Заседание № 90

24.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4947 по 4970 из 6997
Пункт 14. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по вопросам    
местного самоуправления Сергей Николаевич Егоров.                               
                                                                                
ЕГОРОВ С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об        
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".    
Он был принят во втором чтении 22 апреля текущего года.                         
                                                                                
В соответствии с Регламентом Государственной Думы Комитетом по вопросам         
местного самоуправления с участием Правового управления законопроект            
подготовлен к принятию в третьем чтении, замечаний правового,                   
лингвистического и юридико-технического характера по тексту не имеется. В       
связи с этим предлагается законопроект вынести на "час голосования" для         
принятия его как закона.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания у депутатов? По мотивам выступит        
Жириновский по этому законопроекту.                                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5631 по 5695 из 6997
Пункт 14. По мотивам от фракции ЛДПР - депутат Жириновский.                     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
Включите микрофон в президиуме.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот закон касается расширения контрольных функций            
представительного органа муниципального образования. С одной стороны, вроде     
бы хорошо, что появятся контрольные функции у представительных органов, но, с   
другой стороны, это не придаст уверенности действиям главы администрации,       
исполнительной власти, поскольку любые его действия могут повлечь за собой      
начало процедуры его отставки. Мне кажется, честнее было бы просто перейти к    
назначению глав администраций муниципальных образований, но здесь есть          
конвенция, которую мы подписали, об органах местного самоуправления, значит,    
его изберут с большим трудом, и потом он будет находиться меж двух огней: или   
вышестоящий орган субъекта, то есть губернатор, в любой момент может            
потребовать его отставки, или же местный представительный орган.                
                                                                                
Вот я уже говорил, в Рязанской области победил, избран главой поселения         
Сапожково (есть такое место) наш человек. Распределяют деньги: всем раздали     
по 250 миллионов, нашему субъекту - в тысячу раз меньше. Вот что он должен      
делать? Население будет недовольно, и депутаты потребуют его отставки, потому   
что он что-то там не делает.                                                    
                                                                                
Проблема в том, что мы иногда принимаем правильные законы, но действующие       
законы не всегда дают положительный результат. И вот этот закон позволит        
убирать всех глав администраций, которые будут проводить ту линию, которую от   
них требуют избиратели. Мы будем сталкиваться с ситуацией, когда просто не      
будут давать деньги этому региону. То же самое, когда депутаты не те            
оказались в какой-то районной думе, вышестоящий орган уже субъекта Российской   
Федерации угрожает: раз вы проголосовали не за тех, мы вам денег не дадим.      
Это плохо.                                                                      
                                                                                
Мы уже видим тенденцию, когда хотят и депутатов избирать меньше по партийным    
спискам. Вот уже Мосгордума хочет выборы провести, чтобы было меньше            
депутатов, избранных по партийным спискам, на местах где-то хотят               
восстановить мажоритарную систему, специально задерживают закон о выборах по    
партийным спискам депутатов муниципальных органов или органов самоуправления.   
Это плохая тенденция, мы только-только выстроили партийную систему, в том       
числе вот только что приняли в третьем чтении закон о равном доступе. И         
кстати, меня поражает позиция депутатов "Справедливой России", которые          
говорят: плохо всё, но голосовать будем. Это чудовищно! Раскритиковали          
полностью законопроект, но говорят: голосовать будем. О чём это говорит? Вот    
о такой фиктивной позиции фракции. Это плохо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации          
местного самоуправления в Российской Федерации" в третьем чтении.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3%                                     
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 89

22.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2538 по 2685 из 6761
Решение по 12-му вопросу принято. Переходим к обсуждению 13-го вопроса. О       
проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об       
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".    
Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава      
Степановича Тимченко.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам          
местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации". Законопроект направлен на расширение контрольных         
функций представительного органа муниципального образования, был внесён в       
Государственную Думу Президентом Российской Федерации и принят в первом         
чтении 20 марта 2009 года.                                                      
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению комитетом была проведена         
большая работа, организованы обсуждения в экспертном сообществе, на             
заседаниях Конгресса муниципальных образований, Всероссийского совета           
местного самоуправления, Совета по местному самоуправлению при Председателе     
Государственной Думы. В результате обсуждения все предложения и замечания       
были сформулированы в виде поправок. В комитет поступило двадцать четыре        
поправки, пять из них комитет рекомендовал к принятию, и они сведены в          
таблицу 1, девятнадцать поправок рекомендуется к отклонению, и они сведены в    
таблицу 2.                                                                      
                                                                                
Нужно сказать, что большинство поправок, которые рекомендуются к принятию,      
вобрали в себя практически все предложения, которые прозвучали на               
вышеперечисленных мною форумах. Они касаются прежде всего конкретизации         
перечня оснований для возбуждения процедуры удаления главы муниципального       
образования в отставку. Сейчас этот перечень закрыт, определён чёткий круг      
оснований, по которым может быть инициирован процесс удаления главы в           
отставку: наличие просроченной задолженности по бюджетным обязательствам;       
нецелевое использование субвенций, выделенных муниципальным образованиям;       
неисполнение в течение трёх и более месяцев своих обязанностей. Ещё одно        
дополнение, инновация, что тоже было в числе предложений членов экспертного     
сообщества, субъектов права законодательной инициативы, - предметная оценка     
деятельности: двукратное неудовлетворительное признание деятельности главы      
муниципального образования тоже может стать основанием для удаления главы       
муниципального образования в отставку. Также уточнён срок повторного            
рассмотрения данного вопроса. В комитет поступили разные предложения по         
поводу изменения срока повторного рассмотрения. Если помните, в первом чтении   
был срок один месяц, были предложения сократить срок до двух недель, также      
были предложения по увеличению срока повторного рассмотрения до трёх, шести     
месяцев. Однако комитет рекомендует в таблице поправок компромиссный,           
серединный вариант: увеличить срок до двух месяцев.                             
                                                                                
Что касается поправок, рекомендуемых к отклонению, то они либо носят слишком    
ограничительный характер - например, предлагалось запретить главе, удалённому   
в отставку, в дальнейшем избираться в органы местного самоуправления, что,      
безусловно, может являться нарушением конституционных прав любого гражданина    
Российской Федерации, - либо учтены в тех поправках, которые мы сегодня         
рекомендуем для принятия.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на то, что сегодня в зале       
роздана поправка депутата Егорова Сергея Николаевича, которая не вошла в        
таблицы, сформированные комитетом Государственной Думы. Данная поправка         
направлена на уточнение предмета отчёта главы муниципального образования в      
зависимости от того, является ли он одновременно главой администрации или не    
является. Комитет, как я сказал, поправку не рассматривал, но, на мой взгляд,   
предложение достаточно здравое, и я считаю, что его можно поддержать            
отдельным голосованием при рассмотрении поправок.                               
                                                                                
С учётом изложенного прошу рассмотреть таблицы 1 и 2 поправок, а также          
поправку, розданную депутатом Егоровым отдельно.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович.                             
                                                                                
