Заседание № 14
О проекте федерального закона № 15471-7 "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
16-й пункт, проект федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Михаил Владимирович Гулевский, с места. Включите микрофон. ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья! Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, комитет просит принять в третьем чтении данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желающие выступить по мотивам есть? Куринный Алексей Владимирович. На рабочем месте включите микрофон. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я понимаю, что все хотят уйти на обед, но прошу обратить внимание на данный законопроект. Он касается одной давней проблемы, которая существует, наверное, уже практически двадцать с лишним лет. Речь идёт о возвращении тех вкладов, которые были потеряны нашими гражданами на этапе больших перемен, в 1991-1992 годах. Был принят ряд законов, но, к сожалению, проблема до конца не решена, самый главный закон до сих пор не принят, и принятие решения в отношении этой компенсации откладывается, откладывается и откладывается уже на протяжении практически двадцати лет. Сейчас нам предлагают сделать то же самое, то есть не вникать в проблему, не пытаться её решить. Понятно, что там суммы огромные, около 40 триллионов рублей государство задолжало гражданам, тем, кто потерял свои сбережения в результате действий этого самого государства и его должностных лиц, но возвращаться к решению этой проблемы в любом случае надо - не забывать, а возвращаться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скриванов Дмитрий Станиславович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я понимаю, что все торопятся, тем не менее законопроект действительно очень важный. Эта проблема не решалась на протяжении десятилетия - речь идёт о вкладах, потерянных в 90-е годы. Мы понимаем, что для решения этой проблемы необходимо время, поскольку нужно порядка 47 триллионов рублей. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что в сегодняшней ситуации правильнее было бы приостановить действие этой нормы, ни в коем случае не исключая её из закона, и в ближайший год, собственно говоря, уже предложить решение, для того чтобы эти обязательства перед людьми, перед гражданами Российской Федерации были выполнены. Предлагается проголосовать за законопроект - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает его - и в течение ближайшего времени выработать необходимый механизм. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 00 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 13
О проекте федерального закона № 15471-7 "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Доклад Михаила Владимировича Гулевского. Пожалуйста, Михаил Владимирович. ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2020 года действие федерального закона от 4 февраля 1999 года. Поправок к данному законопроекту не поступало. Комитет просит принять законопроект во втором чтении, а также включить его в порядок работы на 9 декабря 2016 года для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Ставится на голосование во втором чтении законопроект под пунктом 24. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 31 мин. 25 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 26 чел.5,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 10
О проекте федерального закона № 15471-7 "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к 11-му пункту повестки дня, проекты федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Доклад Алексея Владимировича Моисеева, заместителя министра финансов Российской Федерации, официального представителя правительства. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, Вячеслав Викторович его уже назвал. Позвольте пояснить, в чём заключается его суть. Законопроектом предлагается приостановить действие Федерального закона от 4 февраля 1999 года "О базовой стоимости необходимого социального набора" до 1 января 2020 года в связи с отсутствием финансового обеспечения и отсутствием законодательной базы для определения долгового рубля. Долговая стоимость одного долгового рубля, на который есть ссылка в законе от 99-го года, определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации. Однако законы, которые определяли бы данные расчёты, до сего момента не приняты, более того, действие указанного нормативного правового акта, который сейчас правительство предлагает вам приостановить ещё раз, уже приостанавливалось с 2003 по 2016 год включительно. Для информации: по оценкам, финансовые последствия перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации с использованием единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации в размере 31,5 долгового рубля - это последняя цифра, которая была определена Росстатом по состоянию на 30 декабря 2002 года, - в 2017 году составили бы 41,5 триллиона рублей, в 2018 году - 43,4 триллиона рублей и в 2019 году - 45,1 триллиона рублей. Таким образом, очевидно, что финансовых источников у государства для выполнения данного закона нет, поэтому прошу вас поддержать в очередной раз законопроект о приостановлении его действия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по финансовому рынку Михаила Владимировича Гулевского. Пожалуйста, Михаил Владимирович. ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается приостановить действие Федерального закона от 4 февраля 1999 года № 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора". Базовая стоимость необходимого социального набора в своё время была установлена в сумме 464 советских рубля, она используется для расчёта долговой стоимости одного долгового рубля, которая в свою очередь определяется исходя из изменения соотношения контрольной и базовой стоимости необходимого социального набора. Долговая стоимость одного долгового рубля является единицей номинала целевых долговых обязательств Российской Федерации, в которые переведены гарантированные сбережения граждан, помещённые на вклады в Сбербанке в период до 20 июня 91-го года, на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным видам личного страхования в период до 1 января 92-го года и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 92-го года. Следует отметить, что действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" регулярно приостанавливалось начиная с 2003 года. Я не буду загружать вас цифрами, их докладчик, Алексей Владимирович, уже назвал. Конечно, суммы, необходимые для погашения этих обязательств, огромные - свыше 40-45 триллионов рублей, - кроме того, сегодня нет соответствующей законодательной базы. С учётом изложенного, а также с учётом текущего социально-экономического положения Российской Федерации Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, так же как депутаты четвёртого, пятого и шестого созывов, рекомендует Государственной Думе поддержать проект федерального закона № 15471-7 "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Уважаемые коллеги, вопросы к докладчику, содокладчику есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Владимирович, а скажите, почему мы так не уважаем тех, на чьи деньги мы в принципе выживаем? Здесь, в этом зале, из семи законов было принято шесть, а потом вышел господин или товарищ Резник Владислав Матусович, который был председателем Комитета по финансовому рынку, и сказал: давайте мы шесть законов сейчас отменим и создадим в комитете рабочую группу по разработке одного закона, которым со следующего года все вопросы решим. Потом обо всём забыли! Молдавия (более нищая, чем Россия), Украина, Белоруссия - все компенсировали вклады в Сбербанке, а почему вы всё время откладываете, не предлагая никаких решений? Вы так ненавидите всех этих стариков?! Или почему? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, во-первых, нельзя сказать, что Россия не компенсирует эти вклады. Гражданам, которые родились до 46-го года, вклады компенсируются в трёхкратном размере по отношению к номиналу вкладов в Госстрахе и Сбербанке СССР, гражданам, которые родились в период с 46-го года по 20 июня 91-го года, - в двукратном размере. С 96-го года выплачено почти полтриллиона рублей, и в проекте бюджета на 2017 год предусмотрено 5,5 миллиарда рублей для продолжения выплат компенсаций в тех рамках, которые я сейчас вам указал. Это во-первых. Во-вторых, что касается закона, Правительство Российской Федерации разрабатывает законопроект, который позволил бы решить, как вы правильно сказали, вопрос раз и навсегда. Он находится сейчас на рассмотрении в правительстве, и я очень надеюсь, что в скором будущем правительство такой законопроект на ваше рассмотрение внесёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Алексей Владимирович, у меня два вопроса в одном. На ваш взгляд, если честно, на сколько нужно умножать величину вклада, который был до 91-го года, сейчас? И второе: означает ли то, что вы сказали, что правительство не собирается эти вклады компенсировать никогда? МОИСЕЕВ А. В. По первому вопросу. Я уже сказал, что Росстат не рассчитывал стоимость долгового рубля с 2002 года. По экспертным оценкам, объём номинала советского рубля надо увеличить, умножить примерно на 80, для того чтобы получить объективные цифры. Требуется примерно 120 триллионов рублей за три года, если рассматривать данную бюджетную трёхлетку, что, очевидно, в разы превышает все доходы бюджета за этот период. Что касается того, чтобы не компенсировать, - прошу прощения, я такого не говорил. Я говорил о том, что мы планируем не индексировать в соответствии со стоимостью долгового рубля, в то же время компенсации выплачиваются с 95-го года, и, как я уже сказал, на эти цели было потрачено почти 500 миллиардов рублей, и 5,5 миллиарда рублей предлагается выплатить в 2017 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, в общем-то, выглядит всё это достаточно цинично. У нас, если не ошибаюсь, тысяча восемьсот с хвостиком государственных пакетов акций в госкорпорациях, в акционерных обществах, в ПАО и так далее, причём правительство по каким-то особым канонам принимает специальные решения и разрешает очень серьёзным компаниям, торгующим очень серьёзными, так сказать, рентными товарами, не платить дивиденды в бюджет и при этом рассказывает, что нет денег. Происходят и более вопиющие случаи: у нас очень серьёзная госкорпорация имеет задолженность в 26 миллиардов долларов, 12,8 миллиарда из которых будем платить мы, - я не сомневаюсь, что обязательно к концу следующего года придут сюда со специальным законопроектом. То есть на это у нас деньги есть, а на то, чтобы не компенсировать, а возместить вклады граждан, средства, которые используются двадцать пять лет безвозмездно, у нас денег нет! Мне кажется, что имеет место ненавистный циничный подход, в том числе и в средствах массовой информации, - об этой проблеме просто не вспоминают. Обратите внимание: после "чёрного вторника", когда некоторые высокопоставленные чиновники допустили утечку инсайдерской информации и произошёл дефолт, Совет Федерации создал специальную комиссию, которая изучила вопрос и приняла решение, что целому ряду фамилий, имён, отчеств людей, находившихся в тот период на высоких должностях, нужно запретить занимать государственные должности. И что мы видим сегодня? Почти все они опять работают в госкорпорациях! У нас сложилась парадоксальная ситуация: люди, которые дают направление экономическому развитию страны, постоянно говорят о бизнесе, сами при этом любят всё время быть при бюджете, то есть они всё время разрабатывают экономические стратегии, прогнозы, но сами всё время находятся при больших бюджетных деньгах. Озаботившись тем, что они и тут неэффективно управляют, мы, сто семнадцать депутатов, в прошлом году подписали запрос в Счётную палату, чтобы провели проверки и по "РОСНАНО", и по "Сколково", и по другим... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. В результате проверки было выявлено колоссальное нецелевое использование, в том числе хищение, средств. Вдумайтесь: у нас в "РОСНАНО" размещены государственные средства разного свойства на сумму более 300 миллиардов! А мы говорим: нет денег... В "Сколково" направлено больше 100 миллиардов - где все их разработки?! Когда начинаешь читать материалы проверки, то там функционирует и Мичиганский университет, и другие университеты, а бывшие руководители безбедно живут уже в Соединённых Штатах Америки. Так что я посоветовал бы Минфину наконец начать предлагать не "перенести - отменить - секвестировать - обрезать", а всё-таки хотя бы по чуть-чуть возмещать. Посмотрите, какая странная позиция: эффективность госкорпорации упала, а дивидендов за девять месяцев в этом году заплатили себе на 22 процента больше! Каким же образом мы порядок-то наведём?! Вы для реализации эффективно работающего постановления № 1432 не хотите 10 миллиардов найти, а двадцать семь человек из двух госкорпораций заплатили себе 5,5 миллиарда. Ну неужели у вас там совсем нет никакого принципа... нет никакой ответственности за государственные дела?! Мы не можем поддержать законопроект. С нашей точки зрения, исполнение закона всё время необоснованно или даже цинично откладывается. Ведь в тот же период, когда объявили дефолт... У нас ведь ОФЗ и ОГК частных лиц, которые умудрились купить... Им всё компенсировали, приняли решение: из бюджета компенсировать. Ну как же так, почему самые небедные люди всё получили, а тем, кто с хлеба на воду и с воды на хлеб перебивается, мы не хотим компенсировать?! Фракция КПРФ настаивает на том, чтобы Комитет по финансовому рынку всё-таки поднял, так сказать, исполнил свои прежние обязательства, потому что вы в этом зале принимали постановление о том, чтобы Комитет по финансовому рынку не просто отменил шесть законов... Вот Мартин Люцианович тоже соглашается со мной, он помнит это. Нужно к этому вернуться. Где же тот проект закона, который обещали внести тогда, но не внесли до сих пор? Поймите, это же наша ответственность перед самыми обездоленными, причём подчёркиваю: двадцать пять лет эти деньги крутятся в банковской системе - ну в какой стране это возможно?! Вячеслав Викторович, я понимаю, что председатели все новые, но, может быть, по этому вопросу стоит организовать парламентские слушания? Потому что этот вопрос интересует наших избирателей не меньше, чем вопросы ЖКХ и другие. Когда встречаешься с людьми, особенно с пожилой аудиторией, они говорят: "Где наши вклады, помещённые до 1991 года? Ну почему же вы не можете найти возможность нам их возместить? Молдавия и Украина возместили, а вы не можете". Фракция КПРФ не может голосовать за такой законопроект, предлагает вам отклонить (мы имеем право с вами законы даже дважды в первом чтении рассматривать), чтобы ещё раз правительство подумало, почему они так не уважают старшее поколение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Олейников Юрий Павлович. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прозвучавшие сегодня мнения имеют серьёзные основания, однако мы исходим из объективных возможностей и сегодняшней ситуации. Предложенный законопроект, который подготовлен сейчас для рассмотрения в первом чтении, приостанавливает, как уже было сказано, до 2020 года действие федерального закона № 21-ФЗ. Нужно сказать, что федеральные законы, которые предусматривали перевод вкладов нашего населения в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания, не были приняты в предыдущие годы, в предыдущие созывы. И справедливо говоря о том, что мы не выполняем своих обязательств, нужно всё-таки исходить из того, что - скажем так, ни инициативно, ни организованно - никто не создал законодательной базы, дающей нам право сегодня на эти выплаты. Исходя из объективных причин - экономической ситуации и состояния законодательства - мы всё-таки предлагаем сегодня принять этот законопроект в первом чтении. Замечу, наши коллеги на протяжении четырёх созывов принимали такое решение, сознательно и глубоко взвесив все обстоятельства. Вместе с тем должен сказать, что, учитывая высокую социальную значимость выполнения Российской Федерацией обязательств по восстановлению и обеспечению ценности денежных сбережений наших граждан, мы полагаем необходимым ускорить разработку и принятие соответствующих федеральных законов. Сегодня представитель Министерства финансов сказал о том, что такая работа не только началась, но уже интенсивно идёт, и мы рассчитываем совместно подготовить законодательную основу для последующих решений. Сегодня фракция поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и просит Государственную Думу принять предлагаемый законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, переходим к заключительным выступлениям. Есть желание у докладчика выступить? Нет. У содокладчика? Тоже нет желания. Коллеги, переходим к голосованию по законопроекту. Ставится на голосование законопроект под пунктом 11 нашей повестки. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 05 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 96 чел.21,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.