Заседание № 69

19.10.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155842-8 "О жилых комплексах, об управлении имуществом общего пользования в жилых комплексах" (в части регулирования отношений, касающихся имущества общего пользования в комплексе индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5363 по 5840 из 7674
26-й вопрос, проект федерального закона "О жилых комплексах, об управлении      
имуществом общего пользования в жилых комплексах". Доклад официального          
представителя правительства статс-секретаря - замминистра строительства и       
жилищно-коммунального хозяйства Светланы Владимировны Ивановой.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВА С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального    
хозяйства Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона   
"О жилых комплексах, об управлении имуществом общего пользования в жилых        
комплексах" направлен на реализацию постановления Конституционного Суда         
Российской Федерации № 55-П от 28 декабря 2021 года. Данным постановлением      
Конституционный Суд выразил замечание о том, что существует правовая            
неопределённость при управлении, создании, содержании имущества общего          
пользования в коттеджных посёлках, в малоэтажных жилищных посёлках и прочих     
аналогичных структурах.                                                         
                                                                                
Сегодня к числу проблем, негативно влияющих на развитие сегмента малоэтажной    
недвижимости, относится неопределённость правового регулирования именно вот     
данных вопросов, в том числе такая неопределённость приводит к установлению     
неоправданно высоких тарифов на эксплуатацию инфраструктуры жилых комплексов.   
Самостоятельно реализуется выбор управления имуществом, и зачастую он           
разнообразен и очень вариативен. Отсутствуют чётко регламентированные правила   
управления малоэтажными комплексами, что также является причиной                
многочисленных споров, которые переходят и в судебную плоскость, в том числе    
по вопросам цен на благоустройство, тарифной сетки по коммунальным услугам,     
стоимости прочих, часто навязанных, сервисов.                                   
                                                                                
Законопроект разработан в целях решения названных проблем и создания чётких     
правил управления и деятельности, связанной с обеспечением качественной         
эксплуатации таких жилых комплексов. Законопроектом предусматривается           
закрепление в законодательстве самого понятия жилого комплекса, определение     
порядка управления и содержания имущества общего пользования в таком жилом      
комплексе. Принятие законопроекта позволит обеспечить равную защиту прав и      
законных интересов как собственников жилых домов и земельных участков в жилых   
комплексах, так и иных лиц, включая организации, оказывающие в жилых            
комплексах услуги по управлению общим имуществом, а также позволит создать      
основы для эффективного управления инфраструктурой таких жилых комплексов.      
                                                                                
Хотела бы уточнить, что в адрес министерства поступают многочисленные           
предложения и замечания по доработке законопроекта, в связи с чем совместно с   
профильным Комитетом Государственной Думы по строительству и                    
жилищно-коммунальному хозяйству создана рабочая группа, которая все эти         
предложения аккумулирует, обработает. Ряд предложений, например,                
взаимоисключающие, поэтому нужно будет выбрать самое приемлемое, самое          
эффективное решение. И, учитывая социальную значимость вопроса, мы все эти      
вопросы рассмотрим и решим при доработке законопроекта ко второму чтению.       
                                                                                
Коллеги, предваряя ваши вопросы и замечания, хотела бы сказать, что тема        
действительно крайне насущная, крайне актуальная, она наверняка касается        
большинства сидящих в зале и многих жителей Российской Федерации. Мы видим,     
что законопроект нуждается в доработке, и мы будем это делать совместно с       
вами, поэтому любые предложения, которые будут поступать, готовы                
рассматривать на базе профильного комитета.                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Сергея Владимировича Колунова.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛУНОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Добрый день, Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Светлана Владимировна    
подробно рассказала о концепции законопроекта и о тех законодательных           
проблемах, на решение которых он направлен. Напомню, что необходимость          
отдельного регулирования правоотношений, связанных с малоэтажным                
строительством, обсуждалась ещё в 2015 году. По данному вопросу был             
разработан законопроект, который так и не был принят.                           
                                                                                
