Заседание № 137

20.12.2013
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего; проект № 151664-6; в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2079 по 2095 из 9432
17-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в Уголовный кодекс      
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".    
Докладывает Виктор Витальевич Пинский.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! 8 октября 2013    
года мы данный закон приняли, он был отклонён 16 октября 2013 года Советом      
Федерации. Советом Федерации было рекомендовано создать согласительную          
комиссию, она была нами создана, 18 октября 2013 года прошло её заседание,      
выработано единое решение. Комитет просит принять данный федеральный закон в    
редакции согласительной комиссии.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет.                   
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7634 по 7651 из 9432
17-й вопрос, о Федеральном законе "О внесении изменений в Уголовный кодекс      
Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".    
Законопроект голосуется в редакции согласительной комиссии.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              448 чел.99,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    448 чел.                                          
Не голосовало                   2 чел.0,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 117

08.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 151664-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2052 по 2075 из 6831
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный        
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации".                                                                     
                                                                                
Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это тоже       
правительственный закон, он предполагает введение в Уголовный кодекс            
отдельной статьи об ответственности за получение сексуальных услуг              
несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, если такие   
действия совершены за деньги и клиентом является лицо старше восемнадцати       
лет. Второе новшество - предлагается внести в УПК положение о том, что, если    
несовершеннолетний потерпевший или свидетель не возражают, следственные         
действия с ними фиксируются на видео, а потом используются в суде вместо        
показаний в случае их отсутствия.                                               
                                                                                
Данный проект прошёл все экспертизы и готов к принятию в третьем чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4997 по 5014 из 6831
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный        
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 116

20.09.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 151664-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5317 по 5375 из 7291
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации".                                                                     
                                                                                
Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Напомню, что      
данным законопроектом в Уголовный кодекс вводится новая статья - об             
ответственности за получение сексуальных услуг от лица в возрасте от            
шестнадцати до восемнадцати лет, и в связи с этим также вносятся изменения в    
Уголовно-процессуальный кодекс.                                                 
                                                                                
Ко второму чтению к данному проекту закона поступили поправки. Комитет          
рекомендует шестнадцать поправок к принятию, имеется две поправки, которые      
комитет рекомендует к отклонению. Прошу утвердить таблицы поправок и принять    
данный проект закона во втором чтении.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 2 принимается.                                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5881 по 5898 из 7291
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации", также второе чтение.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 75

25.01.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 151664-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части установления ответственности за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4595 по 5154 из 7744
18-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в     
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс          
Российской Федерации". Докладывает Игорь Николаевич Зубов, заместитель          
министра внутренних дел.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Николаевич.                                                   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! 23 января текущего года вами   
в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий внесение серьёзных   
изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в части        
усиления борьбы с торговлей людьми, сексуальной эксплуатацией детей и           
оборотом порнографических материалов с изображением детей.                      
                                                                                
Представляемый сегодня законопроект вносится Правительством Российской          
Федерации и имеет аналогичную направленность. Его главной новеллой является     
введение в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы (статья 240-1),          
устанавливающей уголовную ответственность за пользование сексуальными           
услугами заведомо несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до              
восемнадцати лет лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. При этом под    
сексуальными услугами предлагается понимать половое сношение, условием          
совершения которого является денежное вознаграждение несовершеннолетнему или    
третьему лицу.                                                                  
                                                                                
Таким образом, фактически впервые в нашей стране предлагается ввести            
ответственность клиентов проституток в возрасте от шестнадцати до               
восемнадцати лет вне зависимости от добровольности занятия проституцией и       
достижения или недостижения половой зрелости. За это преступление               
предлагается установить ответственность: штраф в размере до 200 тысяч рублей    
или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до        
восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок от ста двадцати до       
двухсот сорока часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо        
лишение свободы на тот же срок.                                                 
                                                                                
