Заседание № 78

22.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155722-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования изъятия земельных участков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6493 по 6580 из 7897
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Николаевич     
Плотников.                                                                      
                                                                                
ПЛОТНИКОВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект, внесённый   
Правительством Российской Федерации в целях совершенствования механизма         
изъятия земельных участков при их неиспользовании по целевому назначению или    
использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.               
                                                                                
Законопроект был подготовлен с учётом внесённых поправок, обеспечивающих учёт   
поступивших предложений и замечаний по законопроекту. При этом ключевой         
задачей была гармонизация текста законопроекта со смежными законами, в том      
числе с Земельным кодексом, Гражданским кодексом, законом "О государственном    
контроле...", законом "Об общих принципах организации местного                  
самоуправления...", законом "О государственной регистрации недвижимости",       
законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель          
сельскохозяйственного назначения". В результате при сохранении исходной         
концепции законопроекта была обеспечена полнота и непротиворечивость            
правового регулирования.                                                        
                                                                                
К законопроекту внесено 12 поправок: 11 поправок предложено комитетом к         
принятию, одна поправка - к отклонению. Просьба поддержать.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по второй таблице? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении единогласно.                                            
                                                                                
На трибуне, пожалуйста, включите микрофон.                                      
                                                                                
ПЛОТНИКОВ В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет      
предлагает проголосовать в третьем чтении завтра, включить в повестку           
завтрашнего заседания. Просьба поддержать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Включаем.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        

Заседание № 62

20.09.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155722-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования изъятия земельных участков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4281 по 4742 из 5458
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и        
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный   
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра сельского    
хозяйства Иван Вячеславович Лебедев.                                            
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального   
закона разработан во исполнение плана первоочередных действий по обеспечению    
развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления и       
направлен на сокращение фактического срока изъятия земельных участков           
сельскохозяйственного назначения, в том числе являющихся предметом ипотеки, у   
их собственников, в случае если такая земля не используется или используется    
с нарушением законодательства Российской Федерации.                             
                                                                                
Законопроект предусматривает возможность устанавливать факт неиспользования     
земельных участков в течение трёх лет на момент проведения самого               
контрольно-надзорного мероприятия. При этом законопроектом предусматривается    
запрет на регистрацию перехода права собственности на такой земельный участок   
до момента устранения выявленного нарушения.                                    
                                                                                
Проектом также предусматриваются особенности продажи земельного участка,        
изъятого по решению суда, на публичных торгах. Что важно, кроме того,           
предлагается установить упрощённый порядок рассмотрения судами дел об изъятии   
земельных участков сельхозназначения по аналогии с делами о сносе самовольных   
построек.                                                                       
                                                                                
Предлагаемые законопроектом изменения позволят эффективно возвращать земли в    
сельскохозяйственный оборот.                                                    
                                                                                
Большая просьба поддержать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Вячеславович. Присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Владимир Иванович Кашин, председатель Комитета по        
аграрным вопросам.                                                              
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,   
фракция КПРФ.                                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Комитет рассмотрел данную          
законодательную инициативу, поддерживает её. Хочу напомнить, что она связана    
с тем, чтобы мы осуществили достойно программу "Вторая целина". У нас сегодня   
37 миллионов гектаров брошенных земель, которые исключены из севооборота вот    
за эти 30 лет, вы это хорошо знаете. Нам необходимо всё сделать, чтобы земли    
сельхозназначения использовались именно по назначению, - это суть               
законопроекта. Существующая норма не позволяет это сделать, поскольку там       
много лазеек, о чём говорил сегодня Иван Вячеславович. Я не хочу эту тему       
педалировать, хочу сказать, что, действительно, по всем направлениям мы         
закрываем эти лазейки: с точки зрения передачи в собственность, чем сегодня     
пользуются недобросовестные владельцы этих участков, сокращения, так скажем,    
судебные, поскольку судебные дела сегодня продолжаются годами, и всё, что       
связано с использованием постановления правительства. Пришёл соответствующий    
контролирующий орган - и определил сразу исходя из постановления, что эти       
участки не используются уже много лет. Не надо ждать, чтобы через три года      
снова прийти, и так далее.                                                      
                                                                                
