Заседание № 90

12.04.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 152856-6 "О внесении изменений в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за осуществление незаконных согласованных действий на рынке горюче-смазочных материалов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3122 по 3438 из 6443
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 22     
Уголовного кодекса Российской Федерации". Доложит Михаил Васильевич             
Емельянов.                                                                      
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему          
вниманию представляется законопроект, который направлен на внесение             
самостоятельной статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации,                 
предусматривающей уголовную ответственность за сговор на рынке                  
нефтепродуктов, в результате которого необоснованно устанавливаются высокие     
монопольные цены и на бензин, и на дизельное топливо, и на иные                 
горюче-смазочные материалы.                                                     
                                                                                
Я не думаю, что требуется специально обосновывать актуальность этой проблемы.   
Каждый водитель, в том числе присутствующие в зале, испытывает это на своём     
кармане, так сказать, своём кошельке. Цены на бензин у нас уже больше           
доллара, и не только на бензин - даже не дизельное топливо цены уже больше      
доллара, и это в нефтедобывающей стране! В других нефтедобывающих странах,      
как вам известно, зачастую цены на литр бензина меньше, чем на бутылку          
минеральной воды. Нефтяные компании, нефтетрейдеры нам объясняют это            
сложностью экономических условий ведения бизнеса в России, высокой налоговой    
нагрузкой, несовершенством налогового законодательства, но даже с учётом всех   
этих факторов маржа, получаемая нашими нефтяниками, очень высока, и это может   
объясняться только сговором, который происходит на нефтяном рынке, тем более    
что этот рынок очень сильно монополизирован.                                    
                                                                                
Противники нашего законопроекта утверждают, что уже есть и статья в Уголовном   
кодексе, которая предусматривает ответственность за нарушение правил            
конкуренции на всех рынках, и административная ответственность за подобные      
деяния. На наш взгляд, эти нормы неэффективны, потому что административная      
ответственность чрезвычайно маленькая - от 300 до 500 тысяч рублей. Что         
касается уголовной ответственности, понятно, что рынок рынку рознь, сговор,     
допустим, на рынке пищевых продуктов затруднён в силу множественности           
производителей и поставщиков, иное дело нефтяной рынок, который очень сильно    
монополизирован.                                                                
                                                                                
Высокие цены на горюче-смазочные материалы, на бензин, на дизельное топливо     
негативно отражаются не только на благосостоянии наших граждан, но и на         
экономике. Понятно, что в условиях вступления в ВТО мы должны максимально       
стремиться к снижению нашими производителями издержек, это не только их         
забота, но и забота государства - обеспечить такие условия, чтобы               
макроэкономическая политика усилила конкурентоспособность наших предприятий.    
                                                                                
Также совершенно очевидно, что стоимость бензина заложена в стоимости каждого   
товара, который производится в Российской Федерации. Обуздание роста цен на     
бензин и на другие горюче-смазочные материалы, естественно, послужит лучшей     
адаптации нашей экономики к условиям ВТО. Мы недавно вступили в эту             
организацию, но существенных мер для адаптации экономики к условиям ВТО мы не   
принимаем. С этой целью мы предлагаем ввести соответствующую статью - статью    
178-1, предусматривающую наказание в виде лишения свободы на срок до шести      
лет со штрафом в 1 миллион рублей либо без такового с лишением права занимать   
определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от     
одного года до трёх лет тех должностных лиц в соответствующих компаниях,        
которые в этом сговоре замешаны. Если же этим деянием причинён особо крупный    
ущерб либо это деяние повлекло извлечение доходов в особо крупном размере, то   
предлагается наказывать лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом до    
1 миллиона рублей или без такого с лишением права занимать определённые         
должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до   
десяти лет или без такового.                                                    
                                                                                
