Заседание № 85

08.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 152222-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об установлении предельной площади отчуждаемого имущества и срока его выкупа; внесён депутатами Государственной Думы О. Г. Дмитриевой, Н. В. Левичевым, И. Д. Грачёвым и О. Л. Михеевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4150 по 4809 из 6917
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, что мы сейчас начнём рассматривать      
пункт 13.1. Когда заявление уже будет на руках у депутатов, мы посоветуемся,    
прервём рассмотрение законопроекта и приступим к обсуждению заявления, потому   
что это действительно очень срочный документ. Не будет возражений? Не будет.    
                                                                                
Пункт 13.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в         
государственной собственности субъектов Российской Федерации или в              
муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего          
предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты    
Российской Федерации". Доклад Ивана Дмитриевича Грачёва.                        
                                                                                
Пожалуйста, Иван Дмитриевич.                                                    
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, федеральный закон № 159-ФЗ о льготной           
приватизации имущества для малых предприятий рекламировали как закон, который   
принесёт предпринимателям счастье, при этом сегодняшняя оценка большинства      
предпринимателей, безусловно, обратная, то есть большинство его воспринимает    
как чрезвычайно вредный закон. Я уже приводил статистику: около 5 процентов     
предпринимателей могут реально воспользоваться льготным режимом; около 30       
процентов уже сегодня испытывают проблемы с тем, что у них отберут, наверное,   
эту собственность, по крайней мере ощущают, что речь идёт о том, что у них      
эту собственность отберут; остальные пока оценивают его нейтрально, но не       
видят для себя шансов воспользоваться этим законом в плане льготного            
получения имущества.                                                            
                                                                                
Соответственно, я думаю, чрезвычайно важно всем, в том числе и "ЕДИНОЙ          
РОССИИ", понимать, что это самые взрывоопасные люди. Это люди, у которых есть   
деньги, есть опыт работы организационной, и я думаю, что их недовольство,       
конечно, будет иметь... Когда отнимают собственность, человек реагирует         
всегда жёстко на такие вещи. Недовольство, несомненно, будет выливаться в       
агрессивные формы, я совершенно уверен в этом. Я этого не хочу, поэтому ещё     
раз призываю подумать о том, чего они, предприниматели, от нас сегодня          
требуют. В списке требований по этому закону есть три "железных" пункта.        
                                                                                
Первый пункт - это то, что касается так называемых надлежащих арендаторов.      
Когда закон принимался, мы говорили, что ваша формулировка того, что право      
имеет только человек, который надлежащим образом осуществляет платежи по        
аренде, является неточной юридически, она обязательно приведёт к тому, что      
субъективно будут объявлять одних ненадлежащими арендаторами, а других          
надлежащими (близких, вероятно). Так оно и происходит. Нам отвечали, что в      
судах разберутся, но, к сожалению, триста тысяч людей в суды загонять нельзя,   
во-первых, а во-вторых, не очень разбираются. Мы предлагаем точную и            
однозначную формулировку, которая концептуально очень проста: любой             
арендатор, у которого нет долгов на момент принятия этого закона, является      
надлежащим арендатором.                                                         
                                                                                
Два других пункта требований - это площади и время рассрочки. Если мы говорим   
про какой-то льготный выкуп, но стартуя с рыночной цены, то понятно, что за     
год, как это планируется в Москве, человек не может справиться с этой           
рыночной стоимостью. Он улучшал помещение, оно стало достаточно дорогим, а      
ему говорят: возьми и за год его выкупи по цене рыночной. Абсолютно             
невозможно. Поэтому резонное предложение, если мы действительно хотим что-то    
дельное и полезное сделать для этих предпринимателей, - сделать достаточно      
длинный срок. Мы записали: десять лет.                                          
                                                                                
По площади. Вот московская цифра - 100 метров. Понятно, что ни одно             
нормальное производственное предприятие не может иметь такую площадь. Это       
совершенно узкая группа, в основном торговых посреднических предприятий, для    
которых, может быть, меньше всего и нужно этот закон делать. Мы                 
зафиксировали: до 5 тысяч квадратных метров. Это в принципе может быть          
предприятие из ста человек, которое действительно имеет складские помещения и   
производство, то есть это реалистичная цифра.                                   
                                                                                
Что нам комитет на это ответил? Он, конечно, дал резолюцию отклонить в части    
ненадлежащих арендаторов. Позиция комитета осталась такой туманной: то, что     
есть сегодня, вроде как устраивает. Хотя в частных беседах представители        
комитета, конечно же, говорят, что эта позиция обязательно нуждается в          
изменении и уточнении. В части площади и в части времени комитет так            
сформулировал свои возражения: откуда вы, собственно, взяли 5 тысяч метров и    
десять лет? Понятно, что такие ограничения всегда достаточно условны.           
                                                                                
Но тем не менее на сегодняшний день есть регионы, которые зафиксировали вот     
эти позиции - площадь и время - в своих региональных законах. Если эту          
практику проанализировать и применить способ, который часто применяют           
статистики, - отбросив крайние, предельные значения, зафиксировать наилучшие    
оценки, - то это как раз и будут десять лет и 5 тысяч метров, потому что там    
крайнее значение - пятнадцать лет было у некоторых регионов, а у некоторых      
регионов было и 10 тысяч метров. Соответственно, лучшее обоснование,            
по-моему, трудно придумать для каких-либо разумных ограничений в этой части.    
                                                                                
Вот, собственно, вся концепция законопроекта, за который мы вас призываем       
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пункт 13.2, уважаемые коллеги, законопроект "О внесении изменений в             
Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,            
находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации     
или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего    
предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты    
Российской Федерации" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего         
предпринимательства в Российской Федерации" Законодательное Собрание            
Ленинградской области просит рассмотреть без участия своего представителя.      
                                                                                
Пункт 13.3 повестки дня - это законодательная инициатива Ярославской            
областной Думы, проект закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального     
закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в        
государственной собственности субъектов Российской Федерации или в              
муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего          
предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты    
Российской Федерации". Докладчик, который был назначен ранее, также просит      
рассмотреть законопроект без своего участия.                                    
                                                                                
Пункт 13.4 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества,            
находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации     
или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего    
предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты    
Российской Федерации", член Совета Федерации Андрей Юрьевич Молчанов также      
просит рассмотреть без своего участия.                                          
                                                                                
Доклад по всем законопроектам - пунктам 13.1, 13.2, 13.3 и 13.4 повестки дня    
- сделает Алексей Михайлович Плахотников, член Комитета по собственности.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛАХОТНИКОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На рассмотрение             
Государственной Думы представлено четыре альтернативных проекта федеральных     
законов, которые по своему содержанию являются во многом идентичными.           
                                                                                
