Заседание № 201

21.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1522 по 1672 из 9431
5-й вопрос. О проекте федерального закона "О защите детей от информации,        
причиняющей вред их здоровью и развитию". Доклад председателя Комитета по       
вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение          
выносится законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их       
здоровью и развитию".                                                           
                                                                                
Комитет просит вернуться к рассмотрению этого законопроекта во втором чтении    
и выносит на рассмотрение Государственной Думы таблицу поправок,                
рекомендуемых к принятию. В эту таблицу включена сорок одна поправка.           
Необходимость возврата ко второму чтению обусловлена тем, что после принятия    
законопроекта во втором чтении... А я напомню, что от имени комитета мы         
обещали: если выявятся внутренние противоречия или какие-то пробелы в этом      
законопроекте, мы обязательно добросовестно предложим Государственной Думе      
возвратиться к рассмотрению его во втором чтении.                               
                                                                                
Так вот, после принятия законопроекта во втором чтении выяснилось, что,         
изменив, например, время трансляции по телевидению передач, которые содержат    
информацию, не рекомендуемую к просмотру детям, мы попали в своеобразный        
коллапс: если бы мы сегодня не предложили поправки в статью 13 данного          
законопроекта, то получилось бы, что до 22 часов нельзя распространять,         
например, порнографию, а после 22.00 можно. Поэтому естественно, что            
взаимосвязанные поправки 26 и 32 связаны с необходимостью устранить такое       
противоречие и обезопасить наших детей, чтобы само принятие закона не могло     
рассматриваться как некая легализация распространения порнографии в России.     
                                                                                
Вторая группа поправок, которые подготовлены нами в рамках согласования         
позиций с Правительством Российской Федерации, - это поправки, связанные с      
тем, кто будет надзирать. Я напомню, что во втором чтении в июне мы             
согласились с вариантом четырёх надзирающих органов в зависимости от вида       
продукции: применительно к тому, что распространяется посредством               
телевидения, радио, Интернета, - Минкомсвязи, то, что касается кино- и          
видеопродукции, - Министерство культуры, то, что касается продукции,            
распространяемой в образовательных учреждениях, - министерство образования, и   
Роспотребнадзор осуществляет надзор в части соблюдения прав граждан. Сегодня    
мы предлагаем другой вариант (это совокупность поправок 9, 11, 12, 34, 35,      
37, 38 и 39), когда один орган будет осуществлять надзор за исполнением         
законодательства о защите детей от информации, - уполномоченный                 
Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.    
Соответственно, наверное, это правильный подход.                                
                                                                                
Третья группа поправок, которые согласованы нами в рамках проведения            
консультаций с правительством, связана с проведением экспертизы. Я напомню,     
что порядок проведения экспертизы информационной продукции, за который мы       
проголосовали, состоял в том, что эксперты и экспертные учреждения будут        
проводить экспертизу, если с инициативой её проведения выступают орган          
надзирающий (направляет обращение), общественная организация, гражданин,        
которые в этом случае должны будут за свой счёт оплатить эту экспертизу.        
Перечень экспертных учреждений должно было утверждать правительство. Сегодня    
предлагается другой вариант, он, на взгляд комитета, лучше, потому что этот     
вариант практически устраняет возможность коррупции в этой сфере. Направлять    
на экспертизу будет только орган надзирающий, но общественные организации,      
граждане могут к нему обращаться. Экспертиза будет осуществляться экспертными   
организациями и экспертами, которые будут проходить аккредитацию, то есть       
так, как сегодня проходят аккредитацию все другие экспертные организации,       
осуществляющие экспертизу в других сферах.                                      
                                                                                
Ну и последняя группа содержательных поправок. Здесь одна поправка, она         
касается вступления в силу настоящего закона. Этот срок был предусмотрен - и    
мы проголосовали во втором чтении - с 1 сентября 2011 года. С правительством    
согласовали небольшую отсрочку по введению в действие - с 1 сентября 2012       
года. В частности, это связано с тем, что после принятия данного закона мы с    
вами должны будем принять ещё закон, которым вносятся поправки в ряд других     
федеральных законов, а правительство должно подготовить подзаконные акты,       
которые касаются того, как будет размещаться знак информационной продукции,     
какого цвета, какого размера, на печатной продукции, на сайте в Интернете, на   
экране телевизора. То есть вот эти моменты технические тоже потребуют           
времени.                                                                        
                                                                                
Мы просили бы, уважаемые коллеги, поддержать рекомендации нашего комитета,      
проголосовать за этот законопроект и затем принять его ещё и в третьем          
чтении, поскольку проведены правовая, лингвистическая экспертизы, согласован    
текст, подготовлено постановление и для третьего чтения.                        
                                                                                
И, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты, от имени комитета я        
хотела бы высказать благодарность Анне Владиславовне Поповой, Елене Борисовне   
Абросимовой, которые очень серьёзно и неформально работали с этим               
законопроектом, и Ольге Валентиновне Пристанской, советнику уполномоченного     
по правам ребёнка в Российской Федерации.                                       
                                                                                
Комитет убеждён, что этот законопроект отвечает современным требованиям,        
фактически вводит в России, так сказать, создаёт дружественную среду по         
отношению к детям и предлагает родителям, вещателям, издателям стать            
партнёрами в том, чтобы обеспечить безопасную среду для детей с точки зрения    
поступающей к детям информации. Этот законопроект - подсказка для               
добросовестных родителей, с тем чтобы, ориентируясь на те знаки, которые        
будут размещаться на информационной продукции, предлагать её своим детям либо   
ограждать их от её поступления.                                                 
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, я не понял: мы во втором или в третьем чтении     
рассматриваем? Мы же должны были вернуть для начала во второе, наверное,        
потом только рассматривать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно, мы будем возвращать, а как же.                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А то уже доклад по второму чтению... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, предложение комитета - вернуть         
законопроект к процедуре второго чтения. Я его ставлю на голосование.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.20,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Обсуждаем таблицу поправок, здесь сорок одна поправка. Есть ли необходимость    
вынести какие-либо поправки на отдельное голосование? Нет.                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к         
принятию. Прошу голосовать.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я выношу проект федерального закона на "час голосования".    
Если есть необходимость кому-то выступить по мотивам, можно сейчас              
записаться. Селезнёв Валерий Сергеевич, Коломейцев Николай Васильевич - два     
человека. 5-й вопрос выносим на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7448 по 7574 из 9431
По пункту 5 Селезнёв выступает по мотивам.                                      
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, по пункту 5 сегодня мы скакали: сначала с     
третьего чтения на второе перескочили, во втором рассмотрели таблицы и опять    
вернулись очень быстро к третьему чтению. Вообще, сегодня такой вот             
удивительно скоростной день. Если какие-то вопросы, которые я буду сейчас       
поднимать, неактуальны, я буду очень рад этому, но должен сказать, что          
законопроект вызывает неудовлетворение по ряду вопросов.                        
                                                                                
