эрнест Абдулович, пожалуйста.                             
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Эти полномочия прописаны в статье 8 закона "О гражданской          
обороне" и статье 11 закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных    
ситуаций природного и техногенного характера". Кроме этого, в законе "Об        
общих принципах организации местного самоуправления..." эти полномочия          
органов местного самоуправления также прописаны, поэтому комитет предлагает     
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю поправку на голосование.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за                8 чел.1,8 %                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     10 чел.                                          
Не голосовало                 440 чел.97,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Таблица поправок № 2, содержащая единственную поправку, отклоняется.            
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6424 по 6460 из 7770
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и               
информирования населения", второе чтение.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Также предлагалось проголосовать и в третьем чтении. Выступления по мотивам     
будут? Нет.                                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 87

22.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 156255-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части, касающейся организации своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7290 по 7580 из 7926
ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и      
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, огромная просьба! У нас в порядке работы есть законопроект   
№ 156255-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и      
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".       
Многие из вас стали соавторами данной законодательной инициативы, она           
чрезвычайно важна и в рамках реализации указа президента о принятии             
дополнительных мер именно по защите населения. Убедительная просьба             
рассмотреть законопроект сегодня в первом чтении.                               
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Есть возражения.                 
                                                                                
Ставлю предложение на голосование.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              272 чел.60,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    272 чел.                                          
Не голосовало                 178 чел.39,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
34-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций     
природного и техногенного характера".                                           
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, данная законодательная инициатива               
устанавливает дополнительные критерии определения чрезвычайных ситуаций, а      
самое главное - требования по упреждению, своевременному информированию         
населения не только об уже наступившей чрезвычайной ситуации, но и об угрозе    
наступления чрезвычайной ситуации. Кроме того, мы предлагаем создать единую     
систему оповещения, которая будет обеспечивать и федеральный, и региональный,   
и местный уровни. И самое главное: мы вводим общие стандарты оповещения,        
которые будут разрабатываться, регламентироваться министерством по              
чрезвычайным ситуациям.                                                         
                                                                                
Вы знаете, что был принят соответствующий указ президента, и, собственно        
говоря, мы с вами сегодня предлагаем дополнительный комплекс мер, который       
позволит не только обеспечивать единую систему оповещения на территории всей    
Российской Федерации, но и, ещё раз хочу обратить ваше внимание, своевременно   
информировать население об угрозах наступления чрезвычайных ситуаций, что,      
несомненно, не только будет мобилизационным фактором для уполномоченных         
органов, но и предоставит возможность самим гражданам Российской Федерации      
реагировать на чрезвычайные ситуации. Вы помните, что в своё время мы           
принимали законопроект, который уже действует как закон, по уровням             
террористической угрозы, который позволяет в том числе и гражданам Российской   
Федерации принимать самостоятельные решения с точки зрения планирования своей   
жизни и принятия дополнительных мер безопасности.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, те замечания, которые поступили к законопроекту, могут       
быть учтены при его доработке ко второму чтению. Убедительная просьба           
поддержать данную законодательную инициативу и принять законопроект в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у вас вопросы, коллеги? Прошу записаться.                               
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый докладчик, скажите, пожалуйста, каким образом        
будет производиться оповещение, если на 95 процентах территории Российской      
Федерации уничтожено проводное радиовещание? А выключилась электроэнергия -     
как оповестить?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо вам за вопрос, потому что действительно формы оповещения   
имеют важнейшее значение и с точки зрения оснащения территорий. Сегодня в       
рамках данной законодательной инициативы мы ведём речь о различных средствах    
оповещения, которыми, безусловно, должно быть обеспечено население на всей      
территории Российской Федерации, независимо от удалённости данной территории,   
идёт ли речь о посёлке, о городе или о региональном центре.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Тоже вопрос докладчику: скажите, пожалуйста, предусмотрена ли      
какая-нибудь ответственность в случае, если этот орган не оповещает о           
наступлении чрезвычайной ситуации или если его предупреждение оказалось         
ложным, поскольку подготовка к объявленной чрезвычайной ситуации, которая в     
итоге не происходит, тоже стоит больших денег?                                  
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Я хочу подчеркнуть, обратить внимание всех на то, что,             
безусловно, очень важно информировать об угрозе наступления чрезвычайной        
ситуации. И здесь вопрос выбора либо дополнительных затрат, либо обеспечения    
безопасности, мне думается, должен решаться в пользу обеспечения безопасности   
граждан, поэтому не должно быть опасений по поводу того, что будут              
предприняты излишние меры безопасности.                                         
                                                                                