По таблице поправок 1 будут ли замечания или предложения вынести на отдельное   
голосование? Нет. Тогда ставлю на голосование таблицу 1 поправок,               
рекомендованных к принятию. Пожалуйста, голосуйте.                              
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.70,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По таблице поправок 2 будут ли замечания у кого-то или предложения вынести на   
отдельное голосование? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2 поправок,           
рекомендованных к отклонению.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Давайте поставим на голосование вопрос, будем ли рассматривать поправку         
Егорова, розданную в зале.                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. В повестку включена она.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включена в повестку? Хорошо.                              
                                                                                
Ставится на отдельное голосование поправка Егорова. Комитет рекомендует         
принять.                                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование предложение о принятии законопроекта во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 81

20.03.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155656-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3609 по 4582 из 7304
Уважаемые коллеги, переходим к законопроектам первого чтения. Проект            
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих         
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".          
Докладывает полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе Гарри Владимирович Минх.                                   
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается           
законопроект, внесённый Президентом Российской Федерации, "О внесении           
изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации". Хочу напомнить вам, что данный          
законопроект также подготовлен в целях реализации тех положений, которые были   
высказаны Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному    
Собранию Российской Федерации в ноябре прошедшего года. Напомню также, что      
речь шла об усилении ответственности, как выразился президент, муниципальных    
начальников. Данная законодательная инициатива как раз и содержит несколько     
новелл, которые направлены на решение задач в этом направлении.                 
                                                                                
Первая новелла посвящена тому, что представительный орган муниципального        
образования наделяется правом заслушивать ежегодные отчёты главы                
муниципального образования и главы местной администрации о результатах их       
деятельности, и в том числе о решении вопросов, поставленных представительным   
органом. И симметрично этому праву на главу муниципального образования и        
главу местной администрации возлагается соответствующая обязанность. Хочу       
напомнить вам, что это в принципе очень похоже на ту новеллу, которая была      
внесена в Конституцию Российской Федерации, и на то, что нам предстоит          
услышать 2 апреля текущего года. Это первая новелла.                            
                                                                                
И второе, что законопроектом предлагается, - это ввести институт удаления       
главы муниципального образования в отставку. Предполагается, что реализация     
этого института возможна при наличии следующих оснований. Во-первых, тогда,     
когда решения, действие или бездействие главы муниципального образования        
повлекли за собой негативные финансовые последствия. Прежде всего, когда        
возникает просроченная задолженность муниципального образования по исполнению   
своих долговых или бюджетных обязательств. Во-вторых, когда существует факт     
нецелевого расходования бюджетных средств, переданных для осуществления         
отдельных государственных полномочий. Таким основанием являются также           
решения, нарушающие требования Конституции, федеральных законов и иных          
нормативных правовых актов, если такое нарушение было установлено судебной      
властью.                                                                        
                                                                                
Кроме того, основаниями для удаления главы муниципального образования в         
отставку могут служить и ситуации, когда в течение длительного времени, более   
трёх месяцев, глава муниципального образования не исполняет по разным           
причинам свои обязанности по решению вопросов местного значения, по             
осуществлению полномочий, предусмотренных федеральным законом и уставом         
муниципального образования, а именно: не подписывает и не обнародует            
нормативные правовые акты, принятые представительным органом, не издаёт в       
пределах своих полномочий собственные правовые акты, а также если глава         
муниципального образования в течение этого же длительного периода времени не    
выполняет свои обязанности по обеспечению реализации органами местного          
самоуправления отдельных государственных полномочий, которые были им переданы   
федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации.               
                                                                                
В законопроекте также достаточно подробно описывается процедура, в              
соответствии с которой осуществляется удаление главы муниципального             
образования в отставку. Я хотел бы обратить внимание на то, что всего два       
субъекта могут выступить с подобной инициативой. Во-первых, это сами депутаты   
представительного органа, при этом количественные параметры - не менее одной    
трети состава представительного органа. И во-вторых, инициатором такого         
обращения может выступить высшее должностное лицо субъекта Российской           
Федерации. Как в первом, так и во втором случае решение об этом принимается     
самим представительным органом муниципального образования.                      
                                                                                
После того как принимается решение о такой инициативе, информация об этом на    
следующий день должна быть доведена до сведения главы муниципального            
образования, в отношении которого эта процедура начинается, также об этом       
должно быть уведомлено высшее должностное лицо, если, конечно, инициатор - не   
это высшее должностное лицо.                                                    
                                                                                
При рассмотрении вопроса об удалении в отставку заслушивается - опять же        
повторюсь, если это инициатива самих депутатов, - мнение высшего должностного   
лица, но оно только учитывается. Единственное исключение, когда мнение          
высшего должностного лица должно быть рассмотрено как согласие на удаление в    
отставку, это в случае, когда речь идёт о нереализации переданных               
государственных полномочий. В таком случае это решение высшего должностного     
лица уже становится обязательным элементом, чтобы удалить главу                 
муниципального образования в отставку. Решение об удалении главы                
муниципального образования считается принятым, если за него проголосовали не    
менее двух третей из состава представительного органа.                          
                                                                                
Для того чтобы обеспечить гарантии соблюдения прав этого лица - главы           
муниципального образования, предусмотрен ряд норм в законопроекте. Прежде       
всего, как я уже сказал, глава муниципального образования должен быть           
заблаговременно уведомлен о том, что в отношении него такая процедура           
начинается, уведомляется он также о времени и месте рассмотрения этого          
вопроса. Далее - глава муниципального образования должен иметь право            
высказать свою точку зрения, участвовать в обсуждении этого вопроса, когда он   
будет рассматриваться. Одновременно он имеет право представлять свои доводы,    
аргументы, в том числе и в письменной форме. В случае, когда решение            
состоится, глава муниципального образования, в отношении которого возбуждён     
вопрос об удалении в отставку, имеет право на то, чтобы его особое мнение,      
если он его зафиксирует в письменной форме, было опубликовано одновременно с    
опубликованием решения об удалении этого главы муниципального образования в     
отставку. Если же решение об удалении в отставку не состоится, не будет         
принято, то повторно ставить вопрос об удалении главы муниципального            
образования в отставку можно будет не ранее чем через месяц после               
рассмотрения этого вопроса.                                                     
                                                                                
Хочу отметить, что положения законопроекта, которые предусматривают институт    
удаления в отставку, не распространяются на так называемых сити-менеджеров,     
то есть на тех глав местных администраций, которые осуществляют свои            
полномочия на основе контракта.                                                 
                                                                                
Вот кратко те новеллы, которые содержатся в предложенном президентом            
законопроекте. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать данную инициативу       
Президента Российской Федерации.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад сделает председатель Комитета по вопросам местного самоуправления      
Вячеслав Степанович Тимченко.                                                   
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам          
местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Полномочный представитель         
Президента Российской Федерации в Государственной Думе достаточно подробно      
изложил суть законопроекта. Тем не менее я считаю своим долгом по поручению     
членов комитета изложить позицию комитета по внесённому на ваше рассмотрение    
законопроекту.                                                                  
                                                                                
5 ноября 2008 года, обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием,    
Президент Российской Федерации отметил необходимость повышения                  
ответственности руководителей органов местного самоуправления за качество их    
работы и результат. В частности, президент подчеркнул, что представительные     
органы муниципальных образований должны иметь реальную возможность более        
действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности        
руководителей муниципалитетов. В развитие этого постулата 28 января 2009 года   
президентом был внесён в Государственную Думу соответствующий законопроект.     
                                                                                
