Заседание № 310

15.09.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 153324-7 "О внесении изменения в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления единых критериев, исходя из которых определяется очерёдность проведения капитального ремонта многоквартирных домов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3689 по 4254 из 4953
Пункт 26, это приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Проект   
федерального закона "О внесении изменения в статью 168 Жилищного кодекса        
Российской Федерации". Докладывает Галина Петровна Хованская.                   
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я рада всех вас приветствовать на   
нашем первом заседании.                                                         
                                                                                
Вернёмся к нашей теме, которую мы с вами каждый раз рассматриваем и, видимо,    
не только в этом созыве будем рассматривать, - к проблемам капитального         
ремонта. В данном случае речь идёт об очерёдности проведения этого              
капитального ремонта.                                                           
                                                                                
Что произошло, почему мы решили внести эту законодательную инициативу, причём   
внесли мы её в 2017 году, она лежала два года? У нас субъекты вправе            
устанавливать критерии очерёдности проведения капитального ремонта, это мы      
все помним, да? Но когда мы стали анализировать правовые акты субъектов -       
коллеги, ну такого разнобоя в подходах я давно не видела. Ну, в Москве,         
например, критерии: продолжительность эксплуатации инженерных систем, оценка    
технического состояния. В Новгородской области другой подход: помимо            
технического состояния там ещё и оценивают, сколько денег собрали. Вы           
понимаете, проблема в том, что вот эта очерёдность должна зависеть строго от    
состояния дома и от вопросов безопасности проживающих в этом доме граждан, а    
нам предлагается: сколько денег собрали, сколько не собрали. Потом, если        
что-то рухнет, например перекрытие, или ещё какие-то проблемы возникнут, кто    
будет отвечать? Те, кто принимает такие нормативные документы?                  
                                                                                
Короче говоря, нет единой нормативной базы, она нужна для того, чтобы           
всё-таки не было такого дисбаланса между объёмами капитального ремонта в        
разных регионах. И у нас возникает иногда парадоксальная ситуация, когда        
довольно приличный дом, который ещё может подождать, идёт вперёд, его           
ремонтируют, а другие дома ждут, дома, которые остро нуждаются в капитальном    
ремонте, в них живут граждане, но по этим домам недособрали денег. Кроме        
того, Жилищным кодексом установлено, что проведение капитального ремонта в      
первоочередном порядке должно предусматриваться в домах, в которых              
требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации. Ну,           
сказано: первого жилого помещения, хотя это некорректная формулировка, и уже    
Верховный Суд нам сказал, что не очень правильно было проводить такую норму.    
                                                                                
Что касается разъяснения Верховного Суда, это немножко другая история, сейчас   
не буду на ней останавливаться. Меня в этой ситуации знаете, что смущает? То,   
что это важнейшая проблема, казалось бы, совершенно актуальная тема, но наша    
попытка выравнять эту ситуацию, сделать так, чтобы больше не допускать такого   
состояния, наталкивается на заключение правительства. Как вы думаете, какое     
заключение? Отрицательное. Заключение отрицательное! Когда читаешь это          
заключение (вот оно у меня, подписано ещё Приходько, потому что это 2017        
год), возникает вопрос: кто шил пиджак, кто делал это заключение? Коллеги, ну   
вот из этого заключения следует, что те, кто его готовил, не знают              
ведомственные строительные нормы и правила, которые действуют. Есть одни,       
другие ведомственные строительные нормы... Короче говоря, вся подборка бумаг,   
которая у меня сейчас есть, говорит о том, что господа это не читали, не        
знакомы даже с нормой, которая зафиксирована в правилах, утверждённых           
постановлением правительства № 491, - ну, тут уж только руками остаётся         
развести. И нам дают вот такой официальный отрицательный отзыв в 2017 году.     
Ну и что делать? Завис проект.                                                  
                                                                                