Предваряя возможные вопросы, хочу напомнить уважаемым депутатам, что в          
Российской Федерации установлена уголовная ответственность за половые           
сношения и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим           
шестнадцатилетнего возраста (статья 134 УК), и ответственность за этот вид      
преступления гораздо жёстче, чем предлагается в рассматриваемом                 
законопроекте. Причём согласно данной статье неважно, на возмездной или иной,   
в том числе добровольной, основе имело место половое сношение. Законодатель     
запрещает половые отношения с несовершеннолетними указанного возраста как       
таковые, причём ответственность за подобные деяния наступает с                  
восемнадцатилетнего возраста. Это уже прописано. Подобный подход полностью      
соответствует статье 19 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной   
эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. При этом под ребёнком понимается    
любое лицо в возрасте до восемнадцати лет (статья 3 конвенции), но законный     
возраст для вступления в половую связь устанавливает национальное               
законодательство (статья 18 конвенции). В нашем случае уже установлен такой     
возраст - это шестнадцать лет, то есть с ребёнком до шестнадцати лет вступать   
в половую связь нельзя.                                                         
                                                                                
Представленный законопроект направлен на борьбу с проституцией                  
несовершеннолетних, а уголовная ответственность, я подчёркиваю, вводится        
только для совершеннолетних клиентов проституток, которые заведомо знали, что   
проститутка, с которой они вступили в половую связь, находится в возрасте от    
шестнадцати до восемнадцати лет. К сожалению, вынужден ещё раз                  
констатировать, что проституция, в том числе с участием несовершеннолетних,     
повсеместно, в том числе в нашей стране, приобрела характер высокодоходного     
криминального бизнеса, став сферой интересов российской и международной         
организованной преступности.                                                    
                                                                                
Согласно официальной статистике, в 2012 году в Российской Федерации за          
занятие проституцией к административной ответственности привлечено 10 тысяч     
509 человек, из них 70 несовершеннолетних. За получение доходов от              
проституции, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией,       
привлечено к ответственности 218 человек. Возбуждено 496 уголовных дел по       
статье 240 УК "Вовлечение в занятие проституцией", 446 уголовных дел - по       
статье 241 "Организация занятия проституцией". Приведённые цифры не отражают    
истинных размеров проституции и иных видов сексуальной эксплуатации людей,      
поскольку эти виды правонарушений характеризуются высоким уровнем               
латентности. На фоне экспертных данных, согласно которым общее количество       
проституток в Российской Федерации составляет порядка одного миллиона           
человек, а численность несовершеннолетних проституток, по оценкам экспертов,    
колеблется от 150 тысяч до полумиллиона, приведённые официальные цифры, мягко   
говоря, выглядят очень скромно.                                                 
                                                                                
Проблема обостряется сопутствующими проституции угрозами прогрессирующего       
характера ВИЧ-инфекции, венерических и иных заболеваний, алкоголизма,           
наркомании, что негативно влияет на воспроизводство здорового населения, а в    
конечном итоге на генофонд нации и народностей. Хочу особо подчеркнуть, что     
проституция, как правило, сопряжена с совершением значительного количества      
сопутствующих уголовных преступлений. И хотя положительные сдвиги в борьбе с    
сексуальной эксплуатацией детей, безусловно, имеются, можно констатировать,     
что действующие в этой области административные и уголовные запреты пока не     
привели к ожидаемому результату. Принятие рассматриваемого законопроекта, на    
наш взгляд, качественно улучшит ситуацию.                                       
                                                                                
Расследование уголовных дел в отношении клиентов несовершеннолетних             
проституток предлагается осуществлять в форме дознания дознавательными          
органами внутренних дел, в связи с чем предлагается внести соответствующее      
изменение в часть третью статьи 150 УПК. Предлагается также дополнить статью    
166 УПК положением, предусматривающим обязательное применение видеозаписи или   
киносъёмки в ходе отдельных следственных действий - при допросе, очной          
ставке, при предъявлении для опознания, при проверке показаний на месте, -      
производимых с участием не только несовершеннолетнего потерпевшего, но и при    
необходимости несовершеннолетнего свидетеля, если их законные представители     
против этого не возражают. Данные положения напрямую связаны с положениями      
конвенции Совета Европы, требующими, чтобы все интервью с жертвой или с         
ребёнком-свидетелем записывались на видеоплёнку и чтобы эти записанные на       
видеоплёнку интервью принимались в качестве показаний в ходе судебного          
разбирательства.                                                                
                                                                                