Во-первых, остаётся непонятным, почему из-под действия закона выводится сфера   
рекламы. В рекламных роликах, все знают, часто присутствуют образы и            
стереотипы, которые даже взрослым противно смотреть. Там и сцены насилия, и     
грубая брань, и эпизоды откровенно эротического содержания. Достаточно          
напомнить рекламный ролик, в котором обезумевшая девица с огромной дубиной      
гонится за бедным поросёнком. Вот как дети к этому относятся, когда она этого   
поросёнка разбивает и потом, радостно сокрушив его на части, из него денежку    
достаёт для того, чтобы за что-то заплатить?                                    
                                                                                
Во-вторых, непонятно, в чьих интересах увеличен с шестидесяти до девяноста      
дней срок проведения экспертизы. Наверное, в интересах производителей           
сомнительной продукции, которые смогут продолжать гнать её на рынок целый       
квартал. Даже шестидесяти дней много для того, чтобы распознать порнографию     
или, скажем, присутствие в компьютерной игре сцен насилия.                      
                                                                                
В-третьих, и это, пожалуй, главное, о чём говорила уважаемая Елена Борисовна    
Мизулина, - это то, что недостаточно внятно прописаны механизмы контроля и      
надзора, проведения экспертизы: какой-то уполномоченный правительством орган.   
Что за орган, до сих пор неизвестно, насколько я понимаю. Закон должен иметь    
прямое действие и не отсылать за разъяснением к ключевым положениям других      
нормативных актов, а без этого механизма контроля, что является ключевой        
составляющей, закон не будет работать.                                          
                                                                                
Вот если эти, так сказать, недочёты законопроекта учтены каким-то образом, то   
фракция ЛДПР с удовольствием проголосует за этот нужный для защиты детей от     
информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию, законопроект.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина.                                         
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, проголосовав сегодня в третьем чтении за      
данный законопроект, - а наша фракция это сделает, - мы, к сожалению, не        
поставим точку в вопросе о защите детей, наших детей, от информации,            
причиняющей вред их здоровью, физическому и нравственному.                      
                                                                                
Я напомню, что работа над данным законопроектом проходила в течение             
двенадцати лет. К сожалению, не хватило двенадцати лет, чтобы, повторяю,        
сегодня поставить точку, по той простой причине, что нормы закона вступают в    
силу только с 1 сентября 2012 года. Поэтому правоприменители сейчас не          
получат в свои руки документ, который позволил бы им всё-таки разговаривать     
на языке закона с теми, кто пытается пропагандировать с помощью электронных     
носителей, печатной продукции жестокость, насилие, агрессию и порно.            
                                                                                
Но закон имеет свои плюсы. Замечательно, что впервые мы в соответствии с        
международным законодательством проводим, так сказать, водораздел между         
взрослым и детским временем, здорово, что мы впервые разработали                
классификацию в соответствии с возрастом, которая существует уже в              
международной практике. Кстати, это ни у кого вопросов не вызывает, и ничего    
нового мы здесь не придумали. Замечательно, что есть орган, с помощью           
которого можно дать экспертную оценку данной печатной продукции. Но плохо,      
что дан расширительный перечень печатной продукции, который включает в себя     
кроме литературы научной, учебной ещё и иную литературу, представляющую         
художественную ценность, это позволяет расширительно трактовать данное          
положение, позволяет включить сюда любую литературу, которую недобросовестный   
изготовитель захочет направить нашим детям.                                     
                                                                                
И я сожалею, что у нас получился такой законодательный разрыв. Дело в том,      
что этот законопроект не предполагает каких-либо норм, позволяющих наказывать   
недобросовестного изготовителя или пропагандиста продукции, в которой           
содержатся сцены жестокости или насилия. Почему-то этот законопроект не         
сопровождается поправками в соответствующие статьи Уголовного кодекса,          
Кодекса об административных правонарушениях. Почему такой законодательный       
разрыв у нас образовался? За то время, пока вступит в силу этот закон...        
                                                                                
К сожалению, не отдельные нормы законопроекта, а весь законопроект носит        
такой отлагательный характер. Пройдёт больше года, и я так полагаю, что сцены   
жестокости и насилия, которые продолжают транслироваться у нас по               
телевидению, вполне возможно, трансформируются, будем говорить, ещё не один     
раз на Тверской площади. В этой связи вызывает сожаление, что пошли на поводу   
у тех, кто... у того лобби, которое предложило отложить вступление этого        
закона в силу.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно ли я понимаю, что мы сейчас должны поставить    
на голосование сначала этот законопроект во втором чтении, поскольку мы         
возвращались к этой процедуре, да?                                              
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении законопроект о защите детей...         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет такой процедуры.                                
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона "О защите детей от       
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование этот законопроект в третьем чтении.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 169

11.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1655 по 1958 из 6493
Переходим к пункту 12 - проекту федерального закона "О защите детей от          
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Доклад председателя       
Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной.           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по вопросам семьи,       
женщин и детей предлагает вашему вниманию законопроект, который был принят в    
первом чтении 24 июня 2009 года. Сразу же после принятия данного                
законопроекта в первом чтении нашим комитетом была создана временная рабочая    
группа, в которую вошли сорок пять человек, в том числе пять представителей     
комитетов Государственной Думы: Комитета по культуре, Комитета по               
информационной политике, информационным технологиям и связи, Комитета по        
экономической политике и предпринимательству, Комитета по охране здоровья и     
Комитета по делам молодёжи. И мы хотим выразить им благодарность за             
конструктивную и содержательную работу. Кроме того, в состав этой группы        
вошли представители одиннадцати федеральных органов исполнительной власти, в    
сферу деятельности которых так или иначе входят вопросы, затрагиваемые в        
данном законопроекте, а также эксперты и специалисты Академии Генпрокуратуры,   
Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П.   
Сербского, НИИ МВД, Общественного совета Центрального федерального округа,      
Российской ассоциации электронных коммуникаций, Некоммерческого партнёрства     
поставщиков программных продуктов и горячих линий в Интернете РОЦИТ и           
"Дружественный Рунет".                                                          
                                                                                
