Заседание № 47
15.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 151311-4 "О внесении изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (об изменении понятия "лоцман"; внесён Н. П. Залепухиным и А. В. Митрофановым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2674 по 2864 из 5429
У нас договорённость, что пункты 15.1 и 15.2 мы рассмотрим вместе. Я приглашаю Сергея Алексеевича Аристова на трибуну. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации". У нас одиннадцать минут до перерыва. АРИСТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации", который разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 КТМ, Кодекса торгового мореплавания. Конституционный Суд России пришёл к выводу, что пункт 2 статьи 87 содержит нечёткие, неопределённые правовые нормы в отношении деятельности лоцманских организаций различных форм собственности. В частности, отсутствуют критерии, на основании которых Правительство Российской Федерации создавало ранее перечень морских портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке. Новая редакция пункта 2 статьи 87, представленная вашему вниманию, устраняет неопределённость в отношении существования и лоцманской службы государственных организаций, и лоцманских служб негосударственных организаций. Также новая редакция законодательно закрепляет критерии, которыми должно руководствоваться Правительство Российской Федерации при учреждении перечня морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций. К таким критериям согласно законопроекту относятся морские порты, имеющие смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также морские порты, в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота. Создание перечня диктуется необходимостью обеспечения обороноспособности, экономической и экологической безопасности государства. Учитывается, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов (коммерческие и некоммерческие) самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность и возможность выполнения их функций или отказ ни в какой форме не могут быть обеспечены государством. Такой отказ выполнения лоцманских проводок по различным основаниям приведёт к остановке деятельности крупных, основных, базовых морских портов России, а также к скоплению судов на рейдах морских портов, что будет препятствовать выполнению в том числе задач Вооружённых Сил Российской Федерации. Таким образом, новая редакция пункта 2 статьи 87 позволит гарантированно обеспечить бесперебойный доступ судов в морские порты. Законопроект отвечает правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, содоклад Сергея Николаевича Шишкарёва. Пожалуйста. ШИШКАРЁВ С. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сергей Алексеевич Аристов, официальный представитель правительства, подробно изложил основания разработки и внесения в Государственную Думу законопроекта "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации". Законопроект устанавливает критерии портов, лоцманская проводка судов в которых осуществляется только государственными организациями. В портах, не отвечающих этим критериям, соответственно, разрешается деятельность частных лоцманских организаций. Комитет считает такой подход концептуально приемлемым и отмечает, что он позволяет выполнить постановление Конституционного Суда Российской Федерации. В то же время положения проекта закона ограничивают конкуренцию лоцманских организаций различных форм собственности. Обоснованность предоставления значительных преимуществ государственным лоцманским организациям представляется комитету неочевидной. Критерии, указанные в проекте закона, а именно смежная акватория с военно-морской базой или доля перевалки в порту опасных грузов, тоже неочевидны, неточны и, возможно, неполны. Приведу простой пример. Если, например, доля перевалки опасных грузов в порту в течение года будет меняться в районе этой 50-процентной отметки, значит ли это, что надо разрешать деятельность частной лоцманской организации, и на какой период? А если грузооборот будет меняться поквартально? Поэтому мы предлагаем при подготовке законопроекта ко второму чтению серьёзно его осмыслить, доработать и добиться, чтобы принятый Государственной Думой закон реально повысил безопасность торгового мореплавания. Как представляется, потребуется уточнить критерии отнесения портов или даже, возможно, целых районов морских театров к сфере деятельности исключительно государственных лоцманских организаций. С учётом изложенного комитет считает принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" в первом чтении возможным и рекомендует Государственной Думе его поддержать. Олег Викторович, как договорились, я тогда выступлю и по второму законопроекту, который внесли наши коллеги - депутаты четвёртого созыва. Вашему вниманию также предлагается законопроект "О внесении изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", внесённый депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Залепухиным и Митрофановым. Как уже отмечалось при обсуждении правительственного законопроекта, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Эти нормы определяли понятие лоцмана в сфере деятельности государственных лоцманских организаций. В постановлении также поручается федеральному законодателю урегулировать деятельность негосударственных лоцманских организаций. Рассматриваемый законопроект направлен на формальное решение задачи, поставленной Конституционным Судом, путём исключения из кодекса текста пункта 2 статьи 87. Комитет считает, что простое исключение пункта из кодекса оставляет в правовом вакууме деятельность негосударственных лоцманских организаций. Это противоречит требованию Конституционного Суда о введении норм прямого действия в правовое регулирование вопросов, связанных с этими организациями, поэтому мы считаем концепцию проекта неприемлемой. На законопроект получены отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, соответственно тоже отрицательное. Комитет по транспорту рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект о внесении изменения в Кодекс торгового мореплавания, внесённый депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Залепухиным и Митрофановым. Доводы я привёл, уважаемые коллеги, прошу нашу позицию поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Депутат Федоткин, депутат... Так, сначала вопросы. Депутаты Попов, Коломейцев, пока нет других рук. Пожалуйста, Коломейцев, потом - Попов. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Алексеевич, а скажите, пожалуйста, в какой степени вот эта поправка локализует те недоразумения, которые были при аварии в Азовском море четырнадцати наших судов, аварии, нанёсшей колоссальный ущерб и стране, и экологии Азовского моря? Спасибо. АРИСТОВ С. А. Я бы не стал ставить на одну планку те катастрофы, которые произошли в Азовском море, в Керченском проливе, поскольку там это было связано в первую очередь со штормовой погодой и неправильно выпущенными в море кораблями, не того класса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Попов Сергей Александрович. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня тоже вопрос к Сергею Алексеевичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Сергей Николаевич. ПОПОВ С. А. На ваш взгляд, какое время нужно министерству, чтобы отреагировать на постановление Конституционного Суда? С моей точки зрения, три с половиной года - это слишком большой срок. Как вы считаете? АРИСТОВ С. А. Я понимаю и принимаю упрёк, только хочу сказать, что данный законопроект готов был теоретически в очень короткое время, но слишком долго в силу определённой заинтересованности разных сторон проходил различные процедуры согласования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Я так понимаю, что ни Сергей Алексеевич, ни Сергей Николаевич не настаивают на заключительном слове. У нас рейтинговое голосование. (Я потом дам вам, Владимир Николаевич, слово по ведению, просто надо успеть проголосовать.) Ставится на голосование пункт 15.1, комитет предложил его принять. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Так, пункт 15.2. Мы голосуем по альтернативным законопроектам. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 48 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 14 сек.) Проголосовало за 7 чел.1,6% Проголосовало против 32 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3% Уважаемые депутаты, согласно нашему Регламенту в результате рейтингового голосования считается принятым в первом чтении законопроект, обозначенный в пункте 15.1.