Согласно предлагаемым изменениям в статью 281 УПК суд предлагается наделить     
правом в случае неявки несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в         
судебное заседание по уголовным делам о преступлениях против половой            
неприкосновенности несовершеннолетних принять по ходатайству стороны или по     
собственной инициативе решение об оглашении ранее данных ими показаний и о      
воспроизведении видеозаписи или киносъёмки следственных действий,               
произведённых с их участием. Таким образом будет исключена возможность          
затягивания и развала дел данной категории в судах, это потребность практики.   
                                                                                
Принятие законопроекта обеспечит готовность Российской Федерации к выполнению   
обязательств, предусмотренных международными договорами в сфере защиты детей    
от сексуальной эксплуатации и сексуального развращения.                         
                                                                                
С учётом изложенного прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать инициативу       
Правительства Российской Федерации и принять законопроект в первом чтении.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Присаживайтесь.                
                                                                                
Виктор Витальевич Пинский.                                                      
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный проект     
закона внесён правительством во исполнение международных договоров, и в         
частности Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации    
и сексуальных злоупотреблений от 12 июля 2007 года.                             
                                                                                
Хотелось бы отметить, что Россия присоединилась к этой конвенции в октябре      
2012 года. Действующий Уголовный кодекс предусматривает ответственность         
совершеннолетнего за сексуальные действия в отношении лица, не достигшего       
шестнадцатилетнего возраста. Между тем согласно международным договорам         
ребёнком, как уже ранее отмечал докладчик, признаётся лицо в возрасте до        
восемнадцати лет, но в действующем Уголовном кодексе нет ответственности за     
сексуальные действия в отношении лица в возрасте от шестнадцати до              
восемнадцати лет. Данным проектом закона вводится такая ответственность за      
эти действия, если они совершались за деньги. Дела эти будут расследоваться в   
форме дознания.                                                                 
                                                                                
Второе новшество этого проекта закона состоит в том, что предлагается внести    
в Уголовно-процессуальный кодекс, в статьи 166 и 281, правило о том, что,       
если несовершеннолетний потерпевший, или несовершеннолетний свидетель, или их   
законные представители не возражают, следственные действия с ними снимаются     
на видео, а затем эта видеозапись может использоваться в суде вместо            
показаний, если они отсутствуют. Это необходимо для того, чтобы не причинять    
вред интересам ребёнка, не заставлять несовершеннолетних рассказывать в суде    
о тех преступлениях, которые в отношении их совершались.                        
                                                                                
Вместе с тем к данному проекту закона имеется ряд замечаний. Во-первых,         
сейчас в Уголовном кодексе отсутствует такое понятие, как сексуальные услуги,   
поэтому комитет считает, что это понятие просто нужно привести в соответствие   
с терминологией Уголовного кодекса. Во-вторых, плата за сексуальные услуги в    
данном случае выражается в денежном вознаграждении, но она может быть и в       
иной форме, поэтому необходимо уточнять текст нормы. В-третьих, нужно           
проанализировать вопрос о заведомости, то есть о безусловном знании возраста    
потерпевшей, ведь то, что преступник заведомо знал, что вступает в отношения    
с несовершеннолетней, придётся доказывать следствию. Также ко второму чтению    
можно продумать вопрос о том, как регулировать вопрос об ответственности за     
получение сексуальных услуг, если их получатель сам является                    
несовершеннолетним, в проекте закрепляется ответственность только лица,         
которое старше восемнадцати лет. Наконец, надо уточнить случаи использования    
в ходе следственных действий видеозаписи с участием несовершеннолетних: либо    
это правило будет распространяться на все преступления, либо только на те       
составы, которые касаются сексуальных преступлений.                             
                                                                                
