Заседание № 86

20.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 151763-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1917 по 1988 из 5658
3-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения      
торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности,    
связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с                 
порнографическими изображениями несовершеннолетних", второе чтение.             
Докладывает Ольга Юрьевна Баталина.                                             
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен   
на подготовку нашей страны к ратификации очень важного международного           
документа - Факультативного протокола к Конвенции о правах ребёнка,             
касающегося таких преступлений, как торговля детьми, детская проституция и      
детская порнография, а также на подготовку к выполнению отдельных               
обязательств, предусмотренных Конвенцией Совета Европы о защите детей от        
сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.                         
                                                                                
В первом чтении мы приняли законопроект 23 января текущего года. При            
подготовке ко второму чтению поступило двадцать четыре поправки, из них         
двадцать две помещены комитетом в таблицу рекомендуемых к принятию, и две       
внесены в таблицу на отклонение. Замечания, высказанные Правовым управлением,   
были учтены при подготовке ко второму чтению. Прошу поставить на голосование    
таблицы поправок.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                 128 чел.28,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              234 чел.52,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    234 чел.                                          
Не голосовало                 216 чел.48,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 принимается.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Юрьевна.                                                      
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, законопроект готов к третьему чтению,         
имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Просим   
принять сегодня законопроект и в третьем чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4878 по 4916 из 5658
3-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения      
торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности,    
связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с                 
порнографическими изображениями несовершеннолетних", второе чтение.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Было предложение принять в третьем чтении. Есть ли желающие от фракций          
выступить по мотивам? Нет.                                                      
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 74

23.01.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 151763-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1408 по 2020 из 6628
4-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения      
торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности,    
связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с                 
порнографическими изображениями несовершеннолетних". Докладывает Игорь          
Николаевич Зубов, заместитель министра внутренних дел России.                   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Настоящий проект               
федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской     
Федерации. Принятие законопроекта обеспечит готовность Российской Федерации к   
выполнению своих обязательств государства-участника, предусмотренных            
Факультативным протоколом Конвенции о правах ребёнка, в части, касающейся       
торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также Конвенции   
Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных          
злоупотреблений.                                                                
                                                                                
Противодействие торговле людьми является одной из наиболее актуальных           
проблем, стоящих сегодня перед всем мировым сообществом. Преступления такого    
рода, как правило, совершаются организованными преступными группами, нередко    
международными. По масштабам распространения и размерам преступных доходов      
они сравнимы с такими видами криминального бизнеса, как незаконный оборот       
наркотиков и оружия. Во Всемирном докладе о торговле людьми, подготовленном в   
2012 году Управлением Организации Объединённых Наций по наркотикам и            
преступности, отмечено, что 27 процентов потерпевших по таким делам             
составляют дети. По данным ЮНИСЕФ, ежегодно по всему миру продаётся около 1,2   
миллиона детей.                                                                 
                                                                                
Актуальной проблемой мирового уровня остаётся производство и оборот детской     
порнографии. По разным оценкам, в настоящее время в глобальной сети Интернет    
работает до двухсот тысяч веб-сайтов, предлагающих контент с детской            
порнографией. За последние четыре года в Российской Федерации количество        
преступлений, связанных с изготовлением и распространением через сеть           
Интернет порнографических материалов с изображениями несовершеннолетних,        
возросло более чем в двенадцать раз. В 2012 году зарегистрировано 554 таких     
преступления.                                                                   
                                                                                
В законопроекте с учётом положений названных международных правовых актов,      
модельного закона СНГ "О противодействии торговле людьми" 2008 года и           
российского уголовного законодательства вводятся нормы, устанавливающие         
единый терминологический и понятийный подход к понятиям "торговля детьми" и     
"эксплуатация детей". Предлагается, в частности, установить такие дефиниции в   
Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской             
Федерации". Данный федеральный закон предлагается также дополнить новой         
статьёй 14-2 "Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей".    
Устанавливаются виды ответственности физических и юридических лиц за            
совершение правонарушений, связанных с торговлей детьми и эксплуатацией         
детей.                                                                          
                                                                                