Индивидуальные жилые дома и земельные участки, будучи объектами права           
собственности и жилых прав, имеют свою практическую специфику регулирования,    
связанную с необходимостью создания, содержания и надлежащей эксплуатации       
объектов коммунальной инфраструктуры. Вот эта специфика в значительной мере     
отличается от специфики, применяющейся при управлении многоквартирными          
домами, а учитывая тот факт, что доля индивидуальных жилых домов в общем        
количестве жилья составляет более 50 процентов, однозначно необходимо           
принятие отдельного закона в данной сфере. Наша задача в рамках законопроекта   
законодательно отрегулировать организационно-имущественные отношения,           
связанные с функционированием комплексов индивидуальных жилых домов и           
земельных участков с общей инфраструктурой.                                     
                                                                                
Законопроект рассмотрен на специальном расширенном заседании комитета, на       
которое мы пригласили представителей всех заинтересованных ведомств, - это и    
Торгово-промышленная палата, это и Исследовательский центр частного права,      
это и комитеты-соисполнители, и эксперты. Из комитетов был Комитет              
Государственной Думы по государственному строительству и законодательству,      
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и             
имущественным отношениям, Комитет Государственной Думы по региональной          
политике и местному самоуправлению. Отмечу, что концепция законопроекта была    
поддержана всеми, в том числе и комитетами-соисполнителями. В заключениях, в    
отзывах и в рамках обсуждения на заседании комитета высказаны замечания по      
законопроекту, предложения по его доработке ко второму чтению.                  
                                                                                
Комитет поддерживает инициативу правительства, готов совместно с коллегами из   
Минстроя работать над текстом ко второму чтению, рассматривать все              
предложения и замечания. Просим поддержать законопроект в первом чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хованская Галина Петровна.                                                      
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемая Светлана Владимировна, правильно ли я понимаю, что вы ознакомились    
со всеми заключениями, которые появились на сегодняшний день по данному         
законопроекту, и ни одно из них не содержит абсолютной поддержки, потому что    
считается, что требуется существенная доработка документа?                      
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо за ваш вопрос, Галина Петровна. Я хочу сказать, что мы    
не только заключение комитета посмотрели, к нам поступило огромное количество   
предложений и замечаний, в том числе от ИЗиСП, института частного права.        
Зачастую замечания носят прямо противоположный характер и исключают             
реализацию друг друга.                                                          
                                                                                
Ещё раз повторю, что, действительно, сама по себе инициатива очень социально    
важная и нужная, и вопрос, как лучше урегулировать эти отношения, какие из      
предлагаемых решений станут максимально объективными, компромиссными и          
эффективными с точки зрения соблюдения прав собственников имущества, которое    
находится на территории таких коттеджных посёлков, - это вот как раз вопрос,    
который мы предлагаем обсудить всем вместе при доработке законопроекта ко       
второму чтению. Уже мой коллега сказал в содокладе, что попытки эту тему        
регулировать были неоднократно, но, к сожалению, до настоящего времени эту      
сложную историю разрешить мы не смогли.                                         
                                                                                
Нам понятны причины такого количества замечаний и предложений. Тема для всех    
живая, животрепещущая, у всех есть как бы своё видение того, как эти            
отношения лучше урегулировать, - надо выбрать наиболее приемлемый вариант.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович.                                 
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Светлана Владимировна, законопроект нужный и важный. Планируете ли вы           
подобный подход распространить на отношения с собственниками многоквартирных    
домов и таунхаусов? Это первое.                                                 
                                                                                
И второе: как вы защитите собственников в том случае, когда плата за            
инфраструктуру будет устанавливаться и, может быть, не будет соответствовать    
рынку, и в тех случаях, когда собственник инфраструктуры попытается отключить   
собственников от пользования этой инфраструктурой при перепродаже объекта?      
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Ваш вопрос по поводу многоквартирных домов. Отношения             
урегулированы исчерпывающим образом Жилищным кодексом, и это именно то, на      
что указал в своём постановлении Конституционный Суд, - на разницу отношений,   
связанных с управлением многоквартирными домами и вот такими коттеджными        
посёлками. В чём специфика коттеджного посёлка? Там может быть земельный        
участок, на котором нет ещё жилого дома, но при этом собственник данного        
земельного участка несёт такие же права и обязанности, как и собственник        
земельного участка, на котором жилой дом построен. Что касается таунхаусов, в   
прошлом году была внесена поправка в градостроительное законодательство,        
корреспондирующие поправки были сделаны в жилищном законодательстве: было       
введено понятие "многоквартирный дом", было введено понятие "дом                
блокированной застройки". Таунхаусы, если это не многоквартирные дома, под      
понятие не подпадают, это жилые дома, и в этом случае регулирование будет       
такое же, как для жилых коттеджных посёлков, в равной степени.                  
                                                                                
