Заседание № 103

01.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155412-8 "О признании утратившим силу Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3241 по 3734 из 4576
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О признании утратившим силу         
Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 223-ФЗ "О внесении изменений в         
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Докладывает   
Николай Васильевич Арефьев.                                                     
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ предлагает признать    
утратившим силу закон от 28 июня 2021 года "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Чтобы было    
понятно, этот закон разрешает вывоз из страны золота, хлеба и металла без       
репатриации выручки обратно в Россию. Закон замечателен тем, что был принят в   
последнюю сессию седьмого созыва, в последний день, а в последний день обычно   
принимаются, ну, самые интересные законы: раз последний день, значит, с         
подвохом - ну вот он с подвохом и есть. Причём закон был настолько              
закамуфлирован, что первоначально и не разобрались, что к чему, потому что в    
этих нумерациях ОКВЭД надо было очень долго искать, где там золото, где         
металлы, а где хлеб. Но разобрались. Тем не менее с 2021 года выручка от        
продажи золота, хлеба и металлов перестала поступать в Россию. Этот закон       
действует и сегодня, во время спецоперации и во время наложения санкций на      
Российскую Федерацию. Надо ли нам эти деньги оставлять там, совсем они нам не   
нужны или всё-таки в какой-то мере нужны - и кому? Давайте разбираться.         
                                                                                
Вы знаете, что вывоз из страны хлеба, золота и металла без репатриации          
выручки наказывается статьёй 193 Уголовного кодекса. Вот я её специально        
выписал и могу зачитать. Статья называется "Уклонение от исполнения             
обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте    
Российской Федерации". Что она предусматривает? Штраф в размере от 200 тысяч    
до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода             
осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо принудительными          
работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на срок до трёх лет, а в    
особо крупном размере - до пяти лет. Вот наш закон... Вчера наказывали до       
пяти лет, а завтра говорят: да пожалуйста, оставляйте. Как же так? Я что-то     
не пойму, мы законодатели или работаем на какую-то мафию? Сегодня давали пять   
лет за то, что ты деньги не вернул, а завтра говорят: да ради бога, вывози,     
никаких к тебе претензий не будет. Ну ладно бы речь шла о какой-то мелочовке,   
вывозили бы, там, тысячу долларов или что-то такое, но речь идёт как раз о      
крупных размерах. Вот вывоз: в 2020 году вывезли 320 тонн золота на сумму 35    
миллиардов долларов и хлеба на 8,5 миллиарда долларов; в 2021 году - 302        
тонны золота и хлеба на 8,8 миллиарда долларов; в 2022 году -                   
предположительно (не знаю сейчас данных, так звучало) 2 тысячи тонн золота      
должны были вывезти и 50 тонн хлеба, но не знаю, данных статистика пока не      
даёт.                                                                           
                                                                                
Хорошо, мне скажут, что на сегодняшний день запрещено вывозить золото, хлеб в   
европейские страны. Да, запрещено, но мы же вывозим и в Китай, мы же вывозим    
и в Индию: там нетоксичная валюта - она нам что, не нужна? Мы почему её         
должны там оставлять и назад не возвращать, ну почему? Вот вчера с этой         
трибуны я вам говорил, какой вывоз капитала, я ещё раз напомню: вывоз           
капитала в 2020 году составил 50 миллиардов долларов, в 2021-м - 72 миллиарда   
долларов, в 2022 году - 251 миллиард долларов. Это вывоз, это нетто-вывоз,      
страна лишается валютных ресурсов - я не понимаю: они что, нам не нужны? Я      
консультировался с банком, с Центральным банком, с коммерческими банками:       
нужны! Почему не нужны? Их можно всегда обменять и на другую иностранную        
валюту, ту, которая сегодня токсичной не является, в конце концов, эти          
деньги, возвращаясь в нашу страну, размещаются в коммерческих банках и          
работают как кредитные ресурсы - давайте восстанавливать на них экономику, и    
всё!                                                                            
                                                                                
В советское время вот этого не было. Ну и, кроме того, 30 лет этого закона не   
было, - 30 лет! - он действует всего второй год. И не сегодня ему работать:     
он работает как диверсия, то есть вопреки Уголовному кодексу оставляют          
выручку за рубежом. Не может такого быть - необходимо убрать этот закон!        
                                                                                
