Заседание № 13
О проекте федерального закона № 15472-7 "О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 25, проект федерального закона "О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Доклад первого заместителя председателя Комитета по культуре Елены Григорьевны Драпеко. Пожалуйста, Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 18 ноября этого года. К законопроекту поступило две поправки, одна из которых включена в таблицу поправок, рекомендованных Комитетом по культуре к принятию, и одна поправка - в таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Законопроект прошёл правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизы и подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Замечаний концептуального и правового характера у Государственно-правового управления президента, а также у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Прошу поддержать и принять законопроект во втором чтении. В случае если законопроект будет принят во втором чтении, прошу рассмотреть его в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предлагаемых ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 33 мин. 20 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Принимается. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 2, рекомендуемых к отклонению? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предлагаемых ответственным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 33 мин. 58 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится на голосование во втором чтении законопроект под пунктом 25. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 34 мин. 29 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Было предложение рассмотреть законопроект в третьем чтении. Выступления по мотивам? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Савченко Светлана Борисовна. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый вечер, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Я хочу сказать, что принятая поправка к законопроекту позволит хотя бы на год раньше начать выплачивать компенсации собственникам и пользователям объектов культурного наследия. Это будет хорошо и для объектов культурного наследия, и для собственников и пользователей, потому что требования, предусмотренные законом, очень обременительные и положение о компенсации, действие которого мы год за годом все откладываем, - это, собственно говоря, единственный стимул. Просим поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, просьба более активно использовать думскую трибуну для выступлений по мотивам голосования от фракций. Коллеги, есть ещё желающие? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект под пунктом 25. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 36 мин. 14 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 10
О проекте федерального закона № 15472-7 "О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Далее, коллеги, пункт 12 нашей повестки, проект федерального закона "О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Михайловича Лаврова. Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Нормой закона предусматривается компенсация собственникам зданий, которые являются объектами культурного наследия, произведённых ими затрат. Эта норма была введена в 2004 году, с тех пор она ни разу не выполнялась, в последние годы её действие приостанавливалось соответствующими законами, которые вносились вместе с проектом федерального бюджета, и на это есть две причины. Во-первых, правительство считает, что эта норма противоречит Гражданскому кодексу, в котором указано, что собственник недвижимости несёт бремя по его содержанию. И во-вторых, так и не удаётся до сих пор сформировать полный перечень объектов культурного наследия на федеральном уровне, и поэтому нет пока возможности выполнять норму этого закона даже в чисто финансовом плане - мы не можем оценить, во сколько это все может обойтись федеральному бюджету. Исходя из этого, как и в предыдущие годы, правительство предлагает приостановить действие этой нормы Федерального закона "Об объектах культурного наследия..." до 1 января 2020 года. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по культуре Елены Григорьевны Драпеко. Пожалуйста, Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Алексей Михайлович Лавров ознакомил нас с проектом закона о праве собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального значения, уже вложивших средства в работу по их сохранению, на получение из федерального бюджета компенсации произведённых ими затрат. Вместе с тем предусмотренное пунктом 3 статьи 14 этого закона право добросовестных собственников и пользователей объектов культурного наследия на получение такой компенсации является единственной мерой стимулирования этих собственников нести такие затраты. Кроме того, я хочу напомнить вам, что у нас очень большая часть граждан, проживающих в исторических городах, таких как Санкт-Петербург и других, имеют несчастье жить в домах-памятниках. Да, они должны нести бремя содержания своей собственности - так прописано в Гражданском кодексе, но они не обязаны реставрировать эти памятники, а ведь реставрация в несколько раз удорожает ремонтные работы в многоквартирном жилом доме или даже в частном жилом доме. Напомню, с тех пор как эта норма была принята, её действие каждый год у нас приостанавливалось, но собственники и пользователи по-прежнему ждут от нас исполнения этой нормы. Вот сейчас от лица правительства было сказано, что на протяжении ряда лет отсутствует понимание точного количества объектов культурного наследия, находящегося под государственной охраной, а я вам прямо сейчас скажу: 84 тысячи 330 объектов культурного наследия федерального значения - это из доклада государственного, который представило правительство в Государственную Думу согласно федеральному закону, - из них в реестре сегодня находится 25 тысяч 656 объектов. Согласно поручению президента в 2018 году включение всех объектов в реестр будет закончено, и тогда аргумент правительства о том, что мы не знаем, сколько там этих объектов, уже себя исчерпает. Комитет по культуре предлагает приостановить действие этой нормы не на такой длительный срок - на три года, а до принятия правительством постановления о порядке выплаты, потому что мы настаиваем на том, что Министерство финансов, Министерство культуры должны наконец разработать этот порядок, утвердить его. И это будет вполне реально сделать к 2019 году. Комитет по культуре предлагает принять законопроект в первом чтении, а ко второму чтению мы подготовим соответствующую поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. Пожалуйста, коллеги, вопросы к докладчику, содокладчику есть? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Гильмутдинов Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, мы, к сожалению, и из бюджета средств не даём на сохранение наших объектов культурного наследия, и собственникам толком не помогаем, и бизнесу никаких преференций не делаем. Честно говоря, у меня даже был внесён законопроект, который расширял возможности для бизнеса по участию в реконструкции таких объектов, чтобы они могли в том числе там арендовать помещения, то есть предлагалось давать некие преференции - к сожалению, было получено отрицательное заключение на этот законопроект. Как вы считаете, может быть, всё-таки совместно с Министерством культуры, правительством нужно ещё какие-то меры принять, для того чтобы... Мы же не можем просто так смотреть, как эти объекты приходят в негодное состояние! А сколько таких объектов на региональном уровне, которые даже в реестре не состоят?! С каждым годом мы их просто теряем - я считаю, надо что-то делать, а не просто уходить вот таким образом от этого вопроса. Как вы считаете, что нужно сделать? ЛАВРОВ А. М. Уважаемые депутаты, давайте вместе работать над законодательством в этой сфере. Действительно, проблема очень актуальная, острая, её нужно решать, но так её решать, как предлагается законом "Об объектах культурного наследия...", когда собственник вкладывает средства в объект, находящийся в его собственности, не в чьей-то чужой, а мы должны научиться оценивать объём этих затрат: то ли мы должны их согласовывать, то ли оценивать по каким-то методикам... Мы полагаем, что эту норму крайне сложно реализовать - норму, действие которой мы предлагаем приостановить, и приостановить её всё-таки именно до 2020 года (имеется в виду бюджет на весь трёхлетний цикл), что ни в коем случае не препятствует разработке других механизмов поддержания в нормальном состоянии объектов культурного наследия. Мы это предлагаем, поскольку данную норму в любом случае реализовать не удастся, нужно будет заменять её другими законодательными и финансовыми механизмами, в том числе с привлечением бизнеса к содержанию и эксплуатации этих объектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Алексей Михайлович, у меня вопрос почти философский. Я давно работаю в Государственной Думе и очень хорошо помню, как принимался печально знаменитый закон о монетизации, который лишил социальных гарантий несколько десятков миллионов человек. Тогда нам говорили, что, во-первых, вынуждены отменить или испортить эти законы, потому что приостанавливать действие законов запретил Конституционный Суд, и, во-вторых, что мы больше никогда этого делать не будем. Почему же теперь снова и снова мы продолжаем это делать и не пересмотрел ли кто-нибудь решение Конституционного Суда? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые депутаты! Решение Конституционного Суда было следующим: нельзя законом о бюджете приостанавливать действие других законов. Именно поэтому, начиная с того момента, как это решение было принято, мы вместе с проектом закона о бюджете вносим ряд законопроектов, которые сейчас и рассматриваем, касающихся самых разных вопросов и приостанавливающих действие отдельных норм отраслевых законов, но делаем мы это не законом о бюджете, который действительно не может вмешиваться в сферу правового регулирования других актов, а делаем это отдельными федеральными законами. Например, мы предлагаем это сделать и в рамках рассмотрения данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить, коллеги? Есть такие. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Казакова Ольга Михайловна. КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении. Хочу сказать, что для нас действительно очень важно то, что мы действие этой нормы приостанавливаем, а не отклоняем, потому что отсутствие на сегодняшний день внятной методики и определённого реестра, о чём уже здесь говорили, - это, конечно, большая проблема, и всё как бы шло к тому, что эта норма вообще будет отклонена. На самом деле эта норма очень важная, ведь это действительно единственное мотивирующее действие в нашем законодательстве, касающееся памятников, объектов культурного наследия, - всё остальное законодательство в этой части носит сдерживающий характер, ограничивающий. Конечно, эта норма должна будет когда-то вступить в действие, но после того, как наступит срок, который будет принят уже в третьем чтении. Вы знаете, очень важно, что этот закон касается собственников и тех учреждений, которые находятся в зданиях, арендуют на безвозмездной основе. Здесь ещё нужно разделять, что собственники - это и те, кто получает доход от того, что этими зданиями кто-то пользуется, и те, кто просто проживает в таких объектах, поэтому норма, конечно, должна действовать, но здесь должна быть разработана и справедливая методика: кому будут выплачивать и в какой очерёдности. И к тому же реестр, о котором говорили... Вот Елена Григорьевна говорила, что где-то есть 84 тысячи объектов, в каких-то докладах звучит, что это 27 тысяч объектов, где-то я встречала и другую цифру - 47 тысяч объектов. Здесь, конечно, должен быть сформирован честный, прозрачный реестр. И вот сегодня задавали вопрос о региональных объектах, Ильдар Ирекович задавал, - в этом законопроекте речь идёт только об объектах, которые являются федеральной собственностью. Так что, конечно, мы должны приостановить действие этой нормы до тех пор, пока мы и Министерство культуры не представим справедливый, прозрачный, точный реестр и очень понятную методику, чтобы действительно средства распределялись и компенсации выплачивались справедливо. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово требуется докладчику? Содокладчику? Нет. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 06 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.