Особо подчеркну, что установление административной ответственности              
юридических лиц в рассматриваемой сфере вводится в российской                   
правоохранительной практике впервые. Данная новелла реализует прямое            
предписание части четвёртой статьи 3 Факультативного протокола и части          
третьей статьи 26 конвенции Совета Европы государствам-участникам принять       
подобные меры. В этой связи предлагается дополнить Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях новыми статьями 6.19 и 6.20,      
устанавливающими административную ответственность за создание юридическим       
лицом условий для торговли детьми и эксплуатации детей, а также за              
изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими     
изображениями несовершеннолетних и их оборот.                                   
                                                                                
Административная ответственность юридических лиц будет носить дополнительный    
субсидиарный характер по отношению к уголовной ответственности физических       
лиц, что исключает какую-либо конкуренцию между нормами уголовного и            
административно-деликтного законодательства. Такой подход соответствует         
положениям Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому       
привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица   
не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение     
юридическое лицо. Предполагается применять механизмы административной           
ответственности юридических лиц за правонарушения в рассматриваемой сфере в     
случаях, когда виновные физические лица действуют не самостоятельно, а как      
представители юридического лица от его имени или в его интересах.               
                                                                                
Законопроект регламентирует процедуру возбуждения производства по данным        
делам прокурором. Полномочия по составлению протоколов закрепляются за          
должностными лицами органов внутренних дел. С учётом сложности                  
административного расследования дел данной категории предлагается установить    
возможность продления срока административного расследования по таким делам на   
один месяц. Напомню, что общий срок административного расследования также       
один месяц. Полномочия по рассмотрению данных дел предлагается отнести к        
исключительной компетенции судей.                                               
                                                                                
На законопроект поступили положительные отзывы от сорока шести                  
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов     
Российской Федерации и от пятидесяти одного высшего исполнительного органа      
государственной власти субъектов Федерации.                                     
                                                                                
Законопроект поддерживается Комитетом Совета Федерации по науке, образованию,   
культуре и информационной политике. Ответственный комитет - Комитет             
Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей - также поддержал        
законопроект и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.   
Принятие законопроекта позволит дополнить имеющиеся меры уголовно-правовой      
защиты детей административно-правовыми гарантиями, что позволит улучшить        
ситуацию в рассматриваемой сфере.                                               
                                                                                
Учитывая изложенное, прошу уважаемых депутатов поддержать законодательную       
инициативу Правительства Российской Федерации и принять законопроект в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста.                                           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет по вопросам семьи,     
женщин и детей благодарит Правительство Российской Федерации и Министерство     
внутренних дел Российской Федерации за проявленную активность в разработке и    
внесении данной законодательной инициативы. Это очень важный законопроект.      
Депутаты, которые давно работают в Государственной Думе, знают, что на          
протяжении почти десяти лет депутатами велась достаточно активная борьба за     
то, чтобы в России был ратифицирован, например, Факультативный протокол к       
Конвенции ООН о правах ребёнка, касающийся пресечения детской проституции и     
детской порнографии. Представленный законопроект направлен на подготовку        
Российской Федерации к ратификации указанного Факультативного протокола и       
конвенции Совета Европы более новой, 2007 года, которая касается защиты детей   
от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.                      
                                                                                
На самом деле принятие, ратификация этих актов, конечно, выводит Россию на      
другой уровень международного сотрудничества, серьёзный, глобальный. Мы         
вводим в законодательство многие международные стандарты в этой сфере, и,       
конечно, для всех сторонников защиты детей от сексуальных злоупотреблений и     
сексуальной эксплуатации независимо от того, от граждан каких государств        
такого рода угрозы исходили, этот закон очень важен.                            
                                                                                