Но мне говорят - вот аргументы правительства, - что у нас всё отрегулировано    
указами президента, постановлениями правительства, значит, мы, мол, этот        
вопрос держим на контроле. Но если у вас всё отрегулировано, тогда этот закон   
действительно не нужен - ну и регулируйте теми рычагами, которые у вас есть     
сегодня, а закон-то надо отменять, это же закон. И потом, как вы можете,        
нарушая этот закон, регулировать, запрещать, наверное, вывозить эту выручку?    
Как? Закон-то есть! Не может такого быть.                                       
                                                                                
Теперь, он упрощает закупки импорта импортёрам. А что значит - упрощает? Там    
триллионные суммы идут - у нас что, золотопромышленники на триллионы закупают   
импортное оборудование? Да нет, чужое оборудование они закупать не будут, они   
будут закупать только своё. Тот, кто у нас торгует хлебом, будет закупать то,   
что нужно для производства хлеба, но он не будет покупать никакие станки,       
никакие самолёты. Зачем такие услуги оказывать тем, кому это совершенно не      
нужно?                                                                          
                                                                                
Даже в царские времена ограничивался вывоз валюты. На сегодняшний день двери    
открыты - бери, продавай самое ценное в России и назад деньги не возвращай!     
Ну, это не государственная политика. Этот закон надо уничтожать. Его не было    
30 лет и не должно быть впредь ещё век. Не то время сегодня!                    
                                                                                
Прошу проголосовать за этот законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Аркадий Николаевич Свистунов, заместитель председателя   
Комитета по финансовому рынку.                                                  
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет             
внимательно рассмотрел эту законодательную инициативу. Даже развернулись у      
нас дискуссии в ходе заседания комитета, потому что тема, заявленная авторами   
законопроекта, действительно всегда была актуальная.                            
                                                                                
Однако комитет не поддержал данную законодательную инициативу по следующим      
основаниям.                                                                     
                                                                                
Прежде всего, как правильно сам Николай Васильевич здесь отметил,               
процитировав отзыв правительства на этот законопроект, сейчас у нас изменился   
порядок валютного регулирования. Это было сделано в связи с санкциями,          
которые были нашей стране объявлены, с чудовищными санкциями, фактически с      
экономической войной, и в связи с этим пришлось срочно корректировать           
валютное законодательство. Мы сами принимали этот закон, точнее, поправку в     
закон о противодействии недружественным мерам и так далее. И эта поправка       
гласит, что начиная с февраля регулирование в валютной сфере осуществляется     
не только валютным законодательством, но и указами президента, а также          
решениями правительства при консультациях с Центральным банком. Это было        
сделано специально, потому что ситуация очень динамичная, со стороны наших,     
так сказать, противников отслеживается, всё время принимаются новые меры,       
чтобы как раз-таки блокировать наш экспорт, соответственно, блокировать наши    
доходы.                                                                         
                                                                                
Ну вот этот порядок предусматривает следующее. Прежде всего, в соответствии с   
указом президента, который был принят в феврале, экспортёры наши должны были    
продавать 100 процентов валютной выручки, которую они получали. Однако уже в    
июне по решению правительственной комиссии было принято решение о том, что      
продажа валютной выручки осуществляется в размере ноль, и с 10 июня продажа     
валютной выручки не осуществляется экспортёрами вовсе. Это было сделано         
почему? Потому, что осуществляется постоянный мониторинг, что происходит на     
валютном рынке и к чему это приводит, и этот мониторинг идёт в рамках           
правительственной комиссии и по информации Центрального банка.                  
                                                                                
А теперь непосредственно об этом законе - законе № 223-ФЗ, который уважаемый    
Николай Васильевич предлагает отменить. Дело в том, что помимо вот этого        
механизма, который позволял некоторым экспортёрам ненефтегазового экспорта не   
возвращать эту выручку, там есть ещё несколько положений, в том числе есть      
очень важное положение о том, что все экспортёры обязаны передавать             
информацию обо всех своих экспортных контрактах и о поступлении выручки в       
Центральный банк. Соответственно, если отменить это положение, не будет         
никакого мониторинга - ну, это понятно.                                         
                                                                                
И есть ещё одно возражение, которое уже носит такой, более юридический          
характер, касается юридической техники. Дело в том, что отмена вот этого        
закона не приведёт к той цели, которую заявляют авторы законопроекта, потому    
что прекращение действия закона о внесении изменений в другой закон никак не    
влияет на тот первоначальный закон. Ну, в соответствии с юридической логикой,   
если вы хотите таких изменений добиться, надо вносить изменения в               
первоначальный закон, то есть в закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании...".   
Таким образом, даже с учётом юридической техники невозможно поддержать          
настоящий законопроект. Он не достигает цели.                                   
                                                                                