На законопроект поступило сто тридцать три поправки, сто шесть из которых       
включены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, две поправки   
розданы отдельно, но их комитет тоже рекомендует к принятию, и двадцать пять    
поправок рекомендованы к отклонению. К числу поправок, которые рекомендуются    
к отклонению, относятся в основном технические поправки, связанные, например,   
с тем, на каком расстоянии от детского учреждения может продаваться та или      
иная печатная продукция, либо со временем распространения информации по         
телевидению и радио. Также в отклонённые попали поправки, которые относятся к   
тексту, исключённому при подготовке законопроекта ко второму чтению.            
                                                                                
Основной принцип, который заложен в этом законопроекте, изменениям не           
подвергся, а основной принцип, напоминаю вам, уважаемые коллеги, это            
саморегулирование. Если распространитель или производитель информации придёт    
к выводу, что в той информационной продукции, которую он распространяет, есть   
информация, вообще не рекомендуемая детям или не рекомендуемая детям какой-то   
определённой возрастной группы... То есть осуществление возрастной              
классификации, определение возрастной группы, категории информационной          
продукции осуществляет сам распространитель либо производитель.                 
                                                                                
И, как мы говорили вам при рассмотрении данного законопроекта в первом          
чтении, этот законопроект построен на принципе солидарности распространителей   
и производителей информационной продукции и родителей. Там, где действуют       
аналогичные законы, - в европейских странах, в Австралии, Канаде, Соединённых   
Штатах Америки - подавляющее большинство родителей очень благодарны за такого   
рода предложения.                                                               
                                                                                
Итак, какие предлагаются изменения по сравнению с первым чтением?               
Применительно к сфере действия закона. Мы вывели из-под действия этого закона   
отношения, связанные с распространением информационной продукции, содержащей    
статистическую информацию или иную информацию, не причиняющую вреда здоровью    
и развитию детей, то есть перечень открытый: оценивать, есть информация,        
причиняющая вред здоровью или развитию детей, или нет, будет производитель      
или распространитель.                                                           
                                                                                
Мы вывели из-под действия этого закона отношения, связанные с рекламой.         
Обращаю специально на это внимание, потому что именно в этой части              
законопроект был предметом больших споров. Реклама не поддаётся возрастной      
классификации. Вся реклама, которая распространяется открыто в доступных для    
детей местах, должна относиться к так называемой универсальной категории, то    
есть быть безвредной для детей. У нас в комитете есть письмо от руководителя    
Федеральной антимонопольной службы, который подтверждает, что приведение        
рекламы в соответствие с нашим законом можно осуществить в рамках закона "О     
рекламе". Такого рода поправки мы предложим вам во втором чтении ко второму     
законопроекту, который тоже был принят 24 июня, но сегодня пока не выносится    
на рассмотрение, ибо его содержание зависит от того, что будет принято в том    
законопроекте, который мы вам предлагаем сегодня.                               
                                                                                
Также из-под действия этого закона выведен оборот информационной продукции,     
имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную           
ценность (это термин из Гражданского кодекса). Мы посылали официальный запрос   
в Министерство культуры, и Министерство культуры нам ответило, что такого       
рода экспертиза проводится Министерством культуры и проблем с отнесением той    
или иной продукции к категории информационной продукции, имеющей особую,        
точнее, значительную художественную, культурную или историческую ценность,      
нет, эта процедура отлажена.                                                    
                                                                                
Выведено также распространение информации, недопустимость ограничения           
распространения которой установлена Федеральным законом "Об информации,         
информационных технологиях и о защите информации". Что это за информация?       
Это, например, нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы         
граждан, нормативные правовые акты, касающиеся деятельности органов             
государственной власти.                                                         
                                                                                
Второй важный момент данного законопроекта. Какие изменения предусмотрены       
применительно к классификации информационной продукции? Во-первых, если вы      
помните, в первом чтении законопроект содержал указания на то, как должны       
выглядеть эти знаки на информационной продукции. Вариант, который мы вам        
раздали во втором чтении, этих знаков не содержит. Графическое или текстовое    
изображение знака будет определяться либо техническим регламентом, ну,          
например, применительно к печатной продукции, либо в порядке, определяемом      
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством,       
например, в отношении того, что касается Интернета, но возрастная               
классификация во всяком случае должна будет осуществляться в соответствии с     
данным законом.                                                                 
                                                                                
Мы убрали категорию "универсальная", потому что она всё равно не подвергается   
маркировке, так как не представляет опасности для детей, и в этом смысле не     
совсем подпадает под действие данного законопроекта. Осталось пять групп, в     
соответствии с которыми должна будет классифицироваться информационная          
продукция, которая может содержать какую-то информацию, нежелательную для       
детей любого возраста либо для детей определённой возрастной группы. Группы     
такие: для детей, не достигших шести лет, старше шести лет, старше двенадцати   
лет, старше шестнадцати и старше восемнадцати лет. Относительно выбора такого   
рода классификации хочу сказать, что в зарубежном законодательстве существуют   
разные классификации, в некоторых странах они разные в зависимости от вида      
информационной продукции, например, в Соединённых Штатах Америки три вида       
классификации, в Германии - два. Мы выбрали классификацию, учитывая и           
исследования наших учёных, и зарубежный опыт. Мы направляли официальный         
запрос в государственный научный центр имени Сербского и получили официальное   
подтверждение того, что классификация, выбранная нами, - до шести, старше       
шести, старше двенадцати, старше шестнадцати лет и запрещённая для детей -      
соответствует мировым требованиям, мировым стандартам, следовательно, она       
корректна и допустима. Кроме того, применительно к классификации                
информационной продукции сделаны изъятия в части классификации кинофильмов      
или кинопродукции, где нет возрастных ограничений сегодня "6-" и "6+", но       
есть, выделяется специальная категория - "14+". И в сфере образования есть      
особенности классификации, связанные с тем, что учебники и учебные пособия      
издаются для разных классов, то есть более дробная классификация.               
                                                                                