Комитет по вопросам местного самоуправления провёл достаточно серьёзную         
работу по предварительному рассмотрению данного законопроекта. Законопроект     
был направлен во все субъекты Российской Федерации, обсуждение прошло в         
общественных организациях. На своём заседании 12 марта мы рассмотрели данный    
законопроект, а также позиции всех заинтересованных сторон. Нужно сказать,      
что все участники обсуждения отмечали актуальность и необходимость принятия     
данного законопроекта. У нас имеется официальная позиция Общественной палаты    
Российской Федерации, Общероссийского конгресса муниципальных образований,      
Всероссийского совета местного самоуправления, учёных, экспертов,               
журналистов.                                                                    
                                                                                
Ознакомившись с результатами состоявшихся обсуждений, комитет пришёл к          
единодушному мнению, что идея расширения контрольных функций представительных   
органов муниципального образования заслуживает поддержки. Подконтрольность      
исполнительных органов местного самоуправления представительным органам         
предусмотрена и Европейской хартией местного самоуправления. Контроль со        
стороны представительного органа за исполнительными органами и должностными     
лицами местного самоуправления, полномочия по решению вопросов местного         
значения закреплены в 131-м федеральном законе. Однако имеющееся сегодня        
правовое регулирование недостаточно функционально и не позволяет реально        
оценить деятельность глав муниципальных образований и глав администраций, что   
и послужило поводом для внесения сегодняшней законодательной инициативы.        
                                                                                
Рассматривая данную законодательную инициативу, комитет отмечает                
необходимость дальнейшего совершенствования отдельных положений                 
законопроекта. У вас, уважаемые коллеги, имеется заключение нашего комитета.    
Мы ко второму чтению намерены доработать отдельные статьи, в частности          
касающиеся процедуры удаления в отставку, а также последствий этого.            
                                                                                
На законопроект получены положительные отзывы более чем из шестидесяти          
субъектов Российской Федерации. Также положительное заключение с предложением   
поддержать данный законопроект получено от Общественной палаты. С учётом        
изложенного Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает              
Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне, Вячеслав            
Степанович.                                                                     
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть вопросы. Давайте запишемся. Я вижу минимум пять рук, а    
это уже значит, что нужна запись. Правда, Лебедев поднял две руки, я,           
наверное, поэтому посчитал, что их пять.                                        
                                                                                
Покажите результаты записи.                                                     
                                                                                
Девять желающих задать вопрос. Ну, давайте... Вот депутат Жириновский           
предлагает: по одному вопросу от фракции. Ну, по два, если будет                
необходимость. Депутат Плетнёва, пожалуйста.                                    
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Гарри Владимировичу.                                            
                                                                                
Было бы понятно, уважаемый Гарри Владимирович, если бы губернатор избирался     
всенародно и потом имел бы возможность назначать глав районов и отстранять      
их. Никаких вопросов по поводу причин отстранения у меня, например, нет,        
потому что действительно нарушений много. Но с какой стати узкий круг лиц из    
двух третей депутатов будет отстранять избранного всенародно главу              
муниципального образования? Понимаете? А тем более губернатор, который, по      
сути дела, назначается? Я считаю, что это противоречит Конституции, это         
неправильно совершенно!                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. Вопрос стоит так: с       
какой стати?                                                                    
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемая Тамара Васильевна, конечно, у вас в большей степени был    
не вопрос, а утверждение, и я с вашим утверждением абсолютно не согласен. У     
нас нет такого принципа, который использован в известном произведении Николая   
Васильевича Гоголя, юбилей которого, как вы знаете...                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Нет, вы точно по Гоголю, потому что...                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас каждый имеет право говорить так, как он    
считает нужным. Сейчас отвечает представитель президента.                       
                                                                                
МИНХ Г. В. Логика, мол, я тебя породил, я тебя и убью - она с точки зрения      
Конституции Российской Федерации не работает. Мы с вами знаем, что у нас        
различные институты прекращения деятельности тех или иных должностных лиц,      
тех или иных органов власти, они несимметричны процедуре замещения этих         
должностей. Это во-первых.                                                      
                                                                                
Во-вторых, я хочу ещё раз напомнить вам Европейскую хартию местного             
самоуправления, зачитаю вам статью 3 "Понятие местного самоуправления": "Под    
местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов         
местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и     
управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в            
интересах местного населения". И дальше очень важно: "Это право                 
осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путём   
свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или       
собрания могут иметь подотчётные им исполнительные органы". Вот из этой         
логики абсолютно однозначно вытекает, что органы представительные - они         
первичны, они преобладающи, и это контрольное полномочие абсолютно              
адекватно... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович, хотите добавить что-то?              
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Я просто хотел дополнить, что всё-таки представительный орган    
потому и называется представительным, что он представляет интересы всего        
населения и имеет такие же права, как всё население, в отношении действия       
даже всенародно избранного главы.                                               
                                                                                
А что касается губернатора, обращаю ваше внимание, что инициатива об            
отрешении, об удалении в отставку предоставляется губернатору только в том      
случае, если у него есть претензии по переданным государственным полномочиям,   
но ни по каким другим.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я так понимаю, сейчас депутат Лебедев от         
фракции ЛДПР. По два вопроса от фракции - это было ваше предложение, я его      
реализую.                                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, тогда я сейчас поставлю на голосование: по одному    
вопросу от фракции, поскольку было и такое предложение. Я среагировал, как      
ведущий, на предложение, прозвучавшее из рядов фракции КПРФ, сказали: по два    
вопроса, я согласился. Ставлю на голосование предложение депутатов от КПРФ:     
по два вопроса от фракции.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Было предложение Жириновского, возразили из ваших         
рядов...                                                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.97,7%                                     
Проголосовало против            6 чел.2,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,3%                                      
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
По два вопроса от фракции.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Лебедев от фракции ЛДПР.                                    
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, как будет решаться вопрос о последствиях          
отставки главы муниципального образования в плане того, будет ли иметь право    
отстранённый глава выставлять свою кандидатуру на ближайших выборах на этот     
же пост?                                                                        
                                                                                
МИНХ Г. В. Здесь ответ достаточно очевиден: никакого запрета на его участие в   
выборах главы муниципального образования законопроект не предусматривает.       
Поэтому если он не согласится с тем решением, которое было принято              
представительным органом, он может реализовать своё право быть избранным на     
эту должность.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шубина, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                  
                                                                                
ШУБИНА Л. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я думаю, многие подтвердят, что во время приёма люди часто к нам приходили и    
говорили: ну сделайте что-нибудь, чтобы можно было решить законодательно        
вопрос об отрешении от должности либо выражении недоверия главе                 
администрации. И я полагаю, что данный проект закона как раз отвечает чаяниям   
тех людей, которые об этом говорили.                                            
                                                                                
