Заседание № 134
О проекте федерального закона № 154486-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за незаконную деятельность коллекторов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за незаконную деятельность коллекторов). Пожалуйста, Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Важный законопроект, который устанавливает уголовную ответственность за незаконную деятельность коллекторов. Подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении. Проведены все необходимые экспертизы - замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! В 2016 году была предпринята попытка нормально выстроить работу коллекторских агентств и коллекторов. Тогда, выступая с этой трибуны, основатель ЛДПР Жириновский говорил о том, что мы за полный запрет коллекторской деятельности, и, тряся вот этими наручниками, призывал к тому, чтобы принимать жёсткие меры уголовного наказания и сажать безбожно в тюрьму за то, что они издеваются над нашими гражданами. К сожалению, Жириновского с нами нет, но дело его живёт, и эти наручники, как символ борьбы с коллекторским беспределом, сохраняются. С каждым годом коллекторы всё больше наглеют. В 2015 году они позволили себе, как тогда пресса написала, наехать на Жириновского. Что случилось? Коллекторы из Брянска прислали вот такое уведомление о начале досудебного производства нам в Архангельскую область, а там раньше стационарный телефон в штаб-квартире ЛДПР был оформлен на Жириновского, и был маленький долг - 3 тысячи рублей. Вот если почитать это уведомление, то повестка от прокурора покажется более корректной и более гуманной. Здесь они пишут: немедленно заплатить 3 тысячи рублей, если нет - привлечение к административной ответственности, административный арест, розыск и арест счетов, взыскание задолженности по месту работы и так далее. С каждым годом они, пользуясь безнаказанностью, наглеют всё больше и больше. В конце прошлого года за то, что от фракции ЛДПР был внесён проект закона о запрете коллекторской деятельности, и за критику в СМИ ассоциация коллекторских агентств подала на меня в суд, но они настолько безграмотные, что даже исковое заявление без ошибок составить не смогли, им этот документ вернули обратно. Мы считаем, что данный закон хороший, он наконец-то вводит более действенные меры для наших правоохранителей, чтобы можно было применять меры уголовного наказания для коллекторов, вплоть до лишения свободы. Но надо признать, что в России этот эксперимент не удался, это всё превратилось в варварство и в бандитизм. Надо запретить коллекторскую деятельность, дать возможность успокоиться им всем, трудоустроиться, и спустя несколько лет мы, изучив нормальную зарубежную правоприменительную практику, к этому вопросу аккуратно вернёмся. Коллекторы - это сегодня гангрена на теле российского общества, и по-другому, кроме как полным запретом деятельности, этот вопрос решён быть не может. Мы видим, да и вы, все присутствующие, видите, какое количество обращений, жалоб в нашем закредитованном обществе. И мы видим, каким образом они работают: заставляют брать новые кредиты, чтобы гасить старые, продавать последнее имущество, когда люди остаются без всего, и применяют самые жёсткие меры - от физического до психологического давления. Так что закон поддерживаем, но этого, считаем, недостаточно. По коллекторам сейчас нужна только одна мера - полный запрет их деятельности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, закон очень важный. Мы с вами на тему, как работают коллекторские агентства, неоднократно здесь говорили. Много правонарушений в этой сфере, и сегодняшний закон не на ровном месте появился - это ответ депутатов как раз на те нарушения, которые есть в среде коллекторов. Жалоб большое количество, поэтому мы принимаем решение об уголовной ответственности, которой ранее не было, за незаконную деятельность коллекторов и коллекторских агентств, причём, если преступление совершается группой лиц, наказание - до десяти лет лишения свободы. Это очень серьёзный шаг по наведению порядка в сфере коллекторской деятельности. Просьба поддержать законопроект. Пожалуйста, включите режим голосования. Ставится на голосование законопроект под пунктом 6, третье чтение. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 37 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно: за - 413 , против - нет, воздержавшихся нет. Поздравляем, коллеги, и слова благодарности Ирине Александровне Панькиной за подготовку таких важных, резонансных, ожидаемых законопроектов. Спасибо. Нам с вами надо в рамках своих полномочий именно такие вопросы выносить на обсуждение, принимать законы - люди их ждут, - потому что действительно многое зависит от того, насколько эффективно будет регулироваться та или иная сфера.