Заседание № 244
23.05.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 154485-3 "О российском казачестве".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2669 по 2790 из 6276
Коллеги, переходим к пункту 10. Успеем? Не успеем, мне кажется. Давайте, может, протокольные поручения рассмотрим? (Выкрики из зала.) Успеем, Леонид Андреевич? Ну давайте, раз успеем. У вас доклад на сколько минут? ИВАНЧЕНКО Л. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые товарищи, темой проекта закона, который представляется вашему вниманию, - "О российском казачестве" - законодательные органы Российской Федерации уже занимаются более десяти лет. Проблема связана с тем, что история казачества очень долговременная и проходила разные стадии развития и существования, вплоть до жестких репрессий, которым был подвергнут ряд народов Советского Союза. Настоящий проект федерального закона регулирует общественные отношения, возникающие в связи с возрождением на территории Российской Федерации казачества, традиционного казачьего самоуправления, традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и целым рядом других обстоятельств. При проведенной недавно переписи в Российской Федерации, вы знаете, был целый ряд обращений людей, проживающих в традиционно казачьих территориях, с просьбой определить их национальность как казак. И споры о том, что такое казачество, длятся достаточно длительное время. Законопроект дает такое определение: казачество - исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные формы одежды, хозяйственный уклад и исторически сложившиеся взаимоотношения с государством. Если вести разговор по структуре предлагаемого проекта закона, то он, глава II, определяет порядок формирования казачьей общины и объединения казачества, и далее определяются все те полномочия, которыми наделяется казачье общество. Определяется также порядок государственной регистрации, государственного управления деятельностью казачьих обществ. Единая государственная политика в отношении казачества осуществляется Правительством Российской Федерации, а указанный государственный реестр ведется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Вы знаете, наверное, что до недавнего времени существовало управление при Президенте, которое занималось проблемами казачества. Недавно в соответствии с указом Президента произведено его реформирование, и большинство функций, связанных с проблемами казачества, передано в федеральные округа на территории Российской Федерации. Очень часто казаки задают вопрос о возможности использования их потенциала для осуществления государственной и иных видов службы. Данный проект закона предусматривает, что члены казачьих обществ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в органах и войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в других войсках и воинских формированиях. Кстати, в названиях многих подразделений силовых структур используется название "казачье". Как известно, казачьи формирования проявили доблесть в годы Великой Отечественной войны. Участники казачьих обществ могут также привлекаться к целому ряду других видов службы - связанных с охраной общественного порядка, охраной объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и так далее. Поэтому глава V "Государственная и иные виды службы казачества", статья 15, определяет все направления осуществления казачьей службы и порядок их реализации. Глава VI проекта закона предусматривает принципы казачьего самоуправления. Очень много распространяется ложных слухов, будто казачество пытается завладеть решением проблем муниципальных образований в целом и будто в отдельных исконно казачьих территориях пытаются установить атаманское правление. Законопроект исключает подобный подход и даже возможность такой трактовки и четко говорит, что казачье самоуправление, являясь организацией казаков для решения вопросов внутренней жизни казачей общины, не подменяет местного самоуправления. В то же время законопроект определяет возможности взаимодействия муниципальных органов, органов власти субъектов Федерации с казачьими объединениями. Глава VII определяет казачье землевладение и землепользование. И в первых редакциях проекта закона, которые неоднократно рассматривались, определялась целая совокупность льгот и привилегий, будем говорить, для казачьих формирований. Мы понимаем, что с принятием Земельного кодекса и порядка использования земель сельскохозяйственного назначения всё должно регулироваться конституционными положениями и федеральным законодательством. Поэтому в статье 30 законопроекта записано, что земельные отношения по поводу земельных участков, находящихся во владении, в пользовании и распоряжении казачьих общин, казачьих обществ и объединений казачества, регулируются именно Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Глава VIII "Экономические основы деятельности казачьих обществ и их участников". Неоднократно представлявшиеся разными авторами проекты законов также предусматривали возможности льготного налогообложения и целый ряд других экономических льгот. Мы считаем, что мы должны здесь соблюдать требования общего законодательства, рассматривать эти вопросы в соответствии с Налоговым кодексом и другими законами, регулирующими финансовые отношения. Поэтому любые льготы исключены в данном проекте закона. И последний раздел - это глава XI "Международная деятельность казачества". Дело в том, что на территориях бывших советских республик, ныне суверенных государств, есть казачьи формирования. Они между собой осуществляют традиционные связи, контакты, и всегда звучала настоятельная просьба определить в законе о казачестве возможность осуществления такой международной деятельности. Проект закона обсуждается уже более полугода, он был направлен в соответствии с регламентными нормами в субъекты Федерации. Получены заключения от 27 субъектов Федерации, от ряда комитетов, 21 из них - положительные, есть ряд замечаний, которые вполне могут быть учтены. Мы направляли законопроект для заключения в Правительство. Им первоначально было высказано замечание, что якобы нет финансового обеспечения. Все положения, которые в проекте закона "О российском казачестве" давали возможность предположить необходимость привлечения средств из федерального бюджета, из проекта закона исключены. И на заседании Комитета по делам Федерации и региональной политике это было отмечено. Мы считаем, что история слишком затянулась. Естественно, трудно сегодня найти уголок в Российской Федерации, где бы отсутствовали казачество или сочувствующие казачеству люди. Поэтому предлагаем проект закона принять в первом чтении. Я закончил доклад. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Андреевич. Вопросы зададим и выступим после перерыва. Объявляется перерыв до 12.30.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2813 по 3622 из 6276
