Заседание № 105
10.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 156065-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1251 по 1676 из 4697
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 3-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом". Доклады официальных представителей Правительства Российской Федерации. Первый доклад - заместителя руководителя Федерального агентства по атомной энергии Сергея Викторовича Антипова. Пожалуйста. АНТИПОВ С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федерального агентства по атомной энергии. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом". Это соглашение было подписано 5 ноября 2003 года в Риме. Оно открывает новый этап сотрудничества с Италией в рамках договоренностей "группы восьми" о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения и создает правовую базу для практического применения безвозмездной финансовой и технической помощи Итальянской Республики на обеспечение решения вышеуказанной проблемы. При разработке соглашения было использовано ратифицированное в декабре 2003 года Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР), ключевые положения которого изложены в приемлемых для российской стороны формулировках. Положениями российско-итальянского соглашения предусмотрены условия финансовой открытости и налоговых освобождений, позволяющие обеспечить целевое использование выделяемых средств. В документе использованы приемлемые формулировки о допуске иностранных представителей на объекты сотрудничества. Предусмотренное соглашением положение, касающееся процедуры урегулирования возможных разногласий, соответствует международному праву. Ратификация соглашения отвечает национальным интересам Российской Федерации, будет способствовать повышению ядерной и радиационной безопасности в России, явится важным вкладом в упрочение международной безопасности. Прошу вас принять решение о ратификации соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Второй доклад - заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Ивановича Кисляка. Пожалуйста. КИСЛЯК С. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Хотел бы выступить коротко, потому что Сергей Викторович изложил уже во многом мнение ведомства, мнение нашего правительства в пользу ратификации соглашения. Хотелось бы отметить главные моменты соглашения, которое мы выносим сегодня на ратификацию. Это соглашение закладывает правовые и организационные основы, необходимые для получения безвозмездного итальянского содействия как вклада в комплексную утилизацию списанных атомных подводных лодок в России. Это один из наших приоритетов, обозначенных Президентом Российской Федерации, в том числе в рамках программ глобального партнерства, сформированных на саммитах "восьмерки". Думаем, что итальянское соглашение - это еще один успех в продвижении российских приоритетов. В области утилизации АПЛ в рамках глобального партнерства содействие уже оказывают США, Англия, Германия, Канада, Норвегия, Япония. При таком содействии за последние три года, то есть за время реализации этой инициативы, утилизирована уже тридцать одна подводная лодка, выведенная Российской Федерацией из боевого состава. Таким образом, к сотрудничеству на этом важном для России направлении сегодня присоединяется и Италия. В Риме также завершается ратификация этого соглашения, ожидается, что в ближайшее время в Италии будут завершены все парламентские процедуры. Как мы понимаем, дискуссии в нижней палате уже завершены, и завершены позитивно. Соглашение закрепляет обязательство Италии предоставить до 360 миллионов евро в течение десяти лет на сотрудничество в этой области. Реализация соглашения позволит ускорить решение задачи обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований, снизить нагрузку на федеральный бюджет и обеспечить занятость российских предприятий и организаций. Безусловно, итальянцы требуют от нас гарантий строго целевого расходования выделяемых ими средств, для чего в соглашении предусмотрены условия финансовой транспарентности налоговых освобождений. Это нормальная международная практика. Принципиально важно, что при разработке соглашения в качестве ориентира было использовано ратифицированное в том числе и Государственной Думой еще в декабре 2003 года Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР), в частности в отношении освобождения от гражданской ответственности и налогообложения. В