Заседание № 243
06.07.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 155219-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2172 по 2274 из 7425
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект, который предлагается вашему вниманию, был принят в первом чтении 12 мая 2009 года. Это законопроект пакетный, он идёт вместе с законом, который уже сегодня принят, это Федеральный закон № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". При первом чтении в этом законопроекте, который мы сегодня рассматриваем, содержалось четыре поправки в четыре закона: в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка...", Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". С 2009 года при комитете работала межведомственная рабочая группа с участием представителей всех министерств. После окончательного принятия базового закона мы получили возможность доработать и данный законопроект. Поступило двадцать девять поправок, из них двадцать четыре включены в таблицу поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию, пять - в таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Какие основные изменения претерпел законопроект ко второму чтению? Во-первых, появилась новая статья, это поправки в Закон "О средствах массовой информации", безусловно, связанные с базовым законом. Предусматривается введение правил распространения периодических печатных изданий, если нарушаются требования федерального закона о защите детей от вредной информации. Если имеют место такие факты, может быть прекращено распространение на основании заявления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего надзор за соблюдением данного законодательства. Кроме того, предусматривается, что теперь в выходных данных периодического издания, если оно касается детей, будет указываться возрастной знак. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к поправкам, Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е. Б. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит двадцать четыре поправки. Есть ли замечания по ним? Есть ли необходимость обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 34 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит пять поправок. Есть ли необходимость их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица 2 - поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 05 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принято. И дополнительно розданная поправка депутата Карпович Натальи Николаевны. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, скажите. МИЗУЛИНА Е. Б. Это не дополнительная поправка, Борис Вячеславович, это 24-я поправка из таблицы 1, таблицы принятых. Там просто техническая... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, то есть та поправка, которая дополнительно роздана, она уже вошла в перечень таблицы 1. Елена Борисовна, после принятия во втором чтении вы нам предложите принять его и в третьем. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели законопроект, выносим 10-й вопрос на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы ещё во втором чтении не приняли, Нина Александровна. Присаживайтесь.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6267 по 6363 из 7425
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", второе чтение. Голосуйте, тем более что я один из авторов. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 26 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принято. Законопроект готов к третьему чтению. Есть замечания? Ставлю на голосование в третьем чтении... Остановите голосование. По мотивам - Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я затрудняюсь назвать какой-либо закон, на который был бы такой социальный заказ, как на закон о защите детей от средств массовой информации. Достаточно назвать правоприменителей, родителей, самих детей и даже журналистское сообщество, которое поменяло свою позицию за годы работы над этим законопроектом. Достаточно сравнить два события, Олег Викторович, наверное, одно из них вы помните, потому что сами были организатором тут журналистов, когда они подписывали хартию журналистскую, говоря о том, что саморегулирующее сообщество журналистское само решит проблемы. А теперь мы читаем открытые письма Минкина в газете "Московский комсомолец", и он говорит о том, что депутаты вообще не имеют политической воли, не понимают, чего нужно сегодняшним детям, и если дальше они будут заигрывать с журналистами накануне выборов и относить вступление этого закона в силу на 2012 год, то производители продукции окончательно превратят наших детей в зомби. Потому что ещё ровно год, как предложили сегодня Елена Борисовна Мизулина и депутат Карпович, вот этот закон в силу не вступит. И ровно год производители будут изготавливать детские игры стоимостью от 30 до 60 рублей, доступные всем детям, их будут продавать в супермаркетах, и дети наши будут похожи на боевиков. Тогда не надо удивляться, почему взрослые боятся детей и убирают их с улиц. Мы уже меньше животных боимся, чем групп организованных подростков, которые выходят на улицы и создают "бригады". Так вот благодаря этому закону, оттого что мы сами дали послабление... Теперь уже почему-то ФАС и Минэкономразвития диктуют нам, какие и когда должны вступать в силу законы. Сколько можно идти на поводу у Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития? Ведь посмотрите, уступили в отношении рекламы: сначала отнесли её на 300 метров от учебных заведений, зданий и так далее, потом на 100 метров, а теперь вообще вывели рекламу из-под действия Закона "О средствах массовой информации". Что ещё надо? Согласились на то, чтобы произведения художественной литературы и иные произведения... Под словом "иные" хоть что понимай, печатай в том числе и порно, и какую угодно литературу. Мы боимся, что даже этот кастрированный закон сейчас вступит в силу - относим это на 2012 год! Голосуя за него, мы, по сути дела, оказываемся заложниками политического шантажа, потому что те же депутаты, авторы этих поправок, согласно которым закон вступает в силу с 2012 года, будут говорить: смотрите, коммунисты голосовали против защиты детей от средств массовой информации! Но закон-то вступит в силу в 2012 году, после выборов депутатов в Думу, после президентских выборов. Поэтому ещё раз говорю: мы проголосуем сегодня за этот законопроект, но пусть на совести тех депутатов, которые инициируют вступление в силу с 2012 года, будут, наверное, искалеченные судьбы и испорченное здоровье наших детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 01 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принимается законопроект в третьем чтении. По ведению - Мизулина Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Во-первых, Нина Александровна, не вводите в заблуждение депутатов: я не являюсь автором этой поправки. Во-вторых, не вводите в заблуждение депутатов, что это усечённый законопроект: это нормальный, хороший законопроект. Да, в нём есть часть норм, которые не могут быть введены с 1 сентября этого года, но есть нормы, которые могут быть введены. В этом моя принципиальная позиция. То, что вы не работали над этим законопроектом в нынешней Думе, - это правда. И вы просто обижены, что не работали... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Я вынужден остановить вас, потому что это не по ведению. Будем считать, что это справка.
