Заседание № 103
08.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 154683-4 "О внесении изменений в пункт 1 статьи 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" (в части, касающейся права акционерных инвестиционных фондов на создание паевых инвестиционных фондов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4518 по 4809 из 6807
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, Купцов очень внимательно следит за своими товарищами, которые хотели бы выступить. Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах". Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах". Прежде чем перейти к содержанию закона, позвольте мне сказать, что я не считаю себя самым крутым специалистом по этому вопросу в Государственной Думе и вроде бы в этом смысле мое выступление сегодня несколько неожиданно. С другой стороны, я считаю своим долгом каждый раз, когда предоставляется возможность, попытаться защитить интересы людей с низкими и средними доходами, что делаю и сейчас. Итак, напомню сначала, в чем суть проблемы. Конечно, уважаемые коллеги, вы еще не забыли времена ваучерной приватизации, разного рода "МММ", "РДС", "Хопер-инвест" - отличные компании. Что там еще? "Чара", "Тибет" и прочие. Это те самые времена, когда Анатолий Борисович обещал нам, что каждый сможет на ваучер купить "Волгу", а иногда говорил, что даже две "Волги". Результаты ваучерной приватизации известны: большинство не смогло купить на ваучер даже велосипед, зато некоторые говорят: Волгу - да, могу купить, но зачем мне так много воды со всеми вашими городами? Если говорить серьезно, уважаемые коллеги, то, как ни странно, после всего этого в России еще есть некоторое количество ваучерных инвестиционных фондов, создававшихся в период ваучерной приватизации, которые хотят выполнить свои обязательства перед своими акционерами. Итак, цель настоящего законопроекта заключается в том, чтобы продлить срок, в течение которого акционерные общества, осуществляющие деятельность в качестве инвестиционных фондов, вправе создать из своего имущества паевые инвестиционные фонды. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" обусловлены следующими причинами, уважаемые коллеги. Статьей 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" установлено, что акционерные общества, имеющие на день вступления в силу закона лицензию на осуществление деятельности в качестве инвестиционных фондов, вправе в течение трех лет со дня вступления закона в силу по решению общего собрания акционеров создать из своего имущества паевые инвестиционные фонды. Следовательно, указанной статьей закона временные пределы реализации этого права ограничены окончанием 2004 года. Однако только через год после вступления закона в силу было принято постановление Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Российской Федерации, определяющее дополнительные требования к порядку создания паевых инвестиционных фондов из имущества акционерных обществ. Это постановление ФКЦБ от 6 ноября 2002 года. То есть фактически только с 2003 года у акционерных инвестиционных фондов появилась реальная возможность осуществлять действия по созданию паевых инвестиционных фондов из своего имущества. В результате этого действительный срок, в течение которого акционерные инвестиционные фонды могли превратиться, попросту говоря, в ПИФы, сократился на один год, а это фактически является ограничением права акционерных обществ на совершение действий по созданию фондов в сроки, предусмотренные законом. Необходимо также обратить внимание, уважаемые коллеги, на то, что создание фондов из имущества акционерных инвестиционных фондов не может быть осуществлено за короткий промежуток времени. Рискну сказать, что, если бы кто-нибудь из нас попытался это сделать, думаю, у четырехсот сорока из четырехсот пятидесяти это вряд ли получилось бы. Это длительный, протяженный во времени процесс. С момента принятия решения о создании паевого инвестиционного фонда до момента окончания его формирования и ликвидации акционерного общества проходит в среднем от полутора до двух лет. За это время необходимо провести общее собрание акционеров для принятия решения о создании фонда, разработать, утвердить и зарегистрировать условия создания фонда, порядок приобретения инвестиционных паев, правила фонда, оценить имущество, передаваемое в оплату инвестиционных паев, собрать данные акционеров инвестиционного фонда и обеспечить их присутствие при открытии счетов в реестре создаваемого паевого инвестиционного фонда либо обеспечить их явку к нотариусу для освидетельствования подписи, произвести ликвидацию акционерного общества и так далее, и так далее. Коллеги, я бы мог еще много-много вам рассказать о том, какие трудности приходится преодолевать тем, кто пытается добросовестно защитить интересы своих