Заседание № 117

18.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 154146-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за незаконный оборот метилового спирта (метанола); принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3635 по 3714 из 6532
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный    
кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса       
Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина.                
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня мы           
рассматриваем ещё один важный законопроект и поправки к нему - он вводит        
отдельную статью за производство и незаконный оборот метанола под видом         
алкогольной продукции.                                                          
                                                                                
Мы провели большое количество консультаций и с Правительством Российской        
Федерации, и с Государственно-правовым управлением Президента Российской        
Федерации. И мы благодарим правительство за то, что в конечном счёте получили   
поправки от них. Как нам представляется, сейчас текст, который мы представили   
ко второму чтению, отвечает требованию правовой определённости.                 
                                                                                
Всего в комитет поступило шесть поправок, все они включены в таблицу поправок   
№ 1, рекомендованных комитетом к принятию. Просьба рассмотреть таблицу          
поправок и поддержать законопроект во втором чтении.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
подготовлен комитетом к третьему чтению. Просьба поддержать.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.                                                          
                                                                                

Заседание № 76

16.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 154146-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления уголовной ответственности за незаконный оборот метилового спирта (метанола).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3807 по 4122 из 5250
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации". Докладывает Максим Анатольевич Топилин.                             
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, добрый день! Я напомню, что, когда мы с вами приступили к    
исполнению своих обязанностей в сентябре прошлого года, по стране прокатилась   
достаточно большая волна отравлений метанолом со смертельным исходом. Эти       
ситуации произошли в ряде регионов: в Свердловской области, в Курганской        
области. Мы взяли эту тему в проработку - оказалось, что уголовное              
законодательство фактически не позволяет должным образом преследовать и         
выносить соответствующие наказания в адрес виновных лиц, поэтому был            
подготовлен законопроект, который предусматривает выделение нарушений,          
связанных с незаконным использованием, оборотом и введением, условно будем      
говорить, в продажу метанола, в отдельную статью Уголовного кодекса.            
Действующая статья, которая носит общий характер и под действие которой         
подпадает метанол, так как является одним из ядовитых веществ, практически не   
работает, что показали исследование и работа с Министерством внутренних дел.    
Законопроект вводит ответственность и повышает ответственность по сравнению с   
действующими составами в общей статье. Скажу, что вводится самая высокая        
ответственность за правонарушения, которые влекут за собой смерть двух и        
более лиц, это штраф 500 тысяч рублей и уголовное наказание - лишение свободы   
до 15 лет. Сейчас в общей статье максимальное наказание - до восьми лет, но,    
как я уже сказал, конструкция действующей статьи фактически не позволяет        
доводить дело, что называется, до конца.                                        
                                                                                
На законопроект получены положительные отзывы правительства, Верховного Суда.   
Есть определённые замечания, связанные с детализацией составов преступлений.    
Мы планируем, безусловно, ко второму чтению, если вы поддержите данный          
законопроект, эти вопросы отработать и надеемся на поддержку данного            
законопроекта. Тоже всех приглашаем к работе ко второму чтению.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, на сегодняшний       
день Уголовный кодекс содержит общие нормы, в частности статью 234 Уголовного   
кодекса, которая говорит нам о запрете ядовитых и сильнодействующих веществ.    
Предлагается же специальная норма, которая касается введения уголовной          
ответственности за незаконный оборот метанола, с серьёзной ответственностью,    
безальтернативной санкцией в случае смерти двух и более лиц - до 15 лет         
лишения свободы со штрафом.                                                     
                                                                                
Безусловно, комитетом поддерживается концептуальная направленность              
законопроекта, но имеется ряд серьёзных замечаний. Ко второму чтению нам        
будет необходимо провести большую работу и в части устранения конкуренции       
норм с уже действующими составами, и в целом по проекту, в частности по самой   
диспозиции нормы, которая, как нам представляется, не содержит правовой         
ясности. В целом концепцию предлагаем поддержать и серьёзно поработать.         
Предлагаем принять законопроект в первом чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Есть, я вижу руки.                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, законопроект, конечно, крайне важный и нужный,    
но у меня два вопроса. Какие признаки будут свидетельствовать о том, что эти    
действия осуществлены в целях последующего потребления другим лицом? Это        
первый вопрос. И второй: как будет доказываться заведомость создания условий    
потребления другим лицом?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Топилину включите микрофон.                      
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо большое за вопросы, Владимир Владимирович. Естественно,   
всё это будет доказываться в ходе тех расследований, которые будут              
проводиться соответствующими следственными органами.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Спасибо большое за вопросы.                                      
                                                                                