Нам с вами этот закон нужен, он должен быстрее запуститься в реальную           
производственную практику. Комитет рассмотрел, повторяю, регионы дали отзывы:   
из 77 отзывов 76 положительных. У нас ко второму чтению будет возможность       
поработать ещё раз по срокам, ещё раз по приоритетам приобретения этих          
участков, и надо способствовать именно через закон тому, чтобы наши             
инспекторы Россельхознадзора использовали соответствующие местные органы. И я   
считаю, необходимо использовать и депутатский корпус, и общественных            
инспекторов, как это мы делаем на других направлениях. Это всё комитет вместе   
с правительством будет отрабатывать ко второму чтению.                          
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, в законопроекте сказано, что земельный участок     
может быть изъят в случае, если в течение трёх лет подряд и более с момента     
выявления в рамках федерального государственного земельного контроля участок    
использовался с нарушением законодательства России. Означает ли это, что все    
участки, поражённые борщевиком, сейчас будут оформляться на изъятие?            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Олег Юрьевич, спасибо большое за вопрос. Сегодня                  
контрольно-надзорное мероприятие выглядит следующим образом: приходит           
инспектор Россельхознадзора, фиксирует факт неиспользования; факт               
неиспользования нужно дополнительно доказывать ещё три года, то есть ещё три    
года добавляется. Соответственно, как мы понимаем, везде, повсеместно           
губительная практика: лжесобственники передают новым собственникам или          
арендаторам, процедура начинает течь заново, практически отработать это         
контрольно-надзорное мероприятие до конца невозможно, это показывает и          
доказывает практика. Согласно этой законодательной инициативе, если мы её       
примем, приходит инспектор, фиксирует сразу факт нарушений через критерии,      
которые мы утвердили, - и можно сразу доказать, что земля не используется в     
течение трёх и более лет. Мы даём предписание с комфортным сроком устранения.   
Срок предписания может быть до девяти месяцев в зависимости от климатической    
зоны, структуры севооборота, сезона в момент, когда обнаружено нарушение.       
Если собственник действительно хочет продолжать работать, хочет использовать    
землю, у него есть все права и возможности устранить это нарушение. Если        
этого не происходит, начинается процедура изъятия.                              
                                                                                
Вы сказали про борщевик - безусловно, сегодня в критериях неиспользования       
присутствует и этот вид, то есть вот этой растительности не должно быть. Если   
она есть, это будет зафиксировано в акте и будет указано в предписании.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, в качестве меры борьбы с деградацией земель        
предложение об ускоренном изъятии понятно и в принципе поддерживается. Но       
есть некоторое ощущение как бы такой полумеры, то есть нет... Ну изъяли -       
дальше-то что? Вот эта земля так и останется деградирующей? Где гарантия, что   
она будет передана именно тому собственнику, который будет её обрабатывать?     
Вот здесь есть прогноз, что субъекты Федерации будут выкупать эти земли, - а    
у субъектов Федерации деньги есть на это или нет? То есть какова перспектива    
использования этого, ну, во многом, конечно, правильного инструмента? Вот мне   
кажется, что в самой концепции законопроекта это недоработано, то есть          
инструмент даётся, а результат, к которому мы должны прийти всё-таки, - земли   
будут обрабатываться, остановится деградация... Вот в этом отношении            
поясните, будьте добры.                                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Андрей Анатольевич, спасибо большое за вопрос. Вы абсолютно       
правы. Конечная цель регулятора, безусловно, заставить сделать так, чтобы       
земля полноценно работала, а не сам факт изъятия. Поэтому я обратил ваше        
внимание на то, что законопроект спроектирован таким образом, что он            
предусматривает в том числе особенности продажи земельного участка, изъятого    
по решению суда, на публичных торгах, - это более простая конструкция,          
которая позволяет более оперативно это сделать, - и, что самое важное,          
упрощённый порядок рассмотрения судами дел об изъятии. На наш взгляд, вот эти   
две основополагающие вещи позволят как раз оперативно не просто изымать, а      
вовлекать в оборот и доходить до результата, то есть до конечной цели, для      
того чтобы земля сельхозназначения работала в структуре севооборота             
правильно, приносила пользу и мы на ней производили дополнительную              
сельхозпродукцию.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
КАШИН В. И. Я хочу добавить, что именно в законе прописана система передачи     
неиспользуемых участков через соответствующие торги. Причём, что касается       
возможности, расписано так: если нет соответствующего покупателя, передаётся    
в район; если район эту тему также не может прорешать, исходя из наличия        
средств в своём бюджете, тогда передаётся в регион всё это, причём в сжатые     
достаточно сроки, а регион, естественно, исходя из своих возможностей, уже      
решает эту задачу. И потом шкала первой цены тоже регулируется сначала исходя   
из соответствующих аукционов, а потом - соответствующих торгов. То есть весь    
механизм прописан, но вот с точки зрения приоритета ко второму чтению можно     
сделать поправки.                                                               
                                                                                
