Заседание № 87

20.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155717-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения вопросов местного значения, касающихся благоустройства территории муниципальных образований).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7282 по 7375 из 10621
Пункт 71, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".              
                                                                                
Игорь Вячеславович Сапко, пожалуйста.                                           
                                                                                
САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитетом        
Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного            
самоуправления подготовлен к рассмотрению во втором чтении названный            
законопроект. Напомню, уважаемые коллеги, что данный законопроект крайне        
важен: его ждут и муниципалитеты, и региональные власти. Законопроект призван   
разрешить множество вопросов, связанных с темой благоустройства, в том числе    
в рамках реализации важнейшего приоритетного проекта по формированию            
комфортной городской среды.                                                     
                                                                                
Данный законопроект был Государственной Думой принят в первом чтении 16         
ноября 2017 года. В режиме подготовки ко второму чтению поступило 13            
поправок: 4 поправки включены в таблицу № 1 и рекомендованы к принятию, 9       
поправок - к отклонению; при этом хочу отметить, что поправки, предложенные к   
отклонению, учтены в редакции поправок, включённых в таблицу № 1, которые       
предлагается принять.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу проголосовать за принятие законопроекта во втором      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, большая просьба поставить в         
прядок работы Государственной Думы на 21 декабря рассмотрение данного           
законопроекта в третьем чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Пункт 72...                                                                     
                                                                                
Коллеги, извините, я не поставил на голосование...                              
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",   
второе чтение, вопрос 71.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              416 чел.92,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 77

16.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155717-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения вопросов местного значения, касающихся благоустройства территории муниципальных образований).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4058 по 4620 из 8187
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".              
Докладывает Александр Геннадьевич Сидякин.                                      
                                                                                
СИДЯКИН А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию       
предлагается законопроект о внесении изменений в ряд федеральных законов в      
части благоустройства территорий.                                               
                                                                                
Мы с вами приняли ряд действительно очень важных решений в рамках бюджета       
2017 года, предусмотрели выделение более 20 миллиардов рублей на                
благоустройство городов. Это крайне важно! Когда мы с вами в 2016 году вели     
избирательную кампанию, то общались с людьми во дворах, и двор в каком-то       
смысле стал единицей нашего политического измерения. Состояние дворов не        
могло нас не обеспокоить, и мы пришли с этой повесткой сюда, обсуждали этот     
вопрос в стенах Государственной Думы, и в послании президента прозвучала тема   
благоустройства городской среды и дворов. Мы с вами эту программу утвердили,    
сейчас она, как приоритетный проект, находится в правительстве, и у нас во      
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть несколько партийных проектов, посвящённых этой     
тематике. Это действительно важно, потому что 80 процентов населения нашей      
страны живёт в городах, и то, какими будут эти города, как они будут            
конкурировать за человеческий капитал прежде всего, зависит в том числе от      
нас с вами.                                                                     
                                                                                
Что сделано за этот год? В совокупности с учётом регионального                  
софинансирования на эти цели было направлено 42 миллиарда рублей.               
Предполагается, что на эти деньги мы обустроим 19 тысяч дворовых территорий в   
этом году, а всего через пять лет (программа рассчитана как минимум на пять     
лет) - 20 тысяч плюс ещё 100 - будет обустроено 120 тысяч дворов. Я вам         
напомню, что в России всего 730 тысяч многоквартирных домов, и если исходить    
из того, что один двор - это четыре дома в среднем, то получается, что          
благодаря этой программе мы сможем обустроить практически все дворы в нашей     
стране.                                                                         
                                                                                