Все эти замечания не являются концептуальными, поэтому в комитете они будут     
рассматриваться в ходе подготовки ко второму чтению. На данный проект           
получены положительные отзывы правительства, Верховного Суда, Правового         
управления.                                                                     
                                                                                
С учётом изложенного комитет просит принять данный законопроект в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться.                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Игорь Николаевич, не считаете ли вы, что в               
пояснительных документах, вот там, где говорится о терминологии (здесь и        
содокладчик уж об этом говорил), об установлении ответственности "за            
получение сексуальных услуг несовершеннолетнего", уже звучит некая уступка      
этим лицам, которые совершают подобные действия в отношении                     
несовершеннолетних? Потому что до сих пор мы подобные действия в отношении      
несовершеннолетних называли "насильственными действиями сексуального            
характера". Кстати, и все недостатки данного законопроекта... то есть           
некоторое послабление по отношению к действующему законодательству в            
отношении ответственности за действия в отношении лиц в возрасте до             
шестнадцати лет, не некоторое, а существенное послабление, исходит отсюда,      
начинается именно с этой терминологии.                                          
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Прежде всего, я не хочу дополнительно давать оценку тому, кто как   
воспринимает этот законопроект, но ни о каком послаблении здесь речь не может   
идти. Те нормы, которые сегодня существуют, дополняются новыми, очень           
серьёзными видами ответственности. Никогда ещё в российском законодательстве    
не вводилась ответственность клиентов проституток, ни-ког-да! Поэтому о каком   
послаблении мы говорим?                                                         
                                                                                
Суть в том, что может быть определённая критика законопроекта, и рассмотрение   
законопроекта проходило очень непросто на всех этапах, там участвовали все      
ведомства, общественные формирования, и возникали вопросы о том, а не будет     
ли этот закон использоваться в провокационных целях, а все ли виды              
сексуальных домогательств здесь отражены. В конечном итоге компромиссным        
решением стало то, что мы предложили, и мы сегодня в основном наносим удар по   
детской проституции, под потерпевшими мы понимаем в данном случае               
несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. До этого      
законом регулировалась ответственность за сексуальные действия в отношении      
лиц в возрасте до шестнадцати лет, а теперь мы существенно расширяем, то есть   
в отношении лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.                  
                                                                                
Здесь никакого послабления точно нет, закон качественно изменит ситуацию в      
плане правового регулирования борьбы с проституцией, он даёт очень серьёзные    
механизмы и для профилактики. Если речь идёт о десятках и сотнях тысяч детей,   
вовлечённых в проституцию, и мы ужесточаем ответственность за это, я думаю,     
это абсолютно оправданная мера.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Игорь Николаевич, вопрос чуть издалека. Много лет       
назад Энгельс сказал, что отношение к женщине есть критерий цивилизованности    
общества. Сегодня в России критериями являются алчность и всё вокруг этого.     
Это драма, когда молоденькие девчонки попадают на панель: кто-то ссылается,     
что от бедности, кто-то - что от ещё чего-то. Надо приводить в чувство тех,     
кто так поступает с детьми. Но скажите, разве мы не видим, что творит           
телевидение в сфере пропаганды половой распущенности, в том числе и детей? И    
я хотел бы попросить, чтобы ваше министерство вместе с Министерством культуры   
и Министерством здравоохранения поэнергичнее наступали на это, ведь отсюда      
идёт беда, не считая всех социальных и иных факторов. Как вы на это смотрите?   
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Я, во-первых, естественно, полностью выступаю за возрождение        
духовности и нравственных идеалов в стране, этот вопрос не обсуждается.         
Просто если мы посмотрим данный законопроект, сфера регулирования совершенно    
другая: по сути мы ведём речь, я ещё раз говорю, об усилении борьбы с           
проституцией, проституция не разрешена в стране, она у нас является             
административно наказуемым деянием. Если мы говорим об ответственности, то у    
нас есть очень серьёзные составы, связанные с борьбой с организованной          
преступностью, которые поглощают в том числе и организованные формы занятия     
проституцией. Другое дело, что не хватало определённых механизмов, которые      
позволяли бы нам эффективно бороться. И одним из таких механизмов является      
именно привлечение клиентов к ответственности, это важно для того, чтобы мы     
могли использовать клиента для получения информации, в том числе для            
расслоения, так сказать, этих организованных преступных группировок. Ну, есть   
и другие методы, которые здесь сработают. Поэтому, безусловно, этот             
законопроект является очень важным шагом вперёд.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Игорь Николаевич, не кажется ли вам расплывчатым наказание?           
Преступление, получается, наказывается штрафом от 1 рубля до 200 тысяч, в       
конечном итоге наказание - от 1 рубля до двух лет лишения свободы. Ну, здесь    
есть, в общем-то, рамки: обязательные работы на срок от ста двадцати до         
двухсот сорока часов - здесь определённые рамки есть, а по остальным            
санкциям, в общем-то, большой разброс. Это первый вопрос.                       
                                                                                
