Заседание № 91

25.04.2001
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1398 по 1431 из 6518
Пункт 6, отклоненный федеральный закон. По Федеральному закону "О внесении      
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль        
предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных        
ценных бумаг Российской Федерации" докладывает заместитель председателя         
Комитета по бюджету и налогам Михаил Михайлович Задорнов.                       
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Закон, принятый             
Государственной Думой 22 марта, был 5 апреля отклонен Советом Федерации.        
                                                                                
Напомню существо закона. Речь идет о том, чтобы предприятия - первичные         
владельцы государственных ценных бумаг, по которым была сделана новация, то     
есть замена одних государственных ценных бумаг другими - речь идет о ГКО,       
ОФЗ, облигациях третьего транша, "вэбовках" так называемых, облигациях          
валютного внутреннего займа и средствах, полученных коммерческими банками,      
которые кредитовали программы переселения на Северном Кавказе, в виде ОФЗ, -    
при операциях с этими бумагами фактически могли суммировать прибыль и убытки.   
                                                                                
Я сразу скажу, что решение Совета Федерации было для нас удивительно,           
поскольку комитет профильный, бюджетный комитет Совета Федерации, поддержал     
этот закон. Тем не менее на самом заседании не хватило членам Совета            
Федерации буквально пятнадцати голосов для принятия этого решения. При этом,    
к сожалению, нам не смог ни комитет, ни члены Совета Федерации, собственно      
говоря, сказать, какие конкретно пункты закона, то есть в чем заключается их    
возражение против этой нормы. Поэтому бюджетный комитет предлагает этот закон   
- напомню, что вносило Правительство Российской Федерации, мы внесли туда       
лишь одну поправку, касающуюся программ переселения, - поддержать в ранее       
принятой редакции и направить Президенту для подписания.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович. Присаживайтесь.               
                                                                                
Переносим закон на "час голосования".                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3207 по 3230 из 6518
Так, отклоненные федеральные законы, пункт 6 повестки дня. (Шум в зале.) 4-й    
- во второе чтение, я понял так, да? Нет, дойдем когда до второго чтения,       
тогда мы к нему и вернемся.                                                     
                                                                                
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской         
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с             
проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации".         
Предлагается принять в ранее принятой редакции. Ставлю на голосование. Кто за   
это? Пожалуйста, голосуйте.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Депутат Бакиев - за.                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              391 чел.             86,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 84

22.03.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2170 по 2225 из 7034
У нас сейчас какой пункт? Я думаю, мы все-таки сейчас закон третьего чтения     
рассмотрим. Коллеги, пункт 3 повестки дня: о проекте федерального закона "О     
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на       
прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации                
государственных ценных бумаг Российской Федерации" (третье чтение).             
Докладывает заместитель председателя комитета по бюджету Задоров.               
                                                                                
Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я попрошу вас взять из        
папки документы, розданные вам сегодня. Дело в том, что, хотя законопроект      
вносится на третье чтение, комитетом была в понедельник дополнительно           
рассмотрена одна поправка, внесенная, к сожалению, с опозданием. Но комитет     
пошел навстречу автору поправки - Сергею Николаевичу Решульскому, рассмотрел    
поправку и одобрил. Поправка касается одного из видов государственных ценных    
бумаг - ОФЗ, выданных вместо денежных средств, которые должны были быть         
возмещены Правительством банку, проводящему кредитование программ переселения   
на Северном Кавказе. То есть исходя из сути закона, мы сочли возможным также    
включить данные ценные бумаги в полный перечень государственных ценных бумаг,   
новация по которым была определена за последние три года. Правительство также   
одобрило эту поправку. Суть этой поправки отражена в документах, которые вам    
розданы.                                                                        
                                                                                
Технологически мы предлагаем сделать три голосования. Во-первых, возвратим      
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон           
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи    
с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" к      
процедуре второго чтения (постановление вам роздано), проголосуем поправку,     
проголосуем законопроект во втором чтении. И затем проголосуем законопроект в   
третьем чтении. То есть проведем три таких голосования.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, все замечательно, но минуту мы с       
вами сейчас проголосуем возвращение во второе чтение, и он будет первым         
рассмотрен среди законопроектов второго чтения. Нет возражений? Ставлю на       
голосование: вернуть законопроект во второе чтение. Пожалуйста, депутаты,       
голосуйте по этому постановлению сейчас. Второе чтение будет позже.             
                                                                                
Михаил Михайлович, присаживайтесь.                                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.             72,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернули во второе чтение. Сегодня же при рассмотрении законопроектов второго    
чтения мы его рассмотрим первым.                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2590 по 2703 из 7034
Уважаемые депутаты, я думаю, что у нас есть сейчас необходимость послушать      
Михаила Михайловича Задорнова с его законопроектом.                             
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович.                                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Это пункт 3, который мы вернули во второе чтение. Сейчас я       
предлагаю вам еще раз взять его в руки. Напомню название: "О внесении           
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о налоге на прибыль         
предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных        
ценных бумаг Российской Федерации".                                             
                                                                                
Прошу открыть последнюю страницу, здесь в таблице поправка Решульского. Я       
поясню ее смысл. В 1992-1994 годах были так называемые программы переселения,   
когда Центральный банк кредитовал коммерческие банки, а те давали кредиты       
людям на переселение. Потом в 1998 году было принято в бюджете решение          
отнести это на государственный долг, поскольку Центральный банк взыскал с       
этих коммерческих банков эти деньги, не глядя на то, что многие кредиты не      
были возвращены к тому моменту. Приняв на государственный долг, государство     
дало банкам, которые осуществляли эту программу, облигации федерального         
займа, то есть, по существу, такие же бумаги, о которых идет речь в этом        
законе. Соответственно с прошлого года началось погашение уже этих бумаг. То    
есть фактически они погашают бумаги, банки получают деньги, и тут они           
подпадают под налог на прибыль в достаточно серьезном объеме. Поскольку это     
те же самые облигации федерального займа, каким и посвящен закон, комитет       
счел возможным поддержать поправку Решульского.                                 
                                                                                
Вот поэтому я предлагаю поставить ее на голосование. Комитет поддерживает.      
Это единственная поправка к этому закону, которая была подана, к сожалению,     
вот уже после того, как прошел срок подачи поправок.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы против своей поправки, Сергей Николаевич?              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Решульскому.                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Конечно же, я за эту поправку, но попросил слова, просто чтобы принести         
извинения Государственной Думе за мою такую нерасторопность, что не вовремя     
подал поправку.                                                                 
                                                                                
И должен добавить к тому, что сказал Михаил Михайлович: эта поправка            
согласована и с Минфином, и с Правительством Российской Федерации. Я            
благодарен комитету, что они поддерживают ее, рекомендуют принять. Я прошу      
всех проголосовать за нее.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли возражения по таблице         
поправок, которую комитет предлагает принять? Нет. На голосование ставится      
таблица поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Там единственная      
поправка - депутата Решульского. Комитет предлагает с ней согласиться. Кто за   
это предложение? Прошу проголосовать. (Шум в зале.) Пока еще во втором.         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.             71,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О       
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на       
прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации                
государственных ценных бумаг Российской Федерации", принятие данного            
законопроекта во втором чтении. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.             79,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов.                                         
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Комитет убедительно просит вас, поскольку в текст, который       
роздан, уже включена эта поправка, он отработан с Правовым управлением, с       
юристами, с лингвистами, а депутатам раздавался проект постановления о          
принятии закона в целом, сейчас проголосовать в третьем чтении, потому что,     
как я уже сказал, эта поправка инкорпорирована в текст закона.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Возражений у депутатов не будет против этого              
предложения? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении     
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль        
предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных        
ценных бумаг Российской Федерации", принятие данного законопроекта в целом.     
Кто за это предложение? Прошу определиться голосованием.                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.             80,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Спасибо, Михаил Михайлович.                                                     
                                                                                