Мы запустили огромную программу по модернизации жилищного фонда - это и         
капитальный ремонт, и расселение аварийного жилья, - и наши решения,            
связанные с дворовыми территориями, являются логическим продолжением тех        
изменений, которые мы стараемся привнести в города. На любых площадках -        
урбанистических форумах, архитектурных форумах, - которые проводит партия       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", мы действительно слышим только позитивные отклики на эту       
программу. Во всех городах - вы представляете себе наши города - появляются     
скверы, парки, набережные, создаётся новый архитектурный облик города, самое    
главное - обновляются дворы, а значит, совершенно иное восприятие будет у       
людей. Общественное обсуждение этой тематики дало следующую статистику: более   
полумиллиона человек участвовало в обсуждении вопроса, каким должен быть двор   
или улица, - а значит, эти люди будут стоять на страже сохранности того, что    
будет сделано властью, обществом. Вот это и есть нормальное, полноценное        
функционирование институтов гражданского общества.                              
                                                                                
Реализуя эту программу, и органы исполнительной власти субъектов, и             
федеральные органы исполнительной власти сейчас столкнулись с                   
недостаточностью правового регулирования в этой сфере. Приведу пример: у нас    
есть ГОСТы, которые предписывают, что во дворах должны стоять вот такие         
перекладины, на которых можно выбивать ковры, - помните, в нашем детстве так    
ковры чистили? - вот до сих пор такие ГОСТы есть. Согласитесь, это просто       
морально устарело, не отвечает потребностям современного общества, не должно    
быть таких стандартов. Сейчас правила благоустройства в муниципальных           
образованиях определяются органами власти этих муниципальных образований без    
каких-либо ориентиров. Предлагаемые изменения, коллеги, предполагают, что       
будет принято постановление правительства, которое утвердит стандарты           
благоустройства, и органы местного самоуправления будут применять эти           
стандарты благоустройства при реконструкции дворов, при переоборудовании        
каких-то малых архитектурных форм, при создании парков.                         
                                                                                
Кроме того, есть проблемы, касающиеся применения административной               
ответственности за нарушение этих правил. Все вы знаете, что в городах есть     
газоны, зоны зелёных насаждений, и в разных субъектах Российской Федерации      
уже устанавливали административную ответственность за парковку там              
автомобилей, но Верховный Суд регулярно, методично отменял эти законы,          
признавал их недействующими, потому что это вторжение в федеральное             
законодательство. Все вопросы, связанные с газонами, с зелёными насаждениями    
на городских территориях, регулируются законом "Об охране окружающей среды",    
то есть законом субъекта такая ответственность не может быть установлена, а     
на федеральном уровне она отсутствует. Таким образом, сейчас де-юре не          
существует ответственности за парковку на газоне.                               
                                                                                
Поправки, которые предлагает группа депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",          
направлены на решение этой проблемы. В закон "Об охране окружающей среды"       
вводится норма, определяющая правоотношения, связанные с регулированием этого   
вопроса. Таким образом, мы подходим к решению, мне кажется, двух                
фундаментальных задач: во-первых, мы определяем, кто утверждает стандарты       
благоустройства; во-вторых, устанавливаем, что органы местного самоуправления   
- и в городах, и во внутригородских территориях, и в районах - должны будут     
свои правила благоустройства привести в соответствие с этими стандартами.       
Также отдельно мы оговариваем то, что касается зелёных насаждений.              
                                                                                
Нам крайне необходимо принять этот закон, потому что в прошлом году мы          
направили 25 миллиардов и сейчас предполагается, что, если мы поддержим,        
примем федеральный бюджет, такая же сумма будет направлена на решение этих      
вопросов во все субъекты Федерации, за исключением Москвы, Петербурга и         
Ямало-Ненецкого автономного округа. И нам важно, чтобы и освоение этих денег,   
и реконструкцию, которая на эти деньги идёт, субъекты осуществляли не кто во    
что горазд, а в соответствии с правилами, именно в соответствии с правилами и   
стандартами.                                                                    
                                                                                
Коллеги, крайне важно, чтобы мы этот законопроект именно сегодня поддержали,    
приняли в первом чтении, потому что это закон совместного ведения, он уйдёт в   
долгую рассылку, это займёт 30 дней. Если мы сегодня его примем, я надеюсь, у   
нас ещё до Нового года заработают новые, понятные правила, которые нужны        
каждому региону.                                                                
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич.                           
                                                                                