И второй. Скажите, каким образом будет устанавливаться факт денежного           
вознаграждения? Это же очень тонкий вопрос для правоохранителей в отношении     
подобного рода деяний.                                                          
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну я сразу же скажу, что мне не кажется, что расплывчато: у суда    
обязательно должна быть возможность усмотрения. Это раз.                        
                                                                                
И второе: с точки зрения установления денежного вознаграждения есть общее       
уголовно-процессуальное правило, каких-то новых норм здесь выдумывать не        
надо.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Сергеевич Старовойтов.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Вот сейчас во время обсуждения данного законопроекта неоднократно звучали       
слова "дети", "сексуальное насилие" и так далее, и тому подобное. Это очень     
правильные слова и очень правильный законопроект, но не кажется ли вам, что     
те нормы, то есть те санкции, которые вы предусматриваете, слишком малы?        
Потому что если мы говорим о детях, а мы говорим именно о детях, то             
уравнивать такие вещи, как штраф, обязательные работы, два года лишения         
свободы, - вот правильно коллега Бессонов подметил здесь - просто               
неправильно.                                                                    
                                                                                
Во-первых, всё-таки было бы правильнее усилить ответственность, а во-вторых,    
может быть, ввести некую императивность ответственности, чтобы не давать        
судам возможности усматривать, потому что именно из-за этого усмотрения судов   
и происходит у нас такое, когда, извините, педофилов отпускают на волю, -       
потому что есть определённое усмотрение суда, а если будет некая                
императивность этой нормы, мы будем понимать, что срок пять лет, потому что     
это ребёнок, потому что совершено сексуальное преступление в отношении          
ребёнка. Не кажется ли вам, что так будет правильнее?                           
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Вы знаете, этот вопрос очень много дискутировался. Мне кажется,     
что в данном случае это выражение некоего согласованного компромисса между      
всеми разработчиками законопроекта. Я ещё раз напоминаю, что речь идёт об       
ответственности клиентов проституток, а в отношении организованной              
преступности, за вступление в половую связь с несовершеннолетними до            
шестнадцатилетнего возраста, за действия насильственного характера              
предусмотрены и работают другие, очень жёсткие меры.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Юрьевич Маркелов.                                                        
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Игорь Николаевич, это очень своевременный и нужный законопроект, огромное       
спасибо, отрадно, что сегодня в силовых структурах работают люди, которые       
заботятся о детях. Более того, этот законопроект действительно в состоянии      
изменить ситуацию с детской преступностью.                                      
                                                                                