Заседание № 101
24.06.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 155219-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9026 по 9514 из 9901
Мы с вами ещё поставили на дополнительное рассмотрение пункты 25 и 26. Проект федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Совет Государственной Думы принял решение вчера о том, чтобы рассмотреть эти законопроекты с одним докладчиком и содокладчиком, поэтому Надежда Васильевна Герасимова сейчас доложит оба законопроекта, а Елена Борисовна Мизулина от комитета сделает содоклад сразу по двум законопроектам. Пожалуйста, Надежда Васильевна. ГЕРАСИМОВА Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который направлен на реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере. Актуальность разработки и принятия данного закона обусловлена особой уязвимостью детей в условиях интенсивного развития новых информационных технологий. Законопроект носит межотраслевой характер и предназначен для единообразного комплексного правового регулирования отношений, связанных с защитой детей от любых видов информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, публично распространяемой на любых видах носителей, в том числе электронных. Сложившаяся к настоящему времени агрессивная информационная среда оказывает на несовершеннолетних растлевающее и психотравмирующее воздействие. Это подтверждается результатами многих социологических, криминологических исследований, в том числе опросов, проведённых в 2004-2008 годах Академией Генеральной прокуратуры России. Если в 2004 году на вопрос, считаете ли вы, что кинофильмы и телевизионные передачи, изображающие насилие, жестокость, преступность, способствуют привыканию к преступности и антиобщественному поведению, положительно ответили 34 процента опрошенных студентов, то в 2008 году - уже 67 процентов из них. Из числа опрошенных в прошлом году старшеклассников каждый второй заявил, что подобные фильмы и телепередачи порождают злость, раздражение, агрессивность, способствуют привыканию к преступности и антиобщественному поведению, побуждают к насилию, жестокости в отношениях с окружающими, способствуют совершению подростками преступлений. От 30 до 40 процентов школьников считают, что такая информация вызывает ощущение страха и незащищённости перед преступностью, служит образцом для подражания, формирует готовность к совершению преступлений. Выявлено нарушение прав несовершеннолетних при размещении рекламы, реализации ауди- и видеопроизведений, журналов эротического и порнографического содержания. Нарушается запрет на пропаганду наркотических средств, нарушаются нормативы при предоставлении детям услуг доступа к сети Интернет в компьютерных клубах, интернет-кафе. Кроме того, недостаточно обеспечена безопасность детской игровой среды. Сложившемуся положению способствуют и существенные пробелы в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых гарантий обеспечения защиты нравственности и здоровья детей при обороте информационной продукции. В России, в отличие от многих стран мира, отсутствует комплексный федеральный закон. Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные несовершеннолетними информационные продукты: компьютерные и электронные игры, публичные зрелищные мероприятия. Законодательно не закреплены специальные требования к содержанию печатной, аудио-, видеопродукции, предназначенной для разных возрастных групп детей с учётом их психофизиологических особенностей и опасности. Предлагаемый сегодня законопроект опирается на общепризнанные международные правовые и конституционные принципы, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты прав детей. При подготовке законопроекта были учтены международные стандарты обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, учтены практика Европейского Суда по правам человека и современный зарубежный опыт законодательства, который предусматривает даже уголовную ответственность за распространение среди детей вредной для них информации. В основу законопроекта положен конституционный принцип признания приоритета охраны прав и законных интересов ребёнка. Законопроект не предусматривает предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами, государственными органами или организациями. Законопроект не регулирует отношения, связанные с оборотом информационной продукции, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено другими федеральными законами. Законопроект закрепляет определение базовых, ключевых понятий в сфере информационной безопасности детей, позволяющих максимально сузить сферу субъективного и произвольного толкования норм закона при его применении. Он устанавливает дифференцированный правовой режим оборота двух видов причиняющей вред здоровью и развитию детей информации: оборот которой запрещён среди детей (полный перечень указан в предлагаемом законопроекте), а также ограничен законом среди несовершеннолетних определённых возрастных групп. Законопроект состоит из шести глав и двадцати пяти статей. В нём определены возрастная квалификация информационной продукции и