С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по     
федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.                    
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Александр             
Геннадьевич сказал всё то, что нужно было сказать. Как автор этого              
законопроекта, хочу обратить ваше внимание на то, что мы работаем над ним       
начиная с весны 2017 года, а Александр Геннадьевич начал эту работу ещё         
раньше. С тех пор в комитете мы дважды рассматривали текст законопроекта,       
после первого рассмотрения авторы согласились законопроект доработать и он      
был им возвращён, была внесена новая редакция проекта закона с учётом тех       
замечаний, которые были сделаны депутатами - членами комитета при               
рассмотрении его первой редакции, а также замечаний, которые поступили от       
субъектов законотворческого процесса.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно очень важно - и Александр Геннадьевич об       
этом сказал - сделать так, чтобы беспрецедентные, наверное, за последние        
10-15 лет средства, направляемые на благоустройство территорий, конечно же,     
максимально эффективно использовались и чтобы те мероприятия, которые были      
реализованы с учётом этой колоссальной финансовой поддержки, были               
эффективными, а объекты существовали долгие годы. Отсутствие ясных критериев    
привлечения к ответственности за порчу таких объектов, конечно же, не           
способствует их долговечности. Уже было сказано, что в Российской Федерации     
за последние 15 лет несколько изменились подходы к установлению на              
субъектовом уровне ответственности за нарушение правил благоустройства. С       
2004 года, к сожалению, суды начали субъектовые законы опротестовывать,         
признавать не соответствующими федеральному законодательству и существенно      
ограничивать субъекты в возможности привлекать к ответственности за нарушения   
норм в сфере благоустройства, а нарушения очень разноплановые. В этом,          
кстати, причина серьёзной проблемы с выполнением мероприятий, связанных с       
благоустройством: озеленением территорий, дорожной деятельностью,               
строительством малых архитектурных форм. Муниципалитетам, которые в первую      
очередь это реализуют, с учётом того что они занимают первую ступень в          
нормативно-правовой иерархии, довольно сложно определять законодательную        
политику в плане установления ответственности за нарушение правил               
благоустройства, принимая свои, муниципальные нормативные правовые акты.        
                                                                                
Самый яркий пример уже был приведён - парковка автомобиля на газоне.            
Сотрудники органов внутренних дел могут привлекать к ответственности, если      
автомобиль припаркован неправильно, не в соответствии с Правилами дорожного     
движения, но если место парковки не является объектом дорожного движения -      
например, это детская площадка, газон, что угодно, не являющееся объектом       
дорожного движения, - то привлекать к ответственности сотрудник ГИБДД уже не    
может, эта функция перекладывается на другие органы, которые не имеют в         
достаточной степени ни соответствующих сотрудников, кадровой базы, ни           
финансовой базы. И конечно же, эффективность этих устанавливающих               
ответственность норм гораздо ниже, чем эффективность норм, устанавливающих      
ответственность за нарушения Правил дорожного движения. Поэтому регионы и       
выходили неоднократно с инициативой по закреплению на федеральном уровне        
ответственности за нарушение правил благоустройства.                            
                                                                                
Хотел бы добавить к тому, что сказал в своём выступлении Александр              
Геннадьевич: кроме того что мы предлагаем правительству устанавливать           
требования, правила благоустройства, мы также даём правительству довольно       
серьёзное полномочие по установлению подходов, критериев к определению          
прилегающей территории, которая в соответствии с действующим законом должна     
быть установлена, с тем чтобы собственники зданий, строений, сооружений,        
земельных участков принимали участие и в том числе несли расходы в реализации   
мероприятий по благоустройству, то есть в поддержании участков в чистоте,       
озеленёнными, устроенными и доступными для граждан.                             
                                                                                