В целом же мы считаем, что наши экономические власти, да и не только            
экономические власти, но и власть в целом, совершенно напрасно недооценивают    
опасность монополизма на наших рынках. У нас нет антимонопольной культуры. Я    
вспоминаю, как я читал мемуары известного американского автомобильного          
менеджера Ли Якокки, который в Детройте возглавлял в то время компанию          
"Форд", он жил на одной улице с руководителем компании "Крайслер". Так вот      
эти люди в течение нескольких десятков лет боялись даже встретиться взглядом    
друг с другом, а не то что поговорить, потому что они опасались, что будут      
обвинены в сговоре. Наши же нефтяные короли не только прекрасно общаются на     
различных форумах, но и - совершенно очевидно - беспрепятственно                
договариваются о ценах, в результате чего страдаем все мы с вами,               
потребители, и наша экономика.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, убедительно просим поддержать этот законопроект.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич.                               
                                                                                
Александр Александрович Ремезков.                                               
                                                                                
РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже здесь      
говорилось, данным законопроектом предлагается дополнить главу 22 Уголовного    
кодекса статьёй 178-1 и тем самым установить уголовную ответственность за       
незаконные согласованные действия на рынке горюче-смазочных материалов, в       
результате которых устанавливаются необоснованно высокие цены на эти            
продукты. Авторы законопроекта полагают, что к ответственности необходимо       
привлекать лиц, выполняющих управленческие функции в организациях -             
производителях и поставщиках ГСМ. Ну, объективно понятно, что с такими          
явлениями нужно бороться, однако ни в самом законопроекте, ни в пояснительной   
записке к нему не представлены чёткие обоснования подобного ужесточения         
уголовной ответственности, нет анализа правоприменительной практики             
действующей статьи 178 Уголовного кодекса, нет статистических данных,           
свидетельствующих об устойчивом росте числа подобных преступлений и             
недостаточности уже установленных мер ответственности. Докладчик говорил о      
том, что эти меры кем-то не применяются, но это вопрос уже администрирования    
данных статей.                                                                  
                                                                                
Также необходимо учесть, что законом № 135-ФЗ от 2006 года "О защите            
конкуренции" уже установлен запрет на согласованные действия хозяйствующих      
субъектов. В 2011 году в этот закон были внесены изменения, согласно которым    
за все ограничивающие конкуренцию соглашения, кроме картельных,                 
устанавливается не уголовная, а лишь административная ответственность,          
предусмотренная в статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях.     
Кроме того, наказание предусмотрено лишь в том случае, если согласованные       
действия, ограничивающие конкуренцию, осуществляют хозяйствующие субъекты,      
являющиеся конкурентами. Эти изменения не учтены в предложенном                 
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Более того, закон "О защите конкуренции" предусматривает одинаковые запреты     
на соглашения и наказания за нарушение этих запретов на всех товарных рынках,   
подчёркиваю, принятие же предложенного нам законопроекта приведёт к тому, что   
одни и те же деяния, совершённые участниками рынка ГСМ, будут наказываться      
как тяжкие преступления, а совершённые, например, участниками                   
продовольственного рынка, - как преступления средней тяжести. Очевидно, что     
мы не можем допустить такого нарушения принципа справедливости при              
определении категории преступления.                                             
                                                                                
Авторы законопроекта также не выполнили достоверный анализ состояния дел на     
российском рынке ГСМ, не представили аргументированные доводы относительно      
того, что повышение цен на бензин и другие горочюче-смазочные материалы         
обусловлено причинами неэкономического характера. В предложенном                
законопроекте не предусмотрен механизм освобождения от уголовной                
ответственности лиц, способствовавших раскрытию преступления, а также лиц,      
возместивших ущерб, причинённый в результате преступных действий, - это не      
только нарушит принцип справедливости, но и затруднит расследование и           
раскрытие таких преступлений.                                                   
                                                                                
Правительством и Верховным Судом Российской Федерации данный законопроект не    
поддерживается.                                                                 
                                                                                