Коллеги, нам надо ставить вопрос о качестве подготовки заключений               
Правительством Российской Федерации. Я не знаю, как по другим направлениям,     
но меня, честно говоря, иногда просто изумляет то, что игнорируются не только   
ведомственные строительные нормы, не только их собственные постановления (не    
читают они, не вчитываются в них), но и нормы Жилищного кодекса, даже их не     
знают! Ну куда уж дальше, что тут комментировать?!                              
                                                                                
Так что я не буду долго занимать ваше внимание. Смысл такой: этот единый        
порядок и основные моменты нужно устанавливать. И нельзя допускать ситуации,    
когда в Москве - одно, в Новгороде - другое, на Дальнем Востоке - третье и      
так далее, и так далее. Да, есть свои особенности, но есть основные моменты и   
есть основной критерий - безопасность проживания граждан в этих домах, в этих   
помещениях, понимаете? Было же решение Конституционного Суда, которое дало      
право менять эту очерёдность, - об этом тоже забыли. Ну и в итоге мы            
разгребаем огромную переписку, нам люди пишут: "Караул! Дом завтра рухнет.      
Либо признавайте его аварийным, либо срочно ремонтируйте!"                      
                                                                                
Я не буду больше вдаваться в подробности, потому что все устают к концу дня.    
Но ещё раз говорю: надо ставить перед Мишустиным вопрос о квалификации тех,     
кто готовит такого рода, извините, заключения на законопроекты, которые очень   
актуальны, которые идут снизу, от наших избирателей.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Присаживайтесь.                 
                                                                                
С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по жилищной политике   
и жилищно-коммунальному хозяйству Вадим Евгеньевич Булавинов, с места.          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУЛАВИНОВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, законопроект заслуживает внимания, но в          
соответствии с решением комитета скажу: комитет его не поддерживает, потому     
что мы прекрасно пониманием, что каждый дом имеет индивидуальный характер, и    
придумать универсальные нормы, которые работали бы во всех случаях,             
невозможно. Это во-первых.                                                      
                                                                                
Во-вторых, субъекты Российской Федерации ещё семь лет назад, в 2013 году,       
утвердили свои нормы, утвердили очерёдность капитального ремонта. И на          
сегодняшний день, безусловно, люди в соответствии с актом обследования могут    
эти сроки также переносить, в том числе по видам капитального ремонта.          
                                                                                
Комитет законопроект не поддерживает и предлагает отклонить.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Евгеньевич.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Галине Петровне вопрос.                                             
                                                                                
Галина Петровна, не считаете ли вы, что одним из самых важных критериев         
первостепенности выхода на капитальный ремонт может и даже, может быть,         
должен быть размер того долга, который государство, знаете, вот так простило,   
долга по капитальному ремонту? Многие дома переходят собственнику в             
аварийном, чуть ли ни в ветхом состоянии, а долг прощён. Десятилетиями эти      
дома не ремонтировались капитально, ещё с советских времен - ну, не повезло,    
в общем, и в таком состоянии передали. Так вот этот долг, размер этого долга,   
я считаю, и нужно в качестве такого критерия учитывать, и тогда это будет       
справедливое выстраивание этой очереди.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Хованской включите микрофон.                                           
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Я хочу вам ответить. Ваша позиция совпадает с позицией          
Президиума Верховного Суда от 1 августа 2007 года, изложенной в обзоре          
законодательства судебной практики за второй квартал 2007 года, где             
говорится, что обязанность по производству капитального ремонта жилых           
помещений, возникшая у бывшего наймодателя - органа госвласти (ну, тогда        
местного самоуправления не было, но как бы и у органа местного                  
самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданами           
занимаемого в этом доме жилого помещения (не первого, а жилого помещения, то    
есть это обязательство перед гражданином, не перед домом, и вот в этом вся      
разница в подходах!), сохраняется до исполнения этого обязательства. Таким      
образом, Верховный Суд не связывает это с возникновением первого                
приватизированного жилого помещения - понимаете? - это тоже очень важный        
момент, нюанс.                                                                  
                                                                                
