Заседание № 72

18.01.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155296-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28 декабря 1996 г. и Протокол к нему от 28 декабря 1996 г.".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 997 по 1309 из 5317
Пункт 4 повестки дня, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола    
о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и   
Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на     
доходы и имущество...". Доклад официального представителя Правительства         
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Сергея     
Дмитриевича Шаталова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Соглашение об избежании     
двойного налогообложения с Арменией было подписано в 1996 году и с тех пор      
работает. За прошедшее время потребовалось внести определённые изменения,       
уточнения, касающиеся отдельных деталей. Это делается протоколом, который       
сегодня предлагается вашему вниманию для ратификации. Этот протокол             
подготовлен по инициативе армянской стороны, он предполагает уточнение          
позиций, связанных с налогообложением доходов в виде процентов и дивидендов,    
а также уточняет, каким образом облагаются налогами доходы, полученные от       
работы по найму. Это имеет значение, в частности, для того, чтобы применять     
тринадцатипроцентную ставку в отношении тех работников, которые приезжают в     
Россию из Республики Армения. Ну и наконец, что мы считаем очень важным, даны   
новые, современные редакции статей, касающихся обмена информацией и             
сотрудничества налоговых органов в плане помощи по сбору налогов.               
                                                                                
Соглашение выгодно и той, и другой стороне. Мы просим поддержать и              
ратифицировать этот протокол, для того чтобы он вступил в действие.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя комитета по делам Содружества Независимых Государств      
Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста.                                       
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Внесённый на наше            
рассмотрение протокол соответствует положениям российского типового             
соглашения об избежании двойного налогообложения. И можно сказать, что после    
ратификации данного протокола российско-армянская законодательная база в        
области устранения двойного налогообложения приводится в соответствие с         
положениями действующих соглашений России с другими странами Содружества        
Независимых Государств. Также вполне очевидно, что вносимые протоколом          
изменения повысят эффективность налогового контроля и обеспечат                 
противодействие злоупотреблениям при уплате не только прямых, но и косвенных    
налогов. Таким образом, уважаемые коллеги, в случае вступления в силу           
рассматриваемого протокола будет ещё раз подтверждено стремление обеих наших    
стран развивать и укреплять сотрудничество в сфере экономики, науки и           
техники, а также в культурной и гуманитарной сферах, чему, разумеется, в        
немалой степени способствуют устранение двойного налогообложения в отношении    
налогов на доходы и имущество, предотвращение уклонения от уплаты налогов и     
недопущение налоговой дискриминации.                                            
                                                                                
Выполнение российской стороной положений данного протокола не потребует         
дополнительных расходов из федерального бюджета, а также признания              
утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов            
федерального законодательства.                                                  
                                                                                