Что же касается ответственности, то она существует сегодня в рамках             
действующего законодательства в виде ответственности должностных лиц за         
прямое неисполнение своих должностных обязанностей.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, вам, вообще-то, мой вопрос уже задал Николай       
Васильевич Коломейцев, но как человек, который пять раз избирался от            
смешанного избирательного округа, я всё-таки хочу попросить вас уточнить        
ответ: предполагает ли данный законопроект попытку восстановления проводного    
радио на сельской территории Российской Федерации?                              
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Стандарты оповещения граждан по всей территории Российской         
Федерации, как я уже подчеркнула в своём выступлении, будут разрабатываться и   
предлагаться министерством по чрезвычайным ситуациям. При этом наряду с         
современными формами коммуникаций предполагается использование таких форм       
оповещения, как громкоговорящая связь - то, что может быть сделано на любой     
территории, при любом уровне оснащённости, чтобы обеспечить обязательное        
сообщение информации каждому гражданину Российской Федерации независимо от      
социального статуса, от места проживания и возраста.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И. Мой вопрос задал уже Иванов.                                      
                                                                                
Вообще, законопроект очень нужный, важный, необходимый. И мы, безусловно, его   
будем поддерживать. Спасибо, Ирина Анатольевна, за этот законопроект!           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я - три минуты, а мой коллега, наверное, от фракции будет выступать.            
                                                                                
Вы знаете, уважаемые коллеги, конечно, очень важно иметь подобную систему.      
Вот сейчас, если кто-то зайдёт в "Яндекс", то увидит, что там отмечаются        
некоторые чрезвычайные происшествия: у нас будет завтра резкое похолодание,     
снег, дождь - в общем, очень неприятная погода. И вот, я так понимаю, чтобы     
избежать упрёков в дальнейшем - мол, вы не предупредили, и поэтому мы не        
подготовились, а в результате произошёл коллапс, город встал в пробки и так     
далее, - это предупреждение будет висеть всегда. А что происходит, когда        
такое предупреждение висит всегда? Да просто люди к нему привыкают, перестают   
готовиться, и когда действительно нападают волки - всё, они не подготовлены,    
их съедают.                                                                     
                                                                                
В этом отношении я не могу согласиться с докладчиком в том, что ничего          
страшного, если мы каждый раз будем говорить, что возможно наступление          
чрезвычайной ситуации, - дескать, вы подготовитесь, а потом ничего не           
случится. Это просто-напросто попытка ухода от ответственности.                 
                                                                                
В своё время, как вы помните, Москва даже пошла на создание своих               
дополнительных метеорологических пунктов, чтобы город в пробке не стоял и       
чтобы своевременно готовиться вот к таким надвигающимся катаклизмам. Так что    
поскольку данный вопрос не проработан практически, мы воздержимся.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, предполагается, что данным законопроектом    
мы пытаемся соединить различные структуры: это органы государственной власти,   
органы муниципального управления, различные организации и те, кто занимается    
у нас ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В чём суть законопроекта? В том, что   
наблюдается попытка улучшить процесс оповещения.                                
                                                                                
Вопрос на самом деле крайне актуальный, потому что своевременное оповещение -   
это практически спасённые жизни людей.                                          
                                                                                
Надо сказать, что у нас в последнее время происходит всё больше и больше        
чрезвычайных ситуаций, и, на мой взгляд, этот рост будет продолжаться, потому   
что сегодня, надо сказать, у нас модернизация идёт совершенно не теми           
темпами, совершенно не вкладываем соответствующие суммы и, конечно, процесс     
"доедания" советского хозяйства скоро закончится. И если мы не можем вложить    
сегодня средства - это не предмет сегодняшнего закона, - то давайте хотя бы     
попробуем защитить наше население, посмотрим, чем мы можем ему помочь.          
                                                                                
Надо сказать, что, к сожалению, сегодняшние системы оповещения, и               
федеральная, и межрегиональная, и региональная, и муниципальная, и локальная,   
к сожалению, не работают, и на это есть причины: во-первых, конфликт            
законодательства - есть противоречия между подзаконными актами и законами, у    
нас наблюдается непонимание, кроме того, нет взаимодействия органов ГОЧС        
между собой, которые отвечают за оповещение, и, конечно, очень важный момент    
- оперативный и своевременный приход информации.                                
                                                                                