Что касается требований к обороту информационной продукции, по сравнению с      
первым чтением следующие изменения. Мы оговорили, что информационная            
продукция (требование осталось) распространяется с определённым знаком          
информационной продукции, отражающим возраст. Поскольку мы сегодня              
графическое изображение знака не даём, возможно, технический регламент пойдёт   
по пути более дробного знака. Это применяется в ряде стран, где наряду с        
возрастом указывается ещё, какие сцены (насилия, сексуального характера,        
порнографического характера) или грубые слова, нежелательные для детей          
определённого возраста, есть в этой информационной продукции, чтобы родители    
и другие взрослые, кто работает с детьми, могли определиться. Исключение        
сделано, то есть эта продукция распространяется без знака, для учебников и      
учебных пособий, телепрограмм и телепередач в прямом эфире, информационной      
продукции, распространяемой посредством радиовещания, и периодических           
печатных изданий общественно-политического и производственно-практического      
характера. Термин не произвольный, взят из стандартов на печатную продукцию,    
утверждённых правительством. К общественно-политическим, например, относятся    
журналы "Власть", "Российская Федерация сегодня", а к                           
производственно-практическим - "Экономика...", "Право..." и так далее.          
                                                                                
Из законопроекта ко второму чтению в рамках согласования с Правительством       
Российской Федерации ушли все требования, связанные с маркировкой продукции,    
потому что это будет регламентироваться техническими регламентами либо          
применительно к Интернету специальными постановлениями.                         
                                                                                
Что касается оборота отдельных видов информационной продукции, появились        
следующие изменения. Применительно к печатной к продукции - указано, что знак   
информационной продукции на печатной продукции будет размещаться в              
соответствии с требованиями техрегламента и с основными требованиями, которые   
установлены в данном законе, то есть осуществляться возрастная классификация    
- обращаю ваше внимание - будет только в соответствии с данным законом.         
Запрещается распространять информационную продукцию, не разрешённую для         
детей, то есть предназначенную фактически только для совершеннолетних, в        
детских учреждениях и на расстоянии менее чем 100 метров от территорий          
указанных организаций (дан их перечень, я для простоты сокращаю).               
Информационная продукция, запрещённая для детей, должна распространяться        
только в запечатанном виде. Не допускается размещать на первой странице, на     
обложке печатной продукции информацию, запрещённую для детей. К запрещённой     
относится - я вам уже говорила, перечень её дан в законе, - например,           
информация порнографического характера и так далее.                             
                                                                                
Что появилось нового в отношении распространения посредством телевещания?       
Установлено, что знак в углу кадра - в течение пятнадцати секунд перед          
началом трансляции и после каждого её прерывания (в первом чтении было пять     
минут). В дневное время запрещается распространять информацию на телевидении,   
если она запрещена для детей, а в ночное время - оно определено после           
двадцати двух вечера до шести утра - только со специальными сигналами. В        
дневное время возможно распространять эту информацию, но на платной основе и    
с применением декодирующих технических устройств.                               
                                                                                
Применительно к радиовещанию. В дневное время запрещённая для детей продукция   
не подлежит распространению и сопровождается обязательно сообщением...          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, это второе чтение, и у нас на 11.15,     
на фиксированное время, поставлен правительственный закон, а вы докладываете    
законопроект второго чтения уже тринадцать минут. Я обращаю ваше внимание на    
это.                                                                            
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Хорошо, тогда, уважаемые коллеги, я подчиняюсь тому, что         
рекомендовал председательствующий. И соответственно, от имени комитета прошу    
вас поддержать законопроект, поддержать таблицу поправок, рекомендуемых к       
принятию, и таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению.                       
                                                                                
И хотела бы от комитета выразить благодарность Правовому управлению, Марине     
Николаевне Ласточкиной и Семёновой Ларисе Васильевне, они и их специалисты      
очень ответственно в течение нескольких месяцев работали с текстом.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, сто шесть поправок, рекомендованных к принятию   
комитетом, двадцать пять поправок комитет рекомендует отклонить. Есть ли        
замечания по таблице 1? Нет замечаний.                                          
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 1.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2, отклонённые поправки. Есть замечания? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2. Голосуйте, коллеги.                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Коллеги, у нас есть ещё две поправки, автором которых является Елена            
Борисовна. Они розданы на отдельном листочке и касаются Интернета, о чём было   
сказано в докладе. Комитет поддержал эти две поправки. Есть замечания по этим   
поправкам? Есть.                                                                
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Я просто хотел уточнить, что такое телематические услуги связи, во-первых?      
                                                                                
И во-вторых, стиль такой вот у этой поправки (собственно, он и в тексте         
оставался), что реализовать её будет трудно. Я, конечно, не беру на себя        
ответственность против голосовать, просто поясните, пожалуйста, вот 2-ю         
поправку я имею в виду.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна.                              
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемые коллеги, что касается редакции в части                 
телематических услуг, так называются теперь в соответствии с постановлением     
правительства 2007 года услуги связи, услуги Интернета и другие услуги,         
предоставляемые с помощью мобильной связи. Это поправка Минкомсвязи, это        
соответствует подзаконным актам или актам правительства в части оказания        
телематических услуг. Термин этот раскрыт, ещё раз говорю, в постановлении      
2007 года, поэтому мы в законопроекте его не раскрывали.                        
                                                                                
Суть этой поправки не в этой части, не в части телематических услуг, а в том,   
что в основном тексте у нас прямо сказано, что знак информационной продукции,   
указывающий возрастную категорию, на всех... на веб-сайте, на первой странице   
сайта должен быть размером не менее 5 процентов... Здесь же мы пишем, что       
порядок нанесения знака будет определяться уполномоченным правительством        
федеральным органом исполнительной власти, потому что для того, чтобы           
сертифицировать в соответствии с этим законом и нанести знак на все сайты,      
понадобится достаточно большое количество времени, хотя в Великобритании, где   
с 2008 года действует такой закон, три миллиарда сайтов проклассифицированы,    
и только с этим знаком - для какого возраста они не рекомендуются. Так что мы   
надеемся, что правительство достаточно быстро примет соответствующий            
документ, который будет учитывать и сложности тех провайдеров и операторов      
связи, которые работают в сети Интернет, с тем чтобы они имели адекватную       
возможность для реализации этого закона. Мы просим поддержать, эта поправка     
согласована и с представителями интернет-сообщества, и с Минкомсвязи.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу, розданную на отдельном     
листке. Мы её как таблицу проголосуем, поскольку замечаний нет.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 165