Наверное, это самая спорная часть законопроекта, которую мы также на            
заседании комитета обсуждали в связи с тем, что это может вызвать               
дополнительную нагрузку как на представителей малого и среднего бизнеса, так    
и на граждан. Конечно же, на этом следует остановиться особо, поскольку в       
дальнейшем, при разработке соответствующих документов правительству             
необходимо будет выработать критерии, с тем чтобы нагрузка на разных            
участников этого единого процесса благоустройства шла с учётом уровня           
финансовой обеспеченности и сложности мероприятий по благоустройству и чтобы    
всё-таки более состоятельные субъекты осуществляли более затратные              
мероприятия. Ну а граждан по возможности не следует существенно вовлекать в     
этот процесс... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд.                                       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. ...поскольку и сегодня довольно много средств тратится            
гражданами - собственниками помещений в многоквартирных домах на содержание     
общего имущества, а я так понимаю, после принятия соответствующего закона и     
документов правительства граждане могут получить дополнительную нагрузку на     
семейные бюджеты в виде затрат на содержание имущества при реализации           
мероприятий по благоустройству.                                                 
                                                                                
В целом комитет проект закона поддерживает и просит принять в первом чтении.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Кроме депутата Куринного у кого-нибудь есть    
ещё вопросы? Есть. Тогда проведём запись.                                       
                                                                                
Алексей Николаевич, задержитесь, пожалуйста.                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николаев Олег Алексеевич.                                                       
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Александр Геннадьевич, сейчас в органах местного самоуправления       
идёт активный процесс принятия правил благоустройства, которые требуют,         
соответственно, общественного обсуждения и так далее, и так далее, то есть      
это достаточно длительный процесс. В связи с принятием данного законопроекта    
не надо ли будет заново принимать эти правила благоустройства, и если надо,     
то в какие сроки?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон.                      
                                                                                
СИДЯКИН А. Г. Орган местного самоуправления самостоятелен в определении         
правил благоустройства, но они должны соответствовать стандартам, которые       
будут утверждены правительством. Закон предполагает срок для приведения этих    
правил в соответствие, он обозначен.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня к Александру Геннадьевичу вопрос.                         
                                                                                
Александр Геннадьевич, наш Верховный Суд весьма пластичная организация, он по   
поводу парковок раза три, наверное, менял своё мнение: то разрешал, то          
запрещал, то опять разрешал, потом опять запрещал - я имею в виду               
установление ответственности за парковку на газонах, на детских площадках.      
Сейчас предлагается внести отсылочную норму в закон "Об охране окружающей       
среды". С юридической точки зрения этого будет достаточно для того, чтобы       
привлекать за нарушение местных правил благоустройства? Это первый вопрос.      
                                                                                
И второй, что касается участия собственников в благоустройстве окрестных        
территорий. У Верховного Суда позиция достаточно жёсткая: нельзя привлекать     
собственника, во всяком случае по законам субъектов, к благоустройству или к    
дополнительным расходам, связанным с благоустройством близлежащей территории.   
Эта проблема юридически сегодня разрешена?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон.                      
                                                                                
СИДЯКИН А. Г. Алексей Владимирович, спасибо большое, очень хорошие вопросы.     
                                                                                
Что касается достаточности этой формулировки. Мы при подготовке этого           
законопроекта советовались, обсуждали его на многочисленных экспертных          
площадках, скажем так. Это работа не только депутатов Государственной Думы,     
мы оттачивали формулировку и с правовиками профильного министерства, и с        
Государственно-правовым управлением советовались, поэтому такое изъятие, по     
нашему мнению, будет достаточным, ведь именно на отсутствие такого изъятия      
всё время обращает внимание в своей судебной практике Верховный Суд. Если вы    
посмотрите пояснительную записку к законопроекту, то увидите, что там есть      
ссылки на многочисленные судебные решения. Так что ответ на ваш первый вопрос   
- да.                                                                           
                                                                                