Я хочу обратить внимание уважаемых коллег - и надеюсь на сотрудничество         
депутатов всех фракций в этой сфере - на то, что на самом деле в соответствии   
с указом президента от 1 июня прошлого года № 761 было дано поручение           
правительству о ратификации указанных актов. Были определены сроки - 2014       
год. Но 6 декабря прошлого года Президент Российской Федерации дал поручение    
ускорить внесение на ратификацию указанных актов и сделать это в этом году. И   
от нас, депутатов, требуется солидарность с президентом, правительством,        
Министерством внутренних дел, чтобы как можно быстрее привести                  
законодательство Российской Федерации в соответствие с предлагаемыми к          
ратификации международными нормами в этой сфере.                                
                                                                                
Достаточно подробную содержательную характеристику законопроекту дал Игорь      
Николаевич, поэтому я повторять не буду, я, только чтобы было понятно           
депутатам, каковы же самые главные новеллы, очень кратко их перечислю.          
                                                                                
Обращаю внимание, что в наше законодательство вводятся такие термины и их       
определения, как "торговля детьми", "эксплуатация детей". Сегодня в             
Российской Федерации есть общие термины - "торговля людьми" и "эксплуатация     
людей". Понятно, что здесь есть специфика, поэтому мы эти термины вводим в      
законодательство.                                                               
                                                                                
Впервые вводится административная ответственность юридических лиц за создание   
условий для торговли детьми, за создание условий для эксплуатации, за           
создание условий и за изготовление, приобретение, хранение, перевозку,          
распространение и публичную демонстрацию или рекламу детской порнографии, за    
незаконные действия по усыновлению, передаче под опеку. То есть, например,      
должностные лица детского дома или посреднической организации, которые          
допустили незаконную передачу, могут быть привлечены к административной         
ответственности. Это совершенно новые для нашего законодательства нормы и       
практика, но они очень важны. Это правильно, что такие нормы появляются,        
очень многие российские эксперты давно ратовали за то, чтобы такие нормы        
появились в российском законодательстве. Похвально, что эту инициативу          
проявляет Правительство Российской Федерации, МВД, которому надо будет потом    
исполнять этот закон.                                                           
                                                                                
Фактически введение административной ответственности для юридических лиц - а    
уже было сказано, что физические лица при этом не освобождаются от              
ответственности, каждый из них несёт ответственность, предусмотренную           
законом, - даёт возможность и юридическую основу для прекращения деятельности   
этих юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством,            
поскольку привлечение к административной ответственности будет фиксировать      
факт осуществления этими юридическими лицами незаконной деятельности в          
отношении наших детей. И важно, что этот закон предусматривает возложение на    
органы власти всех уровней соответствующих обязанностей, наделение их           
полномочиями в этой сфере.                                                      
                                                                                
Есть замечания ГПУ, Правового управления Аппарата Государственной Думы, но      
все они могут быть учтены ко второму чтению... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
Имеются ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос заместителю министра.                                                    
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, тема актуальная и чрезвычайно болезненная, и        
принципиально мы, конечно, поддерживаем дополнительные меры государства по      
наведению порядка.                                                              
                                                                                
Если можно, два слова скажите по теме, близкой к этой, хотя и                   
самостоятельной, - это влияние тоталитарных сект на судьбы детей. Специалисты   
говорят, что очень часто там происходит эксплуатация детей - они становятся     
предметом сексуальных притязаний и так далее. Как видит министерство эту        
проблему? Какова ваша точка зрения?                                             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Прежде всего я хотел бы отметить, что Елена Борисовна очень         
многое сказала о конкретном применении данной нормы. Что касается вообще темы   
эксплуатации детей в её различных формах, особенно сексуальной эксплуатации,    
то вот этот законопроект является всего лишь частью огромной работы, которую    
государство проводит в этой сфере. В этом зале уже принимались законы, и на     
подходе ещё целый ряд законопроектов, которые полностью выводят борьбу с        
эксплуатацией детей на международный уровень.                                   
                                                                                