21.05.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 772 по 779 из 5854
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! По просьбе Министерства       
экономического развития прошу перенести рассмотрение вопроса 10 на 2 июня:      
требуется небольшое техническое согласование. Мы просили бы перенести на 2      
июня, большая просьба.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 906 по 908 из 5854
Мизулина Елена Борисовна просит 10-й вопрос перенести на 2 июня. Нет            
возражений? Нет.                                                                
                                                                                

Заседание № 101

24.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 9026 по 9514 из 9901
Мы с вами ещё поставили на дополнительное рассмотрение пункты 25 и 26. Проект   
федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их          
здоровью и развитию". Совет Государственной Думы принял решение вчера о том,    
чтобы рассмотреть эти законопроекты с одним докладчиком и содокладчиком,        
поэтому Надежда Васильевна Герасимова сейчас доложит оба законопроекта, а       
Елена Борисовна Мизулина от комитета сделает содоклад сразу по двум             
законопроектам.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Васильевна.                                                 
                                                                                
ГЕРАСИМОВА Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему    
вниманию предлагается проект федерального закона "О защите детей от             
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который направлен на      
реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере.       
Актуальность разработки и принятия данного закона обусловлена особой            
уязвимостью детей в условиях интенсивного развития новых информационных         
технологий. Законопроект носит межотраслевой характер и предназначен для        
единообразного комплексного правового регулирования отношений, связанных с      
защитой детей от любых видов информации, причиняющей вред их здоровью и         
развитию, публично распространяемой на любых видах носителей, в том числе       
электронных.                                                                    
                                                                                
Сложившаяся к настоящему времени агрессивная информационная среда оказывает     
на несовершеннолетних растлевающее и психотравмирующее воздействие. Это         
подтверждается результатами многих социологических, криминологических           
исследований, в том числе опросов, проведённых в 2004-2008 годах Академией      
Генеральной прокуратуры России. Если в 2004 году на вопрос, считаете ли вы,     
что кинофильмы и телевизионные передачи, изображающие насилие, жестокость,      
преступность, способствуют привыканию к преступности и антиобщественному        
поведению, положительно ответили 34 процента опрошенных студентов, то в 2008    
году - уже 67 процентов из них. Из числа опрошенных в прошлом году              
старшеклассников каждый второй заявил, что подобные фильмы и телепередачи       
порождают злость, раздражение, агрессивность, способствуют привыканию к         
преступности и антиобщественному поведению, побуждают к насилию, жестокости в   
отношениях с окружающими, способствуют совершению подростками преступлений.     
От 30 до 40 процентов школьников считают, что такая информация вызывает         
ощущение страха и незащищённости перед преступностью, служит образцом для       
подражания, формирует готовность к совершению преступлений.                     
                                                                                
Выявлено нарушение прав несовершеннолетних при размещении рекламы, реализации   
ауди- и видеопроизведений, журналов эротического и порнографического            
содержания. Нарушается запрет на пропаганду наркотических средств, нарушаются   
нормативы при предоставлении детям услуг доступа к сети Интернет в              
компьютерных клубах, интернет-кафе. Кроме того, недостаточно обеспечена         
безопасность детской игровой среды.                                             
                                                                                
Сложившемуся положению способствуют и существенные пробелы в законодательном    
регулировании на федеральном уровне правовых гарантий обеспечения защиты        
нравственности и здоровья детей при обороте информационной продукции. В         
России, в отличие от многих стран мира, отсутствует комплексный федеральный     
закон. Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные       
несовершеннолетними информационные продукты: компьютерные и электронные игры,   
публичные зрелищные мероприятия. Законодательно не закреплены специальные       
требования к содержанию печатной, аудио-, видеопродукции, предназначенной для   
разных возрастных групп детей с учётом их психофизиологических особенностей и   
опасности.                                                                      
                                                                                
Предлагаемый сегодня законопроект опирается на общепризнанные международные     
правовые и конституционные принципы, провозглашающие допустимость ограничения   
законом свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в     
интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях          
предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты       
прав детей. При подготовке законопроекта были учтены международные стандарты    
обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, учтены практика     
Европейского Суда по правам человека и современный зарубежный опыт              
законодательства, который предусматривает даже уголовную ответственность за     
распространение среди детей вредной для них информации.                         
                                                                                
В основу законопроекта положен конституционный принцип признания приоритета     
охраны прав и законных интересов ребёнка. Законопроект не предусматривает       
предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами,     
государственными органами или организациями. Законопроект не регулирует         
отношения, связанные с оборотом информационной продукции, распространение       
которой на территории Российской Федерации запрещено другими федеральными       
законами.                                                                       
                                                                                
Законопроект закрепляет определение базовых, ключевых понятий в сфере           
информационной безопасности детей, позволяющих максимально сузить сферу         
субъективного и произвольного толкования норм закона при его применении. Он     
устанавливает дифференцированный правовой режим оборота двух видов              
причиняющей вред здоровью и развитию детей информации: оборот которой           
запрещён среди детей (полный перечень указан в предлагаемом законопроекте), а   
также ограничен законом среди несовершеннолетних определённых возрастных        
групп.                                                                          
                                                                                
Законопроект состоит из шести глав и двадцати пяти статей. В нём определены     
возрастная квалификация информационной продукции и порядок её осуществления;    
требования к обороту информационной продукции в соответствии с возрастными      
категориями; общие требования к экспертизе информационной продукции; органы     
государственной власти, которые осуществляют полномочия по надзору и контролю   
за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей       
вред здоровью.                                                                  
                                                                                
Также вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении       
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с       
принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред   
их здоровью и развитию". Его принятие обусловлено необходимостью реализации     
мер, заложенных в законопроекте, о котором я сейчас говорила. Предлагается      
внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных              
правонарушениях и три федеральных закона: "Об основных гарантиях прав ребёнка   
в Российской Федерации", "О рекламе" и "Об информации, информационных           
технологиях и о защите информации".                                             
                                                                                