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Госдумы по гражданскому,           
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует         
Государственной Думе отклонить представленный законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к Александру Александровичу Ремезкову.                            
                                                                                
Александр Александрович, вы опытный человек, работали в администрации. Сейчас   
вы выступали как представитель комитета, но согласитесь, что наши поставщики    
- особенно хорошо это мне и вам известно, поскольку мы представляем             
Краснодарский край, - как только у нас посевная или уборочная, взвинчивают      
цены, приходится или президенту, или правительству ограничивать всё это в       
приказном порядке. Неужели мы не можем законодательно всё это зафиксировать и   
сказать: "Ребята, прекратите этот произвол?!" Одного, второго наказать - и      
это не будет повторяться! Вот посмотрите: сейчас весна и опять взвинчиваются    
цены, а отсюда повышение цен у нас идёт на сельхозпродукцию и так далее.        
Скажите, пожалуйста, нельзя ли так сделать, не может ли комитет поменять        
всё-таки свою позицию и хоть раз не пойти на поводу у крупных наших             
олигархов, а сделать что-то для населения, для наших селян?                     
                                                                                
РЕМЕЗКОВ А. А. Андрей Викторович, спасибо за вопрос. Да, действительно, я       
долгое время работал непосредственно в практической плоскости и знаю, что       
такое сезонное повышение цен, в том числе на ГСМ. Однако в данном случае речь   
идёт о качестве законопроекта, о юридическом качестве - ведь вносится           
изменение в Уголовный кодекс, и если данные предложения будут с юридической     
точки зрения некачественными, то впоследствии это можно будет оспорить или      
предоставить такую возможность.                                                 
                                                                                
Что касается другого законопроекта, который, возможно, необходимо внести, я с   
вами согласен: да, он нужен, но, скорее всего, он нужен в таком виде, чтобы     
реальные правоприменители, в том числе и правительство, могли его применять.    
В данном случае правительство против законопроекта, поэтому и позиция нашего    
комитета такова.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Михаилу Васильевичу.                             
                                                                                
Михаил Васильевич, вы, наверное, не хуже меня помните, сколько раз мы           
пытались ввести запретительные или более жёсткие меры в разных сферах - в       
отношении алкогольной продукции, табакопроизводства и курения, нарушителей на   
дорогах и так далее, - и наверное, помните, что ни одно такое ужесточение не    
сработало: мы меры принимаем, а предприниматели в погоне за прибылью находят    
всё новые обходные пути. Вы правильно сказали, что ГСМ - это стратегический     
продукт, от которого всё зависит. Не считаете ли вы, что можно решить эту       
проблему только одним путём - монополизацией государственной добычи нефтяных    
ресурсов и монополией на нефтепродукты? Вот тогда можно будет сказать и         
крестьянам, и населению в целом, что цена на продукты будет соответствовать     
пенсиям и зарплатам, все остальные наши попытки опять приведут к нулевому       
эффекту: поговорим, примем закон, а предприниматели будут делать так, как им    
выгодно, не обращая внимания на наши разговоры. По-моему, монополизация...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич Емельянов, пожалуйста.                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Владимир Николаевич, вопрос о национализации или      
денационализации добычи, переработки и перераспределения нефтяных ресурсов не   
является предметом этого закона. Как вы понимаете, принять такое решение ещё    
сложнее, чем этот законопроект.                                                 
                                                                                
Что же касается поведения предпринимателей, то я думаю, что соответствующие     
нормы Уголовного и административного кодексов не действуют не столько из-за     
поведения предпринимателей, сколько из-за правоприменительной практики и        
зачастую из-за нежелания по разным причинам наших правоохранительных органов    
последовательно и жёстко применять закон. Решение здесь, я думаю, в том,        
чтобы усилить контроль парламента над исполнением законов, чтобы парламент      
получил больше контрольных полномочий в этой сфере.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос представителю комитета, два вопроса. Первый: какова точка зрения         
регионов по данному законопроекту, что они думают? И второй - и к комитету, и   
к большинству Думы: почему мы в Думе так легко полумиллионные штрафы            
предлагаем для физических лиц за то или иное прегрешение, а как только речь     
заходит о приведении в чувство тех или иных монополий - сразу тормозной ход и   
масса аргументов? Как бы вы это прокомментировали?                              
                                                                                
РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Валентин Степанович, регионы, конечно же, за то,       
чтобы такой закон был, но я повторю: этот закон должен быть работающим,         
действующим инструментом, а не мёртвым, который пролежит на полках, а потом     
окажется, что применить его на деле нельзя. Безусловно, такой закон нужен, но   
сейчас речь идёт о законопроекте, который поступил на рассмотрение и по         
которому есть самые серьёзные замечания, в первую очередь от правительства и    
Верховного Суда, то есть от тех правоприменителей, которые должны претворять    
его в жизнь.                                                                    
                                                                                
Почему мы легко применяем штрафы в 500 тысяч рублей к физлицам, а к             
монополиям нет - это опять же, скажем так, вопрос для долгой дискуссии. Я       
считаю, что и тот закон, который относится к физлицам, и тот, который           
касается монополий, должны быть рабочими, должны соответствовать всем           
необходимым стандартам наполнения статей и так далее. Я думаю, в данном         
случае это вопрос по качеству подготовленного законопроекта.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Михаил Васильевич, в дополнение к уже сказанному. Тут коллеги    
из компартии говорили о национализации и так далее, но можно на вопрос и под    
другим углом посмотреть. Ведь не секрет, что те же нефтяные компании имеют      
мощнейшие юридические службы, где работают высококвалифицированные,             
высокооплачиваемые специалисты, которые отобьются практически от любых          
обвинений. Не проще ли и не разумнее ли было бы повысить участие государства    
в этом? Вот у нас есть скважины с труднодобываемой нефтью, есть                 
месторождения, разработка которых требует колоссальных вложений, и по этой      
причине они не разрабатываются, не проще ли налоговую нагрузку снизить в этой   
части и топливо, получаемое из этой нефти, пускать на внутренний рынок, при     
этом государству ограничить цену на него, причём не просто ограничить, а        
снизить, - может быть, вот это кардинально изменит ситуацию, а не такие         
моменты, как вы предлагаете?                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, я думаю, что ваше предложение не    
является альтернативным по отношению к нашему предложению. Что касается         
повышения доли госучастия в нефтяных компаниях: если вы считаете, что это       
решение проще принять, чем установить ответственность за монопольный сговор,    
давайте попытаемся, мы готовы участвовать в этих попытках, посмотрим, что       
легче.                                                                          
                                                                                
И на ваше замечание насчёт налогов: мы считаем, опираясь на мнение экспертов,   
что никакими высокими налогами, никаким несовершенством нашего налогового       
законодательства не объяснить те высокие цены, которые существуют у нас на      
нефтепродукты, единственное объяснение - это монопольный сговор. Я думаю, что   
наше предложение не противоречит вашему, поэтому давайте объединим усилия и     
проведём и наше предложение, и ваше предложение.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Александрович, копий много сломано вокруг механизмов,       
которые могли бы обуздать растущие цены, тарифы на нефтепродукты, тем не        
менее этот факт остаётся в нашей жизни. Год назад Новосибирская область и       
Алтайский край, несмотря на рост цен, вообще оказались без горючего             
фактически в самый горячий период, с июня по август.                            
                                                                                
Прозвучал упрёк в адрес разработчиков законопроекта, что у них нет анализа      
существующей ситуации. Вопрос в адрес комитета: а комитет проводит такую        
работу вообще? Насколько действенны существующие сегодня механизмы? Работаете   
ли вы с ФАС? И есть ли предложения у комитета, какие внести изменения в         
законодательство, чтобы обуздать вот этот неограниченный рост, который          
действительно по факту существует?                                              
                                                                                