Что касается тоталитарных сект, незаконных усыновлений, иных форм продажи       
детей и их эксплуатации. В случае принятия этого закона все эти формы будут     
подпадать под действие закона, то есть на самом деле это откроет новую          
страницу в борьбе с этим позорным и крайне опасным явлением, и возникнет        
вопрос правоприменения. Мы смотрим на эту ситуацию серьёзно, потому что         
оперативная обстановка в стране является сложной, количество преступлений,      
которые выявляются в данной сфере, не в полной мере отражает истинные           
масштабы этого явления. Мы будем бороться с такими преступлениями, будем        
возрождать систему профилактики и реагирования.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Анатольевич Овсянников.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Вопрос Игорю Николаевичу.                                                       
                                                                                
Безусловно, решать эту проблему надо, но вот буквально сегодня, во время        
вашего выступления, мой коллега поинтересовался: "Я не пойму: если я            
сфотографирую своего ребёнка на память для альбома и потом у меня что-то там    
найдут, - что, в связи с этим тоже будет обвинение?" Я почему спрашиваю? У      
нас в Ярославле была не очень хорошая история, когда одного из руководителей    
партийной организации попытались обвинить в чём-то, якобы связанном с детской   
порнографией, и там фигурировали какие-то личные снимки семьи вот в таком       
формате. Не вызовет ли принятие данного закона перегибов на местах и, скажем    
так, не будут ли неугодных за снимки в семейном альбоме сажать в кутузку?       
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. За снимки в семейном альбоме точно никого сажать не будут, но       
если кто-то в порнографическом аспекте, так сказать, сфотографирует своего      
ребёнка и разместит такие снимки в сети Интернет, то это, безусловно,           
немедленно повлечёт за собой уголовную ответственность.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Петровна Горячева.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое. У меня, наверное, больше всё же вопрос Елене Борисовне         
Мизулиной.                                                                      
                                                                                
Фактически сейчас вводится в КоАП административная ответственность              
юридических лиц за деяния, за которые физические лица несут уголовную           
ответственность. Не кажется ли вам, что при доработке ко второму чтению нужно   
обязательно главной санкцией сделать приостановление или прекращение            
деятельности юридического лица, особенно за изготовление различных              
порноматериалов, а потом уже штраф и всё остальное? Вам не кажется, что для     
юридического лица штраф в 50 тысяч рублей за изготовление порно - это смешная   
сумма, они заплатят с удовольствием штраф, потому что прибыль получают          
намного больше, и будут дальше продолжать делать то же самое? В законопроекте   
приостановление деятельности предполагается как альтернатива. Вам не кажется,   
что нужно именно приостановление деятельности сделать той самой главной         
санкцией, которая должна быть предусмотрена для юридических лиц, а в            
дополнение к этому возможен штраф?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста.                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Светлана Петровна, вы верно подметили противоречия в   
этом законопроекте в плане размеров штрафов для юридических лиц, но я хочу      
обратить внимание, что это вопрос для обсуждения во втором чтении, поскольку    
в административном кодексе размеры штрафов могут быть увеличены вплоть до 5     
миллионов рублей. То есть это вопрос для согласования. Но очень важно, что      
действительно может иметь место приостановление деятельности. Эта санкция       
указывается как вторая в перечне наказаний, а вы знаете, что второй вид         
наказания - он основной: начинается перечень санкций административных           
составов с более мягких наказаний и заканчивается более жёсткими, так что это   
уже есть в первом чтении, ну и плюс ещё то, что возможно даже прекращение       
деятельности юридических лиц. Важно, что юридические лица можно будет           
привлекать к ответственности, а размеры штрафов мы обсудим.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Игорь Николаевич, как утверждают специалисты, свыше    
20 процентов детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в   
России, и мой вопрос с этим связан. Знаете ли вы, что в городе Москве с         
разрешения власти официально выпускаются и распространяются учебники, книги,    
точнее, для младших школьников, где под видом сексуального образования -        
порнография? В декабре с этой трибуны я вынужден был эти книги, очень           
красочные, показать и попросил депутатов принять меры для пресечения этого.     
Вот в связи с этим вопрос: данный законопроект будет влиять на власть,          
которая разрешает выпуск таких вот сексуально-порнографических учебников для    
младших школьников или закон будет сам по себе, а власть продолжит свою         
работу и эти книги будут распространяться в младших классах? Как этот вопрос    
- порнография и власть - будет решаться в связи с принятием этого закона?       
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я не готов давать никаких политических оценок, это не входит в      
мою компетенцию, и вообще это не дело правоохранительной системы. Если в        
действиях любого юридического или физического лица есть признаки состава        
преступления, то по самому факту возбуждается административное расследование    
или уголовное преследование соответствующее и даются необходимые оценки.        
                                                                                