Вы абсолютно справедливо задаёте этот вопрос, он решается, к сожалению,         
только тогда, когда дом становится аварийным и когда проблема решается таким    
образом, что предоставляется не денежная компенсация, а в натуральном виде,     
ну и тогда как бы этот непроизведённый ремонт входит в состав, есть уже         
решения верховных судов на этот счёт тоже. Мы будем обсуждать проект по         
поправкам, связанным с переселением из аварийного жилищного фонда, и я там      
тоже буду останавливаться на том, насколько некачественные и                    
непрофессиональные заключения даются правительством. Кто их готовит - ну, это   
на совести этих товарищей.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос Галине Петровне.                                           
                                                                                
Галина Петровна, в своём докладе вы упомянули, что есть позиция комитета, но    
вы также упомянули, что есть позиция правительства и отзыв правительства. Вы    
не могли бы уточнить, что, собственно говоря, правительству-то не понравилось   
в этом законопроекте?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хованской включите микрофон.                     
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Тоже очень серьёзный вопрос. Например, в заключении             
правительства написано, что "законопроектом не определено, что понимается под   
фактическим состоянием элементов общего имущества в многоквартирном доме        
(общее техническое состояние, степень физического или морального износа), к     
полномочиям каких органов или организации относится осуществление               
обследования указанного фактического состояния, каков порядок его проведения    
и требования к оформлению его результатов". Ну, господа, наверное, не изучали   
нормы ЖК: у нас предусматривается технический учёт, в том числе техническая     
инвентаризация - не забыли такие слова, коллеги? Статью 19 Жилищного кодекса    
пусть посмотрят! То есть я говорила только о нормативных документах             
правительства, которые, видимо, неизвестны этим коллегам, а оказывается, что    
и нормы ЖК не очень внимательно рассматриваются перед написанием такого вот     
заключения, официального заключения.                                            
                                                                                
Помимо этого, я вам ещё раз говорю, могу процитировать, действуют               
"Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых      
зданий. ВСН 53-86 (р)", утверждены приказом Госкомитета (я не хотела утомлять   
коллег, но приходится) № 446 от 1986 года, и они действуют, и они хорошие.      
Дальше, ВСН 58-88 (р) - тоже ведомственные строительные нормы, где определён    
период, продолжительность эффективной эксплуатации как дома, так и общего       
имущества. Дальше, я вам уже говорила в своём выступлении, что существует       
491-е постановление правительства - о правилах содержания общего имущества.     
Ну вот в составе техдокументации это должно быть.                               
                                                                                
И всё это не прочли, а заключение, официальный отзыв написали. Мне неловко об   
этом говорить, но, товарищи, просто больше терпеть нет сил! Надо всё-таки       
изучать собственную нормативную базу, действующую на сегодняшний день.          
                                                                                
Спасибо за вопрос.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Галина Петровна, вам вопрос, касающийся проведения капитального ремонта в       
первоочередном порядке в тех домах, где на момент приватизации - пускай, там,   
первого жилого помещения - не был выполнен положенный капитальный ремонт.       
Дело в том, что эта норма была вычищена, если не ошибаюсь, где-то полгода       
назад как раз из Жилищного кодекса, - как сейчас обстоят дела в части           
выполнения этой нормы, как обстояли дела в стране в целом? Может быть, у вас    
есть какая-то информация?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галине Петровне включите микрофон.                        
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Её не вычистили, её просто игнорируют, вот и всё, понимаете?    
В общем, я, честно говоря... Помогайте мне! Давайте в прокуратуру обращаться    
по поводу вот таких бумаг. Или надо встречаться с председателем правительства   
и говорить о том, чтобы он серьёзнейшим образом занялся проблемой качества      
подготовки отзывов и тем более заключений Правительства Российской Федерации,   
по крайней мере в жилищной сфере. Вот и всё.                                    
                                                                                