порядок её осуществления; требования к обороту информационной продукции в соответствии с возрастными категориями; общие требования к экспертизе информационной продукции; органы государственной власти, которые осуществляют полномочия по надзору и контролю за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью. Также вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Его принятие обусловлено необходимостью реализации мер, заложенных в законопроекте, о котором я сейчас говорила. Предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и три федеральных закона: "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", "О рекламе" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Законопроектом устанавливаются дополнительные гарантии информационной безопасности несовершеннолетних при распространении рекламы, в частности, вводится запрет на её размещение в учебной литературе и учебных пособиях, устанавливается сокращённый режим распространения рекламы в детских и образовательных телепередачах и радиопередачах, увеличивается расстояние, в пределах которого не должна размещаться реклама алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий, курительных принадлежностей вблизи детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных и других социально-культурных учреждений. Законопроект предусматривает принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по защите ребёнка от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой форме, в том числе в форме пропаганды. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новыми четырьмя статьями, которыми устанавливаются новые составы административных правонарушений и меры административного наказания граждан, юридических лиц и родителей. Принятие рассматриваемого законопроекта усилит защиту прав ребёнка на охрану физического и психического здоровья, духовного и нравственного развития, охрану семьи, будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании детей и их защите от негативной информации, а также предупреждению антиобщественного поведения несовершеннолетних. Уважаемые депутаты, предложенные к рассмотрению законопроекты поддержаны с замечаниями, которые будут учтены ко второму чтению, ГПУ Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, пятью комитетами Государственной Думы: Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом по делам молодёжи, Комитетом по охране здоровья, Комитетом по культуре, Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи, Общественной палатой Российской Федерации, семьюдесятью восемью субъектами Российской Федерации. В разработке приняли участие тридцать четыре эксперта и специалиста, учтены замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Законопроекты не требуют финансовых затрат. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать законопроекты в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Пока присаживайтесь. Содоклад от Комитета по вопросам семьи, женщин и детей сделает председатель комитета Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я постараюсь очень коротко, потому что я понимаю, что все устали. Уважаемые коллеги, работа над этим законопроектом в комитете длится уже десять лет. Впервые ровно десять лет назад были проведены парламентские слушания, когда обсуждался вопрос о необходимости разработки данного законопроекта. Комитет Государственной Думы предыдущего созыва в 2005 году провёл парламентские слушания, на которых был представлен первый вариант такого законопроекта. И тогда же была создана рабочая группа, которую возглавила Нина Александровна Останина. Эта группа подготовила оба законопроекта уже для Государственной Думы нынешнего созыва. В апреле прошлого года наш комитет продолжил работу, был создан большой экспертный совет из тридцати четырёх человек, который к концу прошлого года завершил согласования по данному законопроекту. И сегодня мы вам представили именно пакет из двух законопроектов. Один из них основной, о нём очень подробно рассказала Надежда Васильевна. Второй предлагает поправки в четыре закона пока, но вы понимаете, что пакетный принцип состоит в том, что то, что ко второму чтению останется в основном законопроекте, соответственно будет внесено в законопроект о внесении изменений в действующее федеральное законодательство, чтобы устранить противоречия. Я обращу ваше внимание, может быть, только на один момент, чтобы быть краткой и предотвратить возможные недоразумения, связанные с разговорами, которые вокруг этого законопроекта ходили. Несколько вариантов за десять лет предлагались, как оценивать продукцию с точки зрения нанесения вреда детям. Предлагалось создать совет по нравственности или какой-то экспертный совет, но это не очень хороший принцип, это обычно очень коррупционноёмкая структура. Предлагался вариант обязательной экспертизы всей продукции, но это нереально, потому что где же взять такое количество экспертов? Кроме того, это очень дорого, фактически это нанесло бы очень большой вред развитию информационного пространства и просто нереально, это абсурдно. Принцип, который заложен