Я бы обратил ваше внимание на то, что я в своём выступлении говорил: с учётом   
сложности этих дел вводятся удлинённые сроки разбирательства, потому что эти    
дела, как правило, требуют проведения соответствующих экспертиз, других         
процессуальных действий различного рода. Я с вот этой ситуацией не знаком,      
но, если вы запрос напишете, мы с ней ознакомимся. Я полагаю, что в данном      
конкретном случае по этому факту должна быть проведена экспертиза: есть там     
материалы порнографического характера либо это иные материалы. Вот,             
собственно говоря, и весь ответ. Это сложно, это примерно соответствует         
вопросу про снимки из семейного альбома...                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, примерно. Здесь школа, да.                                      
                                                                                
Есть, вы знаете, программа сексуального воспитания, там есть чёткое             
определение того, что является порнографией, мы сейчас это вводим, но не        
исключены случаи, когда вольным или невольным путём какие-то материалы могут    
попасть и в официальные издания.                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. На это надо реагировать в общем порядке, для нас нет разницы.       
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич.                                
                                                                                
Рябов Николай Фёдорович.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Игорь Николаевич, вы назвали цифру огромную: если я правильно понял, 1          
миллион 200 тысяч детей по всему миру продаётся. А по Российской Федерации,     
конкретно по нашей стране есть такая статистика? Если есть, назовите,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
И второй вопрос: а какова ваша чисто человеческая позиция - усыновление наших   
детей гражданами иностранных государств не является ли тоже торговлей детьми?   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я могу не только своё мнение высказать, но, как мне                 
представляется, и дать юридический ответ на ваш вопрос.                         
                                                                                
Прежде всего после принятия данного закона будет наведён порядок в том, что     
считать продажей. Не было раньше такой терминологии. Я говорил о том, что у     
нас тоже имеют место подобные факты, но статистика не отражает истинных         
размеров данного явления. Если мы говорим, что за год у нас возбуждено          
девятнадцать уголовных дел подобной категории, по продаже детей, то это не      
потому, что у нас девятнадцать таких фактов, это потому, что наш закон не       
позволял квалифицировать все факты такого рода.                                 
                                                                                
В докладе уже прозвучало, что после принятия данного закона случаи              
усыновления детей, взятия их под опеку и попечительство за деньги могут         
рассматриваться с позиций данного закона, - это и моя гражданская позиция, и    
правовая позиция.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Игорю Николаевичу вопрос.                                                       
                                                                                