Схожесть их в том, что они предусматривают внесение изменений в пункт 2         
статьи 3 упомянутого федерального закона, согласно действующей редакции         
которого преимущественное право выкупа арендуемого государственного и           
муниципального имущества предоставляется субъектам малого и среднего            
предпринимательства, надлежащим образом перечислявшим арендную плату в          
течение всего срока аренды такого имущества. Но об этой схожести чуть           
попозже, сейчас хочу остановиться на иных положениях рассматриваемых            
законопроектов.                                                                 
                                                                                
Комитет по собственности не поддержал законопроект депутатов Государственной    
Думы Дмитриевой и других, которым предусмотрено введение единого для всей       
страны ограничения максимальной площади выкупаемых помещений - 5 тысяч          
квадратных метров, а также максимального срока предоставления рассрочки при     
оплате стоимости выкупаемого имущества - десять лет.                            
                                                                                
Напомню, что согласно действующей редакции федерального закона такие            
показатели устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Согласно    
федеральному закону номер 159 к сфере его действия относятся объекты            
недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности субъектов    
Российской Федерации и в муниципальной собственности. В этой связи с учётом     
положений статей 71, 72, 73, 114, 132 Конституции Российской Федерации, а       
также правовых норм федеральных законов "Об общих принципах организации         
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации        
местного самоуправления в Российской Федерации" установление конкретных         
максимальных показателей площади помещений и срока рассрочки является           
предметом ведения субъектов Российской Федерации, которые должны учитывать      
специфику социально-экономического развития региона, величину средней площади   
помещений, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, их      
складывающуюся рыночную стоимость и иные условия. В субъектах Российской        
Федерации соответствующие законы приняты, вступили в силу и действуют, и в      
большинстве случаев достаточно успешно.                                         
                                                                                
Положение законопроекта Законодательного собрания Ленинградской области о       
конкурсном порядке заключения договоров оценки выкупаемого недвижимого          
имущества не соответствует правовым нормам Федерального закона "О размещении    
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для               
государственных и муниципальных нужд", согласно которому указанные договора     
могут заключаться не только на конкурсной основе, но и иными предусмотренными   
данным федеральным законом способами. На практике, как правило, согласно        
этому федеральному закону формируется муниципальный заказ и через аукцион       
проводится оценка предлагаемого к продаже имущества.                            
                                                                                
Норма указанного законопроекта о расширении сферы его применения на             
юридические лица, единственным учредителем которых является физическое лицо,    
ранее арендовавшее соответствующее помещение в качестве индивидуального         
предпринимателя, в целом заслуживает поддержки. Однако необходимо иметь в       
виду отсутствие юридической правопреемственности по правам и обязанностям, в    
том числе в части договоров аренды между индивидуальным предпринимателем и      
вновь созданным юридическим лицом, даже в случае если его единственным          
учредителем является указанный индивидуальный предприниматель.                  
                                                                                
Юридически неопределённым является использование в законопроекте понятия        
"ранее", поскольку остаётся неясным, какой временной промежуток имели в виду    
авторы законопроекта. В этой связи замечание: в законопроекте формулировка      
нуждается в существенной переработке.                                           
                                                                                
Законопроектом Законодательного собрания Ленинградской области предлагается     
также включить в Федеральный закон "О развитии малого и среднего                
предпринимательства в Российской Федерации" положение о том, что                
государственное или муниципальное имущество, включённое в перечни объектов      
недвижимого имущества, предназначенного для предоставления в аренду и           
пользование субъекта малого и среднего предпринимательства, передаётся          
последним без проведения торгов.                                                
                                                                                
Комитет по собственности отмечает, что указанное предложение противоречит       
Федеральному закону "О защите конкуренции", в соответствии с которым            
заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования и иных        
договоров в отношении государственного и муниципального имущества может быть    
осуществлено только по результатам проведения конкурсов и аукционов. При этом   
до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения         
торгов договоров аренды, заключённых до 1 июля 2008 года с субъектами малого    
и среднего предпринимательства. Кроме того, в законопроекте упоминаются         
только договора аренды, в то время как в упомянутом федеральном законе          
указаны в том числе договора безвозмездного пользования. В этой связи           
соответствующие поправки необходимо вносить в статью 17-1 Федерального закона   
"О защите конкуренции", а не в Федеральный закон "О развитии малого и           
среднего предпринимательства...".                                               
                                                                                
Ну и в заключение хочу вернуться к схожим положениям всех четырёх               
законопроектов, которые предусматривают реформирование в той или иной форме     
пункта 2 статьи 3. Проблема здесь есть. Вместе с тем предлагаю отклонить        
указанные изменения. У Комитета по собственности есть более эффективное и       
радикальное решение проблемы: мы предложили полностью исключить пункт 2         
статьи 3 федерального закона номер 159 о том, что условием предоставления       
преимущественного права на выкуп арендуемого имущества является тот факт, что   
плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение     
срока аренды.                                                                   
                                                                                
Таким образом, реализация права на выкуп полностью перестанет зависеть от       
наличия задолженности по арендной плате независимо от времени её                
возникновения. Комитетом подготовлена соответствующая поправка, и планируется   
её включение в ближайшее время при рассмотрении во втором чтении проекта        
федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты      
Российской Федерации". Кроме того, указанной поправкой предлагается отменить    
обязательный залог выкупаемого в рассрочку помещения и отнести решение о        
применении или неприменении залога на договорные отношения сторон.              
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по собственности принял решение рекомендовать      
Государственной Думе отклонить все представленные законопроекты.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, пока оставайтесь на          
трибуне.                                                                        
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Два вопроса: Олег Васильевич Шеин и Анатолий          
Евгеньевич Локоть.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Олег Васильевич.                                                    
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия".                                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Конечно, информация, которую вы сейчас сообщили, не может не радовать, вместе   
с тем хотелось уточнить: не готов ли комитет рассмотреть возможность            
корректировки нашего закона в том смысле, чтобы разрешить приватизацию через    
преимущественное право выкупа для арендаторов тех помещений, которые включены   
в так называемый реестр поддержки малого бизнеса? Не секрет, что сейчас         
местные органы власти в этот реестр, в который входят помещения, запрещённые    
к приватизации, включают по максимальному перечню всё, что только находится в   
этих городах, чтобы предприниматели-арендаторы, не могли воспользоваться        
преимущественным правом выкупа.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Михайлович.                           
                                                                                