Законопроектом устанавливаются дополнительные гарантии информационной           
безопасности несовершеннолетних при распространении рекламы, в частности,       
вводится запрет на её размещение в учебной литературе и учебных пособиях,       
устанавливается сокращённый режим распространения рекламы в детских и           
образовательных телепередачах и радиопередачах, увеличивается расстояние, в     
пределах которого не должна размещаться реклама алкогольной продукции, пива,    
напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий,              
курительных принадлежностей вблизи детских, образовательных, медицинских,       
санаторно-курортных, оздоровительных и других социально-культурных              
учреждений.                                                                     
                                                                                
Законопроект предусматривает принятие органами государственной власти           
субъектов Российской Федерации мер по защите ребёнка от распространения         
печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой     
форме, в том числе в форме пропаганды.                                          
                                                                                
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется     
новыми четырьмя статьями, которыми устанавливаются новые составы                
административных правонарушений и меры административного наказания граждан,     
юридических лиц и родителей.                                                    
                                                                                
Принятие рассматриваемого законопроекта усилит защиту прав ребёнка на охрану    
физического и психического здоровья, духовного и нравственного развития,        
охрану семьи, будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании       
детей и их защите от негативной информации, а также предупреждению              
антиобщественного поведения несовершеннолетних.                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, предложенные к рассмотрению законопроекты поддержаны с      
замечаниями, которые будут учтены ко второму чтению, ГПУ Президента             
Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, пятью комитетами     
Государственной Думы: Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом    
по делам молодёжи, Комитетом по охране здоровья, Комитетом по культуре,         
Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи,       
Общественной палатой Российской Федерации, семьюдесятью восемью субъектами      
Российской Федерации. В разработке приняли участие тридцать четыре эксперта и   
специалиста, учтены замечания Правового управления Аппарата Государственной     
Думы. Законопроекты не требуют финансовых затрат. Прошу вас, уважаемые          
депутаты, поддержать законопроекты в первом чтении.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Пока присаживайтесь.         
                                                                                
Содоклад от Комитета по вопросам семьи, женщин и детей сделает председатель     
комитета Елена Борисовна Мизулина.                                              
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я           
постараюсь очень коротко, потому что я понимаю, что все устали.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, работа над этим законопроектом в комитете длится уже         
десять лет. Впервые ровно десять лет назад были проведены парламентские         
слушания, когда обсуждался вопрос о необходимости разработки данного            
законопроекта. Комитет Государственной Думы предыдущего созыва в 2005 году      
провёл парламентские слушания, на которых был представлен первый вариант        
такого законопроекта. И тогда же была создана рабочая группа, которую           
возглавила Нина Александровна Останина. Эта группа подготовила оба              
законопроекта уже для Государственной Думы нынешнего созыва. В апреле           
прошлого года наш комитет продолжил работу, был создан большой экспертный       
совет из тридцати четырёх человек, который к концу прошлого года завершил       
согласования по данному законопроекту. И сегодня мы вам представили именно      
пакет из двух законопроектов.                                                   
                                                                                
Один из них основной, о нём очень подробно рассказала Надежда Васильевна.       
Второй предлагает поправки в четыре закона пока, но вы понимаете, что           
пакетный принцип состоит в том, что то, что ко второму чтению останется в       
основном законопроекте, соответственно будет внесено в законопроект о           
внесении изменений в действующее федеральное законодательство, чтобы            
устранить противоречия.                                                         
                                                                                
Я обращу ваше внимание, может быть, только на один момент, чтобы быть краткой   
и предотвратить возможные недоразумения, связанные с разговорами, которые       
вокруг этого законопроекта ходили.                                              
                                                                                
Несколько вариантов за десять лет предлагались, как оценивать продукцию с       
точки зрения нанесения вреда детям. Предлагалось создать совет по               
нравственности или какой-то экспертный совет, но это не очень хороший           
принцип, это обычно очень коррупционноёмкая структура. Предлагался вариант      
обязательной экспертизы всей продукции, но это нереально, потому что где же     
взять такое количество экспертов? Кроме того, это очень дорого, фактически      
это нанесло бы очень большой вред развитию информационного пространства и       
просто нереально, это абсурдно.                                                 
                                                                                
Принцип, который заложен в законопроекте и о котором сказала Надежда            
Васильевна, предлагается осуществлять в соответствии с критериями               
применительно к шести возрастным группам детей, а они разработаны в             
соответствии с педагогическими, социологическими, психическими и медицинскими   
рекомендациями, которые дали наши эксперты в экспертном совете. Предлагаются    
критерии оценки той или иной информационной продукции, а осуществлять эту       
оценку будет собственник информационной продукции, производитель её либо        
распространитель. В соответствии с этими критериями и надо маркировать,         
выставлять знаки возрастной классификации, но не на всю продукцию, опять же.    
Например, на рекламу не будет выставляться знак возрастной классификации,       
хотя реклама не должна содержать информацию сексуального или                    
порнографического характера, на художественную литературу тоже не будет         
выставляться знак возрастной классификации.                                     
                                                                                
Что касается телепродукции. Здесь будут специальные сигналы, специальные        
знаки, они расписаны в данном законопроекте, и, соответственно, с ними тоже     
можно ознакомиться. Вы, я думаю, будете иметь возможность, если сегодня         
поддержите, ко второму чтению внимательно посмотреть, каким образом будут       
вноситься предупреждения для родителей и педагогов относительно того, какая     
информация, или информационная продукция, детям не рекомендуется. То есть       
здесь заложен принцип порядочности, презумпции порядочности производителя и     
распространителя. Но второй законопроект, который связан с поправками в         
действующее законодательство и вводит несколько новых составов                  
административных правонарушений, предполагает следующее: если обнаружится,      
что вы распространяете продукцию, которая запрещена для детей, либо             
неправильно её классифицировали, неправильно определили знак возрастной         
классификации и распространяете среди той возрастной группы, где она не         
рекомендуется, то в этом случае при наличии экспертного заключения - а          
экспертное заключение могут дать органы, осуществляющие надзор или контроль     
за этой информационной продукцией в разных сферах (например, в Министерстве     
культуры это надзор за кинопродукцией), и это всё в законопроекте тоже          
расписано - можно инициировать обращение в суд, с тем чтобы привлечь к          
административной ответственности и, скажем так, ограничить, запретить или       
изъять из оборота продукцию, которая распространяется в нарушение               
установленных данным законом правил.                                            
                                                                                