Но у меня вопрос к Вячеславу Степановичу. Я посмотрела заключения               
Общественной палаты и нашего Государственно-правового управления. На мой        
взгляд, там существенные замечания. В частности, замечание ГПУ о возможности    
обжалования в судебном порядке решений органов местного самоуправления.         
Какова позиция комитета?                                                        
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Любовь Фёдоровна.                                       
                                                                                
Когда я завершал своё выступление, я сказал, что нам перед вторым чтением       
предстоит работа в части урегулирования некоторых вопросов процедуры удаления   
в отставку. Я как раз и имел в виду вопросы, касающиеся возможных судебных      
разбирательств, а также процедуры подсчёта голосов при принятии решений. Ну и   
ряд других замечаний в заключениях и Общественной палаты, и Правового           
управления Аппарата Государственной Думы, и ряда экспертов, которые принимали   
участие в работе комитета.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беляков от фракции "Справедливая Россия".         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, хотел бы добавить что-то представитель    
президента.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Гарри Владимирович.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В. Да, я, если можно, хотел бы немного дополнить ответ. Во-первых,      
Любовь Фёдоровна, я не уверен, что есть какие-то претензии со стороны           
Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Думы, Правового управления Аппарата Государственной       
Думы.                                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Она так сказала.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, Любовь Фёдоровна оговорилась, видимо.                
                                                                                
МИНХ Г. В. Это первое замечание, техническое.                                   
                                                                                
А во-вторых, я хотел бы просто, говоря о возможности судебного обжалования,     
обратить внимание, например, на практику Федеративной Республики Германия.      
Там вопросы местного значения, вопросы регулирования муниципального уровня      
отнесены к компетенции земель. Например, в положении об органах местного        
самоуправления земли Баден-Вюртемберг вообще предусмотрена очень любопытная     
конструкция, когда в принципе вопрос о вине главы муниципального образования    
даже не ставится. Потому что речь может идти о том, что вот это лицо, которое   
замещает эту должность, в силу своих профессиональных, личностных               
характеристик на каком-то этапе перестаёт отвечать требованиям населения, в     
его деятельности даже могут возникнуть существенные недостатки в плане          
управления, и это является основанием для того, чтобы досрочно прекратить его   
полномочия, а так как нет вопроса вины, то и вопрос о судебной защите в этом    
отношении тоже требует каких-то дополнительных обсуждений. Поэтому здесь        
такого однозначного понимания я бы не отметил.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий по списку от фракции... А, да, депутат          
Беляков от фракции "Справедливая Россия", пожалуйста.                           
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, но я в порядке ремарок две вещи для начала сказал бы. Я      
очень хорошо помню, как мы продлевали срок полномочий президента на два года,   
и тогда мы говорили, что Россия идёт своим путём и не нужно равняться на        
Запад. Сегодня у нас совершенно другая по этому поводу позиция. Это первое.     
                                                                                
И второе. Вот лично я действительно согласен с рядом депутатов в том, что у     
этого закона, к несчастью, есть перспектива попасть под раздачу в               
Конституционном Суде.                                                           
                                                                                
Если позволите, теперь несколько конкретных вопросов к докладчику и             
содокладчику. На основании Федерального закона "Об общих принципах              
организации местного самоуправления..." у нас существует две возможности быть   
главой местной администрации. Первая - это избранный глава. И вторая - это      
председатель представительного органа этого же образования, который             
избирается из числа членов представительного органа, да ещё и обладает правом   
решающего голоса. Как быть с отречением вот такого руководителя                 
муниципального образования? Это первый вопрос.                                  
                                                                                
Второй вопрос. Нет... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович, вам придётся переделегировать свой    
второй вопрос кому-то из фракции.                                               
                                                                                
Вячеслав Степанович, вы ответите или Гарри Владимирович? Гарри Владимирович,    
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИНХ Г. В. Вопрос был: как быть? Если я правильно понял, суть вопроса:          
означает ли утрата одного статуса автоматическую утрату и второго? Так,         
скорее всего?                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Ради бога, у него право решающего голоса остаётся. Но в любом        
случае...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он полномочия утрачивает.                                 
                                                                                
МИНХ Г. В. Он утрачивает статус главы местной администрации или главы           
муниципального образования. Все остальные его статусные характеристики как      
были, так и остаются. Просто в том случае, если рассматривается вопрос о его    
удалении в отставку, - обращаю внимание, не отрешении от должности, а           
удалении в отставку, это иной институт - он не ведёт это заседание и не         
подписывает те решения, которые там принимаются. Всё, он не является            
лишенцем, так сказать, в другой его ипостаси.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Степанович, вы хотите что-то добавить? Нет.                            
                                                                                
Пошли дальше. От фракции КПРФ - депутат Коломейцев.                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, сравнение мэров германского и российского         
совершенно некорректно, потому что у них совершенно разные функции.             
                                                                                
А теперь вопрос. Скажите, пожалуйста, в какой степени предлагаемый вами закон   
соответствует главе 8 Конституции Российской Федерации в части вмешательства    
в дела местного самоуправления со стороны высшего должностного лица субъекта    
Российской Федерации? Статья 133 прямо говорит о том, что права местного        
самоуправления должны защищаться судом. Так как мы с вами передали тридцать     
семь полномочий, а финансово их не обеспечили, мы можем в любой момент любого   
снять с работы за неисполнение необеспеченных нами обязательств. Ваш            
предшественник, представлявший здесь реформу местного самоуправления, Козак,    
ныне вице-премьер, обещал нам ещё лет шесть назад обеспечить финансово в        
части дополнительных налогов местного самоуправления, которые до сих пор не     
даны.                                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Никаких противоречий с точки зрения Конституции я не вижу, Николай   
Васильевич. Я вам сейчас прочитаю текст действующей статьи 21.                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. И 130-ю, и 12-ю статьи Конституции могу вам процитировать, это не    
проблема. Но послушайте статью 21 "Государственный контроль за осуществлением   
органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий".         
Написано: "Органы государственной власти осуществляют контроль за               
осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных       
полномочий...". Это действующая редакция, и никто её пока не оспорил и не       
пытался оспорить в Конституционном Суде.                                        
                                                                                
И второе. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в         
формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и         
освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается   
в случаях и порядке, установленных статьёй 37 настоящего федерального закона.   
Это действующая редакция.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет у нас такой процедуры. Николай               
Васильевич...                                                                   
                                                                                
МИНХ Г. В. Поэтому в данном случае речь идёт о том, что глава муниципального    
образования в рамках осуществления отдельных государственных полномочий не      
является лицом, решающим вопросы местного значения. Это государственные         
полномочия, абсолютно подконтрольные. И это ровно в логике Конституции,         
потому что в той же главе 8 написано о том, что органы местного                 
самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. И     
вы их не путайте с вопросами местного значения.                                 
                                                                                
Напомню вам слова Владимира Ильича Ленина о том, что вопросы местного           
значения (как он их характеризовал) - это вопросы на уровне лужения             
умывальников (я извиняюсь), это не вопросы государственных полномочий.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Горькова, от фракции ЛДПР.            
                                                                                
А, секундочку, хотел бы добавить Вячеслав Степанович.                           
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Николай Васильевич, я хотел бы предложить вам          
перейти к нам в Комитет по вопросам местного самоуправления и активно           
заниматься реформированием. Судя по вашей позиции... Дело в том, что в нашем    
комитете работают прекрасные специалисты, в том числе Анатолий Евгеньевич       
Локоть, ваш коллега, из наших рядов вырастают хорошие кадры. Ирина Петровна     
Горькова работала раньше в нашем комитете, сегодня она пошла на повышение и     
стала заместителем председателя в другом комитете. У нас есть перспектива для   
развития, пожалуйста, приглашаем вас.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горькова Ирина Петровна.                      
                                                                                
ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вячеслав Степанович, спасибо за тёплые слова, крайне польщена.                  
                                                                                
И всё-таки у меня вопрос опять к Гарри Владимировичу.                           
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, ответьте, пожалуйста. Если глава муниципального   
образования, в отношении которого совет депутатов принял решение об             
отстранении, не согласен, высказал своё особое мнение, которое было             
опубликовано согласно данному законопроекту в прессе, и всё-таки подаёт в суд   
и если суд всё-таки примет решение о том, что действительно неправильное в      
отношении него было принято решение, то каким образом будет процедура           
возврата происходить? И вообще, это предусматривается? Ведь это вполне          
возможно.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Я уже частично ответил на этот вопрос и привёл пример, который не    
очень понравился уважаемому Николаю Васильевичу. Я понимаю, что русскому        
здорово, то немцу смерть, и, видимо, наоборот. Но пока, по крайней мере в       
этом законопроекте, о судебной защите речь не идёт.                             
                                                                                
Но, отвечая на этот вопрос, я хотел бы обратить внимание на следующее. Если     
принимается, например, решение об отставке правительства, вправе ли             
правительство обратиться в суд за защитой своего права на продолжение           
осуществления профессиональной деятельности? Отвечаю кратко: нет.               
                                                                                
И в том примере, о котором я говорил, возможно, речь не идёт о вине, а речь     
идёт о том, что население не может в силу каких-то причин объективно            
реализовать право на местное самоуправление через представительный орган,       
потому что главы нет. А вы знаете такие примеры из практики. Вот недавно у      
нас появился глава города Орла и был задержан в приёмной одного из судей. Его   
год не было, а вы представляете, что такое год не было лица, которое            
подписывает нормативно-правовые акты, принимаемые представительным органом, в   
частности бюджет. Вот сегодня нам предстоит рассмотрение поправок в             
федеральный бюджет, в бюджетное законодательство, а у нас все бюджеты, вплоть   
до уровня муниципального, идут в трёхлетнем режиме. Вот в этой ситуации,        
представляете, мы переходим на годичное бюджетирование, и надо вносить          
поправки в бюджет, а должностного лица нет три месяца, полгода, год... А вы     
говорите - давайте ещё, может быть, судебную защиту...                          
                                                                                
Вот тоже один пример могу привести - он был в журнале "Российская Федерация"    
опубликован, - когда глава Нижнего Волочка в силу разных процессуальных         
возможностей через обжалование в суд, действуя якобы правомерно, довёл до       
того, что у него полномочия уже истекли, - дата выборов, вы знаете, единый      
день 1 марта, а кассационное обжалование в Верховном Суде назначено на 4        
марта - и выборы не состоялись.                                                 
                                                                                
Поэтому здесь, я говорю, надо ещё семь раз подумать, чтобы один раз отмерить,   
чтобы говорить о том, что необходимо этого бедного человека защитить, если      
учесть, что у нас целое муниципальное образование находится в не очень ловкой   
ситуации.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли кто на вопросе от фракции? "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ"? Нет. От фракции "Справедливая Россия"? Есть.                           
                                                                                
Депутат Драпеко.                                                                
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Степанович, с точки зрения целесообразности принятия этого   
законопроекта мы можем с вами согласиться. Но нам бы хотелось, чтобы ко         
второму чтению вы более внимательно проработали процедурные вопросы. Все        
возникшие сегодня в зале заседаний сомнения связаны именно с процедурными       
вопросами, в частности с процедурой отрешения и процедурой оценки, потому что   
для губернаторов, допустим, существуют социально-экономические показатели, по   
которым они отчитываются, и есть некая методика оценки их деятельности.         
Вероятнее всего, нужно и для глав муниципальных образований тоже                
разрабатывать некие нормативы, по которым они должны отчитываться, потому что   
доклад может быть хорошим, а депутаты из политических соображений, из личных    
соображений, из любых, даже коррупционных соображений могут признать его        
плохим, этот доклад, понимаете? И опротестовать в судебном порядке никто        
этого не сможет... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто-то хочет прокомментировать?               
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Степанович, коротко.                                       
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемая Елена Григорьевна, дело в том, что уже сегодня         
указом президента установлен перечень показателей эффективности деятельности    
муниципальных образований для муниципальных районов и городских округов. Это    
так называемый верхний уровень, там действительно есть ориентиры, и всё         
понятно. А что касается нижнего уровня - поселений городских и сельских, -      
безусловно, может, какие-то критерии и стоит устанавливать. Но поверьте, что    
политическая предвзятость на более низком уровне гораздо меньше проявляется,    
чем на более высоком. А для более высокого уровня есть сегодня показатели.      
                                                                                
Тем не менее мы обязательно учтём ваши предложения при подготовке               
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
По ведению - депутат Жириновский.                                               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я предлагаю до завершения рассмотрения данного вопроса не     
объявлять перерыв, потому что осталось всего пять минут, чтобы вопрос           
окончательно...                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо ставить на голосование, коллеги, или все согласны    
с таким вариантом? Никто не возражает.                                          
                                                                                
Тогда сейчас я объявлю процедуру обсуждения. Запишемся на обсуждение, по        
одному от фракции. И после завершения я объявлю перерыв.                        
                                                                                
Пожалуйста, кто хотел бы от фракции КПРФ выступить?                             
                                                                                
Депутат Локоть, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, вообще, вопрос ответственности власти любого уровня перед   
своими избирателями, перед гражданами Российской Федерации - это вопрос         
правильный, и в этом отношении заслуживает всяческого поощрения, одобрения и    
поддержки вот эта мысль - установление обратных связей, которых мы лишились в   
период перестроек, произошедших у нас в стране. Вот эти обратные связи - со     
стороны народа, избирателей - не работают. Но, как известно, благими            
намерениями дорога вымощена в ад. С точки зрения принципа я действительно       
голосовал за этот законопроект на заседании комитета, но нельзя рассматривать   
этот вопрос отдельно, в отрыве от той правоприменительной практики, от той      
политической ситуации, в которой конкретно мы сегодня работаем. И с этой        
точки зрения хотелось бы высказать несколько замечаний.                         
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович здесь провёл параллели между государственным       
уровнем власти в соответствии с теми изменениями, которые мы внесли в           
Конституцию, и местным самоуправлением. Если быть корректным до конца, то,      
вводя вот это изменение - ответственность государственного уровня власти, -     
мы никак не отметили, не обозначили ответственность государственного уровня     
власти субъектов Федерации. Назначаемые губернаторы сегодня у нас вне           
критики, вне обсуждения и вне ответственности. Это действительно так. Это       
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Вот мысль о том, что правительство... Ну не может же правительство      
подать в суд в случае, если Государственная Дума примет решение об отставке,    
о неудовлетворительной работе правительства? Да, это так, не может. Но и        
премьер не избирается сегодня, правительство не избирается сегодня гражданами   
Российской Федерации, а назначается именно решением Государственной Думы. Это   
важный очень момент.                                                            
                                                                                
