Заседание № 140
О проекте федерального закона № 151989-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части, касающейся уровня достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, у нас есть два законопроекта, которые мы рассматриваем в третьем чтении. Пункт 2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам предлагает вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения. Причина данного предложения заключается в том, что по рекомендации Правительства Российской Федерации из текста законопроекта, принятого нами 9 декабря 2005 года, вынесены в отдельный законопроект положения, касающиеся признания небанковскими операциями ряда операций по приему наличных денежных средств от физических лиц. Эти положения оформлены в качестве отдельного, нового законопроекта (№ 248022-4 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), который включен в повестку дня пленарного заседания на 25 января этого года. Напомню, что в соответствии с предложенным к рассмотрению на сегодняшнем заседании законопроектом вносятся изменения в пункт 1 части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", согласно которым у Центрального банка возникает обязанность отзывать лицензию у кредитной организации при снижении уровня достаточности ее капитала ниже 2 процентов или сохранении показателя ниже 8 процентов в течение трех месяцев. Также вносятся изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", предусматривающие основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации при снижении достаточности капитала до уровня 10 процентов или ниже. Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам полагает, что введение в действие предлагаемых этим законопроектом изменений приведет на практике к закреплению достигнутого уровня капитализации банков, стимулированию кредитных организаций, наращиванию собственных капиталов и повышения уровня достаточности капитала. Это позволит в среднесрочной перспективе укрепить финансовую устойчивость кредитных организаций, повысить доверие к ним кредиторов, вкладчиков, а также инвесторов. В связи с этим мы просим вернуть законопроект к процедуре второго чтения и принять его снова во втором чтении в редакции, текст которой вам роздан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику? Вопросов нет. По ведению - Зубов Валерий Михайлович. Пожалуйста. ЗУБОВ В. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я просто, как член этого комитета, хочу проинформировать: были разные точки зрения по поводу этого проекта закона, и мы выступали против того, чтобы его принимать так быстро, предлагали продолжить его обсуждение. Считаем, что его надо вернуть к процедуре второго чтения и продолжить обсуждение на уровне комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, позицию заслушали. Нет необходимости выступить у полномочного представителя правительства по этому поводу? Нет. У полномочного представителя президента? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение комитета о возвращении данного законопроекта к процедуре второго чтения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 06 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Владислав Матусович, каковы дальнейшие ваши предложения? РЕЗНИК В. М. Комитет предлагает принять этот законопроект в редакции, которая роздана вам сейчас ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здесь есть поправки? РЕЗНИК В. М. Нет, нет, Борис Вячеславович, я дам пояснение. Дело в следующем. Я еще раз говорю, что в старом законопроекте у нас была поправка в статью 5. После возврата законопроекта авторы ее сняли, оформили иной инициативой, отдельной инициативой, и она у нас находится в законопроекте о внесении изменений в статью 5. В своей речи я об этом сказал. Сейчас роздана соответствующая редакция - без статьи 5, где описывается, какие операции относятся к небанковским. Поэтому просим принять в розданной редакции, Борис Вячеславович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я еще раз обращаюсь к докладчику. У меня лежат материалы по данному вопросу, где есть текст и две таблицы поправок - таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию (здесь три поправки), и таблица поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению (здесь две поправки). РЕЗНИК В. М. А, ну да, абсолютно точно, Борис Вячеславович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нам необходимо определяться с этими поправками... РЕЗНИК В. М. Да, принять таблицу поправок... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А потом уже приступать к голосованию во втором чтении по тому тексту, который вами предложен. РЕЗНИК В. М. Борис Вячеславович, вы абсолютно правы. Значит, тогда необходимо рассмотреть таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, какую-либо поправку рассмотреть отдельно? Я обращаюсь к залу. Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, здесь три поправки. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 33 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принято. Таблица поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, содержит две поправки. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо из этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Так, вот я вижу руку Аксакова. Пожалуйста, включите микрофон депутату Аксакову. АКСАКОВ А. Г., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, у меня просьба поддержать первую поправку, она касается норматива достаточности капитала - установления норматива достаточности на уровне 6 процентов. В той версии, которая предлагается сейчас (новый законопроект), норматив достаточности устанавливается на уровне 8 процентов. Обратите внимание, что это беспрецедентное повышение норматива достаточности, с 2 до 8 процентов, что может создать проблемы для кредитования экономики. Мы говорим о том, что банки слабо кредитуют экономику, слабо направляют свои ресурсы. Если мы установим такой жесткий норматив достаточности, в четыре раза больше, чем сегодня, то могут возникнуть проблемы с кредитованием экономики, причем в результате в разы сократится кредитование экономики. Я считаю, что необходимо повышать норматив достаточности, но надо идти поэтапно, не повышать сразу в разы этот норматив. Поэтому просьба поддержать эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета по данной поправке. РЕЗНИК В. М. Уважаемые коллеги, в комитете данный вопрос многократно и очень серьезно обсуждался. Тем не менее комитет посчитал, что необходимо все-таки до 8 процентов поднимать уровень достаточности капитала, так как при более низком уровне необходим отзыв Центральным банком лицензии. Я хотел бы напомнить, что изначально, в первом чтении, уровень достаточности был даже не 8, а 10 процентов. И мы пошли на компромисс - до 8 процентов - с учетом тех замечаний, о которых сейчас говорил коллега Аксаков. Вместе с тем мы заинтересованы больше в том, чтобы наши вкладчики, наше население, были в безопасности. При уровне достаточности капитала ниже 8 процентов, мы считаем, они будут находиться в большей зоне риска. Поэтому просим поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нам необходимо определиться по таблице поправок, рекомендуемых к отклонению. Поправка 1 у нас вынесена на отдельное обсуждение, поэтому я ставлю на голосование таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, без поправки 1. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 56 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2% Результат: принято Принимается. По поправке 1 мы практически провели обсуждение: выступил депутат Аксаков и мы выслушали мнение комитета. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование поправку 1 из таблицы отклоненных по предложению депутата Аксакова. Кто за? Комитет рекомендует отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 44 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3% Проголосовало против 16 чел.3,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 40 чел. Не голосовало 410 чел.91,1% Результат: не принято Не принимается. Поправка отклонена. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели поправки, теперь нам необходимо проголосовать по данному проекту федерального закона во втором чтении. Ставлю на голосование. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 23 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принимается. Спасибо. Мы приняли законопроект во втором чтении.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 151989-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части, касающейся уровня достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Доклад председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, два дня назад мы приняли во втором чтении данный законопроект. Тем не менее уже после принятия его во втором чтении мы выяснили, что есть возражения у службы по финансовому мониторингу, Росфинмониторинга. Мы провели соответствующее совещание с Росфинмониторингом, нас попросили уточнить перечень небанковских операций, которые могут осуществлять различные организации, и вместо открытого перечня услуг дать закрытый перечень услуг. Мы согласовали с ним позицию о том, что к закрытому перечню услуг по небанковским операциям будут относиться услуги за оплату связи, оплату коммунальных услуг, оплату нежилого помещения, согласовали поправку. Поэтому мы просим Государственную Думу вернуть законопроект во второе чтение, принять поправку 2, таблицы вам розданы, и после этого законопроект принять снова во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть предложение комитета вернуть законопроект во второе чтение. Ставится на голосование данное предложение. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 21 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, по поправке, озвученной Владиславом Матусовичем Резником, есть ли необходимость кому-либо выступить? Нет. Ставится на голосование поправка, озвученная председателем комитета. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 05 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принимается. С учетом данной поправки ставится на голосование данный проект федерального закона во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 42 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0% Результат: принято Принимается. По третьему чтению по данному проекту предложение есть? Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. По третьему чтению. Глубокоуважаемые коллеги, я просил бы поставить данный законопроект на следующее пленарное заседание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 151989-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части, касающейся уровня достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций; принят в первом чтении 8 июня 2005 года с названием "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16 часов, комитет просит, чтобы это время не менялось. Поэтому, если палата не возражает, я бы сейчас объявил пункт 11, депутат Резник готов доложить. Не возражает никто, коллеги? Нет. Тогда я приглашаю депутата Резника на трибуну. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Пожалуйста. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, предлагаемый вашему вниманию законопроект был принят в первом чтении в июне. Проектом предлагается повысить уровень достаточности собственных средств кредитных организаций, при котором у Банка России возникает обязанность отозвать лицензию на осуществление банковских операций. В настоящее время этот уровень составляет 2 процента. Одновременно вносятся корреспондирующие поправки в закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", которые предусматривают изменение оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению было принято решение, в соответствии с которым уровень достаточности, при котором у Центрального банка возникает обязанность отозвать лицензию, должен составлять менее 2 процентов либо в течение трех месяцев сохраняться ниже 8 процентов. И при достижении уровня достаточности капитала в 10 процентов у Центрального банка возникает обязанность принимать меры по предупреждению банкротства кредитной организации. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2007 года, то есть у банков достаточно времени для того, чтобы привести свою структуру, свои собственные средства к нужным нормативам, банки успеют это сделать. Главное, пожалуй, что я хотел бы отметить, - что принимаемые меры улучшат стабильность банковской системы и дадут возможность населению страны, вкладчикам иметь больше гарантий, быть более уверенными в надежности банков, где размещаются вклады. Кроме указанных изменений, ко второму чтению была внесена поправка, позволяющая решить еще одну очень важную и актуальную проблему. Эта проблема связана с приемом платежей за предоставленные услуги, такие, как коммунальные услуги, мобильная связь и так далее. Ни для кого не секрет, что сегодня для того, чтобы внести коммунальный платеж, населению приходится достаточно большое количество времени проводить у окна того банка, который принимает плату за соответствующие услуги. Аналогичная ситуация связана и с оплатой услуг мобильной связи, которая сегодня осуществляется не только в банках, но и - не вполне легитимно - другими организациями, которые принимают соответствующие платежи у населения, прежде всего это торговая сеть. Кроме того, отнесение операций по приему наличных денежных средств у населения за соответствующие услуги к небанковским операциям позволяет решить еще одну крайне важную проблему. Сегодня к нам в Государственную Думу поступают обращения населения, обращения губернаторов, которым в свою очередь также пишут письма граждане, о том, что при уплате коммунальных платежей в соответствии с распоряжением департамента валютного регулирования и финансового мониторинга Центрального банка требуется проведение идентификации плательщика. Делается это якобы в целях борьбы с терроризмом. Для того чтобы человеку заплатить за квартиру, ему необходимо предъявить паспорт, с паспорта снимается копия. Иногда в банках, где нет ксерокса, людей отсылают делать ксерокопию паспорта, что, естественно, вызывает не то что недоумение... С точки зрения депутатов комитета, это... Я даже затрудняюсь подобрать слово, не хотелось бы говорить "издевательство", но, наверное, это слово более всего подходит к создавшейся ситуации. То есть люди вынуждены тратить время и нервы на стояние в очередях и доказывать, что коммунальные платежи или платежи за детский сад не являются средством финансирования террористов. При отнесении этих операций к небанковским соответственно контроль за ними уходит от Центрального банка к правительству, и соответствующие консультации с Росфинмониторингом показали, что идентификацию можно будет проводить в упрощенном порядке. В этой связи у нас, комитета, просьба к Государственной Думе поддержать этот законопроект с учетом дополнительно внесенной поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, какие есть вопросы по таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию? Пожалуйста, Логинов. ЛОГИНОВ А. В. У нас просьба поправку, о которой Владислав Матусович сейчас рассказал, рассматривать в качестве отдельного законопроекта. Таким образом, мы предлагаем проголосовать таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, за исключением первой части поправки 2, где речь идет о сюжете, концептуально не связанном с законопроектом, внесенным на первое чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, Регламент не позволяет нам голосовать поправку по частям. ЛОГИНОВ А. В. Давайте мы ее вынесем... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы выносите поправку 2 на отдельное голосование. Вы предлагаете ее изъять из таблицы принятых поправок. Обращаю внимание депутатов на эту формулировку. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, без поправки 2, которую представитель правительства предложил рассмотреть отдельно. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 03 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8% Результат: принято Принимается таблица без поправки 2. Пожалуйста, Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, по данной поправке я хочу высказать следующую позицию, которая официально заявлена Министерством финансов Российской Федерации, ответственным за данный законопроект. Они полагают, что внесение подобного изменения в действующее законодательство нуждается в подготовке финансово-экономического обоснования, оценке последствий предлагаемых изменений, проработке ряда вопросов, в частности о гарантиях прав физических лиц, осуществляющих платежи через операторов денежных переводов, некредитные организации, специальном лицензировании указанных организаций, системе контроля за деятельностью организаций, осуществляющих операции по переводу денежных средств за услуги связи, за жилые помещения и коммунальные услуги. Речь идет о той поправке, которая была первоначально внесена в текст комитета от 24 ноября. В последней поправке детализация, то есть конкретное наименование этих платежей, исключена. Вот это исключение вызвало достаточно серьезные возражения Росфинмониторинга. Я готов зачитать письмо руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу от вчерашнего числа, в котором высказываются серьезные опасения, что в таком случае право на принятие от физических лиц любых сумм наличности будет предоставлено неограниченному кругу организаций, не входящих в число организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и перечисленных в статье 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и следовательно, не обязанных принимать меры по выявлению подозрительных операций и сообщать о таких операциях в уполномоченный орган. Руководитель службы делает вывод, что Росфинмониторинг категорически возражает против принятия поправки к статье 5 федерального закона в приведенной редакции. Мы просили бы - такое решение было принято правительственной комиссией по законопроектной деятельности - данную поправку, против концептуальной сущности которой мы не возражаем, рассмотреть в виде самостоятельного проекта федерального закона, который прошел бы всю необходимую подготовку, что дало бы возможность высказаться представителям других ведомств. Кстати, к этой точке зрения присоединяется и Центробанк, соответствующее письмо от Игнатьева у нас также имеется. Желательно рассмотреть законопроект в максимально сжатые сроки, поскольку речь действительно может идти о серьезных последствиях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Начиная с 2002 года по письму Центрального банка (у нас есть два письма Центрального банка) операции по приему денежных средств от граждан не относятся к банковским операциям в тех случаях, когда обязательство физического лица по оплате предоставленных коммунальных и иных услуг (есть открытый перечень, подчеркиваю) организациям, такие услуги предоставляющим, считается исполненным в момент внесения денежных средств посреднической организации. То есть практически то же самое изложено в нашей поправке, только наша поправка юридически более точна. Более того, письмо Министерства финансов, которое сейчас зачитывал глубокоуважаемый представитель правительства, посвящено было другому тексту. После этого письма комитет проводил совещание с министерством, уточнил поправку, и на сегодняшний день в текст включена уточненная редакция, против которой Министерство финансов (я думаю, Андрей Викторович это тоже подтвердит) не возражает. Возражение правительства касалось того, что концепцией закона предусматривалась только достаточность капитала, и правительство возражало против того, чтобы добавлять поправку, не связанную с концепцией. С нашей точки зрения, мы должны больше позаботиться о наших избирателях, о потребителях, и для этого просим вас поддержать предложенную комитетом поправку. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнения за и против высказаны. Уважаемые коллеги, ставится на голосование вынесенная поправка 2 из таблицы поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 19 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Поправка считается принятой. Переходим к таблице 2 поправок, рекомендуемых к отклонению. Здесь две поправки. Нет вопросов, коллеги? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 10 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8% Результат: принято Утвердили мы решение комитета. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 42 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 151989-4 "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части, касающейся уровня достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7, о проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации Саватюгина Алексея Львовича. Пожалуйста, Алексей Львович. САВАТЮГИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части повышения уровня достаточности капитала кредитных организаций). Данный законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации в соответствии со стратегией развития банковского сектора на период до 2008 года, правительственной стратегией, совместно с Банком России и в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Данный законопроект согласован с Банком России, Минэкономразвития и прошел обсуждение в профильном комитете Государственной Думы. Согласно данному законопроекту предлагается поднять минимальный уровень норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций до 10 процентов. Снижение данного норматива (то есть если ниже 10 процентов) соответственно является поводом для отзыва лицензии кредитной организации со стороны Банка России. Напоминаю вам, что в настоящий момент действует десять установленных Банком России нормативов, обязательных для выполнения кредитными организациями, при том что еще год назад их было восемнадцать, но в прошлом году их сократили до десяти и в будущем предполагается дальнейшее снижение количества нормативов. При этом норматив достаточности собственных средств - это, наверное, самый главный норматив, он так и называется: Н1. Это единственный норматив, при невыполнении которого Банк России обязан отозвать лицензию кредитной организации. Норматив достаточности определяется как отношение размера собственных средств к активам кредитной организации, взвешенным по степени риска. Сейчас он разный, в зависимости от размера кредитной организации: для банков с размером собственных средств (капитала) менее 5 миллионов евро - 11 процентов, для банков, где более 5 миллионов евро, - 10 процентов. При снижении данного норматива Банк России сейчас должен проводить меры по предупреждению банкротства, то есть финансовое оздоровление, назначение временной администрации и реорганизацию. Если он ниже 2 процентов, Банк России обязан отозвать лицензию. Правительство предлагает поднять данный норматив с 2 до 10 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончен доклад. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает Павел Алексеевич Медведев. Пожалуйста, Павел Алексеевич. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В течение последнего года мы внесли целый ряд поправок в банковское законодательство, которые делают надзор более рациональным и, следовательно, укрепляют банковскую систему. Закон, который сегодня предлагается, в том же русле. Комитет по кредитным организациям единогласно просит вас поддержать этот законопроект в первом чтении. По деталям этого закона на заседании комитета были бурные дискуссии, но они никак не затрагивают концепцию. Поэтому мы просим сейчас этот законопроект поддержать, а ко второму чтению, по-видимому, мы предложим некоторые поправки, которые концепцию не затронут, как это и положено. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Алексеевич, пока не уходите с трибуны. Есть ли вопросы? Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Введение в действие этого закона с января 2007 года предполагает, что ряд кредитных организаций и банков попадут под банкротство, в связи с тем что они не поднимут свой процент. В этой ситуации все те вкладчики или все те, кто кредитовался в этом банке (меня интересуют, конечно, вкладчики, предприятия, которые работали с этой кредитной организацией), - как они будут? Гарантирует ли государство, вообще говоря, возвращение их вкладов этими обанкротившимися, скажем, в будущем, банками? Как вот здесь быть? Ничего не объясняете. С 1 января вступит в действие, и всё. МЕДВЕДЕВ П. А. Вы затрагиваете важный вопрос, но немного больше его драматизируете, чем надо было бы в соответствии со статистикой. Если ситуация к 1 января не изменится и даже если закон будет принят ровно в такой редакции, как сейчас предлагается, то ни один банк не обанкротится. Все банки сейчас держат уровень достаточности капитала выше, чем предлагается в законе в качестве границы, после которой надо отзывать лицензию или принимать меры по борьбе с банкротством. Другое дело, что (сейчас я личное мнение высказываю, не мнение комитета, потому что я уже сказал, что эта дискуссия касается второго чтения), может быть, нужно будет несколько ослабить давление в первом пункте: не 10 процентов здесь сделать, а чуть-чуть ниже. Здесь есть еще одно досадное недоразумение. Внося эту поправку о 10 процентах, которые становятся сигналом для отзыва лицензии, только если они держатся в течение двух месяцев, мы забываем о действующей норме, а действующая норма такая: если уровень достаточности спустился до 2 процентов, Центральный банк обязан отозвать лицензию мгновенно, не ждать два месяца. Так вот, эта норма забывается. Но всё это - предмет второго чтения. И я думаю, что мы вместе с вами найдем здесь возможность внести разумные поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Павел Алексеевич, вы очень большой профессионал, очень хорошо разбираетесь в этих вопросах, очень компетентны, много лет депутат и знаете историю всю банкротств. Вот сейчас во время встреч с избирателями на селе очень много было вопросов по поводу агробанка. Пользуясь случаем, тем, что вы на трибуне, хочу спросить: есть ли перспектива, будут ли возвращены деньги селянам? МЕДВЕДЕВ П. А. Имеется в виду "СБС-Агро"? Нет, там всё кончено. Вот те обязательства, которые перед гражданами есть, они так и остаются. Никаких дополнительных выплат не будет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МЕДВЕДЕВ П. А. А уже ничего невозможно юридически, всё, вопрос закрыт. Вот для того чтобы такого рода истории не повторялись, мы и ужесточаем банковское