Комитет просит отклонить настоящий законопроект.                                
                                                                                
Спасибо всем за внимание.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Аркадий Николаевич, ну, вы опытный парламентарий и   
банкир, вы же знаете иерархию законов - указ никак не может отменить закон, а   
вот закон указ может отменить. Это первое.                                      
                                                                                
И второе. Скажите, пожалуйста, есть ли, как вы рассказываете, мониторинг в      
комитете, сколько, куда и почему, и где они сейчас, эти деньги? Вот 251         
миллиард, по моим данным, 262 миллиарда было вывезено только за прошлый год,    
за позапрошлый, и вчера арестовали 191 миллиард евро, как раз уже вот прямо     
вчера. Вот скажите, пожалуйста, кто понесёт ответственность и кто вернёт эти    
деньги? Вот вывезли же, оставили - кто ответит?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Ну, по поводу иерархии законов. Конечно, вы правы, Николай      
Васильевич, абсолютно так - закон выше указа. Да, согласились, однако если      
сам закон предусматривает руководствоваться указами и постановлениями           
правительства, то, соответственно, как бы иерархия здесь соблюдена. Это         
первое.                                                                         
                                                                                
Второе, что касается информации по поводу мониторинга о вывозе. Комитет         
делает это по запросам депутатов, когда они поступают. Кстати, вот будет        
ближайший отчёт Центрального банка - пожалуйста, этот вопрос включайте,         
получим свежую информацию о том, как обстоят дела с этой валютной выручкой.     
Это второе.                                                                     
                                                                                
И третье. Дело в том, что валютная выручка, которая находится даже на счетах    
в наших банках, находится там весьма условно, если посмотреть на это            
материально, потому что валюта фактически находится в иностранном банке, так    
как наш банк валюту держит через корсчета в иностранном банке. Ну так это       
работает, Николай Васильевич. И поэтому, когда говорят "вывоз капитала", надо   
понимать, что та валюта, которая размещена на валютных счетах наших             
юридических лиц, однако в корреспонденции с иностранными банками, фактически    
и входит в этот вывоз капитала, поскольку фактически она там. Это априори       
так. Либо её надо тогда сразу всю продавать и торговать за рубли и больше ни    
за что, либо так работает банковский механизм.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Соболев Виктор Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня тоже вопрос к фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". А вот золото вывозят из страны    
- что, нет никакой необходимости в нём? Зерно, металлы... Разве это не пятая    
колонна делает? И почему этот закон - он же принят до начала специальной        
военной операции, - почему он действует сейчас?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аркадий Николаевич, если вы что-то можете сказать по      
этому поводу, пожалуйста.                                                       
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Он действует сейчас потому, что он не отменён. Кроме того, он   
нужен для того, чтобы получать информацию, поскольку есть там другие пункты,    
и поэтому он продолжает действовать. Это во-первых.                             
                                                                                
Во-вторых, вот все те действия, которые сейчас происходят на валютном рынке,    
- я уже об этом сказал - они сейчас, в условиях этой действительности, очень    
оперативно меняющейся обстановки, регулируются указами президента и             
постановлениями правительства, потому что нужны более оперативные решения. К    
сожалению, механизм парламентский, Думы - это не самые быстрые решения,         
которые могут приниматься, ну это факт, поэтому вынуждены принимать такие       
решения.                                                                        
                                                                                
Ну и по-моему, нет оснований сомневаться в том... по крайней мере факты         
говорят об этом, нет оснований сомневаться, полагать, что это регулирование     
на сегодняшний день осуществляется неэффективно: в конце концов рубль не        
упал, как мы это видим, как нам обещали, импорт продолжает в страну поступать   
и расчёты наши юридические лица продолжают осуществлять. Стало быть,            
эффективно.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
У меня вопрос к разработчикам законопроекта.                                    
                                                                                