соглашении закреплены приемлемые для нас формулировки о допуске иностранных представителей на объекты сотрудничества, а именно: всё делается - и это очень важно - в соответствии с российским законодательством. Соглашение подлежит ратификации, поскольку в части освобождения от гражданской ответственности за ущерб и в части налогообложения содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Проект федерального закона о ратификации соглашения составлен с учетом опыта подготовки федеральных законов о ратификации других международных соглашений в области иностранного финансового и технического содействия России, уже рассматривавшихся и одобренных Государственной Думой. Имеется положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Законопроект одобрен профильными комитетами Государственной Думы. Мы предлагаем ратифицировать это важное для российских интересов соглашение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам Юлия Александровича Квицинского. Пожалуйста. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Аргументация в поддержку ратификации рассматриваемого соглашения была изложена в достаточно полном объеме представителями и Министерства иностранных дел, и Росатома. Имеются позитивные заключения Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитета по экологии и Комитета по обороне. Договор подробно был рассмотрен на заседании Комитета по международным делам. Мы считаем, что по своему характеру соглашение отвечает интересам Российской Федерации, ратификация его позволит ускорить решение задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, поэтому предлагаем документ ратифицировать. Могу добавить еще, что, по сути дела, это соглашение означает получение дополнительных денег для осуществления важных программ, а что касается политических, юридических условий действий в связи с этим соглашением, они ни в коей мере не вносят ничего нового и находятся в рамках того, что было согласовано по программе МНЭПР. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлий Александрович. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчикам и содокладчику? Один вопрос. Головатюк Андрей Михайлович, пожалуйста. К кому вопрос, сразу скажите. ГОЛОВАТЮК А. М. Вопрос к Сергею Ивановичу Кисляку. Сергей Иванович, вопрос такой. У нас с правительствами других стран ведутся подобные переговоры? И в дальнейшем, в перспективе еще возможно выделение таких вот траншей на эти цели? КИСЛЯК С. И. Ответ положительный: ведутся. Крупное соглашение на подходе для внесения на рассмотрение Государственной Думы. Мы надеемся, Государственная Дума это сделает в ближайшие месяцы. Это аналогичное соглашение с Канадой, которая выделяет до 1 миллиарда канадских долларов тоже на десять лет, из них примерно 300 миллионов будут предназначены для реализации аналогичных программ усиления безопасности. Кроме того, мы ведем работу и с менее крупными вкладчиками, их количество постепенно растет. И я думаю, что международное содействие в осуществлении программ обеспечения радиационной и радиологической безопасности у нас на Севере и на Востоке будет устойчиво продолжаться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость выступить представителям депутатских объединений? Есть одна рука. Будем считать, что запись мы произвели. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, вопрос о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок в центре внимания Государственной Думы и органов власти уже много лет, больше десяти лет, можно сказать, он ставится и обсуждается. И, может быть, можно было бы понять логику начала этого обсуждения: Российское государство десять лет назад переживало серьезные трудности, в том числе финансового характера, только сформировалось, по сути дела, были трудности с бюджетом. Депутаты тех лет помнят, что все бюджеты были с дефицитом, не выполнялись, многие бюджетные позиции финансировались на 20-30 процентов. Но сейчас качественно иная ситуация. У нас огромные золотовалютные ресурсы - свыше 140 миллиардов, большой Стабилизационный фонд - свыше 30 миллиардов долларов. У нас бюджет всё время с профицитом, что вызывает у меня колоссальное удивление, и планируется опять с профицитом вот сейчас на три года, опять будет профицит, то есть закладывается профицит. Так зачем нам нужны какие-то кредитные ресурсы какой-то Италии непонятной, так сказать? 