Продолжая логику Светланы Петровны Горячевой, я здесь заявляю, что закон        
слишком мягкий, бархатный, его, наверное, писал какой-то добрый следователь.    
Для примера могу привести, Игорь Николаевич, вам следующий факт: мы приняли     
недавно в первом чтении законопроект, которым за нецензурную брань вводится     
конфискация средств, может быть, даже изданий, которые будут этим заниматься,   
а здесь за детскую порнографию - штраф и приостановление деятельности. Не       
считаете ли вы, что здесь есть какие-то лоббисты, которые поработали, чтобы     
смягчить эти нормы? Я считаю, что за детскую порнографию нужно конфисковывать   
и помещения, и оборудование, и студии порнографические, и типографии, а не      
просто издания с этими изображениями!                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич.                             
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я не считаю, что было какое-то лоббистское влияние, это             
однозначно. Мы принимали участие в работе на всех этапах, данные нормы          
сконструированы исходя из предложений ведомств, субъектов Федерации и других    
участников процесса, и закон проходил обсуждение в экспертном сообществе. Что   
касается и эмоционального восприятия, и в определённом роде последствий его     
принятия, наверное, ужесточение ответственности возможно, но мы, я повторяю,    
говорим об административной ответственности. Уголовная ответственность - это    
достаточно жёсткая мера. Сегодня уже говорили, и я тоже хочу сказать о том,     
что законопроект сейчас рассматривается в первом чтении и в процессе            
обсуждения могут быть приняты более жёсткие меры, - это и право, и даже         
обязанность, наверное, депутатского корпуса. А конфискация сегодня уже          
предусматривается, обратите внимание: статья 6.20 - там есть конфискация.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Игорь Николаевич, определение основных понятий, которые вы с гордостью          
обозначили, - это очень сложные вещи. Я специально посмотрел, как вы это        
делаете, и вот с моей точки зрения, то, как здесь определена эксплуатация       
детей, имеет нулевую юридическую ценность. Я просто зачитаю: "использование     
рабского труда... занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их      
сексуальной эксплуатации". Во-первых, вы эксплуатацию через эксплуатацию        
определяете, а во-вторых... а если феодальный труд или какой-то ещё? В чём      
смысл вот этих упражнений, скажите, пожалуйста?                                 
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Смысл данных упражнений состоит в том, что это терминология,        
принятая в международном праве, и введение в такой форме термина "иные формы    
сексуальной эксплуатации" - это своего рода революция в борьбе с данными        
видами преступлений, потому что именно вот такие формы, которые позволяют       
расширительно смотреть на сексуальную эксплуатацию детей в её разнообразном     
виде, позволят очень эффективно навести порядок в данной сфере.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, присаживайтесь, вопросы        
закончились.                                                                    
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть желающие.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Свергунова Маргарита Николаевна.                                                
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот меня лично действительно очень радует, что появляются    
такие законопроекты, которые на самом деле будут работать на защиту наших       
детей, потому что действительно порнография присутствует во всех сферах нашей   
жизни. Мне самой недавно пришлось чистить свой компьютер, потому что            
открываешь какие-то политические темы - вылезают вот эти ненормальные           
порнографические ролики. Это вызывает дикую аллергию, надеюсь, не только у      
меня, но и у всех вас.                                                          
                                                                                
Единственная проблема законопроекта, предложения по решению которой, думаю,     
можно подготовить и рассмотреть ко второму чтению более детально, заключается   
в том, что действительно штрафы минимальны. Я думаю, что юридические лица,      
которые занимаются вот этим - снимают детей для порнографической продукции,     
распространяют эту порнографию, - надо привлекать к уголовной ответственности   
на срок до десяти лет, то есть нужны не штрафы в 50 тысяч, 100 тысяч рублей,    
а конкретная ответственность юридического лица, чтобы директор вот этого        
юридического лица нёс ответственность в полном объёме.                          
                                                                                
Здесь прозвучала информация по городу Ярославлю моего коллеги: молодой          
человек, руководитель нашей партийной ячейки, стал жертвой как раз вот этого    
распространения порнографических материалов в Интернете - на его электронную    
почту пришло сообщение, по ссылке он его открыл, и у него автоматически         
закачались эти порнографические изображения. То есть он даже сам не владел      
информацией о том, что эти порнографические изображения присутствуют в его      
компьютере, а потом, собственно говоря, нашлись там два ролика, и теперь        
человек страдает - до сих пор ведётся следствие, следствие очень длительное,    
проходит экспертиза, и, конечно, всё это очень неприятно.                       
                                                                                
Я думаю, что нам всем надо постараться сделать так, чтобы мы сами не            
становились жертвами вот таких случаев.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горячева Светлана Петровна.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Большое спасибо.                                                 
                                                                                