Вот, уважаемый Николай Васильевич, вы сказали в своём выступлении, что          
возникает ощущение, что мы работаем на какую-то мафию, ну вот в части           
принятия этого закона в последний день работы прошлой сессии. На самом деле     
эта позиция вызывает очень большой интерес у самых разных избирателей, я        
постоянно с этой позицией сталкиваюсь, поэтому хотелось бы узнать ваше          
мнение: на какую именно мафию, опять-таки с вашей точки зрения, работают        
сторонники неограниченного или слабо ограниченного вывода капитала из           
Российской Федерации? Ну, потому что мафий много разных, и хотелось бы знать,   
на кого мы в конечном счёте работаем, пусть даже голосуя против этого дела?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Арефьеву включите микрофон.                      
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Дело в том, что вывозом золота, металлов, хлеба занимаются        
вполне конкретные корпорации, огромные предприятия, и именно в их интересах     
им и предоставляется такая возможность - оставлять выручку за рубежом.          
Почему? Ну вот мне лично непонятно. Хотя нам и говорят, что если ты продал      
золото за евро, то у тебя в европейских банках будут лежать деньги, если в      
долларах - то в Америке, но тем не менее все эти деньги меняются одни на        
другие и могут превратиться и в рубли, работать на Россию, их не обязательно    
оставлять там. Но почему в таком случае вот этот закон, который... Я почему     
сказал о мафии? Потому, что раньше это было уголовное преступление и давали     
до пяти лет тюрьмы, а сегодня это разрешили, делай свободно. И я даже не        
знаю, что они делают с этими людьми, которых уже посадили, - их теперь          
отпускают с орденами, что ли? Закон-то уже не работает, выручку-то можно        
назад не отдавать.                                                              
                                                                                
Закон, который противоречит уголовному законодательству... Ну, это уж явное     
противоречие между законами и явно говорит о том, что идёт какая-то             
нестыковка в юридических знаниях тех людей, которые готовят законы, потому      
что законы противоречат друг другу.                                             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
Это вопрос же был, да? Или выступление?                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Димов Олег Дмитриевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
ДИМОВ О. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, я хочу       
сказать, что Аркадий Николаевич настолько аргументированно всё рассказал,       
практически на все вопросы ответил, почему комитет не согласился с данным       
законопроектом, что повторяться не хочется. Я, единственно, хотел бы            
отметить, что, даже если бы мы сегодня поддержали эту концепцию, ту задачу,     
которую перед собой ставили авторы законопроекта, мы всё равно не решим,        
потому что для того, чтобы это заработало, нужно вносить изменения в            
первоначальный закон. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает этот      
законопроект и будет голосовать против.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Семь минут включите - от фракции.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции.                                               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы,         
вероятно, знаете анекдот про двух математиков и двух философов, так вот мне     
Комитет по финансовому рынку напоминает двух философов: "Ну, в математике всё   
просто, надо доказать формулу, не доказал - проиграл. А в философии             
обоснование, у одного - одно, у другого - другое... Философия в чём             
заключается? В том, что я не понимаю твоё обоснование, а он - моё". Но в        
данной ситуации, мне кажется, надо руководствоваться математикой. Мне вообще    
непонятен этот ваш постулат: вот законопроект о том, что надо отменить закон,   
который оставляет капиталы там, неправильный, надо вносить изменения в          
первоначальный закон. Друзья мои, если вы отмените тот, который вносит          
изменения в первоначальный, значит, будет действовать первоначальный, это       
вам, как законодателям, надо понимать. Ну, вы приняли поправки в действующий    
закон - мы отменим поправки, но останется базовый закон о финансовом контроле   
и валютном регулировании, понимаете?                                            
                                                                                
Мне в последнее время не даёт сна вот эта двойственность. Вы поймите,           
экономика освоения средств умерла 24 февраля 2022 года - надо строить           
экономику решения проблем. Нам объявили 14 с лишним тысяч санкций, а вы         
продолжаете... Вот в чём суть пятой колонны? Как раз в лицемерии и              
двойственности. Вы выходите на трибуну, рвёте тут рубаху, говорите: мы за то,   
чтобы наши бойцы победили, - но снаряды не подвозите. Понимаете, да? Более      
того, вы воруете и торгуете ими. Почитайте - не моя газета, "Версия": она в     
одном из номеров дала чёткую характеристику, сколько тысяч тонн                 
металлопроката вывезено в США и в Западную Европу за СВО, сколько десятков      
тысяч тонн урана и топлива вывезено во Францию. Вот обратите внимание: они      
сейчас десятый пакет обсуждали - почему Франция, Венгрия, ещё ряд стран были    
против десятого пакета? Потому что мы продолжаем... Они "Цезари" поставляют,    
убивают наших солдат и офицеров, разрушают наши города, а мы им - уран, чтобы   
у них электроэнергия была подешевле. Во Франции, кто не знает, 70 процентов     
электроэнергии производит атомная энергетика, а топливо поставляем мы. Ну       
если вам объявили санкции, всё время там с трибуны полоскают - да перекройте    
им все краники, и всё! И сразу будет понятнее тем, кто у них безработным        
станет, и перестанут "Цезари" поставлять. Но у нас какая-то двойственная        
позиция. Рекомендую, "Версию" найдите, № 3, там всё расписано; насколько мне    
известно, она даже патронируется некоторыми структурами, там информация,        
которую в открытом доступе не найдёте.                                          
                                                                                