360 миллионов евро... Что это за деньги по нашим масштабам сейчас? Это просто, так сказать, один клуб "Челси", даже не полностью, а так, вообще ничего. Зачем нам всё это нужно? Ситуация изменилась, а такое впечатление, что наша бюрократическая машина не меняется. Она не меняется, она действует, как в 1995 году, и то же самое, поет те же песни. Что, мы из своего бюджета не можем финансировать утилизацию? Можем. Зачем нам нужно иностранное содействие? Не нужно иностранное финансовое содействие, так сказать, не нужен этот пул, не нужен канадский миллиард долларов. Никому это не нужно абсолютно! Другое финансовое состояние страны. Им это нужно, потому что они хотят контролировать наш атомный оружейный комплекс. Это им нужно! Они хотят дать деньги, они нам навязывают эти деньги, для того чтобы контролировать весь процесс утилизации, и вообще хотят участвовать. Они по-прежнему финансируют работы по 12-му управлению Министерства обороны. А зачем они нам нужны? Ну, ладно, тогда были опасения такие, что нет денег и так далее. А сейчас мы сами не способны финансировать? Надо отовсюду их изгнать, никаких денег не брать, всё засекретить, закрыть все направления по атомному оружейному комплексу и работы по утилизации тоже. Поставить нашим задачу, так сказать, создать необходимое оборудование. Вы скажете: проблемы оборудования там, то, другое, технологий нет... Ничего, за деньги будут любые технологии! Поставьте нашим задачи. Что же вы сделали: обескровили нашу научную мысль, интеллектуальную, конструкторскую, и потом говорите, что у нас нет технологий. Ну, будут технологии за год, за два. За год, за два будут технологии, будут деньги, будут технологии, будут ученые - всё будет работать, как положено. И будут строиться лодки, и будут заниматься их утилизацией, и на это надо просто выделять бюджетное финансирование. Никаких иностранных кредитов в этой сфере! Кредиты пусть дают на легкую промышленность, на производство одежды и так далее. И то насчет их кредитов надо быть осторожнее. Я вам хочу сказать, что мы двигаемся к краху мировой финансовой системы. И хочу это сказать под запись сейчас, эту тему буду потом поднимать. Платежное состояние Соединённых Штатов следующее: порядка 12 триллионов наличных денег американцы напечатали, 40 триллионов в облигациях, в государственных обязательствах США, огромный долг правительственный, огромные долги по всем направлениям - и потребительские и так далее. Накопления граждан Соединённых Штатов - это только 2 процента от той денежной массы, которую американцы выпустили. То есть американцы, так сказать, провоцируют инфляцию по всему миру, продавая свою зеленую бумагу. Поэтому они, конечно, в том числе и европейцы... Евро - это, по сути дела, сестра или брат доллара, это связанные валюты, поэтому вот эти каналы, в том числе финансирование каких-то работ от Африки до России, - это каналы инфляционные, каналы закачки, так сказать, денег там в российскую и в любую иную экономику. Китайцы им сейчас не дают зайти, не дают отойти от фиксированного валютного курса, то есть не пускают на валютный рынок. Американцы нервничают и бьются в Китае, потому что понимают, что эта пирамида рухнет без подпитывания китайского. Мы стоим на грани, так сказать, величайшего кризиса, очень серьезного, это будет мировой дефолт. Мы еще удивимся, это будет в десятки раз мощнее. И мы опять берем кредиты в евро и радуемся: 360 миллионов нам дали на десять лет. Ратифицируем соглашение, еще пул этот приветствуем... И я просто удивляюсь этой политике, просто удивляюсь. Ну надо же, так сказать, действовать в соответствии с реалиями времени. Политика - это постоянные повороты, развороты, так сказать. Тогда, при Клинтоне, нужны были деньги - брали их там, сейчас не нужны - "до свидания" сказали, развернулись. Ну, как большевики: помогли им немцы прийти к власти - молодцы, год попользовали и к черту послали. Ну так надо действовать! Что же вы такие, всё сидите на этих крючках и ползете, ползете по этой трассе, которую вам в 91-м году начертили? Невозможно. Пока кто-то сильный не придет и не даст по голове по российской традиции, просто уже будет сказано: пошли вон! Понимаете? Нельзя. Я считаю, что... Я не против непосредственно соглашения как такового, а против этой политики, направленной на создание пулов, на заимствования, на какое-то сотрудничество в атомной области, цель которого - контроль западной страны над тем, что у нас происходит в атомном оружейном комплексе. И абсолютно понятно: других