И ещё. У нас же с вами есть программа государственная, которая сегодня          
открывает другие возможности. Мы сегодня даём значительные деньги на            
реставрацию, на коренное улучшение земель, которые вводятся в севооборот, так   
называемая вторая целина. Получается, целая система сегодня отрабатывается,     
включая закон о плодородии, программы, теперь вот этот законопроект. Убеждён,   
что будут и другие законопроекты. Мы сейчас отрабатываем ещё один вариант,      
который связан с предложениями наших депутатов в этом ключе с точки зрения      
налоговых возможностей для нерадивых держателей этих участков.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Максим Анатольевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ИВАНОВ М. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Иван Вячеславович! Ну, мы       
понимаем, что в сегодняшних реалиях специалистов Россельхознадзора просто       
физически будет не хватать для того, чтобы фиксировать факт неиспользования     
земель сельхозназначения. Будет ли предусмотрено наделение полномочиями         
муниципальных служащих, чтобы они в помощь специалистам Россельхознадзора       
фиксировали факты неиспользования земель сельхозназначения, тем самым           
повышали эффективность изъятия у нерадивых собственников земель                 
сельхозназначения и передачи нормальным людям?                                  
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Спасибо, Максим Анатольевич, за вопрос, он очень своевременный    
и правильный. Сегодня есть уже повсеместная практика в субъектах Российской     
Федерации, когда Россельхознадзор напрямую реагирует с точки зрения             
контрольно-надзорных мероприятий на обращения муниципалитетов, на               
муниципальный контроль, который уже по факту применяется, когда действительно   
хозяин на земле, глава района, глава муниципального образования, хорошо знает   
и понимает, где у него в порядке, где - нет, и вовремя информирует              
контрольные органы об этом, а Россельхознадзор незамедлительно проводит         
контрольные мероприятия. На наш взгляд, именно такая схема позволит очень       
эффективно отслеживать нерадивых собственников и доходить до результата.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
КАШИН В. И. Максим Анатольевич, я думаю, мы с вами эти поправки подготовим. Я   
в своём докладе об этом говорил, практика такая есть в лесном хозяйстве, в      
Росрыболовстве. Речь идёт об общественных инспекторах, речь идёт о              
контролирующих органах, которые есть в муниципальных образованиях. Мы эту       
систему выстроим, причём думаю, что не только через подзаконные акты, но и      
пропишем это в законе.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, действительно, закон этот очень долгожданный.      
Сегодня сельское хозяйство является приоритетной отраслью, и нехватка земель,   
то, что земли не используются, действительно мешает развитию этой отрасли. В    
Республике Карелия уже проводится аудит земель сельскохозяйственного            
назначения, но срок, который определён законом... всё-таки три года - это       
много. Не считаете ли вы возможным всё-таки сократить этот срок, для того       
чтобы действительно ускорить вовлечение неиспользуемых земель для развития      
сельскохозяйственного производства?                                             
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Валентина Николаевна, спасибо большое за вопрос. Вы меня          
немножко неправильно поняли: законопроект сегодня предусматривает норму -       
факт доказательства в момент проведения проверочного мероприятия, что земля     
не используется три или более лет. Это не означает, что мы будем ждать с этим   
законом три года, в том-то и дело, что это сегодня мы ждём: вот по той          
процедуре, которая сегодня работает, мы с вами обязаны ждать ещё три года до    
момента изъятия. А эта процедура позволяет одномоментно: проверили, выявили,    
что не используется, дали предписание, не устранили нарушение - начинаем        
процедуру изъятия. Поэтому, конечно, не три года, эта процедура как раз         
правильная.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
КАШИН В. И. Правильный абсолютно вопрос, и я считаю (и в докладе я говорил),    
что ко второму чтению здесь требуется ещё соответствующая проработка. Но        
прописанный сегодня механизм предполагает с судебными издержками максимум       
чуть больше года, то есть речь не идёт совершенно, повторяю ещё раз, о          
каких-то трёх годах. У нас сегодня есть постановление, пришёл инспектор с       
товарищами, и, исходя из этого постановления, даже по дернине он определяет,    
сколько лет этот участок не используется. Уже с этого момента идёт              
предписание, и уже, как говорится, запускается всё, что связано с судебным      
характером неиспользования по назначению этих участков. А мы знаем, что есть    
случаи, когда и берёзки там выросли уже, им по восемь, десять лет. Поэтому      
ещё некоторые вещи и шероховатости ко второму чтению обязательно поправим.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, вот я по постановлению № 1509 хотел задать         
вопрос. Сегодня как раз заканчивается срок его действия. Так вот по этому       
постановлению в течение двух последних лет вот эти нерадивые собственники       
земли могли подать заявление о том, что они используют эти участки как лес,     
если там растёт 50 и более процентов кустарников либо деревьев, то есть они     
грибы там будут собирать. Соответственно, вот что с этими участками будет?      
Сколько гектаров увели из-под действия этого закона вот такими методами и как   
вернуть потом эту землю в севооборот, если грибники, например, там не особо     
грибы собирают (ну так, условно)?                                               
                                                                                