Но тут второй вопрос. У меня большие сомнения, что мы построенное законом о     
Банке России как филиал ФРС... ну что, без изменения этого закона и             
возвращения к структуре Центрального банка мы чего-то достигнем? Обратите       
внимание, ФНБ создавали... (Шум в зале.)                                        
                                                                                
Андрей, я не мешаю вам? Ну я же выступаю, вы хоть уважайте выступающего. Меня   
можете не уважать. (Оживление в зале.)                                          
                                                                                
Вопрос-то в чём? Центральный банк... Вот не я, а гинеколог - председатель ЕС    
вам говорит:  не можем найти золотовалютные резервы. У нас средства ФНБ         
вложили в валютные резервы - 4 триллиона потеряли на переоценке. Кто ответил?   
Никто. А у нас рассказывают: вот у нас законы, там, на что-то влияют... Для     
сельского хозяйства просим, для того чтобы прокормить себя, дополнительные,     
там, 50 миллиардов - да невозможно, говорят, это суперсуммы. Для                
машиностроения... С моей точки зрения, заигрались мы с вами.                    
                                                                                
Обоснование Комитета по финансовому рынку, при всём моём уважении и к           
председателю комитета, и к Аркадию Николаевичу, не выдерживает никакой          
критики. Ну вы тогда аргументируйте: "Сказали нам, что надо вот так             
аргументировать". Ну нельзя так аргументировать законы, причём в такой          
сверхтяжёлой ситуации, понимаете? Указ не может отменить закон, а закон может   
отменить указ. У нас по иерархии законов сначала конституционный закон, потом   
федеральный закон, а потом указ,  постановление правительства, распоряжение     
министерства - ну это же всем должно быть понятно! А в нашей ситуации вы        
хотите, ну, как бы быть немножко беременными и не рожать. Так не бывает. Так    
не бывает, понимаете? И я вас уверяю... я многих в паровозе вижу, когда на      
Луганск едут депутаты, вы же встречаетесь с бойцами, офицерами: они - не я -    
выражают недоумение по поводу нашей торговли газом, нефтью, по поводу наших     
валютных операций.                                                              
                                                                                
Вот сегодня над Крымом, если верить "РИА Новости", сбили десять                 
беспилотников. Понимаете, да? А там конкретные люди, там 2,5 миллиона наших     
людей живёт, и я не удивлюсь, если эти беспилотники были сделаны из нашего      
металла, понимаете?                                                             
                                                                                
Валюта - это же кровеносная система любой страны. Если мы не откажемся от       
доллара как валюты, если мы не изменим закон о Центробанке, мы погибнем,        
потому что сегодня самый главный вред от наших финансов и финансистов, потому   
что производителю... У нас сегодня предкризисная ситуация, я вам с этой         
трибуны заявляю. У нас сельское хозяйство загнали в тупик, понимаете, потому    
что цены вернули к 2002 году, а на всё остальное цены выросли многократно.      
150 миллионов тонн не будет в этом году, потому что если мы сейчас              
сельхозникам не дадим возможность... вот заключительный срок для внесения       
удобрений, а цены на удобрения подняли, и денег нет, а за кредиты               
рассчитайся. И это всё финансы делают вместе с правительством.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте тень на плетень не наводить, законопроект            
необходимо принимать, и мы вернёмся к тексту закона, который был до принятия    
в 2021 году 223-го закона.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик с заключительным словом?     
                                                                                
Пожалуйста, Арефьеву включите микрофон.                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Вчера только мы говорили о том, что правительство обратилось к    
богатым людям, для того чтобы они оказали помощь бюджету на 300 миллиардов      
рублей. В бюджете дыра - 1,76 триллиона рублей, говорят, к концу года, если     
такими темпами будем двигаться, дефицит бюджета будет 5 триллионов.             
                                                                                