Норма есть, но она не учитывается в таких заключениях.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, как мы договаривались, по возможности одно выступление от фракции,     
но, конечно, ограничивать не будем.                                             
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Возможно, во фракции КПРФ смогут договориться об одном выступлении, а пока я    
предоставляю слово Молякову Игорю Юрьевичу.                                     
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Вопрос, который мы        
обсуждаем, наверное, сегодня один из основных. Почему? Прошедшие выборы         
показали, что три темы обсуждались, и очень остро обсуждались, и обсуждение     
этих тем дало результаты выборов, которые прошли 13 сентября: первое -          
пенсионная реформа, второе - вот этот пресловутый капитальный ремонт, третье    
- мусорная реформа.                                                             
                                                                                
Вы, наверное, обратили внимание на то, что фонд у нас изношен, и у меня         
складывается впечатление, что и Правительство Российской Федерации, и другие    
ответственные органы просто сбросили на плечи граждан решение данного           
вопроса. Да, находясь, так сказать, в здравом уме и твёрдой памяти, нельзя      
понять, как ремонт крыши дома, который уже разваливается, можно ставить на      
2041 год, когда или шах умрёт, или ишак умрёт, а трубы менять ещё через пять    
лет. Как люди, которые занимаются этой проблемой, представляют себе данные      
вещи?! Если капитальный ремонт как при советской власти, значит, капитальный    
ремонт снизу доверху, а вот все эти игры и хождения, мол, мы вам сделаем        
крышу, а потом мы вам сделаем подвал и так далее, всё это чушь! Причём          
учитывайте, к чему это приводит. Это приводит к тому, что, даже когда фонд      
капитального ремонта идёт на то, чтобы ремонт провести, нет ни строительных     
сил, ни техники, - нанимают какие-то шарашкины конторы, которые нормально       
провести капитальный ремонт не могут, и так повсюду! И жильцы, которые уже      
жить не могли в этом доме, говорят: "Слушайте, вы уйдите отсюда, лучше не       
делайте этого капитального ремонта, потому что станет ещё хуже, наш дом         
вообще рухнет". Болезнейшая тема! И почему-то, хотя с 2017 года оппозиционные   
силы поднимают данный вопрос, он не решается, как и вопрос о страховых          
больничных кассах. Жизненно важный вопрос здесь, в нашей стране, где шесть      
месяцев в году зима, - извините меня, вопрос жизненно важный! И вот у меня      
такое впечатление сложилось, что жизненно важные вопросы у нас не решаются.     
                                                                                
Я провёл много встреч сейчас в Ульяновске. Я вам приведу конкретный пример      
дикости, до которой мы докатились. Улица Нигматуллина, дом 89а - обратите       
внимание, я пообещал сказать в Думе, - в хрущёвке крыша рухнула, её нет, а на   
первом, втором этажах люди продолжают жить, там живут дети-сироты, одинокие     
матери, купившие жильё на вот эти жалкие гроши, которые им швыряют в виде,      
так сказать, материнского капитала. Когда я пошёл по коридорам, я ужаснулся:    
там маленькие дети! А местная власть говорит: а мы и не замечаем этого. Люди    
на улице живут, через неделю пойдёт снег, будут холода - крыши нет! Я такого    
вообще не видел никогда! То есть степень кипения чрезвычайная. И я, конечно,    
поддерживаю Галину Петровну в том, чтобы рассмотреть и принять, хотя бы         
частично, данный законопроект.                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Юрьевич.                                   
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Вопрос, который поставили        
депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", актуальный и абсолютно справедливый.    
Дело в том, что долгое время нам говорили, мол, пусть регионы сами занимаются   
своими вопросами, но потом федеральный центр много раз вынужден был             
вмешиваться. И вот на ближайшем заседании мы будем рассматривать законопроект   
о том, что Правительство Российской Федерации будет устанавливать               
соответствующие правила начисления по отраслевым системам оплаты труда.         
                                                                                