Продолжаем работу. У нас был доклад по пункту 10. Есть ли вопросы по данному законопроекту? Коллеги, я прошу записаться на вопросы. Покажите список. Никифоренко Юрий Васильевич. НИКИФОРЕНКО Ю. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Добрый день! И второй тоже, Бойко, - это мой заказ. Леонид Андреевич, мы в прошлом составе Думы, если не ошибаюсь, дважды занимались проблемой казачества, и очень хотелось бы нам решить эту проблему, тем более что речь идет о большой категории русского народа. Уточните, пожалуйста, какова была конечная судьба, кто нам помешал принять закон? ИВАНЧЕНКО Л. А. Юрий Васильевич, я бы уточнил ваш вопрос: не только русского народа. Есть и якуты казаки, и киргизы, то есть все национальнсти сегодня принимают участие в движении казачества. Это первое. И второе. Да, действительно, проект закона рассматривался трижды в Государственной Думе во всех трех чтениях. Меньше чем по 240 голосов он не набирал. Когда этот закон пришел в Совет Федерации, то околоказачьи силы, которые слишком много говорят о необходимости принятия подобного закона, фактически начали там оказывать свое воздействие и влияние. И самое неприятное обстоятельство то, что начали запугивать представителей наших национальных республик: вот казаки придут, мол, к власти (хотя нет никаких поводов и оснований для этого) и они с вами, как с инородцами, расправятся в одночасье. Поэтому все наши усилия, которые мы прилагали там и в согласительной комиссии, всё убеждая, что нет (еще раз повторяю) никаких поводов и оснований для этого, они где-то вот разыгрывались этими картами. И в конечном счете почти после полутора лет нахождения этого закона в Совете Федерации было подписано письмо представителем Президента Котенковым Александром Алексеевичем (который, кстати, принимал большое участие в подготовке проектов законов), чтобы этот закон снять с рассмотрения. Вот такова эта история. Поэтому мы учли все те замечания, которые высказывались, максимально переработали этот закон, чтобы убрать какие-либо сомнения, опасения. Они, надо признать, и сейчас имеют место. Мы надеемся на разум тех, кто представляет территории, где живет казачество, к кому обращались, и что в данном случае редакция проекта закона найдет поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Запишитесь на выступления. Леонид Андреевич, вы присаживайтесь, наверное, пока. Потом, когда будет заключительное слово, вы снова подойдете. Кто без карточки? Ой, господи, уже автоматически... Покажите список. Харитонов Николай Михайлович. ИВЕР В. М., Агропромышленная депутатская группа. Ивер Василий Михайлович по карточке Харитонова. Уважаемые коллеги, очень трудна судьба казачества, и не менее трудно прохождение закона "О казачестве" и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и у Президента Российской Федерации. Вы помните, что в конце 80-х годов казачество переживало очередной этап возрождения, и многие политические силы, организации общественные включились в то, чтобы это возрождение проходило успешно. Конечно, были трудные периоды становления и по кадровому составу, и по проблемам материально-технического обеспечения, и по созданию организации, и многие, многие другие. С течением времени многие эти проблемы были преодолены и появилась насущная потребность ввести деятельность казачества в определенные рамки, которые были бы оговорены федеральным законом. Многие депутаты Государственной Думы предыдущего состава активно включились в разработку по созданию и принятию этого закона Государственной Думой, памятуя о том, что казаки принимали активное участие во многих сложных конфликтах на постсоветском пространстве, проявляя мужество, героизм, защищая население. В частности, и у нас в Ставропольском крае защищали население от набегов бандитов из Чеченской Республики, работали и служили вместе с военнослужащими, с работниками милиции и в целом принимали и принимают активное участие сегодня в обеспечении порядка и безопасности в крае. Каковы были мотивы отклонения Президентом Российской Федерации закона "О казачестве"? Не только те, о которых сказал товарищ Иванченко, но и то, что Президент усматривал, на мой взгляд, в казачестве определенную силу, которая осознала пагубность правления Ельцина и его окружения и активно выступала против действий Президента Российской Федерации, говоря открыто о тех проблемах, которые существовали в регионах. Поэтому, на мой взгляд, основной причиной отклонения закона была политическая. Сегодня мы видим, что есть некоторые позитивные изменения в нашей стране и казачество активно участвует в них, поэтому мы считаем целесообразным поддержать принятие данного законопроекта. От Агропромышленной депутатской группы я призываю всех депутатов Государственной Думы, все фракции и депутатские группы поддержать принятие данного закона и активно участвовать в дальнейшей его доработке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никифоренко Юрий Васильевич. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что мы действительно неоднократно обсуждали эту очень важную проблему, касающуюся большой группы населения Российской Федерации. К сожалению, парламент не определился до сих пор, время уходит, казачество стареет, но подрастает и новое поколение, те, кто наследует духовные, культурные традиции нашего народа, обычаи. И мы помним из истории сложную судьбу казачества, которое на поворотах истории нашего Отечества, к сожалению, по-разному вело себя. Тем не менее в годы Великой Отечественной войны казачьи воинские формирования проявляли героизм, защищая нашу родную землю. Сейчас не надо опасаться нового этапа развития этого движения. У нас есть культурные центры, землячества. Парламенту целесообразно было бы поддержать концепцию закона "О русском казачестве", проявить заинтересованность. Мы с вами в большом долгу перед казачеством, нам надо исправить те ошибки, которые были допущены в 20-е годы. У нас в Оренбуржье очень большая группа населения связана с казачеством, как и в Ростове, и в целом на Дону, и в других регионах. Я призываю депутатов проявить внимание к этой теме и поддержать законопроект. Во втором чтении мы можем что-то уточнить. И надеемся, что и Президент, и Правительство поддержат нашу концепцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чуев Александр Викторович. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, сегодня перед нашей страной стоит целый ряд проблем, связанных с охраной государственной границы, с пополнением рядов нашей армии. Вы прекрасно знаете, что эти проблемы сегодня существуют, стоит вопрос именно о реформе в армии. А что касается границ, в том числе границ на Северном Кавказе, то здесь существуют серьезные проблемы, связанные с тем, что, к сожалению, те горячие ситуации, которые там складываются, требуют более пристального внимания, и, конечно же, здесь необходимо было бы, когда мы говорим о казачестве, посмотреть на этот вопрос и с этой стороны. По существу, казачество уже выросло не просто в социально- или этнокультурную, как это называют, группу. Это целая часть, и очень большая часть, нашего народа, русского народа, которая проживает не только в одном каком-то регионе, потомки казаков проживают сегодня по всей России. И я думаю, что очень важно было бы все-таки создать законодательные предпосылки для их самоорганизации и тем дать им возможность послужить Отечеству. Казачество, как мы знаем из истории России, всегда было опорой государства. К сожалению, сегодня государство почему-то не видит, не рассматривает казачество как часть этой опоры, то есть часть тех сил, на которые оно могло бы опереться. Я думаю, что это ошибка или недальновидность. С моей точки зрения, вообще говоря, Правительство должно было бы стать инициатором ряда постановлений, направленных на укрепление и развитие казаческого движения и казачества в целом. Из истории мы знаем, что теория вооруженного народа и вооруженных поселений во многих странах мира прекрасно себя оправдала, между прочим, оправдала себя как в странах, которые являются друзьями нашими, так и в тех, которые являются противниками. Я приведу только два примера: Швейцария использует технологии вооруженного народа, Израиль пользуется методикой вооруженных поселений, и они отстаивают таким образом свои права на своей территории. У нас сегодня есть целая категория людей, готовых защищать страну, служить стране, готовых жить вместе с семьями в сложных местах, там, где происходят межнациональные конфликты, причем защищать страну ценой своей жизни. Я думаю, что мы не должны сбрасывать это со счетов, когда говорим о казачестве. Но законодательной основы до сих пор нет. Да, было управление, это управление пыталось что-то сделать. Был создан реестр, как вы знаете, были попытки (и они продолжаются) организовать казачество и действительно создать из него какие-то регулярные образования, которые могли бы помогать и в охране границ, и в другой государственной службе. К сожалению, таких мер явно недостаточно. Конечно, закон, который сегодня нам предлагает Государственная Дума, имеет целый ряд недостатков, в частности недостаток и в определении, что все-таки такое казачество. Я думаю, что здесь многие могли бы поспорить, действительно ли это этнокультурная группа или это группа все-таки социально-культурная. Но это, на мой взгляд, вопрос не концептуальный, а вопрос второго чтения. Я считаю, что, приняв этот законопроект в первом чтении, мы тем самым покажем, что Государственная Дума не отворачивается от казачества, не отворачивается от его проблем, что мы готовы идти ему навстречу. А что касается правки этого проекта закона, в том числе согласования каких-то спорных моментов, которые могут быть обнаружены Правительством, Администрацией Президента, я считаю, что это возможно сделать, ко второму чтению эти поправки можно внести. Но мне кажется, что в первом чтении законопроект, конечно, надо принять. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свечников Пётр Григорьевич. СВЕЧНИКОВ П. Г., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Обсуждаемый законопроект сегодня имеет большое, как уже отмечалось, государственное значение. Смысл его состоит в регулировании деятельности одной из наиболее активных и специфических частей нашего населения - казачества. Задача в данном случае заключается в том, чтобы законодательно урегулировать использование для государства характерных качеств и особенностей казачества, в частности использование казачества для несения военной службы, пограничной службы, службы по охране лесов, по охране общественного порядка, в работе по производству сельскохозяйственной продукции и так далее, и так далее. Законодательному регулированию также подлежат проблемы внутренних взаимоотношений между различными группами казачества. Сегодня мы рассматриваем указанный законопроект в первом чтении, когда утверждается его концепция. Все участники законодательной инициативы сходятся во мнении, что указанная проблема остро нуждается в законодательном регулировании, то есть закон этот нужен. Что касается вопросов казачьего самоуправления, землепользования, зарубежного сотрудничества, о чем было сказано в докладе Леонида Андреевича Иванченко, я думаю, это станет предметом обсуждения во втором чтении для внесения и принятия соответствующих поправок. Закон о казачестве сегодня нужен еще и потому, что в случае его отсутствия казачество может постигнуть участь Коммунистической партии Советского Союза, когда из большой монолитной структуры будет образовано несколько мелких структур, например отдельно реестровые казачества, отдельно казачьи общественные объединения, общины казаков, которые будут иметь свои уставы и так далее. Всё это в конечном счете не приведет к решению проблемы, к возрождению лучших традиций и качеств казачества. Как уже отмечалось, закон не затратный, так как не несет финансовых затрат из бюджета, и, таким образом, его можно будет принять. Я обращаюсь ко всем депутатам Государственной Думы и организациям, так или иначе связанным с этим законом. Уже десять лет обсуждаются различные варианты указанного законопроекта, однако закона до сих пор нет, а необходимость его уже назрела. Поэтому