ПЛАХОТНИКОВ А. М. Наверное, где-то такое есть. Если вы знаете где, то           
сообщите в Комитет по собственности. Вот у нас на сегодняшний день следующая    
информация из регионов. Почти во всех регионах установлен перечень              
предпринимателей, которые могут пользоваться этим правом, например, в Тамбове   
- это двести тридцать человек, в Воронеже - семьсот семьдесят. Проведена        
почти во всех регионах рыночная оценка этого имущества. Цены где-то от 17       
тысяч до 44 тысяч, вот примерно такая стоимость, я не беру Москву и столицы     
наших областей. На сегодняшний день отказы от того, чтобы приватизировать,      
единичные, ну, где-то, мы отмечаем, 3 процента составляют те предприниматели,   
которые не собираются выкупать имущество. Всё остальное идёт... Ну, если уж     
взять по цифрам, то, например, в Тамбове двадцать шесть договоров заключено     
на 7 тысяч квадратных метров, это примерно 170 миллионов рублей. Посчитайте,    
получается стоимость квадратного метра примерно 25 тысяч рублей, это неплохо.   
В Воронеже уже заключено шестьдесят шесть договоров. Первые проплаты уже        
пошли, первые предприниматели без рассрочки выкупают имущество. Правда,         
единицы, но выкупают.                                                           
                                                                                
Что касается вашего замечания. Такое мы отмечали, я не могу сейчас сказать      
точно, по-моему, в Твери даже обращались в прокуратуру через                    
предпринимательские сообщества, для того чтобы вот этот налёт снять. Если у     
вас есть такая информация, давайте мы вместе поработаем.                        
                                                                                
Что касается изменений в закон, то мы постоянно мониторим работу этого          
закона. Но всего три месяца закон действует, он только-только набирает силу.    
                                                                                
Вот те два момента, о которых я говорил... Пункт 2 статьи 3 мы будем            
отменять. Поэтому я всех депутатов призываю поддержать наше предложение по      
этому вопросу.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, вы сказали, что мониторите, вы сказали, что       
довольно успешно закон действует. Но я уже как-то выступал и говорил: закон     
мёртвый, в Новосибирске закон не работает, потому что менее 1 процента          
хозяйствующих субъектов малого предпринимательства могут воспользоваться этим   
законом, ну, исходя из реальных условий. Я не буду комментировать, в            
общем-то, вы сказали достаточно подробно об этом. Поэтому хотелось бы           
услышать всё-таки какую-то статистику, если она есть, действительно реальную    
статистику: какой процент малых предпринимателей в стране уже                   
воспользовались, планируют воспользоваться и имеют возможности                  
воспользоваться этим? Это один момент.                                          
                                                                                
И второй момент. Предложение комитета очень важное, оно действительно во        
многом разрешает противоречия, о которых мы говорим, спорим. Но где гарантия,   
что это пройдёт? Из опыта прохождения этого закона - пять лет он проходил...    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Михайлович.                                                 
                                                                                
ПЛАХОТНИКОВ А. М. Анатолий Евгеньевич, вы вспомните, как мы с вами голосовали   
за него: проголосовали за четыреста тридцать три человека. Если мы эту          
поправку - она в конце апреля будет, я в этом уверен и хочу, чтобы вы её        
поддержали, - проголосуем опять так же, то, естественно, она будет работать.    
                                                                                
Что касается Новосибирска. Вот этот закон, если внимательно посмотреть          
некоторые его пункты, как лакмусовая бумажка: как относится руководство того    
или иного региона к малому и среднему бизнесу. Вот сегодня приводили пример.    
Псковская область: 50 метров - один год рассрочки. Вот так псковичи,            
псковская администрация относится к малому и среднему бизнесу. А если,          
например, взять другие регионы, там 5 тысяч, 3 тысячи квадратных метров - до    
пяти лет рассрочки. Вот там так к малому бизнесу относятся. Что касается        
Новосибирска, я возьму на заметку, вам потом расскажу, как это делается, но я   
думаю, что немножко не так.                                                     
                                                                                
Что касается статистики, то на сегодняшний день в большинстве регионов          
определены списки предпринимателей, которым будет предоставлено это право       
отсрочки. Примерно в 30 процентах субъектов закончена рыночная оценка этого     
имущества, начинается заключение договоров. Ну, где-то 20 процентов договоров   
заключено и примерно 5 процентов выкупленного имущества. Это вот по той         
статистике, которую я собираю, моей личной.                                     
                                                                                
Ну, три месяца... давайте мы потом вернёмся, пусть хотя бы девять месяцев       
пройдёт. В городе Тамбове 1-2 июня будет проходить наше выездное заседание.     
Одним из вопросов будет именно мониторинг практики применения этого закона,     
предложения по изменению этого закона. Приглашаю всех депутатов принять         
участие в нём.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, есть ли желание выступить у кого-то?                                   
                                                                                
С места, да, Анатолий Евгеньевич? Пожалуйста, с места, депутат Локоть.          
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, я многое знаю об истории этого законопроекта,     
поскольку являюсь одним из его соавторов. И что касается тех требований,        
которые в результате в законе этом закреплены, - я ещё раз хочу обратить на     
это внимание - это не мнение властей, это не отношение глав муниципалитетов и   
мэрий (в этом отношении, кстати, мы довольно плотно в Новосибирске работаем,    
там самые благожелательные настроения, хотят, чтобы закон заработал), это       
отношение прокуратуры. Сегодня никто из глав муниципалитетов голову в петлю     
совать не хочет, потому что очень много противоречий и на каждое неверное       
действие, если чуть-чуть где-то муниципалитет каким-то распоряжением нарушает   
закон, прокуратура тут же реагирует, выражает своё отношение. Поэтому есть      
отношение прокуратуры, и сказано: у вас написано "надлежащим образом" - как     
понимать эту запись? А таким образом её следует понимать: чтобы в течение вот   
этих лет ни на один день оплата эта не была бы задержана. В Новосибирске        
таких предприятий из тысячи аж четырнадцать. Всё, на этом закончилось           
действие этого закона. Поэтому я и говорю, что закон мёртвый, по крайней мере   
в отношении Новосибирска. Я не знаю, как в других местах он работает, но вот    
эта норма - это просто барьер, и перепрыгнуть через него никак нельзя. Что      
изменится в течение года? Ну вряд ли что-то изменится в этом отношении.         
                                                                                
Я хочу сказать нашему коллеге депутату Грачёву, что здесь не этот закон, не     
159-й ставит в такое положение и заставляет заниматься этим вопросом малое      
предпринимательство, а 131-й закон, статья 50 которого требует приватизации     
имущества, не связанного с исполнением полномочий муниципальных, это касается   
131-го закона, именно он является вот таким толчком. И вот этот 159-й закон -   
это ответная мера, рождённая стремлением разрешить эту проблему, постараться    
создать такие условия для малого предпринимательства, чтобы они вот эту         
приватизацию без ущерба для себя проходили, с преференциями. Было всё           
заложено в этом законе, когда он был законопроектом, там всё решалось - и       
вопросы площади решались, и вот эти условия были более мягкие.                  
                                                                                