Что касается защиты прав, на это указал Конституционный Суд как на основной     
вопрос, который требует законодательного урегулирования: исключить              
возможность злоупотреблений со стороны собственника объектов, находящихся в     
общем пользовании (дорог, элементов благоустройства, инженерной                 
инфраструктуры), возможность установления завышенных тарифов, завышенной        
платы за содержание и возможность злоупотребления, связанного с прекращением    
доступа к этим объектам. В законопроекте мы как раз предложили урегулировать    
эти отношения, установив запрет, ограничение на возможность изменения           
целевого использования данного имущества, и предоставить право правительству    
определить порядок регулирования платы за оказываемые услуги, для того чтобы    
каким-то образом закрепить соразмерность этой платы, не дать возможности        
чрезмерно завышенную плату устанавливать таким собственникам. Собственно,       
Конституционный Суд в своём постановлении именно на возможность такого          
подхода и указал. Да, права собственника по распоряжению имуществом есть, но,   
предполагая необходимость соблюдения прав собственников другого имущества,      
нужно некий баланс найти, и поэтому регулировать отношения введением            
ограничений возможно. Исходя из логики, которой следовал Конституционный Суд    
в своих выводах, мы вот такое решение предложили.                               
                                                                                
В любом случае, ещё раз повторю, возможны варианты того, как лучше эти          
отношения урегулировать, понимая, что должен быть баланс. Все эти вопросы как   
раз опять же предметом предложений, которые к нам поступают, являются.          
Предполагаем, что ко второму чтению нам удастся предложить самую оптимальную    
конструкцию регулирования.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фадина Оксана Николаевна.                                                       
                                                                                
ФАДИНА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемая Светлана Владимировна, данный законопроект мы с вами обсуждали на     
заседании Комитета по региональной политике и местному самоуправлению.          
Безусловно, вопросов было очень много, но тем не менее комитет в числе          
соисполнителей поддержал концепцию.                                             
                                                                                
Сегодня я хочу всё-таки обратить ваше внимание на то, что в законопроекте       
важным признаком для определения статуса жилого комплекса вы обозначаете        
проект планировки. Но в большинстве муниципальных образований Российской        
Федерации в том числе по причине финансовых ограничений ситуация складывается   
такая, что проектов планировки нет. Мы с вами не можем допустить избыточного    
ограничения для наших граждан, для собственников в отсутствие проекта           
планировки или подводить к избыточным издержкам. Поэтому у меня прежде всего    
просьба сделать не настолько жёстким условие, касающееся проекта планировки.    
А вопрос в следующем... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Оксана Николаевна, ну, я хочу ещё раз уточнить, что у нас         
сегодня обязательность подготовки проекта планировки в ряде случаев             
предусмотрена Градостроительным кодексом. Разработка проекта планировки         
осуществляется за счёт средств организации-заявителя, которая предполагает      
какой-то проект реализовать. Как аналогию приведу поправки, внесённые в         
прошлом году в 214-й федеральный закон о долевом участии в строительстве,       
которыми предусмотрели возможность привлечения средств дольщиков для            
строительства малоэтажных коттеджных посёлков. Так вот, при строительстве       
малоэтажного коттеджного посёлка профессиональным способом, с привлечением      
профессионального застройщика, с привлечением средств дольщиков предусмотрена   
обязательность разработки и утверждения проекта планировки. Проект планировки   
в таком случае разрабатывает за свой счёт застройщик, который предполагает      
такое строительство осуществить. Мы подготовили проект федерального закона      
(он проходит межведомственное согласование), которым предполагается             
корреспондирующие правки внести в Градостроительный кодекс: в случае создания   
коттеджного посёлка, в случае создания жилого комплекса мы должны будем         
предусмотреть обязательность разработки за счёт инициатора создания такого      
жилого комплекса проекта планировки территории.                                 
                                                                                