Вот в отличие от других, наверное, этот закон пишется по человеческим           
судьбам. Дело в том, что очень часто нарушения, с которыми мы сталкиваемся      
при оповещении, приводят к тому, что мы теряем людей, и именно поэтому нужно    
на эту проблему обратить внимание.                                              
                                                                                
Конечно, мы поддержим этот законопроект, но чего хотелось бы? Хотелось бы,      
конечно, чтобы решение здесь было более системное - не только создать, тем      
более что без средств, которые мы дадим муниципалитетам, реально это,           
конечно, работать не будет.                                                     
                                                                                
Как вообще строится процедура оповещения? К большому сожалению, коллеги, для    
того чтобы включился режим оповещения, вначале необходимо, чтобы определённый   
ответственный орган принял решение о введении чрезвычайной ситуации. У нас      
существует определённый закрытый перечень должностных лиц - это руководители    
федеральных исполнительных органов, руководители субъектов, муниципальных       
образований, - которые принимают решение о введении чрезвычайной ситуации, и    
существуют руководители исполнительных органов, которые занимаются уже          
реально оповещением. Так вот, как показывает практика, к сожалению, у нас       
самая оперативная... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, сколько времени вам надо?              
                                                                                
Добавьте четыре минуты.                                                         
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Я думаю, что поменьше, две минуты.                              
                                                                                
Так вот, для того чтобы ввели чрезвычайную ситуацию, во-первых, нужно           
определить - у нас есть определённые критерии, - что такое чрезвычайная         
ситуация. Для того чтобы ввели на муниципальном уровне - когда до десяти        
жертв и ухудшение жизнедеятельности ста человек; на межрегиональном - до        
пятидесяти; на региональном - до пятисот человек, то есть есть определённые     
критерии. И как определить необходимость введения режима чрезвычайной           
ситуации и оповещения, если нужно ещё реально определить количество жертв или   
размер ущерба? Вот в этом, на мой взгляд, сегодня состоит реальная проблема.    
                                                                                
По нашим нормативным актам оповещение должно быть проведено в течение           
двадцати минут после того, как введён режим чрезвычайной ситуации, очень        
часто у нас происходят события, в связи с которыми вообще не вводится режим     
чрезвычайной ситуации, поэтому мне хотелось бы обратить внимание на следующие   
моменты, которые необходимо учесть в этом законопроекте.                        
                                                                                
Конечно, у нас никакие муниципальные и межмуниципальные системы существовать    
не будут, потому что реально в муниципалитетах денег нет. Вот я вам приведу     
пример: муниципальный орган города Оренбурга - это три человека, то есть один   
руководитель и два его помощника, одна машина. Организовать систему и           
способствовать тому, чтобы это работало, он никаким образом, конечно, не        
сможет. То есть, закладывая создание данной системы, правильной по сути, мы с   
вами должны предусматривать и выделение ресурсов.                               
                                                                                
Теперь конкретные предложения (одна минута), что, на мой взгляд, необходимо.    
Необходимо создание единого диспетчерского пункта, и необходимо, чтобы на       
этот пункт стекалась вся информация в режиме реального времени. К сожалению,    
сегодня мы не можем получить оперативную информацию, потому что всё, что        
существует вокруг опасных объектов, всё, что необходимо контролировать,         
является собственностью этих предприятий, а производственный контроль отделён   
от государства, и мы не можем получить эту информацию. Сегодня вокруг крупных   
городов мы вынуждены ставить собственное оборудование, тратить на это           
бюджетные средства, для того чтобы получить объективную информацию, поэтому     
необходимо создание единой диспетчерской службы - единой в регионе,             
необходимо дать полномочия руководителям этой диспетчерской службы принимать    
решения об оповещении до наступления чрезвычайной ситуации, а не после, когда   
событие наступило и люди погибли. И самое главное - необходимо, чтобы и         
производственный контроль, и субъектовый контроль работал в режиме реального    
времени и мы использовали это для принятия решения о своевременном оповещении   
жителей.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Ирина             
Анатольевна? Нет.                                                               
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 19 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении. Спасибо.