Заседание № 69
21.12.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 152918-6 "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за организацию незаконной миграции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2644 по 2667 из 6487
Следующий - 19-й вопрос. Во втором чтении слушаем проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" внесён Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом чтении. Поправки к данному законопроекту в комитет не поступили ко второму чтению. Имеются положительные отзывы Правового управления Аппарата Государственной Думы и Верховного Суда Российской Федерации. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и полностью подготовлен к принятию Государственной Думой во втором и в третьем чтениях. В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает Государственной Думе принять данный законопроект сразу во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5404 по 5439 из 6487
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 33 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Было предложение проголосовать в третьем чтении. По мотивам будет выступать кто-то? Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 00 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 66
14.12.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 152918-6 "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за организацию незаконной миграции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6406 по 6706 из 8359
Переходим к рассмотрению 47-го вопроса повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Екатерина Юрьевна Егорова, статс-секретарь - первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы. ЕГОРОВА Е. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан в рамках выполнения поручений правительства и направлен на усиление уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, преступления против порядка управления. Подобные меры предусмотрены планом мероприятий по реализации первого этапа концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Как показывает правоприменительная практика, количество выявляемых фактов организации незаконной миграции растёт, однако установленные законодательством санкции несоразмерны степени общественной опасности. Решениями судов в 90 процентах случаев виновные наказываются штрафами, не превышающими 5 тысяч рублей, или приговариваются к условным срокам. Несомненно, эта ситуация не способствует пресечению каналов незаконной миграции, пресечению деятельности этнических преступных группировок. Законопроект предусматривает, что по части первой статьи 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации размер штрафа увеличивается с 200 до 300 тысяч рублей, а максимальный срок лишения свободы - с двух до пяти лет. Совершение указанного преступления при наличии квалифицирующих признаков, то есть организованной преступной группой, влечёт увеличение санкций по части второй статьи 322-1 с ныне действующих пяти до семи лет лишения свободы. Отнесение организации незаконной миграции к категории тяжких преступлений позволит использовать весь спектр оперативно-розыскных мероприятий, выявлять и документировать противоправную деятельность всех участников организованных преступных групп. Реализация закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Законопроект в установленном порядке согласован, имеется заключение Верховного Суда. Просим вас поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Юрьевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации" в части усиления ответственности за организацию незаконной миграции внесён Правительством Российской Федерации. Данным законопроектом предлагается ужесточить ответственность за организацию незаконной миграции путём увеличения размеров штрафов, продолжительности обязательных исправительных и принудительных работ и сроков лишения свободы. Предлагаемые изменения позволят квалифицировать преступления, предусмотренные статьёй 322-1, как преступления средней тяжести и тяжкие, если они совершены группой лиц или в преступных целях. Необходимость такого ужесточения уголовной ответственности вызвана растущими масштабами незаконной миграции, что сегодня создаёт реальную угрозу безопасности наших граждан и нашего государства. Принимая данный закон, мы обеспечиваем защиту безопасности и законных прав не только российских граждан, но и самих мигрантов. Принятие закона создаст дополнительные условия для пресечения незаконного въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также их транзита через территорию Российской Федерации. На законопроект представлен положительный отзыв Верховного Суда Российской Федерации. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. У меня вопросы к Екатерине Юрьевне. Вы ставите вопрос об усилении ответственности, об ужесточении наказаний. Скажите, пожалуйста, сколько приговоров обжаловал прокурор из-за мягкости за прошлый год или хотя бы в этом году? Второй вопрос: что собой представляет личность этого преступника? Его криминологическую характеристику хотя бы какую-то дайте нам. И третий: опишите, пожалуйста, наиболее типичные ситуации совершения этих преступлений, что здесь - одиночки, преступные сообщества, в целях промысла и так далее? ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо за вопросы. Мы считаем, что тех решений, которые выносятся судами, и мер, которые принимаются, в том числе возбуждение уголовных дел, по этой статье Уголовного кодекса Российской Федерации, недостаточно. Более тысячи материалов в прошлом году мы направили для возбуждения уголовных дел, а возбуждено их было всего лишь около четырёхсот. В этом году было направлено семьсот сорок три материала - возбуждено двести пятьдесят девять уголовных дел. Как нам представляется, эта практика не является удовлетворительной и позволяет уходить от наказания. Изменение установочных данных - то, о чём говорил до меня Юрий Сергеевич, - это также один из элементов организации незаконной миграции. К сожалению, в России также есть лица, которые способствуют организации незаконного въезда, транзита через нашу территорию и незаконного оформления документов на право осуществления трудовой деятельности, на право пребывания в России, часто это бывает организованная группа. Конечно, за те преступления, которые связаны с поддельными документами, есть отдельная статья в Уголовном кодексе, но тем не менее это вещи взаимосвязанные, там есть и преступные группы. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Николаевна Москалькова. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемая Екатерина Юрьевна, спасибо за толковый доклад по этому вопросу. Я хотела бы вам адресовать вопросы, которые пыталась задать Юрию Сергеевичу. Первый: каковы масштабы незаконной миграции? Второй: каковы прогнозы нагрузки на наши СИЗО и уголовно-исполнительную систему в целом, если мы предполагаем привлекать к уголовной ответственности и наказывать лишением свободы? И третий: не проводились ли пленумы Верховного Суда с учётом того, что вы считаете, что судебная практика не вполне адекватна поставленным вопросам? ЕГОРОВА Е. Ю. Татьяна Николаевна, спасибо за очень профессиональные вопросы. О масштабах незаконной миграции я планировала говорить в рамках следующего выступления. У нас один из самых распространённых видов нарушения миграционного законодательства - это нарушение сроков пребывания в Российской Федерации, и таких нарушителей, по данным нашей информационной системы, порядка четырёх миллионов. Если говорить о других нарушениях, то сегодня уже упоминалась цифра, сколько мы выдворяем. Объёмы незаконной трудовой миграции можно оценивать приблизительно в те же четыре миллиона, потому что, если люди превысили срок пребывания в России, им надо на что-то жить и, конечно, они работают. Далее, что касается СИЗО: мы будем по этой статье лишать свободы не самих незаконных мигрантов, а тех, кто организовывал эти каналы незаконной миграции. Всё-таки эти цифры, конечно, несопоставимы, это не будет четыре миллиона. И относительно взаимодействия с Верховным Судом: мы постоянно с органами судебной власти работаем, но конкретно по этому вопросу пленумов пока не проводилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Николаевич Лихачёв. ЛИХАЧЁВ В. Н. Екатерина Юрьевна, у меня несколько вопросов. Первый: не могли бы вы сказать, какова география вот этого вызова для Российской Федерации? Второй: совершенно очевидно, что здесь несколько правовых порядков - есть нормы и принципы Организации Объединённых Наций, разного рода фондов, которые регулируют проблемы беженцев, есть двусторонние соглашения; не считает ли ваш орган целесообразным сделать какую-то кодификацию этих норм? И третий, может быть один из самых важных: какая материальная помощь и поддержка нужна ведомству, чтобы эффективно проводить эту работу? ЕГОРОВА Е. Ю. Спасибо, Василий Николаевич. География самая разнообразная. Это и въезд, и пребывание, и транзит, часто это бывает транзит через Российскую Федерацию из Центральной и Юго-Восточной Азии в Европу. Что касается кодификации, вопрос этот, конечно, нужно ставить, мы об этом думаем. Вот в основном это всё. Про деньги я пока не буду говорить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамерлан Кимович Агузаров, ваш вопрос. АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемая Екатерина Юрьевна, скажите, пожалуйста, какая необходимость в ужесточении наказания по данной статье? Вами изучалась судебная практика, судебная статистика по данной статье или что-то ещё, в результате чего ФМС пришла к такому мнению? И второй вопрос: какая необходимость в переводе данной статьи из категории преступлений средней тяжести в категорию тяжких преступлений? С учётом той мысли, которая была вами высказана по поводу тысячи материалов, которые вы направляете в следственные органы, но по которым было возбуждено четыреста дел, я сделал вывод, что, наверное, следственным органам неинтересно возбуждать дела по преступлениям средней тяжести и их расследовать, но если их перевести в категорию тяжких, представляете, какое количество тяжких преступлений будет тогда раскрыто нашими следственными органами? Пожалуйста, ответьте. ЕГОРОВА Е. Ю. Мы исходили из нашей практики. Во-первых, по нашим наблюдениям, не полностью осознаётся степень общественной опасности этого деяния. И второй момент: если мы говорим о совершении этого преступления организованной преступной группой, а чаще всего именно так и происходит, на сегодняшний день отнесение этого преступления к нетяжким не позволяло проводить оперативно-розыскные мероприятия в полном объёме - прослушивание разговоров и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Трое желающих. Коллеги, время - 16.58. Давайте мы завершим обсуждение этого вопроса, а потом уже перейдём к остальным. Но я прошу выступающих быть лаконичными по возможности. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Я, к сожалению, не получил от докладчика ответа ни на один из моих трёх вопросов. Законопроект предусматривает ужесточение уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, но в этом, получается, никакой необходимости нет. Часть первая статьи 322-1 предусматривает до двух лет лишения свободы, однако в прошлом году из пятисот пятидесяти осуждённых наказание реальное, лишение свободы, назначено только двум лицам - разве здесь дело в санкции?! Дело в судебной практике. По части второй статьи 322-1 (до пяти лет лишения свободы) осуждено сорок пять лиц, реально только одиннадцать человек, так свыше трёх никому наказание не назначалось - зачем же мы собираемся до семи лет сейчас устанавливать уголовную ответственность? Может быть, надо просто-напросто внести изменения в статью 37 Уголовного кодекса и ограничить применение условной меры наказания? Прокуроры, как я выяснил, не обжаловали ни одного приговора в прошлом году. Это что значит? Это значит, что все приговоры являются справедливыми, законными и обоснованными. Но тем не менее я голосую за этот законопроект, потому что от него не будет вреда, хотя и не будет никакой пользы. И последнее: я призываю правительство не загружать Думу впредь вот такими сырыми и не имеющими смысла законопроектами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Я тоже постараюсь быть краткой. Уважаемые коллеги, мы сегодня рассматриваем вопрос, который уже даже не экономический, даже не социальный, а больше политический. В этом зале много раз задавались вопросы представителю миграционной службы: а сколько же у нас в России сегодня мигрантов, в том числе сколько легальных мигрантов, сколько нелегальных? Называлась цифра "до 10 миллионов человек", и притом даже неясно, только ли это легальные или вместе с нелегальными, - никто не может на эту тему ничего ответить. В то же время, хотим мы этого или не хотим, мы прекрасно понимаем, что местное население, особенно Москвы, Подмосковья, да и любого крупного города в Российской Федерации, недовольно тем, что мигранты появляются, расселяются. Всё это делается подчас с нарушениями паспортных и других законодательных норм, потом создаётся конкуренция нашей молодёжи здесь, внутри России, потом совершаются правонарушения, и непонятно, кто их совершил, потому что своих нарушителей мы можем найти, а вот мигранты быстренько выехали отсюда - и будьте любезны. Вот сейчас одно за другим бандитские нападения здесь, в Москве, - кто их совершил? Может быть, их уже нет сегодня, может, они сегодня уже за пределами России, эти господа, которые даже с оружием в руках нападают на наших граждан, отбирают деньги, - сказать никто не может. То есть это проблема, которая требует уже комплексного решения, и вот этими полумерами, которые сегодня предлагаются нам, вряд ли тут что-то решишь. Посмотрите, ведь за что предусматривается уголовная ответственность? За организацию незаконной миграции. И что же за это предлагается? Якобы усиление этой ответственности. Какое же усиление? С 200 тысяч до 300 тысяч рублей предлагается увеличить размер штрафа, чуть-чуть повысить санкции - что это за полумеры?! Это ведь не для тех мигрантов, которые въехали, а для тех, кто организовывает всё это и создаёт нам проблемы в Российской Федерации. Поэтому я согласна с предыдущим оратором: лучше вообще ничего не делать, чем создавать вот этот одесский шум, извините, похожий на работу! Конечно, нам придётся проголосовать за этот законопроект, но ничего кардинально в России он не решит, ничего не изменится в лучшую сторону для нашего населения, а наш долг как политиков думать не о мигрантах, не о том, как им живётся за рубежом. Когда-то эти республики очень хотели самостийности и голосовали за свой суверенитет, а сегодня все ринулись к нам. Наш долг - подумать о наших, о российских гражданах, о нашем населении и о том, чтобы для него создавать рабочие места, для наших молодых людей, платить им достойную заработную плату, и тогда, может быть, многие проблемы, в том числе и преступности, и недовольства, будут решены сами собой или по крайней мере с наименьшими усилиями. Конечно, придётся голосовать за этот законопроект, но он сырой и очень даже двусмысленный! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает проект закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" и предлагает данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не выступают. Докладчик? Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7667 по 7705 из 8359
Пункт 47, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 30 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении. Было предложение профильного комитета проголосовать в целом. Комитет подтверждает своё предложение? Депутат Марданшин подтверждает? Нет возражений? Ставлю на голосование в целом. Включите режим голосования. Пункт 47, голосование в целом. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 15 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9 % Результат: принято Закон принят.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7723 по 7750 из 8359
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, прошу прощения. Включите микрофон депутату Марданшину. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект под пунктом 47 мы должны были принять только в первом чтении, комитет и фракции предлагали принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы отменить результаты голосования по 47-му пункту, по вопросу о принятии закона в целом? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 11 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Отменили. Итак, законопроект принят в первом чтении, но я всё-таки очень прошу следить за ходом голосования и быть корректными.