Хочу сказать, что законопроект, конечно, несколько двусмысленный. Почему?       
Потому что присутствует конкуренция уголовно-правовых и                         
административно-правовых норм. Посмотрите, у нас есть специальная статья,       
которой предусматривается уголовная ответственность, в том числе с реальным     
лишением свободы, за изготовление порнопродукции с привлечением детей и         
подростков, за это предусматривается уголовная ответственность, а для           
организаций, которые изготавливают порнопродукцию, предусмотрена только         
административная ответственность. Понятно, что мы не можем юридические лица     
подвергнуть уголовному наказанию, только физические лица, но получается, что    
административные санкции на самом деле намного слабее, чем уголовные санкции,   
и эта несоразмерность непонятна.                                                
                                                                                
Я не случайно задавала вопрос, который касался такой административной           
санкции, как приостановление деятельности. Что же получается? Допустим,         
какая-то организация незаконно изготавливает порнопродукцию с привлечением      
детей или занимается торговлей детьми - что за это предлагается? Штраф в        
размере от 50 тысяч рублей до 300 тысяч рублей - что это такое, что это за      
мера ответственности?! - либо, как сказала Елена Борисовна, приостановление     
деятельности на срок до девяноста суток. А потом что, извините, можно           
продолжать эту порнопродукцию опять штамповать? Что это за меры                 
ответственности?! С нашей точки зрения, если мы уже устанавливаем факт          
изготовления детской порнопродукции юридическим лицом, необходима такая         
санкция, как прекращение деятельности этой организации в части изготовления     
порнопродукции, поскольку для физических лиц за это установлена уголовная       
ответственность, это первое. Второе: конечно, тут нужно согласиться с Еленой    
Борисовной - можно как дополнительную меру предусмотреть штраф, но штраф        
должен быть на миллионы рублей, а не какие-то 50 тысяч или 300 тысяч, это       
вообще просто смешно!                                                           
                                                                                
Таким образом, во втором чтении нужно внести серьёзные поправки, и, если        
удастся выправить эти несуразности, тогда, наверное, можно будет считать, что   
мы свою функцию выполнили. Если же будет только "косметический ремонт", мы      
получим конкуренцию норм уголовного и административного законодательства, а     
потом появятся защитники, которые скажут, что мы заложили административную      
ответственность более мягкую, чем уголовная, так что, мол, давайте править      
Уголовный кодекс в сторону смягчения. Я сама когда-то нарабатывала              
законопроект, который касался ужесточения уголовной ответственности, в том      
числе за изготовление детского порно, и знаю, с каким трудом это удалось        
сделать, и мне не хотелось бы, чтобы сейчас из-за разных уловок мы пришли к     
обратному - к более мягкому подходу в борьбе с детским порнобизнесом.           
                                                                                
Мы такие поправки подготовим и предложим ужесточить меры административной       
ответственности. Хочется, чтобы законопроект приобрёл... (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. ...приобрёл те нормы, которые действительно реально будут        
влиять на исправление ситуации в России, и мы в конце концов перестанем         
славиться во всём мире тем, что торговля женским и детским телом, торговля      
детьми и торговля порнопродукцией - это то, где мы впереди планеты всей.        
Хотелось бы, чтобы по другим вопросам - социальным и экономическим - мы были    
впереди.                                                                        
                                                                                
Ещё раз подчёркиваю, что во втором чтении необходимо жёстко править             
законопроект в сторону усиления административных мер наряду с уголовными.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все желающие выступили. Игорь Николаевич, будете с заключительным словом        
выступать? Нет.                                                                 
                                                                                
Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста.                                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Благодарю    
за активное участие в дискуссии по данному законопроекту. Хочу пояснить         
несколько моментов.                                                             
                                                                                