Сегодня проект планировки территории согласно градостроительному                
законодательству является тем документом, который исчерпывающим образом         
определяет назначение земельного участка, объектов планировочной структуры,     
элементов планировочной структуры, их благоустройство, в том числе дорог        
общего пользования, инженерных коммуникаций. Документация утверждается в        
таком же порядке, как муниципальный акт, и размещается как публичные            
сведения, поэтому у любого гражданина Российской Федерации есть возможность     
ознакомиться с утверждённым проектом планировки, понять, какова территория      
жилищного комплекса, посмотреть, что же в состав этого жилищного комплекса      
входит, какое назначение у объектов планировочной структуры, какое назначение   
земельных участков.                                                             
                                                                                
На наш взгляд, вот такое решение максимально приемлемо. Мы со многими           
коллегами консультировались, нам кажется, что эта практика, которая уже         
существует, наиболее эффективна. И опять же повторю, что не предполагаются      
расходы муниципальных образований, по поводу чего ваше беспокойство выражено,   
предполагаются расходы как раз инициаторов создания таких комплексов.           
                                                                                
Также хочу сказать, что сегодня существует практика, когда жилые комплексы      
создаются в случае изменения целевого назначения земельного участка. Уже        
сегодня действующим законодательством предусмотрена обязанность утверждения     
проекта планировки в этом случае, и тогда тоже эти расходы осуществляются за    
счёт инициатора.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Светлана Владимировна, что касается новых жилых        
комплексов, понятно, на них будет распространяться действие закона, а что       
будет вот с тем, что сейчас уже сформировалось по факту? Если уж говорить о     
решении Конституционного Суда, то фактически то, о чём писал Конституционный    
Суд, вы предлагаете передать Правительству Российской Федерации - определение   
порядка ограничения, установления цен вот этими самыми условными                
монополистами.                                                                  
                                                                                
И последнее, что касается публичных интересов. Многие эксперты говорят, что     
ни в коем случае это нельзя зацикливать или отдавать собственникам, - всё,      
что касается дорог, всё, что касается общего имущества, вот этой                
градостроительной деятельности, планировки, надо оставить на плечах как раз     
муниципалитетов, чтобы они могли планировать, чтобы они могли рассчитывать,     
ну и чтобы в последующем не возникало никаких вопросов. Ваше отношение вот к    
таким полярным оценкам?                                                         
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо большое за ваш вопрос.                                    
                                                                                
По поводу существующих жилых комплексов. Мы предусмотрели переходное            
положение, предполагаем, что это как бы право, не обязанность. Сегодня          
Конституционный Суд ставит вопрос о том, что отношения не урегулированы, и      
собственники не могут определиться по порядку управления ввиду этого, данные    
отношения не урегулированы и отсутствуют нормы, на которые они могли бы         
сослаться и которыми могли бы руководствоваться при определении порядка и       
способа управления коттеджным посёлком, жилым комплексом или при определении    
объёма платы за содержание общего имущества. Поэтому мы предусмотрели такую     
возможность: в случае если собственники примут коллективное решение в           
соответствии с гражданским законодательством (такая возможность есть), они      
смогут применить к себе все требования, которые мы федеральным законом          
установим.                                                                      
                                                                                
Что касается правительства. Все ограничения мы предложили в законе:             
невозможность нецелевого использования, невозможность установления платы в      
завышенном размере. А что касается порядка расчёта, именно соразмерности, то    
мы же должны понимать, что и собственник несёт бремя содержания этого           
имущества, и нужен вот этот здравый баланс при расчёте этого размера платы,     
чтобы подтвердить, что он не чрезмерен, но при этом действительно позволит      
собственнику надлежащим образом содержать имущество, особенно если это          
инженерные коммуникации, которые, собственно, жизнеобеспечение посёлка будут    
обеспечивать. Поэтому вот такую конструкцию мы предложили, предполагая, что     
правительство установит не запреты, а только порядок расчёта этой стоимости.    
                                                                                