Это вот как раз тот момент, над которым стоит поработать. Вы абсолютно правы,   
доказать причинно-следственную связь незаконного производства, хранения         
метанола и смерти определённого лица, конечно... нам это представляется не      
совсем понятным, это вот те вещи, над которыми нужно будет серьёзно подумать.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже к Максиму Анатольевичу уточняющий вопрос.            
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, в каком случае можно будет говорить о             
незаконности хранения, незаконности пересылки, перевозки метилового спирта и    
как это будет применяться? И вот в рамках тех дел, которые уже были...          
многочисленные смерти от метилового спирта у нас в прошлом году были, в         
позапрошлом - там это было связано с незаконным производством, с незаконной     
перевозкой, или просто какой-нибудь, грубо говоря, товарищ слил канистру в      
том месте, где производится метиловый спирт, а потом его продал, или она        
как-то случайно попала?.. Вот из того, что вы проанализировали, сколько         
случаев было связано непосредственно с незаконным производством, с незаконной   
транспортировкой, реализацией метанола - естественно, с намерением его потом    
употребить?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максиму Анатольевичу Топилину включите микрофон.          
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопрос. Проблема заключается    
в том, что сегодня фактически требуется ещё и дополнительная проработка         
вопросов, связанных с определёнными регламентами. Есть старые документы,        
старые правила, которые утверждены правительством, и они вызывают достаточно    
серьёзные нарекания, и это отдельная работа, которую придётся ещё               
реализовывать.                                                                  
                                                                                
Что касается тех ситуаций, с которыми мы столкнулись, там всё-таки в основном   
нет вопросов, связанных с незаконным хранением или производством, это просто    
злой умысел, а в отдельных случаях граждане, которые в этих процессах           
участвовали, даже и не предполагали, что используют метиловый спирт.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Максим Анатольевич, законопроект хороший, но прежде всего он бьёт   
по стрелочникам - по рабочим, которые разливают эту бодягу (зачастую это        
трудовые мигранты), по водителям, которые не знают, что везут, - а как          
наказывать организаторов? Вот вариант наказания организаторов, кроме            
уголовного? Я надеюсь, здесь это имеется в виду, но это сложно доказать: они,   
как всегда, уходят от ответственности. Но и наказание конфискацией имущества    
очень болезненно. Помещения, вот эти линии, торговые площади, лицензии для      
торговых предприятий - предполагается вот это задействовать в представленном    
законопроекте?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максиму Анатольевичу Топилину включите микрофон.          
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо большое за вопрос, Олег Анатольевич. Ну, вы               
действительно затронули вопрос, который не относится к компетенции этого        
законопроекта. Мы, когда начали работу с министерством промышленности, с        
Министерством здравоохранения в этом отношении, выяснили, что достаточно        
большое количество изъянов в действующем регулировании, о чём я говорил,        
отвечая на предыдущий вопрос, и это тоже требует, что называется, решения.      
Действительно, существуют с точки зрения правил оборота метанола достаточно     
старые документы, ещё начала 90-х годов, и во многом следственные органы,       
работая в том числе по действующим статьям, эти процедуры не могут, так         
сказать, связать. Прорабатывали мы вопрос и лицензирования, но пришли к         
выводу, что лицензирование здесь не поможет, потому что понятен круг            
производителей - эти предприятия все достаточно крупные, они все находятся в    
реестрах Минпромторга.                                                          
                                                                                