В любом случае это упорядочение процедуры распространения информации, это её    
прозрачность, это возможность оградить наших детей от хаотичного потока         
информации со страниц печатных изданий, и в том числе периодических, по         
телевидению и радио, в Интернете, который сегодня фактически выливается на      
наших детей. Это давно надо было сделать, и не случайно десять лет пытались     
разработать этот законопроект и работали над ним, но вот сегодня итог           
предложен, получено согласование. Мы бы очень просили поддержать эти            
законопроекты, и наш комитет обещает, что ко второму чтению мы в максимальной   
степени учтём все замечания, которые будут высказаны и которые уже, кстати,     
поступили.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание. Я готова ответить на вопросы.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Запишитесь, пожалуйста.                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. А второй законопроект вы сегодня будете докладывать?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А их уже вместе доложили, Николай Васильевич.             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список: шесть человек.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По одному от фракции!                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции.                                     
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста, от фракции ЛДПР.                        
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к обоим докладчикам.                                
                                                                                
Не так давно по инициативе президента мы приняли закон, который ввёл так        
называемый в народе "комендантский час", согласно которому после 22 часов       
дети должны сидеть дома.                                                        
                                                                                
Сейчас мы, скорее всего, примем законопроект, согласно которому детям,          
видимо, нельзя будет смотреть телепередачи, пользоваться Интернетом и читать    
книги, если в них содержится информация, которая может причинить вред их        
здоровью. Мы согласны, что какие-то из этих мер действительно должны быть       
приняты, потому что эта проблема назрела. Но что вы предлагаете взамен? Что     
детям делать после школы? Кружков нет, секций нет, спорта нет. Если Юрий        
Михайлович не обеспечит всю страну ракетками для игры в большой теннис, то      
что же делать детям - просто сидеть дома под крылом у родителей?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Елене Борисовне, пожалуйста.            
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Игорь Владимирович, ну вы же не первый год в           
Государственной Думе и знаете, что одним законом абсолютно все проблемы не      
решишь. Этот законопроект направлен только на то, чтобы информационное          
пространство, в котором растёт и формируется ребёнок, было для него             
безопасным. Посмотрите законопроект. Если вы что-то посчитаете избыточным, мы   
будем обсуждать ко второму чтению.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция КПРФ, кто задаёт вопрос? Коломейцев Николай       
Васильевич, пожалуйста.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые докладчики, вот мне такой наивный вопрос задали депутаты из           
Московской городской Думы. Они пытались по суду закрыть передачу "Дом-2". Вы    
знаете, что результат был отрицательным. Они меня просили, чтобы я спросил у    
милых докладчиц, какой статьёй этого закона в случае его принятия следователь   
сможет воспользоваться, чтобы всё-таки вот эту богадельню закрыть.              
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я вам сразу скажу, что я ни разу   
не видела передачу "Дом-2", мне просто неинтересно. Поэтому я не смогу          
оценить с точки зрения того, под какие критерии подпадает эта передача и на     
какую, соответственно, возрастную группу она рассчитана.                        
                                                                                
В данном случае... Вот смотрите, если бы действовал сейчас этот закон, то те,   
кто эту передачу выпускает, должны были бы определить возрастную                
классификацию этой передачи и выпускать её с обязательным сигналом, который     
размещается в определённом углу (у нас здесь об этом написано) перед началом    
передачи. Видимо, она могла бы идти с 23 часов до шести утра, если судить по    
публикациям (я сама не могу вам сказать, не знаю), и сопровождаться вот этими   
звуковыми сигналами. И любое другое распространение этой информации послужило   
бы причиной для того, чтобы органы надзора, в данном случае министерство        
Щёголева и его службы или неправительственные организации, могли обратиться     
за получением экспертного заключения. Экспертное заключение обязательно в       
этом случае должно быть представлено по поводу передачи "Дом-2", чтобы можно    
было обратиться в суд. И если суд признает, что действительно не                
соответствует данному закону и порядку распространение этой информации, то      
тогда можно будет привлечь к административной ответственности и запретить,      
или ограничить, или ещё что-то... обязать соблюдать данный закон. Сейчас        
такого закона нет, и поэтому естественно, что, так сказать, очень много         
усмотрения было в суде.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если мне позволят мои коллеги, я тоже хотела бы задать    
вопрос. Елена Борисовна, вы сказали, что прошло очень много времени, почти      
десять лет, прежде чем эти два законопроекта появились. Как вы думаете,         
сколько пройдёт времени до подписи президента под этими законами?               
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Любовь Константиновна, благодаря тому, что поддержали девять     
министерств, и благодаря авторскому составу (фактически все фракции             
Государственной Думы, большинство авторов представляют большинство              
Государственной Думы), я очень надеюсь, что мы сможем сделать это до конца      
года, во всяком случае, то, что зависит от нашего комитета и Надежды            
Васильевны - она курирует наш комитет, - мы сделаем всё, чтобы эти поправки     
максимально подготовить и принять в осеннюю сессию.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить, уважаемые коллеги? Останина Нина Александровна и от     
ЛДПР Иванов Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, буквально вчера меня попросили                
прокомментировать этот законопроект журналисты Би-би-си, и главный вопрос,      
который они задали: вообще будут ли лишать лицензий телеканалы, которые         
пропагандируют секс, порно, жестокость, насилие? То есть то, о чём говорил      
сегодня мой коллега Николай Васильевич, от чего мы хотим защитить наших детей   
этим законом. Я ответила: нет. Они спросили: а какой размер штрафа? Ну, он      
смехотворный: для физических лиц - от 1,5 до 5 тысяч рублей, а для              
юридических - 30-50 тысяч рублей или конфискация оборудования на срок от        
шестидесяти до девяноста дней. Понятно, что никого сильно это не напугало,      
поэтому я думаю, что сегодня в связи с принятием этого законопроекта можно      
поздравить наших журналистов - они и дальше будут жить спокойно, я имею в       
виду недобросовестные, конечно, средства массовой информации.                   
                                                                                