целей нет. Для этого используются деньги. Деньги - это основание, для того чтобы проводить мероприятия инспекционные там и прочее. Поэтому всё это надо понимать и развернуться, заканчивать с этими соглашениями, с Канадой и так далее. Я согласен, что для этого нужно в целом изменить политику в стране. Это не может сделать отдельно Министерство иностранных дел, отдельно другое ведомство, по атомной энергии, это надо менять в целом политику. И она будет изменена, я вас уверяю, через три-четыре года. Вы видите, уже история с Адамовым и так далее... нас скоро не будут пускать в Европу. Как только наши отцы - основатели государства поймут, что дело дрянь совершенно, одни проблемы на Западе, тогда они будут вести себя по-другому. Сейчас они все заигрывают по доброй традиции, но они поменяют свою позицию, как только адамовские истории будут повторяться всё время, и с людьми уровня не очень высокого, а со среднего уровня людьми. Отношение к нам на Западе меняется, и естественным путем в худшую сторону. Вы должны это осознать. Через три-четыре года у нас будут проблемы, я имею в виду серьезные проблемы. И все, кто когда-то там покупал дома, пытался работать и обустроиться, откатятся сюда, если не глупые. Иначе они там будут сидеть на крючке и дергаться, как рыба, которая заглотнула в свое время. Поэтому чем раньше мы это поймем, тем лучше, чем раньше... Побеждает всегда тот, кто спрыгивает с пирамиды первым, когда пирамида рушится. Тот же, кто, как может, сидит до конца, тот погибает, естественно, его кидают и швыряют, так сказать. Это всё абсолютно понятные вещи. Я считаю, что в принципе этих соглашений не надо. Политику надо менять, в целом государственную политику надо пересматривать, не ждать, пока нам Запад это поменяет. А Запад сам нам поменяет. И когда нам прекратят выдавать визы, тогда мы проснемся, но будет поздно, потому что мы растеряли ученых, растеряли производство, думали, что будем жить с международной помощью. И тогда придется радикальными, кровавыми методами всё это восстанавливать, кровавыми, да, не без этого, так сказать, когда надо будет в течение месяцев, лет решать определенные задачи. Считаю это неэффективным, вот в целом это сотрудничество в области утилизации и вообще в оружейно-космической сфере, космической сфере и ядерной сфере. Вот по сотрудничеству в космической сфере я здесь Коптеву говорил, когда ратифицировали соглашение по МКС (я был единственным, кто против голосовал, единственным): ваше соглашение с американцами по МКС развалится, американцы вас швырнут. Он: "Нет-нет, это единственный способ нашего сотрудничества, это будет международная станция". Ну и где ваша станция? Возите, как батраки, американцев и молчите. У них "Шаттл" завалился, а вы их возите и молчите: а что вам делать, у вас же сотрудничество, у вас же МКС. Встретимся через два-три года и поговорим, как осуществляется это сотрудничество. Всё закончится вот так, говорю вам под стенограмму: всё это будет сворачиваться и с западной стороны, и с нашей стороны. И думаю, что ничего хорошего не будет. В свое время, в 98-м году, когда я здесь за месяц до дефолта сказал Задорнову о финансовом перевороте - он отшучивался, а через месяц в 98-м году это грохнуло. Кто читал тогда стенограммы и газетки типа "Итоги" и так далее, тот деньги свои... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Очень полное выступление. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Есть ли необходимость докладчику выступить с заключительным словом? Пожалуйста, Сергей Иванович. КИСЛЯК С. И. Спасибо большое. В порядке комментария к выступлению уважаемого Алексея Валентиновича, который поставил огромное количество вопросов, но на все, видимо, ответить будет невозможно. Я хотел бы вернуться к соглашению, которое мы сегодня рассматриваем. Это соглашение, во-первых, не о предоставлении кредитов, а о безвозмездной помощи. Я хотел бы это особенно подчеркнуть: никаких кредитов мы не просим. Второе. Эта помощь, естественно, небескорыстна, а корысть здесь очень простая: у нас на Севере большая экологическая бомба, которую надо убирать. Экологическая бомба - это в смысле количества радиоактивных материалов, которые там накоплены. Вопрос: мы можем это сделать сами? Наверняка. Только на это потребуется, видимо, еще дополнительно десятилетие, потому что нынешнее содействие экономическое составляет примерно половину от средств, которые сегодня может выделять российское