Наши соисполнители - комитет по экономической политике и комитет по бюджету -   
также поддерживают ратификацию данного протокола. Правовое управление           
замечаний по законопроекту не имеет. Вчера на заседании комитета мы             
единогласно приняли решение в поддержку ратификации данного протокола. Просим   
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть.                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сердюк Михаил Иванович, пожалуйста.                                             
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу такого характера. Вот дружественная нам      
республика - а с 96-го года мы не могли ратифицировать. Существовали какие-то   
политические причины, которые препятствовали, мешали нам укреплять эти          
отношения, или это просто чья-то недоработка и протокол пролежал под сукном?    
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые коллеги, это не совсем точно. Соглашение было           
подписано действительно в 96-м году и работает с тех пор, сейчас речь идёт о    
протоколе, который уточняет это соглашение, он был подписан в конце 2011 года   
и сейчас выносится на ратификацию.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, вот в вашем докладе прозвучало, что вносятся       
некие корректировки, с тем чтобы на нерезидентов распространить ставку 13       
процентов. Насколько я понимаю, у нас законодательством уже предусмотрено       
применение ставки 13 процентов НДФЛ в отношении физических лиц, которые         
работают у тех, кто по патентам их нанимает, и высококвалифицированных          
специалистов. Предполагается расширить данную норму для рабочих-нерезидентов    
из Армении или это какие-то другие моменты? Вот уточните, пожалуйста.           
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Максим Станиславович, речь идёт вот о чём. Ставка 13 процентов    
у нас уплачивается с доходов, получаемых резидентами Российской Федерации.      
Резидентами Российской Федерации становятся лица вне зависимости от             
гражданства, которые прожили на территории России не менее чем сто              
восемьдесят три дня в течение двенадцати последовательных месяцев, однако для   
того, чтобы применять тринадцатипроцентную ставку, нужно, чтобы эти сто         
восемьдесят три дня прошли. Соглашение предусматривает, что если гражданин      
Армении, например, приезжая в Россию, заключает долгосрочный трудовой           
контракт, продолжительность которого больше ста восьмидесяти трёх дней, то 13   
процентов можно уплачивать начиная с этого момента, прямо с первого дня,        
когда он приступает к выполнению трудовых обязанностей. Это означает, что не    
нужно будет делать потом перерасчёт и возвращать суммы излишне уплаченного      
налога. Никаких последствий для бюджета нет, но процедура намного проще.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович.                          
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по                 
информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция            
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
У меня вопрос к Леониду Эдуардовичу Слуцкому. Леонид Эдуардович, скажите, а     
касается ли это лиц, имеющих два паспорта, то есть имеющих двойное              
гражданство? И вообще, как регулируется эта проблема? Соглашения о двойном      
гражданстве у нас с Арменией нет, но случаи, когда люди имеют два паспорта,     
есть. Как это вообще регулируется?                                              
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Алексей Валентинович, большое спасибо прежде всего за вопрос      
сам по себе. Армения - наш партнёр, с которым у нас теснейшие связи, в том      
числе по ОДКБ. Разумеется, вопрос гражданства - неизменно актуальный вопрос     
на последнем отрезке нашей общей новейшей истории. В данном случае речь идёт    
об избежании двойного налогообложения. Лица, которых, кстати, достаточно        
немного, имеющие два паспорта, тоже целиком подпадают под действие данного      
соглашения и данного протокола.                                                 
                                                                                
В целом вопрос двойного гражданства - это вопрос актуальный, но он не           
пересекается с проблематикой того законопроекта, который мы сегодня             
рассматриваем. Любые лица - граждане России и граждане Армении, имеющие один    
или два паспорта, безусловно, подпадают под действие соглашения и               
ратифицируемого протокола.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович.                               
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу. Вы заявили, что соглашение уже действует.   
Но вот я смотрю пояснительную записку - здесь сказано, что некоторое снижение   
поступлений в российскую бюджетную систему в связи с внесением в соглашение     
вышеупомянутых изменений может быть компенсировано за счёт выявления            
дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты посредством     
повышения эффективности обмена налоговой информацией. Изменения в соглашение    
вносятся, осуществляются в пользу бюджета Армении. Вы всё-таки поподробнее      
остановитесь на том, как оно действует с 96-го года и почему с 96-го года       
происходило фактически двойное налогообложение граждан.                         
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос, Владимир Иванович, на самом деле двойного      
налогообложения граждан не происходило. Речь идёт об уточнении нескольких       
формулировок и правил, которые будут применяться после того, как будет          
ратифицирован этот протокол. Изменения, как я уже говорил, коснулись двух       
моментов, когда это может иметь значение для уплаты денег в тот или иной        
бюджет: это доходы в виде процентов и доходы в виде дивидендов. По              
действующему соглашению доходы в виде процентов, которые выплачиваются из       
одного государства в другое государство, подлежат налогообложению только в      
другом государстве и, соответственно, не облагаются налогом в первом. По        
просьбе армянской стороны мы скорректировали эту ситуацию и разрешили           
облагать налогом доходы в виде процентов как одному, так и другому              
государству. При этом то государство, в котором возникают эти проценты,         
облагает доходы по ставке не больше 10 процентов, а остальную часть             
недобранных налогов берёт уже другое государство. Это правило не будет          
распространяться на те доходы в виде процентов, которые возникают в             
результате предоставления государственных займов, или займов, которые           
предоставляются со стороны центрального банка одного государства другому        
государству. Поскольку объём кредитов, которые выдаются из России в Армению,    
потенциально больше, чем объём кредитов, выплачиваемых в другую сторону, это    
может означать, что некоторая часть налогов, которые идут в российский          
бюджет, будет поступать в бюджет Армении. С другой стороны, мы уточнили         
норму, которая касается дивидендов, и, соответственно, получили больше          
возможностей для того, чтобы дивиденды облагались налогами в пользу             
Российской Федерации, потому что тех российских компаний, которые учреждают     
дочерние компании в Армении, очевидно, будет больше, чем наоборот.              
                                                                                