Мы долгое время также говорили: ну, Москва - это Москва, здесь одна зарплата,   
регионы - это регионы, там другая зарплата, ну и соответственно каждый должен   
быть сам за себя. Что касается заработной платы, вмешиваться можно, основные    
критерии и порядок установления этой самой заработной платы вводить на          
федеральном уровне можно - а почему нельзя вводить критерии проведения          
необходимого капитального ремонта? Здесь был приведён представителем комитета   
довод о том, что якобы дома разные во всех регионах, но, по большому счёту,     
большинство домов, которые сегодня находятся в региональных программах          
капитального ремонта, - это типовые дома: хрущёвки, панельные дома, да даже     
"сталинки" и дома, которые строились сразу после войны, это типовые дома, а     
соответственно, должны быть типовые подходы к определению критериев             
нуждаемости или ненуждаемости в капитальном ремонте. То, что, к сожалению,      
сегодня происходит в регионах, далеко не однородно. Действительно, где-то ещё   
более-менее можно перенести капитальный ремонт, где-то можно объективно         
оценить, а есть области, в которых эти правила, ну, совершенно запутанные, и    
совершенно разные правила применяются на территории одной страны. Поэтому то,   
что предложено, абсолютно правильно.                                            
                                                                                
Сегодня есть механизм переноса на более ранний срок в случае, если, допустим,   
провалилась крыша, если проблемы с лифтовым хозяйством, с отоплением, но для    
этого требуется экспертиза, которую должны оплатить жители или собственники,    
проживающие в этом доме, - это тоже довольно громоздкий механизм, к тому же в   
каждом регионе он разный, и, скажем так, где нет самоорганизации в домах, к     
большому сожалению, где нет хорошего актива по управлению домом, там этот       
перенос невозможен. И дома, объективно находящиеся в неудовлетворительном       
состоянии, о чём в том числе рассказывал коллега на примере нашего города,      
дома, которые действительно разваливаются, если нет соответствующих критериев   
и нет соответствующей активности со стороны жильцов, в таком состоянии,         
гнилом, и остаются дальше: на 30-е годы, на 40-е годы поставлен ремонт,         
никакого движения нет.                                                          
                                                                                
Что касается денег, которых то ли хватает, то ли не хватает, - это              
действительно тоже большая беда. Мы неоднократно встречались с тем, что         
подходит даже по плану время капитального ремонта, приходит представитель       
регионального фонда и говорит: "Уважаемые жильцы, ваш дом соберёт за 30 лет,    
на которые рассчитана программа, всего 3 миллиона рублей..." - это относится    
к маленьким домам, как правило, - "...а вам для проведения капитального         
ремонта необходимо 9 миллионов рублей, поэтому либо вы сейчас сбрасываетесь,    
будете платить не 5 рублей 60 копеек с квадратного метра, как все остальные,    
а в 3 раза или в 4 раза больше, либо никакого комплексного капитального         
ремонта мы проводить не можем, вам хватит только на крышу или только на         
отопление".                                                                     
                                                                                
Я прошу минуту сразу добавить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Естественно, это тоже глупость и это тоже должно быть            
урегулировано на федеральном уровне, потому что действия прокуратур в разных    
регионах разные: некоторые опротестовывают и считают незаконным подобный        
подход, некоторые считают, что это законно, ссылаясь на некие расплывчатые      
положения из Жилищного кодекса.                                                 
                                                                                
Ну и наконец, самый главный момент. Я вам напомню, что в 2017 году мы с вами    
отменили практику (фактически поставили на ней крест), когда жители могли в     
судебном порядке добиться проведения капитального ремонта за счёт бюджета в     
случае, если он не был проведён на момент приватизации пускай первого жилого    
помещения. Была внесена очень хитрая формулировка, и теперь добиться этого      
ремонта могут только те, кто вошёл в соответствующий перспективный план.        
Какие перспективные планы были в 90-х годах, вы, наверное, помните, поэтому     
никаких движений в этом направлении нет, никаких оснований для включения        
именно этих домов в первоочередном порядке, несмотря на записанные в законе     
положения, сегодня тоже нет. Более того, даже те, кто выиграл суд, - я          
напомню, что на сегодня где-то порядка 60 миллиардов требуется для проведения   
по всей стране соответствующих ремонтов, - так вот, даже те, кто выиграл суд,   
не могут это выполнить, потому что даже нет критериев, кому проводить ремонт    
в первую очередь... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Я заканчиваю.                                                    
                                                                                