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 154486-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за незаконную деятельность коллекторов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Касается законопроект установления уголовной ответственности за незаконную деятельность коллекторов. Всего ко второму чтению поступило три поправки, все они рекомендованы комитетом к принятию. Просьба рассмотреть таблицу поправок и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 35 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 59 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Коллеги, у нас докладчик по 36-му вопросу (это законопроект, принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению) - Алексей Николаевич Диденко, он должен сейчас отбыть в официальную командировку. Я предлагаю рассмотреть законопроект, это займёт немного времени. Нет возражений? Нет.
Заседание № 74
О проекте федерального закона № 154486-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за незаконную деятельность коллекторов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона, которым предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации. В случае принятия проекта федерального закона Уголовный кодекс будет дополнен новой статьёй, новой нормой, и таким образом мы сможем криминализировать действия лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности, те действия, которые сопряжены с целым рядом других нарушений, незаконных действий, а именно применение насилия, уничтожение или повреждение имущества, угрозу совершением этих действий, распространение заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство должника как физического лица. За эти действия предлагается установить уголовную ответственность - до пяти лет лишения свободы, а если эти действия были совершены организованной группой, то до десяти лет лишения свободы. Такая конструкция нормы уголовного права позволит органам правопорядка встать на защиту должника при первых признаках угрозы применением насилия или угрозы убийством, не дожидаясь последствий, которые в связи с этим могут наступить, другими словами, реагировать на обращения должников не тогда, когда есть реальная угроза применением насилия, а когда действия коллектора сопряжены с угрозой применением насилия или угрозой убийством. Как вы знаете, в настоящее время к уголовной ответственности за угрозу убийством привлекают только тогда, когда были основания опасаться осуществления этой угрозы, то есть когда у виновного лица были намерения, был прямой умысел на этот счёт и его действия были направлены на осуществление этой угрозы, а пострадавший воспринимал эти действия как реальную угрозу и у него были реальные основания опасаться осуществления этой угрозы. Так вот в теории, казалось бы, всё просто и ясно, а на практике - нет. Отсюда, кстати, и тот принцип, о котором все говорят: "Вас не убили?" - "Нет". - "Приходите, когда убьют". Чтобы этот недочёт в рамках рассматриваемых отношений ушёл в небытие, предлагается установить норму, которая давала бы возможность правоприменителю реагировать на подобные обращения не тогда, когда будет реальная угроза применением насилия и когда практически ничего уже не возможно сделать, а когда действия лица, направленные на возврат просроченной задолженности, будут сопряжены с применением насилия, или повреждением, уничтожением имущества, или угрозой совершением этих действий, или распространением сведений, которые порочат честь и достоинство должника как физического лица. Прошу данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Важный законопроект, который предлагает установить уголовную ответственность за незаконную деятельность коллекторов. Авторами законопроекта, нашими коллегами-депутатами, предлагается включить в Уголовный кодекс новую статью с довольно серьёзными санкциями, как уже было сказано, по части второй: в случае если преступные деяния совершены организованной группой - до десяти лет безальтернативно. Корреспондирующие изменения предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс. И я хотела бы обратить внимание коллег на то, что на сегодняшний день административный кодекс содержит статью 14.57, которая устанавливает административную ответственность за нарушение требований законодательства при взыскании просроченной задолженности. Так вот нам ко второму чтению, вероятно, придётся внести корреспондирующие изменения в целях исключения конкуренции норм. Безусловно, концепция поддерживается, предлагаем принять в первом чтении при условии устранения указанных недочётов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Вопрос Анатолию Борисовичу. Скажите, пожалуйста, какова правоприменительная практика в части административного кодекса: сколько вот таких недобросовестных коллекторов было наказано? Вы изучали, каким образом это происходит? Насколько мне известно - и эксперты об этом говорят, - достаточно трудно коллектора привлечь к ответственности, в связи с этим они безнаказанно действуют на территории Российской Федерации. И вопрос о чёрных коллекторах - каким образом вот данный законопроект может повлиять на деятельность чёрных коллекторов? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Дмитриевич. Действительно, институт лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности, есть, а вот ответственности за те действия, о которых вы говорите и о которых вы ещё не сказали, но многие об этом знают, практически нет. В связи с этим - конечно же, мы изучили правоприменительную практику на этот счёт в целом - и предлагается модель криминализации тех действий, которые направлены именно на применение насилия или уничтожение, повреждение имущества, или угрозы совершением этих действий, а также распространения заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство должника как физического лица. В общей сложности в связи с этим в Федеральную службу судебных приставов (и не только туда) поступает порядка 80 тысяч жалоб, 40 тысяч из них касается непосредственно микрофинансовых организаций. Но что касается ответственности за незаконность действий, такие случаи, по сути, если мы в целом говорим про всю Россию, можно по пальцам пересчитать. В правоприменении очень часто бывает так, что люди не знают, куда обратиться: они, например, звонят в органы внутренних дел, в дежурную часть, а жалобы остаются без ответа. Практически все обращения - с вынесением постановления или об отказе в возбуждении административного производства, или об отказе в возбуждении уголовного дела. Ну, если конкретно, применительно, допустим, к тем правонарушениям, о которых мы говорим в рамках проектируемых новелл: только в органы правопорядка, которые призваны возбуждать уголовные дела, поступило, например, в 2019 году порядка 2 тысяч заявлений. В последующие годы количество таких заявлений растёт. Ну, я вкратце - если нужно будет, я потом дополню, - чтобы была возможность ответить на другие вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Анатолий Борисович, в пояснительной записке к проекту закона указано, что его разработка продиктована в том числе и тем, что привлечение коллекторов к ответственности по действующим составам Уголовного кодекса на практике вызывает затруднения, поскольку уголовная ответственность наступает только за возможные последствия их действий. Вот как подход, предложенный разработчиками проекта закона, сочетается с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающими ответственность за неоконченные преступления (это статья 29)? Кроме того, статья 14.57 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о коллекторской деятельности - и на основе чего планируется разграничить административную и уголовную ответственность в данной сфере? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Владимир Владимирович, дело в том, что разграничение административного законодательства и тех действий, которые влекут за собой уголовно-правовые последствия, уже есть, - есть законодательство уголовное, есть административное. В рамках рассматриваемых проектируемых новелл мы ведём речь исключительно о тех действиях, которые влекут за собой уголовно-правовые последствия. Конструкция предлагаемой нормы заключается в том, что, с одной стороны, действия коллектора находятся в рамках всех правил, которые установлены федеральным законодательством. Например, личные встречи - не более одного раза в неделю, и он, коллектор, эти правила соблюдает; телефонные переговоры - не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми раз в месяц, и он тоже эти правила соблюдает; текстовые, голосовые сообщения - не более двух раз в сутки, не более четырёх раз в неделю, не более шестнадцати раз в месяц, и эти правила он соблюдает. В то же время, с другой стороны, если его действия сопряжены... если каждый раз после очередного звонка у пострадавшей стороны или разбили стекло в машине, или напали какие-то непонятные люди, применили к нему насилие, и он эти вещи не связать не может, а когда он обращается в органы правопорядка, ему говорят: ну подождите, надо искать тех людей, надо искать, кто повредил машину... Сегодня нет базовой конструкции нормы уголовного права, которая соединила бы эти действия воедино, не дожидаясь последствий, которые могут в связи с этим наступить, особенно что касается применения насилия. Поэтому мы и предлагаем нормы, которыми устанавливалась бы ответственность за действия, направленные на возврат просроченной задолженности, когда эти действия сопряжены с правонарушениями, о которых мы говорим в рамках проектируемых новелл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анатолий Борисович, до настоящего времени в случаях, когда коллекторы применяют силу, портят имущество, их привлекали к ответственности по статье 116 "Побои" и по статье 330 "Самоуправство". Сейчас мы вносим норму об ответственности за намерения. Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, не приведёт ли это к тому, что количество граждан, которые берут кредиты и не возвращают их, увеличится? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо за вопрос, уважаемый Андрей Геннадьевич. Когда граждане берут кредит, не возвращают и у них было на этот счёт намерение, прямой умысел, это мошенничество, и на этот счёт необходимо проводить проверки и привлекать граждан к ответственности. А когда мы говорим об угрозах, мы не ставим вопрос только об угрозах - мы ведём речь о применении насилия, об уничтожении или повреждении имущества, об угрозе совершением этих действий или о распространении заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство должника как физического лица. Я по сути ответил - если нужно, могу более подробно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Анатолий Борисович, фракция, безусловно, поддержит данный законопроект, но существуют опасения, что со временем коллекторы найдут возможность избежать уголовной ответственности и продолжат отравлять жизнь людям. Много обращений, вот сейчас защищаю права женщины, которой угрожают, причём не только жизни и здоровью - присылают фотографии её малолетнего ребёнка, расклеенные по столбам, где написано, что ребёнок болен ВИЧ-инфекцией. Это метод давления на неё, но доказать она не может, что это именно те коллекторы. Наша фракция считает, что необходимо двигаться к полному запрету коллекторских агентств и таких организаций. Мы считаем, это будет дисциплинировать банки, которым сейчас проще продавать долги коллекторам, чем заниматься взысканием самим. Вот как вы относитесь к такой инициативе? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Яна Валерьевна, благодарю за то, что фракция поддержит, благодарю за ту позицию, которую вы высказали. По той ситуации, о которой вы говорите: если сегодня органы правопорядка практически не реагируют, то в случае принятия данного проекта федерального закона они будут просто обязаны реагировать, в противном случае необходимо будет нести ответственность тем лицам, которые приняли данное обращение или звонок и никак не отреагировали. Это хороший пример, о котором вы говорите... К сожалению, это нехороший пример из жизни, но яркий пример, когда бездействие одних влечёт за собой соответствующие последствия для других. Мы хотим эту проблему устранить. Что же касается в принципе идеи запретить институт коллекторов, давайте этот вопрос проработаем отдельно, не в рамках проектируемых новелл. Это требует отдельного обсуждения, экспертного обсуждения, поскольку действительно есть разные случаи. Мы видим, что, с одной стороны, есть недобросовестные лица, которые берут кредит с намерением не возвращать его, и это тоже большая проблема для кредитных организаций, для финансовых организаций, с другой стороны, есть совершенно другая сторона этой медали, когда заложниками оказываются простые наши граждане, социально незащищённые. И эту проблему мы хотим сегодня решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Ирине Александровне. Обсуждался ли на заседании комитета вопрос о том, чтобы оградить и родственников, и третьих лиц от подобного рода угроз? В законопроекте речь об этом не идёт. ПАНЬКИНА И. А. Спасибо большое за вопрос. Речь в целом идёт о том, чтобы пресечь незаконные действия коллекторов, которые будут сопровождаться насилием, угрозой насилием или повреждением имущества, по отношению к любому лицу, поэтому здесь вопрос об объективной стороне определён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Вопрос Анатолию Борисовичу. Анатолий Борисович, вот разные действия в данном случае упакованы в одну диспозицию: это применение насилия, где пять лет, может быть, и нормальный срок, и одновременно клевета, где тоже пять лет срок устанавливается. Нет ли возможности (или необходимости) разбить всё-таки на несколько подпунктов, чтобы, грубо говоря, с применением насилия - одна ответственность, с угрозой его применением - другая ответственность, чтобы это как-то соотносилось с другими статьями Уголовного кодекса, где за клевету у нас, если я не ошибаюсь, предусмотрено полмиллиона штраф, а тут пять лет, грубо говоря, заключение как таковое? Не будут они просто между собой сочетаться - должно быть строже, чем, скажем так, при нанесении побоев из хулиганских соображений, но всё-таки должно как-то соотноситься с тем, что в Уголовном кодексе уже предусмотрено. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Владимирович, спасибо, что обратили внимание на этот вопрос. Действительно, это был отдельный вопрос, это был отдельный предмет дискуссий, неоднократного дискуссионного обсуждения на разных площадках, и именно поэтому мы в санкциях статьи предусмотрели от минимального наказания 300 тысяч рублей до пяти лет лишения свободы. Мы даём такую большую вариативность правоприменителю, органам правосудия именно потому, что последствия таких действий, незаконных действий, могут быть совершенно разные, такая возможность, конечно же, правосудию должна быть предоставлена, поэтому такой разброс: минимум - 300 тысяч рублей, максимум - пять лет лишения свободы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич. АКСЁНЕНКО А. С. Уважаемый Анатолий Борисович, законопроект очень нужный, и наша фракция, безусловно, его поддержит, но хочу спросить - коллеги уже задали вопрос, но немножко в другой плоскости, - неужели необходимость в усилении уголовной ответственности коллекторов возникла только сейчас? Я напомню, что наша фракция в прошлом созыве внесла практически такой же законопроект. Два года он не выносился на рассмотрение палаты, а когда был вынесен, его отклонили с формулировкой: "Принятие закона видится нецелесообразным в связи с дублированием действующих статей УК". При этом в пояснительной записке к рассматриваемому сегодня законопроекту указано, что привлечение лиц, использующих незаконные способы для возврата просроченной задолженности, к уголовной ответственности по действующим статьям УК на практике вызывает затруднения. Что сейчас повлияло на внесение этой законодательной инициативы? И с течением времени не вернёмся ли мы к инициативе, которую мы предложили, о том, чтобы полностью отменить деятельность коллекторов? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Александр Сергеевич, спасибо за поддержку, это очень важно. Действительно, время идёт, всё меняется. К такому умозаключению мы пришли при тщательном изучении складывающейся правоприменительной практики на этот счёт. Я как-то озвучивал цифры. Мы изучили складывающуюся правоприменительную практику за последние пять лет и увидели, что количество обращений на этот счёт кратно возрастает. Только в Федеральную службу судебных приставов поступило порядка 22 тысяч обращений в 2018 году, в последующие годы - 28 тысяч. То же самое - в органы внутренних дел, в органы прокуратуры и в наш адрес. Я не знаю, не могу сказать точно, но, возможно, ваша законодательная инициатива, вашей партии, ваших коллег - депутатов, которая была внесена в прошлых созывах, послужила реперной точкой для повторного обсуждения данного вопроса на разных площадках. Если это так, то вам за это большое спасибо. И за поддержку большое спасибо. А что касается отмены института коллекторов, на этот вопрос я уже ответил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ПАНЬКИНА И. А. Спасибо большое. Коллеги, буквально несколько слов. Вот здесь было сказано, что есть статьи Уголовного кодекса, которые так или иначе содержат определённые меры ответственности. Действительно, статья 179, которая неоднократно применялась и, скорее всего, чаще всего применяется в отношении подобных незаконных действий, касается принуждения к совершению сделки или к отказу от её совершения как раз с применением насилия, санкции здесь аналогичные. Но чем отличается данный законопроект? Здесь конкретно прописан субъектный состав, а именно лицо, действующее от имени кредитора или в его интересах, кредитор - физическое лицо и работник организации-кредитора, то есть вот три субъекта. В этом был камень преткновения: все законопроекты, которые рассматривались ранее, как правило, имели сложности именно вот в этих конструкциях. Мы вышли на такую триаду и будем надеяться, что это будет эффективно и поможет в борьбе с этим злом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Анатолий Борисович, на самом деле тема очень важная и актуальная, и, конечно, хорошо, что мы пытаемся её сейчас отрегулировать. Но к сожалению, коллекторские методы сегодня распространились: не только коллекторы граждан донимают бесчисленными звонками, но и "Ростелеком", некоторые ресурсоснабжающие организации и так далее. Причём они не руководствуются законодательством по коллекторам - вот вы говорили: раз в день или два раза в неделю, - они названивают гражданам буквально десятки раз, терроризируют их, особенно пожилых. Конечно, там нет угроз убийством и насильственных действий, но это не менее серьёзно отражается на психологическом состоянии граждан. Не считаете ли вы возможным как-то расширить ответственность, административную может быть?.. (Микрофон отключён.) ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Ренат Исмаилович, спасибо за высокую оценку проектируемой новеллы, проекта федерального закона. Что касается вашего предложения, вы знаете, это вполне возможно, это может быть предметом обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению в случае принятия в первом чтении. Есть эта проблема: они на грани административного правонарушения и уголовного правонарушения, тех действий, которые могут повлечь за собой уголовно-правовые последствия. Вот эту грань, этот момент, может быть, тоже нужно более тщательно проработать, для того чтобы расширить круг действий коллекторов, которые подпадают под действия, влекущие за собой уголовно-правовые последствия. Но это уже вопрос подготовки проекта федерального закона ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, по факту мы пытаемся решить глобальную проблему вот таким каким-то мелким-мелким регулированием определённой сферы. В чём состоит проблема? В крайней закредитованности нашего населения. Я не знаю, какая последняя цифра, но предпоследняя была 23 триллиона рублей - это долги, которые наши граждане сегодня имеют. Почему они берут кредиты? Я думаю, ни у кого из вас нет сомнений, что их берут, потому что денег не хватает, потому что доходы очень низкие. Второй момент связан с теми, кто выдаёт эти самые кредиты. Мы говорим про микрофинансовые организации: недавно было 1000 процентов, потом 300 процентов, сейчас, нам говорят, 185 процентов - это в принципе достаточное ограничение. Я напомню вам, что в этом зале два года назад, три года назад мы рассматривали вопрос, наше предложение о снижении процентной ставки, максимального процента по кредитам до 30 процентов, как это сделало большинство ведущих стран, цивилизованных стран. Нам сказали: "Нет, банковское сообщество против, финансовое сообщество против". Пускай продолжают зарабатывать микрофинансовые организации? Но они и представляют главное зло. Для того чтобы выколачивать долги, которые они сами же навязывают нашим гражданам, появилась вот эта коллекторская система, или система коллекторов. Опять же предлагаем вам просто её устранить, тогда не будет необходимости на кого-то заводить уголовные дела, именно вот доказывая, что они, там, угрожали, били, клеветали и тому подобное. Просто запретить такую деятельность и наказывать за сам факт, если кто-то этим пытается заниматься. Пусть этим занимаются судебные приставы, специальная служба есть в стране, которая должна заниматься как раз взысканием долгов и всем, что с этим связано, не донимать людей по ночам, не расписывать подъезды, не воздействовать на родственников. Ну и последний момент - это широкий разброс санкций, от штрафа в 300 тысяч рублей до пяти лет лишения свободы. Нам говорят, ну, ничего страшного, судья разберётся. Вот как захочет, так он и сделает. Мы оставляем огромную лазейку для разного рода коррупционных воздействий, начиная со следователя, который этим будет заниматься, и прокурора, который будет выносить соответствующее решение, предложение, как наказать, и заканчивая судьёй. Как это - от 300 тысяч до пяти лет? Ну вы сами подумайте, на каком основании? На основании каких критериев он будет принимать решение: нравится - не нравится, слышу - не слышу? Это должно быть чётко прописано, и вот этот лаг на усмотрение судьи должен быть минимальным. Мне кажется, если уж принимать вот этот, на мой взгляд, не совсем последовательный, но всё-таки разрешающий очень узкий круг проблем законопроект, стоит всё чётко прописать. Мы поддержим законопроект в первом чтении, предложим свои поправки, но проблему нужно решать, рассматривая её гораздо шире. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пискарёв Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые Александр Дмитриевич, коллеги! Необходимость разработки данного законопроекта была обусловлена тем, что поступает огромное количество жалоб на действия коллекторов, которые занимаются выбиванием долгов. По данным ФССП России, только туда поступает примерно 30 тысяч жалоб, не говоря уже о других органах, куда также направляются такие обращения. В связи с этим Председателем Государственной Думы было предложено профильному комитету проработать законопроект, который решает вопросы по защите прав должников. Такой законопроект комитетом по безопасности был разработан, и 29 июня сего года он был внесён в Государственную Думу. В подготовке принимали участие Генеральная прокуратура, МВД России, Минюст и Центральный банк Российской Федерации. Коллеги, действительно, все призывы к коллекторам работать в правовом поле оказались бессмысленными, и принятый в 2016 году закон № 230-ФЗ о защите прав граждан от действий по взысканию просроченной задолженности оказался неэффективным. Все правила, которые были установлены для коллекторов, - не звонить, не терроризировать соседей - оказались неэффективными. Мы предлагаем более радикальный способ: внести в Уголовный кодекс отдельную статью, предусмотрев наказание до пяти лет лишения свободы в части первой, а в части второй для группы лиц - в 2 раза больше. Почему мы пошли по этому пути? Есть хороший пример. Мы с вами приняли закон о борьбе с пьяным вождением, так как люди страдали и погибали под колёсами из-за пьяных водителей. Мы приняли закон, установив санкцию также до десяти лет, фактически как за умышленное убийство, и сегодня мы наблюдаем, что на 30 процентов сократилось количество случаев, когда под колёсами гибнут люди, а это, извините, тысячи спасённых жизней. Что касается действия законов, которые сегодня работают. У нас в УК есть санкции и за побои, и за угрозы убийством, и за поджог имущества - всё это есть, нормы уже работают, но работают неэффективно, потому что преступления, которые я называю, относятся к категории преступлений небольшой тяжести: по ним проводятся дознания, как правило, не используются возможности ОРД, не устанавливаются организаторы, пособники, подстрекатели. Мы видим, что коллекторская деятельность - это действия не одного лица, а многих лиц, и закон позволит эффективно бороться с недобросовестными коллекторами. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект. Прошу вас также его поддержать, это будет наш общий вклад в дело защиты прав наших граждан. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, у нас все от фракций выступают, но время ограничено. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошло восемь лет с тех пор, как фракция ЛДПР первый раз по инициативе Владимира Вольфовича Жириновского внесла законопроект о полном запрете коллекторской деятельности. Восемь лет прошло! Мы тогда всех убеждали в том, что закон с недостаточно серьёзными санкциями не будет работать, - спустя много лет мы убедились, что он не работает, сейчас коллеги из авторского коллектива как раз это подтверждают. То есть восемь лет наших людей оскорбляли, восемь лет унижали, доставали звонками, и восемь лет мы с вами ждали, когда же мы наконец решим принять новый закон. Ну, безусловно, мы идём по правильному пути, по пути ЛДПР. В итоге, может быть, через восемь лет мы придём к тому, что вообще запретим коллекторскую деятельность, и, дай бог, это время наступит, желательно, конечно, не через восемь лет, желательно, чтобы это время наступило гораздо раньше. Поэтому в принципе мы эти поправки, конечно, поддержим. Безусловно, сейчас идёт рост закредитованности россиян - 57 процентов экономически активного населения сейчас имеет кредиты, также идёт рост задолженности, по крайней мере на 8 процентов в этом году по сравнению с прошлым годом. Параллельно растёт рынок коллекторских агентств. И к сожалению, чёрных коллекторских агентств, которые никак не зарегистрированы и ведут нелегально свою работу, - с ними, кстати, никто не борется - в 3 раза больше, чем тех коллекторских агентств, которые работают на легальной основе. Теперь о правоприменительной практике. Действительно, в Уголовном кодексе есть различные формулировки норм, которые можно применять к коллекторам. Например, угроза убийством, причинение тяжкого вреда здоровью, клевета, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение неприкосновенности жилища, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, самоуправство - огромное количество вот этих пунктов, которые можно применять к коллекторам, но они к ним не применяются. Граждане обращаются в органы МВД - у них сегодня праздник, я их поздравляю, конечно, - но органы МВД почему-то не могут применить вот эти статьи Уголовного кодекса и, как правило, дают отказные заключения. Вот вам, пожалуйста, свежий пример. Как мы знаем, у мобилизованных, у тех, кто сейчас воюет на территории специальной военной операции, кредиты заморожены, все исполнительные производства предотвращены. Вот к нам из Башкирии обратилась женщина: её муж, доброволец Кашапов Ильфат Ильшатович, сейчас воюет в батальоне имени Шаймуратова, её и её детей достают коллекторы и требуют вернуть долги. Вот, пожалуйста, сегодняшний случай, и это по отношению к тем, кто сейчас защищает нашу Родину, кто борется с неонацизмом, фашизмом, режимом Зеленского и так далее. Обратились в МВД, обратились в прокуратуру - что получили? Правильно, отказное дело. Не совсем мы уверены в том, что данные формулировки и этот законопроект как-то помогут решать эти вопросы. Мы считаем, что всё-таки необходимо полностью запретить коллекторскую деятельность на территории Российской Федерации. И так как коллекторская деятельность вообще напрямую связана с микрофинансовыми организациями, а партия ЛДПР выступает за полный запрет этих микрофинансовых организаций, соответственно, если мы два таких закона примем, то мы фактически решим проблему раз и навсегда и не будем решение этой проблемы откладывать ещё на восемь лет. И конечно, в этой части необходимо реформировать систему судебных приставов. Судебные приставы завалены исполнительными производствами, там колоссальная текучесть кадров. Ко мне постоянно обращаются люди, особенно женщины - по поводу взыскания алиментов: вот сегодня один был у неё судебный пристав, через неделю другой, через три недели вообще исполнительный лист потерялся, через четыре недели про неё забыли, и она не получает деньги, которые должна получать. Нужно особое внимание обратить на систему судебных приставов, обеспечить кадрами, достойной зарплатой, может быть, вернуть некий процент от взысканной задолженности, который они получали в виде премии, и навести там раз и навсегда порядок, тогда коллекторы нам будут не нужны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, какое-то время сурка в вопросах о микрофинансовой деятельности, о коллекторской деятельности. Восемь лет, десять лет, да ещё