И ещё один вопрос. Если вот эта земля принадлежит государству, допустим         
какому-то НИИ сельского хозяйства, как, например, у нас в Смоленской области,   
в Кардымовском районе, то каким образом изъять у государства эту землю в        
пользу муниципалитета, чтобы там всё-таки земля обрабатывалась? А то просто     
зарастает борщевиком огромное количество земли, и мы не можем это               
использовать в Смоленской области.                                              
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Вопрос первый, по постановлению № 1509. Мы, как регулятор, в      
первую очередь сами обращали внимание, что необходимо максимально быстро        
утвердить критерии, при которых собственник земли может обращаться в            
уполномоченный орган по контролю с целью информирования, что в дальнейшем он    
не будет использовать землю сельхозназначения для производства на ней           
сельскохозяйственной продукции. Как вы знаете, была создана рабочая группа и    
в процессе такие критерии появились, речь идёт только о тех земельных           
участках, где действительно вырос уже за это время в полной мере лес. И тут     
неправильные подходы с точки зрения того, что мы, как регулятор, однозначно     
видим, что земля сельхозназначения - только для производства                    
сельскохозяйственной продукции, никак иначе, никаких других подходов у нас      
быть не может. Это первое.                                                      
                                                                                
По второму вопросу, который вы задали. Ну, наш взгляд, сегодня                  
Россельхознадзор выписывает достаточно большое количество предписаний, в том    
числе и ФГБУ, и научно-исследовательским институтам в разных формах             
собственности, для того чтобы устранить выявленные нарушения. Закон един для    
всех, и мы для себя понимаем, что если земля сельхозназначения не               
используется любым субъектом права собственности, то мы выписываем              
предписание и настаиваем на том, чтобы эти нарушения были устранены в рамках    
выданного предписания в срок.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
КАШИН В. И. Я хочу для информации сказать. Конечно, это постановление нанесло   
большой вред, оно сократило, по большому счёту, наши усилия как минимум не на   
один год. Я вам должен сказать, что комитет сразу же после выхода этого         
постановления обратился в Совет безопасности, и нас потом поддержал             
президент. Конкретно было дано письменное указание правительству, и потом мы    
несколько раз возвращались к этой ситуации, чтобы искоренить последствия        
действия этого постановления, поскольку понятно, что сразу наш контролирующий   
орган получил соответствующие заявки о переводе.                                
                                                                                
И мы будем ещё не раз обращаться к депутатам в этом плане, поддерживать вот     
этот закон, всё делать для того, чтобы дезавуировать то постановление, даже     
уже поданные заявления, поскольку каждый из нас должен понимать, что лес        
вырастить гораздо сложнее, чем, допустим, посеять гектар любой                  