обращаюсь ко всем депутатам с просьбой отбросить прошлые обиды, амбиции и проголосовать за решение государственной проблемы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ну, судьба этого закона, как и казачества, многострадальна. Но если уйти в историю, то вы увидите, что наибольший вклад в воинские подвиги России, в защиту ее рубежей внесло именно казачество. Это было и при Суворове, и Кутузове. И если вы почитаете мемуары Наполеона, то он признает, что он проиграл войну прежде всего потому, что у него не было казачества, способного на второй день собрать колоссальную мобильную армию. Кроме того, по мнению наших историков и управленцев, более совершенного самоуправления, чем у казачества, не было вообще ни у кого и нет на сегодняшний день. И если посмотреть историю, то история смут России связана в первую очередь с неправильным отношением государства к казачеству. Все смуты, которые были в России, были связаны именно с этим. И я считаю, что сегодня спекуляции и дробление казачества тоже имеют ту же подоплеку и те же свойства. На сегодняшний день пять казачьих войск России разделены еще на пять частей. Причем власть всегда заигрывает с казачеством только перед выборами, придумывая реестровых, нереестровых... А что такое казачество? Посмотрите паспорта, документы официальные, выписанные в 1910 году, 1850 году, которые были в то время, и вы сразу увидите, что такое казачество. Поэтому я считаю, что нам необходимо все-таки за десять лет вымученный закон, который отвергался дважды Советом Федерации, несмотря на то что были восприняты все предложения и замечания, высказанные при работе согласительных комиссий, принять в первом чтении и, во втором доработав его, быстро принять в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента, пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Действительно, проблема казачества - не простая проблема, это проблема историческая. Я не буду говорить о том, как и кто решал эту проблему в 20 - 30-е годы, кто больше всех сейчас тянет руку за возрождение казачества, это другой вопрос, не будем касаться этой истории. Если рассмотреть казачество, его историю на момент его уничтожения определенными силами и пытаться возродить казачество, опираясь не на средние века, а на начало ХХ века, когда казачество действительно было мощной организованной силой, опорой государства, то, простите меня, главное, чего не было в этом казачестве, - не было этничности. И концепция закона, основанная на определении казачества как этнической общности, - порочная и взрывоопасная концепция. И зря депутат Чуев говорит о том, что это не важно, это не концептуально. Именно это концептуально! Как мы определим казачество, такова и будет его судьба. Я напомню историю более позднюю, 91-й год, принятие Закона "О реабилитации репрессированных народов". Именно там по ошибке, по недомыслию, по недосмотру появилась такая фраза... идет перечисление репрессированных народов и в скобках: иные этнические общности, например казачество. Что получилось после принятия этого закона? Вспомните, как только вышел закон, началась война между Осетией и Ингушетией. Не буду говорить, кто виноват. До сих пор, прошло десять лет, окончательная оценка этому конфликту так и не дана. Но тем не менее сразу после принятия Закона "О реабилитации репрессированных народов", предусматривающего в том числе и территориальную реабилитацию, отдельные горячие головы взялись эту территориальную реабилитацию проводить самостоятельно. Чем это кончилось, вы знаете. Напомню, что в это же время на Дону возникло движение под руководством атамана Виктора Ратиева за возврат репрессированному казачьему народу в порядке территориальной реабилитации земель Области Войска Донского. Вы представьте себе, что было бы, если бы вот эти горячие головы попытались провести в жизнь свое решение. Напомню, что территории Области Войска Донского охватывали Ростовскую область, Волгоградскую область, часть Воронежской области и Донецкую область Украины. Каким образом господин Ратиев осуществлял бы своими собственными руками территориальную реабилитацию репрессированного народа - казачества? Я не буду продолжать эту линию. Для здравомыслящих депутатов понятно, чем кончится признание казачества этнической общностью. А они тут же - Ратиев еще на Дону силен, хотя и находится на госслужбе, - вспомнят Закон "О реабилитации репрессированных народов": "О, закон признал нас этнической общностью, требую немедленно территориальной реабилитации!" И кстати, в определении казачества в представленном законопроекте как раз говорится о том, что казачество - исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан, имеющих определенные территории проживания. И тут же эти территории востребуют назад. Итак, уважаемые депутаты, ни в коем случае нельзя принимать закон, построенный на этнических корнях. Это прямо противоречит Конституции. Я не буду уже всё это перечислять. Это неравенство граждан по этническому признаку, когда одной этнической общности предоставляются исключительные права. Я не буду уже говорить о том, что в дальнейшем определение казачества или казака конкретно дается по принципу его происхождения: то есть казаком признается только тот, кто происходит от казаков. То есть другой никто не может стать казаком, если он захочет стать таковым в силу обстоятельств, но не сможет доказать свое казачье происхождение. Опять нарушение равенства граждан по признаку происхождения. Вот здесь везде звучало, что не было ничего лучше казачьего самоуправления. Уважаемые депутаты, если кто-нибудь когда-нибудь занимался проблемами местного самоуправления в связи с казачеством, тот, наверное, должен вспомнить, что атаманское правление как форма казачьего самоуправления возникало только в тех случаях, когда необходимо было организовывать жизнь и быт казачества, связанные со службой государству. И направлено атаманское правление было прежде всего на организацию подготовки казаков к службе - своего рода, извините меня, мобилизационная работа. Вот, кстати, откуда выплывает теперь специфика казачьего землепользования. Что такое специфика казачьего землепользования? Здесь фактически предлагается возродить колхозы, практически обобществив землю, и работать сообща. Всё! Откуда это выплывает? Исторически особенности казачьего землепользования опять же были связаны