Что касается публичных интересов, ведь сегодня земельные участки                
предоставляют муниципалитеты, предоставляют по понятным причинам. Вот если      
будет утверждён проект планировки территории, то муниципалитет будет            
непосредственно участвовать. Если мы всё на плечи муниципалитетов переложим,    
коллеги, вы же понимаете, какие расходы будут у муниципальных образований, а    
развитие жилищного строительства должно быть. Граждане и вы сами наверняка      
тоже, кто-то из вас, заинтересованы жить в коттеджном посёлке, в своём доме,    
иметь возможность выйти на ограниченной территории, за забором, как-то          
погулять с ребёнком и прочее - мы же не должны эти процессы ограничивать. Но    
при этом расходы переносить на плечи муниципальных образований нужно очень      
взвешенно. Поэтому вот есть эта сложившаяся конструкция, когда либо граждане    
самостоятельно это делают, либо застройщик берёт земельный участок, его         
разрабатывает, осуществляет там строительство индивидуальных жилых домов либо   
распродаёт земельные участки под индивидуальное жилищное строительство домов,   
это всё обнесено, есть границы, это земельный участок именно для нужд           
использования и эксплуатации этого жилого комплекса, практика такая есть, она   
в принципе позитивная, за исключением того, что в некоторых таких жилых         
комплексах возникают споры, связанные с управлением общим имуществом. Поэтому   
вот тут здравый баланс должен быть обязательно. И мы предлагаем эти вопросы     
ещё раз рассмотреть при доработке законопроекта ко второму чтению.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что закон очень важный, нужный, более того, лет    
десять назад надо было его принимать, потому что уже более десятилетия у нас    
строятся и существуют комплексные застройки территорий, малоэтажное             
строительство, индивидуальные дома, а также таунхаусы, и вопросы, которые       
решает этот законопроект, очень часто стоят перед жителями этих новых           
поселений.                                                                      
                                                                                
Единственное, я уже с коллегами говорил, но всё-таки хочу это на пленарке       
сказать, что здесь предполагается, что для собственников общего имущества,      
находящегося в долевой собственности, устанавливается обязанность выбрать       
один из способов управления таким имуществом, и три вида управления             
перечисляются. При этом выпали так называемые потребительские                   
управленческо-эксплуатационные специализированные кооперативы, так называемые   
ПУЭСКи, которые у нас сейчас активно и очень успешно работают в стране.         
Поэтому я предлагаю коллегам ко второму чтению учесть это обстоятельство.       
                                                                                
А в целом надо сказать спасибо, закон важный, нужный и своевременный.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна.                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну,          
история вопроса действительно давняя, я в этой истории участвую, предыдущие     
попытки кончались ничем, будем надеяться, что эта попытка всё-таки приведёт к   
чему-то логичному, разумному и, самое главное, выполнит постановление           
Конституционного Суда.                                                          
                                                                                
Я хочу проинформировать, что я выступаю от фракции, семь минут, пожалуйста,     
поставьте.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции.                                               
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Я хочу сказать Светлане Владимировне, что у нас есть            
заключение Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан, это заключение        
размещено, оно поддержано подавляющим большинством членов комиссии, обратите    
на него тоже внимание. Там пересечения, безусловно, есть, потому что            
заключений было очень много. Я думаю, что в будущем ссылка на наше заключение   
- это я говорю представителю комитета - будет обязательной при рассмотрении     
законопроектов, которые находятся в нашей компетенции.                          
                                                                                
Мы отмечаем, что с точки зрения юридической техники и замечаний, которые мы     
регулярно получали, у нас не приветствуется дублирование. А тут идёт такое      
мощное дублирование норм Гражданского, Жилищного кодексов, законов № 217-ФЗ     
"О ведении гражданами садоводства...", № 214-ФЗ "Об участии в долевом           
строительстве многоквартирных домов...", ну и так далее и тому подобное. Надо   
подумать, как с точки зрения юридической техники лучше с этой проблемой         
справиться, чтобы не было избыточного дублирования.                             
                                                                                
Дальше. Меня немножко приводит в недоумение то, что согласно понятию жилым      
комплексом может быть совокупность любых земельных участков. Посмотрите на      
эту формулировку, ведь пока не построено ни одного дома, это не может быть      
жилым комплексом. Поэтому надо какую-то более тонкую формулировку               
предусмотреть или должна быть ссылка на решение, должно уже быть решение о      
строительстве. Посмотрите, как это у вас выглядит.                              
                                                                                