Вопрос второй, привлечение граждан. Сам паспорт приоритетного проекта           
"Формирование комфортной городской среды" подразумевает обязательное участие    
граждан в обсуждении этого вопроса, в формировании подходов к благоустройству   
того или иного двора, той или иной территории, поэтому во всех методических     
рекомендациях, которые были в прошлом году соответствующим ФОИВом выпущены,     
такое требование, даже не рекомендация, содержится. И со своей стороны,         
больше, наверное, не как автор, а как член партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", я хочу       
сказать, что в рамках партийных проектов мы очень тщательно работаем с нашими   
региональными партийными структурами в части контроля именно вот этого факта    
- участия общественности в обсуждении вопроса о том, какими территории должны   
быть.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синяговский Владимир Ильич.                                                     
                                                                                
СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые Александр Геннадьевич и Алексей Николаевич! У меня просьба: никто     
не сомневается в том, что это самый удачный партийный проект и вообще проект    
Государственной Думы, он затрагивает интересы миллионов жителей, но итоги по    
качеству выполненных за 2017 год работ обязательно надо подвести. Задача на     
2018 год, поскольку проект поздно начали выполнять, - не потерять, как          
говорится, те дворы, которые есть сегодня, ведь они будут ещё в 2019-2020       
годах, потому что если мы закончим проект в 2018 году, то мы оставим людей      
без надежды. Ну и главное - нужно информировать население о том, что            
делается, кто это делает, что это партийный проект, что это делает              
Государственная Дума, - вот это очень и очень слабо на местах осуществляется.   
Просьба учесть эти вопросы при обсуждении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ильич.                                  
                                                                                
Мне кажется, здесь не требуется ответ, были высказаны пожелания.                
                                                                                
Геннадий Григорьевич, у вас вопрос?                                             
                                                                                
Депутату Онищенко включите микрофон.                                            
                                                                                
ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Александр Геннадьевич, как вы отнесётесь к тому, чтобы уточнить очень гибкую    
формулировку, что муниципалитет сам утверждает нормативы благоустройства?       
Они, вообще-то, ведут к спартанизации - не осталось детских площадок,           
спортивных. Может быть, всё-таки уточнить формулировку и написать:              
"соответствующие гигиеническим требованиям" и "не ниже гигиенических            
стандартов"? Я понимаю, что можно, развивая, увеличивать до беспредела, но      
давайте при доработке этого документа установим нижнюю границу?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Сидякину включите микрофон.          
                                                                                
СИДЯКИН А. Г. Геннадий Григорьевич, формулировка, которая предлагается на       
сегодняшний день, как раз и подразумевает, что правила благоустройства          
территории утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с       
теми стандартами, которые пропишет федеральное правительство. Учитываются,      
естественно, и стандарты, связанные с безопасностью дорожного движения, и       
гигиенические стандарты, и так далее.                                           
                                                                                
Сейчас ситуация такая, что правила утверждают кто во что горазд - это не        
совсем правильно. Мне кажется, раз мы такое количество бюджетных средств на     
это выделяем, сформировали целую отрасль, работают архитекторы, те, кто         
соответствующие материалы начал изготавливать для малых архитектурных форм,     
значит, мы должны соответствовать в своей модернизации самым современным        
стандартам урбанистики и развития городского пространства. У нас есть чему      
поучиться, у нас есть очень хороший опыт Москвы в обустройстве общественных     
пространств. Конечно, когда мы что-то делаем, нам нужно руководствоваться       
лучшими практиками, которые существуют в мире, у нас в России, чтобы была не    
просто банальная замена скамеек и уличных фонарей, а чтобы это действительно    
отвечало понятию "экология глаза" и так далее. Я согласен, что мы должны        
установить минимальные требования, но именно это в законе и прописано. В        
постановлении правительства такого рода стандарты, мы предполагаем, будут, по   
крайней мере к третьему чтению в соответствии с нашим Регламентом мы попросим   
проект этого постановления у правительства.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Нам приятно, что коллеги из другой, большой фракции оценивают данный пакет      
как свою партийную инициативу. Я думаю, будет справедливо сказать, что это      
соответствует и партийным инициативам "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", поскольку ни для   
кого не секрет, что мы всегда поддерживали жилищное движение и настаивали на    
переносе в Россию практики бюджетов участия, которая реализуется в других       
странах мира, но я хотел бы обратить внимание на несколько аспектов.            
                                                                                