Нет критериев, кому выполнять в первую очередь из тех, кто прошёл через суд;    
ни по году, ни по хронометражу, ни по объёму этих критериев также нет, они не   
установлены.                                                                    
                                                                                
И ничего страшного нет в том, чтобы сегодня установить общие критерии на        
федеральном уровне, для того чтобы очередь из всех домов, которые ставятся в    
эту программу капитального ремонта или которые там уже находятся, была          
аккуратненько перестроена. Тем более, что многие вещи сегодня на федеральном    
уровне регулируются. И Галина Петровна справедливо сослалась и на 491-е         
постановление правительства о правилах содержания общего имущества, и на        
многие другие федеральные акты.                                                 
                                                                                
Мы поддержим законопроект.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые граждане России! Сразу хочется обратить наше внимание,   
вернее ваше, на то, что после прошедших трудных недель вирус очень сильно       
покосил наши ряды: прошло четыре часа, даже меньше, с начала нашего             
заседания, и больше половины Думы уже, видимо, сюда больше не вернётся. В       
зале нет такого количества людей, чтобы принять полезный законопроект, и это    
уже не первый раз, к сожалению.                                                 
                                                                                
Я напомню, что афера с капитальным ремонтом, которую ввели, к сожалению,        
депутаты в отношении граждан России, была призвана решить проблему жилья. Ну,   
это не то, что ввести систему "Платон", обложить всё население России           
поборами, половину денег отдавать непонятной конторе, которая устанавливает     
пропускные пункты, это другая система. Вот теперь за счёт граждан мы должны,    
вернее, граждане сами должны решать свои жилищные проблемы. Ну и ладно, если    
бы решили эту проблему, но нет, ничего подобного, теперь всё это отдано опять   
же на откуп местным князькам.                                                   
                                                                                
Вот проходил чемпионат мира. Возьму дорогой мне Ростов-на-Дону, там нужно       
было облагородить центральные улицы - и пожалуйста, провели большую работу      
(только они, по-моему, спутали капитальный ремонт с косметическим, хотя,        
наверное, провели его как капитальный), но остальные граждане остались без      
ничего: те здания, где нельзя было это провести или денег не хватало, просто    
завесили красивыми ширмами. Вот так у нас проводится капитальный ремонт.        
                                                                                
Причём, коллеги, самое гадкое во всей этой схеме не то, что вы не хотите        
принять это предложение, а то, что вы ссылаетесь на то, что правительство       
против. У нас по Конституции нужно заключение правительства, только если мы с   
вами - мы, представители народа, - просим каких-то денег, а правительство       
говорит, что в бюджете таковых не имеется, по всему остальному оно уже не       
нужно, так что здесь отрицательный отзыв правительства нас вообще ни в коей     
мере волновать не должен. И извините, опять же я не знаю, к кому из вас на      
приём приходили избиратели и говорили: "Поставьте там вопрос о выделении        
братской Белоруссии полутора миллиардов долларов, они без этого загнутся". Ко   
мне не приходили. А вот вопросы по капитальному ремонту, какой дом поставить,   
а какой не поставить, задают постоянно, вернее, все приходят и просят:          
"Поставьте наш дом". И вот Игорь Юрьевич, который недавно стал депутатом,       
говорит: "Как так, такой дом, там невозможно жить!.." Да таких домов по         
России пруд пруди - и огромное количество особняков, которые ни в каком         
капитальном ремонте не нуждаются. А вот сейчас Государственная Дума на первом   
же своём заседании не поддержит этот законопроект, потому что старший           
приказал, потому что так написано. Вот отсюда, коллеги, и весь бардак.          
Капитально Думу надо ремонтировать!                                             
                                                                                