А если мы имеем дело с уровнем муниципалитетов, то значительное число уставов   
предусматривает прямое голосование, то есть прямое избрание глав                
муниципалитетов - мэров или просто глав местного самоуправления. Это очень      
важный момент. Вводится очень важный институт, который не имел до сих пор       
прецедентов, - удаление в отставку. Я согласен с коллегами, которые говорят,    
что сделать это можно практически по любому надуманному поводу сегодня,         
потому что перечень вопросов, которые решает местное самоуправление, - он       
бесконечен, это жизнь. Что называется, на уровне земли решать эти вопросы       
приходится именно местному самоуправлению, и поэтому по любому поводу можно     
поставить этот вопрос - об ответственности главы - и отправить его в            
отставку, то есть удалить в отставку.                                           
                                                                                
Удаление в отставку, как написано в законе, - это ещё одна очень                
настораживающая нечёткость в законе: с учётом мнения высшего должностного       
лица, то есть с учётом мнения губернатора. А что будет, если он выскажется      
против удаления в отставку, то есть если мнение будет отрицательное? Значит,    
нельзя принимать решение. Вот так записано сегодня в законе: нельзя принимать   
решение, то есть окончательное решение всё-таки за губернатором, что бы мы      
здесь ни говорили. Это очень важный момент. Мне кажется, ради этого,            
собственно, данный законопроект в таком виде и написан. То есть создан          
инструмент отзыва, устранения неугодных глав местного самоуправления,           
которые по каким-то причинам не нравятся губернаторам. Этот весьма              
эффективный инструмент сегодня прописан.                                        
                                                                                
Я согласен, что, вообще говоря, здесь очень серьёзные противоречия с            
действующей Конституцией, и то, что законопроект в таком виде имеет             
перспективу обращений в Конституционный Суд, - это абсолютно точно.             
                                                                                
Теперь политическая сторона. Не секрет, что сегодня всё большее влияние на      
выборах имеет административный ресурс. Но мы с вами хорошо знаем, много раз     
обсуждали эту тему, что в результате действия этого административного ресурса   
сегодня в абсолютном большинстве законодательных (представительных) органов     
власти, если мы говорим о местном самоуправлении, большинство - это партия      
власти. И вот мы создаём механизм для этого большинства. Для чего мы,           
уважаемые депутаты, говорим, что кому-то из депутатов не понравился?.. Не для   
этого случая данный законопроект. Здесь это, абсолютно точно, политический      
инструмент устранения глав местного самоуправления. Мы ставим их в абсолютно    
зависимое положение от партии власти, и в этом отношении мы создаём             
инструмент расправы, если хотите, и в этом смысле укрепляем политическую        
бюрократию.                                                                     
                                                                                
Вот все эти замечания вызывают у нас очень большие опасения, поэтому мы не      
будем голосовать за законопроект (я имею в виду фракцию КПРФ) в таком виде.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский от фракции ЛДПР.                      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Сегодня утром мы уже принимали близкий по духу законопроект   
в третьем чтении - о предоставлении большинству в законодательном органе        
права наделять полномочиями губернаторов. А здесь, наоборот, мы даём право      
губернатору по тем или другим основаниям удалять в отставку руководителя        
администрации муниципального образования. В обоих случаях для оппозиции есть    
большой минус, так как закон может быть использован именно против оппозиции.    
У нас в Рязанской области победил глава администрации (город Сапожок).          
Губернатор уже пригрозил: я, говорит, его уберу, потому что он от ЛДПР. В       
этом смысле есть минус. Но законы принимаются для всей страны, поэтому, хотя    
нам, оппозиции, это в принципе невыгодно и неприятно, это необходимо, когда,    
независимо от политической принадлежности, возникает необходимость удалить в    
отставку главу муниципального образования.                                      
                                                                                
Мы помним случай на Камчатке, когда он не закупал уголь и весь регион           
замерзал. И что же, нам надо было ждать, когда закончатся его полномочия?       
Могут возникать обстоятельства, которые потребуют, чтобы должностное лицо       
покинуло данный пост. И логика должна быть: мы президента можем отправить в     
отставку, его избирает весь народ. Поэтому ссылаться на то, что нарушается      
воля избирателей, здесь неправильно. Мы можем Думу самораспустить, можем        
сдать двести двадцать шесть мандатов - всё, Дума распускается, а избрали на     
четыре года. Мы императивный мандат ввели правильно, хотя и не до конца: не     
может депутат бегать из фракции во фракцию именно потому, что это нарушение     
воли избирателей, - его выдвигали, выбирали в парламент под знамёнами одной     
партии.                                                                         
                                                                                
У закона в основном чаще всего как раз отрицательное звучание. Вот многие       
заблуждаются, они думают, что принимаются Конституция или все остальные         
законы - и это праздник. Любой закон - это в основном репрессии, поэтому        
пытаться вложить в закон позитивное звучание... Он не нужен тогда, этот         
закон. Закон решает только отрицательные случаи, он должен помочь убрать        
возникающий негатив. В основном это связано в данном случае с должностными      
лицами. А если противостояние губернатора и мэра областного центра, и это       
часто происходит, мы что, будем ждать несколько лет, пока они договорятся?      
Они не хотят, они смертельные враги, значит, мы должны кого-то отправить в      
отставку досрочно: или губернатора, или мэра города. А ещё лучше объединить     
эту администрацию, у нас везде двойная администрация, - вот первый              
заместитель губернатора пускай будет главой администрации города, они           
находятся в одном городе. То же самое в районе: у нас есть мэр города           
небольшого и глава администрации района, они сидят в разных зданиях в этом      
маленьком городе - огромные траты. Вот это нужно нам делать - объединить        
администрацию. В Москве у нас вообще три правительства: и центральное, и        
московское, и областное московское. А мог бы быть один министр по делам         
федерального центра, как в Вашингтоне. Чего они такие богатые и не хотят        
иметь мэра Вашингтона? Когда-нибудь слышали такую позицию: мэр Вашингтона?      
Нет такого! Федеральный центр США - всё. И мы могли бы то же самое сделать:     
из города Москвы и Московской области - федеральный центр, и всего один         
министр. И не ждать восемь, десять, пятнадцать, двадцать лет, а менять их       
каждые полгода, если они не будут справляться с ситуацией.                      
                                                                                
Смысл любого закона - это наказать. И если депутаты боятся наказания, тогда     
закон не надо принимать. Если вы боитесь крови, вы хирургом не должны быть,     
хирург обязательно связан с тем, что, так сказать, внедряется в организм, что   
будет больно. И искать лазейку, давайте, мол, не будет закона - тогда зачем     
мы сюда пришли? Мы же пришли принимать именно такие законы. Нет законов         
положительных, которые раздавали бы что-то, все законы ограничивают,            
запрещают, лишают свободы. А мы говорим: "Зачем принимать?" Тогда никакой       
закон не нужен, в том числе закон о статусе депутата не нужен. Зачем мы         
должны здесь сидеть? Мы же даём право отдать под суд депутата, проголосуют      
двести двадцать шесть депутатов - всё, вся неприкосновенность, которая у нас    
есть по Конституции, лопается, потому что так надо, если он преступник. И       
здесь нет никакого нарушения каких-то его полномочий, того, что он был избран   
на какой-то срок.                                                               
                                                                                
Вот лишали слова здесь - вот это неправильно. Слово депутату дал избиратель,    
и палата не имеет права лишать слова. Накажите через зарплату, накажите ещё     
каким-то другим способом, а слово, право выступать не может давать Регламент    
Государственной Думы. Очередь он устанавливает, но сказать, что ты не можешь    
выступать месяц, два, три, - это исключается. Вот это нарушение, и это мы       
оставляем себе как лазейку, чтобы наказывать. Видите, сами себя наказывать мы   
разрешаем, а убрать главу администрации, бездельника... Есть же конкретный      
пример, почему такой закон внесён. В Нижегородской области уже целый год нет    
главы администрации - посылает заявления: прошу продлить отпуск. Нету           
человека! И по нашему действующему законодательству мы ничего не можем          
сделать. Вот сейчас появляется возможность его отстранить, потому что он        
занимается саботажем: он не хочет работать, и не хочет сдавать должность, и     
получает зарплату. И милиция не может его найти, потому что он присылает        
письма без обратного адреса. Где его искать и сколько времени ждать?            
                                                                                
Для оппозиции опасен любой закон, но мы же не должны думать о том, что вот      
есть такая-то партия и, чтобы она нас не давила, мы не будем принимать          
законы. Это абсурд. Смысл закона - универсальность для всей страны во времени   
и в пространстве. И закону наплевать, какая партия, какие депутаты, какой       
глава администрации, он должен действовать в отношении всех должностных лиц.    
И закон должен создавать ситуацию риска и страха: работай хорошо - и никогда    
эта статья закона в отношении тебя не будет действовать. И если будут давить    
оппозицию, то у нас есть право поставить вопрос об удалении в отставку          
губернатора, который будет использовать закон, для того чтобы убирать глав      
администраций от оппозиции. Мы здесь находимся, высший орган государственной    
власти...                                                                       
                                                                                
Поэтому это всё взаимные, так сказать, противовесы, и в данном случае - чтобы   
заставить работать. Чего вы их жалеете? Они плохо работают! У нас               
экономический кризис именно из-за бездеятельности администраций на местах,      
они же ничего не делают, дотационные районы. В области есть район, который      
сам обходится, своими деньгами, и есть дотационные - сидят, ничего не делают.   
Вот областной центр даст деньги - израсходуют. Они бездельники! Надо круче      
закон сделать. В принципе нет оснований их убирать, они просто ничего не        
делают, но из-за них стоит экономика всей страны. Они мешают на местах тому,    
чтобы что-то делалось. И с ними ничего нельзя сделать, потому что это двойная   
администрация и полностью бесконтрольная. Идеальный вариант: всех, абсолютно    
всех всегда выбирать, поэтому всегда будет возможность их отзывать, и всё       
должен делать избиратель. Но это идеал, идеал, который пока невозможен нигде.   
Это идеальный вариант, чтобы к полномочию никто не мог прикоснуться, чтобы      
человек имел в запасе четыре года или пять лет и действовал так, как он         
считает нужным. Но это если позитивная администрация. А если её действия        
приводят к отрицательным последствиям, что нам в этом случае делать? Поэтому    
мы из двух зол выбираем меньшее - чтобы спасти население, чтобы помочь ему,     
чтобы меньше было воровства, меньше коррупции, для этого вводится норма         
закона, по которой депутаты могли бы отреагировать. Естественно,                
злоупотребления всегда будут при применении любого закона, и с этим надо        
бороться, но закон нельзя не принимать только потому, что есть какая-то         
политическая сила. Эта политическая сила будет ещё двадцать лет - тогда что     
будем делать? Ни один закон не примем, и страна будет без экономики? Тогда      
народ снесёт не только местную администрацию, но и нас с вами, скажет: "Вы не   
приняли законов!" Ведь все на местах говорят: "Это Госдума приняла такой        
закон!" или "Госдума не даёт нам полномочий". Мы должны дать им полномочия:     
решайте все вопросы на местах и не ждите, когда Москва вам всё сделает. Это     
невозможно - все вопросы решать из Москвы. А мы так с вами дело поставили.      
Логика должна быть: если президент может быть удалён, то это должно             
распространяться по всей вертикали вниз до старосты отдельного посёлка. Как и   
депутатский корпус: возможен самороспуск. И нужно ввести императивный мандат    
в полном объёме. И фракция может бездельника-депутата выгнать из Думы. Мы       
почему таких прав не даём сами себе? Покрываем... Половина депутатов в стране   
- бездельники, их сорок четыре тысячи, двадцать две тысячи можно выгнать. Мы    
таких прав себе не дали, чтобы они сидели, дармоеды, по четыре года и           
получали высокую зарплату. Эти деньги можно отдать народу, почему мы не дадим   
себе таких полномочий? Посмотрите, в зале кто сидит... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, спасибо. Присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" свою позицию выразила, в            
заключительном слове её подтвердит Вячеслав Степанович.                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Емельянов от фракции "Справедливая Россия".                 
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно,         
поддержит эту законодательную инициативу президента, поскольку мы считаем её    
очень своевременной. По сути дела, эта инициатива направлена на                 
восстановление ответственности в сфере местного самоуправления. И давайте       
будем честны перед самими собой: когда мы с вами, депутаты, ведём приём,        
больше всего жалоб к нам поступает на работу местной власти: разбитые дороги,   
грязные улицы, запущенное ЖКХ, высокие тарифы на проезд в общественном          
транспорте и так далее, и так далее. Это всё забота местной власти. Почему      
так получилось? В начале 90-х годов мы разрушили советскую систему местной      
власти, где нижестоящие органы были в жёстком подчинении у вышестоящих. Цель    
была благая - обеспечить независимость местного самоуправления. Мы в            
Конституции записали, что местное самоуправление не входит в систему органов    
государственной власти. Но одновременно не возникла ответственность местной     
власти, местного самоуправления перед населением, и мы получили на деле не      
независимость местного самоуправления, а независимость местной бюрократии от    
кого бы то ни было. И отсюда её полный произвол.                                
                                                                                
Инициатива президента как раз таки и направлена на то, чтобы эту                
ответственность восстановить как по вертикали, потому что определённые          
полномочия даются губернатору, так и перед населением через ответственность     
перед представительными органами власти, перед Думой, местным законодательным   
собранием, поскольку местное законодательное собрание призвано выражать         
интересы населения.                                                             
                                                                                
Да, действительно, сейчас есть механизм отстранения от должности глав местных   
администраций, но он удивительно забюрократизирован. Там включается суд,        
происходят проволочки, которые на деле не позволяют ни одного нерадивого        
чиновника отстранить от должности. В результате - нецелевое использование       
средств, нарушение бюджетной дисциплины, просто саботаж и невыход на работу.    
С этим же надо бороться!                                                        
                                                                                