Там есть тема нормальной прослеживаемости. И наверное, я даже могу              
предположить, что, скорее всего, на это мы и выйдем в последующем, это          
касается не только метанола, но и всех ядовитых веществ, потому что по ним, я   
ещё раз повторю, очень старая, не детализированная в нынешнем понимании         
законодательная база.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон.                 
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Олег Анатольевич, буквально несколько слов к разговору о         
стрелочниках. Я хотела бы обратить ваше внимание на конструкцию нормы: речь     
идёт всё-таки о незаконном хранении и приобретении. И когда мы используем       
данную конструкцию, мы всё-таки презюмируем, что деяние совершается с прямым    
умыслом, это очень важно. То есть речь идёт именно о незаконных деяниях.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксёненко Александр Сергеевич, пожалуйста, ваш вопрос.                          
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Максим Анатольевич, в качестве аргументов вы приводите факты отравления         
алкогольной продукцией на основе метилового спирта. Мой вопрос следующий:       
когда шла работа над законопроектом, обсуждалась ли комплексно сама суть        
проблемы? Наша фракция говорит о необходимости введения госмонополии на         
этиловый спирт уже не первый созыв, только так мы сможем обеспечить             
надлежащий контроль за выпускаемой продукцией. Помимо вопросов жизни и          
здоровья это ещё и прямая выгода для казны. Ваша инициатива важна и, конечно,   
нуждается в принятии, но не считаете ли вы её полумерой на пути решения         
комплексной проблемы?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Топилину включите микрофон.                      
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Александр Сергеевич, спасибо за вопрос. Я уже начал говорить о    
том, что, безусловно, регулирование производства, оборота, хранения не только   
метанола, но и всех ядовитых веществ требует такого комплексного подхода и      
пересмотра с точки зрения современного законодательства и современных           
способов контроля. Что касается монополии, мне кажется, это не выход, потому    
что это производство, ну, фактически химической продукции - в основном          
используется метанол в химической отрасли. И здесь, мне кажется, монополия не   
решает проблему, решает проблему возможность прослеживаемости.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Будьте добры, ответьте всё-таки относительно изъянов             
действующего законодательства. Вот метиловый спирт, согласно постановлению      
правительства от 29 декабря 2007 года, отнесён к ядовитым веществам, его        
свободная реализация уже запрещена указом президента от 22 февраля 1992 года    
- да, это 90-е, вы правильно сделали ссылку. Но мне кажется, что тема не        
раскрыта. Получается, имеющиеся ограничения, имеющиеся законодательные          
инструменты недостаточно используются правоохранительными органами, и           
приведёт ли вот просто ужесточение... Мы поддерживаем - конечно, надо этой      
проблемой заниматься и можно ужесточать, но будет ли данный закон               
эффективным, если при существующих мерах мы не видим должной реакции            
правоохранительных органов? Вот вопрос: насколько исследована вот эта часть     
действия законодательства?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Топилину включите микрофон.                      
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо большое за вопрос. Да, действительно, это                 
приблизительно те же риски, о которых говорили, но ещё раз повторю, что         
конструкция действующей статьи сформулирована таким образом, что идёт ссылка    
на правила осуществления производства, хранения, перевозки, и вот эти правила   
во многом имеют изъяны. Когда правоохранительные органы начинают                
расследование дел, они сталкиваются с тем, что эти правила - фактически в       
отдельных случаях их нет - не нарушаются, и дело рассыпается. Я ещё раз         
повторю, что, безусловно, чтобы этот закон эффективно работал, он требует как   
совершенствования и уточнения проектируемых норм при подготовке ко второму      
чтению, так и отработки системы прослеживаемости ядовитых веществ, в том        
числе метанола.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. Вопрос Максиму Анатольевичу.                                       
                                                                                
Пока не изменится вся система контроля оборота метилового спирта - кстати, на   
это указывает МВД, - и дальше мы будем получать из-за этого смерти. Поэтому     
всё-таки тут вопрос больше не в наказании, хотя ЛДПР этот законопроект тоже     
поддерживает, а именно в системе отслеживания. И может быть, в лицензировании   
не тех предприятий, которые производят метанол, а тех предприятий,              
организаций, которые занимаются куплей-продажей метанола. Сейчас нет            
лицензирования этих предприятий - ну, может быть, ввести? Плюс ещё маркировку   
метанола, который в свободной продаже находится, тогда будет по крайней мере    
легче отслеживать. Как вы относитесь к этой инициативе?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максиму Анатольевичу Топилину включите микрофон.          
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Сергей Дмитриевич, у нас есть экспертный совет по       
этому вопросу, мы постоянно работаем с министерством промышленности и с         
Министерством здравоохранения. Приглашаем вас с вашими наработками, с вашими    
идеями к участию в этой работе, будем очень признательны. Вы совершенно         
правы. Я ещё раз повторю, что вопрос жёсткой прослеживаемости не урегулирован   
законодательством окончательно, и мы будем рады по этой теме получить от вас    
соответствующие предложения.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция КПРФ всемерно поддерживает всякую борьбу с           
незаконным оборотом метилового спирта, но мы не поддерживаем этот               
законопроект, потому что он просто является лишним, эти нормы совершенно не     
нужны в нашем кодексе. В нашем кодексе имеются уже - об этом и содокладчик      
сообщил нам - аж две статьи, по которым можно привлекать к ответственности      
этих лиц: статья 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых          
веществ в целях сбыта" и статья 238 "Производство, хранение, перевозка либо     
сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих    
требованиям безопасности". Ежели кому-то вдруг показалось, что чего-то не       
хватает в этих статьях, так давайте эти статьи совершенствовать. Почему же      
надо взять выбросить и придумать какую-то статью, причём статью специально по   
отдельному яду? Если следовать вот той логике, которую нам предлагают, то на    
каждый яд или на каждое сильнодействующее вещество необходимо принять           
самостоятельный закон. В относительно широком обороте несколько десятков ядов   
- так давайте мы ещё 30 или 40 статей засунем в наш Уголовный кодекс. Ну а по   
большому счёту, их, конечно, ещё больше.                                        
                                                                                
Вот правоохранители говорят, что им чего-то не хватает, - им не хватает         
усилий, им не хватает усердия и желания раскрывать такие преступления, а их     
раскрывать всё равно будет сложно, и ничего в нашей статистике и ничего в       
динамике этой преступности не изменится.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик?        
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс          
Российской Федерации", пункт 19.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                 103 чел.22,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.