На наш взгляд, эти нормы практически компенсируют друг друга, но даже если по   
процентам будет у нас некоторый перекос, то в этом случае (мы прямо говорим     
об этом) те нормы, которые касаются улучшения администрирования,                
прозрачности, способны привести к тому, что эти потери будут компенсированы     
полностью.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по этому вопросу? Есть.                              
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста.                                    
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, на самом деле все соглашения, которые у    
нас тут поназаключали с различными компаниями, нуждаются в серьёзнейшем         
пересмотре, и в первую очередь те соглашения, которые у нас заключены с         
оффшорными юрисдикциями. Я думаю, что в ближайшее время это будет               
происходить.                                                                    
                                                                                
Что касается этого соглашения, на мой взгляд, там есть некие противоречия с     
уже внесённым правительством законопроектом о противодействии финансовым        
операциям, направленным на отмывание... последние четыре цифры в его номере -   
6666. Вот, наверное, надо бы как-то его соотнести со всеми этими нормами,       
потому что там предусмотрен целый пакет норм по урегулированию этих             
отношений, чтобы соглашение не вступало с ним в противоречие.                   
                                                                                
Второе, мне не понравился ответ Сергея Дмитриевича на вопрос о том, что         
сегодня в случае заключения контракта на длительный срок, то есть на срок       
более ста восьмидесяти дней, доходы работников-нерезидентов будут облагаться    
налогом по тринадцатипроцентной ставке. С учётом этого мы им облегчим жизнь и   
усложним жизнь нашим субъектам. Все гастарбайтеры - резиденты Армении теперь    
будут заключать договора исключительно на срок более ста восьмидесяти дней и,   
проработав двадцать, тридцать или шестьдесят дней и заплатив налоги,            
совершенно спокойно будут уезжать обратно к себе в страну. Какие механизмы по   
взысканию недобранных средств, не уплаченных в бюджет, предусматриваются        
настоящим соглашением? Я думаю, вряд ли какие-то предусматриваются. А НДФЛ -    
это основной источник пополнения региональных бюджетов. В некоторых субъектах   
количество нерезидентов из Армении, наверное, составляет серьёзную цифру,       
поэтому считаю, что упрощение для нерезидентов условий налогообложения влечёт   
за собой выпадающие доходы в целом ряде субъектов.                              
                                                                                
Мы не можем ратифицировать настоящий протокол и, соответственно, не можем       
принять данные изменения в ныне действующее соглашение, потому что              
финансово-экономического обоснования в части выпадающих доходов по              
консолидированным бюджетам нам не представлено, - это в соответствии с нашим    
Регламентом. Конечно, Государственная Дума может принять любое решение, но в    
этом случае мы создадим прецедент, приняв законопроект, который                 
предусматривает выпадающие доходы, без соответствующего                         
финансово-экономического обоснования. Считаю, что Государственная Дума должна   
рекомендовать Правительству Российской Федерации доработать настоящий           
законопроект, представить к нему финансово-экономическое обоснование. Мы        
слишком много социальных обязательств перевели... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
САБЛИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект     
по следующим причинам.                                                          
                                                                                