Вопрос такой, Игорь Николаевич, - я хотел бы всё-таки затронуть тему            
правоприменительной практики - вопрос о заведомости преступления, то, о чём     
говорил содокладчик Виктор Витальевич Пинский: вот где грань - заведомо знал    
и заведомо не знал? Вы опытный человек, вы опытный юрист, специалист, вот       
скажите, пожалуйста, каким вы видите решение вопросов о заведомости             
преступления и об ответственности, потому что очень легко от этого уйти: мы     
все прекрасно понимаем, что каждый клиент будет отрицать, что он знал о том,    
что это ребёнок, несовершеннолетний, то есть они будут говорить, что не         
знали. Просто ваше видение ситуации.                                            
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Ну, я, чтобы не занимать много вашего времени, могу сказать, что    
вокруг этого вопроса было очень много дискуссий. Именно по нашему предложению   
внесён этот признак - заведомость, потому что у разработчиков законопроекта и   
у многих правозащитников как раз возникали опасения, что если этого не будет,   
то будут серьёзные нарушения. Так что признак заведомости - это некий сигнал    
этим клиентам: раньше они нравственные проступки совершали - теперь будут       
совершать уголовные преступления, и практика отрегулирует эту ситуацию:         
паспорт будут спрашивать, будут интересоваться какими-то другими моментами -    
мы не можем в законе всё прописать, но мы заложили этот признак, чтобы не       
было злоупотреблений.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Список покажите, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Иван Константинович Сухарев.                                                    
                                                                                
СУХАРЕВ И. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Действительно,    
данный законопроект актуален: на сегодняшний день проституция захлестнула       
нашу страну, но уголовная ответственность за получение сексуальных услуг        
несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет в настоящее   
время действительно не предусмотрена. Данный законопроект направлен на          
устранение данного пробела, что само по себе хорошо, очень важно, но            
действительно имеется серьёзный недостаток - признак заведомости                
применительно к возрасту несовершеннолетнего, что недопустимо, так как это,     
мы считаем, опять ведёт к появлению коррупционной составляющей, потому что      
заведомость является критерием оценочным. Человек, которого задержали, может    
на суде сказать: "В темноте она показалась мне старше", - либо, как сказал      
вот уважаемый Игорь Николаевич, он может спросить паспорт, но где потом его     
искать, этот паспорт? Или нужно сразу носить с собой копировальный аппарат?     
Ну это невозможно, я считаю.                                                    
                                                                                
В общем, фракция ЛДПР считает данный законопроект нужным, в целом               
поддерживает его, но при условии устранения недостатков, внесения поправок ко   
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Борисовна Мизулина.                                                       
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Фракция         
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, но с оговорками              
относительно тех замечаний, которые обязательно должны быть обсуждены и         
учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, соответствующие          
поправки мы внесём. Обращаю ваше внимание: 6 декабря прошлого года наш          
комитет проводил парламентские слушания - на обсуждение выносились все          
законопроекты, касающиеся защиты детей от сексуальной эксплуатации, в том       
числе и этот, так вот, участники парламентских слушаний единодушно              
высказались за то, чтобы те замечания, которые я сейчас озвучу, были учтены.    
                                                                                
Действительно, следует согласиться с Игорем Николаевичем в том, что в           
Уголовном кодексе Российской Федерации сегодня не написано прямо, что           
существует уголовная ответственность клиента за получение сексуальных услуг     
несовершеннолетнего, занимающегося проституцией, но есть ряд составов,          
которые предусматривают такую возможность, называю их.                          
                                                                                
Части вторая и третья статьи 127-1 "Торговля людьми": торговля                  
несовершеннолетними в целях сексуальной эксплуатации, детская проституция.      
Наказание за такие действия в отношении лиц четырнадцати лет, пятнадцати лет,   
шестнадцати лет, семнадцати лет и так далее, без признака заведомости           
относительно возраста, независимо от получения денежного вознаграждения - до    
десяти лет, если организованная группа - до пятнадцати лет лишения свободы.     
Сравните с наказанием, которое предлагается в новой статье: от двух месяцев     
до двух лет лишения свободы, штраф - от 100 рублей до 200 тысяч, и только в     
отношении шестнадцати-семнадцатилетних.                                         
                                                                                