РЕМЕЗКОВ А. А. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, скажу вам так: комитет, как и     
другие депутаты, также обеспокоен тем, чтобы подготовить и принять правильные   
законопроекты, которые могут реально работать в жизни. В данном случае          
предложения в этом законопроекте, конечно, продиктованы жизнью, но они, как я   
уже говорил, недоработаны в части юридической составляющей, а внесение          
изменений происходит именно в Уголовный кодекс. И в жизни, как правило, такие   
нормы не работают или, наоборот, работают как бы на нечистых на руку            
различных представителей администрирующих органов.                              
                                                                                
Что касается анализа комитета. Исходя из анализа правоприменения данных         
статей мы как раз и убедились в том, что норма, которая вводится                
законопроектом, будет излишней. Данный законопроект нужно, видимо, с новой      
концепцией разрабатывать и вносить вновь.                                       
                                                                                
Что касается законопроектов или предложений, которые может внести комитет.      
Да, такие предложения есть, но сегодня в рамках этого обсуждения о них сложно   
говорить, так как это потребует много времени.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4264 по 4440 из 6443
Уважаемые коллеги, мы возвращаемся к рассмотрению пункта 15 повестки дня, по    
которому была проведена запись на выступления. Слово предоставляется депутату   
Сухареву Ивану Константиновичу.                                                 
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что речь     
идёт о законопроекте "О внесении изменений в главу 22 Уголовного кодекса        
Российской Федерации" (в части усиления ответственности за осуществление        
незаконных согласованных действий на рынке горюче-смазочных материалов).        
Александр Александрович довольно-таки обстоятельно отразил в своём              
выступлении недостатки данного законопроекта. Кроме того, действительно         
существует проблема высокозатратного метода добычи первичного продукта.         
                                                                                
Главной новеллой данного законопроекта является предложение дополнить           
Уголовный кодекс новой статьёй 178-1, предусматривающей ответственность за      
сговор, в результате которого на рынке устанавливаются необоснованно высокие    
цены на нефтепродукты. Безусловно, данная проблема очень актуальна, так как     
Российская Федерация является одной из крупнейших в мире нефтедобывающих        
держав и экспортёров нефти и нефтепродуктов. Однако цены на автомобильный       
бензин, дизельное топливо и иные горюче-смазочные материалы на отечественном    
рынке завышены и продолжают расти, опережая темпы инфляции, только в этом       
году цены на бензин выросли уже более чем на 12 процентов. Такой рост вряд ли   
можно объяснить исключительно экономическими причинами на рынке ГСМ, это        
может свидетельствовать о наличии сговора крупнейших хозяйствующих субъектов,   
в частности нефтяных компаний.                                                  
                                                                                
На сегодняшний день общие нормы борьбы с произволом на рынке горюче-смазочных   
материалов неэффективны, поскольку даже в случае совершения сговора одним из    
видов наказания является штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.      
Понятно, что такой штраф для представителей крупных нефтяных компаний нельзя    
назвать серьёзным наказанием. Данным законопроектом в целях усиления борьбы с   
таким явлением, как сговор с целью установления высоких цен, предлагается       
ввести самостоятельную норму уголовной ответственности за осуществление         
незаконных согласованных действий на рынке ГСМ, дополнив Уголовный кодекс       
Российской Федерации новой статьёй 178-1, а также внеся изменения в статьи      
169 и 178.                                                                      
                                                                                
Однако определение отдельного, специального состава преступления и введение     
уголовной ответственности за сговор на рынке ГСМ, который предлагается          
расценивать как тяжкое преступление, при отсутствии аналогичных форм в          
отношении других товарных рынков, на которых в настоящий момент действия по     
ограничению конкуренции расцениваются согласно статье 178 "Недопущение,         
ограничение или устранение конкуренции" Уголовного кодекса как преступления     
средней тяжести, могут привести к конкуренции норм и нарушению принципа         
справедливости наказания.                                                       
                                                                                