Дальше. Ну, все отмечают противоречия с нормами 214-го закона, "Об участии в    
долевом строительстве...". (Я сейчас тезисно буквально, потому что времени      
мало.) Хотим сказать, что порядок принятия решения об отнесении к жилым         
комплексам проектируемых или строящихся комплексов не определён. Ну, как-то     
вот мы не заметили этого порядка.                                               
                                                                                
И следующая позиция. Порядок отнесения имущества общего пользования к           
имуществу, не находящемуся в долевой собственности - вот самая такая тонкая     
неприятная вещь, - устанавливается Правительством Российской Федерации. И       
здесь мы выходим на постановление Конституционного Суда, которое как раз        
касалось платежей, вот в чём был весь конфликт, с чем обращались в              
Конституционный Суд граждане. Устанавливается отсылочная норма, собственно      
решение Конституционного Суда здесь как бы никак не звучит, только отсылочная   
норма. Значит, нужно ко второму чтению подготовить соответствующий документ.    
И как вы помните, в нашей практике мы проект нормативного документа готовим,    
прежде чем переходим к следующему чтению. Вот это замечание учтите,             
пожалуйста, потому что каково будет это постановление? Собственно, вот такая    
отсылочная норма, формулировка сохраняет почву для конфликтов.                  
                                                                                
Теперь по непосредственному управлению, если граждане будут непосредственно     
управлять этим комплексом. Вот момент возникновения этого способа тоже не       
определён - в какой момент возникает вот это непосредственное управление        
комплексом?                                                                     
                                                                                
Дальше, ТСН и общее собрание. Тут тоже несколько непонятная ситуация, потому    
что в одном случае более 50 процентов голосов, а для общего собрания,           
по-моему, две трети, насколько я помню, то есть по-разному. Ну,                 
соответственно, возможен конфликт решений общего собрания и собрания ТСН.       
Также мы считаем, что компетенция общего собрания значительно уже, чем в        
аналогичной статье 44 Жилищного кодекса. Тоже посмотрите, пожалуйста, есть      
такой момент.                                                                   
                                                                                
Дальше. Устанавливается возможность безвозмездной передачи недвижимого          
имущества пропорционально площади земельных участков, на которых расположены    
соответствующие объекты, - это другой подход. Другой подход: не                 
пропорционально площади моего земельного участка, а пропорционально площади     
земельных участков, на которых расположены соответствующие объекты. И мне       
представляется, что надо иметь в виду, что должны все собственники              
участвовать в этом процессе, все. Слово "все" должно быть чётко прописано в     
этой ситуации.                                                                  
                                                                                
Так, дальше. А если ТСН ликвидируется, какова судьба дальше будет? Какова       
дальше будет судьба, каким будет способ управления общим имуществом, способ     
управления вот этим комплексом? Тут тоже надо чётко совершенно определить,      
что будет, если ТСН ликвидируется.                                              
                                                                                
Ну и полномочия органов госвласти и органов местного самоуправления в сфере     
функционирования жилых комплексов здесь как-то не определяются. У нас есть      
случаи, когда это включается в границы муниципального образования, тогда один   
режим возникает, а когда не включается - это немножко другая ситуация, и нет    
определённости там как раз с дорогами, непонятно, кто за что отвечает.          
                                                                                
Ну, из положительных моментов я должна отметить, что всё-таки есть              
возможность прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. То есть          
гражданин может хотя бы по коммунальным услугам уйти от ситуации, когда с       
него три шкуры хотят содрать, и это тоже причина, почва для возникновения       
конфликтов.                                                                     
                                                                                
В общем, документ требует ещё и корреспондирующих норм в федеральный закон,     
мы сейчас не будем их перечислять. Вы, если почитаете заключение нашей          
комиссии, тоже об этом узнаете.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово? Нет. Содокладчик? Нет.                                                   
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О жилых            
комплексах, об управлении имуществом общего пользования в жилых комплексах",    
пункт 26.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против           22 чел.4,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.