законодательство. Еще раз повторяю: за последний год сделано очень много. Внесены совершенно кардинальные поправки в закон о банкротстве банков, закон стал совсем другим. Реально введен принцип субсидиарной ответственности, то есть жулик - владелец банка, который вместе с активами уехал на "мерседесе" из банка, юридически ответственен перед гражданами и юридическими лицами, которые из обанкротившегося банка не могут получить свои деньги назад, - теперь записано в законе так. Ну и другие ужесточения. И еще раз повторяю: вот то, что мы сегодня рассматриваем, - это шаг ровно в том же направлении. Этот закон должен еще в большей мере укрепить банковскую систему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антуфьев Сергей Владимирович, ваш вопрос. АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к основному докладчику. Алексей Львович, вот уровень достаточности собственных средств банков в 10 процентов - это величина из практики деятельности банков России либо какая-то расчетная? И какова мировая практика? САВАТЮГИН А. Л. Эта величина соответствует и мировой практике, и расчетам. Уважаемые депутаты, могу доложить вам, что на настоящий момент средняя величина данного норматива по всем банкам России составляет примерно 18 процентов, точнее, 17,9. Если мы возьмем тридцать крупнейших банков России, у которых большой отрыв от остальных почти тысячи трехсот банков, то эта величина составляет 16 процентов примерно. Павел Алексеевич совершенно верно отметил, что из почти тысячи трехсот банков, которые имеют соответствующую лицензию, ни один банк на сегодняшний момент не имеет этого норматива ниже 10 процентов, ни один. То есть даже если эта норма будет введена с завтрашнего дня, ни один банк не пострадает. Плюс банкам дано еще полтора года на то, чтобы улучшить свое финансовое положение, увеличить капитализацию и пересчитать риски. Что касается международной практики, то, конечно, по-разному в разных странах. Во многих развивающихся странах с похожей на нас банковской системой, в большинстве, я бы даже сказал, данный норматив еще выше, чем мы предлагаем. Есть международные нормы Базельского комитета по банковскому надзору, которые рекомендуют данную величину установить в размере 8 процентов для развитых банковских систем. При этом для системы с недостаточной еще капитализацией, к которой, к сожалению, относится Россия, предлагается эту величину чуть-чуть увеличить. Вот мы и предлагаем ее увеличить на эти 2 процента, чтобы банковская система России росла, чтобы прекратить практику выдачи рискованных кредитов, чтобы банки наши были надежнее, крупнее и конкурентоспособнее на мировом рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы закончились. Павел Алексеевич, присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить по данному законопроекту? Вижу одну руку. Депутат Овсянников, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, мне кажется, это вполне нормальный, реальный и продуманный закон, и вызывает недоумение, что представители коммунистической фракции задают вопросы: а вот не нарушит ли, а вот не ударит ли?.. В свое время, я помню, в Советском Союзе была жестко спроецированная одна-единственная система - Сбербанк. Всё, другого больше не было. Это было крупно, это было надежно, там были такие капиталовложения государства и такая защита финансов, которым, собственно, могла бы позавидовать и современная Россия. Я считаю, что время проходимцев, у которых было 3 рубля в кармане и они имели право открывать банки, абсолютно не отвечая за то, выдержат ли они, так сказать, позицию на финансовом рынке или сдадут, проходит. И совершенно право правительство, что внесло этот законопроект, одобрило, поддержало это. Фракция ЛДПР будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Приходится только сожалеть, что в том числе и представители фракции ЛДПР в свое время проголосовали за то, чтобы, как говорится, время проходимцев наступило, и оно длилось очень долго. Пример, который привела сейчас депутат Апарина, говорит как раз о том, что селян-то все-таки ограбили, ограбили окончательно, ограбили не одно предприятие за это время. И если надо было строить иную банковскую систему, кроме Госбанка СССР или Сбербанка, то надо было строить сразу с 20-процентным гарантом, чтобы банки имели эти активы. Нет, отдали проходимцам, обобрали народ, а теперь начинаем поднимать уровень и говорить: ах, как здорово мы поступаем! Да мы должны извиниться сейчас перед народом за то, что его ограбили с помощью вот таких деятелей! Конечно, надо поднимать этот уровень, я считаю, что мы обязаны сегодня гарантировать вклады в случае банкротства этих банков при вступлении в силу этого закона. Государство обязано взять на себя вот эти риски, особенно для граждан, и закрыть, так сказать, все ситуации, которые могут возникнуть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Егорович. Только я вот совсем не хочу извиняться за тех живущих и ныне здравствующих во власти, кто привел к этой ситуации, пусть лучше они отвечают за свои поступки. Есть ли желающие еще выступить, коллеги? Нет. Представители президента и правительства хотели бы высказаться, выступить с заключительным словом? Нет. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 38 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.