Конечно, то, о чём говорят отдельные депутаты, - мол, этот закон может быть     
использован в определённых случаях и против оппозиции - такое может быть.       
Давайте продумаем дополнительные гарантии. Но всё-таки выше прав оппозиции,     
выше наших с вами прав, прав политических партий должны быть интересы страны    
и интересы людей, живущих на отдельных территориях. И вот если учитывать эти    
приоритеты, безусловно, данный закон должен быть принят в интересах населения   
тех муниципальных образований, где к власти приходят нерадивые чиновники.       
Наша фракция никогда интересы этих нерадивых чиновников отстаивать не будет,    
и мы проголосуем за этот законопроект.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас сейчас процедура заключительного слова.                
Представитель президента настаивает на заключительном слове? Пожалуйста,        
Гарри Владимирович.                                                             
                                                                                
МИНХ Г. В. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде      
всего я хотел бы вас всех поблагодарить за заинтересованное обсуждение. Пусть   
оно было иногда эмоциональным, но это абсолютно правильно, потому что мы        
живые люди и мы действительно беспокоимся и о судьбе страны, и о судьбе         
населения, о народе. Действительно, очень верно было отмечено, что это          
законопроект, который направлен на защиту интересов народа. Я хотел бы          
напомнить, что это основной, ключевой принцип, конституционная основа России    
- принцип народовластия. И любая система, как вы знаете, неважно - социальная   
ли, техническая или биологическая, - должна иметь защиту от дурака. И вот       
этот законопроект - это как раз защита населения, лиц, проживающих на           
территории муниципальных образований, от нерадивых руководителей. Здесь нет     
никакой попытки кого-либо загнать в какие-то рамки, ворота. Безусловно, мы      
все знаем, что в правоприменительной практике любого закона могут быть          
нарушения, искажения, но это вопрос правоприменительной практики, но никак не   
правотворческой деятельности. Поэтому опасения, которые высказывал депутат      
Локоть, о том, что здесь неточность формулировки, что всё будет по решению      
губернатора, безосновательны. В законопроекте есть две совершенно чёткие        
конструкции. Первая, когда вопросы местного значения (то, о чём Николай         
Васильевич Коломейцев спрашивал) решаются "с учётом мнения". А вы знаете, что   
у нас сейчас многие вопросы решаются "с учётом мнения". Но учёт мнения - это    
факультативно, а когда речь идёт о согласии высшего должностного лица           
субъекта, то речь идёт исключительно о переданных государственных               
полномочиях. Поэтому здесь тоже двусмысленности нет, мы были определённым       
образом сориентированы на защиту права народа на осуществление власти при       
решении вопросов местного значения.                                             
                                                                                
Прошу вас поддержать эту инициативу Президента Российской Федерации.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тимченко Вячеслав Степанович. Заключительное слово.       
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, спасибо за активное участие в обсуждении      
законопроекта. Его можно рассматривать с трёх сторон - правовой, политической   
и житейской. С точки зрения правовой, безусловно, создание норм, в том числе    
поведенческих норм для глав муниципальных образований, - это веление времени.   
Чтобы мы там ни говорили, мы всё равно развиваемся как нормальная страна,       
идём по демократическому пути развития и строим свою правовую систему в         
соответствии с Европейской хартией, в соответствии с теми законами, которые     
существуют в мире. Безусловно, можно спорить об отдельных положениях, но        
оснований для того, чтобы не принимать данную законодательную инициативу в      
целом, практически нет.                                                         
                                                                                
Да, ко второму чтению мы, безусловно, постараемся учесть все замечания,         
предложения, и мы об этом говорили на заседании комитета, учесть позицию        
европейского комитета экспертов, которые тоже отмечали отдельные                
шероховатости, неровности. Но эти шероховатости больше связаны не с             
противоречием Конституции и существующей международной правовой базе, а с       
противоречием пониманию той или иной позиции, тому или иному положению, что,    
безусловно, может найти отражение в конструктивной доработке законопроекта. В   
частности, я уже говорил, например, понятия "одна треть" и "две трети" - как    
их трактовать? Если в представительном органе, например, двадцать депутатов,    
одна треть - это сколько, шесть или семь? А две трети - это сколько,            
тринадцать или четырнадцать? Вот применение тех или иных математических или     
конституционных норм требует уточнения и конкретизации в данном                 
законопроекте. Согласен, что работа предстоит серьёзная, мы, коллеги, будем     
работать вместе.                                                                
                                                                                
Что касается политической составляющей. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить,    
что сегодня в Российской Федерации более двадцати четырёх тысяч муниципальных   
образований. Вот те примеры, которые здесь приводили в отношении борьбы         
губернаторов и каких-то политических сил с неугодными главами муниципальных     
образований, касаются, безусловно, очень маленького круга лиц, когда это        
может представлять интерес для политических партий либо для высших              
должностных лиц субъектов Российской Федерации. Но, уважаемые коллеги, данные   
лица, пусть это и небольшой круг, всё равно граждане Российской Федерации,      
которые имеют право на защиту в том числе от политических преследований. Они    
имеют все механизмы, все инструменты, для того чтобы отстаивать свои права,     
свободы и соблюдение Конституции в отношении их должностных полномочий. Я не    
уверен, что какие-то политические силы только из-за своих политических          
пристрастий будут осуществлять преследование руководителей, глав                
муниципальных образований. Местное самоуправление - это как раз тот уровень     
местной власти, который ближе всего к населению, и именно население, если       
даже несправедливо отправили в отставку главу какого-то муниципального          
образования, на следующих выборах покажет свои преференции.                     
                                                                                
Прошедшие выборы убедительно показали, - я ещё раз подчёркиваю, что я           
рассматриваю вопрос с политической точки зрения, - какие партии, какие          
политические силы сегодня поддерживает население Российской Федерации, и        
именно представителям этих партий оно доверяет возглавлять большинство          
муниципальных образований.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, что касается житейской составляющей. Безусловно, жизнь       
непростая. И здесь говорить о том, что у нас все главы муниципальных            
образований нерадивые, что они находятся на своём месте только для того,        
чтобы решать свои личные вопросы, абсолютно несправедливо. Абсолютное           
большинство муниципалов, поверьте мне (это знают все коллеги, которые           
работают в составе комитета, да я думаю, и все депутаты), абсолютное            
большинство - это честные, порядочные люди, которые в силу предоставленных им   
возможностей исполняют свои полномочия. Депутатский корпус сегодня в            
Российской Федерации насчитывает более трёхсот пятидесяти тысяч человек, и      
подавляющее большинство этих людей - порядочные по своей сути люди.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я, так же как и Гарри Владимирович, благодарю вас за         
активное участие в обсуждении данного законопроекта и предлагаю всем            
заинтересованным лицам без ограничения принять участие в доработке данного      
законопроекта ко второму чтению. Мы планируем вынести его на рассмотрение на    
заседании комитета ориентировочно 20 апреля этого года.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации          
местного самоуправления в Российской Федерации". Комитет поддерживает.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7%                                     
Проголосовало против           55 чел.12,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.