с тем, что определенная часть казаков постоянно находилась на государственной службе. И чтобы обеспечивать их семьи, проживавшие в хуторах и станицах, земли обрабатывались сообща и часть получаемой продукции передавалась семьям казаков, находящихся на службе. Нет государственной службы - нет ни специфики землепользования, ни специфики самоуправления, ни вообще специфики существования такой общности людей, как казачество. Уважаемые депутаты, я не буду дольше останавливаться на критике данного законопроекта. Поверьте мне, я занимаюсь этой проблемой с начала возрождения казачества в России. Еще раз говорю: если только мы будем строить концепцию закона о казачестве на этнических признаках, мы породим войну. Единственное, о чем мы можем говорить, - это о том, чтобы признать казачество априори как существующее и не пытаться определить, есть у нас казачество или нет у нас казачества. И мы должны определить взаимоотношения казачества с государством по поводу специфической государственной службы казачества. Вот отсюда будет проистекать и специфический уклад жизни казачества, в том числе и специфика местного самоуправления, и специфика землепользования казачьего, и всё прочее. Без этого, простите: есть закон "Об общественных организациях" - принимайте уставы, создавайте казачьи общества и живите на основании уставов в соответствии с законом "Об общественных объединениях". Уважаемые депутаты, Президент Российской Федерации поручил подготовить распоряжение, и такое распоряжение уже подготовлено, о создании специальной рабочей группы, которой будет поручено разрабатывать закон о государственной службе казачества. Этот законопроект уже в этом году, я надеюсь, будет внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу. Вот такой закон, который учитывает интересы как казачества, так и государства, нужно будет принимать. То, что вам предложено сейчас, принимать ни в коем случае нельзя! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства хотел бы высказаться? ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я просто хочу обратить ваше внимание на то, что, несмотря на неоднократные наши просьбы, авторы законопроекта не представили финансово-экономическое обоснование, в связи с чем заключение Правительства мы так и не смогли дать на данный законопроект, а он предусматривает серьезные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - это на организацию допризывной подготовки казаков, содержание резервных казачьих формирований, разработку и реализацию федеральной целевой программы в поддержку образовательных учреждений и учреждений культуры и другие мероприятия. Он также предусматривает целый ряд льгот, не подкрепленных соответствующими финансовыми расчетами. Правительство не поддерживает законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Леонид Андреевич Иванченко, пожалуйста. ИВАНЧЕНКО Л. А. Десять лет звучат страшилки, страшилки и страшилки! Я уже проводил многократно эксперимент и примерно у ста человек спрашивал: вы читали законопроект о казачестве или нет? Примерно девяносто девять рассуждали так, как рассуждают сегодня здесь, но законопроекта до конца так никто и не прочитал. Я не хочу обидеть уважаемого представителя Правительства, который сейчас говорил, но я вам советую: откройте, пожалуйста... Ему некогда, он сейчас по телефону поговорит... Откройте, пожалуйста, редакцию проекта закона и прочтите про резервные формирования в нынешней редакции, в той, которая рассматривается сегодня, о допризывной подготовке, об источниках финансирования. Почитайте обоснование финансово-экономическое, которое вам представлено. Там ничего, о чем вы говорите, нет. Всё это изъято, мы всё знаем и понимаем. Но когда мы попытались допроситься у Правительства, сколько сегодня средств выделяется на систему обучения в кадетских корпусах, во многих других учебных заведениях, на несение службы в пограничных территориях, никто ни одной цифры не дает, закрывают все эти цифры. Финансирование всего этого идет. Так что это абсолютно безосновательная, так сказать, претензия, она направлена на то, чтобы данный законопроект не рассматривать. Что касается реабилитации. Да, три вида реабилитации есть: политическая, материальная и территориальная. И когда Ратиев (я знаю прекрасно этого человека, он живет на Дону) один поднял этот вопрос о воссоединении, так сказать, всех земель, входящих во Всевеликое войско Донское, он был, образно говоря, выпорот, и закончились все эти разговоры, чтобы он не баламутил Волгоградскую, Воронежскую, Луганскую области и многие другие территории. И война, которая началась между Осетией и Ингушетией (Александру Алексеевичу прекрасно известно, кто ее начал, по каким причинам, с какими целями)... Казачество помогало гасить огонь этой войны, чтобы не дать ей перекинуться на земли Ставропольского или Краснодарского краев. И кроме как о благородной, высокой миссии казачества, здесь говорить практически ни о чем не приходится. Что касается еще одного обстоятельства. Вам раздали вот только что статью, пишет ее атаман Всевеликого войска Донского господин Водолацкий. Прочтите внимательно ее. Он здесь уже говорит о том, что нам надо будет перекраивать Конституцию (очень хотелось бы знать, на основании чего он делает такое заключение), он уже дает заключение, что депутаты однозначно проголосуют за этот закон. По всей вероятности, даны уже целевые установки, чтобы определенные фракции голосовали за этот закон. Но самое главное, с моей точки зрения, другое: в итоге депутатам предстоит рассмотреть законопроект, который однозначно будет отклонен хотя бы потому, что в случае его принятия придется менять Конституцию. Такой закон нам не нужен. Сегодня нужен закон о казачестве, который дал бы правовую базу для деятельности войсковых казачьих обществ. По нашему мнению, в рамках федерального центра должен быть создан орган, координирующий деятельность казачества России. Он должен быть наделен реальными властными полномочиями. К глубокому сожалению, господин Водолацкий очень рассчитывал возглавить этот орган, после того как в отставку будет отправлен его руководитель Дейнекин, но Президент не учел этого мнения и взял просто-напросто устранил этот орган, переложив функцию управления делами казачества на семь федеральных округов. Вот видно, где кроются все обиды. И еще одно обстоятельство, последнее. Сегодня