Относительно того, что прозвучало в выступлении Овсянникова Владимира           
Анатольевича в отношении определения детской порнографии. Данный законопроект   
не содержит определения детской порнографии, определение детской порнографии    
содержится в законопроекте, который внесён ещё 18 июля прошлого года            
депутатами всех фракций Государственной Думы в связи с выполнением поручения    
Государственной Думы, это законопроект № 113185-6. Он находится в комитете      
Павла Владимировича Крашенинникова, и мы надеемся, что он в ближайшее время     
будет внесён на рассмотрение Думы и принят, это будет очень серьёзным вкладом   
в дело борьбы с сексуальной эксплуатацией детей во всех формах. Именно в том    
законопроекте, Владимир Анатольевич, определено, что снимки из семейного        
альбома не являются порнографическими. Это первое.                              
                                                                                
Второе. Относительно того, что сказал Кашин Борис Сергеевич в отношении         
определения торговли детьми. Действительно, такая форма, как, например,         
подневольное состояние, прямо не указана в определении, но это можно            
исправить ко второму чтению. И Игорь Николаевич абсолютно правильно обратил     
внимание на то, что в определении, которое предложено в законе, нет             
исчерпывающего перечня форм сексуальной эксплуатации, поэтому, например,        
такая форма, как приобретение клиентом услуг несовершеннолетнего,               
занимающегося проституцией, - это тоже форма сексуальной эксплуатации           
ребёнка, и вы понимаете, каким должно быть наказание за такие деяния.           
                                                                                
Третье. Относительно того, что сказала Светлана Петровна Горячева.              
Конкуренции уголовно-правовых и административно-правовых норм применительно к   
ответственности юридических лиц не будет, потому что в уголовном                
законодательстве пока таких санкций, такого вида ответственности нет, только    
в административном.                                                             
                                                                                
Абсолютно справедливо обратила внимание Светлана Петровна на размеры штрафов.   
Хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, на то, что штрафы,             
установленные в административном кодексе и в уголовном законодательстве,        
сопоставимы: 5 миллионов рублей - максимальный штраф в КоАП, и такой же в       
Уголовном кодексе, то есть через повышение штрафов можно и для юридических      
лиц существенно усилить наказания.                                              
                                                                                
А для сравнения могу сказать: в Соединённых Штатах Америки для юридического     
лица - провайдерской компании, которая обнаружила снимок детского порно         
(всего лишь обнаружила) и не передала в соответствующий национальный центр,     
хранящий эти снимки, установлен штраф 200 тысяч долларов, а за каждый           
последующий случай - штраф 300 тысяч долларов. То есть штраф 5 миллионов        
рублей сопоставим, если сравнивать меры ответственности такого рода, и          
возможен в рамках нашего административного законодательства для юридических     
лиц.                                                                            
                                                                                
Но ещё раз обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что тот законопроект,      
который предусмотрен, и это очень важно, связан с Гражданским кодексом.         
Откройте пункт 2 статьи 61 ГК - там сказано, что деятельность юридического      
лица может быть прекращена, если это юридическое лицо осуществляет              
запрещённую законом деятельность. Впервые в том законопроекте, который мы с     
вами рассматриваем, предлагается признать незаконной деятельность               
юридического лица и привлечь его к административной ответственности, если это   
юридическое лицо занимается такой деятельностью, связанной с детьми, как        
сексуальная эксплуатация и тому подобное, так что прекращение деятельности      
юридического лица уже заложено в этом законопроекте, даже ничего не надо        
дополнять.                                                                      
                                                                                
Ну и к тому, что сказала Маргарита Николаевна Свергунова. Невозможно            
предусмотреть ответственность юридического лица в виде лишения свободы даже в   
рамках уголовного законодательства, да и вряд ли, наверное, надо это делать,    
потому что законопроект, который мы рассматриваем, в общем-то, позволяет        
применить достаточно серьёзные меры ответственности к юридическому лицу и в     
рамках административного кодекса.                                               
                                                                                
Ко второму чтению мы, безусловно, учтём все поступившие замечания и предложим   
депутатам вариант законопроекта уже с учётом высказанных в ходе сегодняшнего    
обсуждения замечаний.                                                           
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4873 по 4892 из 6628
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли       
детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной   
с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими         
изображениями несовершеннолетних".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.