Безусловно, мы будем голосовать за данный законопроект, однако очень важно,     
чтобы определение на местном уровне критериев для формирования реестра тех      
объектов, которые будут подлежать включению в оперативную программу, на         
текущий год, было максимально осмысленным. Почему я об этом говорю? Моя         
родная Астрахань тоже находится в пакете финансирования на следующий год, и в   
250 домах люди провели собрание. Люди собирались, люди голосовали, готовили     
очень большой пакет документов, а по факту получилось так: местная              
администрация сама определила 34 объекта и эти 34 объекта вынесла на            
обсуждение так называемой общественной комиссии - вот, мол, как мы решили,      
так оно и будет. Причём знаете, какие придуманы критерии? Например, "крепкая    
управляющая компания". У нас нет в законодательстве понятия "крепкая            
управляющая компания". При чём здесь управляющая компания вообще, если речь     
идёт о собственниках, которые, кстати, вправе создать, например, товарищество   
собственников жилья?                                                            
                                                                                
В этом контексте, мне кажется, очень важно всем коллегам из регионов            
внимательно следить за тем, чтобы сейчас, в четвёртом квартале 2017 года,       
определение реестра объектов на 2018 год было максимально прозрачным,           
корректным, потому что наша задача очевидная - не просто потратить деньги, а    
способствовать развитию жилищного самоуправления, активизму граждан. Тем        
более мы хорошо понимаем, что, если люди контролируют эти деньги, те или иные   
работы могут быть сделаны существенно дешевле. Всем хорошо известно,            
насколько отличается стоимость при ТСЖ и при модели траты денег из общего       
котла. Вот об этом мне хотелось сказать. Как партия, которая всегда             
содействовала развитию жилищного движения, помогала, приветствовала,            
выступала за справедливость в ЖКХ, мы, конечно, будем голосовать за эти         
предложения.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Качкаев Павел Рюрикович, от фракции.                                            
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я постараюсь все семь минут не      
использовать, но тем не менее мне хотелось бы ещё ответить на вопросы,          
которые здесь задавали. Я так понимаю, что партийный проект "Городская          
среда", который был принят у нас в прошлом году и по которому мы сегодня        
работаем, у некоторых вызывает недопонимание, поэтому сегодня я, наверное,      
больше буду говорить не о том, что мы, как фракция, как авторы, предлагаем в    
данном законопроекте, а несколько минут посвящу партийному проекту "Городская   
среда".                                                                         
                                                                                
Первое. И автор проекта, и представитель комитета уже много говорили о том,     
почему мы внесли данный законопроект. Основная причина, конечно, состоит в      
том, что у нас сегодня нет единообразия в правилах и в трактовке элементов      
благоустройства. Когда готовили, формировали паспорт проекта "Городская         
среда", очень много изучали нормативных правовых актов субъектов Российской     
Федерации, органов местного самоуправления, порядок и правила отличаются        
порой значительно. Более того, сегодня у нас нет таких понятий, как "двор",     
"прилегающая территория", "придомовая территория", в том числе нет              
определения элементов малых архитектурных форм. Для того чтобы проект           
всё-таки работал и благоустройство наших дворов привести к какому-то единому    
знаменателю, приняли решение предложить данный законопроект.                    
                                                                                
Второе. Сегодня уже прозвучало в одном из вопросов, почему Верховный Суд        
признаёт недействующими законы органов местного самоуправления в части          
административных правонарушений и штрафов. Вопросы озеленения, вопросы          
парковок на клумбах Верховный Суд, суды Российской Федерации считают            
вопросами федерального законодательства, поэтому те нормативные правовые        
акты, которые принимаются в регионах и в муниципалитетах, отменяются. И те,     
кто работал в органах местного самоуправления, прекрасно знают, как сложно      
решаются вопросы благоустройства наших населённых пунктов и изыскиваются        
средства для приведения в порядок дворов, для устройства газонов и установки    
малых архитектурных форм, но ещё сложнее решаются вопросы с последующим         
содержанием всего этого, даже не столько с содержанием, сколько с               
поддержанием в нормальном состоянии наших газонов и всего, что относится к      
благоустройству.                                                                
                                                                                