О том, что закон нужен, убеждать в этом зале никого не надо, кроме, конечно,    
Валерия Комиссарова, которого и сейчас нет, потому что он считает, что всё      
может сделать саморегулируемое журналистское сообщество, и даже хартию          
подписал в 2005 году, только от этого ничего не изменилось. Вопрос в том,       
какой закон нам нужен. Нужен закон, который бы делал производство и             
распространение такого рода продукции невыгодным для производителей и           
распространителей. И санкции должны быть настолько жёсткими, чтобы из страха    
потерять средство массовой информации просто никому не повадно было             
пропагандировать секс, жестокость и насилие.                                    
                                                                                
Елена Борисовна сказала, что закон действительно уже десять лет                 
разрабатывается в Думе, только судьба у него примерно такая, как описала        
Оксана Генриховна: другие авторы появились - спасибо, Елена Борисовна, что      
вспомнили меня сегодня, только мне пришлось коленопреклонённо просить каждого   
из новых высокопоставленных авторов, чтобы в авторский коллектив включили       
руководителя рабочей группы. К сожалению, пострадал не только состав            
авторского коллектива, но и, главное, содержание закона. Получилось так, что    
в данном случае, как говорится, вместе с водой ребёнка выплеснули. Вот Елена    
Борисовна уже сказала, что основное базовое положение прежнего закона - о       
создании единого координирующего органа - было отвергнуто новым авторским       
коллективом. И что теперь, куда теперь, к какому полномочному органу            
обращаться? Здесь и минкульт, и минобразования, и минздрав. Куда обращаться,    
когда нарушаются права детей с точки зрения защиты их от подобной информации?   
                                                                                
А что касается мер, о которых я говорила, ну что же, я думаю, что,              
действительно, сильно не пострадает ни "Первый канал", куда сейчас              
перебралась Ксюша Собчак и хозяйкой которого является, ни другие                
распространители подобного рода продукции.                                      
                                                                                
Вызывает вопросы также и состав экспертной группы, потому что никаких санкций   
к экспертам за недобросовестные заключения, по сути дела, не                    
предусматривается. Поэтому, Елена Борисовна, я бы поспорила с вами, когда вы    
сказали, что в основе закона должна лежать презумпция порядочности, - не        
презумпция порядочности, а неотвратимость наказания... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я постараюсь коротко. Фракция ЛДПР безусловно поддержит      
эти законопроекты, конечно, принять можно любой законопроект, только вот, как   
говорили классики, строгость российских законов смягчается необязательностью    
их исполнения. Вы прекрасно помните, что мы приняли закон, запрещающий          
распивать пиво в общественных местах. Работает? Нет, не работает. У нас в       
законе записано, что дети должны заботиться о своих престарелых родителях.      
Работает? Тоже не всегда работает. Всё почему? Потому что вот, например, с      
принятием данного закона, я представляю себе, какие тягомотные будут суды,      
где создатели, допустим, сериала, там, "Улицы разбитых фонарей", "Ментов",      
будут доказывать, что этот сериал воспитывает в детях мужество, отвагу,         
порядочность и так далее, и тому подобное. В то же самое время любой психолог   
вам скажет, что, поглядев на весь этот мордобой, который на экране              
происходит, убийства и так далее... Вы заметьте, уже ведь вот все эти           
сообщения о том, что где-то разбились, погибли люди, воспринимаются так,        
мимоходом, абсолютно не обращает никто на это внимание, тем более дети. И,      
причём, заметьте, в мире существует огромное количество передач про природу,    
про путешествия, на другую подобную тематику. Они интересные, ведь их даже на   
спутник загоняют, и практически без рекламы там обходятся, то есть у этой       
категории программ есть свои потребители.                                       
                                                                                
То, что происходит сейчас у нас в средствах массовой информации, извините,      
иначе, как натуральным растлением нашего народа, не назовёшь. И сейчас от       
чего страдают, кстати, все патриархальные общества, те же самые                 
мусульманские? Там точно так же внедряется вся эта поп-культура: что можно не   
слушаться старших, можно выпивать, можно употреблять наркотики. Это такая       
лёгкая жизнь, которая является стереотипом Запада. Она туда внедряется,         
оттуда всякие волнения и идут.                                                  
                                                                                
Поэтому данные законы, к сожалению, как не работали, так и работать не будут.   
Вы вспомните, в прошлом созыве, когда у нас здесь был заместитель министра      
внутренних дел, я спрашивал, как обстоит дело с распространением порнографии    
на вокзалах. Ну, провели рейд. Ну и что? Продавалась и продаётся дальше. На     
вопрос, заданный милиции: почему вы не принимаете меры, они говорят:            
слушайте, это такая тягомотина - надо купить эту кассету, составить акт,        
отдать на экспертизу, а к какому выводу придёт экспертиза, ещё не известно.     
Хотя даже по одной наклейке на этой кассете - тут даже и к бабке не ходи -      
ясно, что это такое.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз повторяю, мы, конечно, можем принять любой закон,    
но сделать так, чтобы это было невыгодно, вот как нам коллега сейчас            
говорила, - этого никогда не будет. К сожалению, подглядывать в замочную        
скважину - все эти низменные инстинкты, так скажем, в природе человеческой,     
есть у нас от Бога, а есть от животного. Поэтому нужно, как ни крути, сделать   
так, чтобы государство было заинтересовано в том, чтобы его граждане больше     
любили сериалы, например, про путешествия, научно-популярные передачи, а не     
вот ту лабуду, которую нам показывают.                                          
                                                                                
Мы поддерживаем, но работать он не будет.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - депутат Гильмутдинов.                                              
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, комитет по спорту просит вас 7-ой вопрос...    
ровно одна минута нужна будет. Прошу поддержать. (Шум в зале.) Одна минута,     
ровно одна минута, поддержите спортсменов.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у меня есть компромиссное решение: если          
депутат Гильмутдинов в одну минуту не укладывается, то закон автоматически      
переносится на пятницу. Согласны?                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. У представителей правительства и президента       
есть желание высказаться по данному законопроекту? Нет.                         
                                                                                
Требуется ли заключительное слово? Не требуется.                                
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О защите детей    
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", пункт 25?              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 13 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект, связанный с              
предыдущим, - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи    
с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей      
вред их здоровью и развитию", пункт 26? Прошу проголосовать.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, вообще уже и повестку на пятницу начнём            
рассматривать, чего там?                                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 14 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.