Я хочу ещё раз напомнить или, может, кому-то открыть глаза, как всё это было.   
Дело в том, что мы приняли этот законопроект и в первом чтении, и во втором     
потом чтении, но именно московская исполнительная власть, именно мэрия Москвы   
тогда за ночь сумела поставить - ну, извините за непарламентское выражение -    
на уши всех, и мы вынуждены были... вернее, не мы вынуждены были, а парламент   
на пленарном заседании возвращал законопроект из третьего во второе чтение,     
вносил поправки, и в результате он тогда принял вот такой вид, какой он         
сегодня имеет. Вот так дорога, что называется, в ад, она выложена вот этими     
самыми намерениями хорошими. Потому, наверное, сам закон и особенно тех, кто    
пытался разрешить эту проблему, ругать-то не надо, потому что намерения были    
самые благие. Именно исходя из этого наша фракция сегодня будет голосовать за   
все четыре альтернативных законопроекта, именно потому, что нет никакой         
гарантии, что за ночь опять кто-то не позвонит из правительства или из          
какого-нибудь субъекта Федерации и не заставит Думу отказаться от этих своих    
хороших намерений разрешить эту важную проблему. Это вопрос, в конце концов,    
собираемся мы поддерживать наше малое предпринимательство не на словах или не   
собираемся, просто толчём воду в ступе.                                         
                                                                                
В предыдущем периоде мы пять лет ходили вокруг этой проблемы, пять лет! Мы не   
хотим, чтобы следующий цикл продлевался ещё на пять лет, поэтому мы будем       
голосовать последовательно за все четыре законопроекта, хотя они, конечно, не   
в равной степени решают эту проблему.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Я бы не стал критиковать комитет, потому что комитет в рамках тех    
ресурсов, которые у него имеются, делает всё возможное, и отметил бы для        
начала, что решена принципиальная задача: наложен мораторий на ту               
принудительную распродажу непонятным лицам помещений, которые используются      
арендаторами, и это само по себе, конечно, во многом людям помогло и дало       
некоторую стабильность.                                                         
                                                                                
Бесспорно, наша фракция будет голосовать за те законопроекты, которые сегодня   
предлагаются. Вместе с тем я бы хотел обратить внимание комитета на несколько   
вещей.                                                                          
                                                                                
Первое. Нам по-любому необходимо - и просьба это сделать в рамках тех           
изменений, которые комитет настроен осуществлять, - расширить сами сроки        
действия закона. На сегодняшний день закон распространяется лишь на тех         
предпринимателей, которые подают заявки о готовности воспользоваться            
преимущественным правом выкупа не позднее чем 1 июля 2010 года. Но реально -    
вот коллега Локоть говорил про Новосибирск, я могу сказать про Астрахань -      
большое количество предпринимателей лишены возможности подачи таких заявок      
под самыми надуманными предлогами. Например, вот у меня в городе мэрия          
сообщает, что создаёт некую комиссию, надо ждать, когда эта комиссия будет      
сформирована, и только после сформирования комиссии можно будет туда            
обращаться. Это опять-таки время. Поэтому большая просьба к комитету            
вернуться к теме, которую мы обсуждали в этом зале месяц назад, и продлить      
срок действия закона, например, до 2011 года. Это первое.                       
                                                                                
Второе. Ещё раз хочу обратить внимание на необходимость корректировки           
указанной 3-й статьи в части предоставления предпринимателям права на выкуп     
по преимущественной схеме помещений, которые определены как включённые в        
перечень для поддержки предпринимателей. Потому что сегодня есть тенденции, и   
не только в моём городе, но и в ряде других городов, когда эти списки           
расширяют до невозможности, с тем чтобы никому не дать права                    
преимущественного выкупа, а потом настаёт июль 2010 года - и кто заявки не      
подал, соответственно, могут идти на торги.                                     
                                                                                
И последний момент, о котором хотелось сказать, тоже обратить внимание          
комитета. Абсолютно правильная норма в законе о том, что таким правом могут     
воспользоваться предприниматели, которые работают не менее трёх лет в           
помещении, поскольку иначе очевидно, что чиновники могут сами себе сдать в      
аренду эти помещения, а потом воспользоваться преимущественным правом выкупа.   
Почему бы нам такое право не предоставить тем предпринимателям, у которых       
этот срок - три года - наступает сегодня, не в момент принятия закона, а        
сегодня? Если предприниматель два с половиной года проработал в помещении до    
момента принятия нашего закона, почему бы не разрешить ему тоже                 
воспользоваться таким преимущественным правом?                                  
                                                                                
Большая просьба к комитету: пригласить в рабочем порядке меня и коллегу         
Локотя, поскольку мы вместе с ним этим вплотную занимаемся, перед тем, как      
комитет будет предлагать свой законопроект Госдуме, чтобы просто в рабочем      
режиме обсудить наши предложения. Я надеюсь, что часть из них комитет сочтёт    
целесообразным принять.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемая Любовь Константиновна, коллеги! Я, как один из       
соавторов этого законопроекта, могу сказать, что он шёл очень тяжело, очень     
долго и реально опоздал со своим вступлением в действие. Если бы он нормально   
вступил в действие в тот момент, когда был внесён в Думу, наверное, сегодня в   
рамках кризиса у нас была бы создана некая группа стабильно работающих малых    
предприятий. Арендная плата - это достаточно серьёзная нагрузка на те малые     
предприятия, которые есть. Кроме того, сейчас тем предприятиям, которые         
занимают отдельные здания, поскольку у нас никак не произойдёт слияние          
объекта и земли, ещё в дополнение к этой рыночной арендной плате и землю в      
аренду вешают.                                                                  
                                                                                
Данный законопроект - это один из немногих законопроектов, в создании           
которого участвовали все фракции, в том числе и Председатель Государственной    
Думы там соавтором является. Но то, что получилось в законе, я считаю, это не   
помощь малым предприятиям, а только декларация помощи. Во-первых, закон не      
выгоден субъектам. Мы им отдаём всю полноту принятия решений изначально.        
Субъектам выгодно сдавать в аренду имущество, а не получать разовые платежи,    
да ещё и с рассрочкой на несколько лет, по выкупу этих помещений. Поэтому       
нарушения есть, нарушения будут, и закон не будет работать, пока в нём не       
появятся нормы прямого действия. А нормы прямого действия надо принимать        
именно здесь, в здании Государственной Думы, потому что здесь в первую          
очередь голова болит не о бюджете своего субъекта или ещё чего-то, а голова     
болит о развитии предприятий.                                                   
                                                                                