Часть третья статьи 240 "Вовлечение в занятие проституцией" - тоже действия,    
которые совершены в отношении детей пятнадцати - семнадцати лет, независимо     
от вознаграждения, наказание - от трёх до восьми лет.                           
                                                                                
Части вторая и третья статьи 241 "Организация занятия проституцией", где        
широкий состав диспозиции, не только предоставление помещения, - наказание      
зависит от того, каков возраст ребёнка, который используется для проституции:   
если до четырнадцати лет, то наказание - до десяти лет, если четырнадцать,      
пятнадцать, шестнадцать, семнадцать лет, то наказание - до шести лет лишения    
свободы. Признака заведомости нет.                                              
                                                                                
То есть смотрите, что получается, на это обращали внимание эксперты: у нас      
несколько составов, которые конкурируют, и если мы вводим специальный состав,   
то в этом случае этот специальный состав должен касаться и                      
четырнадцати-пятнадцатилетних, а не только шестнадцати-семнадцатилетних. И      
здесь надо учитывать не только денежное вознаграждение, потому что получение    
лицом услуг несовершеннолетнего, занимающегося проституцией, - это всё равно    
форма проституции, это торговля детьми, и наказание должно быть - не менее      
четырёх лет лишения свободы, плюс дифференцированно... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. В заключении комитета учтены - спасибо комитету! - три           
поправки, три рекомендации, предложенные участниками парламентских слушаний:    
по признаку заведомости применительно к возрасту несовершеннолетнего, по        
расшифровке понятия "сексуальные услуги" и по усилению наказания. Но каким      
должно быть наказание? Не менее четырёх лет лишения свободы в отношении         
шестнадцати-семнадцатилетних, и должна быть дифференциация в отношении лиц      
более молодого возраста. Также нужно уточнить признак подследственности и       
вопрос подведомственности: почему МВД? Любой полицейский на месте будет         
исходить не из тех рекомендаций, которые вы даёте, у него появится              
возможность выбора, и я не уверена, что он будет действовать всегда в           
интересах детей.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне фракция поручила выступить по этому вопросу.             
Законопроект детально обсуждался вчера на заседании фракции, его                
анализировали очень глубоко, и общая идея этого законопроекта вызвала у         
депутатов одобрение. Половую неприкосновенность лиц в возрасте до шестнадцати   
лет на сегодня уголовный закон защищает достаточно основательно. Напомню, что   
половые сношения и иные действия сексуального характера с лицом, которое не     
достигло шестнадцати лет, и развратные действия в отношении такого лица         
караются по статьям 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, однако    
половая неприкосновенность лиц в возрасте шестнадцати-семнадцати лет такой      
защиты не имеет. Отчасти это и правильно, потому как применительно к этому      
возрасту наряду с понятием "половая неприкосновенность" уже существует и        
понятие "половая свобода": в соответствии с положениями брачно-семейного        
законодательства этим лицам в случае беременности, рождения ребёнка и других    
уважительных причин разрешается вступать в брак. Однако защита                  
несовершеннолетних в этой сфере, конечно же, никогда не будет лишней, и та      
защита, о которой идёт речь в законопроекте, по существу, единственный          
дополнительный институт, который может быть введён в отношении                  
несовершеннолетних этого возраста.                                              
                                                                                
Тем не менее наша фракция не может голосовать за законопроект в таком виде по   
целому ряду причин, и на первом месте здесь совсем не то, что заведомость       
будет трудно доказывать. Как доказывать заведомость, известно, на практике      
этих проблем не возникает, всё это хорошо прописано в учебниках по              
криминалистике, в теории доказательств. Вопрос не в этом, вопрос в другом.      
                                                                                
