Заседание № 99
15.02.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 153621-7 "О внесении изменений в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации" (о признании утратившим силу положения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте при наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4271 по 4580 из 7167
Переходим к рассмотрению 10-го пункта нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Васильевич Натаров. НАТАРОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений в статью 173 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части исключения положений о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте при наличии задолженности в фонде капитального ремонта). Если коротко, то смысл законопроекта сводится к одному: мы предлагаем разрешить собственникам квартир продолжать формирование фонда капремонта на спецсчетах, в случае если размер фактических поступлений взносов на капремонт составляет меньше 50 процентов от размера начисленных. Формирование фонда на спецсчетах, по нашему мнению, это одна из основ доверия - доверия к программе капитального ремонта. Я думаю, ни у кого нет сомнений и мы все понимаем, что использование спецсчетов должно развиваться, в этом направлении работает и комитет, и все мы. Кроме того, действующая редакция Жилищного кодекса предусматривает довольно серьёзные меры воздействия на неплательщиков взносов на капремонт - это и начисление пеней, и возможность обращения в суд и так далее, так что наличие в Жилищном кодексе нормы, предполагающей перевод денег со спецсчёта на счёт регионального оператора, по нашему мнению, является избыточным. Также обращаем внимание на то, что сохраняется норма, прописанная в части 7 статьи 189, согласно которой если жильцы, формирующие средства на спецсчёте, нарушили сроки капремонта, установленные региональной программой, то муниципалитет вправе эти деньги передать региональному оператору. Хочу отметить, что сейчас средства региональных операторов расходуются крайне нерационально. Тут уже приводились данные по многим субъектам, в том числе по нашему Красноярскому краю, где накоплена огромная сумма - порядка 10 миллиардов, а дома не ремонтируются. Спецсчёта позволят людям самостоятельно принимать решение о сроках ремонта, о качестве ремонта. Просим коллег поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич. С содокладом выступает Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р. Я, вообще-то, как и в прошлый раз, выступаю от комитета, а не как Павел Рюрикович. Я понимаю, что многим нравится моё отчество, но тем не менее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, Павел Рюрикович. Выступает заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Я думаю, что многие депутаты это уже хорошо знают, но замечание принимаю. КАЧКАЕВ П. Р. Да нет, Иван Иванович, это я не вам, это я не вам абсолютно! Уважаемые коллеги, очень коротко. Вообще, комитет поддерживает данную инициативу, вернее, тезис, что сегодня самый оптимальный, самый лучший способ формирования фонда капитального ремонта - это спецсчета. Коллеги, в принципе это позиция в том числе Правительства Российской Федерации, Минстроя, их позиция за последние два года изменилась на диаметрально противоположную, и успехи есть. Может быть, вы помните, что в 2015 году, когда мы запускали программу капитального ремонта, на специальных счетах хранились средства собственников помещений всего 5,2 процента многоквартирных домов, по состоянию на 1 января 2018 года на спецсчетах хранятся средства собственников помещений уже более 11 процентов многоквартирных домов, и это форма будущего: собственники сами должны определять судьбу средств на капитальный ремонт - какой ремонт делать, какие работы производить. Тем не менее комитет в данной редакции законопроект не может поддержать, и вот в связи с чем. Предлагается изменить формулировку статьи Жилищного кодекса и возложить обязанность по обеспечению проведения общего собрания на инициатора его проведения. Комитет считает, что это излишне, поскольку в статьях 45-48 Жилищного кодекса, в которых описываются вообще способы и алгоритм проведения общего собрания, чётко указано, что инициатор проведения общего собрания должен в том числе отправить заявку в управляющую организацию, определить место, сделать оповещение, провести общее собрание, то есть внесение предлагаемых изменений на сегодня избыточно. Кроме того, в законопроекте предлагается исключить часть 10 статьи 173 Жилищного кодекса, согласно которой орган местного самоуправления принимает решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, если размер фактически поступивших взносов меньше 50 процентов от размера начисленных. Но в части 8 той же самой статьи написано, что если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт меньше 50 процентов от размера начисленных, то орган государственного жилищного надзора обязан за пять месяцев уведомить собственников помещений в данном многоквартирном доме о том, что может прекратить своё действие способ формирования фонда капремонта на спецсчёте. Если мы отменим часть 10 статьи 173, согласно которой полномочия по погашению задолженности по взносам на капитальный ремонт по решению органов местного самоуправления