Что касается вопроса, не будут ли нужны дополнительные затраты на содержание    
и на благоустройство наших населённых пунктов. Вообще, партийный проект         
"Городская среда", то, о чём сегодня говорили и Александр Геннадьевич, и        
многие выступавшие, предусматривает как материальные, так и трудовые затраты    
на решение вопросов благоустройства наших дворов. Причём есть как бы два        
перечня мероприятий по благоустройству: перечень минимальный - мероприятия      
финансируются только из федерального, регионального и муниципального            
бюджетов, и перечень дополнительный, когда сами граждане могут участвовать в    
софинансировании в том или ином виде. На сегодня у нас порядка 50 процентов     
субъектов Российской Федерации и муниципалитетов участвуют в выполнении         
мероприятий из дополнительного перечня и финансируют те или иные работы: по     
установке детских площадок, по обустройству парковок и многого другого, что     
относится к дополнительному перечню, причём объём финансирования составляет     
от нескольких процентов до 100 процентов. В новых правилах, которые             
рассматриваются Правительством Российской Федерации и которые уже близки к      
утверждению, мы всё-таки - по предложению партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - финансовое   
участие решили ограничить, с тем чтобы не было там никаких 100 процентов        
финансирования, а было участие в софинансировании мероприятий из                
дополнительного перечня на уровне не выше 15 процентов.                         
                                                                                
Я думаю, что в доработке данного законопроекта ко второму чтению будут          
участвовать все фракции в Государственной Думе, и мы этот законопроект с        
учётом тех замечаний, которые Геннадий Григорьевич высказывал, приведём         
именно в тот вид, когда он послужит делу благоустройства наших дворов.          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.                                 
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович - выступление от фракции.                         
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы выслушали большое             
количество благодарностей, реверансов в адрес партийного проекта, мнений о      
необходимости его популяризировать. Но я точно так же поддерживаю мнение        
коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": как только этот проект поступил в     
Государственную Думу, как только на него поступило государственное              
финансирование, а это средства от налогов, то есть это средства наших           
граждан, средства, собранные с наших граждан, так он становится                 
государственным. Мы однако не объявляем проектами "ЕДИНОЙ РОССИИ" отсутствие    
индексации пенсий работающим пенсионерам или зафутболенный 1 триллион рублей    
на американские счета, хотя мы тоже понимаем, кто принимал решения, в этом      
зале эти люди присутствуют. Поэтому давайте аккуратнее подходить к этим         
вопросам.                                                                       
                                                                                
Ещё раз говорю, что проекты по благоустройству, которые сегодня реализуются,    
весьма важны; весьма важны и те проблемы, которые пытаются сегодня решить       
авторы законопроектов, они тоже, скажем так, висят годами: проблемы парковок    
на детских площадках, проблемы парковок на газонах.                             
                                                                                