Во-первых, мы должны чётко понимать, что Армения - наш стратегический партнёр   
в Закавказье, и если не будем мы работать с Арменией, как, впрочем, со          
многими другими республиками, а свято место пусто не бывает, то будут           
работать, будут влиять другие государства, и в конечном итоге для нас,          
конечно, это будет значительно дороже.                                          
                                                                                
Во-вторых, этот протокол, протокол к данному соглашению, детализирует           
взаимоотношения Российской Федерации и Армении, он делает их более              
прозрачными и понятными. Конечно, хотелось бы, чтобы мы впредь немецкое слово   
"гастарбайтер" не употребляли - это не армянское слово - и стремились к тому,   
чтобы углублять наши товарищеские, братские отношения с армянской стороной.     
                                                                                
В-третьих, конечно, выпадающие доходы крайне сложно подсчитать сегодня,         
расчётов нет, потому что предсказать, как будут работать представители          
российской стороны на территории Армении или армянские нерезиденты на           
территории Российской Федерации, сколько будут работать, практически            
невозможно.                                                                     
                                                                                
Ну и последнее, что я хотел бы отметить: всё-таки Армения ратифицировала        
данный протокол.                                                                
                                                                                
Повторю ещё раз: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает ратифицировать данный       
протокол, принять данный федеральный закон.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста.                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, ратификация протокола о внесении            
изменений в соглашение между правительствами России и Армении об устранении     
двойного налогообложения очень важна, и я думаю, что большинство коллег,        
присутствующих здесь, поддерживают саму идею и соглашения, и протокола и        
поддерживают курс на улучшение отношений с Арменией, важнейшим союзником        
России, с народом, который традиционно имеет близкие и очень глубокие связи с   
Российским государством в целом, начиная ещё с Российской Империи.              
                                                                                
Но, мне кажется, подобная ратификация, особенно с государствами на              
пространстве СНГ, да, собственно говоря, и с другими государствами,             
заставляет нас задуматься о гражданах с двумя паспортами, имеющих двойное       
гражданство. Проблема накапливается последние двадцать лет. Надо сказать, что   
в законодательном смысле этот вопрос практически не отрегулирован и все         
попытки каким-то образом подойти к его решению (в том числе и я предпринимал    
их и семь, и шесть лет назад), в общем, заканчивались ничем. Пока у нас         
действует, насколько мне известно, только договор с Таджикистаном о двойном     
гражданстве, о лицах, имеющих двойное гражданство. Подобные договоры, о         
статусе людей, имеющих двойное гражданство, должны быть заключены с десятками   
государств, включая в том числе и Армению. К слову сказать, в большинстве       
стран Содружества Независимых Государств двойное гражданство запрещено, но      
Россия - либеральное государство, и у нас это возможно, у нас нет запрета на    
двойное гражданство и, я думаю, никогда не будет. Тем не менее нужно            
отрегулировать статус, в том числе и вопросы налогообложения, вопросы службы    
в армии, вопросы избирательных прав, - это всё существенные вещи на самом       
деле, не касаясь их, не обсуждая их с соответствующими государствами, сложно    
решать какие-то вопросы. Только с Таджикистаном у нас есть такое соглашение,    
а с другими странами нет. В этом смысле мне интересен ответ Леонида             
Эдуардовича Слуцкого - председателя комитета по делам Содружества и связям с    
соотечественниками. Я так понимаю, что, возможно, наш... (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у представителей президента и правительства? Нет.     
                                                                                
Выносим на "час голосования". Спасибо.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4490 по 4508 из 5317
Пункт 4, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении         
изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на     
доходы и имущество...".                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.