в законопроекте и о котором сказала Надежда Васильевна, предлагается осуществлять в соответствии с критериями применительно к шести возрастным группам детей, а они разработаны в соответствии с педагогическими, социологическими, психическими и медицинскими рекомендациями, которые дали наши эксперты в экспертном совете. Предлагаются критерии оценки той или иной информационной продукции, а осуществлять эту оценку будет собственник информационной продукции, производитель её либо распространитель. В соответствии с этими критериями и надо маркировать, выставлять знаки возрастной классификации, но не на всю продукцию, опять же. Например, на рекламу не будет выставляться знак возрастной классификации, хотя реклама не должна содержать информацию сексуального или порнографического характера, на художественную литературу тоже не будет выставляться знак возрастной классификации. Что касается телепродукции. Здесь будут специальные сигналы, специальные знаки, они расписаны в данном законопроекте, и, соответственно, с ними тоже можно ознакомиться. Вы, я думаю, будете иметь возможность, если сегодня поддержите, ко второму чтению внимательно посмотреть, каким образом будут вноситься предупреждения для родителей и педагогов относительно того, какая информация, или информационная продукция, детям не рекомендуется. То есть здесь заложен принцип порядочности, презумпции порядочности производителя и распространителя. Но второй законопроект, который связан с поправками в действующее законодательство и вводит несколько новых составов административных правонарушений, предполагает следующее: если обнаружится, что вы распространяете продукцию, которая запрещена для детей, либо неправильно её классифицировали, неправильно определили знак возрастной классификации и распространяете среди той возрастной группы, где она не рекомендуется, то в этом случае при наличии экспертного заключения - а экспертное заключение могут дать органы, осуществляющие надзор или контроль за этой информационной продукцией в разных сферах (например, в Министерстве культуры это надзор за кинопродукцией), и это всё в законопроекте тоже расписано - можно инициировать обращение в суд, с тем чтобы привлечь к административной ответственности и, скажем так, ограничить, запретить или изъять из оборота продукцию, которая распространяется в нарушение установленных данным законом правил. В любом случае это упорядочение процедуры распространения информации, это её прозрачность, это возможность оградить наших детей от хаотичного потока информации со страниц печатных изданий, и в том числе периодических, по телевидению и радио, в Интернете, который сегодня фактически выливается на наших детей. Это давно надо было сделать, и не случайно десять лет пытались разработать этот законопроект и работали над ним, но вот сегодня итог предложен, получено согласование. Мы бы очень просили поддержать эти законопроекты, и наш комитет обещает, что ко второму чтению мы в максимальной степени учтём все замечания, которые будут высказаны и которые уже, кстати, поступили. Спасибо за внимание. Я готова ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Запишитесь, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. А второй законопроект вы сегодня будете докладывать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А их уже вместе доложили, Николай Васильевич. Покажите, пожалуйста, список: шесть человек. ИЗ ЗАЛА. По одному от фракции! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции. Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста, от фракции ЛДПР. ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к обоим докладчикам. Не так давно по инициативе президента мы приняли закон, который ввёл так называемый в народе "комендантский час", согласно которому после 22 часов дети должны сидеть дома. Сейчас мы, скорее всего, примем законопроект, согласно которому детям, видимо, нельзя будет смотреть телепередачи, пользоваться Интернетом и читать книги, если в них содержится информация, которая может причинить вред их здоровью. Мы согласны, что какие-то из этих мер действительно должны быть приняты, потому что эта проблема назрела. Но что вы предлагаете взамен? Что детям делать после школы? Кружков нет, секций нет, спорта нет. Если Юрий Михайлович не обеспечит всю страну ракетками для игры в большой теннис, то что же делать детям - просто сидеть дома под крылом у родителей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Елене Борисовне, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Игорь Владимирович, ну вы же не первый год в Государственной Думе и знаете, что одним законом абсолютно все проблемы не решишь. Этот законопроект направлен только на то, чтобы информационное пространство, в котором растёт и формируется ребёнок, было для него безопасным. Посмотрите законопроект. Если вы что-то посчитаете избыточным, мы будем обсуждать ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция КПРФ, кто задаёт вопрос? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые докладчики, вот мне такой наивный вопрос задали депутаты из Московской городской Думы. Они пытались по суду закрыть передачу "Дом-2". Вы знаете, что результат был отрицательным. Они меня просили, чтобы я спросил у милых докладчиц, какой статьёй этого закона в случае его принятия следователь сможет воспользоваться, чтобы всё-таки вот эту богадельню закрыть. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я вам сразу скажу, что я ни разу не видела передачу "Дом-2", мне просто неинтересно. Поэтому я не смогу оценить с точки зрения того, под какие критерии подпадает эта передача и на какую, соответственно, возрастную группу она рассчитана. В данном случае... Вот смотрите, если бы действовал сейчас этот закон, то те, кто эту передачу выпускает, должны были бы определить возрастную классификацию этой передачи и выпускать её с обязательным сигналом, который размещается в определённом углу (у нас здесь об этом написано) перед началом передачи. Видимо, она могла бы идти с 23 часов до шести утра, если судить по публикациям (я сама не могу вам сказать, не знаю), и сопровождаться вот этими звуковыми сигналами. И любое другое распространение этой информации послужило бы причиной для того, чтобы органы надзора, в данном случае министерство Щёголева и его службы или неправительственные организации, могли обратиться за получением экспертного заключения. Экспертное заключение обязательно в этом случае должно быть представлено по поводу передачи "Дом-2", чтобы можно было обратиться в суд. И если суд признает, что действительно не соответствует данному закону и порядку распространение этой информации, то тогда можно будет привлечь к административной ответственности и запретить, или ограничить, или ещё что-то... обязать соблюдать данный закон. Сейчас такого закона нет, и поэтому естественно, что, так сказать, очень много усмотрения было в суде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если мне позволят мои коллеги, я тоже хотела бы задать вопрос. Елена Борисовна, вы сказали, что прошло очень много времени, почти десять лет, прежде чем эти два законопроекта появились. Как вы думаете, сколько пройдёт времени до подписи президента под этими законами? МИЗУЛИНА Е. Б. Любовь Константиновна, благодаря тому, что поддержали девять министерств, и благодаря авторскому составу (фактически все фракции Государственной Думы, большинство авторов представляют большинство Государственной Думы), я очень надеюсь, что мы сможем сделать это до конца года, во всяком случае, то, что зависит от нашего комитета и Надежды Васильевны - она курирует наш комитет, - мы сделаем всё, чтобы эти поправки максимально подготовить и принять в осеннюю сессию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить, уважаемые коллеги? Останина Нина Александровна и от ЛДПР Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, буквально вчера меня попросили прокомментировать этот законопроект журналисты Би-би-си, и главный вопрос, который они задали: вообще будут ли лишать лицензий телеканалы, которые пропагандируют секс, порно, жестокость, насилие? То есть то, о чём говорил сегодня мой коллега Николай Васильевич, от чего мы хотим защитить наших детей этим законом. Я ответила: нет. Они спросили: а какой размер штрафа? Ну, он смехотворный: для физических лиц - от 1,5 до 5 тысяч рублей, а для юридических - 30-50 тысяч рублей или конфискация оборудования на срок от шестидесяти до девяноста дней. Понятно, что никого сильно это не напугало, поэтому я думаю, что сегодня в связи с принятием этого законопроекта можно поздравить наших журналистов - они и дальше будут жить спокойно, я имею в виду недобросовестные, конечно, средства массовой информации. О том, что закон нужен, убеждать в этом зале никого не надо, кроме, конечно, Валерия Комиссарова, которого и сейчас нет, потому что он считает, что всё может сделать саморегулируемое журналистское сообщество, и даже хартию подписал в 2005 году, только от этого ничего не изменилось. Вопрос в том, какой закон нам нужен. Нужен закон, который бы делал производство и распространение такого рода продукции невыгодным для производителей и распространителей. И санкции должны быть настолько жёсткими, чтобы из страха потерять средство массовой информации просто никому не повадно было пропагандировать секс, жестокость и насилие. Елена Борисовна сказала, что закон действительно уже десять лет разрабатывается в Думе, только судьба у него примерно такая, как описала Оксана Генриховна: другие авторы появились - спасибо, Елена Борисовна, что вспомнили меня сегодня, только мне пришлось коленопреклонённо просить каждого из новых высокопоставленных авторов, чтобы в авторский коллектив включили руководителя рабочей группы. К сожалению, пострадал не только состав авторского коллектива, но и, главное, содержание закона. Получилось так, что в данном случае, как говорится, вместе с водой ребёнка выплеснули. Вот Елена Борисовна уже сказала, что основное базовое положение прежнего закона - о создании единого координирующего органа - было отвергнуто новым авторским коллективом. И что теперь, куда теперь, к какому полномочному органу обращаться? Здесь и минкульт, и минобразования, и минздрав. Куда обращаться, когда нарушаются права детей с точки зрения защиты их от подобной информации? А что касается мер, о которых я говорила, ну что же, я думаю, что, действительно, сильно не пострадает ни "Первый канал", куда сейчас перебралась Ксюша Собчак и хозяйкой которого является, ни другие распространители подобного рода продукции. Вызывает вопросы также и состав экспертной группы, потому что никаких санкций к экспертам за недобросовестные заключения, по сути дела, не предусматривается. Поэтому, Елена Борисовна, я бы поспорила с вами, когда вы сказали, что в основе закона должна лежать презумпция порядочности, - не презумпция порядочности, а неотвратимость наказания... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я постараюсь коротко. Фракция ЛДПР безусловно поддержит эти законопроекты, конечно, принять можно любой законопроект, только вот, как говорили классики, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Вы прекрасно помните, что мы приняли закон, запрещающий распивать пиво в общественных местах. Работает? Нет, не работает. У нас в законе записано, что дети должны заботиться о своих престарелых родителях. Работает? Тоже не всегда работает. Всё почему? Потому что вот, например, с принятием данного закона, я представляю себе, какие тягомотные будут суды, где создатели, допустим, сериала, там, "Улицы разбитых фонарей", "Ментов", будут доказывать, что этот сериал воспитывает в детях мужество, отвагу, порядочность и так далее, и тому подобное. В то же самое время любой психолог вам скажет, что, поглядев на весь этот мордобой, который на экране происходит, убийства и так далее... Вы заметьте, уже ведь вот все эти сообщения о том, что где-то разбились, погибли люди, воспринимаются так, мимоходом, абсолютно не обращает никто на это внимание, тем более дети. И, причём, заметьте, в мире существует огромное количество передач про природу, про путешествия, на другую подобную тематику. Они интересные, ведь их даже на спутник загоняют, и практически без рекламы там обходятся, то есть у этой категории программ есть свои потребители. То, что происходит сейчас у нас в средствах массовой информации, извините, иначе, как натуральным растлением нашего народа, не назовёшь. И сейчас от чего страдают, кстати, все патриархальные общества, те же самые мусульманские? Там точно так же внедряется вся эта поп-культура: что можно не слушаться старших, можно выпивать, можно употреблять наркотики. Это такая лёгкая жизнь, которая является стереотипом Запада. Она туда внедряется, оттуда всякие волнения и идут. Поэтому данные законы, к сожалению, как не работали, так и работать не будут. Вы вспомните, в прошлом созыве, когда у нас здесь был заместитель министра внутренних дел, я спрашивал, как обстоит дело с распространением порнографии на вокзалах. Ну, провели рейд. Ну и что? Продавалась и продаётся дальше. На вопрос, заданный милиции: почему вы не принимаете меры, они говорят: слушайте, это такая тягомотина - надо купить эту кассету, составить акт, отдать на экспертизу, а к какому выводу придёт экспертиза, ещё не известно. Хотя даже по одной наклейке на этой кассете - тут даже и к бабке не ходи - ясно, что это такое. Уважаемые коллеги, ещё раз повторяю, мы, конечно, можем принять любой закон, но сделать так, чтобы это было невыгодно, вот как нам коллега сейчас говорила, - этого никогда не будет. К сожалению, подглядывать в замочную скважину - все эти низменные инстинкты, так скажем, в природе человеческой, есть у нас от Бога, а есть от животного. Поэтому нужно, как ни крути, сделать так, чтобы государство было заинтересовано в том, чтобы его граждане больше любили сериалы, например, про путешествия, научно-популярные передачи, а не вот ту лабуду, которую нам показывают. Мы поддерживаем, но работать он не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - депутат Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, комитет по спорту просит вас 7-ой вопрос... ровно одна минута нужна будет. Прошу поддержать. (Шум в зале.) Одна минута, ровно одна минута, поддержите спортсменов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у меня есть компромиссное решение: если депутат Гильмутдинов в одну минуту не укладывается, то закон автоматически переносится на пятницу. Согласны? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. У представителей правительства и президента есть желание высказаться по данному законопроекту? Нет. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 25? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 13 мин. 44 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0% Результат: принято Принято. Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект, связанный с предыдущим, - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 26? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, вообще уже и повестку на пятницу начнём рассматривать, чего там? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 14 мин. 19 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.