Необходимо сделать следующие замечания по данному законопроекту. За             
осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий и заключение    
подобных соглашений предусмотрена административная ответственность по статье    
14.32 КоАП. Кроме того, представленный законопроект подготовлен без учёта       
положений... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, от фракции выступление.                   
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Кроме того, представленный законопроект подготовлен без учёта     
изменений внесённых, в Федеральный закон "О защите конкуренции", и, предлагая   
ввести в Уголовный кодекс новую статью 178-1, не содержит положения о том, в    
какой форме и каким органом должно производиться предварительное                
расследование таких дел.                                                        
                                                                                
Проблема существует - проблема картельных сговоров и, как следствие, проблема   
роста цен на топливо и иные горюче-смазочные материалы, - и её нужно решать в   
срочном порядке, так как она существенно влияет на социально-экономическую      
ситуацию в стране в целом. Цены на топливо закладываются в себестоимость        
практически всех товаров, работ и услуг, и их повышение влечёт за собой         
увеличение стоимости иных товаров, что в свою очередь негативно влияет на       
благополучие граждан.                                                           
                                                                                
Принимая во внимание всё изложенное, фракция ЛДПР в общем поддерживает данный   
законопроект с учётом высказанных замечаний.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Позицию фракции ЛДПР депутат Сухарев уже изложил, но в           
продолжение нашего диалога с Михаилом Васильевичем скажу: всё-таки это благое   
начинание, к сожалению, не даст эффекта. Во-первых, участники сговоров          
достаточно успешно отбиваются от попыток их оштрафовать. Михаил Васильевич не   
привёл статистики, сколько вообще компаний и сколько раз было оштрафовано       
даже в контексте административной ответственности. Раз они отбиваются от        
административной - отобьются и от уголовной ответственности, к сожалению.       
                                                                                
Этот законопроект нужен, конечно же, но он не решает проблему, и нам надо,      
коллеги, всё-таки думать о том, как эту ситуацию кардинально изменить. Как я    
уже говорил, когда задавал вопрос, нужно менять подходы, нужно действительно    
расширить участие государства. Только, Михаил Васильевич, вы меня не совсем     
правильно поняли: не доля государства в компании - сейчас у нас, как вы         
знаете, и так нефтяные корпорации являются по большей части государственными,   
- дело-то не в этом, дело в том, как создать ситуацию, при которой              
государство регулировало бы цены. Мы все понимаем, что стоимость топлива        
заложена в каждый продукт и услугу, которые мы с вами потребляем, которые       
потребляют все граждане Российской Федерации, и в этом смысле я вернусь к       
идее... Да, есть нефть в труднодоступных месторождениях, которые не             
разрабатываются в силу предполагаемых гигантских капитальных вложений, и при    
существующей системе налогообложения эти месторождения замораживаются до        
каких-то неопределённых времён. Вот здесь нужно подумать о том, как этот        
ресурс перенаправить на внутренний рынок, то есть поменять подходы: допустим,   
нефть, добываемая на этих месторождениях, не будет облагаться налогом, но       
должна перерабатываться внутри страны и реализовываться в качестве топлива      
внутри страны, и государство регулирует цены - не 25 рублей, а, допустим,       
10-15 рублей за литр, и всё, точка. Нефтяные компании будут иметь какую-то      
свою разумную долю дохода, и государство, по большому счёту, недополучая в      
этой части налоги, будет получать мультипликативные налоги в виде               
дополнительных рабочих мест, в виде роста производства и так далее - вот о      
чём нужно подумать. То есть вот такая здесь комбинация должна быть.             
                                                                                
