Заседание № 112
07.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 151956-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4113 по 4345 из 6855
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В блоке проектов законов, рекомендуемых в повестке дня к рассмотрению в первом чтении, есть ряд законодательных инициатив, которые внесли наши коллеги из субъектов Российской Федерации. Многие из них было доверено представить нашим же коллегам - депутатам Государственной Думы. Но доложить два законопроекта - под номерами 13 и 15 - наши коллеги делегировали своих представителей и даже представительниц - Ирину Анатольевну Яровую и Наталью Фёдоровну Кузнецову, которые сегодня в зале и у которых обратные билеты на сегодня. Они хотели бы сегодня же уехать. Чтобы не откладывать их рассмотрение, я вношу предложение сейчас и рассмотреть законопроекты под номерами 13 и 15. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я не думаю, что мы сегодня так жестоко поступим с женщинами, что им придется приезжать еще раз. Не будет возражений, если мы заслушаем инициативы двух регионов? Не будет. На голосование следует ставить? Не следует. Спасибо большое. Итак, мы переходим к рассмотрению пункта 13. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации". Доклад представителя Совета народных депутатов Камчатской области Яровой Ирины Анатольевны. Пожалуйста, на сцену. На трибуну, простите. ЯРОВАЯ И. А., представитель Совета народных депутатов Камчатской области. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию представляется законодательная инициатива Совета народных депутатов Камчатской области. Несмотря на то, что заключение профильного комитета Государственной Думы носит отрицательный характер, я очень прошу вас обратить внимание на данную законодательную инициативу. Отрицательное заключение профильного комитета по данному законопроекту, к сожалению, не содержит в себе никаких правовых оснований. Дело в том, что в 2004 году, когда был принят славный закон № 122-ФЗ в числе прочих претерпел изменения и закон "О континентальном шельфе...". Я думаю, что нет смысла напоминать вам действующую норму Конституции Российской Федерации, статью 72, о совместном ведении. В данном случае в России очень долгие годы действовал принцип двух ключей. Я думаю, что тот, кто пользуется банковской ячейкой, знает, для чего существует принцип двух ключей - для того, чтобы обеспечить сохранность вклада. Вот в данном случае на континентальный шельф Российской Федерации и ее природные ресурсы распространялся принцип двух ключей, а именно - право субъекта участвовать в принятии решений и, собственно говоря, неотъемлемые права самой Федерации. Вследствие принятия в 2004 году 122-го федерального закона стал действовать принцип одного ключа, когда права субъектов полностью исключены. Я полагаю, что это серьезное нарушение конституционного принципа, и, собственно говоря, наша законодательная инициатива - это только попытка восстановить ранее действовавшую норму федерального закона. Более того, я вас уверяю, что на практике мы уже столкнулись с тем, что отмена так называемого принципа двух ключей и устранение прав субъектов Российской Федерации имеет очень серьезные негативные последствия для всей Российской Федерации, потому что те решения, которые стали приниматься, реально причиняют вред стратегическим и экономическим интересам России. Я понимаю, что, может быть, для кого-то скучно рассматривать эту инициативу, но речь идет не о формальном вопросе, речь идет о том, что те природные богатства, которые имеются в Российской Федерации, на сегодняшний день вследствие 122-го закона в нарушение статьи 72 Конституции распределяются без участия самих субъектов Российской Федерации и граждан, проживающих в них. Я обращаюсь к представителю администрации президента (я не знаю, насколько это корректно). Я полагаю, что проблема использования недр (у нас есть еще инициатива по недрам) и проблема использования континентального шельфа - это проблемы стратегические. И я думаю, что, если вовремя не устранить ту серьезную ошибку, которая была допущена в этой части вследствие принятия 122-го закона, мы столкнемся с очень серьезными последствиями, которые устранить будет очень сложно. У меня всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Ну вот пока не нашли содокладчика... Прозоровский у нас куда-то исчез. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? Пожалуйста, на сцену. (Оживление в зале.) Ну что такое! Я приготовила для Михаила Юрьевича Зурабова такое приглашение. Прошу на трибуну и доложите нам закон. СИТНОВ В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, данный законопроект Комитет по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел. Точка зрения на сегодняшний день одна: в связи с новым законопроектом, который мы рассматриваем в ближайшее время, в сентябре - октябре, будут внесены поправки, будет учтено мнение субъектов Федерации. Данный законопроект сегодня рассматривается не вовремя, комитет против принятия этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть. Депутат Овсянников, каков ваш вопрос и к кому? ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к содокладчику. Так вот быстро сказал: не вовремя рассматривается, в сентябре - октябре... Кстати, по многим инициативам субъектов Федерации у нас такая же тюлька идет на протяжении вот уже двух лет созыва. Но если закон субъекта хорош и, возможно, даже намного переплевывает то, что должно родиться в недрах Государственной Думы, то почему бы его и не поддержать? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответьте, пожалуйста, с места. Включите микрофон депутату Ситнову, с места. СИТНОВ В. В. Уважаемый коллега, я докладываю: комитет рассмотрел более тринадцати предложений субъектов Федерации. Двенадцати субъектам было отказано в такой же правовой форме, так как здесь рассматриваются формы двух ключей. На сегодняшний день наш действующий Закон "О недрах" рассматривает только одну форму - аукционную, или конкурсную, форму с представителем субъекта Федерации. Это расписано полностью в одной из статей закона. Будущий закон, о котором я говорил, рассматривает несколько иную форму, там затрагиваются вопросы участия местных органов власти в распределении природных ресурсов на территории или субъекта Федерации, или местного органа власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, депутат Глазьев Сергей Юрьевич. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Спасибо. У меня вопрос к коллеге Ситнову. Все-таки что вы по существу можете сказать о законопроекте? Тот повод, по которому вы нам предлагаете его отклонить, не содержательный, а формальный. А по существу вы с концепцией законопроекта согласны или комитет считает, что она противоречит интересам государства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще... Кто отвечает? Включите депутату Ситнову микрофон, с места. СИТНОВ В. В. Он противоречит действующему Закону "О недрах". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Одна рука. Глазьев Сергей Юрьевич. Включите микрофон, с места. ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемые коллеги, я бы призвал более серьезно относиться к законодательным инициативам субъектов Федерации и уважать самих себя. Когда вместо содержательных аргументов профильный комитет говорит о том, что в принципе подход правильный, но чуть попозже его откорректирует, а главная причина заключается в том, что данная законодательная инициатива противоречит закону 122, который вызвал в обществе большие дебаты и который, очевидно, придется менять, то, мне кажется, это несерьезно даже по отношению к самим себе. При этом, если бы нас и коллег с Камчатки устраивало законодательство о недрах, то они бы и не вносили поправок, поправки вносятся именно потому, что присвоение федеральной бюрократией полного права распоряжаться недрами страны противоречит интересам нашей страны не только как федеративного государства, но и как общенародного, позволю себе сказать. Люди, живущие в регионах, особенно на Камчатке, где постоянные проблемы с энергетикой, с теплом, где хронический дефицит бюджета, где периодически возникают скандалы в связи с тем, что не могут найти лиц, ответственных за недофинансирование ключевых социальных сфер, - всё это волнует людей, они не понимают, почему, живя на таких колоссальных богатствах, регионы только по телевидению узнают, куда эти деньги расходуются и как накапливаются на счетах олигархов, которые и в России-то уже не живут давно. Поэтому, конечно, субъектам Федерации необходимо вернуть право голоса в рассмотрении вопросов о недропользовании. Они не претендуют на распоряжение недрами согласно этой законодательной инициативе, они хотят просто участвовать в принятии этих решений. Ничего в этом противоречащего интересам государства нет. Если мы с вами, принимая 122-й закон, ошиблись по многим позициям, допустив ущемление прав людей, проживающих на территориях, то надо эти ошибки исправлять, а не откладывать в долгий ящик. Поэтому, с нашей точки зрения, законодательная инициатива Камчатского областного Совета народных депутатов должна быть поддержана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Нет. Депутату Тимченко, пожалуйста, включите микрофон. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты, я не соглашусь с Сергеем Юрьевичем и с его мотивацией. Во-первых, комитет отклонил не по формальному признаку и не потому, что мы не можем что-то там найти и откладываем на более поздний срок. На самом деле сегодня никто не мешает субъекту Федерации принимать участие в лицензировании, а также в контроле за выполнением лицензионных соглашений. И как раз все социально-экономические аспекты региона отслеживаются. Другое дело, что, если рассматривать континентальный шельф, то и комитет считает, и президент об этом говорил, что континентальный шельф представляет интерес с точки зрения национальной безопасности всей страны. Разработка континентального шельфа должна находиться под контролем федерального центра. Именно по этим причинам, по этой мотивации комитет принял решение рекомендовать отклонить данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желания высказаться у представителей правительства и президента нет? Вы хотели бы сказать заключительное слово? Пожалуйста, тогда в ложе подойдите к микрофону. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, позвольте к вам обратиться именно так, потому что вы - федеральные законодатели, а мы представляем законодательный орган субъекта Российской Федерации. Я абсолютно ответственно заявляю, что речь не идет о том, чтобы перетянуть одеяло, речь как раз идет о том, чтобы обезопасить Российское государство от принятия незаконных, неправомерных, недальновидных решений, которые причиняют реальный вред. С Западно-Камчатским континентальным шельфом это уже произошло. И на сегодняшний день, поверьте мне, самому населению отстоять свои интересы практически невозможно. Кроме того, сорок шесть субъектов России положительно оценили нашу инициативу. Никаких правовых оснований к тому, чтобы не принять ее, нет. Более того, я полагаю, что вопрос использования недр и континентального шельфа должен стать предметом вашего особо пристального внимания. И на сегодняшний день я бы не стала безгранично доверять Минприродресурсов принятие тех решений, которые обеспечивают благополучие всей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 00 сек.) Проголосовало за 124 чел.27,6% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 127 чел. Не голосовало 323 чел.71,8% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 106
15.06.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 151956-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в части, касающейся полномочий субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 739 по 744 из 5508
БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, поступило письмо от Совета народных депутатов Камчатской области. Они в связи с неприбытием представителя просят перенести рассмотрение пункта 13 сегодняшней повестки. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 919 по 922 из 5508
Бугера Михаил Евгеньевич просит снять пункт 13. Есть письмо. Я думаю, что здесь также нет необходимости голосовать. Это письмо, безусловно, мне сюда тоже принесут, и раз оно уже появилось, то нет смысла рассматривать пункт 13.