Заседание № 13
07.12.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 15469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2017 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8818 по 9116 из 11354
Пункт 22 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Докладывает Михаил Васильевич Тарасенко. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко второму чтению. Поправок не поступило. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять его во втором чтении. В зале была роздана поправка к проекту постановления, которая во многом отвечает на вопросы, прозвучавшие здесь и при рассмотрении законопроекта в первом чтении, и при обсуждении во втором чтении бюджета: предлагается образовать межфракционную депутатскую рабочую группу с привлечением социальных партнёров под руководством Первого заместителя Председателя Государственной Думы Александра Дмитриевича Жукова, чтобы конкретные предложения по доведению МРОТ до прожиточного минимума выработать до осенней сессии 2017 года. Просьба проголосовать за эту поправку и в целом за постановление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять проект постановления за основу? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 09 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Принимается. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Михаил Васильевич! Есть 133-я статья Трудового кодекса, которая ещё в 2002 году обязала иметь минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму на территории. У нас создавалось множество всяких комиссий, мне кажется, это излишняя норма, нам просто требования закона надо выполнять, и всё! Даже сроки есть, в наших постановлениях прописаны - три срока, насколько я помню, и это не выполнено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы напомнить позицию, которую излагала здесь официальный представитель правительства, когда мы принимали законопроект в первом чтении: в Чечне один прожиточный минимум, на Севере - другой, значительно отличающийся, и социальные партнёры не могут найти общий язык в вопросе, что же должно являться критерием - федеральный показатель или территориальный. И для этого они предложили, она заявила, что в рамках российской трёхсторонней комиссии будет создана рабочая группа по сближению позиций. Но мы считаем, что мы тоже должны оказать влияние, и берём на себя инициативу в создании межфракционной группы, чтобы найти общий язык и эту проблему, которая во многом является проблемой, унижающей Российскую Федерацию, в конце концов разрешить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка к проекту постановления, розданная в зале. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 18 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении законопроект под пунктом 22 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Пожалуйста, Михаил Васильевич. Включите микрофон на трибуне. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен, просьба принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. Подготовиться Коломейцеву. Кто ещё у нас? Нет больше желающих? Есть, Нилов. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Принимаемый нами законопроект, конечно, важен, он носит не только социальный, экономический, но и политический характер. Вопрос минимальной заработной платы - это вопрос, который всегда волновал депутатов Государственной Думы, но вопрос этот, к сожалению, решается слишком долго. Хочу напомнить, что во втором созыве Государственной Думы - тогда ещё не было фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - минимальный размер оплаты труда не пересматривался в течение трёх с половиной лет и достался нам равный 83 рублям 49 копейкам, что на тот момент соответствовало 3 долларам США. Могу сказать, что после этого мы последовательно вели работу по повышению минимального размера оплаты труда, и это оказалось не так просто, потому что минимальный размер оплаты труда был привязан в качестве мерила ко всем платежам. В минимальном размере оплаты труда измеряли степень уголовного наказания (украл 500 МРОТ - одна ответственность, 300 МРОТ - другая), размеры штрафов, пеней, всевозможных платежей, стоимость недвижимости и так далее, и тому подобное. Мы проделали большую работу, чтоб отвязать МРОТ, сделать его чистым, обеспечить возможность его роста. Именно нами было зафиксировано в 133-й статье Трудового кодекса, что МРОТ должен достичь величины прожиточного минимума. Но для чистоты хочу напомнить, что в Трудовом кодексе есть другая действующая статья, в которой говорится, что это положение вступит в силу в результате принятия отдельного федерального закона. Однажды мы уже устанавливали МРОТ на уровне прожиточного минимума - это была инициатива Президента Российской Федерации, нынешнего президента, а тогда председателя правительства Владимира Владимировича Путина, который, выступая здесь при вступлении в должность, сказал, что мы должны это сделать, и в 2008 году такое решение нами было принято. После этого начался экономический кризис, и мы понимали, что дальнейшее повышение МРОТ может обернуться всплеском безработицы. Необходимо было принимать ответственное решение. Напомню, что в этом году мы дважды повышали минимальный размер оплаты труда - на 4 процента с 1 января и на 21 процент с 1 июля. И сегодня, принимая решение об очередном повышении МРОТ, мы принципиально договариваемся о том, что в течение этого года выработаем механизм повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума, решим ту задачу, которую сами поставили перед собой в Трудовом кодексе. Приглашаем к работе все фракции. В комиссию согласились войти координаторы сторон социального партнёрства - работодатели, профсоюзы, в нашей рабочей группе будут работать министры финансов и труда. У нас есть все основания не устраивать политических митингов, а решить этот важнейший социальный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. Приготовиться Нилову. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле это экономический вопрос, вызывающий политические противоречия, потому что минимальный размер оплаты труда, Андрей Константинович, на самом деле влияет на отложенный спрос и на состояние нашего населения, понимаете? Сегодня в "Почте России" платят заработную плату - половину МРОТ, а руководитель себе выписал 100 миллионов, как известно, и сейчас прокуратура пытается осудить, но не может, потому что в законе до того, как он вступил в должность, было написано, что это можно сделать. Мне кажется, здесь есть некое недопонимание, есть противоречие продолжающегося либерального курса и проблем, которые накопились. Вы поймите, у нас проблема заключается в том, что Минтруд не выполняет своих обязанностей. Он должен разработать методику определения минимального размера оплаты труда на территории - от этого всё идёт. Как только он определит... А у нас что получилось? У нас сегодня каждый губернатор... Вы же знаете, что от размера МРОТ зависит, чья ответственность - субъекта или Федерации, в отношении неработающих особенно: чем выше МРОТ, определённый регионом, тем больше платить, а все субъекты сегодня должники, они в долгах как в шелках. Поэтому мне кажется, что нам лишняя комиссия... Для чего комиссия обычно создаётся? Для того чтобы заволокитить вопросы. Уже есть комиссия - мы ещё одну комиссию! Не хватает ещё отца Денисия, чтобы он это дело окрестил, освятил и похоронил. Мне кажется, что нам с вами надо более чётко спрашивать с ведомств, потому что мы зачастую принимаем закон... Вот как сегодня коллега предлагал: принять особенный закон для особенных ФГУПов, но перечень мы потом по секрету скажем, под столом, понимаете? Надо не под столом, а конкретно. Есть правильный закон, в 2002 году принят: МРОТ должен быть равен прожиточному минимуму - от этого надо плясать! Все производственники знают, что у нас искусственная нехватка денег, низкий уровень монетизации, - так хотя бы через МРОТ можно дать людям дополнительные деньги, возможность покупать. А мы этого не хотим, опять комиссию создаём, пусть, мол, комиссия ещё подумает - ну о чём она подумает?! Пока Минтруд не выработает методику, ничего решаться не будет, а Минфин в нынешнем состоянии может только секвестировать, ничего он делать не будет. Я считаю, что комиссия не нужна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Уважаемые коллеги, давайте обратим внимание полномочного представителя правительства, Александра Юрьевича, на необходимость исполнения нормы закона: ко второму чтению законопроектов правительством уже должны представляться нормативные документы. И просьба к председателям комитетов при вынесении законопроектов на рассмотрение во втором чтении на это обращать внимание, так как это неисполнение федерального законодательства. Договорились? Коллеги, ничего личного. Коломейцев прав. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Не проголосовать за этот законопроект фракция ЛДПР не может, потому что нас избиратели не поймут: пусть не на большую величину, но увеличение идёт, хотя это, конечно, слёзы по сравнению с реальным ростом потребительских цен, со стоимостью предоставляемых услуг и так далее. Действительно, в Трудовом кодексе указано, что прожиточный минимум не может быть больше, чем минимальный размер оплаты труда. У нас, наоборот, много лет вот этот дисбаланс: МРОТ - величина, которая ниже, чем прожиточный минимум. У нас вообще уникальная страна: цены растут, а уровень прожиточного минимума снижается: в третьем квартале 2016 года снижается, в 2017 году снижается... Очень любопытно, как это всё рассчитывается, и ведь не стесняются же эти цифры представлять и нам, и всей стране! Фракция ЛДПР считает, что вообще необходимо установить минимальный размер оплаты труда в час в размере не менее 100 рублей, хотя и это недостаточная оплата. В Румынии, где до сих пор ещё на коровах ездят по городам, и то выше оплата труда, а у нас копейки получают, и ещё НДФЛ облагают доходы даже в размере минимального размера оплаты труда! На это неоднократно обращали наше внимание избиратели, просили изменить налоговое законодательство. Мы считаем, что поддержать это нужно... ну, мы вынужденно поддерживаем. Но конечно, нужно стремиться, чтобы норма, установленная Трудовым кодексом, действовала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Коллеги, по мотивам больше не было желающих выступить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Васильевич, вы будете выступать? Пожалуйста. Шеину Олегу Васильевичу включите микрофон. Видите, за вами не успевают - то вы на своём месте, то на соседском. ШЕИН О. В. Товарищи всегда меня поддержат. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно, поддержит данный законопроект, но я хотел бы сказать ещё раз, о каких цифрах мы говорим. Повышение минимального размера оплаты труда с отметки 7500 до отметки 7800 предполагает увеличение бюджетных издержек всей системы на 0,01 процента и предполагает увеличение нагрузки на национальную экономику на 0,022 процента. Безусловно, мы, как и любые другие здраво рассуждающие люди, полагаем, что любое, пусть даже несущественное повышение уровня жизни людей не может вызывать отторжения. Однако те меры, которые сегодня реально предлагаются и которые мы здесь обсуждаем и голосуем, безусловно, означают и влекут за собой стагнацию уровня заработных плат, уровня жизни и где-то даже снижение, потому что этот так называемый рост не может быть адекватен реальному росту цен, особенно для самых низкооплачиваемых слоёв населения Российской Федерации. Мы, безусловно, приветствуем формирование той комиссии, о которой говорил