Я поддержу законопроект.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Осипов Илья Владимирович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема жилищно-коммунального хозяйства очень      
широкая, поэтому с этой трибуны мои коллеги говорили о чём угодно. Я всё-таки   
попробую вас вернуть действительно к проблеме капитального ремонта, которая у   
нас существует, и к программе, которая реализуется последние пять лет с         
разной степенью успеха в разных регионах. Напомню вам предысторию вопроса.      
Когда появились нормы о капитальном ремонте в Жилищном кодексе, к сожалению,    
технический учёт состояния жилого фонда в разных регионах был на очень разном   
уровне, точнее, единого учёта по стране просто не существовало, какие-то        
регионы своими силами его сохранили, служба БТИ в каких-то регионах             
существует, в каких-то уже просто об этом забыли. Поэтому подход                
единообразный по стране на тот момент был невозможен. И тот вопрос, который     
сейчас авторы законопроекта ставят, что необходимо вводить учёт, безусловно,    
заслуживает внимания, и здесь с ними сложно спорить. Ну а готовы ли мы на       
сегодняшней стадии к этой ситуации? Прежде всего, я думаю, нужно - чем мы и     
занимаемся сейчас в комитете, чем занимаются депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ"   
совместно с правительством - подготовить закон о технической инвентаризации.    
Он не так просто идёт по вышеобозначенным мною причинам.                        
                                                                                
Вместе с тем, на наш взгляд, мы абсолютно в этом убеждены, единственным         
критерием для проведения ремонта дома должно быть его техническое состояние.    
В данном случае я могу к коллеге Куринному, как к доктору, обратиться:          
необходимость проведения человеку операции не обусловлена его возрастом, или    
тем, когда ему была сделана предыдущая операция, или тем, когда он проходил     
диспансеризацию, и так далее, это всегда делается исходя из фактического        
состояния здоровья. Вот так же и дом: ремонтировать его и какие-то конкретные   
вещи нужно делать, очень чётко понимая его техническое состояние, а не          
методом трёх "п" - палец, пол, потолок, - здесь я с вами абсолютно согласен,    
к сожалению, так очень часто происходит у нас в стране. Неправильно, когда      
это делается по принципу: ну, вот здесь живёт начальник - надо                  
отремонтировать в первую очередь, вот здесь как бы объект футбольного           
чемпионата - тоже надо отремонтировать. Всё это имеет место, но вот только те   
критерии, которые предлагают коллеги, тоже, к сожалению, неприемлемы, потому    
что должен быть основным единственный критерий (четвёртый у Галины Петровны)    
- фактическое техническое состояние дома.                                       
                                                                                
Что же касается первоочередного продвижения и постановки на ремонт домов,       
которые признаны аварийными до начала приватизации, - коллеги, ну, позвольте,   
эти обязательства определены законом, это обязательства прежнего                
собственника. Почему мы хотим переложить обязательства с муниципальной власти   
на фонды капитального ремонта, которые формируются за счёт собственников        
жилья? Это подмена источника финансирования. В данном случае за благими         
намерениями скрывается то, что мы перекладываем на людей, на их карманы то,     
что в своё время не сделала власть. Работает эта норма, не работает - это       
другой вопрос, это вопрос правоприменения, но перекладывать это с бюджетов      
муниципалитетов на карман собственников жилых помещений, на наш взгляд, на      
взгляд фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", неправильно.                                    
                                                                                
Мы не поддерживаем законопроект в данной редакции, хотя, ещё раз повторю,       
проблему как таковую мы признаём и над ней продолжаем работать.                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Владимирович.                               
                                                                                
Галина Петровна Хованская, заключительное слово докладчика.                     
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, коллеги. Спасибо за понимание остроты этой проблемы.   
Но хочу сказать по поводу возражений в заключении комитета - к сожалению, я     
вынуждена была подписать это заключение, поскольку являюсь председателем        
комитета.                                                                       
                                                                                