Мы сейчас ломали копья, не хотели пенсионерам три копейки дать. Такие           
радельные люди выступали, так берегли государственные средства, но тогда        
непонятно, почему здесь 251 миллиард долларов ушёл, ворота открыты, везут и в   
карманах, и в чемоданах, и безналичным расчётом, а остановить это все           
отказываются. Я не пойму, вы сами, что ли, все вывозите таким образом деньги,   
поэтому отказываетесь принимать такой закон?                                    
                                                                                
Ну, вы сами видите, что мы попали в довольно сложную ситуацию. Экономика        
тщедушная, я это прекрасно знаю, импортозамещение не идёт. Нам сегодня нужна    
иностранная валюта, чтобы покупать оборудование для тех заводов, которые мы     
собираемся строить для импортозамещения, а мы отказываемся от этой валюты,      
говорим: пусть она остаётся там. Ну ладно, когда она была в недружественных     
странах, там ещё 370 миллиардов осталось - деньги наших олигархов, их скоро     
арестуют. Вчера Бельгия арестовала, завтра Нидерланды будут арестовывать,       
немцы - кто угодно. Это всё наши деньги, деньги наших олигархов - это деньги    
российские, но они уходят, а мы ещё вдобавок отказываемся от тех денег,         
которые идут от продажи наших природных ресурсов. Вот совершенно непонятно      
почему. Почему страна отказывается от денег?                                    
                                                                                
Ну, я понимаю, я вчера говорил, бывают страны, которые достигли всякого         
совершенства, им деньги не нужны, и они вкладывают свои средства в чужие        
государства, для того чтобы извлечь прибыль. У нас разве так? У нас закрыта     
треть школ, половина больниц, у нас здравоохранение низложено полностью, у      
нас образование ни к чёрту. Для того чтобы решать эти вопросы... мы даже        
этого не хотим! У нас сегодня станочный парк "на грани фантастики" - нужно      
ремонтировать оборудование, а у нас денег нет. И куда ни кинь - везде клин.     
                                                                                
Так давайте принимать закон, чтобы валюта от нас не уходила. Сегодня эта        
валюта - это уже не доллары и евро, сегодня это юани, драхмы, это уже валюта    
других стран. Так мы, что, должны и от этой валюты отказываться, и от всей      
валюты отказываться?                                                            
                                                                                
Я не считаю нужным так сильно распространяться. В конце концов здравый смысл    
должен взять своё и нужно сказать, что надо эту лазейку закрыть. Этой лазейки   
не было 30 лет, она существует всего два года, ну так надо её убрать и прийти   
к тому старому закону, который действовал. А ещё лучше - к закону 97-го года,   
когда был валютный контроль, вот тогда было совсем правильно, но это уже        
другой разговор. Принять надо закон.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свистунов Аркадий Николаевич, пожалуйста.                 
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Я вот пару слов просто хотел бы добавить по поводу заключения   
комитета и того, что тут прозвучало со стороны уважаемого Николая               
Васильевича, вот по поводу математиков, философов. Ну, скажем так, идеи         
всегда правят миром, поэтому вот такая штука есть. Это во-первых.               
                                                                                
Во-вторых, отрицать юридическую технику, когда об этом говорят все юристы,      
просто невозможно. Есть определённые понятия в юридической технике, которые     
говорят о том, что отмена вот этого закона не повлечёт изменения базового       
закона.                                                                         
                                                                                
Ну и в-третьих. Мне трудно понять иногда. Вот, с одной стороны, вы в своём      
выступлении сказали: до каких пор мы будем поставлять туда всё остальное? А     
потом, с другой стороны, говорите: а нам нужна валюта. А потом, с третьей       
стороны, говорите: нам Центральный банк надо закрыть. Они там бьются, санкции   
применяют, чтобы остановить нам все расчёты, чтобы прекратить наш экспорт,      
чтобы у нас доходов бюджета не было и так далее, а вы предлагаете разом это     
всё просто прекратить, Центральный банк закрыть, на экспорт ничего не           
поставлять, доходов не получать - и всё будет нормально. Какая-то логика        
здесь странноватая у вас, извините, Николай Васильевич.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич, как математику, я вам советую ещё посчитать, сколько        
людей у нас останутся безработными, если мы перестанем поставлять металлы на    
экспорт, титан, продовольствие и так далее. И где все эти люди, которые         
сегодня работают на этих предприятиях, будут работать?                          
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О признании        
утратившим силу Федерального закона от 28 июня 2021 г. № 223-ФЗ "О внесении     
изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле",   
пункт 13.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.83,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.