Ваша мера понятна и, наверное, нужна, но, к нашему большему сожалению, она не   
даст эффекта.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руденко Андрей Викторович.                                
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Спасибо коллегам из оппозиционных партий, которые будут поддерживать наш        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Я хотел бы сказать следующее. Мы настолько увлеклись различной полемикой, что   
не замечаем наше население, наших жителей. Хочу немножко разъяснить, многие,    
например, не знают, что такое баррель и сколько их содержится в тонне нефти.    
Так вот, себестоимость добычи нефти в Российской Федерации (кстати, очень       
завышенная, по данным различной статистики) составляет 8 долларов за тонну      
добываемой нефти, продаём мы по цене 102 доллара за баррель, а в одной тонне    
в зависимости от плотности 7,33-7,5 барреля, поэтому, конечно, наши нефтяники   
получают баснословные прибыли, это видно и по экспортному НДС, и по всему       
остальному. Я высчитывал себестоимость бензина, который производится у нас, в   
Российской Федерации: если взять нефть по цене 90 долларов за баррель           
(рыночная цена) - 24 рубля за литр, если брать по 110 - 29 рублей за литр.      
Так почему мы наживаемся на наших жителях, наживаемся и делаем так, что         
раскручиваем инфляцию?                                                          
                                                                                
Вот этот законопроект, который внесла наша фракция, - это же концепция, мы      
всё-таки забываем, что это первое чтение, - пожалуйста, дорабатывайте,          
убирайте, варьируйте, шлифуйте, делайте! Неужели мы всё время будем ждать,      
пока наш президент обратит внимание на эту проблему и даст команду? Да, тогда   
мы всё зашлифуем, сделаем, выберем и вычленим, но почему мы должны ждать        
именно указания президента? Как происходит, допустим, с тарифами ЖКХ: сегодня   
опять будем рассматривать законопроект, который идёт на отклонение, а месяца    
через три мы примем его в другой редакции, то же самое и с нашим                
законопроектом.                                                                 
                                                                                
Я думаю, что те меры, которые принимаются, может быть, и жёсткие, но            
существует определённый сговор монополий, в том числе с государственным         
участием. Дело в том, что раньше при Минтопэнерго существовало определённое     
подразделение, которое занималось проверкой качества бензина, проверкой         
качества нефти, проверкой соответствия качества и стоимости и так далее, но     
эту организацию ликвидировали, теперь этим никто не занимается, поэтому         
правильно коллеги поднимают вопрос: на государственном уровне надо              
регулировать, должно быть жёсткое государственное регулирование вот в этих      
вопросах, тем более регулирование государственных компаний ценообразующих.      
Если мы в нашей "Роснефти" сделаем цену на бензин 28 рублей, то какая           
конкуренция будет и как тогда "ЛУКОЙЛ" будет продавать литр бензина по цене     
33 рубля, как сейчас? Конечно, о государственном регулировании стоит            
поднимать вопрос, но наш законопроект направлен на то, чтобы предотвратить      
сговор и раскручивание инфляции в Российской Федерации. Я думаю, мы вместе      
должны болеть за дело, но, к сожалению, получается, что три фракции думают, а   
одна пока ждёт указаний президента.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович.                           
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не   
поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в главу 22        
Уголовного кодекса Российской Федерации". Основные замечания по данному         
законопроекту уже были высказаны представителем профильного комитета            
Ремезковым, со своей стороны хотел бы только добавить, что данный               
законопроект также не поддерживается Верховным Судом Российской Федерации, в    
связи с чем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект отклонить.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Комитета? Нет.                         
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5152 по 5168 из 6443
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 22         
Уголовного кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.44,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.55,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 80

20.02.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 152856-6 "О внесении изменений в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за осуществление незаконных согласованных действий на рынке горюче-смазочных материалов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1163 по 1169 из 6674
Валерий Карлович Гартунг.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я прошу           
перенести на март пункт 15. Автор написал письмо, он просит перенести           
рассмотрение законопроекта на март, потому что он отсутствует, и докладчиком    
назначить коллегу Емельянова.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1257 по 1259 из 6674
Валерий Карлович Гартунг просит перенести по объективным причинам               
рассмотрение 15-го пункта. Нет возражений? Принимается.