Законопроект не решает проблему, в связи с тем что предложенные критерии не     
являются универсальными. Коллеги, а зачем у нас ведомственные строительные      
нормы? Зачем у нас постановление правительства № 491? Универсальный критерий,   
я ещё раз повторяю, - это безопасность проживания в этих домах граждан, то      
есть здоровью и жизни ничего не должно угрожать. Мы что, забыли случаи          
обрушения? Мы с чего начинали вообще эту программу? Дикие были случаи, с        
гибелью людей в ведомственных общежитиях и так далее.                           
                                                                                
И о том, что я не сказала, - я вам не сказала о том, сколько субъектов          
Российской Федерации поддержали нашу инициативу: из 77 отзывов 39 субъектов     
за, 21 не возражает, или 17 не возражают... То есть, короче говоря,             
подавляющее большинство тех, кто изучал эту инициативу, либо не возражают,      
либо активно поддерживают её. Так почему же мы игнорируем мнение регионов в     
этой ситуации? Я прошу всё-таки проголосовать за.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.                                 
                                                                                
Вадим Евгеньевич, будете выступать с заключительным словом?                     
                                                                                
Депутату Булавинову включите микрофон.                                          
                                                                                
Пожалуйста, содокладчик.                                                        
                                                                                
БУЛАВИНОВ В. Е. Уважаемые коллеги, спасибо за столь активное обсуждение. Это    
говорит о том, что проблема действительно серьёзная и, безусловно, привлекает   
внимание всех депутатов Государственной Думы. Но в процессе выступлений было    
очень много аргументов, которые не касаются данного законопроекта.              
                                                                                
Во-первых, в своём докладе от комитета - это я представителю ЛДПР говорю - я    
не ссылался на заключение правительства в качестве аргумента в пользу           
отклонения.                                                                     
                                                                                
И во-вторых, Галина Петровна, вы, ссылаясь на дома, которые передавались в      
том числе в муниципалитеты недоремонтированными, не забывайте о том, что в      
подавляющем большинстве регионов они передавались с деньгами или                
компенсациями в виде нежилых объектов недвижимости. И если муниципалитеты,      
получив деньги или другие компенсационные бонусы, не выполнили капитальный      
ремонт, то это не является универсальным критерием, потому что каждый объект,   
каждый дом индивидуален, и надо оценивать, был ли под него источник             
финансирования, или он как бесхоз либо через банкротство попал на баланс того   
или иного муниципалитета. Именно поэтому комитет и говорит, что да, проблему    
надо решать, но не огульно, не путём принятия универсальных норм.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Евгеньевич.                                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменения в статью 168 Жилищного кодекса Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    101 чел.                                          
Не голосовало                 349 чел.77,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       

Заседание № 282

03.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 153324-7 "О внесении изменения в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления единых критериев, исходя из которых определяется очерёдность проведения капитального ремонта многоквартирных домов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3102 по 3112 из 5965
БУЛАВИНОВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, от комитета поступила просьба 29-й вопрос перенести    
на другой день. Галина Петровна на заседании Совета уточнит, в какое время,     
когда он будет рассмотрен.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, объективная причина. Нет возражений против того, что мы сегодня не     
будем рассматривать 29-й вопрос? Приняли решение: 29-й вопрос снимаем.          
Спасибо.                                                                        

Заседание № 277

12.02.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 153324-7 "О внесении изменения в статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления единых критериев, исходя из которых определяется очерёдность проведения капитального ремонта многоквартирных домов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 580 по 585 из 4912
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, вопросы 11 и 12 просьба перенести на 3 марта в   
связи с болезнью Галины Петровны, она докладчик.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
Фрагмент стенограммы:
Строки с 691 по 692 из 4912
Коллега Качкаев предлагает 11-й и 12-й вопросы поставить на 3 марта для         
рассмотрения. Нет возражений? Нет. Принимается, Павел Рюрикович.