правительство, в том числе на основе программы, утверждаемой в Государственной Думе. Вопрос: в наших интересах, в интересах наших людей решить экологическую проблему быстрее, намного быстрее, чтобы обезопасить наше население, нашу страну? Думаю, что в наших. Третье, и самое важное. В соответствии с данными конкретными программами, предусмотренными данным конкретным соглашением, никакого сотрудничества по ядерному оружейному комплексу не предусматривается. Речь идет о решении вопросов утилизации старых, выведенных из боевого состава подлодок и решении проблем с утилизацией материалов, которые выгружены на берег и составляют экологическую угрозу для нашего населения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Иванов Валентин Борисович. По ведению - Фоменко. Пожалуйста. ФОМЕНКО А. В., фракция "Родина". Сейчас представитель правительства говорил нам о том, что мы не можем сделать этого сами, но, насколько мне известно, сейчас у нас с бюджетом всё нормально, со Стабилизационным фондом тоже. Но, очевидно, этот довод не работает. Почему это вообще используется? У нас что, нет денег в стране и мы вынуждены обращаться к кому-то? Если нет, то это одно. А если есть, то я не думаю, что это увеличит инфляцию в стране, если мы сами будем финансировать эти программы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, записались четыре депутата. У нас была процедура вопросов, была процедура выступлений. Я прошу тогда кратко, мы вопросы все уже задали. По ведению четыре депутата. Варенников Валентин Иванович, пожалуйста. ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина". У меня короткое заявление. Я поддерживаю принципиальную позицию депутата Алексея Валентиновича Митрофанова. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Илюхин Виктор Иванович. ИЛЮХИН В. И. В отличие от Валентина Ивановича я не могу эту позицию... Ее, вообще-то, нет, позиции. О чем угодно говорил, кроме этого соглашения. Я могу сказать: сегодня не разгружено более ста подводных лодок с атомными реакторами, ста подводных лодок! Да, упустили. Да, надо было вовремя всё делать. Да, надо финансировать. Но почему мы отказываемся от лишних денег, денег, которые нам предлагают? Экологическая катастрофа может наступить! И любой день промедления, любой месяц промедления может обернуться катастрофой не только для нас, но и для Европы. Поэтому фракция Компартии Российской Федерации поддержит ратификацию данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Я тоже по мотивам. Даже странно как-то, что сегодня многие, наверное, все-таки не вникли в суть вопроса и не поняли, что действительно экологическая угроза, исходящая от стран, имеющих ядерное оружие, волнует весь мир, даже тех, у кого этого оружия даже нет. И они готовы помогать, помогать для того, чтобы правильно это всё утилизировать. И непонятно было, почему люди с элитным образованием даже в этом деле не разобрались. Я поддерживаю предложение, которое вносится сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Валентин Борисович. ИВАНОВ В. Б., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я занимался этим вопросом и руководил работой в том числе по утилизации атомных лодок, поэтому говорю то, что знаю профессионально. Нам помогли в тот момент, когда на самом деле было очень сложно. Правильно здесь было сказано о выгрузке облученного ядерного топлива, поскольку сохраняется ядерная опасность. На лодках, которые имеют топливо, повышенная численность экипажа, так положено, и это требует дополнительных денег из бюджета. Есть лодки, которые вообще нельзя транспортировать, - они практически разломаны, и это очень сложная работа. Но самое-то главное, что нам еще предстоит все эти трех-, одноотсечные блоки хранить порядка ста - ста пятидесяти лет. На сегодняшний день есть только проекты таких хранилищ, эти блоки нужно вытаскивать, защищать от коррозии, поэтому это на самом деле международная проблема. Гонка вооружений была нам навязана, и вот столько... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Алексей Валентинович, у вас был рекорд - вы говорили ровно десять минут. Всё, спасибо. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось, данный проект федерального закона выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1695 по 1715 из 4697
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 56 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1% Результат: принято Принято.