Заседание № 86
15.12.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 155863-8 "О частной охранной деятельности" (в части совершенствования нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности в Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4750 по 4970 из 6133
Теперь мы рассматриваем два законопроекта, пункты 37 и 38, с одним докладом и одним содокладом. Пункт 37, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", и пункт 38, проект федерального закона "О частной охранной деятельности". Доклад Александра Евсеевича Хинштейна. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, законопроект, который предлагается вашему вниманию, реформирует действующий сегодня рынок негосударственных услуг в сфере безопасности. Этот законопроект является результатом долгого, многолетнего труда профессионального, отраслевого сообщества, уполномоченных органов, в первую очередь Росгвардии, депутатов. И основано это на следующем. Дело в том, что базовый закон - Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", по которому сегодня живут все частные охранные организации и частные детективы, был принят более 30 лет тому назад, ещё весной 1992 года, и, конечно, за столько лет он значительно отстал от жизни. Сегодня на практике существует целый ряд реалий, которые не отражены в законе, да и структура этого закона не позволяет его постоянно менять и корректировать. Достаточно сказать, что в одном законе сегодня объединены две абсолютно разные, не связанные никак сущности, а именно частная охранная деятельность и частная детективная деятельность. Когда 30 лет назад, на заре новейшей истории России, этот закон принимался, депутаты тогда ещё Верховного Совета предполагали, очевидно, что речь идёт о каких-то очень смежных сферах. Жизнь показала, что это не так. Более того, сегодня уже действует запрет частным охранникам заниматься частной детективной деятельностью, а частным детективам заниматься частной охранной деятельностью. В связи с этим нами разработаны и представлены на ваше рассмотрение два законопроекта. Один из них - это действующий закон, переработанный в законопроект "О частной охранной деятельности". В нём сохранены все те базовые принципы, всё то лучшее, что есть сегодня в действующем законе, но изменена его структура: он дополняется целым рядом новаций, которые отвечают сегодняшним реалиям. Ну, например, мы вводим новый понятийный аппарат, даём определения понятиям "частная охранная деятельность", "охранная услуга", "охраняемые объекты", "работник частной охранной организации", "технические средства охраны и реагирования". Мы конкретизируем и определяем исчерпывающий перечень основных видов охранных услуг, их предлагается установить в количестве семи штук. Мы вводим ограничения на использование частными охранниками огнестрельного оружия - это очень важная норма с учётом общей государственной политики по сокращению оборота оружия и ужесточению госконтроля за этим. В законопроекте появляется понятие "частный охранник". Это наглядная иллюстрация того, насколько сегодняшние реалии не соответствуют тому, что положено на бумагу. Все знают о том, что частные охранники, телохранители существуют, но де-юре такой работы нет, потому что под охрану может браться только обеспечение безопасности или объектов, или имущества, но никак не жизни и здоровья граждан. Мы конкретизируем требования к учредителям частных охранных организаций, например устанавливаем, что этот вид деятельности должен быть для них основным. Это делается для того, чтобы вымыть с рынка непрофессионалов, тех, для кого частная охранная деятельность - это не постоянная сфера применения, а какой-то, извините, междусобойчик. Очень важно, что в законопроекте наконец прописываются формы взаимодействия частных охранных организаций и правоохранительных органов. В сегодняшних реалиях это крайне актуально, учитывая, что негосударственный сектор безопасности - это также один из сегментов общественной безопасности. Я напомню, коллеги, что у нас в Российской Федерации действует более 17,5 тысячи частных охранных организаций, в которых работает почти 700 тысяч человек, как правило, квалифицированных, профессиональных и подготовленных. Под их охраной находится более 1,4 миллиона объектов. Что касается второго законопроекта, он о регулировании деятельности исключительно частных детективов. Это явление не так широко распространено, как частные охранники. Всего в Российской Федерации зарегистрировано менее тысячи детективов, на всю страну. Тем не менее в новой редакции - "О частной детективной деятельности" - мы прописываем новые положения, в частности устанавливаем порядок приостановления действующих лицензий на осуществление частной детективной деятельности, а также проведения плановых и внеплановых проверок. Коллеги, завершая, повторю, что законопроекты, которые представлены на ваше рассмотрение, являются плодом большой, долгой работы. Если честно, я начал заниматься ими ещё в 2018 году, когда находился в рядах Росгвардии. К этому процессу были подключены профессиональное охранное сообщество, профильные ведомства, все заинтересованные структуры. Мы очень долго проводили различные консультации и согласования, и те документы, которые представляются вам, отражают сбалансированную и консолидированную позицию всех заинтересованных структур как государственного, так и негосударственного сектора. Задача этих законопроектов - сделать работу частного охранного сектора и частных детективов России прозрачной, понятной, законной, защитить права частных охранников, частных детективов, дать им дополнительные гарантии, но в то же время и обеспечить механизм вовлечения негосударственного сектора безопасности в обеспечение общественной безопасности страны. Просим поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Борисовича Выборного. У нас один содоклад по пунктам 37 и 38. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как мы смогли убедиться, в рамках данных законодательных инициатив речь идёт о законодательном разделении частного сыска и частной охраны на два самостоятельных вида деятельности. Соответственно, каждый из них будет регулироваться своим законом: частный сыск будет регулироваться законом "О частной детективной деятельности", а частная охрана - законом "О частной охранной деятельности". Как уже было подчёркнуто, действующий Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" был принят 30 лет назад. Как все мы знаем, это были первые годы после распада Советского Союза, у нас ещё не было должных академических знаний в данной сфере, так как в советское время не могло быть и речи о частном сыске или частной охране, соответственно, у нас не было должного правового регулирования и правоприменительной практики. Закон этот по-своему уникален, и его уникальность заключается в том, что он объединил частный сыск и частную охрану, хотя у них совершенно разная правовая природа. За эти 30 лет мы увидели, что появились новые вызовы и угрозы. Изменилось и представление об организации частного сыска и частной охраны, изменилась и сама отрасль за эти 30 лет, претерпели существенные изменения практически все нормы действующего Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", кроме одной, которой предусматривается дата вступления закона в силу. Ряд положений исключён. Например, исключены положения о смешанных формах, а это значит, что отпала необходимость и в законодательном дуализме - в регулировании одним законом двух различных сфер деятельности. Дальнейшее изменение данного закона напоминает латание дыр в давно прохудившемся кафтане: с одной стороны чинишь, а с другой рвётся. В связи с этим предлагается принять два федеральных закона, один из которых будет регулировать институт частной охраны, а другой - институт частных детективов. Также предлагается осовременить институт частной охранной деятельности. Как вы знаете, действующим законом предусмотрен закрытый перечень охранных услуг, а нам предлагается в рамках проекта федерального закона "О частной охранной деятельности" этот перечень расширить и конкретизировать, предусмотрев пять основных видов охранных услуг и семь дополнительных. К основным видам предлагается отнести защиту жизни и здоровья человека, охрану объектов и имущества, обеспечение порядка при проведении мероприятий, проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, обеспечение режима на охраняемом объекте. А к дополнительным предлагается отнести такие виды, которые на практике уже давно реализуются: консультирование и подготовка рекомендаций заказчику на предмет обеспечения защиты объекта от противоправных посягательств, транспортировка охраняемых грузов, кинологическая деятельность, деятельность по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, что на сегодняшний день крайне актуально. Также подчеркну, это важно, что проектом федерального закона "О частной охранной деятельности" предусматривается снять запрет на такой пережиток прошлого, как запрет охранным предприятиям иметь филиалы в других субъектах Российской Федерации. Предлагается в конце концов разрешить сдавать в аренду имущество, которое свободно от эксплуатации, помещения, технические средства охраны, ввести, Александр Евсеевич уже подчеркнул, новую категорию частных охранников - телохранителей, ввести страхование, предусмотреть ужесточение требований, более строгие требования к учредителям и должностным лицам охранных предприятий, а также установить, что работником охранного предприятия не может быть лицо, которое является учредителем или должностным лицом другой организации, с которой частной охранной организацией заключён договор на оказание охранных услуг. Что касается проекта федерального закона о частной детективной деятельности. Здесь предусматривается исключение всех положений, которые в действующем Законе "О частной детективной и охранной деятельности..." касаются института частной охраны. Предусматривается оставить все положения, которые касаются института детективной деятельности, а также некоторые положения, которые касаются порядка организации государственного контроля и надзора в том числе. Правительство Российской Федерации данные проекты федеральных законов поддерживает. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера нет. С учётом этих оснований Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции предлагает данные проекты федеральных законов поддержать, принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", пункт 37. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 28 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О частной охранной деятельности", пункт 38. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 55 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается.