Заседание № 243
10.10.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 153075-7 "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления ежегодного нерабочего дня в понедельник после воскресного дня религиозного праздника Воскресения Христова".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3336 по 3870 из 4717
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления ежегодного нерабочего дня в понедельник после воскресного дня религиозного праздника Воскресения Христова". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представляю законопроект, внесённый фракцией ЛДПР, который предполагает введение нового выходного дня путём внесения изменений в Трудовой кодекс, и этот день - первый понедельник после Светлого пасхального воскресенья, который предлагается обозначить как Светлый пасхальный понедельник. Учитывая, что у нас Пасха отмечается каждый год по-разному, дата определяется церковным календарём, законопроектом предлагается на ближайшие годы определить конкретные даты в соответствии с этим календарём, а в дальнейшем право ежегодно определять этот день передать правительству. Ничего нового не придумываем, это известная практика христианского мира, во многих странах понедельник после Пасхи является выходным днём. Да, мы живём в светском государстве, у нас религия отделена от государства, да, мы многоконфессиональная страна, но в соответствии с законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", в преамбуле об этом сказано, у нас есть традиционные религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие наше историческое наследие. Говоря о светскости государства, обращаю внимание, что у нас в Трудовом кодексе зафиксирован такой праздник, как Рождество Христово, и ни у кого из представителей других конфессий либо у атеистов никаких вопросов это не вызывает. Кроме того, у регионов есть право устанавливать в качестве нерабочих дней по их усмотрению те дни, которые считаются в федеральном масштабе рабочими, и этим правом пользуются отдельные регионы, где живут в том числе исходя из определённых религиозных предпочтений или наличия религиозных праздников. Учитывая, что у нас из верующих, проживающих на территории Российской Федерации, большинство православные христиане, предлагается эту дату закрепить в Трудовом кодексе, при этом ни в коем случае не умаляя интересы представителей других конфессий либо неверующих людей (Конституция определила свободу совести, это значит, что человек имеет право верить, не верить, в любой момент отказаться от своей веры). Устанавливая этот праздничный день, мы ни в коем случае ничьи права не нарушаем, так же как не нарушаются соответствующие права, когда празднуется Рождество Христово - 7 января, выходной день. Кроме того, обращаю внимание, что и христианство, и иудаизм, и ислам - это всё авраамические религии, Бога Отца признают все эти конфессии. Периодически и католики, и протестанты, и православные празднуют Пасху в один день - таким образом, учитывается интерес разных христианских конфессий. К сожалению, это происходит не ежегодно, но это уже вопросы внутрицерковного регулирования: одни церкви, христианские, православные, живут по григорианскому календарю, другие - по новоюлианскому календарю, из-за этого происходит несовпадение. Только пять поместных православных церквей празднуют Пасху и Рождество Христово тогда, когда празднуются они в России, остальные празднуют в другие даты, соответственно в декабре и в зависимости от того, когда наступает Пасха, но эти дни отличаются от тех дней, которые празднуются в России. Фракция ЛДПР, уважая интересы и права всех верующих граждан, считает, что необходимо международную практику распространить и на нашу страну, тем самым дать право нашим гражданам по объективным основаниям, причинам и обстоятельствам праздновать великий праздник Пасхи, который символизирует победу добра над злом, в том числе в понедельник, после долгой службы, после долгого Великого поста, после процедуры разговения, дать возможность продлить праздничные мероприятия, встретиться с родными, близкими в том числе в понедельник после Светлого пасхального воскресенья. Фракция ЛДПР просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов выступит Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, законопроектом, как уже сказал Ярослав Евгеньевич, предлагается установить нерабочий праздничный день - Светлый пасхальный понедельник, дополнив часть первую статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечнем календарных дат в период с 2018 по 2050 год, в которые православные верующие смогут отмечать этот религиозный праздник. Далее, после 2050 года, авторами законопроекта предлагается нерабочий праздничный день устанавливать в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации. Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что предусмотренные нерабочие праздничные дни, установленные статьёй 112 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливались как раз с учётом интересов всех сторон социального партнёрства - объединений работодателей, общественных и религиозных организаций, органов власти разных уровней - и в соответствии со сложившейся общенациональной, исторической и культурной традицией их использования в качестве дней общего отдыха. Коллеги, необходимо отметить, что в фонде рабочего времени на 2019 год у нас 247 рабочих дней, 104 выходных дня и 14 праздничных дней (конечно, не считая ещё трудовых отпусков). 14 календарных дней являются общенациональными российскими праздниками, и из этих 14 дней только один день - 7 января, Рождество Христово, православное Рождество - религиозный праздник, это обусловлено большинством православных христиан среди населения Российской Федерации. Вместе с тем установление второго религиозного праздника, посвящённого православию, наверное, будет неправильным с учётом общенационального и многоконфессионального состава населения нашей страны. Ярослав Евгеньевич уже упомянул, что в соответствии с положениями статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации органы власти субъектов имеют право устанавливать дополнительные выходные и нерабочие праздничные дни. У меня в Краснодарском крае ежегодно постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края устанавливается Радоница, православный праздник. Могу сказать, что в добрососедской Республике Адыгея не так давно в связи с общемусульманским праздником Ураза-байрам 5 октября было также признано выходным, нерабочим праздничным днём. Насколько я знаю, в Республике Башкортостан решили ежегодно отмечать день образования Республики Башкортостан, и это не религиозный праздник. Таким образом, с учётом национальных интересов, конфессиональных интересов органы власти субъектов Российской Федерации имеют возможность устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни. Комитет также отмечает, что в соответствии со статьёй 153 Трудового кодекса работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в связи с этим введение нового нерабочего праздничного дня повлечёт за собой дополнительную финансовую нагрузку на работодателей, а также приведёт к возникновению выпадающих доходов бюджетов всех уровней. При этом предложения по источникам покрытия выпадающих доходов в материалах к законопроекту отсутствуют. Коллеги, с учётом изложенного комитет и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (скажу ещё и от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поскольку я сегодня должна была выступать и от фракции) предлагают отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Задержитесь, пожалуйста. Вопросы есть, коллеги? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Светлана Викторовна, мы постоянно заявляем, что Российская Федерация является страной, которая поддерживает традиционные ценности, показываем всему миру, как правильно это делать. Ну вот в мире есть как минимум 26 стран, в которых понедельник после Пасхи является выходным днём, у нас, допустим, на территории Крыма и Севастополя этот день тоже сделали таким выходным днём. Почему мы не можем это сделать в рамках всей Российской Федерации, чтобы какой-то единый порядок соблюсти? Не получится ли так, что непринятие данного законопроекта может быть расценено той же самой православной общественностью как дискриминация православного населения по религиозному признаку? БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Павел Валентинович, я вам напомню, что у нас в стране с 1 по 8 января, собственно, новогодние каникулы, в том числе 7 января празднуется Рождество Христово. Это единственный нерабочий праздничный день, который установлен Трудовым кодексом Российской Федерации, статья 112, в честь православного религиозного праздника, остальные праздничные дни носят светский характер. С учётом многоконфессиональности нашей необъятной Родины нужно учитывать интересы всего населения. Есть республики, в которых практически 90 процентов жителей исповедуют ислам, - было бы правильно включить ещё Ураза-байрам, празднование этого религиозного праздника, но мы, наверное, остановимся на тех праздниках, которые у нас есть уже, в том числе религиозного характера, и дадим возможность субъектам самостоятельно решать (я сказала, что в Республике Адыгея 5 октября был нерабочий праздничный день и праздновался именно Ураза-байрам). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крупенников Владимир Александрович. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Ярославу Евгеньевичу. Ярослав Евгеньевич, я в принципе ничего плохого в вашей инициативе не вижу, но, мне кажется, если уже задуматься, надо действовать более системно. Что касается новогодних каникул и празднования Рождества Христова, логично было бы, чтобы выходные дни были всё-таки после Рождества, до старого Нового года, потому что мы живём по такому немножко извращённому календарю, когда у нас... Вот у католиков, например, правильно: у них сначала Рождество, потом Новый год, а у нас всё наоборот, когда у православных неделя такого очень строгого поста, полстраны погружается в беспробудное пьянство, а когда идёт Светлая седмица, все люди уже выходят на работу. Должна быть какая-то логика - тогда, может быть, стоит предложить перенести... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Я в своём выступлении говорил относительно празднования Рождества, и я с вами абсолютно согласен, но этот вопрос регулируется не на государственном уровне, а на церковном уровне. Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, католики живут по григорианскому календарю, а протестанты и часть православных церквей живут по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским календарём, поэтому те же греки празднуют Рождество не 7 января, а в декабре. И вообще, в большинстве поместных православных церквей Рождество празднуют именно в декабре, а не в январе, но это вопрос, который должен решаться на церковном уровне. Когда я возглавлял Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, я обсуждал этот вопрос с иерархами Русской православной церкви, они очень осторожно к этому относятся, но, полагаю, со временем мы всё равно к этому, скорее всего, придём. Это всё должно быть инициировано именно самой Русской православной церковью, это самостоятельная структура, это религиозная организация - одна из форм некоммерческих организаций, действующих в нашей стране. А так я с вами согласен - конечно, необходимо, чтобы всё было синхронизировано, и это было бы и логично, и правильно, и удобно для всех. А что касается новогодних праздников, в ЛДПР позиция такова: с учётом общественной дискуссии даже у нас во фракции кто-то считает, что новогодние праздники должны быть короткими, кто-то считает, что они должны быть продолжительными. Мы предложили бы обязательно закрепить несколько дней как праздничные, все остальные дни по усмотрению гражданина могут использоваться как дополнительные отпускные дни в любое время, либо в новогодний период, либо в летний период, либо в иной период, по решению гражданина, и тогда та дискуссия, которая в обществе существует... Хотя лично я вижу больше всего сторонников длительных новогодних выходных, лишь единицы против длительных новогодних выходных, по крайней мере в общении со мной выражали такую позицию... Дискуссия в обществе есть, и ещё средства массовой информации каждый раз после Нового года её подогревают, но это уже стало традицией, стало привычкой, многим это удобно, этим пользуются. С учётом того что есть и другая позиция, мы предложили универсальный вариант. Я абсолютно согласен с вами. Один вопрос решается на уровне церковной власти, второй вопрос решается на уровне принятия решения в Государственной Думе, но соответствующий законопроект, инициированный фракцией ЛДПР, Государственной Думой не был поддержан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А. Ярослав Евгеньевич, вы в законопроекте предлагаете график вот этих выходных дней до 2050 года и указываете, что после 2050 года это будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. По мнению авторов, после 2050 года у нас в стране будет правительство совершенно иного порядка и иного уровня по сравнению с действующим правительством? С чем связана такая достаточно странная норма, отсечение 2050 годом? И второе, сразу же, чтобы успеть. Понятно, что коллеги из фракции большинства против и, видимо, не будет принят этот законопроект. И вы, и Светлана Викторовна говорите, что на региональном уровне распоряжениями губернатора это можно установить, - может быть, попробовать в регионах, где губернатор от ЛДПР, провести такой эксперимент, скажем так? Если он будет позитивным, будет проще уговорить коллег из Государственной Думы потом принять такой закон на всю страну уже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. 2050 год - это цифра условная. Ещё раз говорю, что дата празднования Пасхи определяется не в соответствии с тем календарём, по которому живёт государство, а по отдельному календарю, и каждый раз, ежегодно дата Пасхи меняется, не зря говорят, что есть поздняя Пасха и ранняя Пасха. Мы предложили зафиксировать даты до 2050 года - если есть желание, ко второму чтению можем просчитать до 2250 года. Мы нашли универсальный вариант: предложили отсылочную норму, делегировав такое право правительству, чтобы сохранить конструкцию. Нам важен факт: законодательно зафиксировать выходным, нерабочим, праздничным днём первый понедельник после Пасхи. Что касается регионов, действительно, отдельные регионы принимают соответствующие решения, объявляя те или иные дни выходными, в том числе в связи с праздниками, это делается и в Татарстане, и в Чечне, и в других республиках Северного Кавказа. Ваше предложение может быть реализовано, насколько я понимаю, не решением главы региона, а решением соответствующего заксобрания, нужно посмотреть, чьи это полномочия. Но полагаю, что в принципе этот вопрос может быть обсуждён, в том числе уже в следующем году, когда дата праздника Пасхи будет определена, вернее, она уже определена, то есть ближе по времени этот вопрос может быть обсуждён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савченко Светлана Борисовна. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Ярослав Евгеньевич! Я как раз представляю регион, в котором праздник Пасхи празднуется два дня подряд - Светлое Христово Воскресение и последующий понедельник. Мало того, у нас и праздник Троицы, непосредственно связанный с Пасхой, празднуется точно так же: у нас понедельник за Троицей тоже выходной день. Для Крыма это вполне приемлемо. Не кажется ли вам, что действительно нужно было бы рекомендовать на уровне регионов принимать такие решения? Если в конкретном регионе подавляющее большинство жителей являются православными христианами, то, я думаю, депутаты, которые представляют их в законодательных собраниях регионов, конечно, поддержат это. Мне кажется, что нужно идти именно этим путём. Как на ваш взгляд? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Вы живёте в Крыму, а я живу в Москве. Я хочу, чтобы в Москве этот понедельник был выходным днём, но Мосгордума этого не сделает и Собянин такое решение тоже не примет. А у вас в Крыму это празднуется, видимо, потому, что и на Украине этот понедельник был и остаётся нерабочим праздничным днём. Что касается рекомендации. По-моему, когда Вячеслав Викторович неоднократно в этом зале поднимал вопросы необходимости законодательно закреплять любые нормы, ему весь зал аплодировал, а сейчас предлагается сделать с точностью до наоборот и подчёркивается правота этой позиции - я не понимаю проявления таких двойных стандартов. Нет, полагаю, корректно было бы на федеральном уровне закрепить единые нормы для всех граждан: и для тех, кто проживает в Крыму, и для тех, кто проживает в Подмосковье, в Смоленске, в Магадане и в любом из 85 субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, юристы говорят, что с юридико-технической точки зрения проблему следовало решать несколько иначе, а именно объявить саму Пасху нерабочим днём, и тогда в соответствии с Трудовым кодексом следующий понедельник автоматически оказывался бы нерабочим. Что вы об этом думаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Но ведь Пасха празднуется в воскресенье, получается, нужно сделать воскресенье нерабочим днём? Это достаточно странная конструкция. А вообще, когда такое предложение звучит, вспоминается выражение: "Два юриста - три мнения". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Да, это как мокрая вода, надо будет в законе прописать. Ну ладно, я свой вопрос задам представителю комитета. Как вы относитесь к дискуссии, которая бурно развернулась, о четырёхдневной рабочей неделе? Мне этот ответ нужен для того, чтобы построить потом своё выступление. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Николаевич, я думаю, преждевременно говорить о четырёхдневной рабочей неделе (это моё личное мнение), но сегодня уже можно говорить о тридцатишестичасовой рабочей неделе. Если посчитать, у нас действительно сегодня граждане в среднем работают, по-моему, 36,7 часа в неделю (не буду вас обманывать, уточню), с учётом того что есть особенности регулирования графика рабочего времени для тех, кто работает в опасных, вредных условиях, в особых климатических условиях. Вот сейчас под руководством Вячеслава Викторовича... скоро будет добавлена норма о продолжительности рабочей недели для женщин в сельской местности. И таким образом, уже сегодня можно говорить о том, что постепенно отдельные производства переводятся на тридцатишестичасовую рабочую неделю. Кроме того, Правительство Российской Федерации в рамках нацпроекта по повышению производительности труда и занятости населения подготовило ряд предложений для тех предприятий, которые будут участвовать в проекте и получать гранты, субвенции из федерального бюджета, в том числе предложило перевести эти предприятия на четырёхдневную рабочую неделю в качестве эксперимента. Повторяю, это моё личное мнение, никоим образом не отражающее мнения комитета и фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. Александр Николаевич, от фракции? Семь минут поставьте. Пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, этот законопроект в принципе показывает наше с вами истинное отношение к тем вопросам, о которых очень много говорят на различных площадках. Таких законопроектов много: мы хотим посмотреть, как страна борется за увеличение рождаемости, - вносим законопроект о детских пособиях или субсидиях для многодетных семей и видим, как страна на самом деле желает решить этот вопрос; страна очень хорошо отзывается о ветеранах боевых действий, об армии - вносим законодательную инициативу, которая улучшает социальное положение соответствующих категорий, её отклоняют, и всё сразу видно. Сколько месяцев нам показывают, как мы бьёмся за наших православных братьев, которых нехорошая УПЦ пытается разделить, как пытаются добиться разделения наших православных братьев на Украине и мы как-то морально их поддерживаем. Морально мы их поддерживаем, но, когда речь идёт о том, чтобы юридически что-то сделать, а мы просим всего лишь один день признать выходным для тех, кто этот праздник по-настоящему воспринимает своим и отмечает, мы в Государственной Думе боимся кого-то ущемить. Я вот с удовольствием проголосую за законодательную инициативу, которую внесут мои коллеги, исповедующие другую религию, если они посчитают, что этот один день в году для их религии очень важен и его надо признать общероссийским выходным днём. Вы говорите про новогодние праздники, что страна в эти дни отдыхает, - отдыхает кто? Сотрудники, управляющие банков, сотрудники "Газпрома" и нефтяных компаний. Но я не видел, чтобы коровы на ферме ждали, когда доярка 15 дней отпразднует и придёт, я знаю, что люди в сельской местности в четыре утра уже идут работать на производство, они не знают про эти праздники, о которых вы говорите и в связи с которыми так боитесь, что люди у нас в стране будут чересчур много отдыхать. Я хотел бы, чтобы здесь аккуратнее отнеслись к вопросу, который вы затрагиваете, когда ссылаетесь на то, что в отдельных национальных регионах, которые исповедуют, допустим, ислам, есть свои, местные праздники. Тогда давайте эту мысль по вашей логике разовьём. Вы что, предлагаете нам сделать русскую республику на территории Российской Федерации? Ведь есть национальные республики, на территории каждой республики есть соответствующие нормы, там слушают два гимна, Российской Федерации и своей республики, там есть национальный язык на уровне русского языка, как государственного. Но если мы с вами будем вот на это ссылаться, это будет неправильно. Я не призываю к тому, чтобы у нас на территории Российской Федерации появилась республика русской национальности. Но люди, которые исповедуют православие, я считаю, действительно ущемлены в нашей стране, потому что то гонение, которое было на Русскую православную церковь именно в нашей стране, не имеет, наверное, аналогов в мире. Вот я сегодня с утра выступал, рассказывал о рязанской земле - хотел бы вам ещё сказать, что приглашаю вас в Солотчинский женский монастырь, основанный в 1390 году, где хранится нетленная глава благоверного князя Олега Рязанского, он на гербе Рязани изображён. А знаете, почему эти мощи сохранены? Потому что, когда в определённые времена этот монастырь, основанный в 1390 году, закрыли, некоторым товарищам захотелось покопаться на территории, просто разграбить эти гробницы, и выкопали в том числе останки благоверного князя Олега Рязанского, и чудом - эти останки лежали в музее как экспонат - до наших дней они дошли, и вот нетленная глава сегодня хранится в монастыре. Поэтому то, о чём мы вас просим, - это малая доля того, так скажем, реабилитационного фактора, который заслужила Русская православная церковь. И я абсолютно уверен, коллеги, что есть территории, куда, допустим, православным вход запрещён, - в некоторых государствах в некоторые города, - и мы же тоже не берём с этих государств пример. Так что я не считаю, что это будет кого-то ущемлять. И я не считаю, что нам надо брать и на территориях регионов, которые не входят в состав национальных республик, отдельно принимать такие законы. Я не говорю о том, что я имею право читать проповеди, не говорю, что я такой глубоко воцерковлённый человек, - я русский человек, я крещёный, православный, и, как депутат Государственной Думы, я не считаю для себя возможным не поддержать эту законодательную инициативу, потому что я считаю, что правильно поддержать своих братьев по вере, это нормальный подход. И если коллеги, исповедующие, допустим, ислам, или буддизм, или иудаизм, будут предлагать подобную инициативу, я буду считать правильным их поддержать, потому что они меня об этом попросят, это нормально. Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать эту инициативу. Ни в коем случае это не приведёт к столкновению каких-то конфессий между собой. А относительно того, что у нас и так в стране очень много праздников, поверьте мне, те, у кого всё хорошо с зарплатой, с доходом, находят время отдыхать, а тем людям, которые вынуждены впахивать на трёх-четырёх работах, вы хоть 360 дней в году нерабочих сделайте, они будут выходить на работу и работать. Я прошу вас поддержать инициативу фракции ЛДПР и сделать на государственном уровне, на уровне Российской Федерации следующий день после православного праздника Пасхи выходным днём. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Ярослав Евгеньевич, заключительное слово. Пожалуйста, депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Я хотел бы дать маленькое пояснение, ещё раз ответив на вопрос депутата Смолина. Я на слух не сразу понял ту конструкцию, которая предлагалась, а речь шла о том, чтобы Пасху определить как нерабочий праздничный день в Трудовом кодексе, тогда этот день будет совпадать с воскресеньем и правительство должно будет путём принятия нормативного правового акта делать перенос. Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, можно пойти таким путём, можно пойти тем путём, который предлагается в нашем законопроекте, самое главное, чтобы были желание и политическая воля, вот когда политическая воля и желание есть - всё сразу делается. Мы знаем много примеров в наших национальных республиках: в том же Татарстане (мы там проводили выездное заседание комитета) есть Свияжск и Болгар, я знаю, что и в Чечне недавно открывались православные храмы, и когда мы в Кабардино-Балкарии были... недавно в Калининграде мы были, там огромную синагогу восстановили. Мы страна многоконфессиональная, многонациональная, с большой историей и должны дать возможность всем нашим гражданам самостоятельно решать очень тонкий, очень деликатный, щепетильный религиозный вопрос. Но, обсуждая сегодняшнюю инициативу, мы говорим про комфорт, про удобство и про интересы большинства и говорим о том, чтобы ни в коем случае не ущемлять интересы меньшинства, а предоставить им абсолютно такую же возможность пользоваться этим выходным днём, но без какого-либо религиозного обоснования, участия в церемониях, участия в каких-то праздничных религиозных мероприятиях. Поэтому, ещё раз подчёркивая нашу многоконфессиональность, без оглядки на религию, национальность прошу поддержать конструкцию, которую предложила фракция ЛДПР, - о внесении изменений в Трудовой кодекс, - принимая во внимание, что эта норма уже давно работает во многих странах, в том числе и в бывших странах СНГ. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Викторовна, будете выступать? Содокладчику Светлане Викторовне Бессараб включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, я хотела бы с прискорбием сообщить о результатах последних исследований по религиозности в Российской Федерации: к сожалению, 49 процентов молодёжи вообще не верят в Бога, только 4 процента молодёжи присутствуют на богослужениях; в целом в Российской Федерации к мусульманам себя относят 9 процентов, к православным христианам - 40 процентов, по 1 проценту приходится на иудаизм и, так сказать, остальные религии; всего же участвует в богослужениях не более 10 процентов населения Российской Федерации. Я сама, как православная христианка, стараюсь участвовать в богослужениях, хотя достаточно тяжело после всенощной выходить на работу, но считаю, что в рамках двусторонних отношений партнёров - работодателя и работника - можно решить этот вопрос предоставлением отгулов. Повторю, у нас в Краснодарском крае предоставляется дополнительный нерабочий день на праздник Радоницу. Остальные регионы принимают решение самостоятельно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 28 сек.) Проголосовало за 72 чел.16,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.