уже будет нести региональный оператор, это повлечёт за собой то, что те многоквартирные дома, фонд капремонта которых формируется на счёте регионального оператора, должны будут делиться частью средств с теми домами, фонд капремонта которых формируется на спецсчёте, вот именно на протяжении этих пяти месяцев. Комитет Совета Федерации по федеративному устройству и региональной политике не поддерживает законопроект, правительство не поддерживает законопроект. Из 76 поступивших отзывов в 31 отзыве законопроект не поддерживается, в 15 отзывах замечаний не имеется, в 29 отзывах законопроект поддерживается. С учётом изложенного комитет предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Вопрос содокладчику. Павел Рюрикович, вы говорите, что часть 10 исключать нецелесообразно, нет смысла, но она подразумевает, что человек, который был инициатором собрания, и должен заниматься, по сути, поддержанием финансовой дисциплины. Объективно какие есть механизмы поддержания платёжной дисциплины, условно, у старшей по дому? Обычно это среднестатистическая пенсионерка, она не может повлиять на выставление квитанций (управляющие компании запросто могут отказать), это вот пробел, она не имеет никаких рычагов - ну не пойдёт же она судиться, платить госпошлину и судиться с соседями, при этом надеясь, что с ней потом в подъезде ничего не произойдёт?! Так вот если мы говорим, что не надо отменять часть 10 статьи 173, то скажите, какие есть реальные механизмы влияния на платёжную дисциплину, чтобы сумма взносов не упала ниже 50 процентов? КАЧКАЕВ П. Р. Ну, повлиять можно только одним способом - нужно, чтобы жильцы, собственники жилых помещений в многоквартирном доме всё-таки выполняли свои обязанности. Это первое. Второе. У нас разрешено хранение средств специального счёта многоквартирного дома на счетах регионального оператора, в этом случае региональный оператор будет как бы заменой этого инициатора и будет обязан уведомлять жильцов многоквартирного дома о том, что у них объём взносов меньше 50 процентов. Но я-то в основном говорил об отмене части 10 не с точки зрения того, как собирать взносы, а с той точки зрения, что если мы отменим часть 10, то вынудим орган местного самоуправления (это тоже ответственность данного органа) проводить капитальный ремонт в том или ином многоквартирном доме по региональной программе за счёт других источников финансирования. Вот о чём в основном идёт речь в заключении нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Хованская Галина Петровна. От фракции, Галина Петровна? Семь минут поставьте, пожалуйста, выступление от фракции. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вот когда мы обсуждали, как всё-таки лучше формировать фонд - делать это с помощью регионального оператора, то есть общий котёл создавать, или всё-таки открывать спецсчёт, - дискуссия была большая. И я хочу сказать спасибо председателю правительства Медведеву Дмитрию Анатольевичу, потому что если бы не он, то все мы сейчас были бы в общем котле - все! Только его поручение изменило ситуацию, развернуло её: и та, и другая формы накопления взносов на капитальный ремонт стали равноправными. Мне задали вопрос о подводных камнях, сложностях в процессе, который существует на сегодняшний день, - да, их много. Вот я благодарна Сергею Васильевичу за то, что он пытается - может быть, несовершенно, может быть, что-то надо подкорректировать, но он пытается! - один из этих подводных камешков убрать. Если люди, несмотря на сопротивление муниципальных образований, которые заталкивали их в общий котёл, приняли сознательное решение открыть счёт на свой дом и отвечать за своё имущество, а не за имущество соседа, это решение надо уважать. Ситуация с долгами, она может быть... совершенно разные могут быть причины задолженности. Обращаю внимание на то, что регоператор не возьмёт у вас эти деньги, если на вас кредит, эта норма тоже есть в Жилищном кодексе: с серьёзными долгами вас не возьмут в общий котёл, вам откажут в этом. Однако если долги превышают какую-то определённую величину - я ещё раз говорю, могут быть совершенно разные причины задолженности, - то вас принудительно запихивают в общий котёл без всякой судебной процедуры. А ведь можно было прописать очень грамотную процедуру: можно было прописать, что жилищная инспекция должна выдать предписание, и вот если это предписание не исполняется, тогда уже, будьте добры, идите в суд, жилищный инспектор, и тогда уже запускайте принудительную судебную процедуру. Вот это был бы цивилизованный подход, а то, что сейчас в Жилищном кодексе, - это нецивилизованный способ решения проблемы неплатежей. Тем более что, как правило, обращаю ваше внимание, обычные люди платят добросовестно, а главные должники - об этом не раз говорилось - это представители публичной власти, начиная с федерального уровня и заканчивая муниципальным. Особенно стыдно, когда задолженность числится за очень уважаемыми министерствами федерального уровня, понимаете? Так что не надо попрекать граждан! Хочу сказать ещё об одном моменте, связанном с тем, о чём я только что говорила: задолженность может быть просуммирована, в том числе из-за долгов публичной власти эти 50 процентов могут возникнуть, - кто-нибудь об этом подумал? А если эта доля велика, то буквально уже при десятипроцентной задолженности граждан вас запихивают в общий котёл, - уважаемые коллеги, ну это никуда не годится! Может быть, мы с Сергеем Васильевичем подумаем и внесём законопроект о судебной процедуре, потому что как раз в суде-то и вскроется, кто должен и какова доля в задолженности органов публичной власти и наших пенсионеров, которые достаточно добросовестно платят за жильё и коммунальные услуги. Ну вот такие предложения будут от нас. И я думаю, что, может быть, мы на президента уже не будем ссылаться, ну нельзя же президента дёргать по каждому поводу, давайте сами эту проблему решим цивилизованным образом! Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осипов Илья Владимирович от фракции. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Очень странно слышать с этой трибуны, дескать, как было бы хорошо, если бы законодательство было другим или там появились бы другие нормы, - право законодательной инициативы есть у каждого из присутствующих здесь, в зале. Я всё-таки хотел бы сконцентрироваться на обсуждении внесённой коллегой законодательной инициативы. Мы, безусловно, согласны с тем - и правительство нас в этом поддерживает, - что всё-таки как преимущество, так и будущее за способом формирования фонда капитального ремонта на спецсчёте, а предложение об отмене, точнее, о признании утратившей силу части 10 как раз говорит, к сожалению, о невзвешенном подходе автора к существующей проблеме. Почему? Потому что часть 10 применяется только тогда, когда граждане, приняв решение о формировании фонда капитального ремонта на спецсчёте, не справились с этой задачей. У них не хватило возможностей администрировать платежи и бороться с неплательщиками - на то могут быть разные причины и основания, в том числе и у собственника спецсчёта, - они не смогли вовремя отреагировать на это, и в результате не сформированный в полном объёме фонд капитального ремонта ставит под угрозу вообще выполнение программы капитального ремонта в этом доме. Таким образом, износ дома будет увеличиваться, качество жизни в нём будет ухудшаться, и, собственно говоря, то недовольство программой капитального ремонта, о котором постоянно с этой трибуны говорят наши оппоненты, тоже будет расти. Эта норма, к слову сказать, не сразу появилась в Жилищном кодексе, она была принята по инициативе фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в 2015 году вследствие мониторинга действующего законодательства, который мы постоянно осуществляем через наши партийные проекты "Управдом", "Школа грамотного потребителя". Вот там действительно есть живое общение с гражданами, там действительно есть ответная реакция. Когда люди приходят и говорят, что есть должники, но они не знают, как на них повлиять, у них не хватает юридических возможностей, чтобы заставить людей своевременно платить, вот тогда в это должен вмешиваться региональный оператор, этот институт и был нами придуман для того, чтобы решать эту проблему. Если бы все граждане были добросовестными плательщиками, если бы все были ответственными собственниками, то вообще не стоял бы вопрос о формировании фонда капитального ремонта. Учитывая, что сегодня, к сожалению, есть прецеденты, когда задолженность в домах превышает 50 процентов от начисленной суммы, мы считаем, что в таких случаях необходимо продолжать формировать фонд капитального ремонта уже не на спецсчёте, а на счёте регионального оператора, чтобы он, в том числе и при поддержке государства, решал эту проблему и чтобы сама по себе идея капитального ремонта в конкретном доме не ставилась под сомнение, а программа была выполнена. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данную законодательную инициативу поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Васильевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Включите депутату Натарову микрофон. НАТАРОВ С. В. Уважаемые коллеги, огромное спасибо за дискуссию, считаю, что в какой-то части были сделаны справедливые замечания. Я хотел бы отметить только одно (возможно, я в докладе не очень чётко сформулировал): всё-таки не только за счёт граждан формируется долг - и об этом сказала Галина Петровна, - должниками являются и муниципалитеты, и Министерство обороны, при этом получается, что всех выбрасывают в общий котёл. Ну так тоже нельзя к этому подходить! Я думаю, мы всё равно выйдем с этой инициативой, возможно, подготовим межфракционный законопроект, который позволит доверие к спецсчетам вывести на высокий уровень. Ещё раз хочу заметить, что спецсчета - это одна из основ, формирующих доверие людей к программе капитального ремонта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Депутату Качкаеву включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Коллеги, очень коротко о долгах. Вот, может быть, я неправильно понял, но сейчас у нас основной должник - это Министерство обороны. Вообще, в целом по стране на сегодняшний день задолженность составляет более 100 миллиардов, из них только 236 миллионов - долги субъектов и муниципальных образований, то есть это мизерная доля, а что касается Министерства обороны - да, там миллиарды рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 37 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.