Наша фракция всегда выступала за то, чтобы, во-первых, был закон прямого        
действия, чтобы нельзя было, как здесь неоднократно говорили, использовать      
всякие ухищрения, которые не дают реализовываться закону. Те цифры, которые     
здесь называли, - они просто смешные, понимаете? То есть 7 тысяч квадратных     
метров выкуплено в лучшем регионе страны. В Москве, я думаю, и 1 тысячи нет,    
в других регионах тоже. До смешного доходят со всякими ухищрениями: не          
принимают заявления, включают фонды развития малого бизнеса, которые не         
подлежат приватизации, только аренде малыми предприятиями. Делается всё и       
будет делаться, чтобы закон не работал, и не будет работать закон, даже если    
мы примем все три, все четыре альтернативных законопроекта. Они не решают       
проблему, потому что всё равно у нас принимает решение лицо, не                 
заинтересованное в его реализации. Субъект не заинтересован. Это может быть     
личное убеждение какого-то руководителя субъекта, и тогда там что-то            
двигается, но субъект экономически не заинтересован в работе этого закона.      
Это федеральная программа, её надо осуществлять из Государственной Думы, в      
том числе говорить о том, кто является добросовестным, а кто                    
недобросовестным. Трактование здесь возможно любое, по-разному трактуется и     
прокуратурой, и комитетами по управлению имуществом.                            
                                                                                
И второе. Посмотрите статистику. Кого у нас больше всего из чиновников          
сажают? Сажают у нас больше всего, горят, что называется, руководители          
комитетов по управлению государственным имуществом субъектов. Больше всего      
нарушений законодательства, больше всего коррупции именно там. И мы им отдаём   
всю полноту власти в вопросе помощи и поддержки малого предприятия! Не будут    
они этого делать никогда!                                                       
                                                                                
Ещё раз я призываю Государственную Думу вернуться к этим вопросам, сделать      
законом прямого действия, не отдавать на откуп субъектам поддержку малого       
бизнеса. Потому что сегодня это сохранение рабочих мест, это создание условий   
на рабочих местах, это вообще основа существования любого государства. Бедные   
не платят налоги потому, что им не из чего платить, а богатые не платят         
налоги потому, что у них столько денег, что они могут себе позволить не         
платить, поэтому любое государство существует за счёт малого и среднего         
бизнеса, который регулярно платит налоги, держит рабочие места и не зависит     
от колебаний мирового рынка.                                                    
                                                                                
Ещё раз призываю сделать закон с нормами прямого действия, призываю вернуться   
к первоначальному тексту законопроекта, где чётко трактовалось, какие           
помещения, как, на каких условиях и кому надо отдавать. Не отдавать это на      
откуп тому, кому это экономически не выгодно. Фракция ЛДПР призывает            
вернуться к первоначальному тексту, до внесения ночных поправок в этот          
законопроект, иначе у нас получится как всегда: мы декларируем помощь, а в      
результате лучше бы даже и не приступали к этой помощи - становится только      
хуже. В результате обращений малого бизнеса по поводу выкупа помещений они      
получают большие проблемы. Если они, не дай бог, ещё и в суды пойдут, то их в   
конце концов и из этих помещений повыгонят и создадут им проблемы всякими       
проверками. И остановить это невозможно. Призываю сделать закон с нормами       
прямого действия, чтобы предприниматель получил право выкупить своё             
помещение, в которое он вложил столько денег, сколько он сегодня даже на        
выкуп вряд ли соберёт.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителей правительства, президента? Нет.    
Есть ли у докладчика желание высказаться с заключительным словом?               
                                                                                
Пожалуйста, Грачёв Иван Дмитриевич.                                             
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, я ещё раз сначала начну. И от имени премьера,   
и от Государственной Думы предпринимателям обещали: вот мы сделали закон (я,    
кстати, благие намерения коллег Локотя и других признаю), который вам поможет   
нормально жить и работать. Сегодня же он им вредит, то есть уже сегодня как     
минимум 30 процентов предпринимателей воспринимают этот закон как наглый        
обман. Более того, комитет признаёт, что это так, по ключевому пункту -         
пункту 2 статьи 3 о том, кто такой надлежащий арендатор, - он признаёт и        
говорит: концептуально мы будем делать то же самое, что предлагаете вы, то      
есть мы надлежащим арендатором назовём того, у кого нет долгов. Тогда,          
естественно, возникает вопрос: а зачем людей мучить? Принимаем сегодня в        
первом чтении любой из этих четырёх законопроектов, чистим его юридически,      
так сказать, и через достаточно короткий срок предъявляем предпринимателям      
то, что действительно поможет им жить и работать. Голосуйте за.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович Плахотников хотел бы сказать           
несколько слов от комитета? Пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛАХОТНИКОВ А. М. Уважаемые коллеги, все четыре законопроекта редактируют       
пункт 2 статьи 3, там обязательно вносится какое-то изменение. Юристы наши      
говорят, что всё равно будут судебные иски, поэтому мы предлагаем исключить     
пункт 2 статьи 3. Вот тогда не будет никаких исков, вообще не будет этой        
проблемы. Понимаем, говорим, что эта проблема есть, - это всё понятно.          
                                                                                
Что касается срока действия закона, я уже докладывал и сейчас хочу сказать,     
что срок действия закона - три месяца. И когда мы говорим о 7 тысячах           
квадратных метров - это великолепно за три месяца! Если такой темп, вообще      
говоря, будет набран, то мы к концу нашего срока почти закончим эту             
приватизацию. А срок действия закона, конечно, надо увеличивать. Давайте        
посмотрим: девять месяцев... Всего три месяца закон действует, мы даже          
статистику пока ещё собираем, она только-только начинает появляться.            
                                                                                
Поэтому я остаюсь при своём мнении и ещё раз хочу просить вас поддержать        
предложение нашего комитета отклонить эти законопроекты.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю в порядке обсуждения. Пункт 13.1. Кто за то, чтобы принять      
данный законопроект в первом чтении? Доклад о нём сделал Иван Дмитриевич        
Грачёв. Прошу определиться голосованием.                                        
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Пункт 13.2, законодательная инициатива Законодательного собрания                
Ленинградской области. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении?   
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Пункт 13.3, законодательная инициатива Ярославской областной Думы. Кто за       
принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу определиться              
голосованием.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Пункт 13.4, это инициатива Совета Федерации. Кто за то, чтобы принять данный    
законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                  
                                                                                
Включите режим голосования. (Идёт голосование.)                                 
                                                                                
Теперь прошу показать результаты по пункту 13.1.                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.29,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    133 чел.                                          
Не голосовало                 317 чел.70,4%                                     
                                                                                
Сто тридцать три.                                                               
                                                                                
По пункту 13.2.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.29,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    133 чел.                                          
Не голосовало                 317 чел.70,4%                                     
                                                                                