Я не зря говорил о практике Верховного Суда, с 2008 года мы этим вопросом       
занимались в Законодательном Собрании Ульяновской области. Практика была        
самая разнообразная: сначала этот закон работал, по нему штрафовали; потом      
Верховный Суд принял решение, что это незаконно, что в данном случае законы     
субъектов противоречат закону федеральному; потом новая волна - опять можно     
было привлекать к ответственности; и вот последняя волна, наверное              
полтора-два года назад, Верховный Суд уже наконец однозначно выработал свою     
позицию - нельзя. В этой части та отсылочная норма к 7-му федеральному          
закону, которая содержится в проекте закона, на мой взгляд, является            
недостаточно определённой. И если есть такая возможность, желательно было бы    
узнать ко второму чтению мнение Верховного Суда Российской Федерации, хотя бы   
предварительное, чтобы впоследствии опять же не возникла коллизия, когда есть   
нами принятый закон, новые правила благоустройства, новые региональные законы   
и есть новая, скажем так, позиция Верховного Суда, в соответствии с которой     
вся эта практика вновь становится невыполнимой. Там были ещё очень хитрые       
моменты: до сих пор, к сожалению, нет варианта соглашения, заключаемого между   
субъектами и правоохранительными органами, и по ряду правонарушений             
составлять протоколы просто некому, то есть нет этих соглашений - нет           
должностного лица, нет протоколов, нет ответственности. Это первый момент.      
                                                                                
Второй момент, касающийся ответственности собственников. Я задал этот вопрос    
по какой причине? Суды - и областного уровня, и верховные суды субъектов -      
отменяют соответствующие решения о привлечении к административной               
ответственности собственников тех или иных коммерческих организаций,            
различных предприятий за несодержание прилегающей территории, по той причине    
что муниципальная территория никоим образом не может быть отнесена к            
собственнику, соответственно, все наложенные штрафы, все меры                   
ответственности, которые применялись к собственнику согласно местным правилам   
благоустройства, региональным законам, являются сегодня противоречащими         
федеральному законодательству. Для того чтобы здесь опять не возникло           
недопонимания, чтобы опять не возникло коллизий, когда Верховный Суд, со        
своей стороны, опять примет позицию "отвечает собственник" (а ведь по           
большому счёту прилегающие территории - это чаще всего муниципальные            
территории, соответственно, за них ни при каких условиях собственник не         
отвечает), хотелось бы, чтобы это не было поддержано и в новой редакции         
закона.                                                                         
                                                                                
Со своей стороны, фракция КПФР поддержит данный законопроект, будет             
участвовать в его доработке ко второму чтению и предлагает всем депутатам это   
сделать.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Представители президента и правительства? Нет. Докладчик?                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Геннадьевич, заключительное слово.                        
                                                                                
СИДЯКИН А. Г. Буквально два слова, Иван Иванович.                               
                                                                                
Мы с коллегами уже работаем над поправками к этому законопроекту, и мы          
постараемся, чтобы в окончательной версии закона был минимум отсылочных норм.   
То есть мы пропишем и что такое зелёные насаждения, и что такое фасад, и        
требования ко всему, ко всему, ко всему - вот эти вещи мы обязательно           
пропишем.                                                                       
                                                                                
Что касается программы по благоустройству, давайте всё-таки исходить из того,   
что на совещании по вопросам местного самоуправления, которое президент         
проводил в Кирове в августе этого года, присутствовали представители разных     
субъектов и было принято решение, что программа благоустройства утверждается    
на пять лет. И это, конечно, открывает нам широкие горизонты планирования и     
позволит действительно поработать над тем, чтобы общественное пространство      
изменялось вне зависимости от того, кто там живёт, чтобы там бесконфликтно      
сосуществовали и люди с ограниченными возможностями, и собаководы, и те, кто    
гуляет с колясками. Это крайне важно, потому что сейчас идёт конкуренция за     
человеческий капитал, и это самая важная конкуренция, в которой мы не имеем     
права проиграть, а в этом отношении крайне важно то, что делается в части       
общественных пространств.                                                       
                                                                                
Я представляю в Государственной Думе Татарстан, у нас по инициативе             
Президента Республики Татарстан уже дважды утверждал программы по               
благоустройству водоохранных зон и парковых территорий, и мы в каждом           
муниципальном образовании - в каждом муниципальном образовании! - смогли        
создать общественную зону, которая сейчас является местом притяжения, к нам     
приезжают люди и остаются работать. Вот задача, которая стоит перед нами,       
перед страной в том числе.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик не будет выступать с заключительным словом, коллеги, поэтому        
ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              377 чел.83,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении единогласно.