надо прямо сказать, что существуют казачья знать и казачья челядь, пусть на меня не обидятся рядовые казаки. Если говорить об этом применительно к законопроекту, то есть община, которая определяет жизнь всего казачества, казачьей семьи от грудного ребенка до глубокого старика. Кстати, в самом законопроекте записано, что "казак - гражданин Российской Федерации, являющийся прямым потомком казаков и причисляющий себя к таковым". (Выкрики из зала.) Если можно, потише, я вас не перебивал, когда вы говорили. Челядь казачья, которая занимается фермерством, землепользованием, охраной лесов, всеми остальными делами, сегодня ничего фактически от государства не получает. Но генералы казачьи, которым присвоено это звание, пользуются колоссальными финансовыми средствами и, естественно, ратуют за то, чтобы закон предусматривал все блага, относящиеся только к реестровому казачеству, а община - пусть она как была, так и будет. Мы, авторы, разработчики этого проекта закона, не можем согласиться с подобным подходом. Это самое настоящее прямое разделение, как если бы среди депутатов одни считались принадлежащими к одной касте, другие - к другой касте. Поверьте, пожалуйста, работая над этим проектом закона, мы провели массу консультаций и с историками, и со специалистами, и с экономистами, и с правоведами. И Министерство обороны, подавляющее большинство руководящего состава, которому направляли этот проект закона на экспертизу, и особенно пограничная служба - все те, кто может воспользоваться возможностями казачьего потенциала, они все за принятие этого закона. Если отдельные корректировки необходимы, если требуется что-то изменить, давайте в рамках второго чтения поправим. Это всё возможно, мы открыты для такого сотрудничества. Но жить с подобными страшилками, наверное, дальше нельзя. И мне очень хотелось бы после проведения этих слушаний - и мы найдем возможность, естественно, - показать видеозапись истинным казакам и показать истинные лица, результаты голосования тех, кто больше всего ратует... Кстати, Водолацкий орет, кричит на всех сходах граждан, что надо принимать закон, и он же вместе с атаманом Громовым, атаманом кубанским, и другими реестровыми генералами всё делает для того, чтобы закон о казачестве никогда не увидел свет. А в тех проектах законов, которые они представляют, действительно ставится вопрос о фактическом введении атаманского правления, чтобы глав муниципальных образований назначать через казачий круг, чтобы создать максимум финансовых льгот, и масса других обстоятельств. Эти проекты законов были отклонены у нас в комитете и на Совете Думы. Поэтому, уважаемые коллеги, я прошу извинения за определенный темперамент. Приходится уже десять лет доказывать... Я не казак сам, поймите, пожалуйста, но я родился, вырос на Дону, я знаю, понимаю степень ответственности перед этим народом, который там живет, перед кубанскими, ставропольскими, яицкими и другими казаками, которые сегодня ждут этого закона. Я бы очень просил вас принять данный проект закона в первом чтении, а дальше уже можно будет учесть все те поправки и замечания, которые будут даны ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я хотел по мотивам от фракции выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы знаете, очень странную мотивацию приводил представитель Президента. Именно Президент Ельцин своим указом Ратиеву дал звание генерала армии, генерал-майора, хотя в принципе он был младшим лейтенантом в СИЗО или участковым милиционером. После этого вот того самого бунтаря Ратиева назначают рыбным инспектором целого округа, где он и сейчас работает. Когда же вы были, скажем, объективны - когда давали звание генерала и кушали хлеб-соль из рук Ратиева или сейчас? Второй вопрос. Очень странно слышать от Александра Алексеевича, который как сотрудник Администрации Президента наверняка знает кадровый состав и Правительства нынешнего, и Администрации Президента по всем - и по национальному, и по социальному - и по всем другим признакам... Вы знаете, мне кажется, что, давая аргументацию, все-таки надо приводить аргументы, а не желательные факты. Я предлагаю, учитывая два выступления Леонида Андреевича, который очень аргументированно, со знанием дела представляет законопроект, поддержать его, а ко второму чтению доработать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Небольшая справочка. Младший лейтенант Ратиев никогда не получал звания генерала официально, он присвоил его себе самостоятельно, это называется "самозванец". Объясняю вам, что присваивать звания казачьим атаманам начали после того, как стали утверждаться те самые реестровые казачьи войска. До этого процесса Ратиев уже был переизбран как атаман Войска Донского и никогда, подчеркиваю, не возглавлял Всевеликое войско Донское, которое было внесено в реестр, после чего начали присваиваться генеральские звания атаманам. Что касается национального состава, поясняю. Изучая историю казачества, я насчитал 42 национальности в составе казачества, поэтому говорить о какой-либо единой этнической общности просто бессмысленно. И вообще, обратитесь с этим вопросом к атаману калмыцкого войска Шарманжинову, он вам расскажет, что такое калмыцкое казачество и хочет ли он, чтобы его и его казачество калмыцкое обратили в иную веру (я не имею в виду веру православную, а имею в виду этническую). Калмыки - они и останутся калмыками, так же как буряты, якуты, башкиры. И даже ингуши были казаками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам от группы "Народный депутат" - Аверченко. АВЕРЧЕНКО В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, депутатская группа "Народный депутат". Спасибо, Любовь Константиновна. Конечно, этот закон очень много эмоций вызывает и в силу исторического развития казачества, и в силу тех процессов, которые происходили в двадцатом столетии, и можно много упреков одной части зала высказывать в адрес другой. Я хотел бы слишком эмоциональную левую часть немножечко остудить, назвав фамилии Ленина, Свердлова, который фактически положил начало уничтожению казачества, уничтожив физически 5,8 миллиона человека и тем самым искоренив казачество как общность на российской земле. Тем не менее, действительно, мы, как люди государственные, должны сделать всё для того, чтобы в конечном итоге... (Выкрики из зала.) Пожалуйста, не