Сто тридцать три.                                                               
                                                                                
По пункту 13.3.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.29,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    133 чел.                                          
Не голосовало                 317 чел.70,4%                                     
                                                                                
Сто тридцать три.                                                               
                                                                                
По пункту 13.4.                                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              135 чел.30,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    135 чел.                                          
Не голосовало                 315 чел.70,0%                                     
                                                                                
Сто тридцать пять.                                                              
                                                                                
Коллеги, пункт 13.4 набрал наибольшее количество голосов, поэтому я повторно    
ставлю его на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в       
первом чтении? Прошу определиться голосованием.                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              134 чел.29,8%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    137 чел.                                          
Не голосовало                 313 чел.69,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 83

27.03.2009
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 174461-5 "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации Ю. Я. Чайке "О проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки соблюдения прав граждан в сфере оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5788 по 6154 из 7470
Пункт 26. О проекте постановления "О парламентском запросе Государственной      
Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору          
Российской Федерации Ю. Я. Чайке "О проведении Генеральной прокуратурой         
Российской Федерации проверки соблюдения прав граждан в сфере оборота долей в   
праве общей собственности на земельные участки из земель                        
сельскохозяйственного назначения". Докладывает депутат Государственной Думы     
Гудков Геннадий Владимирович.                                                   
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, иногда завидуешь членам Комитета по культуре, когда они      
докладывают такие приятные вещи. К сожалению, у нас сегодня тот запрос, о       
предмете которого мы с вами ведём дискуссию, касается очень нехорошего          
явления в Российской Федерации. Он связан с тем, что за последние годы          
совершено огромное количество преступлений - именно преступлений, я не говорю   
о фактах скупки у крестьян долей за какие-то копейки, именно преступлений,      
совершённых обманным путём, - когда примерно семьсот тысяч человек, как         
утверждают наши эксперты, оказались лишёнными своего права на землю. Речь       
идёт о тех самых паях, которые ещё в ельцинский период выдавались крестьянам,   
работавшим в сельском хозяйстве.                                                
                                                                                
Я хочу сказать, что Государственная Дума - это, пожалуй, единственный сегодня   
орган государственной власти, который активно реагирует на эту проблему. А      
проблема очень серьёзная, потому что она касается действительно сотен тысяч     
граждан России. В прошлом году мы провели "круглый стол", решили выступить с    
парламентским обращением, но вот уже прошёл год, и это говорит о том, какая     
борьба была за эти формулировки, за каждую формулировку. Я хочу выразить        
здесь благодарность своим коллегам, коллегам из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",        
Мартину Люциановичу Шаккуму и другим членам профильных комитетов, которые       
работали над этой проблемой и не дали эту проблему спустить на тормоза.         
                                                                                
Действительно, ситуация серьёзнейшая: сегодня путём махинаций, фальсификаций,   
незаконных регистраций у крестьян наглым образом, на виду, средь бела дня,      
что называется, отнята земля, земля в основном вокруг крупных городов,          
которая имеет огромную стоимость. Можно привести такую статистику, которая      
неоднократно звучала в том числе в Государственной Думе: в одном из районов     
Московской области одним росчерком пера - это решение потом было признано       
незаконным всеми судами - было передано в собственность 38 тысяч гектаров       
земли, которая стоила на тот период по меньшей мере 3-4 тысячи долларов за      
сотку. Так формировались и формируются многомиллиардные состояния - путём       
отъёма у крестьян земли. И совершенно очевидно, что эта проблема из отдельных   
споров превратилась в общегосударственную проблему, которую и надо решать на    
государственном уровне.                                                         
                                                                                
Перед вами текст нашего парламентского запроса генеральному прокурору.          
Правоохранительные органы пытались и пытаются расследовать эти факты,           
преступления, по обращениям крестьян возбуждены сотни уголовных дел, но         
давление, которое было оказано на следствие, давление, которое было оказано     
на крестьян, привело, к сожалению, к закрытию подавляющего большинства дел.     
Конфликт, который сегодня происходит в нашем обществе, - это конфликт между     
гражданами различных социальных групп, и в условиях кризиса этот конфликт       
приобретает особую остроту, имеет особое значение.                              
                                                                                
Я ещё раз хочу сказать, что мы с вами сегодня делаем очень важное дело, - мы    
обращаемся к генеральному прокурору с просьбой пересмотреть, рассмотреть и      
проанализировать всю информацию, которая содержится в закрытых уголовных        
делах. Это тяжелейшая проблема, и пока она не решена. Обращаются крестьяне,     
просят государство поддержать их, защитить их абсолютно законные права. Хочу    
сказать, что за многими захватами земель стоит организованная преступность. В   
одном Подмосковье буквально за последние три месяца от рук преступников         
пострадали активисты организаций, в которые крестьяне объединились. Активисты   
в Лотошинском, в Химкинском районах Подмосковья были избиты до такой степени,   
что по несколько месяцев находились в больничной палате, на больничной          
кровати. И это продолжается. Мы убедились, что это проблема не только           
Подмосковья, хотя в Подмосковье она стоит наиболее остро, так как здесь самая   
дорогая земля. Это проблема всех регионов России, где есть земля, имеющая       
какую-то цену. И на наш взгляд, на взгляд авторов этого парламентского          
запроса, сегодня необходимо создать специальную оперативно-следственную         
группу. Я не думаю, что прокуратура сможет с учётом сегодняшнего состояния      
дел выполнить эту работу в одиночку.                                            
                                                                                
Я призываю Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел сформировать   
соответствующие оперативно-следственные группы, которые на местах могли бы      
расследовать эту деятельность. Совершенно очевидно, что причина такой           
ситуации - это массовая коррупция в чиновничьем сословии, которая сегодня       
существует, это действия регистрационных органов, это действия ряда             
муниципальных чиновников, которые принимали абсолютно незаконные,               
противозаконные и даже преступные постановления. В органы регистрации           
зачастую сдавались заведомо ложные документы, фальсифицированные документы. И   
несмотря на обилие таких фактов, когда в наличии составы преступлений в         
соответствии с очень многими статьями Уголовного кодекса, у нас случаев         
уголовного наказания по всем этим обращениям и делам, по-моему, единицы. Даже   
по Подмосковью, по-моему, всего два или три человека были задержаны и           
заключены под стражу на период расследования.                                   
                                                                                
Это говорит о том, что нам противостоит серьёзнейшая организованная             
преступность, которая за счёт этой земли - она перепродаётся по                 
соответствующим ценам, может быть, сейчас кризис чуть затормозил этот           
процесс, но тем не менее он идёт - делает огромные состояния на бедственном     
положении крестьян. И совершенно очевидно, что сопротивление будет              
продолжаться, поэтому наша задача, уважаемые коллеги, - поддержать наших        
крестьян, защитить их законные права и интересы и не допустить, чтобы эта       
ситуация приобрела характер гражданского конфликта.                             
                                                                                
