Заседание № 69
О проекте федерального закона № 155690-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (в части применения особого порядка уплаты налогов и установления особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году". Докладывает Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вчера мы также приняли законопроект во втором чтении. Вопросов к нему не поступило, прошёл все экспертизы и готов к процедуре третьего чтения, поэтому просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 22 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 155690-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (в части применения особого порядка уплаты налогов и установления особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году". Докладывает Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект рассмотрен во втором чтении комитетом, поступило 11 поправок. Самая главная поправка касается того, что мы обсуждали на пленарном заседании при рассмотрении законопроекта в первом чтении. В первом чтении было очень некорректное распределение штрафов, исчисляемых исходя из сумм налогов, - централизованно, по нормативам в разные бюджеты и внебюджетные фонды. Положение исправлено, теперь все штрафы зачисляются так, как и сейчас, - в те бюджеты, в которые непосредственно зачисляются соответствующие налоги и сборы. Все поправки рекомендованы к принятию. Комитет предлагает поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 03 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 27 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо за поддержку. Комитет просит поставить в порядок работы Государственной Думы на завтра рассмотрение законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 61
О проекте федерального закона № 155690-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (в части применения особого порядка уплаты налогов и установления особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
5-й вопрос выносится на рассмотрение. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Михайловича Лаврова. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! С 1 января 2023 года вступают в силу принятые в июле этого года поправки в Налоговый кодекс, которые вводят режим единого налогового платежа. Соответственно, нужно ввести на постоянной основе в Бюджетный кодекс нормы, которые регулируют администрирование этого нового режима, который в настоящее время проходит экспериментальную апробацию, такой закон уже был принят в весеннюю сессию. Какие здесь предусмотрены новации? Во-первых, единый налоговый платёж будет перечисляться на специальный казначейский счёт, который будет администрироваться Федеральной налоговой службой. ФНС будет направлять в Федеральное казначейство распоряжение о зачёте и распределении этих поступлений, как это делается в настоящее время. И эта новация, помимо всего прочего, позволит ускорить распределение средств, потому что в настоящее время, например, акцизы, которые делятся по долям, раз в десять дней перечисляются в бюджеты субъектов, а новый механизм позволит это делать практически в тот же день, в момент поступления. Вводятся единые нормативы распределения между бюджетами штрафов, процентов, пеней. Этот вопрос вызвал обсуждение на заседании комитета, поскольку сейчас в эксперименте такого формата пока нет, а с нового года в соответствии с уже принятыми поправками в Налоговый кодекс предусматриваются начисления штрафов, пеней и процентов на сальдо остатка единого налогового счёта. Предложены единые нормативы распределения исходя из сложившейся пропорции между бюджетами. Ну вот, например, я назову только по штрафам (все не буду называть): в федеральный бюджет - 34 процента, в бюджеты субъектов - 61 процент, в бюджеты фондов - 4 процента, и по каждой из трёх категорий аналогичные суммы сделаны. В итоге субъектам Федерации дополнительно, по оценкам, это принесёт в целом от 7 миллиардов до 9 миллиардов рублей ежегодно. Но география приводит к тому, что у части субъектов будут, хоть незначительно, в пределах 0,1 процента, недопоступающие доходы исходя из сложившейся пропорции, подчеркну, поскольку поступления этой категории доходов не прогнозируются и в бюджетах, как правило, не учитываются. Комитет принял решение о дополнительной проработке этого вопроса ко второму чтению, и правительство подтверждает готовность это сделать. Также предусматривается аналогичный механизм по таможенным платежам, авансовым и денежным залогам и упрощение порядка назначения администраторов доходов. Сейчас для этого нужен нормативный правовой акт главного администратора доходов. Предлагаем это делать в уже сложившемся формате - через электронные системы с утверждением электронными подписями. Кроме того, законопроект содержит отдельные новации срочного характера, которые нужны для исполнения бюджета в текущем году. Это три новации. Во-первых, предлагаем продлить действовавшее в прошлом году, но не действующее пока в текущем году внесение изменений в сводную бюджетную роспись государственных внебюджетных фондов (для федерального бюджета такая норма уже действует, для фондов пока нет) в общем порядке с представлением предложений на парламентскую комиссию. Второе, предлагаем разрешить в текущем году - это связано с особенностью исполнения бюджета именно в текущем году - бюджетным учреждениям открывать счета не только в Федеральном казначействе и финансовых органах, но и в банках. Это как временная норма. И третье - освободить от излишнего казначейского сопровождения те контракты, которые заключаются на осуществление контроля в строительстве, поскольку тут уже цель определена, это чисто административные действия, и дополнительный контроль здесь не нужен. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой. Пожалуйста, Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Алексей Михайлович очень подробно рассказал о законопроекте. Более того, он даже рассказал, что происходило на заседании комитета. И я, пожалуй, чтобы не тратить время, обращу внимание действительно на эту, казалось бы, мелочь. Перераспределять штрафы от соответствующих налогов нам показалось не совсем корректно, потому что штрафы, которые исчисляются от суммы самого налога, в отличие от пеней, которые исчисляются с совокупной суммы задолженности... Ну, в данном случае могу привести пример: земельный налог, который должен поступить в местный бюджет, и штраф за несвоевременную его уплату будут перераспределяться между федеральным бюджетом, между бюджетами субъектов и соответственно бюджетом внебюджетного фонда. Ну, мне кажется, местный бюджет будет не очень доволен таким перераспределением. Более того, в пояснительной записке написано (даже процитирую), что применение предусмотренных законопроектом значений нормативов позволяет обеспечить отсутствие выпадающих доходов у бюджетов субъектов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом те цифры, которые представило Министерство финансов комитету, показывают, что как минимум у 20 субъектов будут небольшие, но выпадающие доходы. Поэтому комитет считает, что ко второму чтению мы обязательно должны проработать этот вопрос. В отношении пеней и процентов такой вопрос не ставится, в отношении штрафов, которые исчисляются из конкретной суммы налогов, конечно, такой вопрос мы поставили и будем его решать ко второму чтению. Есть ещё некоторые редакционные замечания к законопроекту, которые мы также ко второму чтению учтём, но для этого надо принять законопроект в первом чтении, и комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста, есть вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов? Нет. Кто хотел бы выступить? (Шум в зале.) Есть вопросы, да? Тогда давайте включим режим записи на вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Не увидел руку вашу, Оксана Генриховна, и мои коллеги тоже. Покажите, пожалуйста, список записавшихся на вопросы. Прокофьев Артём Вячеславович, Сулейманов и Дмитриева Оксана Генриховна. Пожалуйста. ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Михайлович, мы знакомы с проблемой, с которой столкнулись учреждения, подведомственные прежде всего Минстрою России, по контролю национальных проектов и государственных программ. Но я хотел бы обратить внимание вот на что. Понятно, пункты 12, 13 статьи 1 законопроекта в этом смысле очень важны, но у нас была практика по 146-му закону, который мы приняли в мае в качестве антикризисного, и первоначально было обозначено, Федеральным казначейством было обозначено, что это будет касаться в том числе контрактов, заключённых ранее, позднее Минфин по сути это опроверг. Практика стала противоречивой, соответственно, антикризисный характер закона во многом был утрачен, потому что контракты по большей части были сформированы ранее, они носят долгосрочный характер. Есть ли риск, что вот это постигнет, что такая же ситуация сложится и в части этого законопроекта?.. (Микрофон отключён.) ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Артём Вячеславович, уважаемые депутаты! Давайте по вопросу распространения на ранее заключённые контракты мы отдельно разберёмся, что произошло и как эту ситуацию решать, но в данном случае мы исходим из того, что с момента принятия закона контракты на строительный контроль будут выведены из казначейского сопровождения. То есть счёт просто-напросто будет переведён из Казначейства в банк. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛАВРОВ А. М. И ранее заключённые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Михайлович, вопрос следующий. Вы сказали, что с принятием этого закона государственные бюджетные учреждения получают право открывать счета в коммерческих банках. В связи с чем возникла эта необходимость и какие федеральные государственные учреждения, вы предполагаете, получат право и возможность открывать счета в коммерческих банках, то есть, я так понимаю, счета, куда поступают бюджетные деньги? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Ренат Исмаилович, уважаемые депутаты! Речь идёт буквально о двух-трёх специализированных бюджетных учреждениях, которым нужно более оперативно, в том числе с учётом складывающихся сейчас условий, использовать бюджетные средства без участия Казначейства. Если есть необходимость, я готов подойти на заседание комитета и в закрытом режиме эту информацию предоставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. Оксана Генриховна, дождались. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо, Вячеслав Викторович. Алексей Михайлович, я хотела всё-таки продолжить рассматривать вопросы, которые обсуждались в комитете. Мне всё равно непонятно, каким образом средства, которые поступают, единый налоговый платёж, поступают на счёт по учёту средств дефицита федерального бюджета и как можно интерпретировать - то, что говорилось на заседании комитета, - что это ещё не средства бюджета, а это средства и собственность налогоплательщика, которые поступят в бюджет, если налогоплательщик по этому поводу ещё даст какие-то распоряжения? Мне вот эта вся цепочка совершенно непонятна, во-первых, с юридической точки зрения, а во-вторых, с точки зрения практической. Как это, деньги поступают в бюджет, они поступили уже, но использовать их нельзя? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Оксана Генриховна, ваш вопрос состоит из двух частей: чьи это деньги и какой их правовой режим. Ну это всё регулируется Налоговым кодексом и концепцией единого налогового счёта - данный законопроект принимает это как данность. Когда эти деньги поступают, они ещё не поступили в бюджет, они не распределены между бюджетами, это технический счёт, который открывается Федеральному казначейству в системе... открывается ФНС в Казначействе. Его нужно отнести к какой-то категории счетов, которых там всего три. К доходам отнести невозможно, поэтому и чисто условно, и учётно предлагается отнести к источникам финансирования дефицита со специально сделанной в законе же оговоркой о том, что операции по этому счёту абсолютно никак не учитываются в финансировании в классическом понимании финансирования дефицита, планирования дефицита, исполнения бюджета. На наш взгляд, это позволяет решить абсолютно все проблемы, связанные с техническим учётом этих средств, и никак не повлияет на формирование и исполнение бюджетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Есть? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Ольга Николаевна, спасибо большое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно, спасибо. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна. Подготовиться Данчиковой Галине Иннокентьевне. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, уважаемый Алексей Михайлович! Я сразу скажу, что законопроект я поддерживаю, буду голосовать за него. Но мне представляется, что есть ряд проблем, которые породят при исполнении в общем перспективной и хорошей идеи единого налогового платежа ряд технических проблем, которые могут возникнуть не только у субъектов Федерации, у которых может быть выпадение доходов, но и у налогоплательщиков. Ну, первое, всё это делается, Алексей Михайлович подтвердит, для того, чтобы ускорить перечисление средств от налогоплательщиков в бюджет, то есть чтобы сократить эти сроки. Но предложенный вами, и не только вами, но и Налоговым кодексом, механизм, что они вначале поступают на единый налоговый счёт, при этом деньгами бюджета не считаются, а будут считаться, когда потом будут распределены и когда будет ещё отдельное поручение, эту цепочку на самом деле удлиняет, и правовой статус этих денег запутывается. Это первый вопрос, который у меня до сих пор остался невыясненным. И второй, который здесь уже поднимался коллегой - докладчиком от комитета, по поводу расщепления средств от штрафов и пеней. Тоже вызывает недоумение: если есть софт, который всё это расщепляет, если система, сделанная для того, чтобы облегчить положение налогоплательщика, будет все налоги расщеплять и все налоги учитывать с единого налогового счёта, тогда почему не расщепить и штрафы и не направить их в тот бюджет, в котором они должны быть по специфике налога? Если этого нет, значит, софт не будет срабатывать, а если он не будет срабатывать по расщеплению штрафов, значит, он, может быть, вообще не сработает и по каким-то другим вопросам. То есть качество софта - здесь вопрос не содержательный, здесь вопрос качества софта. Подготовлен такой софт для полного расщепления и для учёта по каждому налогоплательщику и по каждому налогу либо не подготовлен? Если он в целом не подготовлен, то, ну, вот возникнут вопросы. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна. Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, так как цель законопроекта - это реализация концепции единого института единого налогового платежа и единого налогового счёта. Уважаемые коллеги, мы с вами принимали решение о введении этого института для юридических и физических лиц и предпринимателей, и он вводится с 1 января 2023 года для упрощения механизма исполнения обязательств по уплате налогов, исключение - наличие у налогоплательщика одновременно задолженностей и переплаты по видам налогов. Считаем, что данный законопроект упростит и улучшит администрирование налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Включите микрофон содокладчику Ольге Николаевне Ануфриевой. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, хотелось бы напомнить - по тому вопросу, который ставила Оксана Генриховна, - что мы уже недавно приняли временный закон по внедрению некоторых срочных правил для 2022 года по пилотному проекту по единому налоговому платежу, и там мы уже обозначили эти средства как источник внутреннего финансирования бюджета. В данном случае мы просто придаём этим нормам постоянный характер, поэтому хотелось бы отметить, что... И мы сейчас не пересматриваем саму концепцию внедрения единого налогового счёта - если будет необходимо, значит, надо будет вносить самостоятельный законопроект и пересматривать эту концепцию. Сейчас внесение изменений в Бюджетный кодекс полностью соответствует... ну, в части штрафов мы, естественно, пересмотрим эту норму, скорее всего, ко второму чтению, а во всём остальном это полностью соответствует концепции единого налогового счёта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект, пункт 5-й порядка работы, ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 19 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.