Во-первых, проект предусматривает дополнительные меры по защите половой         
неприкосновенности несовершеннолетних шестнадцати-семнадцатилетнего возраста,   
но позволяет суду лишь слегка пожурить взрослого, который совершил половое      
сношение с подростком за денежное вознаграждение: минимальная санкция статьи    
- это штраф в размере заработной платы, максимальная - до двух лет лишениия     
свободы. Такое преступление закон будет относить к категории преступлений       
небольшой тяжести, то есть к самому лёгкому по шкале тяжести преступлению.      
                                                                                
Во-вторых, законопроект предусматривает ответственность лишь за половое         
сношение, условием совершения которого является денежное вознаграждение         
несовершеннолетнему или третьему лицу. Между тем не меньшую опасность           
представляют в таком случае и мужеложство, и лесбиянство, а также иные          
действия сексуального характера. Очевидно, что в этих случаях уголовная         
ответственность также должна наступать.                                         
                                                                                
В-третьих, мы полагаем, что условием уголовной ответственности должно быть не   
только вознаграждение в виде денег, но и в виде имущества.                      
                                                                                
В-четвёртых, авторы законопроекта избрали для данной ситуации явно неудачный,   
если не сказать циничный, термин... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. ...термин "сексуальные услуги несовершеннолетнего". Вообще,   
удивительно, как это преступление авторы не разместили в главе "Преступления    
в сфере экономической деятельности". Правильней в этом случае было бы           
использовать уже существующие в законодательстве понятия "занятие               
проституцией", "вовлечение в занятие проституцией", они есть в нашем            
действующем Уголовном кодексе.                                                  
                                                                                
Ну и последнее. Авторы законопроекта наряду с внесением дополнений в            
Уголовный кодекс, которые мы здесь так живо обсуждаем, предлагают внести        
изменения и в Уголовно-процессуальный кодекс, и некоторые из этих новаций       
являются, мягко говоря, неудачными. Так, проектная часть, часть вторая-1,       
статьи 166 устанавливает правило: в ходе допроса, очной ставки, предъявления    
для опознания, проверки показаний на месте, когда эти действия проводятся с     
участием несовершеннолетнего потерпевшего, обязательно применение видеозаписи   
или киносъёмки. Но такая "забота" о несовершеннолетнем потерпевшем на самом     
деле будет оборачиваться хорошей помощью в развале уголовных дел для            
недобросовестных защитников и обвиняемых: практики хорошо знают, что            
следователь не всегда имеет техническую возможность осуществить видеозапись     
или киносъёмку, особенно при производстве этих действий в неотложном режиме.    
Ну и что будет? А будет вот что: следователь проведёт допрос, который надо      
было срочно проводить, но видеосъёмку не произведёт, и это будет приводить к    
признанию судом полученного доказательства недопустимым и, соответственно, к    
прекращению уголовного дела.                                                    
                                                                                
Повторяю: позиция фракции - не голосовать за законопроект в этом виде.          
Предложение, мол, давайте, проголосуем за законопроект, а потом начнём его      
сочинять, является порочным, тем самым мы просто-напросто будем поощрять        
безответственность и некомпетентность, извините за такие слова, тех людей в     
правительстве, кто пишет такие законы.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста.                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает проект закона "О внесении изменений в Уголовный    
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации" в части установления ответственности за получение сексуальных        
услуг несовершеннолетнего и рекомендует Государственной Думе принять его в      
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Борисовна, вы выступали от фракции, но за четыре минуты успели всё        
очень подробно доложить, так что спасибо.                                       
                                                                                
Игорь Николаевич, вы будете выступать ещё раз?                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗУБОВ И. Н. Мне хотелось бы сказать большое спасибо за эту конструктивную       
дискуссию, но хотел бы обратить внимание на один момент: положения данного      
законопроекта строго выверены и соотнесены с международно-правовыми             
обязательствами России. И я о многом мог бы рассказать, но остановлюсь только   
на одном моменте - на вопросах видеозаписи: это прямое требование конвенции,    
там это прямо записано, эта норма защищает права ребёнка.                       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Витальевич, вы будете выступать? Нет? Спасибо.                           
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6741 по 6758 из 7744
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской         
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.33,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.