хоть четверть века пройдёт - всё будет так, уважаемые коллеги. И очень печально, что основную причину мы не замечаем, не хотим замечать. Ну, понятно, что это очень тяжело - взять и признаться, что 30 лет мы идём не по тому пути. Вот этот волчий капитализм - главное основание, почва, на которой вся эта грязь плодится; все беды, страдания людей - от этого волчьего капитализма. Где вы видели волков и хищников, которые переходят на кашу? Как бы мы тут ни уговаривали, ни пугали бы их уголовной ответственностью, кашу есть они не будут. Всё, что будет происходить, будет происходить по причине того, что вы, к сожалению, не хотите решать главный вопрос. Конечно, фракция поддержит этот законопроект, ну, как борьбу со следствием. Вот помните, в тюрьме, в камере сидит известный герой и говорит: "Не безобразничай..." Ну вот так мы тоже сейчас тут говорим: ну, давайте вы там тихонько, не безобразничайте, так продолжайте грабить людей, десятки процентов, продолжайте их вот так валтузить. Десятки тысяч обращений граждан только официально зарегистрированных! Значит, к авторам. Где Василий Иванович? Василий Иванович, ну а почему не закрывать-то при таком количестве обращений граждан, дел заведённых? Делать больше нечего нашей полиции - вот такую работу, этот сизифов труд выполнять! Закройте эти коллекторские агентства, если есть уголовные дела и так далее, - нет, мы их трогать не будем, тем более мы не будем трогать микрофинансовые организации. Очень печально, коллеги, что всё понимаем, всё знаем, а выводы не хотим делать, совершаем ошибки, к сожалению. Вот на следующей неделе Эльвира Сахипзадовна придёт - давайте вспомним, коллеги, хотя бы вот нашими тремя-четырьмя фракциями о её основной задаче, а это в том числе заниматься вот этой деятельностью, помогать нашим гражданам, а не перекладывать на какие-то там другие структуры и организации, микрофинансовые, коллекторские, и говорить, дескать, моя хата, Центробанка, с краю. Ничего подобного, это ваша прямая ответственность, госпожа Эльвира Сахипзадовна! И одной этой претензии может быть достаточно для того, чтобы не поддерживать, не аплодировать и не голосовать за её деятельность прошедшую. Я уж не говорю про 300 миллиардов, про которые мы тут сегодня говорили. Давайте наконец заставим работать и выполнять свои задачи тех, кто на эти направления поставлен и получает колоссальные деньги, колоссальные дивиденды, бонусы, премии! А, посмотрите, народ в гневе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас очень большая повестка, просьба к выступающим: укладываться всё-таки максимально в три минуты. Так, представитель президента? Правительства? Докладчик? Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, искренне благодарю за тщательное обсуждение данной законодательной инициативы. Видно, что не всё равно, что происходит в этой сфере, каждому из вас. Но вот несколько мыслей, которые были высказаны, прокомментирую. Вот о том, что выбор, 300 тысяч или пять лет лишения свободы, якобы ведёт к коррупции. Да нет, конечно же, поскольку речь идёт о криминализации разных деяний, здесь разные масштабы и по плоскости, и по глубине. Одно дело, когда действия коллектора сопряжены, например, с распространением заведомо ложных сведений, - здесь вполне должна быть возможность у правоприменителя, у правосудия ограничиться уголовным штрафом в 300 тысяч. И совершенно другое дело, когда речь идёт о применении насилия, которое повлекло за собой утрату трудоспособности, - здесь можно применить и два, и три года, и пять лет лишения свободы в зависимости от последствий. Другими словами, здесь чрезмерная детализация принесёт больше вреда, чем пользы. По поводу законодательной инициативы о запрете института коллекторов. Коллеги, Олег Анатольевич, а кто вам запрещает такую инициативу вносить? Вносите - мы рассмотрим. Но ведь её нет! Вносите, пожалуйста, будем рассматривать и обсуждать, насколько она законна и обоснованна. Дальше, что касается того, что восемь лет назад коллеги выходили с такой инициативой. Коллеги, ну все мы знаем, что любая законодательная инициатива должна быть обоснованной, должна быть юридически выверенной, и парламент уже принимает решение, быть ей или не быть. Олег Анатольевич, ваш термин "день сурка", там, ещё чего-то, ну, требует отдельного обсуждения, потому что я не совсем понял, о чём вы хотите сказать. Косвенно я понимаю, что вы хотели бы закрыть институт коллекторов, - мы ждём от вас такой законодательной инициативы. Уважаемые коллеги, в завершение скажу, что принятие данного проекта федерального закона, у нас нет сомнений, позволит как обеспечить в полной мере защиту непосредственно наших граждан, физических лиц, их права и законные интересы, так и вывести из тени и оперативно пресечь ту деятельность коллекторов, которая за гранью разумного. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 09 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.