коллега Исаев, и я сам с удовольствием в ней поработаю. Мы полагаем, что повышение доходов работающих людей в Российской Федерации является не только жестом социальной справедливости, но и мощнейшим рычагом для роста национальной экономики, потому что это стимулирование потребительского спроса, это стимулирование клиентуры для малого бизнеса, для национального производства. Наша фракция считает одной из ключевых задач повышение заработной платы в Российской Федерации, ну, как минимум до уровня наиболее развитых стран третьего мира типа Турции и Бразилии, а дальше, соответственно, уже до уровня стран Восточной Европы. Сегодня минимальные заработные платы в России, напомню, находятся на уровне Республики Гондурас - это 2 условных доллара в час по индексу потребительской корзины. Соответственно, мы поддержим данный законопроект, но мы будем категорически настаивать на том, чтобы вся система перераспределения национального продукта в Российской Федерации была пересмотрена и доходы людей, живущих на заработную плату, были качественно повышены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Шум в зале.) Белиз. Не Гондурас, а Белиз. Они рядом, соседи. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 22 в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 27 мин. 15 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Федеральный закон принят: "за" - 423, "против" - 0, "воздержалось" - 0.
Заседание № 9
16.11.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 15469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2017 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8798 по 9424 из 10766
Уважаемые коллеги, переходим к пункту 37. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Любови Юрьевны Ельцовой. ЕЛЬЦОВА Л. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект, который разработан в соответствии со статьёй 421 Трудового кодекса Российской Федерации в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда до величины, предусмотренной статьёй 133 Трудового кодекса, то есть до прожиточного минимума трудоспособного населения. Законопроектом предлагается повысить МРОТ с 1 июля 2017 года на 4 процента - это прогнозный индекс потребительских цен в 2017 году - и установить его в сумме 7 тысяч 800 рублей в месяц. Соотношение МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения составит, по оценке Минтруда России, 69,5 процента - напомню, что в текущем году это соотношение будет 69,9 процента. Реализация законопроекта об увеличении МРОТ потребует дополнительных финансовых средств на повышение заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях в 2017 году в размере 5,2 миллиарда рублей, в том числе 3,45 миллиарда рублей - из бюджетов субъектов Российской Федерации, что составляет 0,1 процента фонда оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. Считаем, что с учётом проводимой работы по реализации указа президента по повышению заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы (порядка 6 миллионов человек), а также по снижению дифференциации в оплате труда руководящего персонала и работников учреждений указанные средства могут быть изысканы за счёт перераспределения фонда оплаты труда работников. В организациях реального сектора экономики дополнительные средства оцениваются нами в 1 миллиард рублей, и, с учётом того что прогнозируемый рост средней заработной платы в 2016 году составит 7,4 процента, а в следующем году - 5,1 процента, у этих организаций имеется возможность провести повышение заработной платы низкооплачиваемых работников. Повышение МРОТ в 2017 году коснётся 890 тысяч человек, из них 72 процента - это работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях. Законопроект поддержан стороной профсоюзов и стороной работодателей в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 28 октября текущего года, при этом сторона профсоюзов считает необходимым ускорить доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. В связи с этим хотелось бы сказать, что начиная с 2012 года и до настоящего времени сохраняется одно ключевое, на наш взгляд, разногласие, которое мы пытаемся преодолеть со стороной профсоюзов, - по структуре МРОТ. По мнению Минтруда России, в МРОТ входят районные коэффициенты и процентные надбавки: например, в Белгородской области прожиточный минимум за второй квартал составляет 8 тысяч 826 рублей, в то же время в Чукотском автономном округе прожиточный минимум составляет 19 тысяч 32 рубля - а по мнению профсоюзной стороны, районные коэффициенты и надбавки должны начисляться сверх значений МРОТ. В дальнейшем работа по срокам и повышениям МРОТ будет продолжена, мы не прекращаем этот диалог, этот вопрос будет обсуждаться сторонами социального партнёрства в рамках генерального соглашения. На 16 ноября в Минтруд России поступили согласования законопроекта от четырёх субъектов Российской Федерации. С учётом изложенного просим поддержать законопроект о повышении минимального размера оплаты труда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что в результате непростой дискуссии Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов единогласно проголосовал за принятие законопроекта в первом чтении: нас объединило то, что увеличение МРОТ на 300 рублей - это лучше, чем отсутствие увеличения. Что касается существа вопроса, нельзя не согласиться с официальным представителем правительства: действительно, на Чукотке, в Магаданской области, в Москве прожиточный минимум далеко за 17 тысяч рублей, а в Ставропольском крае, в Калмыкии - менее 8 тысяч рублей, и здесь, безусловно, прежде всего объединениям работодателей, профсоюзам и правительству надо искать компромисс. Это непростая ситуация, но это не значит, что она неразрешима, ею просто нужно заниматься и находить решение проблемы. Кроме того, следует учитывать, что в 2016 году уже было проведено увеличение МРОТ на 21 процент с 1 июля, но даже после этого Российская Федерация продолжает оставаться в хвосте, отставать от всех стран по минимальному размеру оплаты труда: в Прибалтике он значительно выше, даже в развивающихся странах Азии он выше. В конце концов, это проблема национального достоинства, и мы её должны решить как можно быстрее. Комитет Совета Федерации с определёнными замечаниями поддерживает концепцию законопроекта. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеется. И ещё раз подчеркиваю, что комитет предлагает поддержать принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы есть? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Любовь Юрьевна, в 2014 году Минтруд заявил, что МРОТ будет доведён до уровня официально установленного прожиточного минимума к октябрю 2017 года. С учётом этого планируется ли правительством довести в ближайшее время МРОТ всё-таки хотя бы до величины среднего прожиточного минимума? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Сергей Васильевич, за вопрос. Как показывает наш опыт, были попытки провести закон, который в 2012 году был подготовлен и которым устанавливались сроки и этапы, - на мой взгляд, без депутатов северных регионов нам это не удастся решить. Парламентские слушания, назовём так, которые мы проводили на площадке Государственной Думы, показали, что это должна быть наша совместная работа - органов власти регионов, профсоюзов и работодателей, отдельных депутатов и обязательно депутатов от северных территорий. Мы очень надеемся, что совершим прорыв и решим этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Абрамов Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н. Уважаемая Любовь Юрьевна, вообще парадоксально: вы, представитель Министерства труда и социальной защиты, на основе индекса потребительских цен пришли к выводу, что необходимо повысить МРОТ, а предыдущий докладчик, также замминистра, пришёл к выводу, что минимальный прожиточный минимум будем понижать в 2017 году. Это первое. И второе. Конечно, очень важный вопрос вы сегодня подняли - по поводу того, что мы не учитываем районный коэффициент. Районный коэффициент начисляется в основном на Дальнем Востоке, на северных территориях. Вот по вашему мнению (делали ли вы какие-либо расчёты?), какая сумма необходима, чтобы выравнять, чтобы исправить эту несправедливость? И в каком году мы всё-таки будем уже начислять на МРОТ районный коэффициент? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо огромное, Иван Николаевич, за вопрос. В законопроекте, который Минтруд предлагал, ещё раз говорю, все наши принципы поддерживаются, но мы говорим о регионализации МРОТ: не один МРОТ на всю страну, как сейчас, а МРОТ, установленный с учётом региональных особенностей. Ведь МРОТ - это не заработная плата, это минимальная гарантия оплаты труда, то есть ниже этого нельзя заплатить. Я специально привела в выступлении данные на сегодняшний день по средней полосе и по регионам Крайнего Севера - порядка 19 тысяч рублей против 8 тысяч рублей. Мы считаем, что МРОТ должен учитывать ту минимальную потребительскую, скажем так, основу, чтобы работник мог приходить и возобновлять свои ресурсы при выполнении трудовых функций, - вот наша позиция. Я ещё раз говорю, мы готовы обсуждать, но мы считаем, что МРОТ - это минимальная гарантия, уже учитывающая региональную специфику в зависимости от того, где человек проживает и трудится, и на неё не должны начисляться районные коэффициенты. Но повторяю, что система оплаты труда не отменяется, она закреплена в Трудовом кодексе, и при расчёте и построении системы оплаты труда северные коэффициенты, как мы их называем, сохраняются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Любови Юрьевне вопрос. Любовь Юрьевна, неоднократно в этом зале депутаты очень бурно, эмоционально обсуждали вопрос о скорейшем приближении минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Поверьте, мы во фракции ЛДПР не могли предположить, что правительством это будет воспринято буквально и сокращение разрыва произойдёт не за счёт увеличения минимального размера оплаты труда, а за счёт уменьшения прожиточного минимума в регионах! Есть такие вещи, которые избирателям непонятны: вот как ни крути, не объяснить это ни ростом индекса потребительских цен, ни какими-то другими методиками и формулировками. Как было непонятно, за что депутаты, отсутствовавшие на заседаниях, получали зарплату (это, слава богу, изменили), так же люди не понимают, как минимальный размер оплаты труда может быть существенно ниже прожиточного минимума в регионе. Когда наконец эта несправедливость будет устранена? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Алексей Николаевич, я искренне рассказала о проблемах, с которыми мы столкнулись с 2012 года, обо всех расчётах и о подходах, и, повторяю, мы очень близки к решению этих вопросов. Что касается северных надбавок, я думаю, каждый понимает, что эта тема звучащая. Как только мы начали обсуждать её в регионах, в Минтруд России, наверное, и в Госдуму просто пачками пошли письма, потому что люди воспринимают это так, будто сейчас будет производиться отмена северных надбавок и районных коэффициентов, то есть это крайне болезненная проблема. Ещё раз говорю, что без участия депутатов северных регионов, силами только правительства и профсоюзов мы не сможем её решить, - это наша общая проблема, и я прошу вас тоже подключиться: мы сейчас будем новый раунд переговоров проводить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Юрьевна, вот Михаил Васильевич, выступая, сказал, что мы в четвёртом десятке по уровню минимального размера оплаты труда и значительно уступаем Прибалтике, Турции, Польше и Португалии, за которой мы гнались. Мы не с 2012-го с этими проблемами столкнулись - в 2002 году вступил в силу новый Трудовой кодекс, 133-й статья которого предусматривает, что МРОТ должен быть равен прожиточному минимуму на территории. В 2014 году вы, правительство, пообещали в Государственной Думе это сделать, и в рекомендациях по результатам парламентских слушаний предлагался даже график по реализации этой нормы, который вы в 2017 году должны были выполнить. Скажите, пожалуйста, вы собираетесь Трудовой кодекс выполнять или нет? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Николай Васильевич, я хотела бы ещё раз подтвердить то, что уже сказала: вопрос, касающийся расчётов и подходов, есть, - давайте вместе решим этот вопрос! Депутатский корпус должен понять, что проблема, которая на практике существует, заключается в том, что даже Верховный Суд - есть такие факты - принимает разные решения по обращениям в части расчёта и начисления северных и несеверных надбавок на МРОТ, даже такое есть, так что это уже вопрос законодательный, значит, давайте вместе работать и решать эту проблему. Минтруд России предлагает такое решение. Если Государственная Дума его поддержит - конечно, при условии разъяснительной работы на местах, потому что никто не хочет, поверьте, социального напряжения, - то мы решим этот вопрос, и, может быть, в более короткие сроки. Мы будем очень стараться! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ремезков Александр Александрович. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Драпеко по карточке Ремезкова. Уважаемая Любовь Юрьевна, практика реализации последнего повышения МРОТ показала, что в отрасли культуры это приводит к сокращению численности работающих. Вы говорили о внутренних резервах, но в этой отрасли нет внутренних резервов. Существует практика, когда человек исполняет должности директора клуба и истопника и получает за каждую работу по одной четверти ставки. Не рассматривается ли вопрос о запрете вообще оплаты, любой оплаты труда, то есть чтобы нельзя было МРОТ делить на четверти? Это же позорище просто, а на практике это везде в сельской местности, в посёлках происходит! ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Елена Григорьевна, спасибо за вопрос. Если вы говорите о программе поэтапного повышения оплаты труда, в том числе в сфере культуры, то там в отличие от других отраслей не выбираются какие-то категории, а идёт повышение для всех. Ежегодно из федерального бюджета выделяются средства, причём целевые, а не просто на бюджетную сбалансированность, именно на эту программу. В следующем году это будет порядка 40 миллиардов рублей, потом 50 миллиардов, и 50 миллиардов идёт чисто вот этих целевых средств. Это что касается поддержки из федерального бюджета. А вот то, о чём вы говорите, приводите пример, как раз свидетельствует о том, что мы не можем сейчас, при той законодательной норме, которая есть в Трудовом кодексе, просто взять и довести МРОТ до прожиточного минимума: это как раз приведёт к негативным явлениям прежде всего в бюджетной сфере, где применяется эта система, поэтому без законодательного решения, о котором я говорила, без поправок к Трудовому кодексу, просто волевым решением мы не можем повысить только цифры - это приведёт к негативным явлениям во всех сферах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Любовь Юрьевна, я всё-таки никак не могу понять, в чём проблема - почему нельзя поднять минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума? В финансово-экономическом обосновании написано, что, если на 300 рублей поднимать, нужно 6,74 миллиарда рублей. Я прикинул: если поднять МРОТ до прожиточного минимума в размере 10 тысяч 729 рублей, нужно примерно 70 миллиардов, ну, могу ошибаться, плюс-минус ещё сколько-то - при бюджете 16 триллионов это, мне кажется, не проблема, можно эти деньги найти в бюджете. Дайте предложения всё-таки - в чём проблема-то?! Правительство взяло на себя это обязательство - почему вы его не выполняете? Не такие это большие деньги! ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. Я хотела бы сказать ещё раз, что у нас ключевая проблема сейчас только в одном - в структуре МРОТ. Есть чёткое и понятное определение в Трудовом кодексе, но сейчас слова "а также" трактуются в судебных инстанциях таким образом, что в одних случаях северные надбавки и районные коэффициенты начисляются в пределах структуры МРОТ, а в других - на МРОТ. Законодательная непрозрачность приводит к искажениям и сказывается на реальной системе планирования бюджетов бюджетных организаций. Сумма действительно примерно такая, как вы говорите, у нас она даже немножко больше, это касается прежде всего региональных бюджетов. Просто напомню, что в бюджетной сфере чуть больше миллиона человек работает в федеральных учреждениях, остальные - в субъектовых и муниципальных. В условиях разграничения полномочий по финансированию тех организаций, учредителями которых являются органы власти, это тема очень серьёзная, и к ней надо отнестись ответственно, выправить законодательную норму, к чему мы и призываем. Поправки у нас готовы. Вопрос в том, что это вызывает колоссальную социальную напряжённость в северных регионах. И необходима, на наш взгляд, параллельная разъяснительная работа на местах, ведь это серьёзная программа, а не просто поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемая Любовь Юрьевна, базовые ставки заработной платы и МРОТ бывают настолько разные, что человеку, получающему заработную плату 7 тысяч 500 рублей или, как сейчас будет, 7 тысяч 800 рублей, приходится выполнять работу на полторы, а то и на две ставки. Скажите, пожалуйста, всё-таки есть у правительства в планах исправить такую несправедливость и довести базовые ставки заработной платы до МРОТ? ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Спасибо, Вера Анатольевна. Я скажу прямо: мы рассматривали этот вопрос начиная с 2012 года - и базовые ставки, и МРОТ. В регионах высокий базовый оклад 8 тысяч рублей, если мы говорим про МРОТ, приведёт к серьёзным перекосам, проблемам, практически не будет переменной части, которая стимулирует качество выполнения услуг. Для богатых регионов или для регионов, где высокий МРОТ и прожиточный минимум, это не даёт никакой серьёзной основы, кроме того что все должны переделывать, переписывать бумаги, чтобы выполнить предписание о введении базовых окладов. Мы стоим за рациональное начало в решении этого вопроса. Во-первых, в Трудовом кодексе за правительством закреплено установление базовых окладов, что является не обязанностью, а правом. И мы исходим из того, что есть сейчас, я уже говорила о разграничении полномочий по финансированию учреждений бюджетной сферы. Мы полагаем, что роль базовых окладов в исправлении ситуации невелика, более того, и сами учреждения считают, что централизованное установление базовых окладов, которые являются и субъектовыми, и муниципальными, для всех регионов Российской Федерации, нерационально и приведёт к перекосам в установлении системы оплаты труда. Сейчас позиция такая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Казанков Сергей Иванович. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. Любовь Юрьевна, сейчас МРОТ составляет 69,9 процента прожиточного минимума, а будет составлять 69,5 процента. Есть такая проблема: многие депутаты подневольны и проголосуют за любое решение правительства, при этом они нарушат статью 421 Трудового кодекса, которая гласит, что мы должны постепенно двигаться к сокращению разрыва. Я хотел бы попросить вас сделать ко второму чтению МРОТ не 7 тысяч 800 рублей, а хотя бы 8 тысяч, чтобы мы своим ходом, год за годом, но всё-таки пришли к справедливости. ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Сегодня говорили о существенном, свыше 20 процентов, росте в этом году. Из регионов Российской Федерации столько было писем об этих решениях в условиях правовой коллизии, о том, к каким дополнительным расходным обязательствам привела эта ситуация в регионах, - писем было очень много, поверьте! Мы сделали так, чтобы было понятно, почему повышение именно на 4 процента - мы говорим о минимальной гарантии федерального уровня, но, если брать сейчас бюджетную сферу, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования исходят из своих позиций. Ещё не надо забывать, что в Трудовом кодексе есть статья, где оговаривается, что во всех субъектах утверждаются соглашения о минимальной заработной плате, и там другие цифры идут, есть отклонения, естественно. Минимум, который мы с вами устанавливаем, - это граница, ниже которой нельзя опускаться. Регионы идут всегда по другому пути, в реальном секторе экономики на уровне регионов и в отраслевых соглашениях цифры для трудящихся другие. Мы на сегодняшний день предложили вот такое прозрачное, понятное решение, почему уровень повышения МРОТ - 4 процента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, нельзя ли передать представителю правительства, что у нас, у депутатов, просьба, чтобы нам отвечали на наши вопросы, а не излагали какие-то свои умозаключения. Я вот слушаю представителя правительства и понимаю, что на все вопросы, которые задаются, ответы, мягко говоря, странные! Спасибо. Извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, в заседании принимает участие полномочный представитель Правительства Российской Федерации, думаю, что этот вопрос правильно было бы адресовать ему. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сегодня только два положительных момента позволяют смотреть в будущее с очень сдержанным оптимизмом - то, что мы этот вопрос обсуждаем, и то, что представители правительства понимают, что нужно что-то делать, - на этом всё хорошее вроде как и заканчивается. Во-первых, ситуация работающих нищих никого не устраивает, а во-вторых, получается, что мы, доверяя правительству, принимаем законодательные акты, а потом правительство жалуется на низкий уровень законопроектов, которые оно представляет в Государственную Думу. Сейчас уважаемой Любови Юрьевне мешают различные акты, включая Трудовой кодекс и другие кодифицированные законы - тогда для чего вносить такие законопроекты и доказывать здесь, что они эффективные?! Какие есть предложения у меня? Если чего-то не хватает и вы просите помощи, помощь будет оказана - я глубоко убеждён в этом. По предложению руководителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе созданы экспертные советы, куда вошли лучшие специалисты из числа депутатов, которые имеют за плечами положительный опыт реализации проектов, - давайте собираться вместе, давайте в течение полугода полностью отработаем пакет документов по внесению изменений в законодательство. В 2018 год мы должны войти, решив одну задачу, главную - МРОТ должен соответствовать величине прожиточного минимума, поэтому я предлагаю правительству ко второму чтению предложить комплекс мер, и мы утвердим график совместной работы, с тем чтобы эта задача была решена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Большое спасибо. Надо понимать: дискуссия по МРОТ всегда приводит к большому оживлению, но не приводит ни к каким серьёзным изменениям с точки зрения бюджетных экономических процессов. Повышение, о котором сейчас здесь сказано, даёт нагрузку в размере 0,022 процента на бюджеты всех уровней, а не на весь объём консолидированного бюджета, и в размере 0,01 процента объёма ВВП. Между тем очень важно посмотреть, к какой категории стран относится Россия с точки зрения ситуации с минимальным размером оплаты труда. Если мы посмотрим, какова заработная плата с учётом индекса покупательной способности (хорошо, не будем брать обычную валюту), мы увидим, что в России заработная плата составляет 2,14 доллара в сутки (я подчеркну: по индексу покупательной способности), в Ираке - 2,4 доллара в сутки, в Габоне - 2,5, в Коста-Рике - 2,6, в Тбилиси - 2,85, в Турции - 5,89 доллара в сутки. То есть минимальный размер заработной платы в Российской Федерации ниже, чем в странах третьего мира, и Россия занимает сегодня 91-е место на планете по размеру минимальной заработной платы. Более того, в рамках того предложения, которое сегодня рассматривается, разрыв между минимальным размером оплаты труда и прожиточным уровнем будет увеличен: МРОТ составляет 70 процентов величины прожиточного минимума - предлагается сделать 69 процентов. То есть, по сути дела, работники в России загнаны в ситуацию, которая хуже, чем в странах третьего мира, и эту модель предлагается законсервировать, хотя она ведёт в том числе к снижению покупательной способности населения, к уменьшению объёма товарооборота, к постоянному дефициту бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, о чём сегодня здесь уже был разговор. И повторю ещё раз данные, с которых я начал: на сегодняшний день нам внесли предложение, которое означает увеличение нагрузки на бюджет на 0,022 процента, - мне кажется, более наглядной демонстрации совершенной незаинтересованности правительства в решении вопроса, касающегося повышения заработной платы в стране, ну, наверное, и придумать нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Ну не поддержать - избиратели не поймут, потому что увеличение хотя бы на 300 рублей - это... позорное, но увеличение, поэтому ЛДПР вынужденно поддерживает данный законопроект. Но мы при этом обращаем внимание, что на протяжении многих лет не выполняется норма Трудового кодекса, в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже величины прожиточного минимума. Мы всё-таки надеемся, что правительство услышит высказывания, доводы, которые звучали на заседании комитета при обсуждении законопроекта, услышит сегодняшнюю дискуссию в зале и в следующем году, когда в очередной раз будет устанавливаться МРОТ, он уже заметно изменится. Я напоминаю о принципиальной позиции ЛДПР: мы предлагаем установить минимальный размер оплаты труда не ниже 100 рублей в час и освободить от подоходного налога тех, кто получает самый минимум - до 15 тысяч, до 20 тысяч рублей, эти граждане должны быть освобождены от подоходного налога. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемая Любовь Юрьевна, я сегодня впервые услышал от вас правду, которую до этого стеснялись говорить представители правительства, ваш министр: вы сказали, что это не минимальный размер заработной платы. Когда мы читали наименование законопроекта, мы терялись, не понимали, о чём же идёт речь, - да, вы правы, это не минимальный размер заработной платы, это не зарплата, это, как вы говорите, минимальные гарантии, но что это такое, не очень понятно, поэтому давайте тогда внесём поправки, и так и будет называться этот закон. Я считаю, что это пособие для выживания, для покупки какого-то минимального набора продуктов, может быть, товаров, но никак не для оплаты жилья, а тем более не для культурного развития, не для отдыха - ничего этого здесь не предполагается. Я вас благодарю за эту правду, но тогда давайте двигаться дальше - давайте всё-таки определим, что такое зарплата, что такое минимальная зарплата, а не мизерная, и примем, как это и положено во всех странах, нормальный закон о МРОТ. Конечно, такие законы существуют, но минимальные зарплаты там, в Европе, в развитых странах, в пересчёте на рубли составляют примерно 100 тысяч рублей, коллеги! Вы говорите, что от нас что-то зависит, - я вам отвечу: есть законопроект нашей фракции о МРОТ, мы его внесли, это мой законопроект, где для начала предложена ставка в размере 100 рублей в час. Откуда деньги взять, мы тоже предложили: внесён законопроект, который называется также - о МРОТ, но о максимальном размере оплаты труда из казны, из бюджета всех вот этих деятелей великих, топ-менеджеров, вот этих прогуливающихся по футбольному полю миллиардеров, да ещё и без всякого результата! Вот где деньги - там огромные, не соответствующие эффективности их работы зарплаты и бонусы! Так что предложения мы делаем, а вы, правительство, не слышите, не хотите реагировать на эти предложения, и это, конечно, вызывает возмущение. Я уверен, что и во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" это вызывает колоссальное возмущение из-за позора, которому вы подвергаете депутатов и Думу, приходя сюда и делая какие-то заумные доклады о том, почему 7 тысяч 500 рублей или 7 тысяч 800 рублей - это нормально, почему нельзя больше... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кабанова Валентина Викторовна. КАБАНОВА В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно же, предложенный законопроект о повышении минимального размера оплаты труда на 300 рублей... эта сумма, конечно же, недостаточна, и нельзя не согласиться с генеральным советом Федерации независимых профсоюзов России, указавшим в своём постановлении, что Правительству Российской Федерации совместно с объединениями профсоюзов, с объединениями работодателей, с региональными органами власти необходимо незамедлительно приступить к разработке законодательных норм, предусматривающих поэтапное повышение минимального размера оплаты труда на 2017-2019 годы до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые коллеги! Позвольте напомнить всё-таки, что во втором созыве Государственной Думы за четыре года вообще не принималось решение о повышении минимального размера оплаты труда, и тогда он, уважаемый Николай Васильевич, составлял чуть более 83 рублей, то есть 3 процента прожиточного минимума, - сейчас, с учётом