перебивайте. (Выкрики из зала.) Чтобы эта проблема разрешалась в наших... (Выкрики из зала.) Любовь Константиновна, я прошу дать мне возможность выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович, нам придется вас потом как-нибудь из зала вывести. Вы уже лишены слова, но продолжаете нарушать... (Выкрики из зала.) Василий Иванович! Василий Иванович, я попрошу внести поправку в Регламент. Если вы не придерживаетесь дисциплины, тогда из зала будем удалять. Не надо мешать! Мы вас слушали всех... Пожалуйста, Владимир Александрович. АВЕРЧЕНКО В. А. Спасибо. Тем не менее проблему эту надо решать. Сейчас бессмысленно высказывать упреки. Действительно, на территории России существует сегодня много проблем, которые могут быть решены только силами казачества, - это, например, охрана восточных границ. Я напомню исторический факт, потому что в этом году осенью исполняется 250 лет со дня рождения великого российского военачальника, донского атамана Матвея Ивановича Платова, бюст которого стоит на Поклонной горе. Донское казачество и любое другое казачье войско могло мобилизоваться в условиях отсутствия современных средств передвижения и связи за трое суток и выступить в поход. Сегодня министру обороны России, чтобы мобилизовать округ, потребуется как минимум полтора месяца. Это говорит о высоком потенциале и уровне организации службы и жизни казаков. Так вот, решить только военными методами охрану российских границ, без казачьих поселений, невозможно. Я привожу этот пример потому, что решение проблемы всё равно требуется. И слава богу, что здесь представитель Президента... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, одну минуту вам добавляю. На пререкания ушло время. Но я прошу покороче обосновывать свои мотивы. АВЕРЧЕНКО В. А. И слава богу, что представитель Президента заявил о том, что будет создана рабочая группа. Здесь надо сказать, что, к сожалению, и Правительство, и предыдущий Президент затянули решение этой проблемы. Сейчас в Государственной Думе есть другие проекты законодательных актов. Я думаю, что целесообразно сегодня отложить рассмотрение этого вопроса, потому что, действительно, практически такой законопроект не пройдет по многим причинам (не хочу их перечислять, они здесь назывались), но объединить усилия всех политических фракций на создание подобного законопроекта, который прошел бы через Совет Федерации и через подписание Президентом Российской Федерации. Казачество ждет закона, оно надеется на то, что закон будет принят и... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Ивер, вы по мотивам хотите выступить? По мотивам - депутат Ивер от Агропромышленной группы. ИВЕР В. М. Уважаемые коллеги, мотивы, по которым необходимо проголосовать за этот закон, прозвучали из уст Иванченко Леонида Андреевича и других товарищей. Я хотел бы еще раз подчеркнуть. Ведь вспомните: не только Государственная Дума в предыдущем составе, но и Совет Федерации поддержал принятие данного закона, также с данным законом согласились и представитель Президента, и представитель Правительства в свое время. Почему же сегодня это вызывает такую яростную атаку и неприятие? Это одна сторона дела. Другая сторона. Я хотел бы обратиться и к Александру Алексеевичу, и ко многим другим нашим коллегам, уважаемым депутатам: давайте не будем кидать камни в историю. Мы прожили очень сложные периоды. И я понял бы, если бы сегодня в зале высказывались в адрес Ленина, коммунистов те, кто никогда не вступал в партию, те, кто всегда пытался отстаивать какие-то определенные ценности, но когда выступают те, кто принимал меня в партию, те, кто учил, как выполнять моральный кодекс строителя коммунизма, те, кто последовательно, на протяжении ряда лет, выступал на съездах, пленумах и так далее, и когда они начинают кидать камни в историю, в историю Коммунистической партии Советского Союза, ее руководителей... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы по мотивам по закону или о Компартии Советского Союза, Василий Михайлович? ИВЕР В. М. Я считаю, что неправильно... Вы же не прерывали выступавших передо мной, когда они упоминали всё это, поэтому прошу и меня не прерывать. Уважаемые коллеги, я еще раз прошу сознательно подойти к голосованию по данному законопроекту. Никакой угрозы нашей государственности, тем более угрозы войны в нашем государстве этот законопроект не несет, и в дальнейшем могут быть учтены те замечания, которые прозвучали в этом зале. Поэтому я еще раз призываю всех проголосовать за принятие в первом чтении данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Никифоренко. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы в какой-то мере дать опровержение выпадам, которые допустили Александр Алексеевич и Аверченко, бывший партработник. Наверное, некорректно так поступать. Вы меняете свои убеждения, а мы должны бежать за вами, задрав штаны, и тоже, как говорится, проклинать историю Страны Советов? Не пойдет так! А вот представитель Президента пытается сузить проблему и вычленить государственную службу казачества, игнорируя культурно-общинные, земледельческие и другие аспекты. Это и есть расчленение проблемы и попытка извести казачество. Это новое пришествие власти, которая уничтожает казачество. Так надо понимать это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федулов Александр Михайлович, по ведению. ФЕДУЛОВ А. М. Благодарю, Любовь Константиновна. Ну, вообще, мне удивительно слышать от Никифоренко, что уничтожается казачество сегодня. Я хотел бы напомнить, что казачество методично уничтожалось большевиками всё время, вырезалось, так сказать, пускалось под нож, их распинали на крестах, их закапывали в землю. И когда сегодня я слышу, что представители КПРФ говорят: давайте не будем так относиться к казачеству... Вы посмотрите историю своих предшественников. Давайте не будем более глумиться. И поэтому я хотел бы напомнить второй очень важный момент. Сегодня назначение данного законопроекта на самом деле сводится совершенно к другому, когда его поддерживает КПРФ. Если законопроект не пройдет, они будут в своих округах привлекать казачество на свою сторону и говорить о том, что Президент выступает против казачества. Они будут высказываться об этом так, как выгодно им. Они делают всё, чтобы вносить сегодня популистские, экономически необоснованные законы, а потом ездят по России и доказывают, что на самом деле федеральная власть не... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна, по ведению. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты, несмотря на то что ряд концептуальных положений в законопроекте является спорным, я хочу обратить ваше внимание, и особенно Александра Алексеевича, вот на что. Например, Волжское казачье войско сейчас активно противодействует распространению наркомании, создавая кадетские корпуса. И здесь, как общественную организацию, казачество можно привлечь к решению очень важных... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна, это не по ведению. ЛЕКАРЕВА В. А. По мотивам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - от фракции. Тогда заявляйте себя как выступающего от фракции. Пожалуйста, говорите. Включите микрофон Лекаревой. ЛЕКАРЕВА В. А. И здесь я предлагаю, уважаемые депутаты, рассматривать казачество как общественную организацию, которую можно привлечь для решения важных государственных задач, в том числе по ликвидации безнадзорности, беспризорности детей. С восьми лет, например, в нашей Самарской губернии, а также в других субъектах Российской Федерации принимают детей на полное обеспечение. И это очень яркая иллюстрация объединения усилий исполнительной, законодательной власти и общественных организаций. Я думаю, что, подчистив законопроект и учтя все замечания Александра Алексеевича... Все-таки закон нужен, потому что казачество на самом деле готово решать те задачи, которые поставили Президент и сама жизнь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов Алексей Валентинович, от фракции ЛДПР, по мотивам. МИТРОФАНОВ А. В. Действительно, мы в этом зале наблюдаем странные и парадоксальные вещи. С одной стороны, представители партии, которая уничтожила казачество, сейчас полностью его поддерживают, а бывшие партийные работники ругают Ильича, хотя на нем сделали карьеру в свое время. Но в политике всё меняется, действительно, и тут нельзя ругать людей. Действительно, казачество сейчас оппозиционно, оно поддерживает неправительственные партии, и, мне кажется, в данном случае центристы наши против этого закона во многом, так сказать, по политическим причинам. Закон в принципе нужен, и много лет разные версии... Была и версия комитета по геополитике в прошлом созыве, и версия Иванченко, и много было перипетий с этим законом. И теперь нужно принимать ту или иную версию закона. Но мне кажется, что нужно все-таки с учетом времени, с учетом глубоких изменений, которые произошли в мире и в обществе, делать этот закон, потому что всё время, говоря о казачестве в этом зале, мы вспоминали историю: вот как было, вот какую роль казаки во время войны, во время конфликтов играли. Но мир уходит совершенно в другую сторону. Позавчера американцы сняли ограничение на разработку малого ядерного оружия, то есть они будут разрабатывать совершенно другое по качеству, скажем так, оружие, они разрабатывают ПРО и так далее. Мы видели войну в Ираке. Вот такие будут войны: без периода угроз, с точным нанесением ударов, с совершенно другим классом оружия и прочее. И конечно, здесь ограничена будет роль казачества, прямо скажем, ограничена. Если мы будем всё время вспоминать, мы будем напоминать старика Ворошилова, который был против уничтожения конницы в свое время, потому что ему жалко было коней, а жизнь шла совершенно в другую сторону. Так и мы, если брать военную сторону. Общество тоже меняется, и очень сильно. Наличие городов, скопление людей в городах ломают все устои казачества. О чем можно говорить в больших бетонных городах, где люди отделены друг от друга и плевать друг на друга хотели на самом деле?! Новая психология... Это надо всё проанализировать. А что осталось в станицах, которые ослабляются и умирают в том числе и по естественным причинам, а не по причинам неправильной политики государства, потому что везде роль сельского населения, так сказать, падает? В Америке при опросе, за кого девушка хотела бы выйти замуж, фермер занимает сотое место. Бармен выше фермера, бармен!.. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. По ведению - Гребенюк. ГРЕБЕНЮК В. Д., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, Любовь Константиновна. Я, скорее, по мотивам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам. Пожалуйста, Владимир Дмитриевич. ГРЕБЕНЮК В. Д. Уважаемые коллеги, вот мы сейчас большой группой донских депутатов собрались. Многие из нас имеют отношение к казачеству, состоят советниками атаманов, в том числе Войска Донского. У нас есть такая просьба: Леонид Андреевич, сегодня снимите, пожалуйста, этот законопроект. Давайте поработаем в согласительной комиссии вместе с депутатами, привлечем сюда представителей казачества и подготовим, сделаем нормальный законопроект, который будет принят. Вы же видите, что сегодня он не будет принят, и от этого только пострадает истинное казачество. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Павел Тимофеевич Бурдуков. БУРДУКОВ П. Т. Спасибо, я тоже по мотивам хотел бы выступить. Дело в том, что я лично тоже очень скептически всегда относился к возрождению казачества в сегодняшних условиях. Действительно, условия изменились, нет той границы, раньше казак был воин и землепашец одновременно. Но я недавно побывал в одной казачьей общине, в городе Обнинске. Понимаете, наукоград и... Я увидел, что они образовали общину на окраине города, разбили там возрождающийся... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Тимофеевич, вообще, по мотивам от группы у вас выступал Ивер. Одна минута у вас. Пожалуйста. БУРДУКОВ П. Т. Я хочу сказать, что действительно сегодня казачьи общины проводят большую воспитательную работу. Я хотел бы, чтобы этот законопроект был сегодня поддержан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Ковалёв Олег Иванович. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Уже по два раза от фракций выступают по мотивам. Давайте перейдем к голосованию, завершим прения и перейдем к голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О российском казачестве". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 37 сек.) Проголосовало за 139 чел. 30,9% Проголосовало против 13 чел. 2,9% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 154 чел. Не голосовало 296 чел. 65,8% Результат: не принято Не принимается.