Прошу вас поддержать. Ещё раз благодарю за совместную работу наши фракции.      
Думаю, что это хороший пример объединения усилий вокруг разумных и              
справедливых дел.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шаккум Мартин Люцианович, содоклад.           
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно,       
несмотря на то что это проблема долголетняя, она стоит ещё достаточно остро.    
В наш комитет только с начала года поступило больше ста обращений граждан по    
данному вопросу. Отсутствие оформленных прав на доли приводит к фактам скупки   
их для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством. Среди          
основных нарушений в этой сфере можно назвать создание препятствий к            
распоряжению земельными долями, в том числе путём совершения мошеннических      
действий. Именно поэтому наш с Геннадием Владимировичем запрос адресован        
генеральному прокурору. Я по существу во многом поддерживаю выступление         
Геннадия Владимировича. Считаю, что вопрос актуальный, и мы вернёмся к нему,    
наверное, после того, как получим ответ из Генеральной прокуратуры.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будем обсуждать, коллеги? Есть вопросы, два вопроса: Решульский и Иванов. Ещё   
Москалькова, три. Никого больше не забыл? Три вопроса.                          
                                                                                
Решульский, пожалуйста.                                                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня даже не вопрос, а вопрос - предложение к авторам        
этого нужного парламентского запроса.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я действительно искренне говорю, что вовремя, даже с         
опозданием мы сейчас это всё рассматриваем. У нас 8 апреля запланирован         
"правительственный час" о мерах, принимаемых Правительством Российской          
Федерации по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения, и   
о ходе земельной реформы. Давайте объединим усилия - я думаю, Олег Викторович   
тоже с этим согласится, - и на этот "правительственный час" пригласим           
генерального прокурора Чайку, поскольку, после того как мы сегодня его          
примем, уже пройдёт две недели или больше даже, полмесяца. И наверное,          
предоставим генеральному прокурору тоже пять или семь минут для выступления,    
как мы предоставляем для информации. Если авторы не возражают, наверное, это    
можно поддержать сейчас: вот у меня или вопрос, или предложение.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, я не возражаю против этой              
инициативы, но я прошу тогда... Здесь присутствует коллега Асеев Владимир       
Михайлович, он представляет регламентный комитет. У нас есть соответствующая    
процедура, я тогда прошу срочно оформить эту инициативу, для того чтобы была    
возможность её рассмотреть и реализовать. Нам же нужно отправить приглашение    
и, видимо, опросом провести Совет, потому что 8-е число - это после первого     
Совета, который состоится 7-го. До этого Совета не будет, а мы должны           
рассмотреть на Совете, поэтому вы продумайте всю процедуру. Владимир            
Михайлович...                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, у нас тем не менее нет такого права - на ходу         
голосовать, я бы всё-таки предложил, если... Я ещё раз повторяю, вот у меня,    
например, никаких препятствий внутренних для такого решения нет, тем не менее   
давайте следовать процедуре. Мы можем опросить членов Совета и принять          
решение.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Анатолий Семёнович.                                          
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемый Геннадий Владимирович, вы как представляете,             
прокуратура что должна будет рассматривать, какие дела - все сделки,            
совершённые с землёй, или же все судебные споры с землёй, или же речь идёт      
только о тех конфликтах с земельными отношениями, которые уже получили          
огласку определённую?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Владимирович Гудков.                 
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Анатолий Семёнович, спасибо за вопрос.                             
                                                                                
Мы рассматриваем только те вопросы, которые связаны с нарушением норм           
уголовного права, не решения судов. Там, где есть решения судов, эти сделки     
нас не интересуют, или случаи, когда были совершены сделки, но кто-то           
считает, что это было дёшево. То есть мы предлагаем рассмотреть органам         
прокуратуры только те случаи, где нарушены нормы уголовного права, где          
закрывались дела, но не было достаточных оснований для закрытия, где надо       
заводить дела, но по каким-то причинам в этом отказывают, хотя очевиден         
состав преступления. Вот именно эту задачу мы считаем главной для нашего        
парламентского запроса.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, Москалькова, пожалуйста, ваш вопрос.                                       
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "Справедливая Россия".                               
                                                                                
У меня выступление.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, стоп! Вопросов у нас больше нет. Есть ли желающие      
выступить? Есть: Илюхин и Москалькова. Москалькова была первая.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемые коллеги, мы принимаем совершенно знаковое           
постановление, потому что на протяжении достаточно длительного времени          
проблема земельных дольщиков, обманутых земельных дольщиков находилась в        
состоянии информационной блокады, и вот впервые мы её прорываем.                
                                                                                
Даже далеко не все члены нашего депутатского корпуса представляют себе объёмы   
и глубину этой проблемы. Далеко не все знают, что буквально недавно             
земельщики объявили голодовку на ступенях Совета Федерации и что благодаря      
действиям Председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова эта         
голодовка была прекращена. Не все знают, что автобусами к стенам Генеральной    
прокуратуры на Большую Дмитровку по триста человек привозили и устраивали       
забастовки, которые были погашены. Проблема нагнетается, она очень серьёзная,   
и очень важно, что мы принимаем сегодня это постановление.                      
                                                                                
На территории Московской области, по данным "Крестьянского фронта", который     
действует, совета инициативных групп защиты прав собственников земель,          
земельного союза, находится более семисот тысяч обиженных крестьян, которые     
были лишены доли собственности на земельные участки. И чаще всего в связи с     
внесением этих земель в уставные фонды неких юридических лиц, в том числе       
путём махинаций, прямой фальсификации, подделки документов, большинство         
уголовных дел было приостановлено, в отношении многих заявлений были            
оформлены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Из-за          
отсутствия полноценного прокурорского надзора, к сожалению, прокуроры не        
могли своевременно и полно реагировать на эту ситуацию.                         
                                                                                
На сегодняшний день огромное количество земель не используется по назначению,   
и, несмотря на то что Земельный кодекс, статья 45, позволяет земли              
сельхозназначения, не используемые по назначению в течение трёх лет, изымать    
в доход государства, такая процедура не проводится. Со времён Екатерины         
Великой ни разу не проводилось кадастрирование, учёт всех земель                
сельхозназначения. И очень важно, что мы сегодня обсуждаем эту тему и           
принимаем обращение к генеральному прокурору, поскольку сложившая ситуация      
порождает не только социальную напряжённость, но и потерю веры в                
справедливость и нашу власть.                                                   
                                                                                