современных реалий, мы повышаем на 300 рублей, и это лучше, чем ничего! Повторяю: конечно же, этого недостаточно, но в соответствии с новыми подходами правительства к формированию федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов в части предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и грантов, о чём вчера говорил министр финансов, регионам, добившимся экономического роста и ликвидации дотационных бюджетов, у таких регионов появится возможность в соответствии с законом о социальном партнёрстве, то есть о трёхсторонней комиссии, принимать законы о повышении минимального размера оплаты труда на региональном уровне, о чём свидетельствует практика ряда субъектов Российской Федерации. Я представляю Московскую область, и мне хотелось бы сказать, что, например, у нас в Московской области размер минимальной заработной платы - 13 тысяч 500 рублей, а это выше прожиточного минимума по Российской Федерации и немного выше прожиточного минимума по Московской области. Но, выполняя наказы избирателей и чувствуя, что в Московской области необходимо всё-таки решать вопрос о повышении минимального размера оплаты труда, мы - губернатор, работодатели и профсоюзы - пришли к взаимопониманию по этому вопросу и к выводу об изыскании уже в этом году возможности на 10 процентов повысить размер минимальной заработной платы. На основании изложенного и с уверенностью, что в связи с принятыми мерами количество самодостаточных субъектов у нас в стране в ближайшее время увеличится, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в первом чтении. Прошу депутатов поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я не знаю, откуда Валентина Викторовна взяла такие данные. Вот вы утвердили перечень обязательств субъекта Российской Федерации - получателя дотации, предлагаемый для включения в перечень условий предоставления дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. А я вам уже говорил, что у нас, к сожалению, за этот год почти на треть увеличилась задолженность субъектов Российской Федерации, и я не увидел ни одной меры, принятой нами, которая бы привела к обратному процессу. Но самое страшное в другом: вы поймите, ведь один Валерий Карлович сослался на пояснительную записку, а в ней чёрным по белому написано, что это касается 75 процентов бюджетников! Это первое. Второе. Вы в 2002 году принимаете Трудовой кодекс, который обязывает приравнивать МРОТ к прожиточному минимуму на территории, и шестнадцать лет мужественно боретесь за его выполнение - вы же цели никогда не достигнете! Третье. Вы поймите, это отложенный спрос, без него не будет работать экономика! Есть противоречия между продолжением гайдаровщины в экономике и реальностью, действительностью: с одной стороны, мы провозглашаем, что рынок всё урегулирует, с другой стороны, это ведь мы с вами сделали так, что в Бюджетном кодексе раньше было деление доходов и расходов 50 на 50, а стало 60 на 40! 120 полномочий мы мужественно передали субъектам при дефиците бюджета у подавляющего большинства и при уменьшении их финансовых возможностей! С моей точки зрения, нам надо понять одно: и первый, и второй замминистра вам сказали, что нет единой методики расчёта величины прожиточного минимума на территории, каждый губернатор специально придумывает такую методику, чтобы не увеличивать свои бюджетные обязательства, а хоть как-то пощипать федеральный бюджет, понимаете, - ну при чём здесь расчёт минимального размера прожиточного минимума и оплаты труда?! В Румынии, которую, справедливости ради надо сказать, вчера футболисты наконец обыграли, в 2,5 раза больше МРОТ, чем в Российской Федерации, я уже не хочу говорить о Прибалтике, в которой МРОТ вообще в 5 раз больше, чем у нас! И главное, уважаемые товарищи: мы продолжаем болтаться в неопределённости - хотим это, хотим то, - а "Газпром" уменьшил добычу газа, снизил эффективность работы, увеличил в этом году выплаты топ-менеджерам на 22 процента и нашёл возможность заплатить 2,4 миллиарда рублей узкому кругу - так, может, давайте с этого начнём? Тогда мы все вопросы решим! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А. Коллеги, к сожалению, внятных ответов, кроме того что во всём виноваты северные регионы, на вопрос, когда же МРОТ всё-таки сравняется хотя бы со средним прожиточным уровнем по стране, мы от Любови Юрьевны так и не получили, хотя правительство работает над данным вопросом уже пять лет. Конечно, это как минимум нелогично, когда человек получает зарплату ниже, чем необходимо для элементарного выживания. Мы с коллегами поддержали законопроект на заседании комитета, но решили создать рабочую группу во главе с Андреем Исаевым, которая за 2017 год разработает необходимые механизмы доведения МРОТ до величины прожиточного минимума, и вчера на встрече правительства с фракцией мы получили от министра Топилина заверения, что он примет все меры для решения этого вопроса. Конечно, ещё одну пятилетку правительству мы не дадим! Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный вопрос. Заключительное слово предоставляется докладчику. Пожалуйста, Любовь Юрьевна. ЕЛЬЦОВА Л. Ю. Хотела поблагодарить за высказанные замечания. Уверена, что и деятельность рабочей группы, и приглашения на обсуждения во фракции обязательно дадут возможность нам вместе выработать позицию. Спасибо огромное за все замечания! Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет ли заключительное слово содокладчика? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 37 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 38 мин. 28 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 424 чел. Не голосовало 26 чел.5,8 % Результат: принято Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении принимается: за - четыреста двадцать четыре, против - нет, воздержавшихся нет.