сельскохозяйственной культуры. А вот мусор, который там потом сжигают, из-за    
чего страдают деревни, люди, - это вот в таких лесах. И виноваты в этом очень   
часто именно губернаторы и другие властные структуры чиновничьи, это они        
требуют дать им такую возможность - лес выращивать. В некоторых регионах        
пашня всего на 25 процентов от 90-го года используется под севооборот,          
безобразие!                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Иван Вячеславович, инициатива, конечно, нужная,         
необходимая, но избежать ущемления интересов собственника земельного участка    
вряд ли получится; скорее всего, это в угоду определённым, конкретным           
заказчикам. Вопрос у меня такой: предусмотрена ли мера компенсации              
собственнику земельного участка, подтверждающему расходы на приобретение и      
капитальные затраты?                                                            
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Вячеслав Михайлович, ну смотрите, я почему сказал, что есть       
предписание с комфортным сроком устранения? Если ты радивый собственник и       
действительно собираешься работать, то у тебя достаточно времени, есть          
комфортный срок для того, чтобы это устранить, это очевидно.                    
                                                                                
Более того, дальше процедура вся понятна, на публичных торгах, открыто, всё     
здесь совершенно понятно прописано, поэтому мы не видим здесь никаких           
проблем. Вы говорите, что конкретные заказчики и в их пользу                    
перераспределение, - это сделать невозможно. На самом деле, если посмотреть     
всё по процедуре, она очень прозрачна, понятна, есть возможность всегда         
устранить выявленные нарушения.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
КАШИН В. И. Хочу добавить по существу вопроса. Законом, конечно,                
предусмотрена компенсация владельцу за этот участок, две схемы работают -       
рыночная цена или кадастровая оценка, и все расходы на торги и прочее           
изымаются из этой цены. Но всё-таки мы ко второму чтению хотим ещё раз          
проработать систему первоначальной оценки на торгах, чтобы здесь, как           
говорится, был достигнут определённый баланс: человеку, собственнику, который   
привёл земельный участок к деградации, деньги платить или спасибо (в            
кавычках) сказать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Панин Геннадий Олегович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ПАНИН Г. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Добрый день! Уважаемый Иван Вячеславович, хочу сказать, что, действительно,     
этот законопроект крайне актуален для всей страны, в частности для              
Подмосковья. При этом не будет ли целесообразным всё-таки трёхлетний срок -     
подчёркиваю, не контроля, а неиспользования земельного участка по целевому      
назначению, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной    
с сельскохозяйственным производством деятельности, - сократить до одного        
года?                                                                           
                                                                                