Заседание № 79

22.02.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 966 по 1024 из 6803
Сергей Юрьевич Глазьев, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. У меня два предложения. Первое - снять с рассмотрения пункт 6.    
Дело в том, что, когда законопроект ставился в повестку дня, не было            
заключения Правового управления, он ставился в значительной степени условно.    
Сейчас мы заключение получили, в нем содержится ряд серьезных замечаний,        
законопроект этот создает возможность для ухода от налогов по операциям с       
государственными и прочими ценными бумагами, поэтому нужно выверить каждый      
термин, каждое слово. Учитывая заключение Правового управления, где имеется     
ряд серьезных замечаний, я предлагаю отложить рассмотрение этого                
законопроекта во втором чтении хотя бы на две недели, с тем чтобы можно было    
с учетом этих замечаний официально внести и рассмотреть.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста.                   
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Здесь просто удивительный   
случай. Сергей Юрьевич говорит то, что абсолютно не соответствует               
действительности. Если посмотрите текст, розданный вам (кстати говоря,          
сегодня еще раз розданный) с заключением Правового управления, то увидите,      
что оно, заключение Правового управления, было еще 20-го числа, то есть ровно   
три дня назад, и депутаты могли три дня знакомиться с этим заключением. Это     
первое.                                                                         
                                                                                
Во-вторых, заключение Правового управления касается абсолютно технических       
пунктов, которые (я отвечаю полностью за свои слова по каждому пункту) уже      
вошли в текст закона. Это просто отсылки на те или иные пункты и нормы          
закона. Всё полностью, разумеется, как это всегда и делается, за три дня        
вошло в текст законопроекта.                                                    
                                                                                
Насчет ухода от налогов я лишь скажу одно: проект вносило Правительство         
Российской Федерации. На закон не поступило за время подготовки ни одной        
поправки. Мы ставим его на второе чтение после двухмесячного рассмотрения       
депутатами. Какие здесь могут быть еще вопросы? Если есть какие-то вопросы у    
Глазьева, я предлагаю это обсудить просто при рассмотрении данного              
законопроекта. Поправки от него не поступило, как и от других, ни одной.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы выслушали две точки зрения по пункту 6 порядка работы    
Думы. Депутат Глазьев предлагает исключить из порядка работы, депутат           
Задорнов считает, что нет такой необходимости. Прошу определиться               
голосованием по снятию пункта 6 из повестки дня.                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              144 чел.             32,0%                        
Проголосовало против           78 чел.             17,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    223 чел.                                          
Не голосовало                 227 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Остается в повестке дня.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4575 по 4926 из 6803
Возвращаемся к пункту 6: о проекте федерального закона "О внесении изменений    
и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и    
организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг         
Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по         
бюджету и налогам Задорнов Михаил Михайлович.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович.                                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, я прошу      
всех немножко отвлечься от разговоров и, насколько возможно, сосредоточиться    
на этом законопроекте.                                                          
                                                                                
Суть законопроекта, который был принят в первом чтении 17 января. Ценные        
бумаги, а именно ГКО, ОФЗ и облигации третьего транша валютного займа           
(которые государством обменивались в конце 1998-го, в 1999 году, и сейчас       
обменивается третий транш облигаций внутреннего валютного займа), подпадают     
под достаточно сложное налогообложение, которое сейчас установлено              
федеральными законами. А здесь еще достаточно много путаницы, это мы видим      
при работе над Налоговым кодексом. Этот закон позволяет владельцам этих         
бумаг, которые и так понесли, прямо скажем, достаточно серьезные убытки при     
обмене этих ценных бумаг, не попадать под фронтальное налогообложение, если     
они дальше распоряжаются своими бумагами.                                       
                                                                                
Законопроект был поддержан в первом чтении Думой 17 января. Не поступило ни     
одной поправки за это время, поэтому все изменения в законопроекте связаны с    
заключением Правового управления, о котором сегодня утром говорил Сергей        
Юрьевич Глазьев. А именно в более четкое соответствие со всеми нормативными     
актами приведена статья 1, и есть технические поправки с точки зрения           
расстановки кавычек, абзацев, уточнения названий, на которые нам указало        
Правовое управление. Вот все, что изменено в законопроекте по сравнению с       
первым чтением.                                                                 
                                                                                
Напомню: ни одной поправки к законопроекту не поступило. Поэтому предложение    
бюджетного комитета - поддержать данный законопроект во втором чтении, как      
это и положено по Регламенту. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение       
бюджетного комитета.                                                            
                                                                                
Да, уточню, что законопроект вносился Правительством Российской Федерации,      
что немаловажно в данном налоговом вопросе.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства, пожалуйста. Есть что         
сказать по данному законопроекту?                                               
                                                                                
МОТОРИН М. А., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Законопроект был внесен Правительством. Как Михаил Михайлович сказал, ни        
одной поправки не поступило. Правительство, естественно, поддерживает           
принятие данного законопроекта с учетом той юридической правки, которая         
произведена Правовым управлением.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента. Ничего нет сказать.                                   
                                                                                
По ведению - Коломейцев.                                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Михаил Михайлович, это не потому, что вы один из авторов       
дефолта, идет такая спешка? Еще месяца не прошло после рассмотрения в первом    
чтении, вы его - на второе чтение, чтобы рассчитаться с банкирами, которые      
успели вытащить ГКО до дефолта. Так или нет?                                    
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Николай Васильевич, ваш вопрос выдает полное ваше непонимание    
природы экономических отношений. Дело в том, что первичными владельцами         
ценных бумаг являются не банкиры и не, так сказать, брокерские конторы, а       
люди. Например, вот если бы вы владели, или, например, другой человек, или      
крупное предприятие - это первичные владельцы. Это не тот, кто от имени         
первичных владельцев на финансовом рынке выступает, а тот, кто реально          
обладал ценными бумагами. Так вот, на самом деле это не тот, кто вытащил, как   
вы говорите, а тот, кто на дату обмена реально этими бумагами владел. А я       
напомню, что после августа 1998-го любой обмен ценных бумаг был заморожен, и    
никто не мог поменять авторство свое - то, что он имел, - ни один человек.      
Поэтому это касается всех, кто обменивал ценные бумаги. Это первое.             
                                                                                
А что касается регламентного вопроса, то, я еще раз напоминаю, был выдержан     
полностью регламентный срок. Ни одной поправки не поступило, и, естественно,    
комитет, как и следующий вопрос - по налогу на облигации Центрального банка,    
- очевидный вопрос, выносит его на наше рассмотрение.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович. Вы предлагаете голосовать,    
да?                                                                             
                                                                                
По ведению - Глазьев.                                                           
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемая Любовь Константиновна, хотя действительно вышел         
регламентный срок поправок, но тем не менее одну поправку я предложил, она      
роздана в зале.                                                                 
                                                                                
И у меня вопрос к Михаилу Михайловичу. Это бюджетный закон, по которому         
бюджет реально теряет деньги, реально теряет по налогу на прибыль тех           
предприятий, которые торгуют с ценными бумагами. Закон разрешает списывать      
эту прибыль на убытки, которые были получены от операций по переводу ГКО в      
новые бумаги, так сказать. И то, что у предприятий образовалось как убыток,     
теперь может покрываться, по сути, из прибыли, которая уходит из-под            
налогообложения по другим операциям с ценными бумагами. Вопрос такой: какие     
потери бюджет может понести? Вот мы в первом чтении не могли получить ответ     
на этот вопрос и сейчас не можем получить. Сколько денег недосчитается бюджет   
в связи с этими изменениями по налогу на прибыль предприятий от операций с      
ценными бумагами в соответствии с предлагаемым законопроектом?                  
                                                                                
И я, Любовь Константиновна, попросил бы мою поправку все же поставить на        
голосование.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, пожалуйста.                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Первое, с точки зрения поправки. Розданная сегодня утром         
поправка Сергея Юрьевича... К сожалению, трудно понять, к чему она вообще       
относится, потому что, например, пункт 1 этой поправки звучит так: "Исключить   
из статьи 1 пункт 1.б абзац 4". Если вы внимательно посмотрите закон, который   
вам роздан, то вы увидите, что даже таких подпунктов - 1.б, например, 1.а - в   
законе не существует. Поэтому, видимо, автор должен сначала разъяснить, к       
чему конкретно относится данная поправка. Это, кстати говоря, показывает,       
когда какие-то предложения готовятся здесь, в зале, а не в месяц, который дан   
для внесения поправок.                                                          
                                                                                
Теперь по самой стоимости. Опять здесь есть определенная подмена понятий - о    
потерях бюджета. Я просто еще раз поясню, что закон распространяется (вот все   
сомнения связаны с тем, кто будет распоряжаться этими бумагами) только на       
одну категорию юридических и физических лиц - на первичных владельцев бумаг.    
То есть, если кто-то уже свою бумагу, которую он получил в результате обмена,   
затем кому-то продал, дальше уже действуют полностью все нормы                  
налогообложения. И вопрос лишь в тех убытках и прибылях, которые сам владелец   
ценной бумаги получил или потерял сначала фактически при новации этих           
государственных бумаг, то есть при получении новых, и затем при ее первичной    
продаже. Вот на что распространяется.                                           
                                                                                
Поэтому говорить о том, что на этом может понести крупные потери бюджет, -      
это абсолютно невозможно вот на этой операции. При внесении закона было         
соответствующее финансово-экономическое обоснование Правительства, где было     
четко сказано, что потерь для бюджетов 2001 года и последующих лет нет.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович. Вы предлагаете                
проголосовать за законопроект во втором чтении?                                 
                                                                                
Сергей Юрьевич, я вижу вашу руку, но нам Задорнов - докладчик - пояснил, что    
ваши поправки не соответствуют пунктам, в которые вы их вносите. Мы сегодня     
не обсуждаем закон, Сергей Юрьевич. (Выкрики из зала.) Ну зачем мы устраиваем   
дискуссию? Мы голосуем за законопроект. У нас же сегодня не обсуждение в        
первом чтении. Мы поправку не обсуждаем, потому что вы ее внесли неправильно.   
(Шум в зале.) Поправка внесена, но внесена не туда, пункты в поправке           
ошибочны.                                                                       
                                                                                
Депутат Глазьев.                                                                
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемый Михаил Михайлович, вот текст закона, который мы         
сегодня рассматриваем. Написано: взамен ранее розданного. Перед этим            
раздавался другой текст, практически с той же датой. Вот я уважаемому коллеге   
Боосу как раз дал посмотреть, у него этот текст находится. Там как раз этот     
пункт 1.б и прочие есть. Вы поменяли нумерацию во вновь розданном проекте.      
Поэтому это техническая ошибка комитета вашего. Мы готовили поправку именно к   
тому варианту. Я готов при обосновании поправки пояснить. Суть ее от этого не   
поменялась.                                                                     
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Сергей Юрьевич, я не могу никак согласиться, поскольку именно    
с заключением Правового управления уже вот этот текст раздавался всем           
депутатам. То есть фактически то, что вы говорите, - это к самому               
первоначальному тексту законопроекта. И когда мы с вами выясняли, оказалось,    
что вы точно не можете сформулировать, к какому абзацу. Но вопрос в том, что    
мы ведь не отказываемся от какого-то содержательного обсуждения, непонятно      
просто одно: когда дается месяц на подготовку поправок - она не вносится,       
когда начинается на пленарном заседании рассмотрение вопроса - возникает        
поправка, которую, конечно... Вот вы поймите простую ситуацию: закон            
рассматривал комитет, вы сейчас предлагаете фактически здесь, на заседании,     
некую поправку. Никто не видел ее. (Шум в зале.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон по ведению депутату Боосу.              
                                                                                
БООС Г. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Михаил Михайлович! Я думаю, что будет   
проще, если мы рассмотрим поправку, дадим возможность обосновать Сергею         
Юрьевичу Глазьеву ее, вы скажете свои возражения по существу, не по форме, а    
по существу, проголосуем и пойдем дальше по этому законопроекту. У меня такое   
предложение.                                                                    
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Не возражаю. Но только еще раз скажу: я не могу в данной         
ситуации говорить от имени комитета, потому что он не рассматривал эту          
поправку. Я лишь могу здесь высказать свое экспертное мнение, а не мнение       
комитета, а Дума примет решение, я не возражаю.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Глазьев, пожалуйста, для поправки три минуты.                           
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемые коллеги, сейчас в зале как раз раздается новая          
редакция моей поправки, уже приведенной в соответствие с нумерацией тех         
абзацев, которые содержатся в тексте законопроектов. Их две, и голосовать эти   
поправки следует отдельно.                                                      
                                                                                
Поэтому я обосновываю только первую поправку из этих двух. Дело в том, что      
данный законопроект позволяет уйти от налогообложения по тем доходам, которые   
получают на рынке ценных бумаг юридические лица, если эти юридические лица      
имеют убытки по операциям, связанным с новацией ценных бумаг вследствие         
обмена Правительством ГКО на новые бумаги. Иными словами, субъект, который      
понес убытки вследствие дефолта и последовавших затем операций по обмену        
ценных бумаг на новые, теперь может на эти убытки сокращать налогооблагаемую    
базу, которая у него возникает по всем другим любым операциям с ценными         
бумагами. Ясно, что это несет определенные потери для бюджета. Мы только что    
два часа боролись за поправки в бюджет и с такой с легкостью сейчас принимаем   
законопроект, потери от которого для бюджета просто нам неизвестны. Мы не       
знаем, какова сумма этих убытков, на которые будут списаны доходы от прочих     
операций с ценными бумагами и сокращена таким образом налоговая база по         
операциям с ценными бумагами.                                                   
                                                                                
Поэтому я считаю, что до того момента, пока мы не получим точный расчет,        
какой может быть объем убытков бюджета в этом году, голосовать за такую         
поправку мы не можем. Это очевидная возможность ухода от налогов.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета.                                          
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Во-первых, я попросил бы представителей Правительства            
отреагировать на данное предложение. А я могу высказать опять-таки не мнение    
комитета, а свое мнение о том, что, конечно же, это в корне меняет концепцию,   
принятую в первом чтении. Я просто напомню, что речь-то идет здесь, например,   
о ценных бумагах, которые сейчас обмениваются: третий транш облигаций           
внутреннего валютного займа, который не был погашен в мае 1999-го (здесь        
значительная часть относится именно к этому), был вместо погашения заменен      
новыми ценными бумагами. Разумеется, те, кто имел эти бумаги и не получил       
полного возмещения от государства, уже изначально понесли колоссальные          
потери. Допустим, какое-то предприятие должно было получить 100 тысяч           
долларов вместо облигаций третьего транша. Сейчас оно получает вместо этих      
100 тысяч долларов бумагу, которая будет погашена в 2008 году, и еще часть      
рублевой бумаги, то есть он изначально понес потери. Что говорит Глазьев:       
мало того что фактически это предприятие понесло потери, давайте-ка мы и без    
того понесшее потери предприятие еще дополнительно обложим налогами по полной   
программе, иначе оно уйдет из-под налогообложения. Ну, это очень "хороший"      
шаг со стороны государства.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства.                              
                                                                                
МОТОРИН М. А. Уважаемые депутаты, я хочу подтвердить то, что Михаил             
Михайлович только что сказал.                                                   
                                                                                
Во-первых, этот законопроект касается прежде всего облигаций внутреннего        
валютного займа, которые получили крупнейшие предприятия нашей страны, у        
которых была заморожена валюта в 1991 году. Я обращаю на это внимание. После    
этого, когда подошел срок оплаты этих ценных бумаг, государство не смогло       
расплатиться с ними и заменило их другими бумагами. То есть эти предприятия     
потерпели действительно очень серьезные убытки. И фактически речь идет о том,   
чтобы минимизировать, немножко снизить те убытки, которые понесли эти           
предприятия.                                                                    
                                                                                
Поэтому поправка, которая предложена Глазьевым, фактически изменяет             
содержание самого законопроекта, то есть полностью изменяет содержание того     
законопроекта, который принят в первом чтении.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставим на голосование поправку, предложенную депутатом      
Глазьевым. (Выкрики из зала.)                                                   
                                                                                
Мы сегодня вопросы не задаем, мы обсуждаем поправки, Николай Васильевич.        
                                                                                
Кто за то, чтобы принять поправку депутата Глазьева к данному законопроекту?    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              175 чел.             38,9%                        
Проголосовало против           87 чел.             19,3%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    265 чел.                                          
Не голосовало                 185 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается поправка.                                                        
                                                                                
Ставим на голосование в целом. (Шум в зале.)                                    
                                                                                
Вы сказали, что у вас одна. Три минуты для второй поправки.                     
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемые коллеги, суть второй поправки аналогична. Я бы хотел    
заметить, что нас Министерство финансов почему-то вводит в заблуждение вместе   
с представителями бюджетного комитета, как ни странно. Совершенно очевидно,     
что льгота по налогу на прибыль, которую мы сейчас хотим дать предприятиям,     
понесшим убытки по операциям с новацией по ценным бумагам, явно выпадет из      
доходов бюджета. Поэтому я прошу вас просто подумать о том, что вы создаете в   
бюджете очередную брешь, размер которой ни вам, ни мне, ни Министерству         
финансов неизвестен просто. Мы делаем подарок предприятиям. Каким               
предприятиям? Мы тоже не знаем. Сколько этих предприятий? Кому они              
принадлежат? Какие у них убытки? Какие у них операции с ценными бумагами? И     
сейчас голосуем втемную за очередную дыру в бюджете. Надо быть логичными:       
если мы боремся за дополнительные доходы, хотим гасить долги Парижскому         
клубу, то давайте не будем это делать вслепую, давайте попросим, чтобы          
Правительство дало точный расчет, какая сумма выпадает из дохода бюджета по     
этому законопроекту.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Михайлович.                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Ну вот Сергей Юрьевич просто еще раз подтвердил, что его         
вторая поправка имеет тот же смысл, что и первая, то есть, по существу, она     
ничем не отличается. Вот даже в ее обосновании пишет о том, что несправедливо   
освобождать владельцев от прибыли, полученной от переоценки на курсовую         
разницу. То есть что это значит? Это значит, что тот, кто все равно не мог      
продать свою ценную бумагу, если она была номинирована в валюте, и был          
вынужден просто получить вместо этого другую бумагу, все, соответственно,       
курсовые риски должен не только понести (как это было), он должен еще,          
соответственно, быть обложен 35 процентами на всю рублевую сумму курсовой       
разницы.                                                                        
                                                                                
Я просто хочу сказать, что эта поправка также противоречит самой концепции      
законопроекта, принятого в первом чтении.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства что-нибудь желает сказать?    
                                                                                
МОТОРИН М. А. Вторая поправка, собственно говоря, развивает первую. Я обращаю   
внимание, что те абзацы, которые предлагается исключить во второй поправке,     
фактически расшифровывают, каким образом производится налогообложение при       
новации, при различных способах учета стоимости ценных бумаг: по рыночной       
котировке, по цене приобретения и так далее. То есть это тщательная роспись     
всех случаев, возникающих в конкретной практике. Поэтому Правительство          
предлагает отклонить данную поправку.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы выслушали мнение автора, мнение комитета и мнение        
представителя Правительства. Кто за то, чтобы принять поправку депутата         
Глазьева?                                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              168 чел.             37,3%                        
Проголосовало против           79 чел.             17,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    248 чел.                                          
Не голосовало                 202 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставим на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и        
дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и      
организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг         
Российской Федерации", то есть вопрос о принятии данного законопроекта во       
втором чтении. Кто за это предложение? Прошу голосовать.                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              233 чел.             51,8%                        
Проголосовало против          116 чел.             25,8%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 70

17.01.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3470 по 3604 из 4718
Так, коллеги, пункт 15 повестки дня: проект федерального закона "О внесении     
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль        
предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных        
ценных бумаг Российской Федерации". Докладчик - официальный представитель       
Правительства Михаил Альбертович Моторин.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Альбертович.                                                 
                                                                                
Я попрошу всех депутатов присесть. Докладчик на трибуне. Владимир Витальевич,   
Николай Васильевич, присядьте, пожалуйста. Пожалуйста, присядьте. Павел         
Алексеевич, что же вы спиной к докладчику встали и стоите?                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОТОРИН М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе, заместитель министра финансов Российской Федерации.       
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается проект    
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской       
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с             
проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации".         
Необходимость в данном законопроекте возникла в связи с принятым решением о     
проведении начиная с 2000 года новации облигаций внутреннего валютного займа    
серии III путем осуществления обмена их по согласованию с владельцами на        
облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года или         
облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом.                  
                                                                                
В связи с этим потребовалось решить отдельные вопросы, направленные на          
создание единых налоговых условий для всех участников новации, независимо от    
организационно-правовых форм собственности и видов деятельности организации,    
по определению даты возникновения дохода по операции новации с облигациями,     
порядка его исчисления и применяемого к доходам режима налогообложения. По      
выбору владельцев облигаций внутреннего валютного облигационного займа серии    
III облигации могут быть переоформлены как в облигации государственного         
валютного займа 1999 года в соотношении 1:1, так и в рублевые облигации         
федерального займа с фиксированным купонным доходом, стоимость которых          
пересчитана исходя из среднего арифметического курсов рубля, установленных      
Центральным банком на первую рабочую неделю ноября 1999 года. То есть в         
зависимости от выбора ценных бумаг и даты проведения новации обмениваемые       
облигации могут иметь различную балансовую стоимость.                           
                                                                                
Кроме того, Федеральный закон № 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в      
Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций",     
вступивший в действие с 1 апреля 1999 года, не решил проблему с вопросом        
исчисления налоговой базы при новации облигаций ГКО и ОФЗ, осуществленной       
налогоплательщиками до его принятия. При этом оказались в менее выгодных        
условиях именно те организации, которые первыми пошли на эту новацию. В связи   
с этим необходимо внести уточнения в данный закон.                              
                                                                                
В законопроекте также предусмотрен единый порядок исчисления налоговой базы     
по операциям, связанным с ценными бумагами, полученными при новации облигаций   
федеральных займов, для всех участников, независимо от того, как формируется    
у организаций стоимость обмениваемых и новых государственных ценных бумаг: в    
виде разницы между ценой реализации новых государственных ценных бумаг и        
фактическими затратами по приобретению обмениваемых облигаций. В связи с тем    
что по условиям новации по облигациям ОВЗ серии III выплачивается               
дополнительный процентный доход за период с 15 мая до 14 ноября 1999 года и     
облигации ОВЗ обмениваются на валютные облигации выпуска 1999 года, имеющие     
такую же доходность в размере 3 процентов и являющиеся долгосрочными, в целях   
избежания ухудшения положения налогоплательщиков предложено освобождение от     
налога на доход процентов по эмитированным в целях новации валютным             
облигациям. То есть сохранен порядок налогообложения, применяемый в отношении   
процентного дохода по облигациям ОВЗ серии III.                                 
                                                                                
Принятие поправок к Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль            
предприятий и организаций" позволит снять неясность в определении даты          
включения в налогооблагаемую базу прибыли и доходов в виде процентов по         
ценным бумагам при совершении операций новации, снимет проблему, связанную с    
порядком исчисления налоговой базы при реализации новых ценных бумаг,           
полученных при новации, исключит возможность повторного включения одних и тех   
же доходов в налогооблагаемую базу. Правительство Российской Федерации просит   
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Альбертович.                              
                                                                                
Содокладчик - член Комитета по бюджету и налогам Задорнов. Пожалуйста,          
депутат Задорнов. Вместо Алексея Юрьевича Михайлова.                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я буду очень краток.             
Представитель Правительства подробно рассказал о сути законопроекта. Если       
говорить коротко, то существо состоит в следующем. Должен был быть в 1999       
году погашен третий транш "вэбовок", так называемых облигаций Минфина. Вместо   
этого предложено было инвесторам... Был выплачен купон объемом в 300            
миллионов долларов, а инвесторам было предложено обменять эти бумаги, как в     
свое время ГКО, либо на рублевые бумаги, либо на валютные, такого же типа,      
как "вэбовки", - 3 процента купон, с погашением в более поздний срок.           
                                                                                
На сегодняшний день это сделали 95 процентов инвесторов. Но у нас очень         
сложное законодательство по налогообложению прибыли от ценных бумаг,            
налогообложение зависит от того, держите ли вы до конца срока или, например,    
вы погасили досрочно, какую цену будут иметь эти облигации в этот момент.       
Этот подробный законопроект фактически делает так, чтобы те, кто поменял        
бумаги, имели бы точно такие же условия налогообложения прибыли предприятий,    
как по тем бумагам (государственным ценным бумагам, рублевым или валютным),     
которые обращаются сейчас, - ОФЗ или другие облигации Внешэкономбанка.          
                                                                                
Мы считаем, что это абсолютно нормальная норма. Глупо было бы, во-первых,       
заменить бумаги, еще не выплатив деньги, но еще и обложив дополнительным        
налогом тех, кто эти бумаги обменял. Этот законопроект приводит порядок         
налогообложения в соответствие со здравым смыслом, и мы считаем, что его        
нужно как можно быстрее принять. Поэтому комитет поддерживает безусловно        
принятие законопроекта в первом чтении. Затем мы коротко посмотрим уже          
технические детали и сможем принять его, наверное, во втором и в третьем        
чтениях.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам? Я так понимаю, всем понятно.     
Тогда голосуем. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?   
Прошу определиться голосованием. (Выкрики из зала.) Всё. Я сказал: вопросы      
докладчикам. Но уже я голосование объявил. Ну повнимательнее будьте,            
уважаемые коллеги. Я и выступления, и вопросы... (Выкрики из зала.) Ну          
хорошо, сейчас мы проголосуем, тогда в рабочем порядке вопросы...               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.             52,2%                        
Проголосовало против           21 чел.              4,7%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    259 чел.                                          
Не голосовало                 191 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.