Заседание № 87
О проекте федерального закона № 155721-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателя, открытые в российских кредитных организациях, или на казначейский счёт).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке данного проекта федерального закона ко второму чтению поступило две поправки, они включены в таблицу поправок № 1, которые рекомендуются комитетом к принятию, иных поправок нет. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по проекту федерального закона нет. С учётом этих оснований Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает таблицу поправок утвердить, проект федерального закона принять во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 07 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 31 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-техническую, лингвистическую и правовую экспертизы, он полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит данный проект федерального закона рассмотреть и поддержать в третьем, окончательном чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 19 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 59
О проекте федерального закона № 155721-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателя, открытые в российских кредитных организациях, или на казначейский счёт).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на решение задач развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Принятие закона позволит минимизировать случаи перечисления денежных средств в пользу недобросовестных взыскателей, ставящих целью легализацию доходов, полученных преступным путём, уход от налогов и дальнейший вывод денежных средств за пределы Российской Федерации с использованием исполнительных документов. Законопроект предусматривает обязанность перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях, или на казначейский счёт. Требование об указании реквизитов банковского счёта взыскателя, открытого в российской кредитной организации, будет распространяться на все виды взыскания денежных средств. Актуальность вопроса обусловлена колоссальными объёмами обналичивания денежных средств по исполнительным документам, выданным по сомнительным основаниям, которые только в 2021 году составили более 26 миллиардов рублей и возросли по сравнению с 2020 годом почти на 25 процентов. Кроме того, закон в случае принятия позволит банкам и иным кредитным организациям не исполнять исполнительные документы, за исключением судебных актов, в случае если в результате реализации установленных законодательством правил внутреннего контроля у работников банка, кредитной организации возникнут подозрения, что операция, подлежащая выполнению, совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассматриваемый законопроект поддерживает по тем доводам и основаниям, которые были изложены в докладе Андрея Викторовича Логинова, представителя Правительства Российской Федерацией. Комитет также отмечает, что по данному проекту федерального закона имеются замечания, отдельное замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы, но эти замечания могут быть учтены при подготовке данного проекта федерального закона ко второму чтению. Комитет также отмечает, что принятие данной законодательной инициативы даст возможность исключить случаи вывода денежных средств за рубеж, а также легализацию доходов, полученных преступным путём. При таких обстоятельствах Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать, принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Морозов Олег Викторович, пожалуйста. МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Викторович, я хотел уточнить один момент. Всё-таки главное в этом законопроекте то, что мы здесь делаем акцент на национальной юрисдикции, то есть снимаем возможность ухода этих денег за рубеж, или то, что мы просто совершенствуем нашу внутреннюю юридическую и финансово-экономическую систему, дабы снять вопросы вот этого незаконного обналичивания и незаконного последующего использования этих средств, - что здесь первично всё-таки, с вашей точки зрения? ЛОГИНОВ А. В. Коллеги, ну, здесь, конечно же, первичнее системные изменения в технологиях, которые сделают невозможным такое масштабное нарушение нашего внутреннего законодательства, можно сказать, в преступных целях. Счета в иностранных банках используются для получения денег по таким необъективным, фиктивным, можно сказать, искам, которые отыгрываются в судах, а потом уже в виде исполнительных поручений поступают судебным приставам или напрямую от взыскателя в кредитную организацию, что позволяет выводить большие средства за пределы Российской Федерации. Но в равной степени мы наделяем правом и банкиров. Это долго согласовывалось, мы банки и их работников, сотрудников наделяем правом приостанавливать исполнение тех документов (я об этом говорил во время своего доклада), которые могут вызывать у них подозрения или опасения, что они направлены на отмывание (легализацию) средств или финансирование терроризма. Но сразу отмечу, что действующим законодательством уже предусмотрены нормы, которые формируют эти внутренние процедуры для кредитных организаций, то есть это будет делаться как бы не с панталыку, это будет делаться не с субъективной точки зрения, а по достаточно чётко прописанным, контролируемым Центральным банком процедурам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Викторович, я так понимаю, что законопроект принимается по итогам в том числе расследования знаменитого молдавского кейса, или отмывочной, через которую прошло порядка 120 миллиардов долларов, причём в данном случае из российской юрисдикции. Вопрос первый. Вот есть механизмы фиктивных сделок, которые позволяют эти средства фактически отмывать, - а есть ли какой-нибудь дополнительный инструмент контроля этих фиктивных сделок? Они до сих пор используются, причём довольно широко, с целью получения наличности, с целью перевода денег, с целью искусственного банкротства или вывода, там, своих средств дополнительных. Это первый вопрос. И второй. Каковы механизмы защиты вывода потом с российского счёта на иностранный счёт этих же денег фактически по судебному решению? Ну, пришли они на счёт российского банка по исполнительному листу, дальше ушли на счёт иностранного банка, причём подтверждение есть, что они пришли законно, условно законно. ЛОГИНОВ А. В. Ну, для того чтобы они ушли на счёт иностранного банка, потребуются новые документы, может быть, новые договоры, такие же фиктивные, как те, по которым изначально были отыграны суды. Это что касается ответа на вторую часть, на ваш второй вопрос. Здесь уже все возможные защитные меры предусмотрены, но, как вы видите, эти меры обходят. Теперь что касается системных действий, которые направлены на недопущение вот такого рода фиктивных сделок. Поверьте, у нас законодательство совершенствуется. Вот за последние, может быть, два с половиной года, работая на своей должности, я докладывал уже несколько законопроектов, направленных на усиление позиций, в том числе на усиление позиций и участия Генеральной прокуратуры в подобного рода вопросах, следственных органов, и они, эти законопроекты, потом принимались и сегодня уже реализуются. Так что у нас идёт постоянная работа именно по линии правоохранительных органов, чтобы не допускать вот эти случаи. Что касается как бы изначального импульса, в соответствии с которым законопроект был разработан, - в него вошли многие положения, которые ранее прорабатывались вместе с коллегами из Центрального банка, из правоохранительных структур, - таким импульсом было включение его в перечень действий, направленных на обеспечение устойчивости нашей экономики в условиях вот этих санкционных вызовов. Но это, повторяю, уже на заключительной стадии работы над этой темой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 40 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.