акционеров в связи с проведением общего собрания этих акционеров, но, если позволите, я сэкономлю ваше время и не буду вам все эти подробности рассказывать. Уверяю вас, это очень и очень длительный и сложный процесс. В результате у нас в России, по данным бывшей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, осталось четыре инвестиционных фонда, которые хотели бы превратиться в эти самые ПИФы, поскольку превращение в паевые инвестиционные фонды, с одной стороны, облегчает ликвидность и тем самым повышает капитализацию, а значит, повышает конкуренцию на рынке коллективных инвестиций и позволяет более полно выполнить обязательства перед акционерами этого фонда. Не буду от вас скрывать, уважаемые коллеги, что поводом для внесения законопроекта послужило обращение одного из таких фондов. Он называется "Защита", находится в Перми, в нем примерно семь тысяч семьсот человек. Абсолютное их большинство - это ветераны, пенсионеры и лица с ограниченными возможностями здоровья, попросту говоря, инвалиды. Вот поэтому, уважаемые коллеги, я просил бы вас поддержать этот законопроект. Он не требует ни рубля затрат из бюджета, он есть не просит, он не предполагает никаких дополнительных обязательств со стороны государства, он просто дает людям, которые добросовестно отнеслись к ваучерной приватизации, еще один шанс в полном объеме выполнить свои обязательства перед теми, кто в эту ваучерную приватизацию поверил и вложил средства в добросовестные инвестиционные фонды, а не в какие-нибудь "МММ". Вот, собственно говоря, коротко о содержании этого законопроекта. Прошу вас его поддержать. Спасибо, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Присаживайтесь пока, пожалуйста. Содоклад от комитета сделает Пирожникова Людмила Владимировна. Пожалуйста. ПИРОЖНИКОВА Л. В., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам очень внимательно рассмотрел представленный законопроект и, могу сказать сразу, предлагает его отклонить. Причины существенные. Первая причина. Указанный закон, в который мы сейчас хотим внести изменения, на самом деле вступил в силу более чем полгода назад, поэтому хотя бы из-за этого это делать некорректно - вносить изменения в нормы такого переходного периода. Но самое главное, как мне представляется, - это то, что законопроектом предлагается открывать лицевые счета со статусом "инвестиционные паи неустановленного лица". Это значит, что акционеры, которые потом, я считаю, в принудительном порядке переводятся в паевой инвестфонд, на самом деле даже этого не знают, то есть в дальнейшем их собственностью будут распоряжаться без их ведома, и это нарушит их права. Мы понимаем, что на самом деле проблема существует, ее надо решать, но решать нужно путем подготовки нового законопроекта, который описывал бы процедуру. Поэтому комитет предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу только две руки: депутат Гостев и депутат Ближина. И еще депутат Локоть. Всё, больше рук не вижу. Пожалуйста, депутат Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Людмила Владимировна, на мой взгляд, вы своим докладом, говоря языком Чубайса, вбили последний гвоздь в иллюзии, которые касались ваучерной приватизации. Но на самом деле проблема серьезная, и, как сказал основной докладчик, она касается только четырех организаций, четырех фондов, за которыми стоят конкретные люди. И направленность этого закона, на мой взгляд, насколько я разобрался в нем, сугубо социальная. Не кажется ли вам, что все-таки проблему эту следует решать и не надо так вот легко отметать сегодня эту попытку решить проблему людей, поверивших когда-то в две "Волги", которые нам с вами пообещали, всему народу, и все-таки пытающихся как-то реализовать свои права в этом вопросе? Я хочу надеяться, что сегодня в основе предложения вашего комитета все-таки лежит не то отношение... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, укладывайтесь, пожалуйста, в минуту. Пожалуйста, Людмила Владимировна. ПИРОЖНИКОВА Л. В. Дело, конечно, ни в коем случае не в принадлежности к фракции, а в существе вопроса. Все аргументы, которые привели вы и уважаемый коллега Смолин, на самом деле как раз за отклонение этого закона, и по следующей причине. Существует реестр акционеров. Да, там действительно живые люди, но их не нашли по каким-то причинам, может быть, случайно, а может быть, и нет. С другой стороны, предлагается открыть на имя человека, который об этом даже ничего не знает, лицевой счет. Причем счет так и называется "инвестиционные паи неустановленного лица". Мы, любой из нас хотел бы стать неустановленным лицом? Причем за этим лицом стоит на самом деле собственность, которой будут пользоваться. Что, собственно говоря, мешало в течение трех лет этого человека отыскать? Более того, потом перевести его из этого статуса "неустановленного лица" можно будет как раз после представления всех документов, которые почему-то, по какой-то причине не удалось представить в тот момент, когда это предполагалось по закону. Стало быть, он так и будет пожизненно неустановленным лицом, как говорят в народе, мертвой душой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Георгиевич Гостев, ваш вопрос. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо. Людмила Владимировна, вы говорили о некорректности внесения такого законопроекта, который предлагается Олегом Николаевичем, в связи с тем что полгода назад вступил в силу другой закон. И кстати, этим законом, в общем-то, пытаются исправить ту лажу, которую мы приняли, поэтому говорить о некорректности нельзя. Если мы видим, что мы допустили некорректность, принимая тот закон, мы вносим изменения и дополнения. Олег Николаевич предлагает защитить в основном инвалидов. Там не столько много ходячих и не столько много видящих, это прежде всего защита тех, кто сир и болен, тяжело болен. Почему мы не можем пойти навстречу и поддержать быстрое решение проблемы, которое предлагается Олегом Николаевичем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич, я прошу вас употреблять только парламентские выражения. Пожалуйста, Людмила Владимировна. ПИРОЖНИКОВА Л. В. Спасибо за вопрос. Ну, здесь я что хотела бы сказать? Мы же не отрицаем, проблема поставлена коллегой Смолиным абсолютно правильно. Более того, коллега Смолин - очень опытный и компетентный депутат, поэтому вполне возможно, что следующим этапом будет внесение хорошо подготовленного законопроекта, не дополнений или изменений к действующему закону, а законопроекта, касающегося этой проблемы. И мы готовы его обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ближина Любовь Фёдоровна, ваш вопрос. БЛИЖИНА Л. Ф. Спасибо. К Олегу Николаевичу вопрос. Уважаемый Олег Николаевич, а вы не считаете, что ваше предложение нарушает право собственника, когда его, например, заставляют быть собственником другого юридического лица, даже не спросив его самого об этом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста, ответьте. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, вопрос, по сути дела, опять же касается всё того же открытия счета неустановленного лица. Извините за мудреный ответ, но по-другому не могу. У меня в руках выдержка из Положения о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам № 20 от 7 июня 2002 года, там есть пятый пункт "Открытие счета "Инвестиционные паи неустановленного лица". Коллеги, авторы законопроекта ничего не придумали. Мы фактически списали это положение закона из действующего положения Федеральной комиссии по ценным бумагам. Если счет неустановленного лица будет открываться, это не значит, что он будет открываться вообще без имени и отчества, это значит, что тот человек, который по каким-то причинам прекратил временно свою связь с существующим инвестиционным фондом, уже думая, что, может быть, он никогда не получит не то что своего, а вообще ничего, просто-напросто под своей же фамилией окажется, как этого и требует положение комиссии по ценным бумагам, в новом фонде. Он ничего от этого не потеряет, а на самом деле только выиграет, потому что, еще раз повторяю, ликвидность и капитализация паевого инвестиционного фонда выше, чем акционерного инвестиционного фонда. И законопроект направлен на то, чтобы реализовать в полном объеме обязательства, которые брали на себя эти фонды. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Людмила Владимировна хотела добавить. Пожалуйста. ПИРОЖНИКОВА Л. В. Ну, только один нюанс. Вот в данном случае организации давалось три года, и она была очень заинтересована в том, чтобы этот закон исполнить, но не смогла по каким-то причинам, то есть лицо так и не нашли. Значит, ему пожизненно в этом статусе находиться? Причем он даже об этом знать не будет. То, что процитировал коллега Смолин, - да, это хорошо в случае, если организация является добросовестной и очень быстро изменяет этот статус, то есть подбирает весь комплект документов. Почему она не сделала это в течение трех лет? Значит, это по каким-то причинам сделать было невозможно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПИРОЖНИКОВА Л. В. Он установлен как временный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Людмила Владимировна. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента и правительства? Тоже нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово, Олег Николаевич, у нас после выступлений. У нас выступлений не было, поэтому заключительного слова, извините, не будет. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться голосованием. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 35 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4% Результат: не принято Не принято.