И предлагаю предоставить полномочия органу местного самоуправления,             
уполномоченному представительным органом муниципального образования на          
осуществление муниципального земельного контроля, выявлять соответствующие      
нарушения при осуществлении муниципального земельного контроля. Также           
предлагаю установить право органа муниципального земельного контроля на         
основании выданного им предписания подавать заявление о невозможности           
государственной регистрации перехода, прекращения права на земельный участок    
из земель сельскохозяйственного... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Геннадий Олегович, понятен ваш вопрос. Про три года и про год -   
мы такие подходы рассматривали, вы знаете, что есть официальное обращение       
Московской области с такими подходами. Мы считаем, что ко второму чтению в      
этой законодательной инициативе такие радикальные меры преждевременны, вместе   
с тем отдельные моменты будем дополнительно рассматривать, обсуждать. Здесь     
пока ко второму чтению этого не появится, ну, во всяком случае, от              
регулятора, как от субъекта права законодательной инициативы.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич. Ещё есть желающие? Нет.                                 
                                                                                
Пожалуйста, микрофон включите Олегу Анатольевичу Нилову.                        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддержит этот            
долгожданный, надо сказать, законопроект об ускоренном изъятии земель           
сельхозназначения, которые не обрабатываются, зарастают, пропадают, что         
наносит колоссальный ущерб стране.                                              
                                                                                
Вот здесь уже прозвучала тема постановления № 1509, я хотел бы ещё несколько    
слов добавить, потому что считаю, что это действительно, мягко говоря,          
вредоносное постановление правительства, а работу над ошибками правительство,   
ну, пока, как мы знаем, не сделало и не собирается делать. Я прошу              
правительство обратить внимание, провести анализ того, что уже натворили        
авторы, лоббисты этого постановления, а самое главное, ну, что называется,      
возместить ущерб, во всяком случае, вернуть все земли сельхозназначения,        
которые вот под такой личиной горе-владельцы просто хотели увести, чтобы        
избавиться вообще от обязанности по уплате должным образом в бюджет денег от    
какого-либо производства на этой земле. А вот эти уловки, мол, мы будем         
вырабатывать CO2, там, CO2 будут поглощать наши леса, вот вся эта зелёная       
повестка ну точно не выдерживает никакой критики!                               
                                                                                
Иван Иванович, я, может быть, даже отдельное протокольное поручение... Было     
бы очень правильно, если бы комитет согласился дать такое поручение             
правительству. В рамках обсуждения этого законопроекта тема поднята, давайте    
поручим нашему аграрному комитету дать отдельное протокольное поручение         
правительству по постановлению № 1509 - по его отмене и по разбору того, что    
натворили, приняв такое постановление.                                          
                                                                                
Ну а что касается проведения аукционов, действительно, я считаю, что если       
что-то останется после выплаты компенсаций за ущерб, нанесённый земле           
многолетним неиспользованием её в целях сельхозназначения, после проведения     
вот всей этой процедуры контроля, оплаты каких-то судебных издержек, то,        
конечно, собственник может получить какую-то долю оставшихся средств за эту     
землю, это, конечно, право... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Но самое главное, Иван Вячеславович, не упускать потерянные         
средства, которые должна была приносить эта земля. Вот это новое понятие        
нигде не используется. Владельцы вот этих экоферм лесных, которые уже на        
сотнях тысяч гектаров легализованы, должны платить полным рублём ежегодно,      
платить эквивалент, столько денег, сколько эта земля приносила бы в казну,      
если бы там выращивались, не знаю, зерно, овощи и так далее. Вот этого          
механизма, к сожалению, нет, а его отсутствие приводит вот к таким невесёлым,   
печальным последствиям.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Вячеславович, можете выступить с заключительным словом. Есть               
необходимость? Нет.                                                             
                                                                                
Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. Как раз реакция на выступление Олега       
Анатольевича.                                                                   
                                                                                
КАШИН В. И. Я думаю, Олег Анатольевич согласится: мы завтра будем проводить     
заседание комитета, и потом, при принятии в третьем чтении этого                
законопроекта, мы можем соответствующее постановление принять к нему и          
урегулировать вопросы, которые он поднимал.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поддерживает Олег Анатольевич.                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.