Просила бы поддержать.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Илюхин Виктор Иванович.                                                 
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я буду весьма краток, но начну, уважаемый Олег Викторович, с процедуры          
приглашения генерального прокурора сюда, к нам. Я не думаю, что это             
приглашение должно идти по нашему Регламенту. Мы его просим прийти и, может     
быть, дать какое-то заключение, может быть, высказать свою точку зрения. Это    
не отчёт, допустим, министра и прочее. Достаточно будет вашего письма, что      
обсуждается такой-то вопрос.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, я прямо сразу вмешаюсь. Я не против, я   
просто боюсь, что... Поскольку у нас предварительно эта тема не обсуждалась,    
мы можем даже сейчас договориться, что это решение палаты, я не вижу            
возражающих, может быть, даже не надо голосовать, можно направить письмо.       
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Да, да.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос в том, получится или не получится. Я готов это     
сделать.                                                                        
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо, я думаю, что всё получится, Олег Викторович, особенно     
когда "ЕДИНАЯ РОССИЯ" захочет это сделать.                                      
                                                                                
А теперь по сути вопроса. Вы знаете, вот мы поддержим такое постановление,      
такое обращение к генеральному прокурору. Я не очень-то, как говорится,         
оптимист в данном случае, я не очень-то уверен, что мы получим достаточно       
хороший, желаемый результат от генерального прокурора, но сделать это надо.     
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание, что проблема-то гораздо шире и гораздо глубже,    
чем отчёт генерального прокурора. Я хотел бы отметить, что мы с вами виноваты   
в том, что произошло. Давайте вспомним, с какой поспешностью принимались        
многие законы, которые касаются выделения вот этих земельных наделов,           
земельных участков, с какой поспешностью бывший Президент Российской            
Федерации Ельцин выпускал свои указы: первый указ, второй указ, касающиеся      
земли, третий указ в 97-м году уже принимался. Проблема заключается в том,      
что мы с вами вовремя не спохватились, не учли, что так называемое межевание    
участков стоит огромных денег и многие учителя, врачи, да и сами крестьяне,     
которые работали на этой земле, не могли провести реального межевания и         
получить свидетельство. Сегодня многие из них знают, что, судя по амбарной      
книге, в колхозе им выделено по 4 гектара земли, но до сих пор не знают, а      
где реально-то эта земля выделена.                                              
                                                                                
Я могу сказать, что этой практикой занимался в своём округе. Вы знаете, с       
одной стороны, удивительные моменты, моменты, которые, в общем-то, очень        
сложно воспринимать, а с другой стороны, решение самих крестьян было            
оправданно: продавали свою землю, продавали эти наделы по тысяче, по 500        
рублей за один гектар. Я был свидетелем, как эти заезжие варяги из Москвы, из   
Питера приезжали к нам в Пензенскую область и скупали эту землю, не выдавая     
на руки ничего. Вот свидетельство о выделении земли покупали у них - тысячу     
рублей на руки, и всё. Обращаюсь к этим крестьянам и говорю: "Что же вы         
делаете?! Вы взамен хотя бы какой-то документ имейте на руках-то, просите от    
них, что вы им продали эту землю, ведь завтра может ситуация измениться. А      
потом ведь цена, вы посмотрите... Они скупленную у вас землю не                 
зарегистрируют или долго не будут регистрировать, а вы так и будете платить     
налоги". На это мне крестьянин ответил: "Виктор Иванович, вот я продам          
сегодня 4 гектара - это 4 тысячи. Пусть я из этих 4 тысяч тысячу заплачу в      
виде налогов, а 3 тысячи всё равно у меня останется".                           
                                                                                
Я не случайно говорил, что эту проблему надо, может быть, не только на уровне   
генерального прокурора поднимать, а на уровне правительства. А первый шаг       
давайте сделаем тот, который Геннадий Владимирович нам предложил: получим от    
генерального прокурора материалы. Я предлагаю не останавливаться на этом, а     
думать, как нам дальше идти вперёд. А защищать интересы крестьян нужно. Земля   
всегда была яблоком раздора. Именно на меже разгорались многие, как             
говорится, кровавые столкновения. Этот вопрос надо и нашему комитету держать    
под постоянным контролем.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Мартин Люцианович Шаккум... Секундочку, у нас сначала выступает с   
заключительным словом докладчик.                                                
                                                                                
Есть желание, Геннадий Владимирович? Одна минута, пожалуйста.                   
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Уважаемые коллеги, я просто хотел ещё раз повторить, чтобы мы      
поняли: мы сегодня хотим, чтобы разобрались со случаями криминальных захватов   
земли. Вот если были заключены сделки, может быть, с нарушениями какими-то,     
но тем не менее если реально продавалась, передавалась земля, если есть         
хозяйственные споры, рассматриваемые в арбитражном, гражданском процессе, -     
мы это не трогаем. Мы сейчас обращаемся к Генеральной прокуратуре - может       
быть, как первый шаг, - только для того, чтобы разобраться с криминальной       
составляющей захвата земель. Я просто хотел бы это ещё раз сказать.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шаккум, пожалуйста.                                       
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мне очень приятно, что тема,      
которую подняли мы с Геннадием Владимировичем, нашла такой живой отклик.        
Состоялось конструктивное обсуждение, что очень поможет в работе нашего         
комитета. Это касается не только вопросов, связанных с криминальными            
захватами, но и земельных вопросов в целом. Лучшая профилактика криминальных    
захватов - это всё-таки совершенствование земельного законодательства, чем мы   
и будем заниматься.                                                             
                                                                                
Я хотел бы по существу отреагировать только на одно выступление. Я в целом с    
выступлением Татьяны Николаевны согласен, были высказаны очень важные и         
интересные мысли. Хотел бы только сказать об одном: что часть общественных      
организаций, которые занимаются так называемой защитой граждан от рейдерства,   
от мошенничества, сами являются рейдерскими организациями. В последнее время    
это движение получило широкое распространение, и упомянутая Татьяной            
Николаевной организация "Крестьянский фронт" является рейдерской, по сути,      
организацией, которая производит по заказу рейдерские захваты. Возглавляют её   
бывшие сотрудники Федеральной службы безопасности, уволенные, скажем так, со    
скандалом. По заказу коммерческих структур эта организация занимается           
рейдерскими захватами наряду с ещё очень многими, что, я думаю, тоже будет...   
Вот Татьяна Николаевна натолкнула на мысль ещё отдельными письмами обратить     
внимание Генеральной прокуратуры на то, что сегодня именно такой способ         
криминального передела получил наибольшее распространение.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства? Не              
настаивают. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы   
"О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания             
Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации Ю. Я. Чайке    
"О проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки            
соблюдения прав граждан в сфере оборота долей в праве общей собственности на    
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения".                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    430 чел.                                          
Не голосовало                  20 чел.4,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.